Включить версию для слабовидящих

Чудеса у зимнего костра

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ЧУДЕСА У ЗИМНЕГО КОСТРА
Новогодняя сказка

(Звучит музыка. На экране слайд — заснеженный зимний лес. Входят Январь и Декабрь, последний опирается на волшебный посох)

     ЯНВАРЬ: Пора  нам, братец Декабрь, к празднику готовиться — снег в лесу обновить, ветви посеребрить. Махни-ка рукавом, ты ведь ещё здесь хозяин. И волшебный посох у тебя.

   ДЕКАБРЬ: А не рано ли? До Нового года ещё далеко. Вот и следы на снегу — значит, люди по лесу бродят. Завалишь тропинки снегом, им отсюда и не выбраться.

   ЯНВАРЬ: А ты полегоньку начинай. Подуй ветром, помети метелью — гости и догадаются, что домой пора. Не поторопишь их, так они до полуночи шишки да сучья собирать будут. Всегда им чего-нибудь надо. На то они и люди!

    ДЕКАБРЬ: Ну что ж, начнём помаленьку.

Верные слуги —
Снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему,
Ни леснику, ни лешему!

(На экране видео — метель в лесу, в сопровождении соответствующей фонограммы. Входят Ведущий и Библиотекарь)

    ВЕДУЩИЙ: Метель-то какая разыгралась — прямо сказать, новогодняя! (Декабрю и Январю) Здравствуйте, братья-месяцы!

    ЯНВАРЬ: А вы откуда нас знаете, добрые люди? Вам ведь видеть нас не полагается!

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Да кто же вас не знает? Вот вы — Декабрь. (Кланяется Декабрю) Сейчас ваше время. А наступит 1 января, передадите волшебный посох своему брату. (Кланяется Январю) Про вас и сказка написана — называется «Двенадцать месяцев».

   ЯНВАРЬ: Сказка? Кто это посмел наши тайны подглядеть да другим людям открыть?

    ВЕДУЩИЙ: Сочинил сказку писатель Самуил Маршак. Сейчас мы с ним познакомимся.

О МАРШАКЕ, СТИХАХ И СКАЗКАХ
(Рассказ о С.Я. Маршаке сопровождается слайдами)

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Маршака знают все — и дети, и взрослые. Ведь они тоже когда-то были маленькими и прыгали на месте, приговаривая:

Мой
Весёлый
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
<...>

      Со стихами Маршака каждый из нас знакомится в раннем детстве, но запоминаются они на всю жизнь.

   ВЕДУЩИЙ: Самуил Яковлевич дружил с замечательным поэтом Чуковским. И как-то на юбилее коллеги по перу Корней Иванович остроумно заметил, что в нашей литературе целых пять Маршаков. Один сочиняет стихи для детей. Второй — лирический поэт, автор серьёзных произведений, мудрых и глубоких. Третий — переводчик, четвёртый — сказочник. И наконец, пятый — драматург, создатель пьес, любимых многими поколениями ребят.
     Но давайте обо всём по порядку.

    БИБЛИОТЕКАРЬ:  Родился Самуил Яковлевич в Воронеже 3 ноября 1887 г. У будущего поэта была замечательная семья: отец — техник на заводе, талантливый изобретатель; мать, которая вела хозяйство; пятеро братьев и сестёр; бабушка, любившая, кстати, говорить в рифму. Жили бедно, приходилось часто переезжать.
   Маршаку нравилось учиться. Можно сказать, он был вундеркиндом, то есть одарённым ребёнком. В гимназии преподаватель словесности привил ему любовь к поэзии, и Самуил уже в 11 лет переводил на русский творения древнеримского поэта Горация.

