Включить версию для слабовидящих

Краснокутский Михаил

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

…И вписано имя в донские страницы.
Объятья раскрыл голубой небосвод,
И край Приазовский по праву гордится
Достойным признанием ваших работ…
Зинаида Баева

Ларкин, К, Еременко Б. Композитор и художник: М.Д. Краснокутский /К. Ларкин //Приазовье. – 1994. – 12 октября. – С. 7.

   141Михаил Данилович Краснокутский известен своими песнями и художественными полотнами не только в родном Приазовье, но и во многих других городах и селах нашего Отечества.
   Родился Михаил Данилович в 1924 году 11 октября в певучей крестьянской семье певучего села Круглого Азовского района.
   В неполные 17 лет ушел защищать Родину. Был разведчиком 242-й горнострелковой дивизии. Отступал с армией до Кавказских гор, а затем участвовал в форсировании Керченского пролива, освобождении Крыма, Севастополя, Украины. Закончил войну, освобождая Чехословакию.Награжден 12 правительственными наградами.
  После войны работал и продолжал учиться. В I960 году поступил в Московский университет искусств сразу на три отделения: теория музыки,дирижерское, живописи и рисунка. Окончил его в 1965 году.
  К своему 70-летию Михаил Данилович написал около 300 песен, а также музыку к балету «Муха-Цокотуха» и детскую oneру «Колобок». Песни М. Д. Краснокутским написаны на слова А. Пушкина. А. Блока, С. Есенина. Ф. Тютчева, Р. Бернса, Н. Доризо, А. Суркова, Е. Долматовского, а также ростовских и азовских поэтов. Всего 116 авторов.
   Михаил Данилович работал концертмейстером в Одесском и Ростовском цирках, в Северо-Осетинской филармонии и 35 лет – учителем музыки и изобразительного искусства г. Грозного и г. Азова. Параллельно с работой учителя, трудной и сложной, шла творческая работа художника и композитора, участие в концертах, которых дано до 800 вразличных аллах Дворцов культуры, на радио, в учебных заведениях.
   Темы войны и Родины звучат в песнях Михаила Даниловича, задушевных, с грустинкой, иногда веселых, чуть игривых. «Где ты был, старшина?» (на стихи Н. Новосельновой), «Поле мое, поле» (слова А. Скрипова), «Елизаветинская ирическая» (слова Н. Бережной), «У нашей калитки» (слова Г. Закиева) и других.
   Писем Михаилу Даниловичу приходит множество. Из Алтайского и Краснодарского краев, из различных районов Ростовской области, где поют его песни хоровые коллективы, дуэты, ансамбли и солисты.
   Песни его отличаются большой лиричностью, задушевностью — «Когда один, вдали от дома» (сл. Б. Куликова), «Родной Азов, крупиночка России» (сл. В. Щебуняева). В некоторых из них звучат ритмы вальса. «А все же была...» (сл. Н. Егорова), «Наверно, такое бывает у всех» (сл. Г. Георгиева). Или «Как вас зовут?» (сл. Н. Егорова), «Воспоминание» (сл. Б. Еременко) или русской пляски «Лукавая» (сл. А. Блока), «Донской казачок» (сл. В. Олефиренко).В его песнях звучит гимн женщине — «Осанна» (сл. Н. Егорова), «Материнское поле» (сл. А. Новикова), гимн природе — «Круглянские тополя» (сл. Ю. Введенского, И. Петренко), «Пешковские зори» (сл. А. Плякина).
  142 Отличник народного просвещения, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, лауреат конкурса композиторов Дона М.Д. Краснокутский продолжает свою творческую работу. В одном из эпизодов этой работы соединился композитор и художник. В станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края жила Епистиния Федоровна Степанова, вырастившая девятерых сыновей, которые ушли на фронт, и все погибли за Родину.
  Михаил Данилович написал портрет этой женщины. Стоит она на дороге, среди колосящихся полей, ожидает своих сыновей. В крестьянских морщинистых руках держит девять колосьев — символ не вернувшихся детей... На сюжет этой картины написана песня «Материнское поле». Когда это полотно передавалось в дар музею Епистинии Федоровны Степановой, собрались жители станицы Днепровской, исполнялась песня, глубоко тронувшая земляков замечательной женщины.
   А ветеран войны и труда с юношеским трудолюбием продолжает свое творчество, переходя от мольберта к фортепиано и баяну, чтобы одарить нас радостью мироощущения в красках заката или новых мелодиях.
  Давайте возьмем в руки каталог и пройдемся по залам музея, где сейчас выставлены картины художника, а их здесь около семидесяти. Все его полотна не стоят в стороне от жизни, они лишены всякой вычурности, так модной в наше время.
   Художник в годы войны был разведчиком, и поэтому военная тематика занимает в его . творчестве заметное место. Вот мы стоим у полотен «В далеком 43-м», «Фриц капитулировал», «Разведка боем». «Память сердца. Сапун-гора». Здесь естественно передано напряжение боя.его трагизм. Подобное мог запечатлеть только тот, кто сам пережил напряженные, неповторимые минуты смертельного боя, непредсказуемость его завершения. Все картины художника, отражающие военное лихолетье, — это запоминающаяся красочная летопись о Великой Отечественной войне. Их у него около шестидесяти. Нельзя равнодушно пройти и мимо портретов, написанных автором. Кроме внешнего сходства, художник тонко подмечает все черты, определяющие душевное состояние человека, его внутренний мир. Особенно удачны в этом отношении портреты Заслуженного работника культуры России Дмитрия Михайловича Грачева, журналистики Надежды Михайловны Щербиной, «Женщины в красном», певицы Елены Ивановны Шараповой, капитана дальнего плаванья Алексея Алексеевича Шарапова и других.143
  Большой   интерес   проявили зрители и к пейзажным полотнам   художника, который умело проявил себя в этом жанре. Даже и без   подписей   под ними угадывались милые   сердцу уголки донской природы. Такие картины не создаются походя, это не формальная фиксация увиденного. У Краснокутского это потребность души запечатлеть в красках прекрасное и неповторимое...
   Художник и композитор. Суть феномена этого человека в том, что он одинаково профессионален как в живописи, так и в музыке. «Музыка мне помогает создавать картины, - а живопись —   музыку», — говорит   Михаил Данилович Краснокутский.
  Многие свои работы   художник подарил людям на память... Есть его картины в Москве, Ростове,   США, даже в Африке. В   городе Тимошевске, в музее семьи Степановых, хранится   его картина«Солдатская мать». Как-то Михаил Данилович признался, что он от души дарит людям свои, картины, но отдает их с каким-то чувством   грусти — как будто расстается он с близкими друзьями навсегда.
   Много благодарственных и душевных записей оставили посетители в книге отзывов, искренневосхищаясь творчеством художника Михаил Даниловича Краснокутского.
   И это самая большая награда для него – признание его таланта.


