Включить версию для слабовидящих

Столицы донского казачества

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

СТОЛИЦЫ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Граница породила казачество, а казаки создали Россию.
Л.Н. Толстой

   О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские. Л.Н. Гумилев предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками.
   Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном счете сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы

Донское казачество

   Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий существовало на Дону в VIII - XV вв.
   Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна, найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ хутора Пухляковский школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы JI.T. Агаркова. Тогда в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Челн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина около 4 метров, диаметр - 80 см и высота - 45 см. В настоящее время челн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества, по поводу его датировки споры еще продолжаются.
  История донского казачества — это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого, «граница породила казачество, а казаки создали Россию».
  Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет». Казаки, обосновавшиеся в Диком Поле — так стало называться с XV века пустынное место, образовавшееся после разорения монголо-татарами южно-русских княжеств, - постоянного места жительства не имели. Убежищем им служили вырытые в земле ямы, покрытые хворостом или камышовые шалаши-шиши. Первое время женатых среди них не было. Основным источником существования являлась военная добыча.
   Природа щедро одарила донских казаков, они говорили: «Кормит нас, молодцев, Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели кто станет пахать землю, того нещадно сечь розгами». Таким образом, первые казаки ревностно следили за тем, чтобы ничто не отвлекало от главного их занятия — военной службы.
   В XV веке распалась Золотая Орда и на ее месте образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Малая и Большая Ногайская орды, руками которых Османская империя стремилась задушить молодое Российское государство. Ханства продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На южных ее рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские казаки.
   В конце XV — начале XVI веков на южных рубежах России начала создаваться единая система пограничной обороны — «засечные линии» из лесных завалов, валов, городов-острогов и постоянных гарнизонов.
   К этому времени относятся известия о появлении постоянных казачьих поселений — городков.
   Казачьи городки служили опорой для русских царей в их стратегии продвижения к Азовскому и Черному морям. Учитывая выгоды расположения городков, уже вскоре после их возникновения прежний путь сообщения с Турцией, шедший вдоль Днепра в Крым, был заменен на путь по Дону в Азов как более надежный и быстрый.
    Первое письменное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году.
   В грамоте, подписанной царем Иоанном IV Грозным 3 января 1570 года и посланной на Дон с боярином Новосильцовым, казакам и их атаманам Мамину и Яковлеву предписывалось слушаться Новосильцова во всех государевых делах, «... тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим». За службу по охране царского посла впервые всему казачьему войску было обещано жалованье.
   Эта грамота — первый официальный документ о признании московским царем донских казаков и считается отправной точкой в дальнейшей истории служения казаков российскому государству. Поэтому 3 января 1570 года является датой создания Всевеликого войска Донского.

Казачество

   Столицами области Войска Донского в разное время были: Раздоры - с 1571 г., Монастырский Яр (близ г. Аксая) - с 1622 г., Азов - 1637-1642 гг., Махин остров - с 1642 г., Черкасск (ныне ст. Старочеркасская) - 1645-1805 гг., 1775-1917 гг.
   Последней столицей был Новочеркасск - 1805-1920 гг., который в настоящее время является мировой столицей донского казачества


СТАНИЦА РАЗДОРСКАЯ

   РаздорскаяНа высоком холме, над берегами Донца, который вьется излучинами, прорезая гладью вод, отразивших широкое небо, отроги Донецкого Кряжа, переходящие в первозданную ковыльную степь, есть особые места — Раздоры, остров Поречный, хутора Пухляковский и Мелиховский... У экскурсоводов часто спрашивают, почему станица называется Раздорской. Сотрудники музея выдвигают две версии: для туристов — романтическая — мол, казаки не поделили между собой турчанку-полонянку, отсюда и вышел раздор. Вторая версия — научно-доказанная и географически обоснованная теория.
   Слово «раздор» означает, что река Дон разрывается на 2 части. И вот на этом месте, в раздоре реки и располагается городок Раздоры.
   Раздоры Донецкие являлись во второй половине XVI века одним из самых известных казачьих поселений. Именно там, как доносил в 1570 году царский посол Иван Новосильцов, от Азова за «три днища» находились «ближние зимовища атаманские».
   Станица Раздорская оставалась столицей донского казачества до 1622 г.
   В Раздорах находятся несколько оригинальных куреней, в которых жили донские казаки. Территория музея-заповедника включает места уникальных археологических находок. Здесь расположены археологические памятники эпохи неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья. Следы о своем пребывании на территории современных Раздор оставили такие древние народы, как киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, половцы, монголы.
   25 февраля 1988 года по инициативе писателя А.В. Калинина был создан Раздорский этнографический музей-заповедник. В состав музея-заповедника помимо станицы Раздорской вошли хутора Пухляковский и Каныгин. Сегодня Раздорский этнографический музей-заповедник продолжает хранить богатые традиции казачьей культуры, в том числе архитектуры, быта, фольклора.
    В настоящее время в станице Раздорской и хуторе Пухляковский открыты выставки по истории и культуре донского казачества; проводятся этнографические программы и фольклорные праздники, сопровождаемые песнями, реконструкциями старинных казачьих обрядов; организованы пешеходные экскурсии. Развивая богатые культурные традиции народов Дона, благодатной осенью, когда собран урожай, срезаны гроздья спелого винограда и уже бродит молодое вино, здесь собираются на фольклорный фестиваль «Донская лоза».
  В хуторе Пухляковский недавно открылся этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». Появление усадьбы связано с давней мечтой писателя Анатолия Вениаминовича Калинина создать архитектурный памятник героине романа «Цыган» казачке Клавдии Пухляковой. Хуторяне хорошо знают, что ее прототипом стала их землячка Клавдия Николаевна Чекунова - прекрасной души человек, знатная виноградарь, певунья и, наконец, красавица. В Пухляковском, кстати, и снимали все фильмы по произведениям А. В.Калинина («Возврата нет» (1974), «Цыган» (1967), «Цыган» (1979), «Возвращение Будулая» (1985), «Цыганский остров» (1993)   , «Будулай, которого не ждут»  (1994).