    ВЕДУЩИЙ: В молодости Маршаку довелось путешествовать по миру. В 1911 г. вместе с друзьями, отплыв из Одессы на пароходе, наш герой побывал в Палестине, Турции, Греции. В этой поездке он познакомился со своей будущей женой.
    А в 1912 г. Самуил Яковлевич поехал учиться в Англию. Во время каникул путешествовал по стране — пешком, «с мешком за плечами и палкой в руках». Слушал английские народные песни и работал над переводами местных баллад. Собирал детский фольклор, полный причудливого юмора. А впоследствии перевёл стихи знаменитых британских мастеров слова.

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Маршак - признанный детский поэт. И пришёл он в литературу через театр. В 1920-е гг. в Краснодаре, где жил некоторое время, Самуил Яковлевич начал писать пьесы для ребят. А вернувшись в Петроград, пришёл работать в Театр юных зрителей. Он возглавлял журналы для мальчишек и девчонок, даже руководил ленинградской редакцией Издательства детской литературы. И, конечно, писал стихи.

    ДЕКАБРЬ: Достойный человек!

    ЯНВАРЬ: Только не пойму, как он наши тайны узнал?

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Каждый писатель немного волшебник. А Самуил Маршак — ещё и мудрый. Сказка «Двенадцать месяцев» повествует и о людях, и о чудесах, которые случаются под Новый год, и о природе.

    ЯНВАРЬ: Как это? Сказка — и вдруг о природе? Там же обычно всё больше короли всякие, принцы и принцессы, бедные сиротки...

    ВЕДУЩИЙ: Так и в сказке Маршака всё это есть — добрая трудолюбивая Падчерица, капризная Королева, злая Мачеха... Но есть и другое — очень важная мысль о том, что природа добра к человеку, который бережно и уважительно относится к ней; но наказывает того, кто видит в ней лишь средство обогащения. Только трудолюбивым и благородным природа раскрывает свои тайны и дарит богатства.

    ЯНВАРЬ: Всё так! Только ведь не всякий человек это понимает. Ох и мудрый писатель этот Маршак!

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Настало время познакомиться с героями его сказки.

(Январь и Декабрь уходят)

СЦЕНКА «КОРОЛЕВСКИЙ УКАЗ»

(На экране слайд — интерьер дворца. Выходят Глашатаи (1) и (2), выносят парту и доску, затем удаляются. Входит Профессор, пишет на доске таблицу умножения. Появляется Королева. Она садится за парту, крутится, потом достаёт зеркальце и поправляет причёску)

    КОРОЛЕВА: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

  ПРОФЕССОР: Вы совершенно правы, ваше величество. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой ещё четыре строчки.

    КОРОЛЕВА (садясь ровно): Ладно уж, диктуйте.

   ПРОФЕССОР:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
<...>
А.Н. Плещеев «Травка зеленеет...»

    КОРОЛЕВА: Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет) Травка зе-не...

(Входит Глашатай (1))

   ГЛАШАТАЙ (1) (низко кланяясь): Ваше величество, осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

   КОРОЛЕВА (капризно, устало): Ещё писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Давайте сюда ваши бумажки!

(Глашатай (1) подаёт Королеве бумаги. Она подписывает документы)

   ГЛАШАТАЙ (1): Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

    КОРОЛЕВА: Опять начертать!

   ГЛАШАТАЙ (1) (подавая Королеве ещё один документ): ...Одно из двух слов, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

    КОРОЛЕВА (тихо считает, загибая пальцы): По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить», это короче.

(Глашатай (1) берёт бумаги и уходит)

   ПРОФЕССОР (тяжело вздыхая): Ах, ваше величество, что вы написали!

   КОРОЛЕВА: Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

   ПРОФЕССОР: Нет, вы правильно написали это слово — и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

   КОРОЛЕВА: Какую же?

   ПРОФЕССОР: Решили судьбу человека, даже не задумавшись!

   КОРОЛЕВА: Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

   ПРОФЕССОР: И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

   КОРОЛЕВА: Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала... И под конец, наверное, сошла бы с ума... Но, к счастью, я вас не слушаюсь. Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!

   ПРОФЕССОР: Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?