Кузьменко, Л. Божья искра Маэстро: М.Д. Краснокутский /Л. Кузьменко//Читай. – 2009. – 29 сентября. – С. 5.

   139 День рожденья! Это главный праздник жизни человека! У Михаила Даниловича Краснокутского—юбилей: 11 октября ему исполняется 85 лет!
  Известный азовский композитор и художник, он человек яркой судьбы, страницы его биографии удивительным образом насыщены весомыми событиями. Он Почетный гражданин города Азова иКруглянского сельского поселения Азовского района, где родился. Автор музыки Гимна Азову. Ветеран Великой Отечественной войны, он награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу» и другими многочисленными медалями.
    М.Д. Краснокутскому присвоены звания «Заслуженного деятеля советского искусства», и «Заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества». Он окончил Московский институт искусств: отделениядирижирования, теории музыки, а также живописи и рисунка. Долгое время был школьным преподавателем рисования и музыки.
   Как одаренный от природы человек, Михаил Данилович всю жизнь свои силы и талант посвящает созидательному труду: он щедро делится знаниями, его чудесное мастерство отражено в восхитительных мелодиях песен и необыкновенных, очаровательных картинах! Им написано 763 песни и более 500 картин.
   Совершенно недавно, 18 сентября, в адрес азовчанина М.Д. Краснокутского пришло письмо из Кипра следующего содержания: «Вернувшись в Агланджу из красивого города Азова, мы лелеем воспоминания о вашем городе и живущих в нем людях. Не будем скрывать от вас, что самым лучшим воспоминанием, самым лучшим подарком, который мы когда-либо в своей жизни получали, была музыкальная обработка стихотворения моей супруги, сделанная глубокоуважаемым Михаилом. Большим и очень волнительнымсюрпризом стало исполнение этого произведения шестью ученицами музыкальной школы на кипрском диалекте. Хотим сказать вам огромноеспасибо от всего сердца и пожелать всем вам большогос частья. Мы вас любим, уважаем вас и всегда будем с вами. С любовью и уважением Ваши друзья: Андреас Петру, мэрАгланджи и Мария Петру». А история этой песни началась во время встречи на одном из городских мероприятий мэраАгланджи Андреаса Петру и Михаила Даниловича Краснокутского, к которому обратились с просьбой написать музыку к стихам жены мэра, Марии Петру. Михаил Данилович взялся за данную работу с энтузиазмом, и вскоре песня была готова.

* * *
   ... Во время нашей беседы Михаил Данилович Краснокутский напомнил слова великого композитора современности Исаака Осиповича Дунаевского, которые он любит повторять: «... пишу песню, вроде нравится, готова уже, а ляжет ли она на душу слушателю?...Жду время, которое скажет: песня получилась!..»
    — Сколько песен и картин написал за свою жизнь, —говорит Михаил Данилович, —за все болею душой! У каждой песни и картины своя история, своя судьба...
   Мы вспомнили слова поэта Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется!..» И, тем не менее, решили на страницах газеты «Читай-ки» попробовать рассказать, поведать читателям, истории рожденных песен и картин.

 «МАТЕРИНСКОЕ ПОЛЕ»
    —   Прочел в газете «Правда» большую статью, как она, «подвал» называется?.. —вспоминает Михаил Данилович. —Этот материал написал студент-журналист Московского университета, будучи на практике в Краснодарском крае, побывал в одном из хуторов станицы Днепровской, где узнал историю о матери, потерявшей девять сыновей в годы Великой Отечественной войны и старшего из них ранее, в гражданскую войну. Эта история настолько потрясла меня, что места себе не находил!...Задумал песню написать, в музыке прославить эту женщину-мать, силу ее материнского сердца!..140
   А дальше случилось так, что этот же материал в «Правде» прочел другой азовчанин, Александр Новиков. Он написал стихи, посвященные памятиЕпистинии Федоровны Степановой и ее погибшим девяти сыновьям: «Где с небом бескрайним сливается простор золотистых полей, жила на Кубани красавица и девять ее сыновей! ... погибли за землю российскую все девять твоих сыновей... Они не искали спасения, где б время от пуль скоротать... Но как ты могла,Епистиния, героев такихвоспитать!?»
     
Так, возникшие независимо друг от друга замысел музыки и стихотворение воплотились в песню «Материнское поле»!
    Эту песню разучили в детском хоре в школе № 3, где работал и руководил хором М.Д. Краснокутский. Песню прекрасно исполняла обладательница замечательного голоса Галина Коваленко, сейчас художественный руководитель Круглянского Дома культуры.

