Включить версию для слабовидящих

Пожарная безопасность сценарии

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Методическая разработка
«Занятие по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»

Введение
  Учить дошкольников правилам пожарной безопасности актуально, потому что дети часто не осознают опасности, которую может представлять огонь, и могут играть со спичками или зажигалками, что может привести к пожару. Кроме того, дети могут не знать, как правильно действовать в случае пожара, и их реакция может быть неадекватной. Обучение детей правилам пожарной безопасности поможет им сохранить жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Знания, которые человек получает в раннем детстве, становятся впоследствии фундаментом для построения его личного безопасного будущего, формируют поведенческие нормы и стереотипы мышления.

Цель:
  Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих людей. Обучение детей необходимым действиям в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации. Развитие у детей навыков самостоятельного принятия решений и действий в сложных ситуациях. Воспитание чувства ответственности и уважения к правилам, связанным с пожарной безопасностью. Привитие навыков осторожного обращения с огнем. Популяризация профессии огнеборца.

Задачи:
   Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации и т.д.
  Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Знакомить с огнём и его свойствами. Закрепить знания детей о профессии пожарного. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по заранее отработанному плану.

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
Место проведения: дошкольная образовательная организация.
В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:
1. В помещении дошкольной образовательной организации (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), группа и т.п.).
2. На территории дошкольной образовательной организации (спортивная (игровая) площадка, двор).

РЕКОМЕНДАЦИИ
  Проводя занятие, необходимо учитывать возрастные особенности и психо – физические качества детей. Рассказывая дошкольникам об опасности пожара, очень важно выбрать интонацию, тактику. Чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя. Наихудшая тактика – это тактика устрашения. Дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью. При проведении занятия с детьми, необходимо с ними постоянно взаимодействовать, чтобы удерживать их внимание. Взаимодействие происходит в форме «вопрос-ответ».

РЕКВИЗИТ. Для проведения занятия понадобится телефон с циферблатом (любой ), пожарный извещатель.

Продолжительность занятия может составлять от 20 минут до 40 минут.

Ход занятия:

1. Приветствие воспитанников. Вам предстоит отгадать, что будет главной темой нашего разговора:

 Он красив и ярко-красен,
 Но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)

  Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара и о том, как правильно действовать, если он произошел.
  Для чего тебе эти знания? Они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара.
  Ты видел когда-нибудь огонь, пламя, костер?
  Итак, что же такое огонь, какой он? * Выслушать варианты ответов детей

Огонь бывает разный,
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой.

  Огонь - это такой процесс, при котором выделяется много света, тепла и дыма. Он может быть вызван спичками, зажигалками. Огонь может быть другом, если обращаться с ним осторожно и соблюдать правила пожарной безопасности.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

  Однако, когда огонь выходит из-под контроля и начинается пожар, он становится врагом.
  Что же такое пожар? Пожар – это опасное явление, которое может привести к травмам.
  Почему случаются пожары? *Задать вопрос детям и послушать их варианты ответов.
   Пожары случаются из-за неосторожности людей или из-за природных явлений, таких как молнии. Люди могут забыть выключить плиту или оставить без присмотра горящую свечу, что может привести к пожару. Также пожары могут возникать из-за того, что люди не соблюдают правила пожарной безопасности.
  Как понять, что начался пожар? По каким признакам? *Задать вопрос детям и послушать их варианты ответов.
  Если ты заметил дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура (необходимо выделить интонацией и повторить минимум два раза). Всё это может привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы.

Что же делать, если начался пожар?

  Ни в коем случае нельзя притрагиваться к огню. Необходимо незамедлительно сообщить взрослым. Это могут быть родители, соседи.  Вызвать  пожарных по телефону 101 или 112. (повторить хором вместе с детьми). Ты должен знать наизусть свой адрес и телефон. Попроси родителей повесить на видное место записку с адресом и номерами телефонов. Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. По твоему звонку пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передаст диспетчер по рации. 
  При разговоре с диспетчером сообщи:
  - Свой адрес, где случилось возгорание или пожар (улица, номер дома, этаж, подъезд, код домофона)
  - Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подвале, и т.д.
  - Что горит (конкретно: телевизор, мебель, автомобиль)
  - Свою фамилию.
  Важно знать, что звонить в пожарную охрану можно только в том случае, если есть опасность пожара. Ложные звонки отвлекают оператора и занимают телефонные линии.
     Дети по очереди звонят в пожарную службу и называют свой адрес.
    Самому нельзя пытаться тушить огонь.
  Уходи скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирай как можно более безопасный путь эвакуации.
  Кто знает чего делать нельзя, когда начался пожар? *Задать вопрос детям и послушать их варианты ответов.
  Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату. Не пользуйся лифтами во время пожара. Спускайся только по лестницам. Иди к выходу на четвереньках, так как вверху много едкого дыма. Закрой рот и нос подручными средствами (мокрым платочком, частью одежды). По пути за собой плотно закрывай дверь. Покинув опасное помещение, не вздумай возвращаться назад, сообщи о себе взрослым. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко! 
  Важно знать. Если огонь не в твоей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедись, что за дверью нет большого пожара. Для этого приложи свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.

Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности.
  Не играй дома со спичками, зажигалками, свечками, бенгальскими огнями.
  Не играй с аэрозольными баллончиками.
  Не растапливай печи, не включайте газовые плиты.
  Нельзя разбирать электрические приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогай провода, искрящие электророзетки.
  Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические.

Практическая часть занятия.

  Каждый детский сад оборудован специальной системой, которая предупреждает о пожаре. Называется она автоматическая пожарная сигнализация. Посмотрите на потолок. Там расположился пожарный извещатель. Он предназначен для обнаружения пожара и оповещения о нем (демонстрируется пожарный извещатель). При обнаружении признаков начинающегося пожара система подает звуковой сигнал. Услышав его, необходимо быстро подготовиться к эвакуации и внимательно слушать воспитателя.
  Быстро, без суеты, займи место в строю в колонне по два  человека. Как обычно строитесь на прогулку. Веди себя спокойно. Не толкайся. Всегда держись в строю при выходе из группы и движении по саду. Если строй будет нарушен, то дверные проемы будут преодолеваться долго. Выйдя из сада, продолжай стоять в строю. Воспитатели и сотрудники сада, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности.
  Чтобы закрепить полученные знания мы сейчас с вами потренируемся эвакуироваться. Когда услышите звук, без паники стройтесь парами, как мы учились. И спокойно, но быстро покидайте помещение. Далее необходимо построиться в коридоре, чтобы воспитатель мог всех пересчитать.


