Включить версию для слабовидящих

Когда картинки оживают

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

КОГДА КАРТИНКИ ОЖИВАЮТ
6 апреля - Международный день мультфильмов

БИБЛИОТЕКАРЬ: Добрый день, уважаемые участники интеллектуальной игры! Сегодня мы побываем в чудесной стране мультфильмов и познакомимся с историей анимации.

КИНОВЕД: Поверьте, она очень интересна! За время своего существования мультипликация превратилась из примитивных сменяющих друг друга рисунков в яркие фильмы формата 3D, насыщенные спецэффектами и компьютерной графикой. Не исключено, что в скором будущем мультипликаторы снова нас удивят.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Наше состязание состоит из нескольких туров. Вам предстоит отвечать на различные вопросы и выполнять задания. За правильные ответы вы будете получать жетоны. В финале мы их подсчитаем и назовём победителя — самого эрудированного участника, лучше всего разбирающегося в теме.

КИНОВЕД: А сейчас — немного истории. Ребята, рисунок впервые «ожил» в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832 г. Два десятка изображений различных фаз движения человека, нанесённых на барабан незамысловатого прибора — фенакистископа, при быстром вращении диска сливались в одно непрерывно движущееся изображение. Человечек бежал, энергично размахивая руками.

(Слайд — Ж. Плато и его изобретение — фенакистископ)

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1833 г. Плато наклеил на диск, заключённый в специальный ящик, картинки, последовательно изображающие позы танцующей балерины. Через специальное окошко можно было увидеть, как во время вращения вместо рисунков появлялась движущаяся фигурка. Хрупкая балерина танцевала. Это было настоящее чудо!

КИНОВЕД: Спустя 45 лет французский художник-изобретатель Э. Рейно получил патент на новый аппарат для оптической проекции на экран движущихся изображений. Бурное развитие мультипликации началось с показа фильма в парижском музее Гревен. Сеанс продолжался 15-20 минут.
   Все свои фильмы Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося рисунки на длинные ленты. Каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. Но только через десять лет после изобретения кинематографа художники начали создавать первые анимационные фильмы.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Итак, ребята, мы переходим к первому туру. Слушайте внимательно наши вопросы!

I ТУР

(Библиотекарь и Киновед задают вопросы. Ребята отвечают, за правильные ответы получая жетоны)

Вопросы

  1. Аппарат Э. Рейно, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, которые создают иллюзию движения фигур. (Праксиноскоп)
  2. В каком году Э. Рейно продемонстрировал парижской публике «светящиеся пантомимы» — движущиеся изображения, воспроизводимые на экране? (В 1892 г.)
  3. Англичанин Г. Шорт в 1897 г. наладил массовое производство особого приспособления для создания анимированного изображения, состоящего из отдельных кадров, нанесённых на листы бумаги, сшитые в тетрадь. Зритель, перелистывая её особым способом, наблюдал эффект анимации. Как называлось приспособление Г. Шорта? (Кинеограф)
  4. Создатель первого в мире отечественного кукольного мультфильма. (В.А. Старевич)
  5. В 1914 г. американский художник-карикатурист У. Маккей создал первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами. Кто это был? (Динозаврик Герти)
  6. В 1928 г. появился самый узнаваемый мультипликационный персонаж — Микки Маус. Кто его придумал? (У. Дисней)
  7. Американские художники и режиссёры У. Ханна и Д. Барбера в 1940 г. начали свою работу над серией смешных мультиков о проделках кота и мышонка. Как она называлась? («Том и Джерри»)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы! Вы отлично подготовились к нашей игре. А сейчас, ребята, мы хотим познакомить вас с одним из выдающихся советских мультипликаторов — В.А. Старевичем.

(Слайд—В.А. Старевич)

КИНОВЕД: Владислав Александрович родился в Москве 8 августа 1882 г. С детства он отличался независимостью, учился неровно, часто спорил с педагогами. Но обожал художественную самодеятельность. Особенно ему удавались комические роли. Ещё у Владика было два увлечения: фотография и изучение насекомых — энтомология. Он сам делал макеты жуков — настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих.

