Включить версию для слабовидящих

Семь встреч с Достоевским

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

СЕМЬ ВСТРЕЧ С ДОСТОЕВСКИМ
Литературный вечер

(Слайд — портрет Ф. Достоевского. На сцене Ведущий и Рассказчик)

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы пригласили вас на литературный вечер «Семь встреч с Достоевским», посвященный писателю, оказавшему громадное влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Писателю, который наравне с Львом Толстым служит для мира своего рода квинтэссенцией всего русского, символом «загадочной русской души».
  Писателю, творчество которого остаётся актуальным и трогает людские сердца до наших дней. Скорее всего, так будет и дальше, когда нас с вами сменят новые поколения.

Рассказчик: Но рассказывать будем не только мы — нам помогут герои произведений Фёдора Михайловича. Встречайте! (Входят Раскольников и Соня Мармеладова)

Раскольников: Здравствуйте, уважаемые господа! Я — Родион Раскольников, а моя спутница (указывает в её сторону) — Соня Мармеладова. (Соня улыбается и в знак приветствия немного кивает)
  Спасибо, что дали нам возможность ненадолго покинуть страницы книги и рассказать вам о нашем авторе. (В зал) Думаю, вы уже узнали, ребята, из какого мы произведения? (Ребята отвечают)
  Верно, мы герои романа «Преступление и наказание».

Рассказчик: Итак, встреча первая.

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. НЕОЖИДАННАЯ

(Слайд — название встречи «Книга на всю жизнь»)

Ведущий: В один из холодных январских дней 1850 г. в сибирском городе Тобольске две дамы спешили на квартиру смотрителя местной тюрьмы. Это были жёны ссыльных декабристов — Прасковья Анненкова и Наталья Фонвизина.
  Дело в том, что женщинам только что разрешили встретиться с двумя «политическими» — осуждёнными по недавнему процессу, которых теперь переправляли в Омскую крепость. Тогда вместе с едой и тёплой одеждой жёны декабристов подарили каждому из арестантов Евангелие.

Раскольников: Впоследствии один из этих заключённых вспоминал, что долгие годы в остроге та книга была его единственным разрешённым чтением. Он постоянно перелистывал её, а потом, уже на свободе, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь.

Ведущий: Этим арестантом был Фёдор Михайлович Достоевский — к тому времени уже довольно известный писатель. Но ему ещё только предстояло стать тем, кем он вошёл в историю литературы и в историю человечества.

Рассказчик: Рассказ о писателе принято начинать с разговора о его детстве, с упоминания родителей. Будем и мы соблюдать традиции. Итак, встреча вторая.

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ. ТРАДИЦИОННАЯ

(Слайд — название встречи «Детство и юность писателя»)

Соня Мармеладова: В начале XIX в. на тихой московской улице с говорящим названием Божедомка в Мариинской больнице для бедных служил врачом Михаил Андреевич Достоевский. Осенью 1821 г. его супруга Мария Фёдоровна родила второго сына. Назвали его Фёдором, в переводе с греческого это имя означает «божий дар».
  Семья жила скромно и просто. Кроме Феди в небольшой квартире больничного флигеля росли шестеро детей.

Раскольников: Достоевский всю свою жизнь с глубокой нежностью вспоминал о матери, или, как её называли в семье, «маменьке». Она была доброй, религиозной. (Слайд — портреты родителей писателя)

Ведущий: За беспорочную службу отца произвели в чин коллежского асессора. Это давало право на потомственное дворянство. Но, к сожалению, не спасало от бедности.

Раскольников: Наверное, родителям было бы лестно узнать, что пройдёт время, и их сын сделается знаменитым писателем, больничный флигель станет музеем, а ручка, которой писал Фёдор, займёт место среди ценнейших экспонатов...

