Включить версию для слабовидящих

Богатство и финансы в художественной литературе

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

БОГАТСТВО И ФИНАНСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Литературные произведения — своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе и связанные с финансами.

Произведения, которые помогут учащимся 3-11 классов и их родителям разобраться в вопросах финансовой грамотности.

Учащиеся 3-х классов
Волшебная лампа Аладдина: сказка (бедность, богатство, внезапное обогащение)
Золотая антилопа: сказка (бедность, богатство, разумное потребление)
Родари Дж. «Приключения Чиполлино»: сказка (несправедливая финансовая система)
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (мошенники, мошенничество)

Учащиеся 4-х классов
Баллады о Робин Гуде (социальная ответственность богатых)
Носов Н.Н. «Незнайка на Луне» (финансовые взаимоотношения и инструменты)
Олеша Ю.К. «Три толстяка» (несправедливая финансовая система)
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» (от «владычицы морской» до «разбитого корыта»)
Твен М. «Принц и нищий» (социальная ответственность богатых)

Учащиеся 5-х классов
Крылов И.А. Басни («Бедный богач», «Стрекоза и муравей», «Скупой») (сберегательное поведение)

Учащиеся 6-х классов
Грин А.С. «Алые паруса» (финансовая подушка безопасности)
Пушкин А.С. «Скупой рыцарь» (Скупцы, расточители и ростовщики)
Пушкин А.С. «Дубровский» (уроки тяжбы пушкинских времен)

Учащиеся 7-х классов
Гоголь Н.В. «Ночь накануне Ивана Купалы». «Портрет» (Внезапное обогащение – удача или катастрофа?)
Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова» (Жалование или предпринимательство?)

Учащиеся 8-х классов
Гоголь Н.В. «Ревизор» (Финансовые стратегии Хлестакова и чиновников города N)
Тургенев И.С. «Хорь и Калиныч» (Грамотная финансово-хозяйственная стратегия)

Учащиеся 9-х классов
Гоголь Н.В. «Мертвые души» (Мошенники и мошенничество)
Мольер «Тартюф» (Мошенники и мошенничество)
Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (Жизнь в долг)

Учащиеся 10-х классов
Гончаров И.А. «Обломов» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» (Ростовщичество и издательский проект Разумихина)
Островский А.Н. «Свои люди – сочтемся» (Банкротство финансовое и моральное)
Толстой Л.Н. «Война и мир» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Толстой Л.Н. «Анна Каренина» (Личные бюджеты и финансовые стратегии героев)
Тургенев И.С. «Отцы и дети» (Финансово-хозяйственные стратегии русского дворянства второй половины XIX века)
Шекспир У. «Король Лир» (Банкротство финансовое и моральное)

Учащиеся 11-х классов
Зощенко М.М. «Голубая книга» (Проблемы отношения к деньгам)
Чехов А.П. «Вишневый сад» (Финансовые уроки пьесы)


  Для изучения вопроса о финансах и финансовых инструментах предлагаем воспользоваться не только специальной литературой, но и художественными произведениями. С помощью произведений мировой художественной литературы можно узнать гораздо больше, ведь в произведениях описывается не просто теория о том, как заработать деньги, а, прежде всего, жизнь в кризисные времена, хитрости использования различных финансовых инструментов, особенности экономических отношений в человеческих взаимоотношениях. Конечно, необходимо помнить, что литературные произведения на тему богатства, денег и финансов, о том, как сложно заработать деньги и как легко их потерять, подчиняются законам художественного творчества. Значительную роль в них играет вымысел. Деньги, состояние, наследство, приданое часто составляют в сюжете истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей.
  Предлагаем рекомендательный список произведений мировой художественной литературы, который поможет вам повысить уровень финансовой грамотности.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гоголь Н.В. «Вечер накануне Ивана Купалы»
  Основная тема повести – народные представления о золоте (богатстве). Гоголь разработал одну из тем, характерных для творчества европейских романтиков – тема продажи души дьяволу. «Дьявольский человек» Басаврюк и ведьма предложили Петрусю добыть клад, а для этого ему нужно было убить невинное дитя. В повести Гоголя золото – знак самого дорогого, красивого, желанного, знак могущества и богатства. Но Петрусь, «обмороченный проклятой бесовщиной», получил золото, заплатив за него своей бессмертной и бесценной душой. Мотив золота связал Гоголь с темой о греховности богатства, пагубном его влиянии на душу человека.

