Включить версию для слабовидящих

Красота и вечность васнецовских полотен

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

«КРАСОТА И ВЕЧНОСТЬ ВАСНЕЦОВСКИХ КАРТИН»

 

В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, "национального" направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке", широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

Становление Виктора Михайловича как художника произошло в детские годы в семье.

Родился Виктор Васнецов 3 мая 1848 года в семье сельского священника. В семье Васнецовых было  шестеро детей, Виктор был вторым, еще один его брат – Аполлинарий - стал тоже художником. Жили они довольно бедно, к тому рано умерла мать, и отец остался за главного.

Отец – Михаил Васильевич – был человеком образованным, поэтому уделял большое внимание образованию своих детей. В семье много читали, рисовали. Акварелью рисовали и отец и бабушка, поэтому именно они давали детям первые уроки рисования. Именно в это время проявляются художественные наклонности Виктора, первые его рисунки – деревенские пейзажи и сценки из деревенской жизни.

Село Рябово, где жили Васнецовы, располагалось в очень живописном месте – густые хвойные леса, холмистые берега речки Рябовки. Вятский край с его живописной природой, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования жизненных впечатлений юного Васнецова.

Вятский край был богат и ремесленниками – резчики по дереву, мастера вятской игрушки, умельцы, расписывающие жилища и домашнюю утварь. Впоследствии Васнецов рассказывал: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

В 1858 году Виктор едет в Вятку учиться в духовном училище, а затем в духовной семинарии, ведь детей священников в духовные учебные заведения принимали бесплатно. В Вятке Виктор провел девять лет, но все больше внимания он уделяет рисованию. По воскресеньям он ходит на базар, изучает характеры, рисует, его семинарские тетради полны зарисовок.

Не закончив семинарии, с благословения отца он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. В Петербурге он знакомится со многими художниками: Крамской, Репин, Куинджи, Суриков, Поленов

Годы учебы в Академии - время для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к "Народной азбуке", "Солдатской азбуке" Столпяпского, к "Русской азбуке для детей" Водовозова. Им были иллюстрированы сказки "Конек-Горбунок", "Жар-птица и другие".

Для себя же рисует картинки городские, сценки из жизни на улице, в трактире, в театре, на рынке. Чтобы лучше узнать художника, достаточно посмотреть на картину «Книжная лавка». Картина яркая, жизнерадостная, безмятежная, освещенная весенним солнцем. Крестьянин, зачарованно рассматривающий яркую картинку; ребятишки, сосредоточенно рассматривающие разложенные картинки.

Еще одна картина на бытовую тему, картина «Нищие певцы».

Перед нами эпически-спокойный, безыскусно правдивый рас­сказ. У ворот церковной ограды в ожидании прихожан раз­местилась группа нищих. Они уже начинают свое заунывное пение. На лице матушки-дьяконицы, с просфорой в руке, засты­ло плотоядное выражение: особа эта явно предвкушает удоволь­ствие - ведь для нее пение нищих своего рода развлечение. Интереснее всех, как и в предыдущей картине, крестьянские типы. Мужички доверчиво развязывают убогие кошели.

Васнецов в кар­тине «Нищие певцы» пытался дать просто обыденную сценку у церковной ограды в престольный день. Однако его художествен­ный талант, его правдолюбие оказались сильней поставленной задачи.

Картина «С квартиры на квартиру» Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей -  старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собачонка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле. 

Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову. 

Но постепенно Васнецов охладел к учению в академических стенах. «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», - позднее объяснял он.

Первой работой Васнецова в цикле былинно-исторических картин стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из «Слова…»:

"От зари до вечера, день целый,

С вечера до света реют стрелы,

Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...

...Третий день уж бьются;

Третий день к полудню уж подходит;

Тут и стяги Игоревы пали!

...Уж у храбрых русичей не стало 

Тут вина кровавого для пира,

Напоили сватов, да и сами

Полегли за отеческую землю."

Картина  - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

...Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак.  Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Васнецовское полотно было показано на VIII выставке передвижников, и мнения о нем разделились. Разногласия в оценке картины впервые обозначили различие взглядов среди передвижников на суть русского художественного процесса и дальнейшие пути развития русского искусства. Для Репина, безоговорочно принявшего полотно Васнецова, это была "необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе". Но другие художники, например, Григорий Мясоедов, видевший задачи реалистического искусства в жанрово-бытовом воспроизведении действительности и правдиво-точном отображении быта и типов в историческом сюжете, не только не приняли картины, но и решительно протестовали против принятия ее на выставку. Однако же мимо полотна не прошел Павел Михайлович Третьяков и приобрел его для своей галереи с VIII выставки передвижников.

Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком она была необычна. Несмотря на неудачу Васнецов продолжает работать в выбранном направлении, и пишет картину «Витязь на распутье».

В центре картины фигура богатыря. Сначала Виктор Михайлович задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь открывается со спины сбоку, и лица не видно.

Итак ...У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне: 

"Как прямо ехати - живу не бывати:

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".

Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:

"Направу ехати - женатому быти,

Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

А тем временем в Москве происходит важное событие: Васнецов знакомится с Саввой Мамонтовым. Эта встреча повлияла на творчество Виктора Михайловича.  Крупный промышленник, предприниматель Савва Иванович Мамонтов объединил вокруг себя крупнейших русских художников. Они часто собирались, устраивали музыкальные вечера, разыгрывали короткие спектакли, много читали, спорили о проблемах русского искусства, слушали лекции известного историка Ключевского о прошлом России. Именно здесь Васнецов ощутил ценность русской культуры.

И еще об одном направлении творчества Васнецова необходимо рассказать. В начале 1885 года Васнецова приглашают принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве. Это была для Виктора Михайловича очень ответственная работа – роспись больших стен. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание.

Правда свое согласие на работу художник дает не сразу. Существует такая легенда:

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

 Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.   

В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.

Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников - свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.

Он вложил в эту работу всю страсть и "тревогу" своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.

Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.

Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи. Для Васнецова работа во Владимирском соборе была "путем к свету", путем постижения великих ценностей.

Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, "с теплотой, искренностью и смелостью". Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.

Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.

Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды - в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами.

"Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, - писал М.В. Нестеров. - Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал".

В большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московских и ярославских церквей, проявилась яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.

Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.

"Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле", - сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.

Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература - исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове - "гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи". Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале XX века во множестве храмов в России.

Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой... Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он не справился с задачей».

Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: "Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта". Этот отзыв - мужественное признание мастера, считавшего, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма".

По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд". В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он разделил полотно па три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную с архитектурой церкви.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном "Богатыри", которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной "Иван-Царевич на Сером Волке", которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы "сидения в Киеве".

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

 

А сейчас мы с вами совершим экскурсию в музей картин Виктора Михайловича Васнецова. А помогут нам наши экскурсоводы.

(учащиеся рассказывают о картинах В. Васнецова)

Картина «Сестрица Алёнушка»

Однажды в усадьбе Ахтырка увидел Виктор Васнецов печальную девушку у пруда, и задумал художник написать картину. Напомнила ему эта девушка героиню из русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, сидит на большом камне. Грустно склонила она голову на колено у мрачного пруда в дремучем хвойном лесу. Одета Алёнушка  в темно-серый обветшалый сарафан, босая. В глазах её отражается грусть и печаль: где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба-Яга превратила братца в козленочка. Эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, не покидают Аленушку. Даже сама природа грустит вместе с ней.

   Васнецов наполнил природу атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть - с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится...

Картина «Снегурочка»

Картина «Снегурочка» написана Виктором Михайловичем Васнецовым как иллюстрация к пьесе Островского.

В русских народных сказках Снегурочка прекрасная юная девушка, ребенок Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Вот образ такой девушки и создал художник Васнецов.

   Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.

Картина «Три богатыря»

Над картиной «Три богатыря» Васнецов трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.

Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается вдаль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье.

Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно.

Справа от Ильи Муромца на красно-золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке. В этой великой русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть. 

Характеры трех богатырей переданы Васнецовым очень точно, в них отражено величавое спокойствие, дух правового дела, русский характер.

Картина «Ковёр-самолёт»

Что же видит зритель, глядя на картину «Ковер – самолет»? При первом взгляде, в глаза бросаются три вещи: сам ковер, Жар-птица, и Иван-богатырь, которому принадлежит все это волшебство. При взгляде на картину заметно, что ковер плавно и неторопливо плывет по воздуху. Он парит над просторами родины, величаво возносится над лесами и густым туманом. Широкие края-крылья разгоняют испуганных сов. Благодаря этому произведению можно оценить, насколько широка и необъятна страна. Сам этот летающий ковер, обладающий волшебной силой движения, разбросал свои концы по диагонали. Его силуэт очень похож на птицу. Ковер, парящий в воздухе, движимый неведомой силой, впечатляюще красиво сочетается с эпическим пейзажем.

Жар-птица – единственный полноценный источник света на картине. Даже луна, видная на заднем плане, не может с ней сравниться. Ковер пестрит диковинными узорами, некоторые из которых до боли напоминают магические руны – возможно, именно благодаря им ковер может летать. Сам Иван является олицетворением мужества. Он не боится упасть, и уверенно смотрит вдаль – в свое будущее. Богатырь готов встретиться с новыми испытаниями, уготованными судьбой, не смотря на трудности жизненного бытия.