Методическая разработка
«Занятие по пожарной безопасности с детьми младшего школьного возраста»

Введение
  Учить школьников младших классов правилам пожарной безопасности актуально, потому что дети часто не осознают опасности, которую может представлять огонь, и могут играть со спичками или зажигалками, что может привести к пожару. Кроме того, дети могут не знать, как правильно действовать в случае пожара, и их реакция может быть неадекватной. Обучение детей правилам пожарной безопасности поможет им сохранить жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у обучающихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их ос­торожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средства­ми бытовой химии и т.д.
  Знания, которые человек получает в детстве, становятся впоследствии фундаментом для построения его личного безопасного будущего, формируют поведенческие нормы и стереотипы мышления.

Цель:
  Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих людей. Обучение детей необходимым действиям в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации. Развитие у детей навыков самостоятельного принятия решений и действий в сложных ситуациях. Воспитание чувства ответственности и уважения к правилам, связанным с пожарной безопасностью. Привитие навыков осторожного обращения с огнем. Популяризация профессии огнеборца.

Задачи:
   Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации и т.д.
  Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Знакомить с огнём и его свойствами. Закрепить знания детей о профессии пожарного. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по заранее отработанному плану.

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
  Место проведения: образовательная организация (школа).
  В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:
  1. В помещении образовательной организации (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), группа и т.п.).
  2. На территории образовательной организации (спортивная (игровая) площадка, двор).
  В зависимости от места проведения занятия, продолжительность может составлять от 35 минут до 45 минут.

РЕКОМЕНДАЦИИ
  Проводя занятие, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Ученики младших классов обладают повышенной эмоциональностью, быстрой утомляемостью, переключаемостью внимания, впечатлительностью, склонностью к подражанию взрослым. Рассказывая школьникам об опасности пожара, очень важно выбрать интонацию, тактику. Чем серьёзнее тема обсуждения, тем спокойнее должен быть тон воспитателя. Наихудшая тактика – это тактика устрашения. При проведении занятия с детьми, необходимо с ними постоянно взаимодействовать, чтобы удерживать их внимание. Взаимодействие происходит в форме «вопрос-ответ».

РЕКВИЗИТ. Для проведения занятия понадобится телефон с циферблатом (любой ), пожарный извещатель.

Ход занятия:

1. Приветствие учащихся. Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара и о том, как правильно действовать, если он произошел.
  Для чего тебе эти знания? Они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара.
  Итак, что же такое огонь, какой он? * Выслушать варианты ответов учащихся
  Огонь - это такой процесс, при котором выделяется много света, тепла и дыма. Он может быть вызван спичками, зажигалками. Огонь может быть другом, если обращаться с ним осторожно и соблюдать правила пожарной безопасности.
  Кто скажет, в каких случаях огонь становится врагом? * Выслушать варианты ответов учащихся
  Действительно, когда огонь выходит из-под контроля и начинается пожар, он становится врагом.
  Что же такое пожар? Пожар - это неконтролируемое горение, которое может привести к травмам или гибели.
  Почему случаются пожары? *Задать вопрос учащимся и послушать их варианты ответов.
  Пожары случаются из-за неосторожности людей или из-за природных явлений, таких как молнии. Люди могут забыть выключить плиту или оставить без присмотра горящую свечу, что может привести к пожару. Также пожары могут возникать из-за того, что люди не соблюдают правила пожарной безопасности.

Как понять, что начался пожар? По каким признакам? *Задать вопрос детям и послушать их варианты ответов.
  Если ты заметил дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура (необходимо выделить интонацией и повторить минимум два раза). Всё это может привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы.

Что делать если начался пожар?
  Ни в коем случае нельзя притрагиваться к огню. Необходимо незамедлительно сообщить взрослым. Это могут быть родители, соседи.  Вызвать  пожарных по телефону 101 или 112. (повторить хором вместе с детьми). Ты должен знать наизусть свой адрес и телефон. Попроси родителей повесить на видное место записку с адресом и номерами телефонов. Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. По твоему звонку пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передаст диспетчер по рации. 
  При разговоре с диспетчером сообщи:
  - Свой адрес, где случилось возгорание или пожар (улица, номер дома, этаж, подъезд, код домофона)
  - Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подвале, и т.д.
  - Что горит (конкретно: телевизор, мебель, автомобиль)
  - Свою фамилию. 
  Важно знать, что звонить в пожарную охрану можно только в том случае, если есть реальная опасность пожара. Ложные звонки отвлекают оператора и занимают телефонные линии. Ведь в такие моменты счёт идёт на секунды. * Учащиеся по очереди звонят в пожарную службу и называют свой адрес.

Самому нельзя пытаться тушить огонь.
  Уходи скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирай как можно более безопасный путь эвакуации.
  Кто знает чего делать нельзя, когда начался пожар? *Задать вопрос учащимся и послушать их варианты ответов.
  Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату. Нельзя пользоваться лифтами во время пожара. Спускайся только по лестницам. Иди к выходу на четвереньках, так как вверху много едкого дыма. Закрой рот и нос подручными средствами защиты. Желательно мокрой тканью, платочком, частью одежды (продемонстрировать как необходимо передвигаться) По пути за собой плотно закрывайте дверь. Покинув опасное помещение, не вздумай возвращаться назад, сообщите о себе должностным лицам или взрослым. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко! 

Важно знать. Если огонь не в твоей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедись, что за дверью нет большого пожара. Для этого приложи свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.

Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности.
  Не играй дома со спичками, зажигалками, свечками, бенгальскими огнями.
  Не играй с аэрозольными баллончиками.
  Не растапливай печи, не включай газовые плиты.
  Нельзя разбирать электрические приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогайте провода, искрящие электророзетки.
  Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические. Слайд №6

Практическая часть занятия.
  Каждая школа  оборудована специальной системой, которая предупреждает о пожаре. Называется она автоматическая пожарная сигнализация. Посмотрите на потолок. Там расположился пожарный извещатель. Он предназначен для обнаружения пожара и оповещения о нем (демонстрируется пожарный извещатель). При обнаружении признаков начинающегося пожара система подает звуковой сигнал (включается заранее записанный звук). Услышав его, необходимо быстро подготовиться к эвакуации и внимательно слушать указания учителя.
  1. Быстро, без суеты, займите место в строю в колонне по два  человека перед дверным проемом учебного кабинета. Ведите себя спокойно. Не толкайтесь. Только таким поведением можно быстро подготовиться к эвакуации из класса и здания школы.
  2. Всегда держись в строю при выходе из класса и движении по школе. Если строй будет нарушен, дверные проемы могут оказаться непреодолимым препятствием.
  3. Внимательно следите за указаниями учителей. Они могут поменять маршрут эвакуации из школы в связи с необходимостью.
  4. Выйдя из школы, займите свое место при общешкольном построении. Учителя и сотрудники школы, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности. 
  Чтобы закрепить полученные знания мы сейчас с вами потренируемся эвакуироваться. Когда услышите звук, без паники стройтесь парами, как мы учились. И спокойно, но быстро покидайте помещение. Далее необходимо построиться в коридоре, чтобы учитель мог всех пересчитать.


