Включить версию для слабовидящих

Православные храмы Азова. Памятные православные места

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Арутюнов Г.Б. Православные храмы Азова. Памятные православные места /Г.Б. Арутюнов //Арутюнов Г.Б. Азов – имя знаменитое. – Азов: Инф.-издат. Центр «Патарва», 2009. – 96 с.

Православные храмы Азова

Азов принадлежит к редкому числу городов, имеющих собственную икону.

Икона «Знамение Множества Мира» (Азовская икона Божией Матери)

Азовская икона Божией Матери – одна из самых таинственных и загадочных икон в истории русского Православия. Сведения об этой иконе в литературе противоречивы и неполны, а то и вовсе отсутствуют. Её обретение полно загадок и недомолвок, несомненно лишь особое почитание иконы воинами Российской армии.

Изучавший ещё до революции историю Азовской иконы Божией Матери исследователь В. Борин (Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее //Светильник. 1914. N 8. С. 2-12.) пишет: «... икона писана несколько позднее взятия Азова Шейном при участии Петра I, т.е. после 1696 года ... Исследуя икону, я нахожу на ней до трёх записей; из-под них видно, что первоначальное изображение Богоматери было «поясное», а не «ростовое»; из этого можно заключить, что к этой иконе Азовской Божией Матери возвращались, когда возвращался политический интерес к Азову. И только во второй половине XVIII века… образ, надо полагать, остается уже без всякого изменения, так что икона в том виде, в каком её находим, относится к концу XVIII века, ко времени Императрицы Екатерины II (1763-1796). Причем, можно утвердительно сказать, как про рись, так и икона, хранящиеся в Историческом музее, являются единственными экземплярами, оставшимися от конца XVII века».

Есть и несколько другая информация от 1829 года: «...В 1711 году, возвращаясь с победой из Азова, Петр I служил молебен в Покровской церкви. Пётр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал калеографическую икону «Знамение Множества Мира». На этой иконе изображены по правую сторону Богоматери Св. ап. Пётр – тезоименитый Петру, а по левую сторону Св. Алексий - божий, человек – тезоименитый Цесаревичу Алексею. В средине иконы двуглавый орёл – герб Российской империи, с распростертыми крыльями, скипетром и державою. В середине орла изображены Божья Матерь со спасителем. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваофи Св. Дух в виде голубя. По обе стороны от Богоматери – молитвенники за русскую землю: слева – преподобные Алипий, Прохор и Антоний Печерские; справа – преподобные Феодосии, Моисей Угрин и Марк Печерские, ниже - св. Георгий Победоносец, побивающий копьем змея, который символизирует Оттоманскую Порту. У ног Богоматери – русское воинство. В нижней части иконы изображены крепости Азовская и Кизи-Кер-мен с калеографическими подписями (Кизи-Кермен – турецкая крепость на правом берегу Днепра, захваченная войсками Б. Шереметьева в 1695 г.), и на самом низу - подпись: писалъ сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ».

Яркая деталь чудотворной иконы: лапы двуглавого орла из-под образа Богородицы словно преподносят Ей земные державу и скипетр, чем как бы предвещается прообраз чудотворного явления Державной иконы Божией Матери – величайшей святыни Святой Руси.

Судьба подлинника Чудотворной иконы ныне неизвестна.

Празднование в честь иконы совершается 28 августа.

Первые христианские церкви появились на Дону задолго до того, как была крещена Киевская Русь. Основателем христианства в нашем регионе был святой апостол Андрей Первозванный. Как сообщает первый историк Церкви Евсевий Кесарийский: «...Андрей получил в удел Скифию». Во второй половине 40-х годов (почти две тысячи лет назад) первый ученик Иисуса проповедовал на берегах Дона. Как считают историки, целью его путешествия была столица скифских земель – город Сиварис, располагавшийся на месте современного Аксая (55 км от Азова). Упоминания о том, что св. Андрей Первозванный был на берегах Дона и даже основал здесь первые православные храмы, есть в трудах многих церковных историков.

Св. Андрей был единственным Апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель.