   КОРОЛЕВА: Не помню что- то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

   ПРОФЕССОР: Разумеется, интересовало!

   КОРОЛЕВА: Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

   ПРОФЕССОР: Как угодно вашему величеству... (Грустно и покорно собирает книги)

   КОРОЛЕВА (ставя локти на стол и рассеянно следя за Профессором): Право же, хорошо быть Королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

   ПРОФЕССОР: Не смею сказать, ваше величество!

   КОРОЛЕВА: Ничего, я разрешаю.

   ПРОФЕССОР (робко): Поставил бы в угол...

  КОРОЛЕВА: Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!

   ПРОФЕССОР (роняя книги): Но чем же я прогневал ваше величество?

   КОРОЛЕВА: Не догадываетесь? Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!

   ПРОФЕССОР: Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам неугодно!

   КОРОЛЕВА: Клянётесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь.

   ПРОФЕССОР: Сколько будет шестью шесть, ваше величество?

   КОРОЛЕВА (смотрит на него, наклонив голову набок): Одиннадцать.

    ПРОФЕССОР (грустно): Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет...

   КОРОЛЕВА: Сколько да сколько! Какой вы любопытный. Спрашиваете, спрашиваете... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное. Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун чудесного праздника.

   ПРОФЕССОР (кивая в знак согласия): Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев! Месяцы идут один за другим. И никогда ещё не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь — раньше августа.

   КОРОЛЕВА: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

   ПРОФЕССОР: Это невозможно, ваше величество.

   КОРОЛЕВА: Вы опять?

   ПРОФЕССОР (умоляюще): Не я возражаю вашему величеству, а наука и природа! Ведь каждый месяц приносит нам что-то особенное. Декабрь, январь и февраль дарят катание на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы; в марте начинается снеготаяние; в апреле выглядывают первые подснежники...

   КОРОЛЕВА: Вот я и мечтаю, чтобы уже был апрель. Хочу подснежники! Я их никогда не видала. Завтра новогодний приём, и я требую, чтобы они были у меня на столе.

    ПРОФЕССОР: Ваше величество, но законы природы!..

   КОРОЛЕВА (перебивая его): Я издам новый закон природы! А вы садитесь за мою парту и пишите.

(Профессор садится за парту, Королева ходит и диктует)

    Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается) «Травка зенеле-ет, солнышко блестит». Да-да, так и пишите. Ну! «Травка зенеле- ет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...»
    
Что бы им такое пообещать? Ну вот, придумала. Пишите. «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине». Давайте перо — я начертаю своё высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли)

     ПРОФЕССОР: Воля ваша, Королева!..

    КОРОЛЕВА: Да-да, воля моя, и вы должны её исполнить!

(Королева и Профессор уходят. На экране слайд — старинный город. Входят Глашатаи (1) и (2) со свитками в руках. Звучат фанфары)

ГЛАШАТАЙ (1):

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!

ГЛАШАТАЙ (2):

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит!

ГЛАШАТАЙ (1):

Кто отрицать посмеет,
Что ласточка летит,
Что травка зеленеет
И солнышко блестит?

ГЛАШАТАЙ (2):

В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт!

   ГЛАШАТАЙ (1): Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!

   ГЛАШАТАЙ (2): Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски! Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!

   ГЛАШАТАЙ (1): На подлинном собственной её величества рукой начертано: «С Новым годом! С первым апреля!»

   ГЛАШАТАЙ (2) (хлопая ладонью о ладонь): Брр!.. Холодно!..

(Глашатаи уходят. На экране слайд — обложка книги «Двенадцать месяцев»)

    ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы уже догадались, что перед нами необычная сказка. Волшебные истории бывают разные. Есть фольклорные — их создал народ и долгие века отделывал, «шлифовал», передавая из уст в уста. Приведите примеры народных сказок.

(Ребята отвечают: «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк» и т. д.)

    Верно! А вот сказка, о которой мы говорим,—литературная. Она написана автором, но опирается на фольклорную традицию. В основе — сюжет чешской народной сказки «Двенадцать месяцев».