Гоголь Н.В. «Портрет»
  В этой повести вновь повторяются многие мотивы и элементы сюжетной схемы, как и в повести «Вечер накануне Ивана Купала»: бедность, нехватка состояния для женитьбы на любимой девушке; душевная слабость молодого человека; искушение в виде «случайного» богатства. Искуситель – ростовщик, в котором ощущается дьявольское присутствие: «Никто не сомневался в присутствии нечистой силы в этом человеке». О смуглолицем, с «невыносимыми горящими глазами» ростовщике художник «не мог удержаться, чтоб не произнести: «Дьявол, совершенный дьявол!»
  Разбогатев, Чартков решил работать. Но верх взяло ощущение могущества: «...теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами», его охватило желанье необоримое схватить славу сей же час за хвост». И слава зависит от богатства. Мотив денег в повести становится правдоподобной мотивировкой утраты таланта Чарткова, связанной с его отказом от трудов праведных, и соответственно духовной и физической деградацией.

Гоголь Н.В. «Ревизор»
  Основная предпосылка возникновения комической ситуации в пьесе – недостача денег. Каждому из персонажей не хватает денег: Хлестакову - чтобы ехать дальше («Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой», Губернатору казенных денег на строительство церкви при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма»; купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было» (губернатор тут «помог сплутовать»). Даже унтер-офицерская вдова хлопочет потому, что ей деньги «теперь очень пригодились» бы. Напомним, что главным признаком принадлежности Хлестакова к «высшим сферам» чиновничества стало его вольное обращение с деньгами: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?» Этот «аргумент» опоясывает комедию: в первом действии Бобчинский и Добчинский делают заявление, затем в финале чиновники припоминают их слова: ««Приехал и денег не плотит!»... нашли важную птицу!» 

Гончаров И.А. «Обыкновенная история»
  В романе тема денег становится основной темой,  понимаемой как процесс духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в бюрократического дельца».
  Представление о значимости денег различает «романтика» и «человека практичного» - племянника и дядю Адуевых. Это один из основных предметов их диалогов. Разговор о них пронизывает весь роман, действие которого развивается в основном в диалогах. В диалогах не только характеризуются персонажи, но полемически заостряется разница их взглядов на вещи, обнаруживается основное противоречие.
  Тема денег звучит в романе в «ударных позициях» - в начале и в конце. В первую встречу в начале романа дядя предупреждает племянника, что не надо просить денег: «Матушка просила снабжать тебя деньгами... Знаешь, ...не проси у меня их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми».
  Заканчивается роман тем, что дядя с радостью одалживает Александру довольно крупную сумму, признавая его жизненный успех.
  Деньги в романе - это и «пробный камень» человеческих отношений. То, что обижает Александра, вызывает уважение у дяди. «Практическая философия» Петра Адуева основывается на том, что деньги, материальные блага являются основным мотивом человеческих поступков. Деньги для расчетливого, трезво глядящего на жизнь человека - мера всех вещей, уровнем оплаты определяется и отношение к работе.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  В романе все герои, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления.
  В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – это собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.
  Характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращает ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.

Драйзер Т. «Трилогия желания»
  Теодор Драйзер – американский писатель и общественный деятель. Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей.
  Драйзер утверждает, что в мире финансов выживают только сильнейшие - умные, изворотливые, принципиальные и беспринципные ровно тогда, когда это потребуется. Те, кто твердо держит удар судьбы. Кто движется вперед, не взирая ни на что - к горизонтам успеха, власти и богатства.
  В трилогию вошли романы «Финансист», «Титан» и «Стоик».
 История становления главного героя Фрэнка Каупервуда - гениального предпринимателя с безошибочным деловым чутьем, циничного и хищного бизнесмена, девиз которого: купить можно все – это история становления финансовой элиты Америки во второй половине XIX века. Драйзер показывает, как окружавшая Каупервуда буржуазная и коммерческая среда уже с детства формирует в нём психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства.
  На взгляд Фрэнка Каупервуда респектабельность, положение в обществе, любую женщину - все это лишь вопрос цены. Но именно женщина - красавица Эйлин, дочь филадельфийского миллионера, однажды и приведет Фрэнка к катастрофе...
  В романе «Титан», второй части «Трилогии желания», Фрэнк Каупервуд прибывает в Чикаго, испытывая неуемную жажду наживы. Он движется к своей цели, пренебрегая другими людьми, исповедуя правило «все средства хороши». Привыкший добиваться своего, он действует по одной схеме в политике, финансах и любви, и ничто, казалось бы, не в силах его остановить.
  «Стоик» - последний роман трилогии, итог творческих и мировоззренческих исканий Теодора Драйзера, подлинный шедевр американской литературы XX века. Это - роман о блеске и нищете духа, об осуществлении Великой Американской Мечты и обратной стороне успеха, о том, что остается у человека, когда «миллионы рассеиваются, как дым», и, конечно, об истинной любви к красоте души.