Методическая разработка
 «Занятие по пожарной безопасности с детьми среднего школьного возраста»

Введение
  Обучение детей пожарной безопасности среднего школьного возраста актуально по нескольким причинам:
  Профилактика: обучение детей основам пожарной безопасности помогает предотвратить возможные несчастные случаи и пожары, а также помогает им осознавать опасность, связанную с огнем.
  Ответственность: обучение детей правилам пожарной безопасности способствует развитию у них чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
  Раннее реагирование: дети, обученные правилам пожарной безопасности, могут быстрее среагировать в случае возникновения пожара, что повышает их шансы на выживание.
  Социальные навыки: обучение пожарной безопасности может помочь детям развить важные социальные навыки, такие как: умение работать в команде, принимать решения и оказывать первую помощь.
  Защита окружающей среды: обучение детей пожарной безопасности также может помочь уменьшить количество пожаров, которые часто происходят из-за неосторожного обращения с огнем.

Цель:
  Формирование у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в случае пожара. Для детей постарше - привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Привитие навыков осторожного обращения с огнем, формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Популяризация профессии пожарного.

Задачи:
   Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации и т.д.
  Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Знакомить с огнём и его свойствами. Закрепить знания детей о профессии пожарного. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по заранее отработанному плану.
  В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установлен­ными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова по­жарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
Место проведения: общеобразовательные учреждения, территориальные подразделения МЧС России, центры дополнительного образования.
  В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:
  1. В помещении общеобразовательного учреждения (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), класс и т.п.).
  2. На территории общеобразовательного учреждения (спортивная (игровая) площадка, школьный двор, школьный стадион и т.п.).
  В зависимости от места проведения занятия, продолжительность может составлять 45 минут.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  Проведение уроков с учениками средних классов может быть несколько сложнее, чем с младшими школьниками. Ученики этого возраста уже имеют более развитое критическое мышление и могут задавать более сложные вопросы.
  При проведении уроков с учениками средних классов необходимо это учитывать. При необходимости повторять информацию. Также важно предоставлять им возможность высказать свое мнение.

РЕКВИЗИТ. Для проведения занятия понадобится телефон с циферблатом (любой ), пожарный извещатель, огнетушитель.

Ход занятия.

1. Приветствие учащихся. Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара в жилище и о том, как правильно действовать, если он произошел. Эти знания  являются важным, так как они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара. Кроме того, это может спасти жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Итак, что же такое огонь? Может кто-то сможет дать определение? *Дать возможность учащимся ответить 
  Огонь - это процесс горения, при котором выделяется свет, тепло и дым. Он может быть вызван различными источниками, такими как спички, зажигалки, горючие материалы . Огонь может быть как другом, так и врагом. Когда он используется для приготовления пищи, обогрева или создания света, он является другом. Однако, когда огонь выходит из-под контроля и начинается пожар, он становится врагом.
  Что же такое пожар? Пожар - это неконтролируемое горение, которое может привести к ущербу, травмам или гибели людей.
  Основные причины пожаров в зданиях и сооружениях, является неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении, приготовлении пищи, детской шалости, разведении открытого огня.
  Как понять, что начался пожар? По каким признакам? Если вы заметили дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Также следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура, может произойти обрушение здания. Эти факторы могут привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы и даже смерть.
  Что делать если начался пожар? Необходимо незамедлительно вызвать  пожарных по телефону 101 или 112. Правильное и полное сообщение о пожаре позволит сотрудникам пожарной охраны в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.
  Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. По твоему звонку пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передадут по рации. 
  При вызове сообщи следующие сведения:
  - Адрес объекта, где обнаружено возгорание или пожар (улица, номер дома, этаж, подъезд, код домофона)
  - Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подвале, и т.д.
  - Что горит (конкретно: телевизор, мебель, автомобиль)
  - Свою фамилию и телефон.
  * Учащиеся по очереди звонят в пожарную службу и сообщают сведения, вызывают пожарную охрану.

  Если очаг загорания небольшой, отсутствует угроза жизни, то его можно потушить. Надо только знать несколько правил:
  1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  2) Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.
  3)Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый экран может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.
  4) Если вспыхнуло масло на сковороде — плотно закройте сковороду крышкой и выключите плиту. Нельзя переносить сковороду и заливать горящее масло водой — произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, результатом чего могут стать ожоги рук, лица и возникновение множества очагов горения
  Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам. Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне нашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты, желательно мокрой тканью, платочком, частью одежды. По пути за собой плотно закрывайте дверь. Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад. Сообщите о себе должностным лицам или взрослым. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко!

  Важно знать. Если огонь не в вашей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.
  Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности. Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от пожара:
  - отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы;
  - убедитесь, что все источники огня, такие как свечи или камины, потушены.
  - проверьте, нет ли в доме запаха дыма или гари.
  -уберите все легковоспламеняющиеся предметы, такие как бумага, текстиль и дерево, от источников тепла.

При неправильном обращении электроприборы могут вызывать серьезную травму электрическим током. Пользоваться ими необходимо строго по инструкции.
  Нельзя разбирать приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогайте провода с поврежденной изоляцией, искрящие электророзетки.
  Не оставляйте в электророзетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен.
  Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические.
  При извлечении  вилки из электророзетки, нельзя тянуть за провод. Вытаскивайте электровилку аккуратно, держитесь за изолированную (резиновую или пластиковую) часть. Второй рукой придерживайте розетку.
  Не касайтесь отверстий  в электророзетке и металлических штырей вилки.
  Не пользуйтесь электровилками, которые не подходят к розеткам, и не пытайся их подогнать друг к другу.
  Также нельзя в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает перегрузка, провода могут нагреться, а изоляция воспламениться.
Важно безопасно пользоваться зарядным устройством. Любые гаджеты требуют поддержания заряда аккумуляторов при помощи зарядных устройств. Мало кто по окончании использования обращает внимание на его полное отключение, часто оно остаётся в розетке.
  Оставлять какой либо прибор включённым в розетку без присмотра само по себе является нарушением пожарной безопасности. Одна распространённых причин возгорания — короткое замыкание. Излишний нагрев корпуса устройства может привести к расплавлению пластика, как самого устройства, так и корпуса розетки Даже если зарядное устройство совершенно не греется(например, при скачке напряжения в сети). Поэтому существует несколько простых, но важных правил:
  Нельзя оставлять свои гаджеты на зарядке на ночь. 
  Не оставлять без присмотра на зарядке.
  Обязательно вынимать зарядное устройство из розетки по окончании зарядки.
  Использовать сертифицированные устройства.

