Включить версию для слабовидящих

Матухно А., «Всё начинается от печки…»: из истории возникновения русской печи

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ ОТ ПЕЧКИ...»

Из истории возникновения русской печи

(Печатается в сокращении)

 

Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Толкование и определения слова «Печь» в разных словарях разное.

Так, в толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «печь - это устройство для отапливания помещения и варки пищи».

В толковом словаре СИ. Ожегова «Печь - это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская ольшая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова усиливает роль печи: «Русская печь - для варки пищи, печенья хлеба».

Более подробно она описана в толковом словаре В.И. Даля: «Печь - это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. написано, что «слово печь общеславянского происхождения, буквально значит место, где пекут, жарят».

 Русская печь в своё время достигла совершенства и до сих пор является лишь вариациями. Чтобы понять насколько недавно с исторической точки зрения появились такие печи, посмотрим, как развивалось печное дело в России. Все материалы об истории печи изучены и обобщены, большим источником этих знаний стали книги Г. Федотова, А. Школьника, А. Галанина и других. Интернет-ресурсы дополнили эти знания.

До появления русской печи были очаги-каменки с открытым пламенем. Раскаленные камни использовались для нагревания воды - их просто опускали в горшок. Кстати, очень долго деревенские бани топились по-черному и печи-каменки можно считать легкой модификацией древнейшего очага. Очень жаль, что пока не удалось найти ни одной фотографии.

Основная особенность русской печи - тоннелеобразное горнило, варочная камера, которая разогревается до 200 градусов. Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться часами без дополнительной протопки. Для приготовления пищи - идеальный вариант.

С момента своего изобретения технология русской печи претерпела много изменений. Первоначально (с начала 15 века) печи были глинобитными и не имели трубы.

Такая печь получила название курной, так как сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара и она «курилась» на малом огне. Отсюда же и изба, топившаяся по-черному, получила название курная изба. Строительство такой печи начиналось ещё до постройки самого жилища. Так как труб ещё не придумали, то топить такую печь приходилось «по-чёрному», то есть дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене над печью. Когда печь не топилась, отверстие это затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками, вследствие чего и получило название волокового окна. Есть и другое объяснение - дым "выволакивался" через это отверстие, которое и стало первым окном в доме.

У современного человека почему-то сложилось неправильное представление, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и режим горения.

К началу 17 века система была вновь усовершенствована. Во многом этому способствовало появление производства кирпича. Появились первые дымоотводы и дымосборники. Появились первые трубы, выполненные из тёса (тёсаное топором дерево), правда, они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Символ дома приобрёл человеческие очертания, не зря одним из названий дымосборника было «чело». Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность (кто не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи). Встал вопрос о невозгораемых трубах. Кирпич оставался ещё очень дорог и использовать его могли себе позволить только очень обеспеченные люди, поэтому долго ещё «чёрные» печи оставались в ходу.

Русская печь с кирпичной трубой называется «белой» и соответственно топят её по-белому. Конструкция оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её показатели.

Образ русской печи в русском фольклоре

Ой, ты, печка - сударыня, помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки, обогрей, освежи,

Помоги и спаси, в дом богатство принеси.

Русская печь оказала значительное влияние на традиции русского народа. От того она часто упоминается в русских былинах, песнях, сказках, пословицах и поговорках. Об особом отношении к печи, говорит тот факт, что на ней в сказках любят лежать или сидеть положительные персонажи. Например, Илья Муромец провел на печи 33 безмятежных года жизни и только потом поднялся на подвиг. Емеля, тот вообще не пожелал покидать уютную лежанку и поехал прямо на печи, по "щучьему велению и по его хотению".

Иногда печка наделялась человеческими чертами - способностью разговаривать. Например, в сказке "Гуси-лебеди" девочка в поисках пропавшего брата набрела на печь, стоящую в чистом поле и спрашивает у неё совета. Печь предлагает девочке отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет ее от погони.

Для наших предков печь была живой - членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок, частушек и сказок. Всё, что собрано краеведами нашей школы, не раз использовалось на фольклорном празднике «В гостях у бабы Веры».

По своей сути, русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа. Вспомним, что в печи готовили абсолютно всё.

К ней относились с большим уважением, поэтому в устном народном творчестве ей уделяется большое внимание и подчеркивается большое значение. В загадках, в частушках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В фольклоре обыгрывается всё то, что относится к печи, и какое место занимает она в доме.

Печь же по праву занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимала почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата - не хата». Кроме того печь - это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Добра речь, коли в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, только с печи не гони».

Роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к ней было особенным. Печь была главной в доме, без неё обойтись было никак нельзя, потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. Недаром в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!

 История печки в селе Пешково

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

В селе утро начинается!