БИБЛИОТЕКАРЬ: После окончания школы наш герой работал смотрителем в краеведческом музее. С помощью кинокамеры, которую предоставил ему директор заведения, молодой человек снял несколько простых фильмов. Кроме того, Владислав издавал любительский сатирический журнал «Оса», публиковал карикатуры в газете и несколько лет подряд брал призы на новогодних праздниках за лучшие карнавальные костюмы. Юноша был очень талантлив!

КИНОВЕД: В 1910 г. Старевич  взялся за смелый проект — документальный фильм о жуках - оленях, в частности о битве двух рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивными и засыпают. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей жуков муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Его картина «Lucanus Cervus» стала одним из первых в мире кукольных анимационных фильмов.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А два года спустя в прокат вышла его короткометражка «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в которой жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Зрелище пользовалось бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей.
   Хорошее знание повадок насекомых, которых Старевич изучал много лет, и использование метода покадровой съёмки позволяли ему добиваться иллюзии натуральной пластики.

КИНОВЕД: Лондонская газета «Evening News» писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века...» А вот слова великого Уолта Диснея о Старевиче: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий».
   Вскоре после «Люканиды...» на экраны вышли сходные по технике анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912 г.), «Стрекоза и муравей» (1913 г.), «Рождество у обитателей леса» (1913 г.) и другие.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Кстати, мультик «Стрекоза и муравей», многократно умноживший славу автора, был признан настоящим шедевром мировой мультипликации. Он вызвал всеобщий восторг, было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне кино. Царь Николай II закупил картину для экспорта, и она стал жемчужиной раннего русского кинематографа.
     А как вы думаете, в чём заключался секрет этого «волшебника мультипликации»?

(Ребята отвечают, идёт обсуждение)

КИНОВЕД: Оказывается, персонажи Старевича были сделаны из пластилина! Невозможно отличить искусные поделки от реальных насекомых. Этого мастера прозвали «Великий любитель жуков».

БИБЛИОТЕКАРЬ: А сейчас давайте немного передохнём и посмотрим фрагмент картины «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»

(Демонстрируется фрагмент мультфильма ««Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»)

КИНОВЕД: Необычно, правда? Конечно, мы привыкли к спецэффектам в мультфильмах и кино, и такое исполнение может показаться немного наивным. Но для 20-х гг. XX в. это было настоящее волшебство!

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, пора переходить ко второму туру, посвящённому истории советской анимации.

II ТУР

(Библиотекарь и Киновед задают вопросы. Ребята отвечают, за правильные ответы получая жетоны)

Вопросы

  1. С 1906 по 1909 г. один из первых русских мультипликаторов, балетмейстер Мариинского театра поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Назовите его. (А.В. Ширяев)
  2. Какой советский мастер снимал картины о жизни жуков? (В.А. Старевич)
  3. Первый в мире полнометражный кукольный фильм. («Рейнеке-лис»)
  4. Он иллюстрировал книги и обложки спортивных журналов, изготавливал эскизы костюмов для театра. В 1927 г. примкнул к коллективу студии «Межрабпомфильм», где профессионально занялся мультипликацией. В качестве художника участвовал в создании одного из самых известных раннесоветских фильмов в технике рисованной мультипликации «Каток». (И.П. Иванов-Вано)
  5. Какой величайший американский мультипликатор в 1934 г. послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с мышонком Микки Маусом? (У. Дисней)
  6. Какие театры можно назвать старшими братьями мультипликации? (Кукольный и театр теней)
  7. Всего для одной минутки этого зрелища художник должен сделать 1440 рисунков. О чём речь? (О мультфильме)

КИНОВЕД: Ребята, история не стоит на месте. Мультипликация стремительно развивалась, появлялись новые техники и подходы к созданию «оживших картинок». В 1936 г. на основе нескольких мультипликационных цехов разных кинофабрик в Москве была создана студия «Союзмультфильм» — крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов. Сейчас она выпускает в год свыше 30 картин, в создании которых участвуют более 500 специалистов.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — И.П. Иванов-Вано, О.П. Ходатаева, B.C. и З.С. Брумберги, В.Г. Сутеев и другие.

