Включить версию для слабовидящих

Огонек всегда такой: и хороший, и плохой

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

49

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовался для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню, человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из - под контроля человека, он превращается в страшенное бедствие – пожар.

Пожар – это одно из страшнейших стихийных бедствий, от которого не застрахован никто. И поэтому очень важно научить правилам поведения в чрезвычайной ситуации человека и сформировать у него навыки поведения в случае возникновения пожара.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детс­тва. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Уважаемый читатель!

Мы предлагаем литературу, которая дает основные сведения необходимые в чрезвычайных ситуациях по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой медицинской помощи, сценарии массовых мероприятий, стихи, загадки и легенды об огне.

СЦЕНАРИЙ «ОГОНЕК ВСЕГДА ТАКОЙ: И ХОРОШИЙ И ПЛОХОЙ»

Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём. Воспитывать осторожное отношение к огню.

Добрый огонь

Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно. Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (ветки, дрова, листья и т. д.)

Игра «Что горит, что не горит»

Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень. Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.

Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.

Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)

Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.

50Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почёт,

Что ребятам греет ужин

Режет сталь и хлеб печёт.

(Е.Ильин)

Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит три минутки.

Ленты нет, кругом угар –

Чуть не сделался пожар!

(Б.Миротворцев).

А сейчас дети, отгадайте загадки:

Красный петушок

По жердочке бежит     (огонь)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош

Да с собой не понесёшь   (огонь)

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь – горе!

Продырявит – море       (утюг)

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся   (электрическая лампочка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»       (чайник)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор     (пылесос)

Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.

Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

51

То беды не миновать,

От огня несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда,

Это помните всегда!

«Опасный огонь

Игра «Причины пожаров»

Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в   (квартире)

Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил   (утюг)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками (играл)

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом)

Столб огня чердак объял

Кто там спичками (играл)

52

Побежал огонь во двор

Это кто там жёг (костёр)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву)

Кто бросал в траву при этом

Незнакомые   (предметы)

Дым увидел – не зевай

И пожарных     (вызывай)

Помни каждый гражданин,

Этот номер (0 1)

СЦЕНАРИЙ «С ОГНЕМ НЕ ИГРАЙ! ПОЖАР НЕ ЗАТЕВАЙ!»

Цели и задачи:

1. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре;

2. Развивать внимание, находчивость, ловкость;

3. Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.

Ведущая : Ребята! Сегодня мы поговорим с вами об огне, пожаре. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя? Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь. (Ответы детей)

Верно, огонь ярко – красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорят: «огонь без дыма не живет!» Отгадайте загадку:

У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

53Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь,

Обожжёшься!

Я - … (Огонь)

Верно! Молодцы! Вспомните, пожалуйста, как называли огонь в сказке о Маугли? Правильно. Красный цветок. Послушайте, про него стихотворение.

Красный цветок. Красный цветок.

Вьется, трепещет его лепесток

Если не хочешь, обжечь ты ладонь

Этот цветок раскаленный не тронь.

Знай, что цветок этот - жгучий огонь

(Раздаётся стук в дверь)

Ведущая : Кто это к нам стучит.

Огонёк : Это я – Огонёк. Я услышал ваш разговор обо мне и решил забежать послушать, что вы обо мне знаете. У меня для вас есть несколько заданий. Хочу посмотреть, справитесь ли вы с ними. Согласны?

Дети - Да.

(Дети делятся на 2 команды)

Поприветствуем наши команды:

1 команда: «Искорки». Девиз: «При пожаре как один набираем 01».

2 команда «Огоньки». Девиз: «Знает мальчик и девчушка: спички детям – не игрушка».

Огонёк : Первое задание - отгадывание загадок. Любите вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно. Загадывать буду по очереди, какая команда отгадает, та получает фишку.

Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая… (спичка)

Если дым валит клубами,

пламя бьется языками,

и огонь везде, и жар –

это бедствие – … (пожар)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить……..(Огнём)

Это тесный, тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр!

Не шути с сестричками,

Тоненькими …. (Спичками)

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар! (Пожарная машина)

При пожаре не сидим,

Набираем … (01)

Огонёк -Молодцы все загадки правильно отгадали и заработали фишки.

Часто пожары возникают по вине детей. Давайте разберем ситуации, по которым может случиться пожар. Следующий конкурс: "Опасные ситуации"

(Дети рассматривают картинки и объясняют их)

Огонёк - Молодцы, ребята, как много вы знаете!

Ведущая : А теперь поиграем все вместе, вставайте в круг, возьмите в руки красный воздушный шар и передавайте его по кругу. Я буду начинать фразу, а тот, у кого шар окажется в руках, тот будет заканчивать фазу. Слушайте внимательно.

1. Где с огнем беспечны люди

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой … (Пожар)

2. Раз, два, три, четыре

У кого пожар в … (Квартире)

3. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил … (Утюг)

4. Красный отблеск побежал

Кто со спичками … (Играл)

5. Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над … (Газом)

6. Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жег … (Траву)

7. Кто в огонь бросал при этом незнакомые … (Предметы)

8. Помни каждый гражданин

Пожарный номер … (01)

9. Дым увидел – не зевай

И пожарных … (Вызывай)

Ведущая :     Молодцы!