Ведущий: Думаю, да. Но до этого ещё очень далеко... В 1837 г. отец везёт Фёдора и его старшего брата Михаила в Санкт-Петербург, в Главное инженерное училище. Отец был очень властным человеком. Он решил, что военная карьера — лучшее для его сыновей.
  Оба они, уже юноши, даже не подумали ему возражать! Хотя и Фёдор, и Михаил больше всего на свете интересовались литературой и готовились к поступлению в Московский университет.

Соня Мармеладова: Но внезапная смерть матери и денежные проблемы изменили их планы...

Рассказчик: И вот они в Петербурге. Михаила не взяли в военное учебное заведение по состоянию здоровья, и Фёдор остался совсем один в чужом холодном городе, среди людей, совершенно не разделявших его интересы.
  Мрачный Михайловский замок, где располагалось училище, мог вогнать в депрессию самого жизнерадостного человека, а Фёдор таким не был. Подросток только что потерял мать, разлучился с братом, из тёплой дружеской атмосферы семьи попал в чуждую, враждебную среду.

Ведущий: В Главном инженерном училище процветало то, что сейчас назвали бы «дедовщиной». Вдобавок Достоевский подвергался насмешкам сверстников за то, что был нелюдим и не имел ни малейшей склонности к военной карьере.
  День Фёдора занимали учёба, муштра и строевая подготовка. По ночам он читал, а вскоре начал и писать. Его влекла литература — она была для него в те дни синонимом свободы.

Соня Мармеладова: Мрачность юного Достоевского усугубила трагическая смерть отца: тот был убит собственными крепостными крестьянами.

Раскольников: Так в 18 лет Фёдор остался сиротой и отныне мог рассчитывать только на себя.

Ведущий: После окончания учёбы Достоевский был зачислен в Инженерный корпус, перед ним открывалась перспектива неплохой карьеры... Но через несколько месяцев он почти без колебаний подал в отставку. С этого момента и до конца своих дней он писатель, профессиональный литератор.

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ. ЛИТЕРАТУРНАЯ

(Слайд — название встречи «Блистательный дебют»)

Рассказчик: Над своей первой повестью Достоевский напряжённо работал почти два года. Она называется «Бедные люди» (1846). (Слайд — обложка, иллюстрации к повести)
  У  неё   необычная  художественная форма. Это история в письмах, которыми обмениваются герои, живущие в одном из мрачных районов Петербурга — скромный, стеснительный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Добросёлова, зарабатывающая на жизнь шитьём.

Соня  Мармеладова: В письмах с поразительной силой переданы и тихий трагизм существования этих людей, и их борьба с беспросветной нуждой, и трогательная забота друг о друге, и  отчаянные, но напрасные попытки как-то устоять в жизни.

Раскольников: Правда, критики увидели в повести лишь талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества и сочувствие «маленькому человеку».

Ведущий: Да, это есть в книге. Но Достоевский не стал бы великим писателем, если бы его идеи укладывались в простую идеологическую схему. Автор глубоко заглядывает в человеческое  сердце. Макар и Варенька названы «бедными людьми» не случайно. И причина их жизненного краха в том, что они не слышат друг друга.
  Уже в первой книге Достоевский высказывает одну из главных своих мыслей: глубинная сущность жизни человека, его счастье или несчастье, его судьба определяется вовсе не тем, к какому сословию принадлежит человек, богат он или беден.

Рассказчик: Повесть «Бедные люди» принесла Фёдору Михайловичу громкий успех. Самый влиятельный российский критик тех лет Виссарион Белинский скажет: «Так ещё никто не начинал из русских писателей».
  Но следующие произведения «уронили» юного автора с пьедестала, который поспешила воздвигнуть для него читающая публика.

Ведущий: Повесть «Двойник» вышла в том же 1846 г. Её герой — мелкий чиновник по фамилии Голядкин. Он мечтает сделать карьеру, жениться на дочери начальника. Эти долгие бесплодные мечтания приводят к тому, что в сознании героя — или наяву? — возникает его удачливый двойник.
  Он ловкостью и коварством добивается всего, чего так желал герой, и совершенно вытесняет из жизни самого Голядкина. Тот с ужасом понимает: двойник поступает именно так, как хотел бы, но не решался поступать он сам.