 Село Пешково - типичное поселение в Приазовье конца 18 начала 19 веков. Сначала, как хуторское, затем самостоятельное. Переселенцы с Украины внесли свой колорит: это и говор, и одежда, и архитектура хат, и их внутреннее убранство. Свой отпечаток был наложен и на архитектуру печей. Они не носили такой многофункциональный характер, как сибирская печь, как печь с Урала или средней Руси. Да и громоздкими они не были. Главное - это тепло и приготовление пищи. Переселенцы с Украины привезли в Пешково и умение строить печи-кобицы. Опрос показал, что и сейчас такие печи сохранились на селе. Старожил Пешков И.В. так и сказал: «Люблю, когда во дворе в печи дрова потрескивают».

Совсем другая картина наблюдалась у переселенцев малороссов и великороссов. Конечно, дома уже были не только мазанки, но и шалёванные, турлучные. И печи были побольше и пошире, с лежанками, имели место и русские печи. По воспоминаниям старожилов Гиенко З.И., Чужененко Л.Г. в такой печи в пасхальные дни по 28 пасок-куличей одновременно выпечь можно было. На чердаках в таких домах были боровки, где и травы сушили, и лук в зиму, и даже курагу от мух можно было спрятать и досушить до готовности. А сушили буквально все фрукты: и яблоки, и вишни, и алычу, и груши, а главное, жердёлы - мелкие абрикосы, которые в селе Пешково росли и в садах, и в лесополосах, и просто в посадках. А зимой курага - это главный составляющий компонент компота.

Боровок, боров имел большое противопожарное значение. Его хозяйки промазывали глиной несколько раз в году, белили известью или мелом. И эта трудоёмкая работа на чердаке была не напрасной. Следы дыма были сразу заметны, если печь была не исправна. В советское время пожарники проходили по селу и проверяли готовность печей к зимнему сезону.

А пешковчан и проверять не надо было. 9 октября - престольный праздник Иоанна Богослова. И к этому дню у хозяек всё было готово: двор подметен, деревья подбелены, окна и забор покрашены, в доме побелено, печь почищена от сажи, и часто к этому дню открывали отопительный сезон.

Одним из основных применений любой печи было приготовление пищи. И что готовили в русской печи? Конечно, русская печка - мечта любого кулинара. Те, кто пробовал еду, приготовленную в русской печи, знают, о чем идёт речь. Пешковчане готовили пищу на своих печах-голландках. Пироги пеклись в коробе, так называли духовку, а на плите жарили пончики и готовили сытные блюда. Традиционными для пешковчан в престольный день были не только пироги, но и фаршированный болгарский перец, кабачковая икра, жареная рыба, запечённая птица - куры, утки, гуси и даже индейка - были украшением праздничного стола. У каждой хозяйки есть свои блюда, свои секреты, сохранились рукописные «поваренные» книги...

В будние дни на печи готовились каша, борщ, супы, овощные соусы, любимая жареная картошка, да и просто картофель в кожуре (в "мундирах") не редко бывал на столе пешковчан. Приготовленная в чугунном горшке, картошка была верхом наслаждения, не говоря уже о супах и кашах и мясных блюдах.

А чем же топили печь?

Топливом для печей традиционно являлись дрова. Это и приятный аромат в помещении, если горели дрова из березы, липы, осины, ели и других пород дерева и экологически чистое топливо. В нашем селе, как и во всём Приазовье мало дров, мы находимся в степной зоне, где нет лесов. Поэтому использовались отходы деревообработки, такие как щепа, горбыль, корьё или брак производства. Не каждый мог это приобрести, и для топки применяли всё, что горит: бурьян, солому, стебли подсолнуха, початки кукурузы после очистки зерна, перекати-поле, камыш, тростник и другие травянистые растения.

А ещё старожилы вспоминают: «Переселенцы-малороссы научили наших предков делать торф из навоза. Делали формы размером 40х60см и забивали их навозом, перемешанным с соломой.

Раскладывали их в огороде, перед домом, порой закладывали весь двор, пока не высохнет. Работали все: и стар, и мал. А после высыхания складывали «кизяки» стопками, укрывали пологом, и зимой это было замечательным топливом». Это реальное топливо было доступно всем, кто содержал скот.

Отопительная печь могла использовать и уголь, но уголь был дорогим удовольствием для пешковчан. Старожилы вспоминают: «Ближе к осени по улицам ездили машины, громко сигналили и кричали: «Уголёк!!!». Чаще всего машину с углем делили на 2-3 хозяина, поскольку было очень дорого. И уголь использовали только в лютые морозы.

Печникам в селе почёт

Без печи нет в избе жизни, но далеко не каждый человек мог сложить русскую печь, поскольку она не так проста, как кажется на первый взгляд. Поэтому большим почётом в донских сёлах и хуторах пользовались печники, а в настоящее время - особенно.

Сложить печь - это большое искусство. У каждого печника были свои секреты и передавались они из поколения в поколение.

Хорошая печь должна была иметь такие достоинства, чтобы не дымила, имела хорошую тягу, «съедала» немного дров и хорошо обогревала дом.