Золя Э. «Деньги»
  Эмиль Золя, выдающийся французский писатель, вошел в мировую литературу как создатель двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары», где блистательный анализ современного писателю общества ничуть не затмевает накала страстей.
  Роман «Деньги» завершает его серию «Ругон-Маккары». Франция 1787 год. Все начинается в небольшом провинциальном городке Плассане. «Провинциальная медлительность, над которой подсмеиваются в Париже, таит предательства, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения. Затроньте их интересы, и эти мирные люди, не выходя из дому, убьют вас щелчками так же верно, как убивают из пушек на площадях» - пишет автор.
  Аделаида - дочь покойного торговца овощами Фука дает начало новой линии «Ругоны-Макары». В первой части серии мы подробнее узнаем о семье Ругонов: Пьере, его жене Фелисите, трех сыновьях – Эжене, Астриде, Паскале и двух дочерях - Марте и Сидонии. Семью Ругонов нельзя назвать счастливыми, скорее всего они были неудачниками, время шло, а никто из них так и достиг того, о чем мечтал. Но каждый из них знал, что грядёт время больших перемен…
  В книге три сюжетных линии, первая – это история семьи Ругонов, вторая: гражданская война, которая губит даже самых светлые души и третья, это печальная, трагическая история любви Мьетты и Сильвера, девушки и парня из бедного сословия ремесленников и крестьян. Вот они по - настоящему знают, что такое любовь.
  Эмиль Золя мастерски описывает персонажей, вытаскивает наружу истинное лицо каждого героя. Писатель не только описывает быт и нравы той эпохи, но и показывает мысли, чувства людей, их светлые и темные стороны.
  «Банкирский дом Нусингена» Оноре де Бальзака был опубликован 1838 году. Вначале Бальзак собирался назвать это произведение Аппер-Банк, в честь нескольких банков, которые на финансовых рынках получили в своё время абсолютное господство. Некоторая доля этих банков принадлежала одному из главных действующих лиц данного произведения – барону Нусингену. В этой книге есть все: и сарказм, и философские размышление, и любовь  и финансовые махинации.  Что примечательно, истории и образы   в произведении очень актуальны, хотя книга была написана в XIX веке.

Мопассан Г. «Милый друг»
  Роман выдающегося французского писателя вышел в 1885 году. Написан он с характерной для писателя глубиной и точностью. За внешней простотой повествования о карьере Жоржа Дюруа, отставного военного, репортера сомнительной газетки, который, ловко используя любовные связи и биржевые спекуляции, становится одним из столпов общества, - кроется виртуозный социально-психологический анализ.
  Всеми силами герой хочет достичь высокого положения, заработать большие деньги и жить в своё удовольствие. Но, не смотря на его старания, усилия и таланты ничего у него не выходит, и жизнь протекает в нищете. До тех пор, пока не встречает он старого приятеля по армии, который сумел устроить свою жизнь и теперь готов помочь Жоржу.
  И вот перед нами уже не нищий, а начинающий журналист с мечтами о высшем обществе, признании и славе. Но с появлением денег знать не торопится принимать героя. И тогда он находит свой способ пробиться в свет - используя для своих целей женщин.
  Интересны описания главных героев, интриг и отношений в обществе. Вся парижская знать как будто списана с наших олигархов: их деньги заработаны нечестным путём и все об этом знают.
  Отточенная художественная форма, мастерское владение богатствами французского языка заставляют оценить этот роман Мопассана как значительный вклад в мировую литературу.