 «СОЛДАТСКАЯ МАТЬ»
   —С тех пор, как была написана песня «Материнское поле», — продолжает рассказывать Михаил Данилович Краснокутский, — прошло семь лет. И вот получаю письмо...
   Писали Михаилу Даниловичу из городаТимашевскаКраснодарского края. Оказывается, что после той статьи, написанной московским студентом, историю о матери и ее девяти сыновьях из станицы Днепровской узнал весь Советский Союз.С удивлением узнали об этом и власти Краснодарского края: впоследствии в кубанском городе Тимашевске (где неподалеку стоит станица Днепровская)  открыли музей имени «Семьи Степановых», где стали проводить Уроки мужества, с приглашением ветеранов, и где школьников принимают в октябрята, где красные галстуки повязывают пионерам, старшим вручают комсомольские билеты, и откуда провожают в армию.
   Был учрежден переходящий приз имени семьи Степановых, который вручался победителям социалистического соревнования. Даже учреждена литературная премия имени Е.Ф. Степановой, первым лауреатом которой стал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов.
   В письме же, направленном М.Д. Краснокутскому, содержалась просьба нарисовать портрет Е.Ф. Степановой, матери девяти погибших сыновей. Рисовал картину «Солдатская мать» Михаил Данилович полгода. С большим волнением он представил ее делегации изТимашевского музея, встреча с которой состоялась во Дворце пионеров на улице Дзержинской. Но встреча, которая последовала вслед за этой в ДК станицы Днепровской Краснодарского края, осталась в памяти Михаила Даниловича, как ярчайшее событие жизни.
   —У микрофона стояли Галина Коваленко и Александр Шкондин, музыкальный руководитель нашего Круглянского ДК, — вспоминает Краснокутский. — Внесли картину и оставили ее посередине сцены. Переполненный зал увидел картину «Солдатская мать» и раздался гром аплодисментов! А когда зазвучала песня «Материнское поле»,люди в зале стали плакать, никто не обошелся без слез...
   ... Семью Степановых на хуторе хорошо знали. Все были работящими, а вечерами сыны, когда шли на танцы, то, как обычно, возьмутся друг за дружку, поют и идут в клуб «запрудив» улицу... Среди них даже один писал стихи, другой играл на самодельной скрипке...
   Старший, Александр, погиб в гражданскую войну, в 1918 году, и мать в его честь назвала самого младшего. А когда началась Великая Отечественная война, и дети ушли на фронт, стала одну за другой получать похоронки: «Ваш сын пал смертью храбрыхв бою за честь и независимость нашей Родины...»
   На мраморной плите монолита в станице Днепровской высечены имена девяти братьев. В музее хранятся их книги, вещи, баян, скрипка, ноты, письма с фронта. Одно из них младшего, Героя Советского Союза Александра Степанова: «... Если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей...»
   За пример верности материнскому и гражданскому долгу Епистиния Федоровна Степанова награждена орденом Отечественной войны I степени.
   В сборнике песен М. Краснокутского, выпущенном в 1994 году под названием «Родной Азов—крупиночка России», среди других песен находится и песня «Материнское поле».

* * *
   Многие авторы стихов справедливо считают за высокую честь выпустить на свет Божий песню, написанную совместно с Михаилом Даниловичем Краснокутским! Он и сейчас продолжает восхищать азовчан своим вдохновенным творчеством, он все также и успешно осуществляет свои необыкновенные задумки! Бог в помощь!


Воспоминания М. Д. Краснокутского //Незабываемые годы: воспоминания азовчан в годы Великой Отечественной войны. – Азов, 1996. – С. 170-174. 

135Краснокутский Михаил Данилович.
Разведчик 769-го артиллерийского полка
242-й горнострелковой Таманской
ордена Кутузова II степени дивизии.
Почетный гражданин города Азова.

Встреча в Баксанском ущелье
   Шел тяжелый 1942 год. Обстановка в горах Кавказа еще более осложнилась, Вражеские горнострелковые части перешли в наступление, потеснили наши войска в Баксанском ущелье, захватили перевалы МарухСан-чаро и другие. Немецкие егеря были замечены даже у озера Рица, в сорока километрах от города Сухуми.
   Вот на этом участке и оборонялась 242-я горнострелковая дивизия, солдаты которой в тяжелейших горных условиях сумели уцержать перевалы Бечо, Места,Донгуз-Орун-БашиБасса и др. Все больше созывалась на солдатах высота - без малого ЗбОО метров над уровнем моря. Замечены первые признаки горной болезни: сильная одышка, тошнота, слабость, нехватка воздуха. Глаза застилала тяжелая пелена; сердце билось так, что, казалось, выскочит из груди. Солдатские души терзала тревога, так как считанные километры отделяли наши войска от горно-туристских баз на склонах Эльбруса, уже захваченных гитлеровцами. Но наши бойцы, сражавшиеся в верховьях Баксанского ущелья, все же преградили путь врагу.
    Через 49 лет о них напишут стихи:

В заоблачных высотах
Ребята окопались.
Назад, друзья, ни шагу -
Там матери остались!
Как львы, дрались, бывало,
В гранит вгрызались дерзко.
Взвод Конова, как прежде,
Стрелял по фрицам метко.

   Там же, на перевалах, сражался и ростовчанин А. Федяев. В годы войны на этом участке фронта были и азовчане: Ф. Маханько, Е. Еременко, И. Бутенко и другие.
  Когда гитлеровцев прогнали с Северного Кавказа, отборным группам военных альпинистов было поручено с вершин Эльбруса снять фашистские штандарты. В состав одной из групп входили инструктор-альпинист 242-й горнострелковой дивизии Любовь Коротаева. Ныне Любовь Георгиевна - кандидат педагогических наук, преподает химию в университете Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Она отлично помнит январский день 1943 года, когда вместе с альпинистом А. Грязновым ушла в горы, чтобы засечь огневые точки врага на Чегете, у "Старого кругозора" в Баксанском ущелье. На разоренном фашистами знаменитом "Приюте одиннадцати" переночевали, потом с группой А. Гусева стали подниматься по отполированному ветрами льду Эльбруса. Вот и вершина Эльбруса - 5621 метр. Поставили наш советский флаг. Дали залп из пистолетов. Обнялись, поцеловались и - спуск.
   На базе "Приют одиннадцати" пели тогда песню, ставшую потом знаменитой, -"Баксанскую", которую сложили в свое время, возвращаясь из разведки, А. Грязнов, Н.Персиянов и Л. Коротаева:

"Помнишь, товарищ, белые снега,
Стройный лес Баксана, блиндажи врага?
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней?".