Следующее задание: "Опасная сказка".

Назовите сказки, где встречается огонь.

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

                (К. Чуковский "Путаница")

Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дым пылает за углом.

Ставит лестницы команда -

От огня спасает дом.

(С. Михалков "Дядя Степа")

Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то лет двадцати.

                (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое")

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом.

(С. Маршак "Кошкин дом")

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

"Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!".

                (С. Маршак "Пожар")

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

                (К. Чуковский "Путаница")

Огонёк– Ну сказки-то вы хорошо знаете. А знаете ли настоящие правила безопасности?(Команды совещаются и дают коллективные ответы).

Задания:

1 команда «Правила пожарной безопасности».

2 команда «Правила поведения при пожаре».

Ведущая :

Если вьется пламя

Дым валит столбом,

«Ноль – один» мы набираем,

И кого мы позовём?...

(ответы детей)

Ведущая :Послушайте стихотворение.

итает ребёнок )

«Мы пожарные»

На машине ярко – красной

Мчимся мы вперед

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных ждет.

 Вой пронзительный сирены

Может оглушить

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь

С  пламенем бороться будем

Мы и день и ночь.

Ведущая :Вот какое замечательное стихотворение придумали про пожарных. А сейчас я предлагаю побыть в роли пожарных.

Игровые командные конкурсы:

ИГРА   «Кто быстрее соберется на пожар»

Ведущая : Все вы знаете, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает от огня. Давайте представим, что у нас тоже специальная одежда пожарников. Сейчас мы проверим, как наши капитаны умеют быстро собираться на пожар.

Конкурс капитанов (надеть жилетку, ремень, каску, рукавицы)

ИГРА «Спаси животных из горящего дома»

a)  Пробежать по скамейке

б) Пролезть в тоннель

в) Прыгнуть из обруча в обруч

г) Взять игрушки и вернуться на место

ИГРА «Пожарные тушат огонь»

  Каждому участнику к ноге привязывается  воздушный шарик (желательно красного цвета, имитирующий огонь). Дети не задевая друг друга руками должны «потушить огонь» (лопнуть шарики) у другой команды. Чья команда вперёд.

ИГРА «Водоносы»

Ведущая :    Если очаг возгорания еще не велик, то его можно погасить водой из-под крана или из колодца. Чтобы огонь победить, Его надо быстро потушить!

Ведра с водой стоят возле команд, на противоположной стороне пустые ведра. Капитан команды зачерпывает ведерком воду и передает ведро рядом стоящему, последний в команде выливает воду в большое ведро, стараться не расплескать воду. Ведущий переливает воду из ведра в трехлитровую банку. Побеждает та команда, которая принесла больше воды.

Огонёк : Вижу вы очень ловкие пожарники. И правила пожарной безопасности хорошо знаете. Молодцы. Но игра есть игра и нам пора подсчитать фишки, и узнать какая команда одержала сегодня победу.

(Подсчитываются фишки. Объявляется команда-победитель. Награждаются все участники игры.)

Огонёк прощается с детьми:

Чтоб пламя моё лишь светило и грело.

Со мной обращаться нужно очень умело.

С огнём не играйте! С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!

Характер горяч мой, скажу не на шутку.

Могу разгореться в одну я минутку.

Но другом я буду, согреть я сумею

Тех, кто с огнём обращаться умеет.

(Т.Шадрина )

Ведущая : Спасибо тебе, Огонёк. Мы с удовольствием будем дружить с тобой и всегда соблюдать правила пожарной безопасности.

СОВЕТЫ ОТ ПОЖАРНОГО ПРОШИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

54Чего не следует делать при пожаре

При загорании и пожаре не следует:

  1. Переоценивать свои силы и возможности;
  2. Рисковать своей жизнью, спасая имущество
  3. Заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  4. Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением
  5. Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т. д.;
  6. Пользоваться лифтом;
  7. Спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  8. Открывать окна и двери ( это увеличивает тягу и усиливает горение)
  9. Выпрыгивать из окон верхних этажей;
  10. Поддаваться панике.

Если загорелась одежда

Следует четко знать, что горящая на человеке одежда при вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания.

Если на Вас загорелась одежда:

1.Нельзя бежать, это лишь усилит горение;

2.Надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Если на другом человеке загорелась одежда:

1.Нельзя  давать ему бегать – пламя разгорится ещё сильнее;

2.Надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить водой;

3.Если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбивать пламя, заливать водой, засыпать землёй, забрасывать снегом, накинуть плотную ткань ( брезент, одеяло,  пальто) и плотно прижать её к горящей одежде.

4.При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.

 

ОТВЕТЫ НА НЕДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ

Почему телефон пожарной охраны «01»

Во-первых, номер простой и короткий. Во-вторых,  это номер и в темноте легко набрать на диске телефона

Для чего служит одежда пожарного?

Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Костюм изготовлен из льняного брезента со специальной химической пропиткой, что делает его водонепроницаемым, прочным и трудновоспламеняющимся. Пожарная каска служит для защиты головы и смягчения ударов от падающих  сверху  предметов.

Зачем пожарному широкий пояс?

Такой пояс называют  «спасательным». Он очень крепкий – выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля – карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к верёвке, может зацепиться за ступеньки лестниц или элементы конструкций зданий при работе на верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи верёвки и карабина может выбраться через окно со спасённым человеком.

Что такое пожарные рукава?

55Трубы, по которым пожарные качают воду. Всасывающие рукава предназначены для всасывания воды из источника насосами пожарных автомобилей. Они изготовлены из льняной ткани и резины и усилены металлическими спиралями. Длина рукавов 4 метра. Напорные пожарные рукава предназначены для подачи воды или пены к месту пожара. Длина каждого рукав 20 метров. Один рукав легко соединяется  с другим – на конце у каждого есть специальные гайки. Если соединить много рукавов, получится длинный рукав.

Зачем пожарному топор?

В умелых руках это не только топор, но и кирка, и крюк. Им  разбирают стены , потолки,  открывают запёртые окна и двери, удерживаются на крутых крышах ит.д. Топор носят в кобуре на поясе.

Какой враг у пожарного,  кроме огня,  и как с ним бороться?

 

Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно – нечем дышать. Поэтому  пожарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку – регенеративный патрон – и там очищается.

Почему вода тушит огонь

 

56А вы никогда не задавались вопросом: почему вода гасит огонь? И ответ напрашивается сам собой – потому что она мокрая! На самом деле, это не совсем так. Ведь многие жидкости напротив, способны не погасить пламя, а разжечь его еще сильнее. Взять хотя бы спирт, бензин или масло.

Вода – вещество особенное, обладающее уникальными свойствами, среди которых – самая высокая среди жидкостей теплоемкость. Но самое интересное, что теплоемкость воды снижается при температуре от 0 до 37 градусов, и снова растет при дальнейшем нагревании.

Именно благодаря этим свойствам, вода является одним из лучших средств для борьбы с огнем. Соприкасаясь с пламенем, она моментально превращается в пар, отнимая большое количество теплоты у горящего предмета.

Когда появились первые пожарные команды?

Человек всегда знал, что огонь может быть другом и помощником, но он также может быть и большим разрушителем. Задолго до нашей эры были организованы пожарные команды.   Древние римляне имели пожарные бригады для защиты городов и использовали рабов для тушения пожаров. Между прочим, римляне изобрели первые средства для тушения пожаров непрерывной струей воды. Римские пожарные использовали топоры, ведра, лестницы и багры.

Известно, что пожарные появились в Англии. Это произошло потому, что были организованы компании по страхованию от пожара, и они, конечно, были заинтересованы в сокращении потерь от пожаров и стремились предотвратить их распространение. Официальные власти Лондона ничего не делали для 57решения этой проблемы, поэ­тому страховые компании организовали собственные пожарные бригады. Вероятно, первая такая бригада была организована в 1722 году, а потом появились и другие. Эти страховые компании помещали особые пожарные знаки на зданиях, которые они застраховали, и не очень-то беспокоились о других домах. В 1833 году впервые была создана организованная пожарная система города Лондона.

В Соединенных Штатах, как и в большинстве стран мира, до создания местными властями больших и малых городов пожарных команд жители сами организовывали добровольные пожарные команды. В США около 1 миллиона пожарных, и только один из десяти получает за эту работу деньги.



ЛИТЕРАТУРНАЯ КОПИЛКА

Список   художественной литературы для детей о пожарах

-        Драгунский, В. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах [Текст] /В. Драгунский //Внеклассное чтение: для 3-4 класса / Сост. М.Юдаева. - М. :Самовар, 2006. –

-        Гайдар, А. Дым в лесу [Текст] /А. Гайдар //Гайдар, А.П. Мои товарищи / А.П.Гайдар. - М. : Дет.лит., 1984. –

-         Житков, Б.С. Газ. Как тушили пожар. Как пожар кончился [Текст] //Житков, Б.С. Что я видел /Б.С.Житков. - М. :Эксмо, 2011.

-         Маршак, С.Я. Кошкин дом: сказки для чтения и представления [Текст] / С.Я.Маршак. - М. : Астрель: АСТ, 2001. – 192 с. -

-        Маршак, С.Я.Рассказ о неизвестном герое [Текст] /С.Я.Маршак. - М.: Дет. лит., 1977. - 18   с.: ил.

-         Михалков, С.В. Дядя Степа [Текст] /С.В.Михалков. - М. : Малыш, 1988. – 88 с.: ил.  

-        Остер, Г.Б. Задачничек про пожары [Текст] //Остер, Г.Б. Вредные советы и другие истории /Г.Б.Остер. - М. : Астрель: АСТ, 2004. –

-         Паустовский, К.Г. Заячьи лапы [Текст] /Г.К.Паустовский. - М. : Астрель: АСТ, 2003. – 186 с.: ил.