Достоверных сведений о наличии православных храмов на территории Азова в столь древний период нет, как нет и однозначной информации о вхождении Азова в X-XI веках в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси.

Доподлинно известно, что начало православия в донском крае восходит, по меньшей мере, к середине XIII века. Уже с 1261 года Дон входил в состав Сарской епархии, кафедра которой первоначально находилась в столице Золотой Орды городе Сарай-Бату. Затем донские приходы оказались в каноническом подчинении главы Русской церкви. А в 1380 году жители Дона поднесли московскому князю Дмитрию икону Божьей Матери «Донская», образ которой был написан великим художником Феофаном Греком специально для донских казаков.

Казаки вообще считали крепость Азов исконно православным поселением. «Сей ...град Азов поставлен ...от истинныя православныя христианский веры от греческого языка в прежние лета от древних родов при апостоле Павле...» - таким было мнение казаков. Далее было «перед господом богом согрешенье», и турки завоевали «христианский град».

События 1637-1641 гг. когда казаки захватили турецкий Азов, представлялись для них, прежде всего борьбой за возврат утерянных христианских земель.

В Азове в этот период был древний христианский храм Иоанна Предтечи, как напоминание его былого прошлого. Храм этот был старинный, греческий. Основание его относят к 1529 году, но есть мнение, что храм был построен греками до турецкого завоевания в 1471 году генуэзской фактории Таны-Азака.

Когда русские войска Петра I захватили Азов, то в рукописной книге «О походе под Азов... 1696 года» сказано: «Да в том же Азове сделаны две церкви, одна Соборная, во имя Похвалы Пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии». Для этой церкви была приспособлена турецкая каменная мечеть, к которой пристроили деревянный алтарь. 8 августа церковь уже была освящена.

Кроме Соборной церкви была восстановлена и другая церковь, каменная во имя«... честного и славного пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна честные его главы усекновения», которая была освящена 13 августа 1696 г. Эту каменная церковь, у которой во время осады повредили кровлю, вновь отреставрировали. В частности она была «поновлена» и покрыта тесом, на ней была установлена деревянная глава с крестом. Помимо этого к храму пристроили по древнерусской архитектурной традиции колокольню, на которую царь пожертвовал колокола. Таким образом, царь Пётр воссоздал древнюю святыню Азова Иоанно-Предтечев храм.

Кроме восстановления самого храма Предтечи Господня, государь велел устроить вокруг храма монастырь. За весь период своего существования монастырь имел настоятеля в чине архимандрита. Число братии равнялось 30 человек. Сам же азовский монастырь имел определенное место и размеры в самой крепости Азовской. Он был образован вокруг прежней греческой Предтечевой церкви. В современных городских очертаниях это примерно в районе улиц Энгельса и Советской.

Эти места даже наглядно представляют выгодное нагорное положение и хорошо видны со стороны Дона.

Был в Азове и ещё один монастырь.

Донские казаки, жившие, так или иначе, вблизи Азова всегда участвовали в войнах России за него. В среде тогдашнего казачества особо сильна была благочестивая христианская традиция. Она состояла в том, что женщины-казачки, жены павших в Азовских кампаниях мужей, принимали на себя монашеский образ жизни. Жить им в Приазовье было негде, и они проживали в мирских хатах и домах, так как нигде по Дону в то время женских монастырей не было. С 1702 г. Неоднократно монахини подавали челобитную царю и просили Петра построить в Азове или около него «девичей обители с престольным храмом во имя Пресвятой Богородицы Казанской». Всё это время около 20 монахинь проживали в богадельне основного азовского «Государского богомоления» - те Предтечева монастыря. Только в сентябре 1705 г. В Азов от Государя было прислано губернатору Толстому повеление: «по их монахинь челобитью в городе Азове за Доном выше мосту близ слободы запорожских казаков... тот монастырь построить... и построить им монахиням кельи... и учинить чертежи той чертежи список монахинь и откуда они пришли в Азов прислать в Разряд».

Постройка первого на Дону женского монастыря должна была проводиться под пристальным вниманием царской администрации.