Моэм У.С. «Луна и грош»
  Уильям Сомерсет Моэм представитель английской художественной литературы. Критики сходятся на том, что писатель пишет просто, лаконично, предельно понятно, но в то же время остроумно, красиво, позволяя наслаждаться емким, незатейливым слогом. В его книге «Луна и грош» изображена потрясающая история художника, бросившего все, ради своей мечты. Его страсть - свобода. Его жизнь - творчество. Его рай - экзотический остров Полинезии. А его прошлое - лишь эскиз к самой величайшей его работе, в которой слилось возвышенное и земное, «луна» и «грош».
  Художник Чарльз Стрикленд хотел писать картины. По сравнению с этим желанием, всё остальное было для него ничем: любовь, комфорт, хорошая еда, мнение окружающих его. Он полностью отдался своей цели. И пусть вначале все говорили, что его картины отвратительны и не желали покупать их даже за 5 франков, в итоге он достиг того, чего хотел, его картины признали гениальными. Увы, только после смерти. Он прожил жизнь, так как ему хотелось, и материальное в этой жизни было не главным.

Островский А.Н. Пьесы
  Драматург погружает читателя в экзотический быт купечества, комментируя темы предшествующей литературы с помощью фарса.
  В пьесе «Бедность не порок» проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы благородно несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом («Без вины виноватые»). Без особой сентиментальности и откровенно персонажи обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные сделки.
  Первая комедия Островского «Свои люди - сочтемся!» посвящена процессу финансовой махинации - ложному, «злостному», банкротству (первоначальное ее название «Банкрот»). Основная идея купца Большова заключается в том, чтобы, назанимав денег, перевести всю свою недвижимость («дом да лавки») на имя «верного» человека, объявить себя неимущим, и за каждый занятый рубль вернуть только двадцать пять копеек (четверть общего долга, присвоив остальное). Скорое обогащение якобы не нанесет никому вреда: ведь у купца «кредиторы все люди богатые, что им сделается!». Такой способ делать деньги является противозаконным, но, как известно, остается популярным до сих пор.
  Все персонажи «трудятся» и идут на разные хитрости ради денег, которые являются основной движущей причиной всех действий в комедии. Стряпчий «ходит» по мелким делам и «иной день и полтины серебром домой не приносит». Сваха получает «где и золотой, где и побольше перевалится - известно, что чего стоит, глядя по силе возможности», обращаясь к своим «работодателям», называет их «серебряная», «жемчужная», «изумрудная», «яхонтовая», «брильянтовые», придавая осязаемость и конкретность «драгоценным» качествам купчихи Большовой и ее дочери Липочке.
  Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. Даже мальчик на посылках Тишка делает свой «бизнес», собирая все, что плохо лежит: «Полтина серебром - это нынче Лазарь дал. Да намедни... гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третье-вось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!». В финале комедии для жулика-купца все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь».

Пушкин А.С. «Скупой рыцарь»
  Создавая свою трагедию, Пушкин поставил перед собой цель — изобразить психологию личности, которая одержима страстью скупости и жадности. Автор пытается постичь логику скупого, демоническую власть денег, питающую человеческую гордыню, иллюзорную убежденность в том, что богатому подвластно все. В своей гордыне богач забывает, что деньгам подвластен только земной суд, и они покупают только человеческие слабости. Вернее, деньги порождают или только провоцируют проявление человеческих слабостей (жадность), они приносят зло. Жадность влечет за собой безумие и утрату богатств, человеческого облика, жизни.

Ремарк Э.-М. «Чёрный обелиск»
  Германскую литературу в дайджесте представляет Эрих Мария Ремарк и его произведение «Черный обелиск». События  разворачиваются в провинциальном городке Верденбрюке в Германии после Первой Мировой войны. В стране царит гиперинфляция, и цены меняются каждый день. Ремарк рассказывает о том, как заключались сделки, как работали облигации, и как было тяжело жить этому «потерянному поколению».  Книга полна циничных и саркастических высказываний о жизни, смерти, войне и деньгах, размышлений о любви и Боге.