КИНОВЕД: В первое время «Союзмультфильм» выпускал короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в диснеевской манере. Но позднее стали появляться оригинальные, ни на что не похожие в художественном отношении работы, в первую очередь фильмы Владимира Сутеева — «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?». Давайте посмотрим одну из этих картин!

(Демонстрируется фрагмент мультфильма «Почему у носорога шкура в складках?»)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Как видите, этот мультфильм отличается от истории про жуков, придуманной В.А. Старевичем. Лента Сутеева очень динамична. Герои изображены в гротескной манере. Кстати, картина снята по мотивам одноимённой сказки английского писателя Редьярда Киплинга.

КИНОВЕД: А теперь переходим к вопросам третьего тура.

III  ТУР

(Библиотекарь и Киновед задают вопросы. Ребята отвечают, за правильные ответы получая жетоны)

Вопросы

  1. Верно ли, что в 1936 г. новая киностудия называлась «Союздетмультфильм»? (Да. Год спустя она была переименована в «Союзмультфильм»)
  2. Что вначале производил «Союзмультфильм»? (Короткометражные фильмы для детей)
  3. В каком году киностудия выпустила первый цветной мультфильм? (В 1937 г.)
  4. По какой знаменитой сказке П.П. Ершова в 1947 г. режиссёром И.П. Ивановым-Вано был снят полнометражный рисованный мультфильм? («Конёк-горбунок»)
  5. Какой мультипликационный сериал о волке и зайце выпустил «Союзмультфильм» в 70-е гг. XX в.? («Ну, погоди!»)
  6. Первый советский кукольный широкоформатный мультипликационный фильм. Снят по мотивам произведений В.В. Маяковского. При создании применены бумажные полуобъёмные, «горельефные» куклы. Одна из наиболее экспериментально смелых работ И.П. Иванова-Вано. («Летающий пролетарий»)
  7. Первый русский мультсериал режиссёра Р.В. Давыдова о мальчике, воспитанном стаей волков. («Маугли»)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, вы справились практически со всеми вопросами. Впереди — последнее испытание. Вам предстоит решить кроссворд.

IV     ТУР

(Библиотекарь выносит плакат с кроссвордом и прикрепляет его к стене. Киновед раздаёт маркеры. Ведущие озвучивают вопросы. Ребята вписывают правильные ответы в ячейки, получая жетоны)

Кроссворд к сценарию Когда картинки оживают

Вопросы

По вертикали

  1. Основная профессия мультипликатора А.В. Ширяева. (Балетмейстер)
  2. Художник мультипликационного кино. (Аниматор)
  3. Как всё время предлагал жить двум шкодливым мышам добрый кот Леопольд? (Дружно)
  4. Главный усатый герой нескольких мультфильмов В.А. Старевича. (Жук)

По горизонтали

  1. Особый вид японской анимации. (Аниме)
  2. Знаменитый американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, придумавший Микки Мауса. (Дисней)
  3. Юноша, который бросил вызов злому тигру Шерхану. (Маугли)
  4. Прибор для демонстрации движущихся рисунков, изобретённый в 1832 г. учёным Жозефом Плато. (Стробоскоп)

КИНОВЕД: Друзья, вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра. Сегодня вы узнали множество любопытных фактов, посвящённых мультипликации. Надеемся, что вам было интересно.

БИБЛИОТЕКАРЬ: И сейчас, пока мы подсчитываем жетоны, предлагаем посмотреть несколько серий культового советского и российского мультсериала «Ну, погоди!».

(Демонстрируется несколько серий сериала «Ну, погоди!». Библиотекарь и Киновед подсчитывают жетоны)

Итак, по итогам нашего состязания самым эрудированным оказался игрок... (называет имя). Прошу на сцену для награждения.

(Победитель поднимается на сцену. Проводится награждение)

КИНОВЕД: Желаем вам оставаться всегда такими же весёлыми, дружными и любознательными. Читайте умные книги, смотрите добрые мультфильмы. А ещё — приходите в библиотеку, участвуйте в конкурсах и выигрывайте!

Быкова, Е.С. Когда картинки оживают / Е.С. Быкова // Читаем, учимся, играем, 2019.- № 1.- С.82 – 85.

 

 

2         425