Включить версию для слабовидящих

В лучах символизма

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

В ЛУЧАХ СИМВОЛИЗМА
Литературно-творческая лаборатория

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, друзья! Мы рады встрече с вами! Надеемся, что наша сегодняшняя литературно-творческая лаборатория «В лучах символизма», посвященная Александру Александровичу Блоку, поможет вам лучше понять его поэзию.

(Слайд—А.А. Блок)

  Лирика этого самого талантливого, по признанию критиков, русского поэта-символиста, кумира молодёжи рубежа XIX-XX вв. таинственна, загадочна, удивительно притягательна, но не всегда понятна. В чём же её секрет?

БИБЛИОТЕКАРЬ: «Символистом можно только родиться», — сказал однажды наш герой. И действительно, поэты-символисты — творцы и последователи особого мировоззрения, миропонимания, сложного и порой противоречивого. Они обладали тонкой восприимчивостью к зову воображения, ощущали свою причастность к некой мировой тайне, умели открывать в слове множество дополнительных оттенков и граней смысла.
  Друзья, сегодня разобраться в глубинах творческих исканий Блока нам помогут исследователи его творчества — Критик и Литературовед.
   (Ведущий представляет Критика и Литературоведа)
    Вы сможете задать им интересующие вас вопросы. Итак, мы начинаем!

НА СТЫКЕ ДВУХ ЭПОХ

КРИТИК: Своё время — рубеж веков, закат Российской империи, расцвет промышленной, материальной сферы — наш герой ярко описал в поэме «Возмездие». Послушаем её фрагмент.

ЧТЕЦ (1):

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной,
беззвездный
Беспечный брошен человек!
Двадцатый век...
Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла...
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
Что ж человек? —
За рёвом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
О чём — машин немолчный
скрежет?
Зачем — пропеллер, воя, режет
Туман холодный — и пустой? <...>
А. А. Блок. Возмездие

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Как вы думаете, почему символизм возник именно на рубеже XIX-XX вв.?
      (Ребята отвечают. Здесь и далее самым активным можно вручать сувениры)

КРИТИК: Ответ мы находим у теоретика русского литературного символизма Д.С. Мережковского: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь».
   Итак, тоска по возвышенным идеалам в переломный период истории, поиски художественных и жизненных ориентиров — всё это привело к появлению новых, модернистских течений в русской литературе. Одно из них — символизм.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, наверное, вы заметили, что во многих стихах Александра Блока звучит печаль, безысходность: «Тайно сердце просит гибели...» («Обречённый»), «Есть в напевах твоих сокровенных роковая о гибели весть...» («К музе»), «Пойми: уменьем умирать душа облагорожена...» («По улицам метель метёт...») и так далее. Достаточно мрачно, верно? Многие критики называли нашего героя поэтом-декадентом. Вы можете объяснить, что это значит?  (Ребята отвечают)

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Декаданс - направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода рубежа XIX-XX вв., которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом (отрицание общеобязательности нравственных норм). Ему свойственны настроения обречённости, меланхолии, упадка.
          (Слайд — картина «Юная декадентка» кисти Р. Касаса)
   Декадентство — это особое отношение к окружающему миру в кризисную эпоху. Подобное мировосприятие было присуще почти всем символистам на определённых этапах творчества. Особенно тем, что принадлежат «старшему» поколению (1890-1900): Д.С. Мережковскому, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минскому.
        (Слайды — Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минский)

ВЕДУЩИЙ: «Старшие» символисты считали, что реальная жизнь — это сон и тень, и лишь творчество — царство красоты, где поэт может обрести полную свободу. Литературовед Л.А. Смирнова отметила, что «декаданс (лат. decadentia — упадок) в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир...»
   «Новый период в истории русского символизма (1901-1904) совпал с началом революционного подъёма в России. У «младших» символистов... А. А. Блока, Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), В.И. Иванова «неприятие мира» сменяется ожиданием его грядущего преображения».
                (Слайды — Андрей Белый, В.И. Иванов)

КРИТИК: Да, в стихах «младо-символиста» Александра Блока часто звучат трагические ноты. В его цикле «Город» «пред нами — душа, потрясённая ужасом жизни, одиночеством, но не прежним —  в ожидании мистических встреч, а в мучительном отстранении от действительности», — продолжает Л.А. Смирнова.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Одиночество среди пошлой действительности, разрыв между героем и его окружением ощущается в известном стихотворении «Незнакомка». Горечью, отчуждением от мира проникнуты произведения «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке». Но серьёзная, вдумчивая душа поэта, чутко откликаясь на трагические события современности, в преддверии великих исторических перемен прокладывала путь к свету.
   Блок пел гимн «дерзкому солнцу, пробивающему путь», поражающему мглу. Он верил в грядущую гармонию. «Человек есть будущее... будем верны будущему», — писал наш герой. В отличие от многих декадентов, видевших мир в весьма мрачном свете, у Александра Александровича есть и весьма вдохновенные, светлые строки...
          (Слайд — весенняя природа. На сцену выходит Чтец (2))

ЧТЕЦ (2):

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
А.А. Блок «О, весна без конца и без краю...»