Использование огнетушителей.

  Главное предназначение любого огнетушителя – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. К основным веществам для локализации и устранения пожаров можно отнести: пену, воду, всевозможные химические и порошковые компоненты, а также газовые соединения.
  Перед использованием огнетушителя необходимо ознакомиться с инструкцией по его применению.
  Огнетушитель должен быть использован только для тушения соответствующих классов пожаров.
  Необходимо убедиться, что огнетушитель не поврежден и его срок годности не истек.
  При использовании огнетушителя следует направлять струю на основание пламени, а не на сам огонь.
  После использования огнетушителя необходимо проверить, что пожар полностью потушен.
  Использованный огнетушитель необходимо заменить новым.
  В настоящее время наиболее распространенными являются углекислотный и порошковый огнетушитель.

Углекислотный огнетушитель.
  Углекислотные огнетушители используются для тушения горючих жидкостей, газов и электрооборудования под напряжением. Они работают на основе углекислого газа, который вытесняет кислород из зоны горения, что приводит к быстрому затуханию пожара. Углекислотные огнетушители являются наиболее эффективными и безопасными для использования в закрытых помещениях.
  Такие устройства обязательно висят на пожарных щитах музеев, архивов, химических лабораторий, офисов. Инструкция по применению углекислотного огнетушителя (продемонстрировать наглядно): 
Сорвать пломбу
Выдернуть чеку
Направить раструб на очаг возгорания
Надавить на рычаг

Порошковый огнетушитель.
  Порошковые огнетушители используются для тушения твердых веществ, электрических приборов. Жидкость и газ так же не потушить без такого устройства Они работают на основе порошка, который образует густой слой на поверхности горящего материала, препятствуя доступу кислорода и гася пожар. Порошковые огнетушители обладают высокой эффективностью, однако они могут оставлять после себя следы порошка, который может загрязнить помещение.
  Противопоказаний к применению таких огнетушителей немного: их запрещено применять для тушения веществ, горящих в отсутствие кислорода. Инструкция по применению порошкового огнетушителя: (продемонстрировать наглядно)
  Направить сопло шланга на очаг возгорания
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Нажать на рычаг

Практическая часть занятия (учебная эвакуация).
  Каждая школа  оборудована специальной системой, которая предупреждает о пожаре. Называется она автоматическая пожарная сигнализация. Посмотрите на потолок. Там расположился пожарный извещатель. Он предназначен для обнаружения пожара и оповещения о нем (демонстрируется пожарный извещатель). При обнаружении признаков начинающегося пожара система подает звуковой сигнал (включается заранее записанный звук). Услышав его, необходимо быстро подготовиться к эвакуации и внимательно слушать указания учителя.
  1. Быстро, без суеты, займите место в строю в колонне по два  человека перед дверным проемом учебного кабинета. Ведите себя спокойно. Не толкайтесь. Только таким поведением можно быстро подготовиться к эвакуации из класса и здания школы.
  2. Всегда держись в строю при выходе из класса и движении по школе. Если строй будет нарушен, дверные проемы могут оказаться непреодолимым препятствием.
  3. Внимательно следите за указаниями учителей. Они могут поменять маршрут эвакуации из школы в связи со складывающей обстановкой.
  4. Выйдя из школы, займите свое место при общешкольном построении. Учителя и сотрудники школы, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности. 
  Чтобы закрепить полученные знания мы сейчас с вами потренируемся эвакуироваться. Когда услышите звук, без паники стройтесь парами, как мы учились. И спокойно, но быстро покидайте помещение. Далее необходимо построиться в коридоре, чтобы учитель мог всех пересчитать.


Методическая разработка
«Занятие по пожарной безопасности с детьми среднего школьного возраста»

Введение
  Обучение детей пожарной безопасности среднего школьного возраста актуально по нескольким причинам:
  Профилактика: обучение детей основам пожарной безопасности помогает предотвратить возможные несчастные случаи и пожары, а также помогает им осознавать опасность, связанную с огнем.
  Ответственность: обучение детей правилам пожарной безопасности способствует развитию у них чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
  Раннее реагирование: дети, обученные правилам пожарной безопасности, могут быстрее среагировать в случае возникновения пожара, что повышает их шансы на выживание.
  Социальные навыки: обучение пожарной безопасности может помочь детям развить важные социальные навыки, такие как: умение работать в команде, принимать решения и оказывать первую помощь.
  Защита окружающей среды: обучение детей пожарной безопасности также может помочь уменьшить количество пожаров, которые часто происходят из-за неосторожного обращения с огнем.

Цель:
  Формирование у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в случае пожара. Для детей постарше - привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Привитие навыков осторожного обращения с огнем, формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Популяризация профессии пожарного.

Задачи:
  Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации и т.д.
  Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Знакомить с огнём и его свойствами. Закрепить знания детей о профессии пожарного. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по заранее отработанному плану.
  В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установлен­ными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова по­жарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
Место проведения: общеобразовательные учреждения, территориальные подразделения МЧС России, центры дополнительного образования.
В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:
1. В помещении общеобразовательного учреждения (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), класс и т.п.).
2. На территории общеобразовательного учреждения (спортивная (игровая) площадка, школьный двор, школьный стадион и т.п.).
   В зависимости от места проведения занятия, продолжительность может составлять 45 минут.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  Проведение уроков с учениками средних классов может быть несколько сложнее, чем с младшими школьниками. Ученики этого возраста уже имеют более развитое критическое мышление и могут задавать более сложные вопросы.
  При проведении уроков с учениками средних классов необходимо это учитывать. При необходимости повторять информацию. Также важно предоставлять им возможность высказать свое мнение.

РЕКВИЗИТ. Для проведения занятия понадобится телефон с циферблатом (любой ), пожарный извещатель, огнетушитель.

Ход занятия.

1. Приветствие учащихся. Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара в жилище и о том, как правильно действовать, если он произошел. Эти знания  являются важным, так как они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара. Кроме того, это может спасти жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Итак, что же такое огонь? Может кто-то сможет дать определение? *Дать возможность учащимся ответить 
  Огонь - это процесс горения, при котором выделяется свет, тепло и дым. Он может быть вызван различными источниками, такими как спички, зажигалки, горючие материалы . Огонь может быть как другом, так и врагом. Когда он используется для приготовления пищи, обогрева или создания света, он является другом. Однако, когда огонь выходит из-под контроля и начинается пожар, он становится врагом.
  Что же такое пожар? Пожар - это неконтролируемое горение, которое может привести к ущербу, травмам или гибели людей.
  Основные причины пожаров в зданиях и сооружениях, является неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении, приготовлении пищи, детской шалости, разведении открытого огня.
  Как понять, что начался пожар? По каким признакам? Если вы заметили дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Также следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура, может произойти обрушение здания. Эти факторы могут привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы и даже смерть.
  Что делать если начался пожар? Необходимо незамедлительно вызвать  пожарных по телефону 101 или 112. Правильное и полное сообщение о пожаре позволит сотрудникам пожарной охраны в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.
  Говори по телефону четко и спокойно, не торопись. По твоему звонку пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передадут по рации. 
  При вызове сообщи следующие сведения:
  - Адрес объекта, где обнаружено возгорание или пожар (улица, номер дома, этаж, подъезд, код домофона)
  - Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подвале, и т.д.
  - Что горит (конкретно: телевизор, мебель, автомобиль)
  - Свою фамилию и телефон.
  * Учащиеся по очереди звонят в пожарную службу и сообщают сведения, вызывают пожарную охрану.