-         Пермяк, Е.А. Как Огонь Воду замуж взял. Свечка [Текст] /Е.А. Пермяк //Пермяк, Е.А.Дедушкина копилка: рассказы и сказки / Е.А.Пермяк. - М. : Эксмо, 2009. –

-         Прокофьева С.Л. Горим [Текст] /С.Л. Прокофьева //Прокофьева, С.Л. Клад под старым дубом / С.Л.Прокофьева. - М. : Пушкинская библиотека: АСТ, 2005.

-         Распутин, В.Г. Пожар [Текст] /В.Г. Распутин //Распутин В.Г. Повести /В.Г.Распутин. -М.:Просвещение, 1991.-

-         Толстой, Л.Н. Пожарные собаки. Пожар [Текст] /Л.Н. Толстой //Толстой Л.Н. Басни, сказки, рассказы / Л.Н.Толстой. - М. : Дет. лит., 1987. –

-         Цыферов,Г.М. Жил на свете слоненок [Текст] /Цыферов Г.М. - М. : Стрекоза-Пресс, 2004. – 66 с.: ил. - (Библиотека школьника).

-         Чуковский, К.И. Никто ничего не слыхал: сказки [Текст] / К.И.Чуковский. - А.: Магарыф, 1991. – 242 с.: ил.

Стихи-это доступный дидактический материал. Их сюжеты актуальны, поэтому понятны ребёнку. Без сомнения, они помогут библиотекарям, педагогам дать необходимые знания, прежде всего по противопожарной безопасности, а также позволяют построить беседу о природе огня и пожарах.

Стихи для игр-рифмовок

Где с огнём беспечны люди.

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой …(пожар).

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в …(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …(играл).

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над…(газом).

58Игра «Топаем, хлопаем»

(Если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают)

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнём играть нельзя!(хлопают).

Спички весело горят,

Буду с ними я играть (топают)

Коля убежал за дом,

Там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает. (хлопают)

Таня с Ниною играют,

На печи газ зажигают, (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит. (хлопают)

Что делать при пожаре?

Если дома взрослых нет,

А пожар возник.

Вспоминайте мой совет:

Важен каждый миг.

Не впадайте в панику,

Это не поможет,

Начинать огонь тушить

Вам не нужно тоже.

Вы пока ещё малы,

Вас погубит пламя.

Потому мои родные,

Из пылающих квартир

Выбирайтесь сами.

Кто постарше, собирайте

Несмышлёных малышей,

Вместе с ними выбегайте

Из квартиры поскорей.

В дверь к соседям барабаньте

И на помощь призывайте

Окружающих людей.

А не прячьтесь по углам –

Дым с огнём догонят там!

Из квартиры убегайте,

Но рассудок не теряйте:

За собой закройте двери

И уменьшатся потери!

История с папой

Закурил в постели папа –

На работе он устал.

Не прошло и получаса.

Как тихонько задремал. 

Хорошо, что сын увидел,

Сигарету потушил.

Кто же шутит с сигаретой?…

Да ведь папа не шутил.

Поутру проснулся папа,

Сын ему и говорит:

«Если кто-то курит лёжа –

Значит, заживо сгорит!»

Скоро, скоро Новый год

( не вредные советы для родителей)

Ёлки стройны и нарядны,

Огоньки на них горят.

Новогодние гирлянды

Привлекательно блестят,

А фонарики цветные,

А подарки – чудеса…

Хорошо, когда на счастье

Новогодняя краса! …

Как-то в Новогодний праздник

Были гости до утра.

Торт, конфеты, фанты, сласти,

Фейерверки, смех, игра,

59Басни, танцы, песни, речи

Чуть не рухнул потолок!…

Опрокинутые свечи

Подвели игре итог:

Две семьи – лежат в больнице,

Пятерых – спасли едва,

А у Дедушки Мороза

Обгорела борода.

Новый год – такая басня,

Повторит себя опять

До чего опасен праздник,

Если так его встречать!

ЗАГАДКИ ПРО ОГОНЬ

-               В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел.(Огонь)

-               Дрожит свинка - золотая щетинка.(Огонь)

-               Мать толста, дочь красна, внук храбер, в поднебесье ушел.(Печь, огонь, дым)

-               Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай. (Огонь)

-               Красненький петушок по улице бежит.(Пожар)

-               Ещё коня не запрягли, а он уже хвост поднял.(Огонь и дым)

-               Маленький малыш по кучам играет.(Пожар)

-               Синее море, стеклянные берега, плавает утка - горит голова.(Керосиновая лампа)

-               Сама нагая, а рубашка в запазухе.(Свеча)

-               Жевать - не жую, а всё поедаю.(Огонь)

-               Стоит столбом, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев.(Свеча)

-               Колокольня нова, колокольня бела, под маковкой черно, маковка золота. (Свеча)

-               Тело сальное, душа бумажная.(Свечка)

-               Утром смеется, а вечером слезы текут.(Свечка)

-               Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

-               Не выметешь, нe выскребешь, а время придет — сам выйдет.(Дым)