АЗОВ

  1Азов История города Азова насчитывает почти десять веков! Здесь выход в южные моря - через Азовское в Черное и дальше... За обладание дельтой Дона в старину соперничали между собой киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, печенеги и половцы. Через Азов проходил один из маршрутов Великого Шелкового пути, здесь строили свои колонии древние греки, средневековые Венеция и Генуя, здесь находилась северная точка Османской империи.
  В XVII в. крепость препятствовала донским казакам выходить на судах в Азовское и Черное моря для торговли и набегов. Казаки долго добивались от царя разрешения завоевать Азов и, когда получили, отправились в поход. В июне 1637 г. отряды запорожских и донских казаков после двухмесячной осады штурмом захватили Азов. Турция совершенно не хотела мириться с таким положением дел и летом 1641 г. направила к стенам крепости сильный флот и сухопутные войска. С июня по сентябрь 1641-го продолжалась осада Азова турками — «Азовское осадное сидение», окончившаяся победой донских казаков, но не принятая в тот момент русским царем Иваном Грозным.
  Стратегическую важность Азова как форпоста на побережье понимал царь Петр. В 1695 г. во время первого Азовского похода войска Петра I осадили Азов с суши. После двух неудачных штурмов осада крепости была снята.
  Для завоевания Азова Петр отдал приказ строить военный флот. Летом 1696 г. при содействии кораблей Азовской флотилии русские войска овладели крепостью. Российские корабли одержали свои первые славные победы под стенами Азова. А первые в истории России залпы салюта в честь этого события прогремели в станице Старочеркасской - в те времена столице донского казачества. Сейчас в городе можно посмотреть остатки турецкой крепости: высокие земляные валы по левому берегу Дона (высота от 3 до 15 м, ширину у основания от 10 до 30 м) и крепостной ров. Из 11 ворот крепости сохранились Алексеевские ворота (1801-1805) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1799, ныне в нем размещена экспозиция краеведческого музея, в т.ч. диорама «Азовский поход Петра I в 1696 г.», художник А. Чернышев). Внутри крепости - лабиринт узких извилистых улочек, глиняные и саманные дома XIX в.
   Отдавая дань богатому прошлому, круглый год сокровища скифских курганов, уникальные находки археологов эпохи палеолита в виде окаменелых останков гигантов прошлого — трогонтериевого мамонта высотой 4,5 метра, динотерия и прочих реликтов, — крепостные валы и фортификационные сооружения времен Петра Великого, ждут гостей.
   В 2001 году в Азов для проведения раскопок приезжал знаменитый норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, искавший следы древнего города Азгарда. Он хотел найти доказательства своей теории о южных корнях викингов - предков нынешних народов Скандинавии (1в. до н.э.).

Об истории российского салюта
    Все знают о давней традиции салютовать в честь воинских побед.
   Но мало кто знает, что истоки этой традиции берут начало с земли Донской. А произошло это более 300 лет тому назад, в Петровские времена, когда турецкая крепость Азов пала, не выдержав атаку российского флота и войск нового строя. Тогда в военных действиях активное участие приняли донские казаки под предводительством атамана Фрола Минаева. После взятия Азова, на следующий же день, 18 августа 1696 года, по приказу Петра I в Старочеркасске прогремели залпы первого в России салюта Победы.
   Потом, уже в Москве, после возвращения Петра, был устроен грандиозный праздник, на котором помимо фейерверка был дан пушечный салют. Но это был уже второй по счету салют в истории государства Российского.


СТАНИЦА СТАРОЧЕРКАССКАЯ

   СтарочеркасскЭто самая известная столица донского казачества, город, где с 1644 по 1805 гг. находились органы управления Войском и всем Доном. В 1670 г. Черкасск был обнесен земляным валом с деревянными башнями, а со стороны Дона прикрыт каменной стеной. С 1805 г. столицу Войска Донского перенесли во вновь построенный город Новочеркасск. Старая столица была разжалована и стала именоваться станицей Старочеркасской.
   С Черкасском навечно связаны имена Емельяна Пугачева, Степана Разина, Кондратия Булавина, Матвея Платова... Своим посещением город жаловали величайшие деятели истории - Петр I, Александр I, великий князь Михаил Павлович, цесаревич Николай Александрович, Александр Суворов, Александр Пушкин... Бывали в Старочеркасской и выдающиеся представители современности - Михаил Шолохов, Василий Шукшин, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Тур Хейердал...
    Это здесь в далеком 1753 году гремела «Меланьина свадьба», вошедшая в историю своим размахом и обильным застольем — так женился казачий атаман Степан Ефремов на запримеченной им простой казачке, торгующей баранками на местном базаре - Меланье.

Меланьина свадьба
   Вот уже как 255 лет на Дону лучшей похвалой для хозяев дома является поговорка: «Ох, и наготовлено, как на Меланьину свадьбу!» Она отражает сущность гостеприимства и хлебосольства казачьего дома.
   В разговорную речь поговорка вошла после свадьбы Степана Ефремова с 20-летней красавицей казачкой Меланьей. Степан, сын атамана и первого казачьего генерала русской армии Даниилы Ефремова, будучи, как говорится, в возрасте и уже дважды женатым, влюбился в красавицу Меланью.
   Ни разница в возрасте и в сословных положениях, ни вторая жена, ни упорство юной невесты, не очень-то жаждавшей этого брака, не остановили упорного Степана, и в 1753 году повел он Меланью под венец.
  Атаман очень любил свою нареченную и решил, как говорят, удивить не только жителей Черкасска, но и весь казачий мир невиданным хлебосольством. Столы, ломившиеся от жареных, пареных, вареных и вяленых осетров, стерлядей и белуг, раков, горшков с разными кашами, холодцами, взварами, соленьями, пирогами, окороками, колбасами, начиненными разными пряностями, поросятами, с дымящимися шашлыками и бычьими боками, были выставлены по всей длине центральной улицы донской столицы. Черкасск гулял неделю. Специально назначенные служивые зорко смотрели, чтобы не было на празднестве гостей  тверезых, и специально «заботились» о таких.
  Но Меланья вошла в историю донского края не только легендарной свадьбой. Став женой атамана, она быстро постигла не только грамоту, но и весь сложный придворный этикет, так что при дворе Екатерины Великой вела себя вполне достойно. Пыталась Меланья воздействовать и на «отсталые» нравы своих земляков-казаков. Первой на Дону запрягла в карету лошадей. До этого донские кони хомута не знали. Связаны с Меланьей и до сих пор упоминаемые ее легендарные прогулки по Дону на огромных осетрах, специально выращиваемых для таких затей в особых заводях...
  Со Степаном прожила она 20 лет, до тех пор, пока он не был уличен во взяточничестве, за что приговорен к смертной казни. Но казнь потом заменили вечной ссылкой с конфискацией имущества. Меланья, познав вновь нужду, тем не менее, смогла выстоять, воспитать четверых детей от Степана, определив сыновей на военную службу и выдав дочь замуж. Умерла в возрасте 71 года, став свидетельницей того, как вошла в быт поговорка, напоминавшая ей о начале семейной жизни.