Если очаг загорания небольшой, отсутствует угроза жизни, то его можно потушить. Надо только знать несколько правил:
  1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  2) Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.
  3)Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый экран может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.
  4) Если вспыхнуло масло на сковороде — плотно закройте сковороду крышкой и выключите плиту. Нельзя переносить сковороду и заливать горящее масло водой — произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, результатом чего могут стать ожоги рук, лица и возникновение множества очагов горения
  Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам. Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне нашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты, желательно мокрой тканью, платочком, частью одежды. По пути за собой плотно закрывайте дверь. Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад. Сообщите о себе должностным лицам или взрослым. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко!
  Важно знать. Если огонь не в вашей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.
  Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности. Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от пожара:
  - отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы;
  - убедитесь, что все источники огня, такие как свечи или камины, потушены.
  - проверьте, нет ли в доме запаха дыма или гари.
  -уберите все легковоспламеняющиеся предметы, такие как бумага, текстиль и дерево, от источников тепла.

При неправильном обращении электроприборы могут вызывать серьезную травму электрическим током. Пользоваться ими необходимо строго по инструкции.
  Нельзя разбирать приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогайте провода с поврежденной изоляцией, искрящие электророзетки.
  Не оставляйте в электророзетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен.
  Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические.
  При извлечении  вилки из электророзетки, нельзя тянуть за провод. Вытаскивайте электровилку аккуратно, держитесь за изолированную (резиновую или пластиковую) часть. Второй рукой придерживайте розетку.
  Не касайтесь отверстий  в электророзетке и металлических штырей вилки.
  Не пользуйтесь электровилками, которые не подходят к розеткам, и не пытайся их подогнать друг к другу.
  Также нельзя в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает перегрузка, провода могут нагреться, а изоляция воспламениться.

  Важно безопасно пользоваться зарядным устройством. Любые гаджеты требуют поддержания заряда аккумуляторов при помощи зарядных устройств. Мало кто по окончании использования обращает внимание на его полное отключение, часто оно остаётся в розетке.
  Оставлять какой либо прибор включённым в розетку без присмотра само по себе является нарушением пожарной безопасности. Одна распространённых причин возгорания — короткое замыкание. Излишний нагрев корпуса устройства может привести к расплавлению пластика, как самого устройства, так и корпуса розетки Даже если зарядное устройство совершенно не греется(например, при скачке напряжения в сети). Поэтому существует несколько простых, но важных правил:
  Нельзя оставлять свои гаджеты на зарядке на ночь. 
  Не оставлять без присмотра на зарядке.
  Обязательно вынимать зарядное устройство из розетки по окончании зарядки.
  Использовать сертифицированные устройства.

Использование огнетушителей.
  Главное предназначение любого огнетушителя – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. К основным веществам для локализации и устранения пожаров можно отнести: пену, воду, всевозможные химические и порошковые компоненты, а также газовые соединения.
  Перед использованием огнетушителя необходимо ознакомиться с инструкцией по его применению.
  Огнетушитель должен быть использован только для тушения соответствующих классов пожаров.
  Необходимо убедиться, что огнетушитель не поврежден и его срок годности не истек.
  При использовании огнетушителя следует направлять струю на основание пламени, а не на сам огонь.
  После использования огнетушителя необходимо проверить, что пожар полностью потушен.
  Использованный огнетушитель необходимо заменить новым.
  В настоящее время наиболее распространенными являются углекислотный и порошковый огнетушитель.

Углекислотный огнетушитель.

  Углекислотные огнетушители используются для тушения горючих жидкостей, газов и электрооборудования под напряжением. Они работают на основе углекислого газа, который вытесняет кислород из зоны горения, что приводит к быстрому затуханию пожара. Углекислотные огнетушители являются наиболее эффективными и безопасными для использования в закрытых помещениях.
  Такие устройства обязательно висят на пожарных щитах музеев, архивов, химических лабораторий, офисов. Инструкция по применению углекислотного огнетушителя (продемонстрировать наглядно):
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Направить раструб на очаг возгорания
  Надавить на рычаг

Порошковый огнетушитель.

  Порошковые огнетушители используются для тушения твердых веществ, электрических приборов. Жидкость и газ так же не потушить без такого устройства Они работают на основе порошка, который образует густой слой на поверхности горящего материала, препятствуя доступу кислорода и гася пожар. Порошковые огнетушители обладают высокой эффективностью, однако они могут оставлять после себя следы порошка, который может загрязнить помещение.
  Противопоказаний к применению таких огнетушителей немного: их запрещено применять для тушения веществ, горящих в отсутствие кислорода. Инструкция по применению порошкового огнетушителя: (продемонстрировать наглядно)
  Направить сопло шланга на очаг возгорания
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Нажать на рычаг

Практическая часть занятия (учебная эвакуация).

  Каждая школа  оборудована специальной системой, которая предупреждает о пожаре. Называется она автоматическая пожарная сигнализация. Посмотрите на потолок. Там расположился пожарный извещатель. Он предназначен для обнаружения пожара и оповещения о нем (демонстрируется пожарный извещатель). При обнаружении признаков начинающегося пожара система подает звуковой сигнал (включается заранее записанный звук). Услышав его, необходимо быстро подготовиться к эвакуации и внимательно слушать указания учителя.
1. Быстро, без суеты, займите место в строю в колонне по два  человека перед дверным проемом учебного кабинета. Ведите себя спокойно. Не толкайтесь. Только таким поведением можно быстро подготовиться к эвакуации из класса и здания школы.
2. Всегда держись в строю при выходе из класса и движении по школе. Если строй будет нарушен, дверные проемы могут оказаться непреодолимым препятствием.
3. Внимательно следите за указаниями учителей. Они могут поменять маршрут эвакуации из школы в связи со складывающей обстановкой.
4. Выйдя из школы, займите свое место при общешкольном построении. Учителя и сотрудники школы, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности. 
  Чтобы закрепить полученные знания мы сейчас с вами потренируемся эвакуироваться. Когда услышите звук, без паники стройтесь парами, как мы учились. И спокойно, но быстро покидайте помещение. Далее необходимо построиться в коридоре, чтобы учитель мог всех пересчитать.