-               Без рук, без ног, а на гору ползет.(Огонь)

-               Белое ест, чёрное роняет.(Лучина горит)

-               Красненький кочеток по жерди ходит.(Горящая лучина)

-               У нас под лавкой медвежья лапка.(Полено)

-               Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке — жучка.(Изба, печь, зола, жар)

-               Закопай — не гниёт, кинь в воду — поплывёт.(Уголь)

-               Черен, голенаст, выгибаться горазд.(Дым)

-               Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.(Печь, огонь, дым, кочерга)

-               Кто от дыма питается? (Трубочист)

-               Есть три брата родные: один ест - не наестся, другой пьёт - не напьётся, третий гуляет - не нагуляется. (Огонь, земля, вода)

ЛЕГЕНДА О НЕГАСИМОМ ОГНЕ

В стародавние незапамятные времена жил в своем замке седой царь, чьим царством были горы. Высоко стоял его замок, выше виноградников и полей. Сверкающий иней лежал на зубцах его стен. Не одну сотню лет прожил на свете могучий царь, но казалось, что старость не властна над ним. Любил он лихих коней, и не было ему равного противника на мечах. Одно печалило царя — не было у него детей. Трех жен он пережил — но оставался бездетным. И вот, когда среди седых волос его уже нельзя было отыскать ни одного черного, последняя из царских жен родила ему дочь.

Несказанно обрадовался царь: хороша как ясная луна была крошка царевна. Осыпал царь подарками единственное дитя. Заморских зверьков и птиц дарил он девочке для развлеченья, редкими тканями украшал ее покои, редкими самоцветами — ее красоту. Так росла царевна, ни в чем не зная отказа. Отец ее, перед которым все трепетали в страхе, подчинялся ее прихотям. Любила девочка и забавы и наряды, но больше всего на свете любила она любоваться тем, как пляшут в очаге языки огня. Казалось, видит она в пламени какие-то картины, от которых невозможно оторвать взгляда. Когда была девочка маленькой, служанкам приходилось все время приглядывать за ней — она пыталась хватать пламя пальчиками, обжигалась и горько плакала — скорее не от боли, а от досады. Любила царевна красные платья и золотые украшения, а из самоцветов — рубины.

И вот пришло время, и царь стал задумываться о том, что не век дочери радовать его седины. День ото дня хорошела царевна — как наливается золотое яблочко на ветке. День ото дня мрачнел царь, чуя приближение дня, когда дочь переступит порог чужого дома. Одно только утешало его — решение выбрать самого достойного в мужья дочери. Сватались к ней и цари и князья, но гордый старик не льстился знатным родством. Был он мудр и понимал, что самый достойный — не всегда самый знатный. Поэтому велел царь гонцам скакать во все концы и звать женихов на состязание за руку его дочери. И примчались на горячих конях в горный замок прекрасные юноши. Были среди них и цари, и князья, и азаты.

И вышли к ним царь и юная царевна — словно грозовое облако с ясной луной. « Взгляни, дочь моя, — молвил царь, и кивнул слугам. Ему подали золотой поднос, на котором лежало наливное румяное яблоко. — Эти храбрые всадники прибыли сюда в твою честь. Они будут биться за тебя — и победителю вручишь ты яблоко из своих рук. Это и будет твой нареченный.» С этими словами царь взял с подноса яблоко и протянул дочери. «Отец мой, — смело отвечала царевна. — Я готова вручить яблоко моему нареченному, но истина ли то, что верх в бою всегда держит лучший? Разве не знаем мы о том, как злые народы покоряли добрых, а негодяи убивали праведников?» «Ты мудрая девушка, дочь моя, — отвечал царь. — Воистину, как власть не всегда достается справедливому, так победа не всегда дается доблестному. Но ответь тогда сама — каким мерилом мерить достоинства твоего нареченного? За что ты можешь полюбить храбреца?» «Скажи, царевна, за что ты полюбишь одного из нас?» — спросили всадники. «Я навек полюблю того, кто принесет мне Негасимый Огонь!» — ответила девушка. «Что же это такое? Где искать его?» — спросили всадники. «Негасимый Огонь нельзя залить водой, — ответила царевна. — Ему не нужно еды — он может гореть и на голом камне. Мне неведомо, кто владеет им. Быть может, сторожат его злобные вишапы. Быть может, многоголовые дэвы встанут на пути храбреца, пожелавшего добыть Негасимого Огня. Быть может, Царь Змей с золотыми 60рогами хранит его глубоко под землей. Отправляйтесь на поиски, славные воины. Я буду ждать того из вас, кто войдет ко мне с негасимым огнем в руках!» «Да будет так,» — молвил царь. «Да будет так,» — ответили всадники.