Синклер Э. «Автомобильный король» и «Дельцы»
  Мировые проблемы, знаменуемые ярчайшими событиями - вот та стихия, которая всем многообразием своих проявлений наполняет книги Эптона Синклера. У Эптона Синклера репутация одного из столпов разоблачительной журналистики. Получил признание и популярность в первой половине XX века. Бернард Шоу сказал однажды: «Когда меня спрашивают, что случилось в течение моей долгой жизни, я ссылаюсь не на комплекты газет и не на авторитеты, а на романы Эптона Синклера». «Академическая» критика, невзирая на популярность писателя, буквально бойкотировала его, как «публициста», вторгшегося в лоно изящной словесности.
  Роман «Автомобильный король» в художественной форме излагает жизнь Генри Форда. Форд, изображенный в книге, воспринимается неоднозначно, но следует понимать, что когда ты становишься миллиардером, уже не ты управляешь капиталом, а он тобой. Однозначно становишься на сторону рабочих, поскольку неправильно, когда у одного человека денег немерено, а другие люди, честные и трудолюбивые, умирают от голода. Между тем, образ Генри Форда вызывает восхищение своими достижениями. Акула империализма? Да. Но еще - отличный конструктор и гениальный управленец. Не зря его имя отлично помнят почти через столетие после его смерти. А его Империя живет и процветает в том будущем, которое ни он, ни его современники даже и представить не могли.
  Роман «Дельцы» является гневным обвинением в адрес американских монополистов и посвящен вскрытию механизма биржевых махинаций. Досконально изучив этот механизм, автор обратился к реальным событиям экономического кризиса, всколыхнувшего в то время всю Америку, и доказал, что вызван он был преднамеренно группой финансовых воротил. В романе обнажаются наиболее распространенные грязные приемы, к каким прибегают «акулы Уолл-стрит», которые для достижения своих корыстных целей не останавливаются ни перед чем.

Тургенев И.С. «Записки охотника»
  Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков «Записки охотника» И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото - прах!» - эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.
  Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь - на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.
  Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, - не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».
  Калиныч - «романтик». Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.
  Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте... Он подвергался самым разнообразным приключениям...». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом - мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе - также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» - «А не знаю!» - ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.
  В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.
  В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону...». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной - и ушел поздно, весьма довольный своей победой».
  В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле - первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении - Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик - посредник во всех хозяйственных делах барыни - использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена - торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.
  В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», «все ладони, без хитростей», оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».

Фицджеральд Скотт «Великий Гэтсби»
  В 1920-е годы вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: в «ревущие 20-е» экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» классика жанра: идеальная история о любви, её хитросплетений, а также завораживающая история пути человека, его мечты и погоне за ней, личных жизненных провалах.
Автору удалось окунуть читателя в атмосферу 20-30-ых годов, век джаза, умопомрачительных вечеринок, повсюду окруженных бокалами шампанского и ярчайшими нарядами девиц. Мир, созданный Френсисом Скоттом Фицджеральдом выразителен, красочен и легко воображаем. Автор рисует мир суматошного и незабываемого Нью-Йорка, светский мир интриг, богатств, разрушений, ограничиваясь лишь виллой Джея Гэтсби, который действительно является великим, несмотря на иронический подтекст в названии. И велик Гэтсби прежде всего своей силой воли, упорной попыткой прийти к своей американской мечте. Он пытается не только ежедневно перелезать через стенку, что входит в его расписание, но и перелезть через мечту, найти счастье, если даже на то потребуется долгий и мучительный путь. В роли рассказчика выступает друг Гэтсби – Ник.
  Даже если вы не знали об этой книге ранее, кинематограф успешно ее прорекламировал. И не без основания. Книга о том, как промотать все свое состояние в погоне за ложными идеалами.

Фонвизин Д.И. «Недоросль»
  Главную интригу комедии определяет мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»). Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник. Бороться в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном - состязаясь в демонстрации своих «достоинств». Погоня за деньгами корыстолюбивых помещиков Простаковых и Скотинина составляет основную интригу комедии.