Раскольников (мрачно): Эту повесть уже не удавалось истолковать ни как социальный протест, ни как гуманистический гимн «маленькому человеку».

Ведущий: Третье крупное произведение писателя — повесть «Хозяйка» (1847) — ещё дальше уводит нас от социальных конфликтов. Её герой, молодой учёный, оказывается участником страшных и загадочных событий, действие происходит на грани между сном и явью. И тогда критика заговорила об упадке таланта Достоевского.
  Между тем молодой литератор подошёл к самой серьёзной идее своего творчества — противоречивости человеческой природы, существованию в самом обычном, неприметном человеке неведомых для него самого глубин, «двойных» мыслей и желаний. (Слайд—Петербург XIX в.)

Рассказчик: Уже со страниц первых произведений встаёт «Петербург Достоевского» — не просто город, но символ. Петербург — символ соединения и противоборства России и Европы, русской и западной идеи. У писателя было очень личное отношение к нему. Фёдор Михайлович описывал случай, который называл «Видением на Неве».
  В зимний январский вечер Фёдор Михайлович спешил домой. Подойдя к замёрзшей реке, он остановился, и неожиданно мир предстал перед ним какой-то фантастической грёзой, сном, который в любой момент исчезнет... (Выходит Чтец и встаёт у кулисы)

Чтец: «Я как будто что-то понял в эту минуту, как будто прозрел в совершенно новый мир. Я полагаю, что с той именно минуты началось моё существование... И замерещилась мне тогда другая история, в каких-то тёмных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорблённая и грустная, и глубоко разорвала мне сердце вся их история».

ВСТРЕЧА ЧЕТВЁРТАЯ. АРЕСТАНТСКАЯ

(Слайд — название встречи «На собраниях Петрашевского»)

Ведущий: Весной 1846 г. к Достоевскому подошёл на улице незнакомый человек и обратился с вопросом: «Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» Это был Михаил Буташевич-Петрашевский, юрист, философ и литератор.
  Вскоре уже молодой писатель становится частым посетителем собраний у Петрашевского, где сходилась молодёжь и где рассуждали о литературе, политике, социальных вопросах.

Соня Мармеладова: Многим казалось, что стоит только понять, как должно быть устроено общество, переделать его в соответствии с планом, разработанным лучшими умами человечества, — и все сразу сделаются счастливы. Считалось, что человека к преступлению и дурным поступкам вынуждают среда и имущественное неравенство, а если устроить жизнь справедливо и разумно, то все станут порядочными и добродетельными.

Раскольников: Вскоре среди петрашевцев выделилась радикальная группа Спешнева, которая ставила целью уже не обмен идеями по устройству общества, а организацию подпольной типографии и в перспективе, возможно, государственный переворот в Российской империи. Так жизнь молодого писателя Фёдора Достоевского круто переменилась.

Рассказчик: Петрашевцев арестовали по доносу и заключили в Петропавловскую крепость. Многих, в том числе Достоевского, приговорили к смертной казни «расстрелянием». Утром 22 декабря 1849 г. их повезли на Семёновский плац. Писатель вспоминал...

Чтец: «Народу на Семёновском плацу было до трёх тысяч человек, но было очень тихо... На осуждённых стали надевать саваны. Раздалась команда: «На прицел!» Страшное ожидание продолжалось полминуты. Вершина собора сверкала на ярком солнце.
  Я упорно, не отрывая взгляда, смотрел на эту вершину и на лучи, от неё сверкавшие. «Что, если бы не умирать? Что, если бы воротить жизнь? Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил...»

Ведущий: Выстрелов не последовало. Император Николай I повелел послать осуждённого «в каторжные работы на четыре года», а потом в рядовые. На каторге Достоевский был лишён права не только заниматься творчеством, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и литературе.