   В станице Старочеркасской находится историко-архитектурный музей- заповедник. Музейный комплекс включен в туристические справочники ЮНЕСКО. Он охраняет территорию бывшего города Черкасска и архитектурные памятники старины XVII-XX вв. Площадь музея-заповедника — 164,2 га. Музей включает в себя 23 памятника федерального значения, 4 — областного и 150 — вновь выявленных объектов. Самым выдающимся является ансамбль Войскового Воскресенского собора (построен в 1706-1719 гг.) с золоченым иконостасом, шатровая колокольня высотой 48 м, сохранились также церковь Петра и Павла, где был крещен казачий атаман Матвей Платов, остатки оборонительных бастионов XVII—XVIII вв., атаманское подворье: усадьба атаманов Ефремовых, Донская Домовая церковь, XVIII-XIX вв., Ратное урочище с Преображенской церковью (1740) и старинным некрополем, где похоронены герои Азовского осадного сидения донских казаков 1641 года... В охранную зону музея-заповедника входят также два крупных памятника истории федерального значения XVIII в. — Монастырское урочище и Аннинская крепость.
  В ст. Старочеркасской ежегодно с июня по август проводится межрегиональный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». Фестиваль имеет огромное значение для сохранения культуры казачества.
  Сегодня в Старочеркасской функционирует гольф-клуб с самым большим в России чемпионским полем на 18 лунок, строится туристский центр «Казачий Дон», в котором воссоздаются традиции жизни и быта донских казаков.
  Старочеркасская — место паломничества туристов, ежегодно сюда приезжают более 200 тысяч человек. К праздникам, проводимым здесь традиционно, с этого года добавился и День чебака — веселый этнографический фестиваль, где собираются любители и ценители рыбалки, активного отдыха, казачьих песен и народных забав.

Святые ворота

  Станицу Старочеркасскую называют донской туристической меккой. А главный историко-архитектурный объект, к которому стремится большинство прибывающих туда туристов, - это родовое подворье атаманов Ефремовых с его знаменитым дворцом.
  Территорию подворья ещё в стародавние времена обнесли стеной. Её не раз переделывали и достраивали. В последней четверти XIX века свою лепту внес в это дело и женский монастырь, который вырос из построенной Ефремовыми церкви.
  В результате возникли арочные Святые ворота. Через них сегодня входят в подворье туристы, богомольцы (монастырь снова действующий, хотя уже не женский, а мужской).
  … никто не знает, когда появилось такое поверье, но местные жители уверяют: «С души того, кто пройдёт под Святыми воротами, снимется грех». Однако существуют разногласия: одни говорят, что обнуление греха происходит при прохождении под самими Святыми воротами, а другие – что под примыкающей к ним калиточкой.
  Разнятся советы и насчёт того, надо ли готовиться к этому событию и каким образом: выдерживать ли накануне пост, твердить ли молитву? При этом речь не о смертных грехах, а скорее, пожалуй, о прегрешениях.

Колокольня Петропавловского храма

  Православный храм, построенный в середине XVIII века во имя святых апостолов Петра и Павла, тоже входит в туристический маршрут по старинной столице донского казачества.
  Экскурсоводы сообщают о том, что благодаря императрице Елизавете Петровне его быстро построили на месте другой церкви, которая была деревянной и погибла при пожаре.
  Елизавета Петровна прислала в Черкасск для возведения нового храма отличных мастеров. За три года они построили казакам церковь прочнее и красивее прежней.
  Эта церковь примечательна тем, что в её купели крестили будущего легендарного донского атамана, героя войны с Наполеоном Матвея Ивановича Платова.
  А ещё с Петропавловской церковью связано то, о чём не узнаешь из краеведческих справочников, услышишь не на каждой экскурсии. Колокольня у неё особенная: место исполнения желаний.
  В это непросто поверить. Ведь таким свойством, как считают эзетерики – знатоки тонких миров, обладают, как правило, старинные постройки. Колокольня же Петропавловского храма сильно обветшала за советские годы, оказалась почти разрушенной. Реставрация этого храмового комплекса из-за отсутствия средств растянулась на три с лишним десятилетия и завершилась уже в начале двухтысячных…
  И всё же, как не раз убеждались местные жители, если подняться на Петропавловскую колокольню и, загадав желание, бросить с неё монетку, оно исполнится. Жаль, всех секретов никто не открывает: монетка какого достоинства лучше всего для этого подходит? В любой ли день стоит подниматься ради этого на колокольню? Придётся узнавать опытным путём.