    БИБЛИОТЕКАРЬ: А назовите-ка ещё истории со схожим сюжетом.

(Ребята отвечают: «Морозко» — русская народная, «Госпожа метелица» — братьев Гримм, «Золушка» — Ш. Перро)

    Версия нашего героя одновременно похожа и не похожа на эти истории. Общий мотив такой: девушка попадает в беду, а братья ей помогают. Мачеха везде злая, а падчерица добрая и кроткая. В народных сказках характеры заданы раз и навсегда, персонажи не меняются к финалу.

    ВЕДУЩИЙ: Самуил Яковлевич обогатил знакомые сюжеты своими находками. Здесь всё иначе. Главная героиня у Маршака не только трудолюбивая, но и весёлая, может за себя постоять. Давайте убедимся в этом, посмотрев ещё одну сценку.

СЦЕНКА «КТО В ЛЕС ПОЙДЁТ?»

(На экране слайд — деревянная изба, печка, окно, украшенное морозными узорами. Слышно завывание вьюги. Выходят Мачеха и Дочка. Старуха принимается за вязание, а Дочка разглядывает две корзины — побольше и поменьше)

    ДОЧКА (держа в руке маленькую корзинку): А что, мама, в эту корзинку много золота войдёт?

    МАЧЕХА: Да, немало.

    ДОЧКА: На шубку хватит?

   МАЧЕХА: Что там на шубку, Доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да ещё на чулочки и платочки останется.

(Дочка ставит маленькую корзинку на пол и берёт большую)

    ДОЧКА: А в эту сколько войдёт?

    МАЧЕХА: А уж тут и говорить нечего. На золоте пить- есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.

    ДОЧКА: Ну так я эту корзинку и возьму! (Вздыхая.) Одна беда — подснежников не найти. Видно, посмеяться над нами захотела Королева.

    МАЧЕХА: Молода, вот и придумывает всякую всячину.

    ДОЧКА: А вдруг кто-нибудь пойдёт в лес да и наберёт там подснежников? И достанется ему вот этакая корзина золота! Надену-ка я свою шубейку да попробую поискать.

    МАЧЕХА: Что ты, Доченька! Я тебя за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась! Замёрзнешь в лесу.

     ДОЧКА: Ну так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

    МАЧЕХА: Что же тебе, деточка, родной матери не жалко?

    ДОЧКА: И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко!

    МАЧЕХА: Нечего сказать, хороша дочка! В такую погоду хозяин собаку на улицу не выгонит, а она мать выставляет.

    ДОЧКА: Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит.

    МАЧЕХА: А ведь и правда! Отчего бы её не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберёт она цветочков — мы тобой их во дворец снесём, а замёрзнет — ну, значит, такая её судьба. Кто о ней плакать станет?

    ДОЧКА: Да уж верно не я. До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя — все соседи только про неё и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница — золотые руки!», «Красавица — глаз не отвести!» Дадим ей корзину побольше, что я для себя выбрала.

    МАЧЕХА: Что ты, Доченька! Эта корзина новая, недавно куплена. Ищи её потом в лесу. (Указывая на корзину поменьше.) Вон ту дадим — пропадёт, так не жалко.

(Входит Падчерица. Снимает платок, подходит к «печке», греет руки)

    ПАДЧЕРИЦА: Так метёт, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.

    МАЧЕХА: На то и зима, чтобы метель мела.

    ПАДЧЕРИЦА:    Нет,  такой вьюги за целый год не было, да и не будет.

    ДОЧКА: А ты почём знаешь, что не будет?

    ПАДЧЕРИЦА: Да ведь нынче последний день в году!

    ДОЧКА: Вон как! Видно, ты не очень замёрзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе ещё кое- куда сбегать. В лес!

     ПАДЧЕРИЦА: В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.

    ДОЧКА: Да не за хворостом, а за подснежниками!