Методическая разработка
«Занятие по пожарной безопасности для детей с нарушением слуха и речи»

Введение
  Обучение детей пожарной безопасности с нарушением слуха и речи актуально по нескольким причинам:
  Профилактика: обучение основам пожарной безопасности помогает предотвратить возможные несчастные случаи и пожары, а также помогает им осознавать опасность, связанную с огнем.
  Ответственность: обучение правилам пожарной безопасности способствует развитию у них чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
  Раннее реагирование: дети, обученные правилам пожарной безопасности, могут быстрее среагировать в случае возникновения пожара, что повышает их шансы на выживание.
  Социальные навыки: обучение пожарной безопасности может помочь детям развить важные социальные навыки, такие как: умение работать в команде, принимать решения.
  Защита окружающей среды: обучение детей пожарной безопасности также может помочь уменьшить количество пожаров, которые часто происходят из-за неосторожного обращения с огнем.

Цель:
  Формирование у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в случае пожара. Для детей постарше - привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Привитие навыков осторожного обращения с огнем, формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Популяризация профессии огнеборца.

Задачи:
   Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации и т.д.
  Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Знакомить с огнём и его свойствами. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по заранее отработанному плану.
  В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установлен­ными для учебного заведения правилами пожарной безопасности, порядком вызова по­жарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
Место проведения: специализированные образовательные учреждения.
1. В помещении общеобразовательного учреждения (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), класс и т.п.).
Продолжительность занятия может составлять 45 минут.

РЕКОМЕНДАЦИИ
  Занятия следует проводить с небольшой группой учащихся. Необходимо использовать сурдоперевод поскольку он позволяет им понимать речь учителя и других учеников. У людей с нарушением слуха преобладает наглядно-образное мышление поэтому в процессе обучения необходимо писать на доске используемые термины.  Информацию стоит излагать медленно. Выделенные фрагменты необходимо повторять 2-3 раза.
РЕКВИЗИТ. Для проведения занятия понадобится телефон с циферблатом (любой ), пожарный извещатель, порошковый огнетушитель.

Ход занятия.

1. Приветствие учащихся. Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара в жилище и о том, как правильно действовать, если он произошел. Эти знания  являются важным, так как они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара. Кроме того, это может спасти жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Итак, что же такое огонь? Может кто-то сможет дать определение?
  Огонь - это процесс горения, при котором выделяется свет, тепло и дым. Он может быть вызван различными источниками, такими как спички, зажигалки, горючие материалы . Огонь может быть как другом, так и врагом. Когда он используется для приготовления пищи, обогрева или создания света, он является другом. Однако, когда огонь выходит из-под контроля и начинается пожар, он становится врагом.
  Что же такое пожар? Пожар - это неконтролируемое горение, которое может привести к ущербу, травмам или гибели людей.
  Основные причины пожаров в зданиях и сооружениях, является неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении, приготовлении пищи, детской шалости, разведении открытого огня.
  Как понять, что начался пожар? По каким признакам? Если вы заметили дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Также следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура. Эти факторы могут привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы и даже смерть.
  Что делать если начался пожар? Необходимо незамедлительно сообщить близким (родители, соседи, учитель). Вызвать  пожарных по телефону 112 отправив сообщение.
  В  сообщении необходимо указать следующие сведения
   1. Глухой, глухонемой, слабослышащий
  2. Адрес (Город (поселение), улица, дом, квартира, подъезд, этаж, код домофона или кодового замка) Если находитесь вне города (поселения), напишите все, что видите рядом (лес, озеро, горы, названия объектов, указательные знаки или другое, что может помочь спасателям в поиске)
  3. Ф.И.О.
   4. Возраст
  5. Причина вызова (пожар, взрыв бытового газа, другое...)
  Правильное и полное сообщение о пожаре позволит сотрудникам пожарной охраны в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.

  Если очаг загорания небольшой, отсутствует угроза жизни, то его можно потушить. Надо только знать несколько правил:
  1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  2) Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.
  3)Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый экран может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.
  4) Если вспыхнуло масло на сковороде — плотно закройте сковороду крышкой и выключите плиту. Нельзя переносить сковороду и заливать горящее масло водой — произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, результатом чего могут стать ожоги рук, лица и возникновение множества очагов горения.
  Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам. Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне нашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты, желательно мокрой тканью, платочком, частью одежды. По пути за собой плотно закрывайте дверь. Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад. Сообщите о себе должностным лицам или взрослым. Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко!
  Важно знать. Если огонь не в вашей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.
  Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности. Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от пожара:
  - отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы;
  - убедитесь, что все источники огня, такие как свечи или камины, потушены.
  - проверьте, нет ли в доме запаха дыма или гари. 
  -уберите все легковоспламеняющиеся предметы, такие как бумага, текстиль и дерево, от источников тепла.

При неправильном обращении электроприборы могут вызывать серьезную травму электрическим током. Пользоваться ими необходимо строго по инструкции.
  Нельзя разбирать приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогайте провода с поврежденной обмоткой, развинченные, искрящие электророзетки.
  Не оставляйте в электророзетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен.
    Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические.
  При извлечении  вилки из электророзетки, нельзя тянуть за провод. Вытаскивайте электровилку аккуратно, держитесь за изолированную (резиновую или пластиковую) часть. Второй рукой придерживайте розетку.
  Не касайтесь отверстий  в электророзетке и металлических штырей вилки.
  Не пользуйтесь электровилками, которые не подходят к розеткам, и не пытайся их подогнать друг к другу.
  Также нельзя в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает перегрузка, провода могут нагреться, а изоляция воспламениться.

Важно безопасно пользоваться зарядным устройством. Любые гаджеты требуют поддержания заряда аккумуляторов при помощи зарядных устройств. Мало кто по окончании использования обращает внимание на его полное отключение, часто оно остаётся в розетке.
  Оставлять какой либо прибор включённым в розетку без присмотра само по себе является нарушением пожарной безопасности. Поэтому существует несколько простых, но важных правил:
  нельзя оставлять свои гаджеты на зарядке на ночь. 
  не оставлять без присмотра на зарядке
  обязательно вынимать устройство из розетки.
  использовать сертифицированные устройства

Использование огнетушителей.

  Главное предназначение любого огнетушителя – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. К основным веществам для локализации и устранения пожаров можно отнести: пену, воду, всевозможные химические и порошковые компоненты, а также газовые соединения.
  Перед использованием огнетушителя необходимо ознакомиться с инструкцией по его применению.
  Огнетушитель должен быть использован только для тушения соответствующих классов пожаров.
  Необходимо убедиться, что огнетушитель не поврежден и его срок годности не истек.
  При использовании огнетушителя следует направлять струю на основание пламени, а не на сам огонь.
  После использования огнетушителя необходимо проверить, что пожар полностью потушен.
  Использованный огнетушитель необходимо заменить новым.
  В настоящее время наиболее распространенными являются углекислотный и порошковый огнетушитель.