Раскольников: Всё это способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Достоевский многое понял, и это стало основой для будущих произведений. Понял, что пролитая кровь никогда не исправляет зла, а только усугубляет его. Понял, что «зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты» — и никакое, даже самое разумное устройство общества не исправит этого зла.
  Понял, что совершённое человеком тяжкое преступление нельзя оправдать только суровыми условиями жизни, бедностью. Иначе придётся признать, что люди — рабы обстоятельств, отказаться от внутренней свободы, которая только и делает человека человеком.

Ведущий: Однако до создания великих романов Достоевскому оставалось ещё немало лет. Отбыв четырёхлетний срок, писатель вышел за ворота Омской крепости. О пережитом там он расскажет в «Записках из Мёртвого дома».

Соня Мармеладова: Ещё пять лет длилась сибирская ссылка. Тогда писатель женился на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове чиновника.

Ведущий: Друзья Достоевского хлопотали о нём, и наконец ему было позволено вернуться в Петербург.

ВСТРЕЧА ПЯТАЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ

(Слайд — название встречи «История одного преступления»)

Рассказчик: За время почти десятилетнего отсутствия Достоевского в литературе и общественной жизни многое изменилось. Писателю предстояло заново завоёвывать себе репутацию.

Раскольников: В обществе шли жаркие споры, когда и как отменять крепостное право, каким путём должна следовать Россия. В революционно настроенных кругах считалось возможным и даже необходимым насильственно изменить общественный строй. В одной из листовок Русь звали «к топору».
  Считалось, что новые люди — подобные героям романа Чернышевского «Что делать» — вправе вести массы к светлому будущему, распоряжаться чужими жизнями.

Ведущий: Достоевский раньше прочих увидел весь «мрак и ужас», который эти идеи принесут России, да и всему миру. И отразил всё в своих книгах. Повесть «Записки из подполья» и роман «Униженные и оскорблённые» возвращают писателю внимание читателей России.

Соня  Мармеладова: В 1864 г. он пережил две тяжёлые потери — умерли его жена Мария Дмитриевна и любимый брат Михаил. Семья брата осталась без кормильца. Тогда Фёдор Михайлович принял на себя все его долги. В этих условиях Достоевский начинает работу над романом, в основе которого, как он сам говорил, «психологический отчёт одного преступления». (Демонстрируется буктрейлер романа «Преступление и наказание»)

Ведущий (Раскольникову и Соне) Что ж, это ваш роман. Вам о нем и рассказывать.

Раскольников: Сюжет романа «Преступление и наказание» прост и одновременно сложен. Разрешите, я напомню его. Студент Родион Раскольников (немного наклоняет голову, словно представляясь)   бросил   учёбу из-за недостатка средств. Живёт он в маленькой, на гроб похожей комнатке на верхнем этаже большого петербургского дома. И целыми днями мучается от тяжёлых мыслей. О чём же он думает?
  Его сознанием завладела популярная в те годы теория: люди делятся на «необыкновенных», как, например, Наполеон Бонапарт, и обычных, призванных служить «материалом». На «необыкновенных» не распространяются нормы морали и законы, значит, они могут даровать себе право на преступление, разрешить себе пролить кровь, перешагнуть через мораль, если это нужно для воплощения в жизнь их идеи.

Соня Мармеладова: И вот Раскольников решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Однако уже в самом начале его теория терпит крах. Ведь он хотел «вошь раздавить», уничтожить вредную старушонку, а с помощью её денег совершить множество добрых дел...
  Но в комнату вошла Лизавета — кроткая, тихая сестра процентщицы, и Родион, обезумев от страха, убивает и её.

Рассказчик: Автор рисует страшную картину: на наших глазах грех порабощает последовательно ум, сердце и волю молодого человека и приводит к предельному падению, ведь хуже убийства ничего быть не может.
  Вначале идея завладела умом Родиона Раскольникова, привела к созданию теории о «необыкновенных» людях. Затем проникла в его сердце, завладела всеми чувствами.