    ПАДЧЕРИЦА (смеясь): Вот разве что за подснежниками — в такую- то вьюгу! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть немудрено.

    ДОЧКА: А я не шучу. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберёт, Королева целую корзину золота даст! (Передаёт Падчерице корзинку) Вот тебе корзинка. Иди скорей! Ведь цветы-то к празднику нужны.

    ПАДЧЕРИЦА: Не пойду я! Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу!

    ДОЧКА: А что же, мне вместо тебя идти?

    ПАДЧЕРИЦА (опустив голову): Да ведь не мне золото нужно...

    ДОЧКА: Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается! (Падчерице) Ну, пойдёшь или нет? Отвечай прямо! Где моя шубейка? (Со слезами в голосе) Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям)

    МАЧЕХА (хватая её за полу): Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице) А ты — платок на голову, корзину в руки и вперёд!

    ДОЧКА: Иди и без подснежников не возвращайся!

(Падчерица медленно повязывает платок, берёт корзину и уходит)

    МАЧЕХА: И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует! Закрой хорошенько, Доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.

(Мачеха и Дочка уходят)

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Скажите, ребята, а какова главная особенность сказки Маршака «Двенадцать месяцев» в сравнении, например, с «Золушкой» Шарля Перро?

(Ребята отвечают)

   Правильно, это пьеса, она предназначена для постановки на сцене. У неё даже подзаголовок такой: «Драматическая сказка». А слово «драма» в переводе с греческого языка означает «действие». Поэтому, читая историю Маршака или смотря инсценировку, мы прежде всего обращаем внимание на то, какие поступки совершают герои, как всё начинается (это называется «завязка», в нашем случае — момент, когда Королеве взбрело в голову среди зимы получить корзину подснежников).

    ВЕДУЩИЙ: Затем следует развитие событий, достигает высшей точки, после чего наступает развязка. Пьеса разделена на четыре действия, каждое включает несколько картин, отражающих смену мест, куда попадают герои: дворец, лес, избушка...
    
И поскольку перед нами драматическая сказка, мы слышим не голос автора, рассказывающий нам о том, как «давным-давно в тридевятом королевстве...», а диалог, то есть разговор действующих лиц. Диалог — не просто реплики персонажей, он позволяет автору раскрыть их характеры перед нами, зрителями. Это называется «речевая характеристика». Так, например, по высказываниям Королевы мы можем догадаться, что она капризная и своенравная. Вспомните, как отличаются реплики Падчерицы и Дочки в той сценке, что мы только что видели.

     БИБЛИОТЕКАРЬ: Сказка Маршака богата фольклорными мотивами: тут и легенды (солдат рассказывает о том, как под Новый год можно повстречать двенадцать месяцев), и считалки, и загадки, и песни, даже заклинания и заговоры (их произносят братья).
    
Но иногда автор вкладывает в уста персонажей развёрнутые высказывания, обращённые к другим или даже к самому себе. Это уже монолог, речь одного человека. Обычно в монологах герои проговаривают что-то очень важное.

     ВЕДУЩИЙ: Давайте посмотрим ещё одну сценку.

СЦЕНКА «ВОЛШЕБСТВО БРАТЬЕВ МЕСЯЦЕВ»

(На экране слайд—заснеженный лес. Выходит Падчерица с корзинкой, садится на пенёк)

     ПАДЧЕРИЦА: Не пойду дальше. Тут и останусь. Всё равно где замерзать. И не знаю, куда я зашла. Ни вперёд, ни назад дороги не найти. Ау! Помогите! (Прислушивается) Нет, никто не отзывается. (Вглядывается в сторону кулис) Что-то светится — вон там, далеко... А вдруг это волчьи глаза? Да нет, они должны быть зелёные, а это золотой огонёк. Неужто костёр?.. Так и есть. (Уходит)

(На экране слайд — разгорается костёр. Выходят братья месяцы)

    ЯНВАРЬ:

Гори, гори ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.