Углекислотный огнетушитель.
  Углекислотные огнетушители используются для тушения горючих жидкостей, газов и электрооборудования под напряжением. Они работают на основе углекислого газа, который вытесняет кислород из зоны горения, что приводит к быстрому затуханию пожара. Углекислотные огнетушители являются наиболее эффективными и безопасными для использования в закрытых помещениях.
  Такие устройства обязательно висят на пожарных щитах музеев, архивов, химических лабораторий, офисов. Категорически воспрещается тушение горящего человека углекислым газом.
  Инструкция по применению углекислотного огнетушителя (продемонстрировать наглядно):
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Направить раструб на очаг возгорания
  Надавить на рычаг

Порошковый огнетушитель.
  Порошковые огнетушители используются для тушения твердых веществ, электрических приборов. Жидкость и газ так же не потушить без такого устройства Они работают на основе порошка, который образует густой слой на поверхности горящего материала, препятствуя доступу кислорода и гася пожар. Порошковые огнетушители обладают высокой эффективностью, однако они могут оставлять после себя следы порошка, который может загрязнить помещение.
  Противопоказаний к применению таких огнетушителей немного: их запрещено применять для тушения веществ, горящих в отсутствие кислорода. Инструкция по применению порошкового огнетушителя:
  (продемонстрировать наглядно)
  Направить сопло шланга на очаг возгорания
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Нажать на рычаг

Практическая часть занятия (учебная эвакуация).
  Каждое учебное заведение  оборудовано специальной системой, которая предупреждает о пожаре. Называется она автоматическая пожарная сигнализация. Посмотрите на потолок. Там расположился пожарный извещатель. Он предназначен для обнаружения пожара и оповещения о нем (демонстрируется пожарный извещатель). При обнаружении признаков начинающегося пожара система пожарной безопасности подает звуковой сигнал и включаются световые индикаторы. Необходимо быстро подготовиться к эвакуации и внимательно следить за указаниями учителя.
  1. Быстро, без суеты, займите место в строю в колонне по два  человека перед дверным проемом учебного кабинета. Ведите себя спокойно. Не толкайтесь. Только таким поведением можно быстро подготовиться к эвакуации из класса и здания.
  2. Всегда держись в строю при выходе из класса и движении по зданию. Если строй будет нарушен, дверные проемы могут оказаться непреодолимым препятствием.
  3. Внимательно следите за указаниями учителей. Они могут поменять маршрут эвакуации из школы в связи со складывающей обстановкой.
  4. Выйдя из здания, займите свое место при общешкольном построении. Учителя и сотрудники учебного заведения, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности. 
  Чтобы закрепить полученные знания мы сейчас с вами потренируемся эвакуироваться. Когда получите информацию о начинающемся пожаре, без паники стройтесь парами, как мы учились. И спокойно, но быстро покидайте помещение. Далее необходимо построиться в коридоре, чтобы учитель мог всех пересчитать.


Методическая разработка
«Занятия по пожарной безопасности для лиц преклонного возраста»

Введение
  Обучение людей преклонного возраста правилам пожарной безопасности является актуальной задачей, так как с возрастом люди становятся менее внимательными и могут забывать о мерах предосторожности. Кроме того, пожилые люди часто живут одни и могут не иметь возможности быстро вызвать помощь в случае пожара. Обучение пожилых людей правилам пожарной безопасности поможет им защитить себя и своих близких от возможных опасностей.

Цель:
  Формирование у пожилых людей  знаний, умений и навыков безопасного поведения в случае пожара. Привитие навыков осторожного обращения с огнем, безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:
   Изучение правил пожарной безопасности, обучение действиям в случае возникновения пожара, развитие способности к анализу и оценке ситуации.
  Закрепить знания об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.
  Формирование у пожилых людей навыков использования средств пожаротушения. Информирование пожилых людей о службах, которые могут помочь в случае возникновения пожара (пожарная служба, скорая помощь, полиция).

Тематический план занятий

Дата проведения: дата определяется организаторами.
Место проведения: специализированные учреждения (комплексные центры социального обслуживания населения).
В помещении специализированного учреждения  (актовый зал, зал, приспособленный для массовых мероприятий, учебный класс и т.п.).
В зависимости от места проведения занятия, продолжительность может составлять от 30 минут до 1,5 часов.

РЕКОМЕНДАЦИИ
  Пожилые люди могут иметь проблемы со слухом, зрением, памятью и другими когнитивными функциями, поэтому важно адаптировать учебный материал и методы обучения к их возможностям. Обучение должно проходить в спокойной и уютной обстановке, с небольшой группой 10-15 человек, чтобы пожилые люди чувствовали себя комфортно и уверенно. Говорить нужно чётко, громко, не торопясь. Выделенные фрагменты следует повторят 2-3 раза.
  Пожилые ученики могут иметь разный уровень знаний и опыта, поэтому необходимо учитывать их индивидуальные потребности.

Ход занятия

 Приветствие участников занятия. Сегодня мы будем изучать правила пожарной безопасности. Также поговорим о том, как не допустить пожара в жилище и о том, как правильно действовать, если он произошел. Эти знания  являются важным, так как они могут помочь избежать опасных ситуаций и предотвратить возникновение пожара. Кроме того, это может спасти жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
  Пожар - это неконтролируемое горение, которое может привести к ущербу, травмам или гибели людей.

Основные причины пожаров
  Неосторожное обращение с огнем - причина каждого третьего пожара. Оставленные без присмотра горящие свечи, спички или курительные изделия. Неосторожное обращение с открытым огнем, например, при готовке или костре. Отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
  Нарушение правил пользования электрическими приборами. У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться. Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.
  Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:
  Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов. Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.
  Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.
  Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).
  Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.
  Пожары от бытовых газовых приборов.
  Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.
  Неправильное использование и хранение легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ:
  - Хранение горючих и взрывоопасных материалов вблизи источников огня или при повышенной температуре.
  Как понять, что начался пожар? По каким признакам? Если вы заметили дым, огонь или запах гари, то это может быть признаком пожара. Также следует обратить внимание на другие признаки, такие как повышение температуры, а также звуки, связанные с огнем, такие как треск или шипение.
  Во время пожара выделяется едкий дым, ядовитые газы, образуется высокая температура. Эти факторы могут привести к серьезным последствиям, включая ожоги, отравления, травмы и даже смерть.
  Что делать если начался пожар? Необходимо незамедлительно вызвать  пожарных по телефону 101 или 112 и сообщить близким (соседям). Правильное и полное сообщение о пожаре позволит сотрудникам пожарной охраны в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.
  Говорите по телефону четко и спокойно, не торопитесь. По вашему звонку пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передадут по рации. 
  При вызове сообщите следующие сведения:
  - Адрес объекта, где обнаружено возгорание или пожар (улица, номер дома, этаж, подъезд, код домофона)
  - Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подвале, и т.д.
  - Что горит (конкретно: телевизор, мебель, автомобиль)
  - Свою фамилию и телефон.

