Включить версию для слабовидящих

Какая сила в нем сокрыта

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

«КАКАЯ СИЛА В НЁМ СОКРЫТА!..»


О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин  «Медный всадник»

   В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, стоит необыкновенный памятник Петру I. Ни один другой монумент так тесно не связан с архитектурой города, с историей и культурой всей страны. Бронзовый Пётр на вздыбленном коне стал символом всего народа России, её исторической славы и мощи. Никакой другой статуе не посвящалось столько поэтических строк. А своим необычным именем, вытеснившим все официальные названия, «Медный всадник» обязан   Александру   Сергеевичу   Пушкину.5Фальконе
  История монумента началась в первые годы царствования императрицы Екатерины II. В 1763 году на одном из заседаний сената было   предложено установить памятник ей, Екатерине. Но мудрая императрица понимала, что для укрепления её авторитета памятник следует поставить царю-реформатору Петру, подчеркнув тем самым, что она - продолжательница его политики. По совету русского посла в Париже Екатерина пригласила модного тогда в Европе скульптора   Этьена Мориса Фальконе.
   Работа предстояла нелёгкая. Ведь из мастера по мрамору Фальконе предстояло превратиться в мастера по бронзе.
 Каким запечатлеть великого царя - преобразователя России? Гениальным полководцем, победившим шведов и турок, сражавшимся за выход России к Балтийскому морю? Или это будет образ Петра - строителя Петербурга, царя-повелителя, которому покорялись даже силы природы? Важно передать и то и другое. И вот решение памятника найдено!
  Петр властной рукой сдерживает неистовый порыв коня, олицетворяющего стихию, заставляя его замереть на самом краю бездны. Но как сделать так, чтобы конь и впрямь словно бы встал на дыбы, а не искусственно замер в неестественной позе? Для работы во дворе мастерской соорудили специальный помост. Причём возвышение имело тот же угол наклона, что и скала - пьедестал памятника. Сотни раз подряд лучшие питерские наездники по просьбе Фальконе скакали галопом, останавливая каждый раз лошадь на краю помоста. Фальконе в эти краткие мгновения делал зарисовки - сотни набросков. Позировал скульптору верхом на коне и генерал Мелиссино. Как раз с него, весьма похожего осанкой на Петра, Фальконе и лепил фигуру царя. Лицо самодержца, в котором должна была отразиться вся глубина и неповторимость образа Петра, Фальконе сделать никак не удавалось. Талантливая ученица мастера Мари-Анн Колло вылепила его всего за одну ночь.
   Предстояло едва ли не самое главное: отлить памятник в бронзе. Скульптор просит у императрицы разрешения сделать это собственноручно. Но сначала изучает литейное дело, ведь руководить работами в плавильной ему доводится впервые. В помощь Фальконе с Литейного двора приглашают опытного отливщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе им предстоит воплотить все хитрые задумки Фальконе. Например, чтобы придать монументу устойчивость, толщину стенок передней его части нужно сделать минимальной, а заднюю часть -наоборот, массивной и тяжёлой. Но даже это не могло бы удержать статую высотой более пяти метров и весом в двадцать тонн, к тому же стоящую на гладком граните только на задних ногах коня. Нельзя не восхититься гениальностью Фальконе-инженера! Змея, символизирующая придавленного копытом коня врага, стала третьей точкой   опоры гигантского монумента.
   И вот назначен день торжественного открытия памятника - 7 августа 1782 года. В этот день ровно сто лет назад Пётр I вступил на престол... Но ни залпов пушек Петропавловской крепости, ни торжественного салюта собравшихся на Сенатской площади войск Фальконе не услышал. Посвятив работе над памятником 12 лет жизни, с 1766 по 1778 год, своего триумфа в России Фальконе так и не дождался. Испортившиеся отношения с Екатериной, усталость и болезнь заставили его незадолго до торжеств уехать. Позже императрица прислала ему памятную медаль, отчеканенную по случаю открытия монумента.
   Гениальное творение Фальконе, его скачущий к Неве Медный всадник, неистовый и величественный, стал символом Петербурга. В годы Великой Отечественной войны, чтобы памятник не пострадал от бомбёжек, петербуржцы решили снять его с постамента и спрятать в надёжном месте. Однако по совету историков монумент оставили на месте, только в целях безопасности его со всех сторон плотно обложили щитами и мешками с песком. Оказывается, по преданию, ещё во время войны 1812 года император Александр I увидел во сне этот памятник и услышал пророческие слова о том, что Россия до тех пор стоять будет и никакому врагу её не одолеть, пока изваяние царя-преобразователя будет находиться в городе на Неве.