НОВОЧЕРКАССК

   Новочеркасск Один из немногих городов, построенных «с нуля», наряду с Санкт-Петербургом и Бразилиа.
  В 1805 г. войсковым атаманом М.И. Платовым основан город Новый Черкасск как новый административный центр земли (с 1870 — области) войска Донского. В ХЕХ в. Новочеркасск был сосредоточием политической жизни донского казачества.
   Главным архитектором города стал знаменитый Франц де Волан. Новочеркасск был заложен на возвышенности Бирючий Кут на берегах рек Тузлов и Аксай.
   Город строился медленно, так как казаки участвовали в военных кампаниях того периода. В 1812 году начинается военная кампания против Наполеона и казаки под командованием Платова показали чудеса героизма, а сам Платов удостоился похвалы командующего русской армией Барклая де Толли, а позже и самого Кутузова. На центральной площади города «Вихрь-атаман» указывает булавой на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа. На постаменте золотом высечена надпись: «Атаману Графу Платову за военные подвиги 1770—1816 гг. Признательные донцы».
   В Новочеркасске две триумфальные арки (1817). Они появились раньше, чем в Москве на Кутузовском проспекте (1829 - 1834). Их две, так как Платов хотел торжественно встретить Александра Первого и не знал, с какой стороны император приедет — со стороны Таганрога (с юго-запада) или со стороны Санкт- Петербурга (с севера).
   Вознесенский кафедральный Войсковой собор Новочеркасска — «второе солнце Дона». Дело в том, что до революции все купола были покрыты золотом, а в главный крест было вмонтировано 80 монолитов из горного хрусталя, и, восходя, солнце отражалось от куполов, создавая эффект второго восходящего солнца. В настоящее время это третий по величине собор в России, который единовременно вмещает в себя до 5000 коленопреклоненных молящихся. Построен собор в византийском стиле. Высота собора вместе с главным крестом 74 метра, внешний диаметр главного купола — 21 метр. С западной стороны устроено 3 входа во избежание сквозных ветров.
   Над главным входом и над часами до революции находилось две иконы — Иисус Благословляющий и Донская Божья матерь. Сейчас над главным входом находится икона Христа, копия той, что когда-то находилась здесь, принесена в дар собору в 2007 году на праздник Пасхи. По престольным праздникам и по выходным на фасадной стене проецируются картины на библейские сюжеты, что собирает на соборной площади большое количество народа.

Источник: Столицы донского казачества //Путешествие по свету, 2008.- № 12.-21.


1СтолицыКазачестваЗаголовок1 

Донское казачество — великая и грозная военная сила, пять столетий служившая на благо России.
  Свою историю - бурную, драматическую - донские казаки создали с оружием в руках.
  Казачество участвовало во всех основных этапах истории Российского государства XV-XX  веков.
  Здесь, на Донской земле, земле русской свободы сформировалось смелое и могучее Войско Донское - верный защитник границ и интересов России.
  В древности по Донской земле проходили дороги скифов и сарматов, гуннов и готов, болгар, хазар, славян, итальянцев. В XIII-XV  вв. Приазовье входило в состав Золотой Орды, в XV-XVII  вв. - являлось частью Османской империи, с XVIII в. принадлежит Российскому государству.
  Донское казачество формировалось с XV  века в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московским государством, Польшей, татарскими ханствами. Первые общины вольных людей на Дону выживали в постоянной борьбе с многочисленными противниками, вдали от развитых центров. В XVI-XVIII  веках казачество жило войной, охотой, рыбной ловлей, морским промыслом. Занятие земледелием запрещалось: «дабы воинским промыслом помешки не было». С начала XVII  века донское казачество уже имело внутреннее устройство: Войсковой Круг, выборных атаманов-предводителей, старшину и получило название «Войско Донское».
  Первые казачьи поселения появились наДону в XVI  столетии, в XVII  веке их было около 50, а к 1699 г. - 84. Казачьи городки размещались обычно в труднодоступных местах, были укреплены двойными палисадами, набитыми землей, с вышками, где дозорные несли сторожевую службу. В землянках и избах-куренях казаки жили, собираясь на майдане у часовни или в становой избе.
  Городки, где казаки собирались в Главное Войско, становились столицами Войска Донского. Здесь проходили Войсковые Круги, избирались атаманы, отсюда уходили в «походы за зипунами» и на взятие «языка», на защиту Российской земли. Сюда приезжали царские послы. Здесь делили царское жалование, вершили суд, принимали в казаки.

***

  Раздорский  городок, Монастырское урочище, Азов, Черкасск и Новочеркасск в разное время были столицами Войска Донского. Каждая из них олицетворяет определенный этап в жизни донского казачества.

Раздоры - центр донской вольницы;

Монастырский - остров казачьей памяти;

Азов - город казачьей славы;

Черкасск- столица казачьей свободы;

Новочеркасск - столица Войска Донского.

   Все они как яркие островки бессмертника в донской степи - открытой, огромной и вечно притягательной, как история донского казачества.

РАЗДОРЫ
1571-1622 гг.; 1642-1644 гг.

  В начальный период истории казачества войсковым центром были Раздоры. Городок находился на песчаном острове, в пойме трех рек: Сала, Северского Донца и Дона. Казаки говорили, что появился городок «на раздорской земле», где Северный Донец при впадении в Дон как бы раздирает руслом землю на многочисленные ерики, протоки, острова. Это и обусловило название «Раздоры».
  Ученые полагают, что Раздоры входили в число трех-четырех городков первого казачьего атамана Сары-Азмана, о которых говорилось в ногайской жалобе царю Ивану Грозному 1549 г.
  Первое упоминание городка Раздоры содержится в документах о сопровождении русского посла А. Ишеина-Кузьминского от Москвы до Азова в 1571 г. До Азова его провожал И. Кобяков с отрядом казаков. Ему было велено, передав посла, «взгребсти вверх Дону, о Раздорах Донецких».
  Расположены были Раздоры на острове Поречном напротив нынешней станицы Раздорской. Главное Войско просуществовало здесь около 50 лет, до 1622 года. Городок представлял собой хорошо укрепленный воинский лагерь. Здесь жили несколько тысяч вооруженных казаков, готовых в любую минуту выступить в поход, ринуться в бой. В стратегическом отношении остров Поречный был очень удачным местом. Он запирал противнику проход вверх по Дону и его притокам, являлся местом, куда легко можно было собрать казаков, разбросанных по городкам и юртам выше Раздор. Сами же казаки находились в защищенном месте.
  В начале XIX  века еще видны были контуры валов, рвов, ерики старой казачьей столицы. Народные предания связывают Раздоры с именами знаменитых донских атаманов: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Епифана Радилова.
  После оставления Азова, когда в апреле 1643 года турки уничтожили все низовые городки, в том числе Монастырский и Черкасский, «Донские атаманы и казаки, Иван Каторжный и все Донское войско», «...стали в Раздорех и крепи ученили, и городок земляной сделали».
  С апреля 1643 по 21 (24) апреля 1644 года Раздорский городок стал столицей донского казачества. Именно в Раздорах в этот период собирались Войсковые Круги.
  