   Все это было давно, в 1942 году. С тех пор прошло 50 лет. И вот руководство города Тырныауза КБ АССР пригласило нас, участников боев за Кавказские перевалы, на встречу ко Дню Победы. Приехали полковник И. Немченко, фронтовой врач, а ныне профессор Архангельского мединститута Г. Лисица, ростовчане А. Федяев, В. Щербаков, В. Червяков, грозненец Д. Конов, азовчане В. Маханько и автор этих строк. Всего было приглашено 20 человек.
   Общаясь в эти дни с жителями Кабардино-Балкарии, мы на себе испытали кавказское гостеприимство. Уверены, долго будем помнить теплоту, банкеты, подарки, теплые слова благодарности в наш адрес. Кроме всех прочих концертных номеров, на встрече были исполнены песни, написанные мною: "Таманцы" (стихи А.Плякина), "Баллада о Севастополе" (стихи В. Олефиренко) и "Севанская заоблачная" (стихи С.Краснокутской). Эти песни о солдатах 242-й горнострелковой Таманской Краснознаменной ордена КутузоваII степени дивизии, присутствовавших тут же, в зале, конечно, были чрезвычайно приятно встречены однополчанами.
    9 мая на городской площади города Тырныауза состоялся парад. Был солнечный день, в море цветов бурлил людской поток. И слышались нам слова благодарных кабардино-балкарцев:

"Идут в колоннах дедушки
В победный майский день.
Их провожают девушки,
Даря тепло, сирень".

   Во второй половине дня руководство города преподнесло нам еще один приятный сюрприз - устроило встречу с нашей юностью. Мы побывали в заоблачных высотах Приэльбруеья, на "Старом кругозоре" и в других точках, но уже с помощью канатной дороги. Высота над уровнем моря 3500 метров. Чувствовали мы себя на этой высоте по-разному: одни - нормально, другие - хуже. То и дело слышно было: "А помнишь?", "А знаешь?.."
   Утром 10 мая "Икарусом" нас доставили одних - в город Нальчик, других - в Минеральные Воды, а там нас уже ждал поезд. 11 мая, солнечным утром, нас встречала Донская земля.

Невыдуманная история
   Сообщение о том, что пионерский хор "Жаворонок" будет приветствовать делегатов партийной конференции Грозненского гарнизона, пришло недели за три. Хористы готовились к этому дню тщательно.
   И вот этот день настал. Зима. Ребята веселой гурьбой, словно жаворонки, выскочили из трамвая и, выстроившись в колонну, пошли радостные, оживленные. По дороге ребята успели кое-кого угостить крепким снежком. И вот они вошли в большое красивое здание. Девочки и мальчики привели в порядок свои прически, одежду и поднялись на второй этаж. На стенах висели картины в тяжелых золоченых рамах. Во всем чувствовалась торжественность. Ребята с удовольствием окунулись в эту атмосферу. Черезнесколько минут их пригласили в зал. Выстроившись на сцене Дома офицеров, они с замиранием сердца смотрели на сидящих в зале делегатов - у многих из них были на груди ордена и медали. От этого зал казался праздничнее и наряднее.
   По ходу приветствия делегатов хор должен был спеть три песни. Первые две были исполнены дружно, слаженно. Делегаты встретили их громом аплодисментов. Затем, отделившись от хора, вышла вперед девочка лет четырнадцати. Взгляд ее был серьезным, а большие умные глаза заставили сидящих в зале подумать, что эта хрупкая девочка сейчас поведет повествование о чем-то очень важном. Зрители не ошиблись. Суровое выражение лица и тяжелые такты музыкального вступления к песне В. Мурадели"Бухенвальдский набат" напомнили делегатам о страшном времени войны. Зал притих. Лица сидящих в зале сразу стали суровее, глаза напряженно смотрели на солистку хора "Жаворонок" Люду Зверявкину. Она пела:

"Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь,
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!"

  Глаза делегатов, многие из которых отлично знали, что такое война, повлажнели. Было заметно, что каждый из них большим усилием сдерживает себя, - только бы не разрыдаться.
   А когда маленькая девочка с красивым и сильным альтом, обращаясь к делегатам, пела последние слова песни:
   "Берегите, берегите, берегите мир!" - грянул гром аплодисментов. Делегаты партийной конференции аплодировали долго, дружно, настойчиво. Пока гремели аплодисменты, в моей памяти пробежали многие кадры огненных лет Великой Отечественной войны: это и не вернувшиеся с полей битв девять сыновей кубанской красавицы из хутора Первое Мая Тимашевского района Епистинии Федоровны Степановой. Кстати, с азовским поэтом Александром Новиковым я написал песню "Материнское поле". Там есть такие слова:

"... Они не искали спасения,
Где б время от пуль скоротать.
Но как ты могла, Епистиния,
Но как ты могла, Епистиния,
Героев таких воспитать,
Героев таких воспитать?"