Ведущий: «Раздражение» — одно из самых часто встречающихся слов, характеризующих состояние героя романа. От мысли — к чувству, от чувства — к желанию. И вот идея готова, она созрела, но окончательной решимости ещё нет.
  Мы, читатели, со страхом наблюдаем, как борется со злом, с преступным планом чистая душа, как противится ему человеческая природа. И вот совершилось страшное действие — двойное убийство.

Раскольников (грустно): Наказание начинается сразу же. Вернувшись домой, Раскольников несколько дней лежит в беспамятстве, а придя в себя, понимает: пролитая кровь словно стеной отгородила его не только от близ-ких, но от всех людей в мире.
  Теперь он — изгой. Нравственные страдания, которые терпит мой персонаж, намного превосходят те материальные и физические лишения, которые так терзали его в начале романа. «Я себя убил, а не старушонку», — понимает он.

Соня Мармеладова: Фамилия его символична. Она дана сложному, рефлексирующему герою и свидетельствует о расколе личности, отсутствии цельности и гармонического единства.

Рассказчик: Давайте вспомним, что Достоевский провёл четыре года на каторге, он близко видел преступников, в том числе убийц, видел, что грех делает с человеческой душой. И нас, читателей, сидящих в уютном кресле под лампой, автор предостерегает — не зарекайтесь!
  Мир не делится на преступников и хороших людей. Битва между добром и злом совершается в сердце каждого человека, в том числе и твоём, дорогой читатель. Раскольников искал правды, сочувствовал обездоленным, мечтал о справедливости — и в результате убил.

Соня Мармеладова: Единственный человек, с кем Раскольников ещё может говорить, — это Соня Мармеладова (немного кивает), глубоко верующая девушка, которая пошла на панель, чтобы спасти маленьких братьев и сестёр от голодной смерти.
  Родион пытается сделать мою героиню своей союзницей, заставить согласиться с его правотой. И задаёт вопрос: что лучше — честному человеку умирать или подлецу «жить и делать мерзости»?
  Но Соня твёрдо стоит на своём: самопожертвование ради ближних — вовсе не то же самое, что ради их блага убить кого-то.
  По просьбе Раскольникова она читает ему главу из Евангелия о воскресении Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной Книги»... (Демонстрируется фрагмент сериала «Преступление и наказание» — разговор Раскальникова с Соней.)

Чтец: «Меня называют психологом? Неправда! Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Соня Мармеладова: Вскоре в жизни писателя появляется женщина, готовая разделить с ним судьбу. Ей всего 20 лет, она родилась в год выхода его повести «Бедные люди». Но её любовь к Фёдору Михайловичу побеждает всё...

Ведущий: Несмотря на то, что роман «Преступление и наказание» имел большой успех, денег автору он не принёс. Писатель был вынужден работать на износ. Чтобы дела пошли быстрее, он нанял стенографистку, Анну Григорьевну Сниткину.
  Нашему герою понадобилось совсем немного времени, чтобы понять — перед ним та, кого он так долго ждал, надёжная и верная спутница. Писатель делает Анне предложение, девушка принимает его. Достоевский наконец обретает семью.

Рассказчик: Писатель с молодой женой уезжают за границу, чтобы поправить материальное положение: литератора осаждают кредиторы, и ему нужно время, чтобы написать большой роман, который по договору ждёт от него издатель.
  Там Достоевского настигает неожиданная страсть к игре. Он проводит дни и ночи у рулетки, проигрывает последние деньги. Человек, стоявший у расстрельного столба, человек, которого не сломила каторга, бессилен перед этой зависимостью. (Демонстрируется фрагмент мини-сериала «Достоевский» — игра на рулетке.)