Уже 5 июня 1643 года казакам пришлось вступиться за царских посланников Илью Милославского и Леонтия Лазаревского, следовавших послами к турецкому султану Ибрагиму. Турецкий паша Реджеб Ага с войском турок, крымцев и ногаев осадил Раздоры и потребовал выдать ему послов. Пять дней длилась осада. 10 июня 1643 года Реджеб Ага, отозвав всех своих ратных людей, «от казачьего Раздорского городка пошел прочь».

1СтолицыКазачества1

  Много испытаний выпало на долю станицы и казаков за почти пя-тивековую историю. Это и полное разорение набегами татар, пожары, эпидемии, наводнения, рассвет и угасание станицы. Известны случаи, когда казаки, попав в плен, возвращались обратно в станицу спустя десятилетия, пройдя многие страны. В 1644 г. донские казаки перенесли свою столицу из Раздор в Черкасский городок. Раздоры стали рядовым казачьим городком.
  Во время первого Азовского похода Петра I  отряд под командованием генерала Патрика-Гордона, двигаясь из Москвы к Азову, с 11 по 15 июня 1695 года осуществлял переправу своих войск на левый берег Дона вблизи «казачьего городка Роздор, куда пришла уже барка с назначенными для его войска запасами».
  С 1811 года в станице Раздорской был заведен войсковой виноградный сад, а так же построен войсковой винный погреб. Станица стала центром виноградарства на Дону. Вина, приготовленные в Раздорской станице и представленные на всероссийской выставке, получили самую высокую оценку, превосходя по многим вкусовым показателям иностранные.
  В августе 1863 года во время путешествия на пароходе по России от Петербурга до Крыма, станицу посетил Наследник Русского престола Великий Князь Цесаревич Николай Александрович Романов, которого на пристани встречал станичный атаман с хлебом-солью и огромным блюдом винограда, которым славится Раздорская станица.  
  Богата станица своими военно-историческими, трудовыми и культурными традициями. Здесь родились знаменитые казачьи военачальники, герои Отечественной войны 1812 года, всех русско-турецких войн, кавказских и Крымской войн - В.Г. Данилов, С.Ф. Балабин, П.Т. Басов, М.Г. Власов, А.И. Костин, А.П. Кульгачев, М.М. Марков, М.И. Сулин и др. Уроженец станицы Раздорской Максим Григорьевич Власов был последним наказным казачьим атаманом Войска Донского.
  В июне-июле 1893 года великий русский художник В.И. Суриков работал в станице Раздорской над картиной «Покорение Сибири Ермаком». «Отсюда говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь», - писал Суриков 4 июня 1893 года брату. На память о пребывании в станице он оставил более 20 этюдов донских казаков, большинство из которых - казаки РаздорскойнаДону станицы.
  Станица Раздорская представляет собой исконно казачью станицу, где до наших дней сохранилась архитектура конца XIX  - начала XX  века (курени, флигели, торговая лавка, церковно-приходская школа и другие). Основу архитектуры составляет самобытный казачий курень. Самому старому, сохранившемуся в первозданном виде до наших дней, в 2010 году исполнилось 150 лет (построен в 1860 году).
  В 1988 г. по инициативе писателя А.В. Калинина был создан Раздорский этнографический музей-заповедник, включивший в себя помимо станицы Раздорской еще два хутора, Каныгин и Пухляковский. Ежегодно на территории Раздорского этнографического музея-заповедника проводятся фестивали и праздники, на которые собираются гости из всех уголков Ростовской области и других регионов России.


МОНАСТЫРСКИЙ ГОРОДОК
1622-1637 гг.

  В 1622 г. Главное Войско из Раздор было перенесено в Монастырский городок. Городок был построен в XVIвеке; первое упоминание о нем содержится в документах 1593 г.
  Располагался Монастырский городок на краю Аксайского острова, вниз по Дону, ниже Черкасска. Территория эта издавна называлась Монастырским урочищем. Историк донского казачества А.И. Ригельман связывает его название с трагическим событием. Однажды казаки, возвращаясь из похода, достигли этого урочища, стали делить добычу, «упились допьяна» и заснули. Турки ночью напали на казаков и почти всех их порубили. Из казаков спаслось лишь несколько человек. Убитых похоронили на том же месте. С тех пор на Монастырском яру, на кладбище, проходили поминовения погибших.
  Монастырский Яр служил убежищем для увечных и старых казаков. Здесь они доживали свои последние дни, поэтому городок ниже Черкасска стал называться Монастырским. Здесь была богато украшенная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

1СтолицыКазачества2

  В начале XVII  века это был один из крупных казачьих городков. Он был хорошо укреплен, вооружен крепостными пушками. С 1622 по 1637 гг. Монастырский городок являлся постоянной столицей Войска Донского. Из Монастырского городка 21 апреля 1637 года под предводительством донского атамана Михаила Татаринова донские казаки вместе с запорожцами двинулись брать турецкий Азов. В Монастырский Яр свозили казаки погибших под стенами Азова товарищей. Они погребены были на кладбище у часовни. Здесь же были похоронены герои Азовского сидения 1641 г.
  После «Азовского осадного сидения» и оставления Азова казаками турки напали на Монастырский, после кровопролитного боя сожгли городок. Больше на Монастырском урочище городок никогда не существовал.
  Войско Донское ежегодно устраивало на Монастырском урочище поминовение героев взятия Азова и Азовского сидения. В 1867 г. в Монастырском урочище был воздвигнут памятник в виде часовни в память о казаках, погибших при взятии Азова и в Азовском осадном сидении 1641 г. Деньги собирали по подписке по всему Войску Донскому.
  С 1902 г. панихиду по азовским героям на Монастырском урочище стали служить в субботу перед первым октября - праздником Покрова Пресвятой Богородицы, как в ближайшую ко дню окончания Азовского сидения.
  На Монастырском урочище собирались жители станиц Старочеркасской, соседних станиц, воспитанники казачьих корпусов. Священник служил торжественную Войсковую панихиду во имя героев, покоривших Азов в 1637 г. и отстоявших город в 1641 г. Проходил конный парад, артиллерийский и ружейный салют, спортивные состязания. Затем по древнему обычаю в станице предлагалась поминальная хлеб-соль.
  Часовня была разрушена в тридцатых годах XX  века, в 2001 году восстановлена. Теперь ежегодно в день Покрова Пресвятой Богородицы на Монастырском урочище проходит поминовение донских героев, погибших при взятии и обороне Азова.