    Навсегда сохраним мы добрые душевные чувства и к знаменитому разведчику 242-й горнострелковой дивизии старшему сержанту Николаю Трибунскому, и к прославленному стрелку этой дивизии Александру Федяеву, и к моему брату - 10-летнему пионеру Круглянской школы Вите Краснокутскому, сумевшему 23 августа 1942 года в дни фашистской оккупации в районе кирпичного завода у самого моря обезвредить пять противопехотных мин. К несчастью, шестая взорвалась в его руках. Сам Витя трагически погиб, но спас жизни многих сельчан. Вот что о Вите и об этом случае написала Грозненская поэтесса Лидия Пантелеева:

"... Но с войною суровой
Горе к морю пришло.
Взрывом мины сраженный,
Мальчик брошен на дно.
Не увидишь ты больше
Моря, неба и нас.
Ах, как жалко, дружище,
Что так рано угас".
(Из песни "Мальчишка").

   Зал притих. На сцену поднялся майор и, обращаясь к хористам и к Люде Зверявкиной, сказал: "Милые дети! Живите, учитесь, знайте: никакая черная сила не омрачит нашу светлую жизнь. И пусть всегда над нами будет солнце!".


Еременко, Б. Начало биографии: М.Д. Краснокутский /Б. Еременко //Приазовье 1998. – 4 марта. – С. 6.

  136 11 октября 1994 года общественность Азова тепло отметила 70-летие со дня рождения и пятидесятилетие творческой деятельности своего земляка, художника и композитора Михаила Даниловича Краснокутского. Тогда же состоялась и презентация его книги – «Родной Азов – крупиночка России».
    В связи с указанными юбилеями Азовская городская Дума удостоила его звания «Почетный гражданин города Азова».
  На днях мне пришлось побывать в гостях у Михаила Даниловича... Как обычно, в его небольшой квартире царит деловая творческая обстановка. Так было и на этот раз. Посреди комнаты стоял мольберт с набросками новой картины "Анастасия", создаваемой художником по мотивам одноименной книги В.Мегре. А на пианино разложены ноты еще незавершенных песен на стихи азовской поэтессы Зинаиды Баевой "Ты только, Россия, не стань на колени", "Танго юности" и цикл песен на стихи ростовских поэтесс ИриныЯворовской и Натальи Апушкиной.
   Однажды я спросил у Михаила Даниловича, как это ему удается совмещать серьезные, постоянные занятия музыкой и живописью, когда же это единство творческих интересов возникло?
   - Может быть, это дар Божий, - пошутил он. И уже серьезно добавил: - Любовь к музыке привил мне школьный учитель Альберт Густавович Ган. Талантливый был музыкант... А вот рисовать я научился еще раньше. Музыка мне помогает создавать картины, а живопись - музыку. Сейчас в картотеке композитора последняя песня обозначена номером 356. А свою первую он написал в конце войны - "Найдем, товарищ". Песня та  о фронтовом братстве. До сих пор хранит М. Д. Краснокутский письмо А. А. Лучинского, в котором командарм благодарит автора за песню: "Дорогой друг Михаил Данилович! Сердечно благодарю за песню о Севастополе. С искренним к Вам уважением генерал армии Лучинский".
   Как-то Михаил Александрович Шолохов заметил, что книгу невозможно написать, ее можно только выстрадать. Эти слова полностью можно отнести и к песням Краснокутского, которые у него рождались в окопах войны. Его песни созвучны сегодняшнему дню, мелодичны, близки и понятны людям. Трогают человеческие чувства мелодии песен: "Материнское поле", "Родной Азов - крупиночка России", "Круглянские тополя". Эти песни рождают неподдельную любовь к своей Родине. Написал он оперу "Колобок", музыку к балету "Муха-Цокотуха".
   Для песенного творчества композитора характерно то, что его песни поют на Донуи за его пределами в различных залах Домов культуры, по радио, телевидению, в учебных заведениях. А особенно их принимают близко к сердцу в Приазовье - дома...
   Около тысячи концертов, творческих встреч, вечеров за плечами у композитора. И, как правило, денежные средства за эти мероприятия перечислялись в Фонд мира, а в последнее время – в Детский фонд имени В. И. Ленина.
   Прошу композитора рассказать о его творческой группе.
  - Это действительно бескорыстные энтузиасты эстрадной песни, - рассказывает Михаил Данилович. – Песня для них - жизнь. Это – Елена Шарапова, трижды лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества; Ким Ларкин, преподаватель Азовского политехнического техникума; Валерия Кузьмина, солистка академического хора ГДК; Виктор Гаврюков, методист ГДК. Была активной участницей выступлений и Галина Убогова.137
   Отличник народного просвещения, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, лауреат конкурса композиторов Дона М. Д. Краснокутский и сейчас в расцвете своих творческих сил. Его профессиональное мастерство, ощутимый вклад в музыкальную культуру Дона дают ему право стать членом Союза композиторов России. В этом глубоко уверен председатель правления Ростовской композиторской организации, профессор Ростовской консерватории им. С. Рахманинова Леонид Павлович Клиничев. Но для этого необходимы определенное содействие и поддержка общественности и администрации города. Пока в Азове нет ни одного члена Союза композиторов России.
   Как-то великий мастер кисти Илья Ефимович Репин сказал, что художник отличается от остальных людей тем, что он не только глядит на мир, но и видит его. И чем талантливее художник, тем лучше, тем ярче он запечатлевает на полотне увиденное. Все это можно отнести и к творчеству нашего земляка талантливого художника Михаила Даниловича Краснокутского. Желание глубже изучить законы живописного искусства, овладеть в совершенстве кистью привело М. Д. Краснокутского в стены Московского университета искусств, на отделение живописи и рисунка, который он и закончил успешно в 1965 году.
    301 картину за период своего творчества написал художник.
   Он – бывший фронтовик, и поэтому все картины художника, отражающие военное лихолетье, а их у него около шестидесяти, - это запоминающаяся красочная летопись о Великой Отечественной войне. Выразительны и естественны портреты автора, донские пейзажи, в которых угадываются сказочные уголки тихих донских ериков, спокойные волны Таганрогского залива... И все это не надуманно, правдоподобно, потому что художник родился и вырос в этих местах, впитал в себя красоту родного края.
   Художник любит дарить свои картины людям. Полотно "Солдатская мать", посвященное Епистинии Федоровне Степановой, потерявшей на войне девятерых своих сыновей, он подарил музею семьи Степановых, который находится в городеТимошевске. Есть его картины в Грозном, Ростове и даже отправились в качестве даров в Йемен и Конго, в Лос-Анджелес(США).
  6 февраля 1996 года почетный гражданин Азова Михаил Данилович Краснокутский вручил своему родному городу на вечное хранение 35 живописных полотен, написанных в разное время. Таким образом, он своим бескорыстным даром навсегда связывает свое имя с историей Азова.
   Азовчане горячо одобрили гражданский подвиг художника - земляка. Учитывая большой вклад в развитие культуры города Азова Краснокутского М. Д., также необходимость улучшения его жилищных условий для более плодотворной деятельности, Азовская городская Дума решила рекомендовать главе администрации города при формировании городской бюджета на 1997 г. учесть  и выделение средств для приобретения однокомнатной квартиры для почетного гражданина г. Азова Краснокутского М.Д. (25.12.96 г. № 97).
    Итак, решение было принято больше года назад.
   Биография человека не всегда начинается со дня его рождения. У Михаила Даниловича Краснокутского она началась 50 лет назад, когда взял в руки кисть,впервые встал за мольберт. А это ведь вся сознательная жизнь, отданная развитию культуры родного края! Быстротечны и необратимы наши годы... Уже надвигается не менее важный юбилей нашего талантливого земляка - 75-летие со дня рождения, Очень хотелось бы, чтобы городская Дума, принявшая такое хорошее решение приложила необходимые усилия для его исполнения.