Соня Мармеладова: Анна Григорьевна, терпеливая и мудрая не по годам, помогла Достоевскому побороть его порок, взяла на себя переговоры с издателями, бытовые заботы. И жизнь писателя постепенно наладилась, он обрёл душевное равновесие. (Слайд—портрет писателя)

Раскольников: В этот период Достоевского занимает замысел нового романа. Как совмещаются в человеке его греховная природа и образ Божий? Ведь все мы созданы по «образу и подобию» Бога...
  Герой романа «Идиот» князь Мышкин в черновиках назван «князь Христос». Что будет, если такой человек — кроткий, незлобивый, прекрасный — окажется в современном петербургском обществе? Что произойдёт с ним? А что случится с теми людьми, которые сталкиваются с ним? (Слайд—обложка романа «Идиот»)

Рассказчик: Итак, князь Лев Николаевич Мышкин рано остался сиротой. К тому же страдал эпилепсией — как и сам Достоевский. Благодетель оплатил его пребывание в Швейцарии, в лечебнице. И вот теперь он возвращается в Петербург, попадает в дом генерала Епанчина, знакомится с тремя его дочерьми.
  Ещё в поезде князь, оказывается, посвящен в тайну. Купец Рогожин рассказывает ему о красавице Настасье Филипповне. Её ещё девочкой сделал своей любовницей богатый помещик Тоцкий. Вокруг Настасьи Филипповны сплетается клубок страстей, желаний, ненависти...
  Достоевский вложил в уста его князя Мышкина собственные мысли. (Демонстрируется фрагмент фильма «Идиот» — беседа с лакеем генерала Епанчина о смертной казни.)

(Слайд — обложка романа «Бесы»)

Ведущий: В 1869 г. в Москве руководитель общества «Народная расправа» — вдумайтесь, какое  страшное название! — С. Нечаев организовал убийство студента Иванова, который отказался выполнить одно из его заданий. Эту историю Фёдор Михайлович Достоевский воссоздал в своём знаменитом романе «Бесы» (1871-1872).
  Роман-предупреждение, грозное пророчество писателя, связанного с появлением людей, подобных Нечаеву, готового шагать по трупам для исполнения своих целей.

Раскольников: Провокация, предательство, убийство, совершённые во имя революции, — вот все это «нечаевщина». (Слайд — обложка романа «Братья Карамазовы».)

Рассказчик:     Вершиной творчества Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Книга напоминает детектив: в ней разворачиваются события, которые непременно должны привести к трагедии.
  Читатель долгое время ломает голову над загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики на лицо: преступник — старший сын Дмитрий. Но мы уже успели полюбить Митю Карамазова и поверить ему.

Раскольников: Но не в детективном сюжете дело. «Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы — сердца людей», — говорит один из персонажей. (Слайд — портрет писателя)

Ведущий: Критик Н. Михайловский назвал Достоевского «жестоким талантом». В каждом из своих великих романов писатель ставит и стремится разрешить важнейшие для человечества проблемы. Но не рассуждениями, не теориями разрешить, а через поступки и судьбы персонажей.
  Герои говорят, а позиция автора выявляется сюжетом и построением его произведений, деталями, интонациями... Разрушители у Федора Михайловича выглядели столь убедительно, что порой их мысли приписывали ему самому.

Раскольников: Философ Лев Шестов в знаменитой работе «Достоевский и Ницше» (1902) утверждал, что Ницше вывел свои теории прямиком из романов Достоевского: между добром и злом нет различий, любовь и сострадание лишь слабость, мораль существует только для тех, кто, по выражению моего персонажа, «тварь дрожащая».

Ведущий: Ницшеанские теории оказались очень притягательными, они завладели в начале XX в. умами множества молодых людей... Мы знаем, к чему это привело в нашей стране. Но Достоевский утверждал противоположное, призывая к милосердию и любви к ближнему...

ВСТРЕЧА ШЕСТАЯ. ПОСЛЕДНЯЯ

(Слайд — название встречи «С верой в счастье народа».)