И вскочив на резвых коней, они помчались на все стороны света, подобные стрелам, пущенным из лука. А царевна осталась ждать суженого в горном замке своего отца. Год минул с той поры, как прекрасные юноши пустились по белу свету в поисках Негасимого Огня. Поднялись царь и царевна на самую высокую башню замка, откуда видны были все горные дороги. «Отец мой, — молвила царевна. — Не видишь ли ты вдали скачущего всадника с Негасимым Огнем?» «Не одна сотня лет легла мне на плечи, — отвечал царь. — Глаза мои уже не так зорки, как прежде. Быть может ты сможешь разглядеть его вдалеке, дочь моя?» Долго вглядывалась вдаль царевна, стоя на башне. Наконец она промолвила с грустью: «Где же они, те прекрасные юноши, что пустились за Негасимым Огнем? Неужели никто не сыщет его для меня, отец?» «Дочь моя, на пути их встанут многоголовые дэвы и вишапы. Но верю я в силу любви. Жди своего избранника, и он явится к тебе».

Два года минуло с тех пор, как всадники пустились в путь. Вновь поднялась царевна на высокую башню. Во все четыре стороны всматривалась она с высоты — но ниоткуда не мчался на резвом коне всадник с Негасимым Огнем. Опечаленная царевна спустилась с башни и спросила отца: «Отец мой, отчего никто не скачет ко мне с Негасимым Огнем? Неужели не властна уже любовь над опасностями?» «Не печалься, дочь моя, — отвечал царь. — Далек путь до Негасимого огня. Быть может, спускается он в подземелья Царя Змей с золотыми рогами. Жди своего жениха, нет преград для влюбленных.» Три года минуло, как пустились всадники в путь. Как птица в клетке металась на высокой башне царевна, вглядываясь вдаль. «Где же вы, красивые и смелые, что отправились ради меня за Негасимым Огнем? — горько воскликнула она. — Красота моя вянет, как сорванная роза!»

Обессилев от печали, спустилась царевна к отцу. «Скажи мне отец, — спросила она. — Есть ли дорога назад для того, кто увидел Негасимый Огонь?!» Ничего не ответил царь, только посмотрел на дочь в великой печали. Горько заплакала царевна. «О, прекрасные юноши, — проливая слезы, сказала она. — Если правда то, что все вы погибли, лучше мне обратиться в камень!» И в том же миг окаменело ее прекрасное тело. Каменными стали ее волосы и руки, губы и глаза. Но из каменных глаз продолжали точиться живые слезы. И увидя, что случилось с любимым его дитятей, старый царь сам окаменел от горя. Каменной стала его борода, окаменели его могучие плечи и сильные руки, в скорби протянутые к дочери. И вот над отцом и дочерью сомкнулась хрустальная вода. А затем поглотила вода сам замок вместе с башнями. И там, где некогда стоял замок, разлилось чистое горное озеро. И по сию пору можно разглядеть на его дне кровли, стены и башни. А души храбрых всадников, что погибли в поисках Негасимого Огня, превратились в ночных мотыльков. И стоит лишь зажечь в темноте свечу, как обезумевшие мотыльки слетятся на огонь. И будут они кружиться над огнем и бросаться в него, сгорая.

Словарик:

Вишапы — древние мифологические существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний.

Дэва — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди.

ОГОНЬ И ЧЕЛОВЕК

Марийская народная сказка

Один мужик облюбовал себе в лесу место под ржаное поле. Хорошее место — на холме, на южном склоне. Стал мужик сводить лес, валить деревья, расчищать поляну. С рассвета дотемна раздавался по лесу стук его топора: тюк да тюк, тюк да тюк. Сначала он срубил деревья, потом принялся корчевать пни. А когда подошло время сеять рожь, оглянулся мужик и видит: сил положил много — места расчистил мало. С такого поля не прокормишься. Да еще бревна и пни надо с поля прочь убрать. Тоже работа нелегкая. Сидит мужик под елкой и горюет. Вдруг видит он: по лесу среди черных лип и белых бе­рез, среди желтых сосен и зеленых веток идет кто-то. Вроде бы и человек, да чудной какой-то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные полы развеваются, белую подкладку кажут. Приблизился он к мужику, остановился и говорит: — Удачи тебе, мужик, в твоем деле. А что ты делаешь? — Лес под поле свожу. Трудился, трудился не покладая рук — расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни убрать, тоже работа нелегкая. — Хочешь, я тебе помогу? — Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем. — Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул свой алый кафтан, взмахнул широкими рукавами на белой подкладке, взмахнул алыми полами. Стали рукава белым дымом, а полы алым пламенем. И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, охватило и пни, и бревна. Мужик испугался. «Высок его дым, остер красный язык, этак он и меня, съест, — подумал мужик. — Бежать надо». Кинулся мужик прочь, да споткнулся о ведро с водой. Ведро опрокинулось, вода разлилась, пламя потухло. Обернулся мужик, видит: вместо бревен и пней одна серая зола, а на поляне стоит тот, в алом кафтане, в своем прежнем обличье и похваляется: — Видал, как я с бревнами и пнями управился? — Видал, — отвечает мужик. — Спасибо тебе. Да кто же ты такой будешь? — Я — Огонь. И тебе спасибо, мужик, за угощенье: ведь для меня нет ничего лучше смолистой сосны и белой березы. Теперь ты приходи ко мне в гости. Угощу я тебя тем, чего ты никогда не едал: печеным да вареным.