Класть остов печи мастер мог поручить и подмастерью, роль которого, как правило, выполнял хозяин или хозяйка, но дымоход выкладывал только сам. «Чтобы не поминала меня хозяйка недобрым словом в ненастные дни, когда дым в пол ударит», - говорил печник.

Мастерство печника во все времена высоко ценилось и удавалось не каждому. Кирпичная печь в доме была очень дорогим удовольствием.

Печь в современном сельском доме

В старое время в каждом селе и в каждой деревне обязательно был свой печник, который клал печи по заказу.

По воспоминаниям старожилов в середине 20-го века большинство пешковчан стали обустраивать свои дома. Вместо шалёванных, турлучных домов, вместо мазанок стали появляться добротные кирпичные дома. И, конечно, печи в домах тоже стали строить основательно, даже изысканно. На протяжении многих лет печь совершенствовалась, изменялась в соответствии с модой, стилем, представлением о красоте. Она хранила память о давно ушедших людях и об ушедших эпохах.

В наше время печь в доме приобрела эстетическое значение. Хранительница очага стала украшением с престижной дефицитной плиточкой, с фабричными заслонками и коробом. Да и вся утварь домашняя стала фабричной: жаровни для выпечки пирогов, формы для выпечки хлеба, пасок-куличей, различной величины со своеобразными ручками. Появились кочерги, щипцы, ёмкости для углей и жужелицы были не просто вёдра, а красивые подставки на ножках, с крышками, каждая со своим неповторимым узором.

Среди пешковских жестянщиков можно вспомнить Василия Семёнова. Все его жестяные работы на крышах, знаменитые коньки и другие работы по жести до сих пор вспоминают пешковчане. А за его неповторимые жаровни он получил в народе прозвище «Жаров».

Сейчас, в век электроники, столько современной бытовой техники, что всё, что связано с печью, осталось далеко позади. Тем не менее, более 50% пешковчан при газификации своих домов оставили в них или в кухнях печи. «Так, на всякий случай»,- говорят пешковчане.

Зоя Ивановна Гиенко, Любовь Гавриловна Чужененко, Валентина Семёновна Стрельцова, Иван Васильевич Пешков и другие старожилы села до сих пор вспоминают, как они и их родители жили и работали подростками на колхозных полях. А после работы всей семьёй грелись у печи, сидели за столом, ели и слушали потрескивание дров. Да, интерес к истории села, своей семьи, истории печи - семейного очага, у молодых пешковчан никогда не угаснет, так как передаётся из поколения к поколению.

Всё начинается от печки,

В избе она всему глава.

Она накормит и излечит,

И не пусты мои слова.

Когда-то печь в избе являлась центральным элементом: она согревала дом, отдавая хозяевам своё жаркое тепло. Батареям и газовым котлам никогда не достичь того неповторимого, эстетичного, романтического шарма и уюта, которым обладают печки.

Хочется надеяться, что тем, кто решится сложить печь своими руками, помогут чертежи и рисунки из книг, приведенных в спискелитературы, особенно универсальной книги Г. Федотова.

Необходимо помнить, что успех печеклада-печника во многом зависит от трудолюбия, упорства, пытливости и смекалки, как и любого дела. Автор надеется, что сложенная своими руками русская печь будет не только исправно служить долгие годы, но и радовать глаз, создавая вокруг себя особую атмосферу домашнего уюта. В современных домах с большим успехом прижился камин - своеобразный близкий «родственник» печи. Камин, прежде всего, создает домашний уют, но также служит и обогревом дачных домов и флигелей.

Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашего села, Приазовья, нашей страны.

Литература

1. Федотов Г. Я. Русская печь, - ООО «Издательство «Эксмо», .2003, 280с.

2. Толковый словарь С.И.Ожегова, - Москва, «Русский язык», 1988г, 758с.

3. Толковый словарь В.И. Даля, - ОЛМА Медиа Групп, 2006г., 1120с.

4. Серов Вадим. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003г.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000г.

6. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под редакцией Д.Н.Ушакова. - Советская энциклопедия;       ОГИЗ, 1935- 1940.

7. Краткий этимологический словарь русского языка. Шанский М.Н., М.: Дрофа, 2004г., 398с.

8. Школьник А.Е. Русская печь XXвека // Наука и жизнь. - 1988. - № 1. 9.

9. Галанин А.В. Русская печь.

image007

Плясать от печки – возрождение школьного музея.

Матухно Анна – автор статьи

image008

Не красна изба углами, а красна пирогами

Чужененко Любовь Гавриловна – знатная кухарка на селе.

Пекла хлеб для всего колхоза «Заветы Ильича».

И сейчас бабушка Люба в свои 75 лет с удовольствием печёт пирожки в духовке своей печи. Знаменитые пешковские свадебные пироги – только что из печи.

 

 

Пешков Иван Васильевич – последний ветеран Великой Отечественной войны в селе Пешково. «Люблю, когда в печи дрова потрескивают, а зимой от холода в поддувале пёс дворовый прячется…»

2         425