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Ребята, а вы можете назвать «трёх китов», на которых держится фундамент творческих исканий русского символизма? (Ребята отвечают)

КРИТИК: Это достаточно непростой вопрос! Давайте попробуем  разобраться.   Известный критик Д.С. Мережковский в своей работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» перечислил «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Но здесь может возникнуть несоответствие: если мы говорим о «мистическом содержании», значит, символисты верили в астрологию и магию. Но во многих стихах Блок говорит о православной церкви, Христе, святых таинствах. Религия и мистика? Как вы думаете, могут ли смешиваться такие понятия? (Ребята отвечают)

ВЕДУЩИЙ: На эти вопросы в своей статье ответил литературный критик и исследователь А.Л. Волынский: «Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. <...> Жажда религии создала то новое направление в искусстве, которое называют символизмом».

РОМАНТИК ЧИСТЕЙШЕЙ ВОДЫ

ЛИТЕРАТУРОВЕД: У «младо-символистов» сложилось особое отношение к вере. Они представляли, что старый мир зла и обмана находится на грани гибели, но в этот хаос приходит божественная красота — «Вечная Женственность», «Душа мира», которая должна «спасти человечество», соединив небесное начало с земным, материальным, создать «царство божие на земле».
  И ещё один важный аспект точно подметил поэт-символист В.Я. Брюсов: «Борьба двух начал, божественного и демонического, остаётся в поэзии А. Блока неразрешённой».
        (Слайд — В.Я. Брюсов)

КРИТИК: Вечная Женственность... В стихах А.А. Блока живут такие романтические образы, как Царевна, одухотворённая Прекрасная Дама, Снежная Дева, Фаина, Кармен... Во многих стихах мы можем увидеть «дам с шлейфами, пажами, в розовых тенях». Мотив рыцарского преклонения перед любимой звучит во многих стихотворениях Блока, например в таком...
                     (Слайд — прекрасная дама и рыцарь. На сцену выходит Чтец (3))

ЧТЕЦ (3):

Не призывай.
И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
А. А. Блок «Не призывай. И без призыва...»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Но почему же А.А. Блока, этого «автора-рыцаря», тонко чувствовавшего красоту и восхищавшегося недосягаемой Прекрасной Дамой, считают поэтом-символистом, а не романтиком? Как вы думаете, друзья? (Ребята отвечают)

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Послушайте, что сказал по этому поводу современник А.А. Блока, поэт Н.С. Гумилёв: «Блок — романтик. Романтик чистейшей воды. <...> Этого почему-то никто не понимает, а ведь в этом ключ, разгадка его творчества и его личности. <...> Для Блока слово — магическая палочка, которой он хочет заколдовать или расколдовать мир. Он ищет самого тайного пути, ведущего его в глубины его собственного сознания. Романтики, как и Блок, вечно горят в огне страстей».
   Сам Александр Александрович в автобиографии говорит о себе: «Нежен. Романтик...» И всё же относить творчество Блока целиком к этому направлению нельзя.
  Доктор филологических наук, профессор Н.М. Солнцева отмечала: «Русский романтизм оказал влияние и на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремлённость к родственной душе, роковая невозможность  достичь  идеала, исповедальность — эти черты романтизма нашли своё выражение в символистской поэзии Блока. Однако в отличие от романтиков Блок-символист стремился к всеобщей гармонии».

КРИТИК: Сейчас мы сказали — «чувство лирического героя». Но многие стихотворения Блока написаны от первого лица, а значит, автобиографичны. «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Менделеевой, циклы «Снежная маска» и «Фаина» — актрисе Наталье Волоховой, «Кармен» — оперной певице Любови Дельмас. Все эти женщины были возлюбленными поэта.
  Как вы думаете, пишет ли Александр Александрович о себе? Или за местоимением «я» скрывается «лирический герой»? Напомню, что это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. (Ребята отвечают)

ВЕДУЩИЙ: Да, вы правы — лирического героя нельзя полностью отождествлять с автором. Он лишь часть творческой индивидуальности поэта. Герой Блока одновременно и задумчив, и опьянён «восторгом мятежа». Но именно в этом сочетании несочетаемого и состоит его бесконечное обаяние, притягательность!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кстати, появлением термина «лирический герой» мы обязаны Блоку. Именно после выхода статьи Ю.Н. Тынянова о нем словосочетание стало широко употребляться в литературной критике.
   Посмотрите фрагмент документального фильма «Александр Блок».
                        (Демонстрируется фрагмент документального фильма «Александр Блок»)

ВЕДУЩИЙ: Вы немного познакомились с особенностями лирики А.А. Блока. Мы приготовили для вас несколько практических заданий, посвященных творчеству нашего героя, и приглашаем их выполнить. Прошу разделиться на две команды!