О чем эта картина? Может быть, о желании, которое есть у каждого человека. Стремление взлететь над обыденной серостью, вопреки всем тяготам и невзгодам покинуть этот серый мир и найти свою сказку.

Картина «Иван-царевич на сером волке»

Картина «Иван царевич на сером волке» - иллюстрация к одной из русских народных сказок

В сказке Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке.

Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу., Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Но Елена Прекрасная находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича, который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви.

Сегодня картина Иван царевич на сером волке находится в Третьяковской галерее.

Картина «Царевна-лягушка»

В самом центре картины «Царевна-лягушка» изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.

Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.

Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.

На заднем плане видно озеро с белоснежными лебедями. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди.

Картина «Царевна-несмеяна»

Картина «Царевна-Несмеяна» была написана по одноименной русской сказке. В ней говорится о том, что царь имел дочь, которую никто не мог развеселить – она всегда была грустной. Он не мог смотреть на нее, так как родительское сердце болело от того, что девушка так и чахла на глазах. Вот он и созвал все царство, сообщив о том, что тот, кто сможет развеселить царевну, получит ее руку и полцарства в придачу.

В самом центре картины можно увидеть княжну, которая грустит, несмотря на то, что вокруг нее все веселятся. Расположена она на высоком троне. При этом все ее лицо, поза и стан выражают печаль. Ее глаза поникли, а взгляд устремлен вдаль. Положение тела и рук позволяют предположить, что ей скучно, что она устала от всех этих людей.

Вокруг нее не только подданные отца, но и женихи, которые приехали издалека. Однако никто из них не может развеселить грустную царевну. Ей будто бы вовсе нет дела до всех этих людей.

Картина «Спящая царевна» посвящена сказочной истории.

Художник застал момент, когда прекрасная царевна уколола палец об острое веретено и замерла в глубоком забытье. На нее было наложено магическое заклятие, поэтому она будет спать до тех пор, пока ее не разбудит возлюбленный.

Удивительная, наполненная яркими персонажами, картина показывает королевский дворец изнутри. Мы можем насладиться зрелищем богато расписанных стен, повсюду изумительные орнаменты. Помещение окаймляют величественные красные колонны, сквозь которые открывается вид на природу и соседние, яркие здания. Даже деревья вокруг застыли в безмолвном ожидании пробуждения. Множество героев присутствуют на полотне.

В центре его спит царевна, которую окружают гости и слуги. Все они замерли в спокойных позах, на их лицах читается покой. Все слуги готовились в церемонии бракосочетания царевны, поэтому рядом оказался и гусляр, и шут в праздничном одеянии. У подножия кровати царевны прилегла маленькая девочка, облаченная в прекрасное синее платье. Ее золотистые локоны слегка прикрывают лицо. Невеста в центре полотна распростерла руки, видно, что она погрузилась в тяжелый сон так неожиданно, что даже не смогла понять, что с ней произошло.

Полотно «Кощей Бессмертный» писалось знаменитым русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым в течение девяти лет.

Картина снова посвящена сказочному персонажу. Еще с детства каждый из нас слушал от родителей сказки о старике по имени Кощей, представляющем вселенское зло для персонажей русского народного фольклора.

Васнецов в своих работах часто обращался к мотивам из русских сказок, в каждого выдуманного персонажа он мог вложить душу. Образы на его полотнах всегда выглядели максимально реалистичными и человечными.

В картине три главных цвета: насыщенный шоколадный, красный и золотой. Все призвано показать, что действие происходит в роскошных хоромах, отделанных редкими породами дерева и усыпанных золотом и парчей. Кошей по характеру невероятно жаден и скуп, как видно на полотне, эти черты художник показал с помощью нескольких массивных сундуков, расставленных в его хоромах и, по всей видимости, до верха набитых драгоценностями и трофеями.

Среди всего этого великолепия художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами. Похоже, что у него не осталось души, перед нами только оболочка ужасного тела, вселяющего страх, отвращение и немного жалости. Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь.

Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.

Полотно «Сивка-Бурка» Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он — дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.

На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки — дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.

Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.

Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.

 

Сегодня мы с вами познакомились с удивительным русским художником – Виктором Михайловичем Васнецовым. "Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем". И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки - недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. "Десятки русских выдающихся художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова".

 

Составитель: Л.И. Калашникова,

зав ИКЦ Центральной библиотеки им. Н. Крупской

 

 

2         425