САМЫЕ, САМЫЕ, САМЫЕ…

6ШемякинПамятник Петру Первому.  Автор Михаил Шемякин

    Известно, что Петру I установлено очень много памятников.
      * Работа над самым первым была начата ещё при жизни императора. Однако установили его в Петербурге только во время правления Павла, в 1800 году. На пьедестале высекли скромную надпись: «Прадеду - правнук».
      * Самый известный в мире памятник Петру Великому - «Медный всадник» скульптора Фальконе, установленный по воле Екатерины II  в 1782 году.
        * Самый высокий и, возможно, самый нелепый памятник Петру I - работа Зураба Церетели «В честь 300-летия русского флота». Эта гигантская композиция, в которой присутствуют не только фигура Петра I, но и   паруса, мачты, флаги, ленты, ростры (то есть носы кораблей), установлена на набережной Москвы-реки в 1996 году.4ангел
         * Самый необычный памятник Петру I был создан несколько лет назад одним  из самых модных современных скульпторов Михаилом Шемякиным. Недалеко от собора Петра и Павла сидит в кресле император - длинный, нескладный, худой, с непропорционально маленькой головой и тонкими пальцами рук. Он не похож на большинство своих изображений. Но зато говорят, что именно этот Пётр I похож на самого себя!

ПАРЯЩИЙ АНГЕЛ

    Одним из символов Петербурга стала золотая фигура ангела на шпиле Петропавловской крепости.
   Санкт-Петербург - крупнейший морской порт России. А какой уважающий себя порт может обойтись без флюгера, указывающего направление ветра? Ведь это было так важно для мореплавателей во все времена. Многие мастера мечтали выполнить этот заказ Петра Великого. Но больше других понравился императору проект итальянца Доменико Трезини. Флюгер в виде парящего ангела с крестом в руках  - такого ещё в Европе не видели!
   «Ангел парящий» был установлен на шпиле Петропавловского собора в 1724 году. Он исправно нёс свою службу, предупреждая о непогоде или   наводнении.
   Но в 1756 году во время грозы в шпиль собора ударила молния. Он загорелся и рухнул на землю. Только в 1774 году на нём вновь появился ангел. Правда, его пришлось отливать заново.
   В 1777 году во время наводнения страшные порывы ветра погнули крылья и крест ангела. Мастера сделали новый, третий по счёту, флюгер. Он прослужил городу с 1779 по 1857 год.
   Последний, четвёртый, ангел был установлен на соборном шпиле в 1858 году. Он и сегодня парит над Санкт-Петербургом.

КОВАРНЫЕ КАПРИЗЫ НЕВЫ

2наводнение

   Есть у Санкт-Петербурга давний и коварный враг – наводнения. Стоит только подуть сильному ветру с Финского залива, как Нева наполняется водами, готовыми затопить город.
  За 300 лет существования  Петербурга произошло 290 наводнений. Три из них случившиеся с примерным перерывом в сто лет, оказались страшным стихийным бедствием для города  и его жителей.3наводнения
  Одно из первых сильных наводнений было в 1724 году и стоило жизни Петру I. Тогда, спасая солдат и рыбаков, император простудился и вскоре скончался.
   В 1777 году вода в Неве поднялась на 3 м 21 см., затопив дома, улицы, площади города. Буря срывала с якорей военные корабли и тяжёлые торговые суда, с корнями вырывала могучие деревья, навсегда уничтожила уникальные фонтаны летнего сада.
   По приказу Екатерины II была разработана система особых «предупредительных» сигналов: как только Нева начинала выходить из берегов, давалось три залпа из пушек Петропавловской крепости. На «шпице» Адмиралтейства днем поднимали красные флаги, а вечером зажигали фонари.
  Самым разрушительным было наводнение 1824 года. Уровень воды поднялся на 4 м 21 см. Именно его описал Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный всадник».
   В 1924 году Нева вновь показала свой строптивый характер, поднявшись на 3 м 80 см.
  Сегодня, чтобы защитить город от стихии, возведена специальная дамба в устье реки, но и она не может полностью обезопасить город, сделать его неприступным для воды.

«ЛЕТУЧИЙ» КОРАБЛИК

1Летучийкораблик

  Один из самых известных символов Санкт-Петербурга – маленький кораблик, венчающий шпиль Петропавловской крепости. Он был установлен в 1719 году.
  Говорят, что это маленькая копия первого корабля русского флота, носившего имя «Орёл». Судно было построено во второй половине XVII века по приказу отца Петра I – царя Алексея Михайловича Романова.
  Есть в этом кораблике и свой секрет. Легенда рассказывает, что внутри позолоченного шара, находящегося под ним, спрятано сокровище. Это якобы кубышка из чистого золота, наполненная золотыми монетками, отчеканенными в честь основания Петербурга. Так это или нет – неизвестно. Шар этот никогда не вскрывался…

 

 

2         425