МЕСЯЦЫ (вместе):

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

     ИЮНЬ:

Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.

   МАЙ:

Пусть несут в колоду
Пчёлы больше мёду.

   ИЮЛЬ:

Пусть в полях пшеница
Густо колосится.

   МЕСЯЦЫ (вместе):

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

(Выходит Падчерица и кланяется)

    ПАДЧЕРИЦА: Добрый вечер!

    ЯНВАРЬ: И тебе вечер добрый.

   ПАДЧЕРИЦА: Позвольте мне у костра погреться.

    ЯНВАРЬ (братьям): Ну как, братья, позволим или нет?

   ФЕВРАЛЬ (качая головой): Не бывало ещё такого случая, чтобы кто-нибудь, кроме нас, у этого костра сидел.

   АПРЕЛЬ: Не бывать-то не бывало. Это правда. Да уж если пришёл кто на огонёк наш, так пусть греется.

    МАЙ: Пусть! От этого жару в костре не убавится.

    ДЕКАБРЬ: Ну, подходи, красавица, подходи, да смотри, как бы не сгореть тебе. Видишь, костёр у нас какой — так и пышет.

    ПАДЧЕРИЦА: Спасибо, дедушка. (Подходит к «огню», ставит корзинку на пол и греет руки) Хорошо-то как! До самого сердца тепло стало. Отогрелась я. Спасибо вам.

    ЯНВАРЬ: А что это у тебя в руках, девушка? Корзинка никак? За шишками ты, что ли, пришла под самый Новый год, да ещё в такую метелицу?

    ПАДЧЕРИЦА: Не по своей воле я пришла и не за шишками.

    АВГУСТ (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?

    ПАДЧЕРИЦА: Не за грибами, а за цветами... Прислала меня Мачеха за подснежниками.

  МАРТ (смеясь и толкая в бок Апрель): Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай! (Братья месяцы смеются)

    ПАДЧЕРИЦА: Я бы и сама посмеялась, да не до смеху мне. Не велела мне Мачеха без подснежников домой возвращаться.

    ФЕВРАЛЬ: На что же ей среди зимы подснежники понадобились?

   ПАДЧЕРИЦА: Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша Королева его целую корзину тому, кто принесёт во дворец подснежники. Вот меня и послали в лес...

   ЯНВАРЬ: Плохо твоё дело, голубушка! Не время теперь для подснежников — надо Апреля- месяца ждать.

    ПАДЧЕРИЦА: Я и сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам за тепло и за привет. (Берёт корзинку и медленно идёт к кулисам)

   АПРЕЛЬ: Погоди, девушка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему) Братец Январь, уступи мне на час своё место.

    ЯНВАРЬ: Я бы- уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.

    МАРТ: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?

    ФЕВРАЛЬ: Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.

    ЯНВАРЬ: Если так, будь по-ва-шему! (Ударяет посохом о землю)

(Звучит музыка. Январь передаёт посох Февралю, тот — Марту, а он — Апрелю. Музыка стихает. На экране слайды с заснеженным лесом сменяются весенними пейзажами, изображением поляны с подснежниками)

    АПРЕЛЬ (Падчерице): Что же ты стоишь? Торопись! Нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

     ПАДЧЕРИЦА: Да как же всёэто случилось? Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею! (Убегает)

    ЯНВАРЬ :(вполголоса): Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые. Мы, зимние месяцы, её часто видим. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе — поёт. А нынче вот приуныла...

(Возвращается Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников)

      Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.

     ПАДЧЕРИЦА:    Никогда я столько подснежников не видела. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать мне больше ни солнышка, ни цветочков весенних. Спасибо тебе, Апрель-месяц! Всегда я тебе радовалась, а теперь, как в лицо тебя увидела, так уж никогда не забуду!

    АПРЕЛЬ: А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память. (Передаёт Падчерице колечко) Смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось и скажи:

Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!