Зинченко, Н. Три эпизода войны и победный фейерверк [военные будни Михаила Краснокутского] /Н. Зинченко //Приазовье. – 2004. – 6 мая (№ 19). – С. 4.

   Михаил Данилович Краснокутский родился в селе Круглое Азовского района. Ветеран Великой Отечественной войны имеет ряд боевых наград – орденов и медалей. М.Д. Краснокутского известен в Азове и на Дону как художник и композитор. Он написал около пятисот песен, музыку к балету «Муха-цокотуха», детской опере «Колобок». М.Д. Краснокутский заслуженный деятель Российского музыкального общества, почетный гражданин города Азова.
  Часть, в которой служил Михаил Крас­нокутский, отбивала атаку за атакой, немец наступал, пытаясь перейти перевал. Михаил стоял около пушки, когда вдруг во время очередного затишья непонятная, ос­трая, жгучая тревога нахлынула на него. По­винуясь какому-то необъяснимому импуль­су, он посмотрел на часы. Время, которое они показывали, Михаил запомнил на всю жизнь - пятнадцать минут третьего попо­лудни.
   А тревога все давила и давила. И тут будто чей-то голос сказал: «Твой брат умер. Витя умер!!!»
   В тот день Михаил вырезал на сосне: «23 августа 1942 года...» И друзьям сказал: «Запомните эту дату».
  Через неделю пришло письмо от роди­телей: «Витя умер». Он погиб, подорвав­шись на мине, желая обезопасить дорогу односельчанам. Пять адских машин ему удалось обезвредить, шестая сработала... Это случилось в селе Круглом. Прочитав письмо, Михаил, без кровинки в лице, показал товарищам дату гибели Вити: 23 августа 1942 года. Для всех это было потрясением. Тогда, на перевале, он услышал «голос неба».
  В 1943 году 242-я горно-стрелковая дивизия сражалась на территории Кавказа. Однажды днем в районе станицы Неберджаевской солдаты артдивизиона, в составе которого воевал и Михаил, обна­ружили, что немцы в одном из оврагов ус­троили баню. Тогда кто-то из артиллеристов послал в эту баню несколько осколочных снарядов. Немцы выбегали голыми, кричали, а потом открыли неистовую стрельбу.
   Ночью солдаты живо обсуждали этот случай. Один старый сибиряк хмурился и ничего не говорил. А потом на вопрос, что он думает насчет этого случая, тихо и нехотя ответил: «С голыми негоже воевать. Вот когда они с автоматами, в полном снаряжении идут на вас – другое дело. Надо честно воевать». На минуту все затихли: кого-то, видимо,  смутили слова старика. И тут встал высокий рябой солдат, и рассказал, что сделали нем­цы с его семьей на Украине, как повыго­няли из хаты раздетых прямо на мороз, где все и замерзли. Долго еще говорили и спорили, так и не придя ни к чему определенному. Война спутала все карты в понимании нормаль­ных человеческих отношений, различии гра­ниц добра и зла.
   Как-то в апреле 1944 года, во время боев на Таманском полуострове, выз­вал к себе дивизионного разведчика Ми­хаила Краснокутского генерал Лучинский и сказал: «Немец отступает, ефрейтор. Без разведчика армия обойдется, а вот без песни солдату воевать трудно. Принимай наш ансамбль песни и пляски». Но не мог боец Краснокутский отсиживаться во вто­ром эшелоне армии с ансамблем. Через день он сбежал к своим боевым друзьям в полк, который штурмовал Керчь. Единственной тогда художественной практикой разведчика артдивизиона Ми­хаила Краснокутского были зарисовки мест расположения противника. Он запоминал все важные детали, приходил в часть, ри­совал, а потом эти данные отмечали на кар­те и наносили артиллерийские удары. В деревне Соленке Михаилу было пору­чено зарисовать 835-ю и 837-ю высоты для точного обстрела. Осмотреть позиции можно было и с земли, но мальчишеская удаль и отвага подбили разведчика залезть на одиноко стоящее опаленное дерево. Краснокутский как раз делал эскиз, ког­да начался артобстрел. Михаил буквально слетел с дерева и бросился под прикрытие в окопе. Через пару секунд услышал над собой взрыв огромной силы. Навер­ху творилось что-то страшное. Когда нем­цы прекратили огонь, и он вылез из укры­тия, то увидел, что земля вокруг вся изры­та снарядами, один из которых попал точ­но в дерево...
   Дороги войны привели 242-ю горнострелковую дивизию, где служил Краснокутский, в Польшу, потом в Чехос­ловакию. Здесь, в Чехословакии, Михаил и узнал о конце войны. Ночью небо буквально горело. Трасси­рующие пули мелькали повсюду, яркие светящиеся огоньки. Раньше они прино­сили только смерть, а теперь украшали небесный простор вместо фейерверка - так  бойцы решили отметить День Побе­ды. Михаил сел под огромный раскидис­тый дуб, прислонился спиной к его ство­лу и подумал: «Как хорошо, что я остался жив! И какую же войну мы выиграли!!!»
   Великой Отечественной войне Михаил Данилович посвятил не один десяток своих песен и более трехсот жи­вописных полотен. Все они о тех, с кем прошел он огненными дорогами войны. 