Нельзя пытаться тушить огонь.
  Уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам. Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне нашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты, желательно мокрой тканью, платочком, частью одежды. По пути за собой плотно закрывайте дверь. Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад, сообщите о себе должностным лицам.
   Главное при пожаре - не паниковать! Действовать чётко!

Важно знать. Если огонь не в вашей квартире (комнате), то прежде чем открыть дверь квартиры (комнаты) и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывай эту дверь.

Избежать пожара можно, соблюдая простые правила безопасности. Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя от пожара:
  - отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы;
  - убедитесь, что все источники огня, такие как свечи или камины, потушены.
  - проверьте, нет ли в доме запаха дыма или гари.
  -уберите все легковоспламеняющиеся предметы, такие как бумага, текстиль и дерево, от источников тепла.
  Никогда не курите в постели. Тушите сигареты в глубокой пепельнице. Не оставляйте непотушенный окурок в пепельнице. Не ставьте пепельницу на подлокотник дивана или кресла. Проверяйте, нет ли рядом с мебелью, в особенности рядом с мягкой мебелью брошенных тлеющих окурков. Перед выбрасыванием окурков — залейте их водой в пепельнице.
  Часто пожары происходят во время приготовления пищи. Необходимо запомнить, что в процессе приготовления пищи нельзя оставлять плиту без присмотра. Если Вам нужно выйти из кухни пока там варится еда, возьмите с собой ложку, чтобы не забыть вернуться на кухню. Не готовьте пищу, когда Вы приняли снотворное. Не готовьте в свободной одежде со свисающими рукавами. Длинные волосы должны быть подколоты. Не сушите вещи над плитой.
  Не храните дома старые ненужные вещи. Зачастую старые вещи, мебель, одежда, книги, бумаги занимают значительную часть жилплощади пожилого человека, создавая трудности при эвакуации в случае пожара и увеличивая пожарную нагрузку данного помещения.
  При установке свечей и лампад примите меры, чтобы они не опрокинулись. Устанавливайте свечи в устойчивые подсвечники. Не устанавливайте свечи и лампады рядом с книгами, газетами и другими легковоспламеняющимися материалами.
  После использования не забудьте выключить электроприбор или газовое оборудование. Проговаривайте вслух перед уходом из дома формулу, например: «плиту я выключил, электроприборы выключил, балконную дверь закрыл, зарядное устройство из розетки вытащил». После глажения выключите утюг и перенесите его в другое отведенное место, что будет служить знаком того, что он действительно отключен.
  При неправильном обращении электроприборы могут вызывать серьезную травму электрическим током. Пользоваться ими необходимо строго по инструкции.
  Нельзя разбирать приборы (особенно включенные в сеть).
  Ни в коем случае не трогайте провода с поврежденной обмоткой, развинченные, искрящие электророзетки.
  Не оставляйте в электророзетке вилку шнура питания, даже если электроприбор выключен.
  Смертельно опасно засовывать в электророзетку какие-либо предметы, особенно металлические.
  При извлечении  вилки из электророзетки, нельзя тянуть за провод. Вытаскивайте электровилку аккуратно, держитесь за изолированную (резиновую или пластиковую) часть. Второй рукой придерживайте розетку.
  Не касайтесь отверстий  в электророзетке и металлических штырей вилки.
  Не пользуйтесь электровилками, которые не подходят к розеткам, и не пытайся их подогнать друг к другу.
  Также нельзя в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает перегрузка, провода могут нагреться, а изоляция воспламениться.
  Установленные в квартире автономные пожарные извещатели могут играть решающую роль в случае возникновения пожара. Ежемесячно проверяйте батарейки, а раз в год заменяйте их.
  Сообщите соседям, что в случае пожара Вам потребуется их помощь;
  Телефон должен находиться рядом с Вашей кроватью;
  Очки, слуховой аппарат, трость, ключи должны всегда быть рядом с Вами;
  Попрактикуйтесь в открывании входной двери и окон.

Использование огнетушителей.

  Главное предназначение любого огнетушителя – это тушение огня с помощью подачи специального огнетушащего состава. К основным веществам для локализации и устранения пожаров можно отнести: пену, воду, всевозможные химические и порошковые компоненты, а также газовые соединения.
  Перед использованием огнетушителя необходимо ознакомиться с инструкцией по его применению.
  Огнетушитель должен быть использован только для тушения соответствующих классов пожаров.
  Необходимо убедиться, что огнетушитель не поврежден и его срок годности не истек.
  При использовании огнетушителя следует направлять струю на основание пламени, а не на сам огонь.
  После использования огнетушителя необходимо проверить, что пожар полностью потушен.
  Использованный огнетушитель необходимо заменить новым.
  В настоящее время наиболее распространенными являются углекислотный и порошковый огнетушитель.

Углекислотный огнетушитель
  Углекислотные огнетушители используются для тушения горючих жидкостей, газов и электрооборудования под напряжением. Они работают на основе углекислого газа, который вытесняет кислород из зоны горения, что приводит к быстрому затуханию пожара. Углекислотные огнетушители являются наиболее эффективными и безопасными для использования в закрытых помещениях.
  Такие устройства обязательно висят на пожарных щитах музеев, архивов, химических лабораторий, офисов. Категорически воспрещается тушение горящего человека углекислым газом.
  Инструкция по применению углекислотного огнетушителя:
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Направить раструб на очаг возгорания
  Надавить на рычаг

Порошковый огнетушитель.
  Порошковые огнетушители используются для тушения твердых веществ, электрических приборов. Жидкость и газ так же не потушить без такого устройства Они работают на основе порошка, который образует густой слой на поверхности горящего материала, препятствуя доступу кислорода и гася пожар. Порошковые огнетушители обладают высокой эффективностью, однако они могут оставлять после себя следы порошка, который может загрязнить помещение.
  Противопоказаний к применению таких огнетушителей немного: их запрещено применять для тушения веществ, горящих в отсутствие кислорода. Инструкция по применению порошкового огнетушителя:
  Направить сопло шланга на очаг возгорания
  Сорвать пломбу
  Выдернуть чеку
  Нажать на рычаг

Авторы методических разработок: В.Н. Чернов, М.А. Корнева
Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу
Управление информации и связи с общественностью (пресс-служба)

 

2         425