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

(Ребята выполняют. Библиотекарь раздаёт сборники стихотворений А.А. Блока)

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Исследователь творчества поэта, литературовед В.Н. Орлов отмечал: «Россия Блока — чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX в., а тоскующая жена, невеста или возлюбленная... Она предстаёт поэту то «статной царевной», то прекрасной девушкой «разбойной красы», в узорном платочке, надвинутом до бровей, то сказочной красавицей, пленённой колдуном.
  В этом живом образе России оттенены и подчёркнуты типические черты национального женского характера. Черты эти — вечное «горение», высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство».
  Внимание, первое задание: найти подтверждение этим словам в стихах Блока. (Ребята выполняют задание, анализируя стихотворения «Россия», «Русь», а затем озвучивают ответы. Авторы наиболее точных получают сувениры)

КРИТИК: Молодцы! Переходим ко второму испытанию. Сейчас каждая команда получит карточку с фрагментами стихотворений А.А. Блока. Вам нужно понять, какой поэтический приём использует поэт. (Лексическая анафора — повторение одних и тех же слов в стихотворении) (Критик раздаёт карточки. Ребята выполняют задание. Ответившие правильно получают сувениры)

Задание для первой команды

<...>
Я бледные вижу ланиты,
Я поступь лебяжью ловлю,
Я слушаю говор открытый,
Я тонкое имя люблю!
А.А. Блок «О, что мне закатный румянец...»

Задание для второй команды

<...>
Розы — страшен мне цвет этих роз,
Это — рыжая ночь твоих кос?
Это — музыка тайных измен?
Это — сердце в плену у Кармен?
А.А. Блок «Вербы — это весенняя таль...»

ВЕДУЩИЙ: Вы успешно справляетесь с нашими заданиями! Переходим к третьему. Какие символы являются для Блока сквозными, проходят через всё его творчество? Определите это по предложенным отрывкам. (Ведущий раздаёт карточки с фрагментами стихотворений. Ребята выполняют задание. Ответившие правильно получают сувениры)

Задание для первой команды

<...>
И опять метель, метель
Вьёт, поёт, кружит...
Всё — виденья, всё — измены...
В снежном кубке, полном пены,
Хмель Звенит...
А.А. Блок «О, что мне закатный румянец...» Ответ. Метель, кубок.

Задание для второй команды

Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
А.А. Блок. Двенадцать Ответ. Ветер.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как вы знаете, для Блока-символиста была важна категория цвета. При выборе цветовых ассоциаций поэт руководствовался языком эстетики позднего Средневековья.
   Четвёртое задание такое: постарайтесь определить, какой из двух цветов в предложенных отрывках означает измену, крушение идеалов, а какой — враждебные силы пошлости и обыденности. (Библиотекарь раздаёт карточки с фрагментами стихотворений. Ребята выполняют задание. Ответившие правильно получают сувениры)

Задание для первой команды

<...>
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам. <...>
А.А. Блок. Фабрика Ответ. Жёлтый (или, как любил писать Блок, «жолтый») — символ пошлости, обыденности жизни)

Задание для второй команды

<...>
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Ответ. Синий — цвет измены, крушения идеалов.

КРИТИК: Друзья, впереди — финальное, пятое испытание. Вам нужно вставить пропущенные слова в строки из стихотворений А.А. Блока. (Библиотекарь раздаёт карточки с заданиями, листы бумаги, ручки. Ребята выполняют задание. Ответившие правильно получают сувениры)

Задания для первой команды

  1. «Живи ещё хоть четверть века — всё будет так. Исхода ... (нет)».
  2. «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном ...(щита!)».
  3. «Всё кажется, и помнится, и мнится, что ... (осень) прошлых лет была не так грустна».
  4. «Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ... (ароматом)».
  5. «Вот... (ворона) на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой».

Задания для второй команды

  1. «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый ...(свет)».
  2. Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом ... (коршун) кружит».
  3. «И вечный бой! Покой нам только... (снится)».
  4. «Вхожу я в тёмные храмы, совершаю бедный обряд. Там жду я ... (Прекрасной Дамы) в мерцаньи красных лампад».
  5. «Полный месяц встал над лугом неизменным дивным ... (кругом)».

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Большое спасибо, ребята! Наше мероприятие подходит к концу. Критик и литературовед Борис Садовский писал: «Любимые книги нельзя читать как попало. Умейте выбирать для них подходящий день и час. Я, например, могу читать «Войну и мир» только в апреле, не позже полудня, а Жуковского — ночью, в рождественский сочельник».
   А как вы думаете, когда лучше всего читать стихи Александра Блока? (Ребята отвечают. Идёт обсуждение.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Мы надеемся, что вы найдёте время для знакомства с творчеством этого удивительного, талантливого автора-символиста. Кстати, некоторые сборники вы можете взять уже сегодня! Подходите поближе к нашей экспозиции, я расскажу о них! (Проводит обзор книжной выставки, предлагая ребятам взять и прочитать понравившиеся издания)

Бреднева, М.В. В лучах символизма / М.В. Бреднева // Читаем, учимся, играем, 2019.- № 8.- С. 39 -44.

 

  

2         425