    Мы и придём к тебе на выручку — все двенадцать, как один, — с грозой, с метелью, с весенней капелью! Ну что, запомнила?

     ПАДЧЕРИЦА: Запомнила. (Повторяет)

...Да по зимнему ковру
 К новогоднему костру!
Прощайте, братья месяцы!

     МЕСЯЦЫ (вместе): Прощай, сестрица!

(Падчерица убегает, за ней уходят братья месяцы.
На экране слайд — иллюстрация к сказке)

     БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот ещё одна особенность пьесы-сказки: здесь мы не найдём рассказа в форме повествования или описаний. Маршак не говорит нам, как выглядит зимний лес, не обрисовывает внешность героев. Когда мы смотрим спектакль «Двенадцать месяцев», тут всё понятно — режиссёр и актёры сами трактуют авторский замысел. А вот когда мы читаем про себя или вслух, просыпается наше воображение — мы сами домысливаем, какого цвета глаза у Падчерицы или как воет вьюга. Писатель нас только направляет. Но как? В пьесе он скрыт за персонажами. Словно кукловод в театре — его не видно, но именно он руководит действием.

     ВЕДУЩИЙ: Автор проявляется в ремарках, то есть в пояснениях, которыми он сопровождает диалоги героев или предваряет каждую сцену. Ремарки позволяют нам ясно представить картину зимнего леса, где трещит мороз, снег падает с деревьев, мерцает огонёк костра. Они поясняют, что делают герои («убегает», «прячется»), раскрывают их душевное состояние (Падчерица «смеётся»), передают интонацию («жалобно»).
    
По воле писателя справедливость торжествует: жадные Мачеха с Дочкой превращаются в собак, капризная Королева учится извиняться и просить. А добрые герои оказываются вознаграждены — у Профессора и Солдата исполняются желания, Падчерица получает щедрые подарки.

     БИБЛИОТЕКАРЬ: В этой победе добра над злом видна традиция русских народных сказок. Скажите, ребята, почему в их финале герой всегда получает по заслугам? Случайно ли он находит какой-нибудь волшебный предмет или встречает помощников?

(Ребята отвечают)

    Конечно, не случайно. Награда достаётся искреннему, бескорыстному, терпеливому. И в сказке Маршака так. Почему братец Апрель помог девушке? Он отметил не столько кротость сиротки, сколько её стойкость, весёлый нрав, трудолюбие. Обладая этими качествами, уверен автор, человек может добиться счастья.

     ВЕДУЩИЙ: Эта сказка учит нас верить в чудеса, никогда не терять надежду и не отчаиваться в любых ситуациях, и тогда добро обязательно победит зло.

(На сцену выходят все герои инсценировок)

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, познакомившись с замечательным писателем Самуилом Маршаком и его сказкой «Двенадцать месяцев», мы с вами убедились, что лучшие детские книги говорят со своими читателями о вполне взрослых вещах, говорят с уважением, весело и талантливо. Они производят глубокое впечатление на читателя, запоминаются на всю жизнь и не стареют!

  АПРЕЛЬ: Не забывайте нас, дорогие друзья, почаще заглядывайте в нашу сказку!

   ЯНВАРЬ: Ну что, братец Декабрь, отдавай мне волшебный посох. Наступает Новый год!

    ДЕКАБРЬ (передавая посох Январю): Держи, братец Январь.

(На экране слайд — большой костёр)

    ЯНВАРЬ:

Догорай, костёр, дотла,
Будет пепел и зола.
Разлетайся, синий дым,
По кустарникам седым,
До вершин окутай лес,
Поднимайся до небес!

     АПРЕЛЬ: -

Тает месяц молодой.
Гаснут звёзды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руки ведёт
Новый день и Новый год!

 (Все действующие лица выходят вперёд и кланяются зрителям)

 

Рогова, М.С. Чудеса у зимнего костра /М.С. Рогова // Читаем, учимся, играем, 2018.- № 12.- С. 24-31.

 

 

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024    
1Новости qr code

2         425