АЗОВ
1622-1637 гг.

  Азов был столицей Войска Донского пять лет - с 1637 по 1642 гг. Это были годы могущества и силы донского казачества. Взятие Азова 1637 г. и Азовское осадное сидение 1641 г. стали яркой страницей истории донских казаков и сделали Азов городом казачьей славы. Азов был не простым городом и не простой столицей Войска Донского. Это был символ победы донского казачества над своим сильным противником. Азов - самый древний город юга России. В I  веке до нашей эры поселились здесь люди. Историко-литературная традиция относит основание Азова к 1067 г. и связывает его с именем половецкого хана Азупа.
  С XIII  века на месте Азова располагался крупный город Золотой Орды Азак и итальянская торговая крепость Тана, через которые проходил Великий шелковый путь. В 1475 г. Азак (Тана) был захвачен Османской империей и стал крупным стратегическим и экономическим центром Турции в Приазовье, базой набегов турок и татар на русские земли.
  С появлением казачества наДону, Азовская крепость, запирающая выход в море и контролирующая степи, стала объектом казачьих нападений, а затем долгой и упорной борьбы. Нападения казаков на Азов стали обычным явлением - каждый год гремели под стенами крепости казачьи самопалы. В 1637 г. донские казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым, совместно с запорожцами, захватили турецкую крепость Азов в дельте Дона.
  Азов стал столицей Войска Донского, здесь размещалось Главное Войско, находился атаман, его помощники-есаулы, дьяк. В Азове собирался казачий Круг, принимались царские послы, вершился суд. «.. .И для советов из городков в Азов казаки приезжают часто», — сообщал атаман Денис Парфеньев.
  Азов, взятый казаками, был сильной крепостью, состоящей из 3-х частей, окруженных общей стеной с пушками. Впервые донские казаки получили во владение и жительство настоящий город с каменными стенами и башнями, палатами и домами. Здесь находилась каменная церковь Иоанна Предтечи, вторую - Николы Чудотворца - построили сами казаки. В 1638 году в Азове насчитывалось около 5 тысяч казаков.
  Азов всегда был стратегическим центром - контролировал выход в море и окрестные степи. Казаки прекрасно использовали азовский стратегический потенциал. Из Азова направлялись отряды в сухопутные рейды и морские экспедиции. Казаки собирали всю военную и политическую информацию о ситуации в Крыму, Турции, ногайских кочевьях. Из Азова вестовые станицы регулярно доставляли «Азовские вести» в Москву к царю.
  Все пять лет в Азове казаки жили под угрозой нападения. Они как могли укрепили стены и башни, сделали «обламы», защитили слабые места крепости, вырыли ров. В 1640 г. казаки просили царя Михаила Федоровича принять Азов в состав Русского государства и прислать к ним на помощь своих воинов. Однако, ссориться с Турцией из-за Азова, направлять в крепость вооруженные силы Русское правительство не сочло возможным. Царь послал в Азов припасы и предлагал верой и правдой служить ему - не пропускать врагов на русские земли.

1СтолицыКазачества3

  В 1641 г. Азов был окружен войсками Османской империи: 240 тысяч человек, 120 проломных пушек. Азов блокировал почти весь флот Турции.
  В Азовской крепости находилось 5 тысяч казаков и 800 женщин. Руководил обороной атаман Осип Петров, Более трех месяцев оборонялись казаки в Азове. По городу били тяжелые турецкие пушки, огонь и дым стояли до небес. Рукопашные схватки кипели на крепостных стенах. От постоянных обстрелов стены, башни, ворота, дома Азова были разбиты, казаки засели в центральной части крепости. Днем казаки сражались на стенах Азова, ночью совершали вылазки в стан врага, делали подкопы, взрывали валы, захватывали оружие и «языков». Казаки решили «помереть все как один», но не отдать свой Азов врагу.
  26 сентября турецкая армия сняла осаду и покинула лагерь под Азовом. «Азовское сидение» закончилось победой донских казаков. Они проявили великое мужество и исключительное воинское мастерство. Оборона казаками Азова стала великим подвигом донского казачества и героической страницей истории Государства Российского.
  Казаки предложили царю Михаилу Романову принять Азов в состав России и прислать воеводу с ратниками. Удержать Азов своими силами казаки не могли. Половина гарнизона погибла, еды и боеприпасов не было. Для решения судьбы Азова в Москве был собран Земский Собор. Большинство участников Собора высказалось за присоединение Азова. Но царь Михаил Романов, опасаясь, что Турция начнет войну с Россией из-за Азова, приказал донским казакам оставить Азовскую крепость и идти в свои городки.
  28 мая 1642 г. казаки покинули разрушенный Азов. Они вывезли иконы, пушки, железные ворота, калитки, городские весы, медное пятиярусное паникадило (церковная люстра). Вышедшие из Азова казаки стали жить на Махине острове, ниже Монастырского Яра. Азовские реликвии до сих пор хранятся в Старочеркасской станице на майдане перед Войсковым Воскресенским Собором.
  Азовская крепость была в 1642 г. занята турками, в 1696 г. взята Петром I. В XVIII  веке судьба Азова решалась во всех русско-турецких войнах. Азов несколько раз переходил из рук в руки, его разрушали и вновь строили. В 1774 г. Азов был навсегда присоединен к Российскому государству.
  В старой части Азова остались валы Азовской крепости XVIII  века, ров, Алексеевские ворота, Пороховой погреб. Почти вся крепостная линия сохранилась, хотя часть валов срыта. Но и сейчас они производят впечатление своей высотой и мощью. Площадь на территории бывшей крепости носит имя Азовского осадного сидения. У валов находится крест-монумент в честь героев Азовской эпопеи.
  Как памятник казакам, погибшим в Азове, горит золотыми куполами православный храм Азовской иконы Божьей Матери. Каждый год в первую субботу августа на валах Азовской крепости происходит реконструкция «Азовского осадного сидения». Битву за Азов донских казаков и турецких воинов представляют участники более 20 военно-исторических клубов из многих городов России. И каждый раз казаки одерживают победу, подтверждая, что Азов - город казачьей славы.