Тертышник, А.П. Звезда Азова: воспоминания М.Д. Краснокутского о войне /А.П. Тертышник //Новая азовская газета. – 2005. – 8 июня. – С. 6.

   145— 16 июля 1942 года нас, семнадцатилетних азовчан, призвали в армию. То пешком, то в теплушках пришли в Прохладную. Две недели военной подготовки с деревянными макетами винтовок: «Бей! Коли! Руби!». И вперед: Грозный, Орджоникидзе, затем по Дарьяльскому ущелью до Крестового перевала. Вьюга. Холодно, а мы плохо одеты. Устали до изнеможения, да и высота давала о себе знать. Попадали и уснули.
   Спустились в Грузию. Оказались в Сватении, в районе перевала Бичо. Зачислили нас в 242-ю горнострелковую дивизию. Распределили по полкам. Меня зачислили в артиллерийскую батарею. Началась учеба. В расчетах добились взаимозаменяемости. Меня определили артиллерийским разведчиком. Разведчики пошли на передовую.
   Шли по узкой тропе: справа — Отвесная стена, слева — пропасть. Приказано смотреть только на тропу. Все выше и выше. Трудно дышать.
   Передовая представляла собой разбросанные по морене камни, за которыми укрывались бойцы. Место для отдыха было оборудовано в расщелине, укрытое плащпалатками.
   Через неделю мы изменились до неузнаваемости. Лица наши стали черными от холода и грязи, губы потрескались и кровоточили, глаза — слезятся, а тело горит от нестерпимого зуда.
   Мы не можем умыться, потому что нет воды. Вокруг—жесткий колючий снег. Воду приносят в термосах, и мы храним ее как зеницу ока. Высота 2600 метров. Трудно дышать. По ночам нас мучают крепкие морозы, от которых! трещат камни и льды.
   Так проходят минуты, часы и дни. Немцы от нас недалеко. Идет редкая перестрелка. Надо быть предельно осторожным. У немцев, как и у нас, в засадах дежурят снайперы.
   Против нас стояла альпийская дивизия «Эдельвейс». Перед войной егеря этой дивизии были основательно подготовлены в Альпах, горах Норвегии, Югославии. Многие офицеры перёд войной хорошо изучили перевалы Кавказа. Приезжали как туристы-альпинисты.
    Весь личный состав имел специальное обмундирование и снаряжение. Было предусмотрено все до мелочей.
   С волнением следили за боями в Сталинграде. Мы понимали, что там решается наша судьба.
  Когда Сталинград выстоял, немцы начали поспешно отходить. Мы пошли вперед. С боями. Особенно сильные бои были под Крымкой. Немцы сдерживали наше наступление, стараясь переправить вой войска с Таманского полуострова в Крым.
   Ожесточенные бои шли и в воздухе В 1943 году наша авиация завоевывала господство в воздухе. С боями освобождали станицы АбинскуюАхтырскуюХолмсуюВарениковскую и вышли к Тамани.
     В Тамани меня вызвал генерал-лейтенант Лучинский:
   — Артиллерийских разведчиков, товарищ ефрейтор, мы можем подобрать без труда, а талантливых музыкантов — единицы, идите в ансамбль. Солдатам, как воздух, нужна музыка и песни.
     Перед войной я учился в музыкальной школе и хорошо играл баяне.
    Приказ есть приказ. В ансамбль я пробыл два дня и затосковал: что скажут обо мне мои товарищи на батарее, с которыми переносил несказанные страдания на перевале Кавказа?! Рассудил так: с передовой уйти — дезертирство, а вот из тыла на передовую — не преступление. И ушел на батарею. Наказания не последовало.
    В ноябре 1943 года дивизия форсировала Керченский пролив. Под Керчью вышли к Аджимушкайским каменоломням.
   11 апреля 1944 года пошли в наступление. Освободили Бахчисарай, подошли к Севастополю со стороны Микензиевых гор, штурмовали Сапун-гору и вышли на мыс Херсонес.
    Несказанная радость победы при виде беспорядочного бегства фашистов, при виде горящих на рейде немецких кораблей!
   К этому времени наша авиация уже господствовала в воздухе. На мысе Херсонес немцы скопились со всего Крыма. 68 тысяч их сдалось в плен.
    242-й горнострелковой дивизии было присвоено почетное звание «Таманская».
  После освобождения Крыма дивизия была переброшена в Карпаты. И снова горы. Бои были ожесточенными и непредсказуемыми. Было так, что мы глубоко вклинились в боевые порядки немцев. Так однажды в бою за село я взобрался на колокольню церкви и увидел внизу приготовившийся для атаки танк против подразделения полка, не успевшего занять оборону. Я дал очередь из автомата по высунувшемуся из башни немцу, и он повис на ней. Атака немцев была сорвана. Подразделение полка было спасено.
   Командир полка приказал представить меня к награде — ордену Красной Звезды. Бои такого характера происходили повсеместно. И все же мы выбили немцев из Карпат!
    С боями вошли в Чехословакию, Польшу, снова в Чехословакию. С какой овацией встречали нас чехи! Трудно описать: вокруг толпы народа, гремели возгласы: «НаздарНаздар!». Люди с кувшинами напитков, сосъестным, и каждый старался вручить солдатам какой-либо подарок.
   А мы, запыленные, в выгоревших гимнастерках, пропитанных потом, с белыми разводами соли, были безмерно счастливы. Даже не то слово. Такое бывает раз в жизни, кто шел по Чехословакии.
   И — Победа! Несказанная, Неописуемая радость и счастье!!! В ясные безоблачные дни вечером я выхожу на балкон, и как только сгустятся сумерки, на востоке невысоко над горизонтом загорается яркая звезда. Моя звезда. Я смотрю на нее неотрывно, мысленно разговариваю с ней, как с родной, и ощущаю, радость и успокоение Снова и снова стараюсь ее увидеть.
   Во время таких встреч часто всплывает имя Михаила Даниловича. Что-то подсознательно заставляет познакомиться с ним поближе. Я посещал все его концерты и выставки картин. И что особенно заметил, так это: долго помнил его картины и не мог понять, в чем особенность его письма.
    Договорился о встрече.
   Небольшая однокомнатная квартира. Чисто, уютно, и не заметил ни одной небрежно брошенной вещи. Я понял, что здесь живут люди с «царем в голове». В голове вспыхнула догадка: СВЕТ!
   Все картины: портреты, пейзажи, натюрморты — излучают сеет, и радость, как моя звезда. Так вот почему картины Михаила Даниловича так запоминаются!
  Разговорились. Искренний, доверчивый, как ребенок, и в то же время целеустремленный, человек изумительной работоспособности и таланта. Музыка его песен перекликается с народными мотивами и широка, как Донские степи. Наверное, в этом особенность его творчества.
   Много лет я был знаком с людьми, о которых писал в газетах, но при близком знакомстве все они оказались такими яркими, красивыми, добрыми.
   Так и Звезда Михаила Даниловича сияет на небосклоне Азова искренним талантом, и не только в Азове, добротой и всем тем, что так дорого людям