Рассказчик: Подходит время проститься с писателем, пророчески предсказавшим потрясения наступающего века. Итак, встреча шестая — последняя.

Ведущий: За год до смерти Достоевский получил приглашение в Москву от Общества любителей русской словесности — на торжества, посвященные открытию памятника Пушкину. В своей речи Фёдор Михайлович высказал заветные мысли о любимом поэте и о будущем России...

Чтец: «В Пушкине две главные мысли, и обе заключают в себе прообраз будущего предназначения России. Первая мысль — отзывчивость России, бесспорное родство её гениев с гениями всех времён и народов. <...>
  Другая мысль — это поворот его к народу, немыслимый с самой реформы Петра. Пушкин дал немало типов русской красоты. Повсюду у него слышится вера в русский характер, в его духовную мощь. А коли вера, стало быть, и великая надежда за русского человека».

Ведущий: Успех речи был ошеломительный. Достоевскому поднесли лавровый венок. Он положил его к подножию памятника Пушкину и поклонился.

Соня Мармеладова: Считая писателя одним из лучших умов России, с ним пожелал встретиться наследник престола.
  Будущий император Александр III и его супруга Мария Фёдоровна благожелательно приняли Фёдора Михайловича. А тот вёл себя не по этикету. На приглашение ответил: «Если смогу». И вышел не пятясь, а повернувшись спиной.

Чтец: «Лакейство въедается в натуру и всё более считается добродетелью. Во мне много есть недостатков и много пороков. Я оплакиваю их. Но чтоб я, Фёдор Достоевский, вилял из-за выгод, почестей, самолюбия? Никогда!..
  Не хочу жить иначе как с верой, что все наши 90 миллионов русских — или сколько их там народится — будут все когда-нибудь образованы, очеловечены, счастливы. Вряд ли проживу долго. Тяжко с моей эмфиземой переживать петербургскую зиму. Аня! Открой Евангелие!»

Соня Мармеладова (задумчиво): То самое Евангелие, которое подарили ему жёны декабристов... Анна Григорьевна прочла: «Иисус сказал ему: «Не удерживайте».

Рассказчик: Достоевский умер 28 января 1881 г. О нём скорбели единодушно люди совершенно разных взглядов и убеждений.

Раскольников: Накануне погребения тело писателя было перенесено в Александро-Невскую лавру, и всю ночь студенты-атеисты со слезами молились за его душу.

Рассказчик: Возможно, секрет Достоевского в том, что он не поучал, не назидал. Его даже не совет, а просьба «жить по совести» — не философское умствование, а итог тяжкого опыта души писателя.

Чтец: «Жизнь хороша, и надо так сделать, чтоб это мог подтвердить на земле всякий».

ВСТРЕЧА СЕДЬМАЯ. О ДНЕ СЕГОДНЯШНЕМ И ВЕЧНОСТИ

(Слайд — название встречи «Путь духовный»)

Рассказчик: Встреча седьмая... в вечности. На свете множество хороших писателей, а вот Достоевский — вечен. Почему? Каждое поколение находит в его произведениях новый смысл. Все те проблемы, мучительные вопросы, которые автор ставит в своих книгах, имеют значение для каждого человека. Для всего человечества в целом — и для каждого. Для вас, сидящих в этом зале. Для ваших родителей. Для ваших будущих детей.

Ведущий: Достоевский разговаривает со своим читателем доверительно и серьёзно, признавая за ним право рассуждать о самых важных проблемах бытия. Порой его книги называют мрачными и безысходными. Но это не так. Автор, оставляя и своим персонажам, и своим читателям полную свободу выбора, всегда указывал духовный путь, ведущий к спасению, к свету.

Рогова, М. С. Семь встреч с Достоевским / М. С. Рогова // Читаем, учимся, играем.– 2017.– №8.– С.13-20.

 

 

 

2         425