ЧЕРКАССК
1644-1805 гг  
.

  В исторических актах Черкасск впервые упоминается в 1593 году. Почти два столетия, с 1644 по 1805 годы, Черкасск был столицей донского казачества.
  Остров, на котором возник Черкасский городок, защищен со всех сторон водой. Первоначально в городке теснились курени, землянки, часовня да башня-каланча. Турки несколько раз сжигали Черкасский, но казаки отстраивали его снова. В 1644 году донские казаки перенесли в Черкасский городок Главное Войско.
 Город был деревянный, «изрядно построен и укреплен по старинному устрою раскатами и башнями». На валу стояли стены с двойным рядом дубовых палисадов, набитых внутри землей. С деревянных башен хорошо просматривалась степная равнина. Ров, заполненный водой, делал Черкасск неприступной цитаделью. Внутри Черкасск разделялся на 11 станиц (Черкасская, Прибылянская, Ратнинская, Павловская и другие). Вооружен Черкасск был азовскими пушками, которых насчитывалось около ста.
  6 июля 1695 года в Черкасск прибыл Петр I. В мае 1696 года, во время походов на Азовскую крепость, донские казаки во главе с атаманом Фролом Минаевым громили турок в гирлах Дона и на море.
  Помимо военного, Черкасский городок имел важное торгово-экономическое значение. Из русских городов везли сюда вино, хлеб, оружие, мед. Здесь закупали скот, рыбу, лошадей, персидские и турецкие товары. У Черкасской пристани стояли купеческие корабли из Керчи, Кафы, Тамани.
  История Войска Донского в XVII-XVIII вв. и история Черкасска - столицы Войска, была наполнена бурными и драматическими событиями. Черкасск был в XVII-XVIII вв. центром казачьей вольницы. Несколько раз городок становился очагом крупнейших антифеодальных движений.
  В 1670 г. донской казак Степан Разин, руководитель крестьянско-казачьего восстания, прибыл в Черкасский городок. На Казачьем Кругу он заявил законному атаману Войска Донского Корниле Яковлеву: «Ты-де владей своим войском, а я-де владею своим». Восставшие пытались взять Черкасск, но не смогли.
  В Черкасск привезли пленного Разина донские старшины во главе с Корнилой Яковлевым. Отсюда Степана Разина повезли в Москву, где он был казнен. До сих пор на стене Войскового Собора висит цепь-кандалы с наручниками. По преданию, этой цепью Степан Разин был прикован к стене старого деревянного Собора перед отправкой из Черкасска в Москву. Восстания в Черкасске вспыхивали в 1682, 1689 годах, но были жестоко подавлены, вожди казнены.

1СтолицыКазачества4

  В 1707-1708 гг. Черкасск оказался в центре крупнейшего восстания во главе с Кондратием Булавиным, охватившего весь юг России. 1 мая 1708 г. Булавин с повстанцами взял Черкасск. Атаман Лукьян Максимов был казнен. 9 мая 1708 г. на Казачьем Кругу Кондратий Булавин был избран войсковым атаманом. Через год здесь, в Черкасске, домовитые казаки и старшины-заговорщики окружили Булавина в курене. Кондратий Булавин погиб. В Черкасске сохранился старинный каменный дом, где, по преданиям, жил К.Булавин.
  В XVIII  веке волнения и бунты не раз сотрясали землю донских казаков и казачью столицу - Черкасск. В Черкасске царские власти творили расправу над казаками - «государственными преступниками».
  К началу XIX века Россия прочно утвердилась в Приазовье и Причерноморье. Черкасск потерял свое военно-стратегическое и экономическое значение. Ежегодно город подвергался разрушительному наводнению во время весеннего разлива Дона. Вода достигала иногда окон домов. Иностранцы называли Черкасск «Донской Венецией».
  Стремясь ликвидировать остатки казачьих вольностей, ослабить политическую и экономическую силу казачьей старшины, правительство перенесло столицу Войска Донского из Черкасска на новое место, в Бирючий Кут. Новый город так и назвали Ново-Черкасск. Черкасск стал станицей Старочеркасской. По словам генерала Н.Н. Раевского, город был «разжалован в станицу». До сих пор в Старочеркасске сохранились памятники бурной казачьей истории.
  Соборная площадь Черкасска - майдан - помнит много драматических событий. Здесь проходили казачьи Круги, выбирались атаманы, принимались послы. В центре площади возвышается старейший наДону Войсковой Собор, построенный казаками в честь взятия Азова в 1637 г. и Азовского осадного сидения 1641 г. В Соборе, перед резным золоченым иконостасом XVIII  века, находится пятиярусное паникадило, привезенное казаками из Азова после осадного сидения, из Азовской церкви Иоанна Предтечи. У паперти Собора лежат трофеи Азовского сидения: створки азовских крепостных ворот, две чугунные калитки и коромысло азовских городских торговых весов.
  Родовое поместье атаманов Ефремовых располагается недалеко от Собора. Двухэтажный дворец с подворьем и домовая церковь были построены в XVIII  веке. Атаманская резиденция отреставрирована, действуют каменный дворец, Донская церковь, атаманская кухня и другие объекты.
  Петропавловская церковь - памятник архитектуры XVIII  века, знаменита тем, что здесь в 1753 г. был крещен уроженец Черкасска, герой войны 1812 г. донской атаман М.И.Платов. Дом Кондратия Булавина, Дом торговых казаков Жученковых, храмы, колоритные казачьи курени с «галдареями», улицы и площади — не только памятники архитектуры, но и свидетели давно минувших событий.
  Черкасск  связан  с именами казачьего историка В.Д. Сухорукова, поэта Н.Н. Туроверова, знаменитых донских атаманов Разина, Булавина, Минаева, Иловайского, Краснощекова, Орлова. Здесь были Петр I, А.С. Пушкин, А.В. Суворов.
  В 1970 г. по инициативе М.А. Шолохова правительство образовало в станице Старочеркасской архитектурный музей-заповедник. Сейчас это один из интереснейших туристических комплексов на юге России. Ежегодно в Старочеркасске проходят казачьи фольклорные праздники в подлинных декорациях из памятников казачьей старины.