Рычагова, Е. Накануне Победы в Карпатах…: история картины М.Д. Краснокутского «Фриц капитулировал» /Е. Рычагова //Азовская неделя. – 2006. – 4 мая. – С.3.

   Известный донской композитор и художник М.Д. Краснокутский ушел защищать Родину в июле 1942 года, в неполные 17 лет. Имеет 15 правительственных наград, в том числе два ордена и медаль «За отвагу».
 144 В год, когда город отмечал 53-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков, в дар краеведческому музею Михаил Данилович передал 39 картин. Одна из работ на военную тематику – «Фриц капитулировал» - заинтересовала меня необычным сюжетом, и я попросила М.Д. Краснокутского рассказать о событии, которому она обязана своим появлением.
   Случилось это за несколько дней до победы в Карпатах Чехословакии. Ефрейтор Краснокутский получил от командира дивизиона задание выйти на передний край пехоты на высоту и корректировать огонь артиллерии. Пройдя примерно половину пути, вдруг услышал, как кто-то окликнул его: «Эй, геноссе!». Через мгновение зов повторился: «Эй, товарищ!». Михаил опустил ствол автомата на живот, приготовился стрелять и повернулся. С опушки леса, размахивая белой тряпкой, к нему бежал немецкий солдат: уже можно как следует рассмотреть мышиного цвета форму со свастикой. Михаил жестом остановил его, и на ломаном русском солдат (совсем еще мальчишка: Михаил Данилович хорошо помнит до сих пор его белокурые волосы и детское лицо) объяснил, что в лесу много немцев, они не отступили в надежде сдаться в плен русским. Краснокутский не очень-то поверил рассказу.Уже не раз бывало, что немцы сначала размахивали белым флагом, а после нещадно убивали идущего им навстречу бойца. Что если и его просто прихлопнут в лесу? Немец, словно чувствуя, что ему не доверяют, вновь заговорил: «Гитлер - капут!». Михаил вздохнул – как же быть? Решил в лес пока не соваться, а отвести солдата в штаб. Метров через сто вдруг вспомнил, что со вчерашнего дня не стрелял из автомата: для проверки оружия дал очередь. Немец обернулся, бледный, как полотно. «Я не в тебя, я автомат проверял», - объяснил Краснокутский. Дошли без происшествий. А вскоре отделение советских бойцов так же спокойно доставило остальных сдавшихся немцев.
   Шли годы… Вопрос о том, как сложилась судьба пленного солдата, не давала покоя М.Д. Краснокутскому. Тогда он написал картину. Изобразил себя с автоматом наготове, бегущего немецкого солдата-мальчишку с белым платком в руках. Сфотографировал полотно. Фотографию с письмом, где подробно изложил события далекого майского дня, отослал в ГДР на телевидение с просьбой помочь отыскать бывшего врага, чтобы, если есть желание, встретиться. Ответ пришел через две недели: «Товарищ Краснокутский! Ваша просьба выполнена. Мы прочли письмо и показали картину, но перебежчик е отозвался».
   А потому, считает Михаил Данилович, не отозвался, что назвали перебежчиком – то есть предателем. В ближайшее время художник еще раз попытает счастья – не может он забыть испуганные глаза немецкого мальчишки, видимо, не по своей воле отправившегося на кровавую бойню.

 

 

2         425