Хейли А. Романы
  Любая книга Артура Хейли - это погружение в какую-то тему. Полное, дотошное погружение. Автор никогда не дает оценок - хороша ли или плоха данная отрасль. Он просто рассказывает о ней. Рассказывает правдиво, со множеством самых разных фактов. Таких фактов, которые непосвященному человеку вряд ли удалось бы узнать. Он показывает «взгляд изнутри».
  Книга «Колеса» - еще одна попытка автора донести до читателя все нюансы и тайны новой отрасли. На этот раз автомобильной. Три великих американских концерна – «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд». Что между ними общего? В чем различие? Они конкуренты на рынке, но в то же время у них одни проблемы, одни и те же трудности.
  На рынке готова появиться новая модель автомобиля – «Орион». Тысячи людей работают над ее созданием. Начиная от разработчиков, дизайнеров, и заканчивая обычными рабочими, которые работают на конвейере. Что для них «Орион»? Мы видим разных людей. Для одних «Орион» - смысл жизни, для других - просто очередной этап в карьере, для третьих - обычный автомобиль, как и десятки других.
  Помимо того, что автор рассказывает о проблеме как бы с разных сторон участников, он еще и открывает множество скрытых фактов: воровство на заводе, расовую проблему, погоню за прибылью. Действительно ли люди на высоких постах столь черствы и равнодушны, что кроме продаж их ничего не волнует? Или это часть их работы, и они просто хотят делать ее хорошо?
  Как всегда Хейли показывает небольшой промежуток времени, как бы вырванную страничку чьей-то жизни, показывает как живут разные люди, занимающиеся одним делом, в данном случае - созданием автомобилей.
  В романе «Менялы» события разворачиваются вокруг закулисья банковской жизни. Главный герой — финансовый аналитик с невероятной проницательностью. Вы увидите захватывающую борьбу за кресло президента компании.

Чехов А.П. «Вишневый сад». Рассказы
  Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, - продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..» - твердит Лопахин. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала... не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.
  Мотив мелких денег - их вечной нехватки, заимствования, выигрыша, возврата долга, попрошайничества – звучит в каждой сцене пьесы, как комический - присутствует уже на ранней стадии воплощения замысла. Так же как и мотив безденежья. Торги, проценты, вексель, заем, заклад - все это непосредственно связано с основным действием и главной коллизией пьесы.
  Деньги в пьесе - вещь, объединяющая персонажей: деньги переходят из рук в руки, их занимают, отдают, подают, предлагают, получают.
  Деньги в художественном мире пьесы «принижают» персонажей, дискредитируют каждого из них. Варя - олицетворенная скупость, определение ее в экономки логически завершает образ. Гаев инфантилен, «говорят, все свое состояние проел на леденцах», муж Раневской «делал долги и умер от шампанского». Лопахин, который считает и приумножает свое состояние, скоро будет миллионером - он работает с деньгами, не вызывает симпатий, несмотря ни на верность барыне, ни на всегда открытый для нее кошелек, ни на тяжкий труд, о котором подробно рассказывает. Трофимов гордо отказывается от денежной помощи, которою ему добродушно предлагает Лопахин: «Дай мне хоть 200 000, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко цените вы все, нищие и богатые, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд».
  Тема денег в рассказах А. П. Чехова не только способствует созданию иллюзии реальности происходящего: в предметном мире рассказов все вещи имеют «правдоподобную» цену, персонажи располагают соответствующим доходом. Во многих случаях денежная сумма, о которой прямо или косвенно идет речь (будь то 200 рублей из рассказа «В приюте для неизлечимо больных и престарелых» или 75 000 в одноименном рассказе), оказывается мерой унижения, нравственного падения, моральной деградации.
  Чеховские герои пытаются извлечь выгоду из всего, даже из супружеской неверности, как в рассказе «Начальник станции». Мотив денег, в Чеховских рассказах выполняет основную роль в создании ситуации конфуза, разочарования и отчаяния.
  Люди всегда винят обстоятельства за то, какие они есть. Но это не всегда так. Бернард Шоу писал: «Люди, которые добиваются успеха в этом мире, - это люди, которые могут подняться и поискать нужные им обстоятельства и, если не могут найти, создают их». В предложенных в дайджесте художественных произведениях не просто описание успеха (или падения), это увлекательные истории жизни героев, чей опыт, в зависимости от результата, можно перенять или наоборот, избежать.

 

 

2         425