Полетел Огонь дальше, а мужик распахал поле и посеял рожь. Хорошо уродилась рожь. Осенью убрал ее мужик, смо­лотил, сложил в клеть. «Теперь можно и в гости сходить», — решил мужик. Пришел он к Огню: — Здравствуй, друг Огонь. — Здравствуй, друг мужик. Садись за стол. Уселся мужик, а Огонь выставил перед ним горячих блинов жареных да румяных пирогов печеных. Очень понравились мужику блины и пироги. Правду говорят: жареный, да еще с маслом, и лапоть съешь. Наелся мужик и завел беседу. — Что-то ты, друг Огонь, вроде отощал, вроде поменьше ростом стал. — Как тут не отощаешь, когда в доме ни обеда, ни ужина: ни смолистых плах сосновых, ни белых поленьев березовых, ни даже щепы осиновой, — вздохнул Огонь.— Ежели я сегодня не подкреплюсь, то завтра мне придет конец. — Зачем же тебе, друг, конца ждать? Пойдем ко мне, уж я найду, чем тебя попотчевать.

Пришли они к мужику. Наколол мужик сухих березовых дров для друга. Набросился Огонь на поленья, вмиг спалил. От поленьев осталась маленькая кучка пепла, зато Огонь сразу раздобрел, повеселел, алым румянцем заиграл и помирать раздумал. — Давай, мужик, вместе жить, — говорит он. — Ты меня будешь кормить, а я на тебя работать. Поставил мужик посреди своей деревянной избы каменные палаты — печку, и поселился Огонь в печке. Так подружился человек с огнем. Огонь жарит блины, печет пироги, щи да кашу варит, в холодную пору согревает, а человек заботится, чтобы всегда в доме были дрова.

О ТОМ, КАК ЛЮДИ УЗНАЛИ ПРО ОГОНЬ

Мифы и легенды народов Австралии

Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его. Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как бы отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь.

Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали.

А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.

ПОХИЩЕНИЕ ОГНЯ

Мифы и легенды народов Австралии

Раньше люди ели сырую пищу: плоды, овощи, - словом, то, что давала им земля. У людей не было огня, чтобы варить еду. И они не умели готовить ни таро, ни яме, ни корни ти. Однажды Мауи спросил свою мать Тарангу: - А где можно раздобыть огонь? - Огонь есть у кур, - ответила Таранга. -Только знай: чтобы раздобыть его, нужна немалая сила и ловкость. Иди к самым маленьким курочкам, только тогда и сумеешь заполучить огонь.

Отправился Мауи за огнем. Пришел к Ваианае на остров Оаху, а там только большие куры. - Вот пришел быстроногий сын Таранги. Как бы не случилось беды! -заволновались они. Мауи и впрямь не раз гонялся за ними, и куры знали, какой он проворный. Попытался Мауи схватить огонь, но куры, быстро собрав в узелок огонь, золу и бананы, которые пеклись на огне, улетели прочь. И Мауи остался ни с чем.

Так повторялось много раз, пока наконец Мауи не увидел совсем маленькую курочку. Она как раз разжигала огонь - собиралась печь бананы. Схватил Мауи птицу и крепко зажал ее в руках. А курочка и говорит: - Пощади меня, Мауи! А я тебе скажу, где можно взять огонь. Попробуй потереть стебель таро. Стал Мауи тереть стебель таро, а искр все нет и нет. Покрылся стебель бороздками и остался таким до сих пор. Да вы и сами это можете увидеть, если взглянете на стебель таро.

В гневе вернулся Мауи к курочке, а она ему опять: - Иди и потри воду! Однако курочка схитрила, потому что имела в виду не обычную воду, а кусты, которые назывались "красная вода". Мауи не сумел разгадать курочкины слова и отправился тереть обычную воду. Конечно, никакого огня у него не получилось. И снова рассерженный Мауи вернулся к курочке. - Иди в лес и найди там кусты "красная вода", - подсказала курочка.

Мауи так и сделал. И скоро огонь у него разгорелся. Мауи был все-таки сердит на птицу: зачем она гоняла его, почему не сказала сразу про кусты "красная вода"? И он прижег огнем гребешок курочки. С тех пор гребешки у кур стали красными. А у людей с того дня появился огонь.

КАК ОГОНЬ ВОДУ ЗАМУЖ ВЗЯЛ

Пермяк, Е. А. На все цвета радуги: рассказы и сказки / Е.А.Пермяк. - М.: Дет. лит., 2002. - 285 с.

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить? Спрашивать стал. И у всех один ответ: — Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья? Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается. Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали. Пал ему Огонь в ноги. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет. И жалобно-жалобно говорит: — Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу я разбой бросить, хочу своим домом жить. Воду замуж взять хочу, да так, чтобы она меня не погасила и я её не высушил. — Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю. Сказал так мастеровой человек и терем стал строить. Построил терем и велел гостей звать. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тётка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришли старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестра Ясноглазая Роса. Пришли они и заспорили. — Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал. А мастеровой человек отвечает: — Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются. — Это всё так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю. — И я, и я от тепла высыхаю! — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил! — Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и мастеровой человек. Поверили. Свадьбу стали играть. Пошли плясать Молния с Косым Дождём. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря.

Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря. Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как Вулкан, как тётушка Молния. Вся родня в нём кровного узнаёт. Даже Дождь с Росой в нём себя видят, когда тот, остывая, капельками на землю оседает. Хорошее имя дали богатырю: Пар. На телегу сядет Пар-богатырь — телега сама собой покатится, да ещё сто других за собой повезёт. На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подаёт, корабельщиков паровым теплом греет. На завод пожалует — колёса завертит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей и. кладь возит — народу помогает, мать-отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он её высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко. Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

ДЫМ

Житков, Б.С. Что я видел: рассказы и сказки / Б.С.Житков. - М.: Дет. лит , 1978-382   с.

Никто этому не верит. А пожарные говорят: — Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё — в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу. И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул: — А ну, посчитайте, все ли? Одного жильца не хватало. И мужчина закричал: — Петька-то наш в комнате остался! Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату. В комнате огня ещё не было, но было полно дыму. Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску: — Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос! Но никто не отвечал. Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл. Тогда старший пожарный рассердился: — А где Петька? — Я все стены обшарил, — сказал человек. — Давай маску! — крикнул старший. Человек начал снимать маску. Старший видит: потолок уже горит. Ждать некогда. И старший не стал ждать; окунул рукавицу в ведро, заткнул её в рот и бросился в дым. Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал: «Наверное, он туда забился, там меньше дыму». Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Старший пожарный схватил их и потянул вон из комнаты. Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым. А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась. Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было. А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче. После пожара старший сказал пожарному: — Чего по стенам шарил? Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу валяется. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашёл.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ

Толстой, Л.Н. Басни, сказки, рассказы / Л.Н.Толстой. - М. : Дет. лит., 1987. – 129 с.: ил. - (Школьная библиотека). 

61

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

С огнём не играйте, с огнём не шалите!

Здоровье и жизнь свою берегите!

62Список источников:

-        Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие /В.А.Алексеенко, И.Ю.Матасова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.: ил

-         Амидеева, Н.Е. Суд над огнем /Н.Е.Амидеева //Читаем, учимся, играем. - 2007.- №9.- С.76-77.

-         Детская энциклопедия (ДЭ) Что делать, если все кругом горит? Помоги себе и другим или Безопасность в Чрезвычайных ситуациях . -№3, 2006.- С.33-35.: ил

-         Детская энциклопедия (ДЭ). 01. - №8, 2007. - 48 с.: ил.

-         Дьяченко, И.А. Наша служба опасна и трудна /И.А.Дьяченко //Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 10.- С.10-12.

-         Егорова, А.А. Укротители огня/ А.А.Егорова //Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 10.- С.91- 94.

-         Житков, Б.С. Что я видел: рассказы и сказки / Б.С.Житков. - М.: Дет. лит , 1978. - 382   с.  

-         Карнизова, Н.В. Пожар не бывает случайным/ Н.В.Карнизова //Читаем, учимся, играем.- 2008.- №9.- С.88-90.

-         Кисилева, Н.Ф. Не шути с огнем!/Н.Ф. Кисилева //Читаем, учимся, играем.- 2007.- № 8.- С.48-50.

-        Пермяк, Е. А. На все цвета радуги: рассказы и сказки / Е.А.Пермяк. - М.: Дет. лит., 2002. - 285 с.

-         Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03). - М.: ИНФРА -М, 2006. -161 с. + 2 вкл.

-         Сычев, Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях /Ю.Н.Сычев. - М.: Финансы и статистика , 2007. - 224 с.

-        Толстой, Л.Н. Басни, сказки, рассказы /Л.Н.Толстой. - М. : Дет. лит., 1987. – 129 с.: ил. - (Школьная библиотека). 

-        Учим детей обращаться с огнем: из опыта работы воспитателей д/садов /Сост. Петина М.М. - Оренбург: Южный Урал, 2007.-160 с.

-         Чумаков, Б.Н. Чрезвычайные экстремальные ситуации. Как выжить при стихийных бедствиях. Учебное пособие/ Б.Н.Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 64 с.

Интернет-источники:

-  Что должны дети знать о пожаре //http://www.fun4child.ru/4158-detjam-o-pozhare.html

-Детям о профессиях: Профессия пожарный // http://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_professija_quot_pozharnyj_quot/56-1-0-1798

--Классные часы по правилам поведения во время возникновения пожароопасных ситуаций // http://rudocs.exdat.com/docs/index-477593.html

-   За пожарное дело // http://deathtalker.ucoz.ru/index/metodiki_obuchenija_detej_meram_pozharnoj_bezopasnosti/0-15

-   Стихи для детей: Правила противопожарной безопасности // http://umm4.com/stories_tales_poems/stixi-dlya-detej-pravila-pozharnoj-bezopasnosti.htm

Составитель: Жукова Н.В. - библиотекарь абонемента среднего и старшего школьного возраста.(5-9 кл)

2         425