НОВОЧЕРКАССК
с 1805 г.

  Город Новочеркасск был основан в 1805 году как новая столица Войска Донского. Инициатором создания новой столицы был наказной атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов. Он пригласил известного военного инженера Франца Деволана, который разработал регулярный план застройки Новочеркасска. Геометрично расположенные проспекты и улицы удачно вписывались в естественный рельеф местности. В основе планировки города лежат три главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский. Проспекты соединялись с большими площадями, от которых радиально расходились улицы. Строительство велось под неустанным контролем атамана Платова.
  Встречает гостей у въезда в Новочеркасск Триумфальная арка. Две монументальные арки были сооружены в 1817 г. в честь побед донского казачества в Отечественной войне 1812 г. Они построены по проекту архитектора А. Руска у западного и северо-восточного въезда в город в честь приезда Императора Александра I.
  Платовский проспект выводит на Азовскую площадь, напоминающую о героическом «Азовском осадном сидении донских казаков 1641 г.». В центре площади возвышается храм Архангела Михаила, построенный в 1873 г. Памятник знаменитому атаману М.И. Платову был установлен в центре Новочеркасска в 1853 г. За памятником находится Атаманский дворец, резиденция наказного войскового атамана - свидетель многих исторических событий.  Здесь жили атаманы Войска Донского с 1863 г. Во дворце останавливались Императоры Александр II, Александр III, Николай II  и Наследники престола, приезжавшие в Новочеркасск.
  Сейчас Атаманский дворец - объект музея истории донского казачества. Здесь восстановлены интерьеры парадных и жилых залов начала XX  века. Во дворце представлены подлинники живописи итальянского Возрождения, редкие предметы мебели, шедевры прикладного искусства, бронзы и фарфора.
  Хранителем истории Войска Донского является музей истории донского казачества. Здание музея построено в 1899 году по проекту архитектора А.Ященко. Музей содержит уникальные казачьи раритеты - клейноды, знамена, наградное и жалованное оружие, коллекции портретов, живописи, фарфора.
  Величественный Вознесенский Кафедральный Войсковой Собор, освященный 6 мая 1905 г., был создан в «ново-византийском стиле» по проекту академика А.А. Ященко. В нижнем этаже Собора находится усыпальница выдающихся военных и церковных деятелей Дона. На хорах выполнены настенные картины, изображающие знаменитые эпизоды донской истории.
  Огромная, мощеная камнем, Соборная площадь была местом проведения Войскового Круга. В 1904 году на площади был установлен бронзовый монумент знаменитому донскому атаману Ермаку, покорителю Сибири. Автор памятника - академик М.О. Микешин.
  В южной части площади в 1911 г. установили памятник генералу Я.П. Бакланову. Памятник восстановлен в 1995 г.
  Донскую столицу посещали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, В.А. Мусин-Пушкин, И.И. Пущин, П.А. Бестужев, генерал А. Ермолов. В советское время здесь бывали военачальники СМ. Буденный, Б.М. Думенко, К.В. Ворошилов, М.В. Фрунзе.

1СтолицыКазачества5

  Новочеркасск в XX  в. стал свидетелем драматических событий казачьей истории. В начале XX  в. Область Войска Донского занимала огромную территорию на юге Российской Империи. Здесь проживало более 3 млн. человек, из них казаки составляли менее половины. Областью Войска Донского управлял назначаемый царем войсковой наказной атаман.
  В Новочеркасске, одном из крупнейших городов европейской России, проживало более 55 тыс. жителей. Здесь располагались около 100 предприятий: чугунолитейный и медноплавильный, кирпичный, винодельный, медо-пивоваренный заводы, табачная фабрика. В городе было множество учебных заведений.
  В годы революции здесь проходили трагические события истории донского казачества. В 1917 г., после Февральской революции и крушения царской власти, в Новочеркасске собрался Большой Казачий Круг. 18 июня 1917 г. был выбран первый, со времен Петра Великого, собственный войсковой атаман. Им стал боевой генерал Алексей Максимович Каледин, казак, Георгиевский кавалер.
  После Октябрьской революции 1917 года и провозглашения России Республикой Советов, атаман А.М. Каледин объявил Область Войска Донского и столицу г. Новочеркасск на военном положении. В Новочеркасске в январе 1918 г. был созван Войсковой Круг, назначивший войсковое правительство.
  Большевистски  настроенные казаки, собравшись в станице Каменской, решили взять власть в свои руки. 15 января 1918 г. в Новочеркасске состоялась встреча атамана Каледина с председателем ВРК Ф. Подтелковым. В конце января 1918 г. войска Совнаркома, соединившись с войсками Донского ВРК, сумели прорваться к Новочеркасску. Часть донских станиц отошла от Каледина, часть казаков ушла с Добровольческой Армией. 29 января в Атаманском дворце атаман Каледин объявил войсковому правительству, что в его распоряжении нет сил для сопротивления большевикам. После этого атаман А.М. Каледин застрелился. В мае 1918 г., при атамане П.Н. Краснове, Войско было названо Всевеликим Войском Донским.
  Гражданская война на Дону приняла особо ожесточенный характер. Летом 1918 г. Дон был занят белыми, но уже в декабре 1919 г. из Новочеркасска спешно эвакуировали правительственные административные и учебные заведения. Грузились в вагоны казачьи реликвии из Донского музея, донская казна и другие ценности.
  В 1920 году Всевеликое Войско Донское прекратило свое существование. Тысячи казаков погибли. Десятки тысяч казаков покинули Дон и Россию. 7 января 1920 года в Новочеркасск вошли войска Красной Армии. Столица Войска Донского стала окружным центром Черкасского округа.
  В годы Советской власти Новочеркасск был крупным промышленным и учебным центром Ростовской области.
  В девяностых годах XX  века г. Новочеркасск стал историческим центром возрождающегося казачества, а затем был провозглашен столицей казачества России и Зарубежья.

 Столицы донского казачества /Автор текста Бурлака В.; Редактор Горбенко А. – Азов: изд-во Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, 2010. – 23 с.

 

2         425