Пока нельзя точно сказать был ли достроен к 1711 г. Этот женский монастырь. Но то, что он действовал – в этом сомнений не может быть.

Пётр I придавал большое значение взятию Азова и потому здесь в 1701 г. Была учреждена Азовская епархия. Позднее было получено «соизволение Иерусалимского патриарха Домия» на учреждение в Азове митрополии.

Но всем планам сбыться, суждено не было. После неудачного Прутского похода Азов был отдан туркам.

Долгие годы на территории Азова не слышен был звон православных колоколов. И лишь в результате очередной русско-турецкой войны Азов был занят в 1769 году русскими войсками и с тех пор навсегда отошел к России.

Главной городовой соборной церковью Азова должна была стать церковь, освященная во имя св. апостола Андрея Первозванного. Строилась церковь гарнизонными солдатами и посошными людьми в 1769-1770гг. из суммы, выделенной правительством на фортификацию Азова. Церковь строилась как временная из бутового дикого мелкого камня на глине, с деревянным полом и потолком, с небольшой кровлей, покрытой тесом.

А в не крепости, за крепостным валом, в солдатском форштадте располагалась приходская гарнизонная церковь – Успения Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1771 г. «коштом 1–го Азовского батальона по благословению Его Преосвященства Тихона епископа Воронежского и Елецкого».

О последующем состоянии этой церкви известно, что в 1834 г. Во время большого пожара в Азове сгорели 68 домов, 12 лавок и церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В ведомости посада Азовского за 1824 год записано, что в посаде «церквей-2», а жителей 888 человек.

Перед революцией в городе Азове было три православных храма. Самый величественный из них - Свято-Успенский, стоял на центральной площади города. Теперь это Петровская площадь, а на месте церковного алтаря в конце 1990-х годов был установлен памятный камень. Колокольня храма возвышалась на 25 метров. Храм строился всем миром – на средства горожан, при активном участии казачества, купечества, деловых кругов города. Успенский соборя влялся доминантой в архитектурно-градостроительном ансамбле. В расположенном рядом с храмом некрополе были захоронены выдающиеся горожане, внесшие заметный вклад в развитие Азова. Здесь же находилась и могила знаменитого городского головы Виссариона Мышкина.

В послереволюционный период начались трагические годы гонений на Русскую Православную Церковь и Свято-Успенский храм в 1936 году был закрыт. В это же время началось и его разрушение. Та же печальная участь постигла и кладбище.

В крепостной части города до начала XIX-го века существовала церковь Андрея Первозванного. В 1810 году она была упразднена и на спуске к порту была построена церковь Александра Невского. Этот храм так же был разрушен  в годы воинствующего атеизма. Но еще в 1940-х годах в подвале разрушенной церкви проводились службы.

На территории за городским Дворцом Культуры находился храм Усекновения Главы Иоанна Предтечии кладбище...

Кроме трёх обычных храмов, в Азове была деревянная полковая Алексеевская церковь 235-го Азовского учебного пехотного полка. В части храма позднее размещались столярные мастерские школы №3,  которые «по ветхости» были разобраны.

Была ещё часовня в больничном городке и даже в мужской гимназии была своя гимназическая домашняя церковь.

После закрытия и осквернения святынь деятельность православной общины в городе продолжалась ещё некоторое время, и только в 1961 году властям удалось полностью её остановить. Православные люди стали посещать близлежащие к Азову храмы, и лишь через 27 лет в городе вновь был образован первый приход Русской Православной Церкви.

Православные храмы города Азова входят в состав Азовского благочиния Ростовской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата.

Правящий архиерей (с 27 декабря 1995 года по настоящее время) - Пантелеймон, Архиепископ Ростовский и Новочеркасский (в миру Долганов Анатолий Иванович).

Благочинный – протоиерей Алексий Демидов, настоятель Свято-Вознесенского прихода г. Батайска.

Свято-Троицкий храм

Адрес: 346783, Ростовская область, г. Азов, ул. Московская, 260.

Телефон: (86342) 6-57-99

Богослужение: Всенощное бдение в субботу в 16.00, Божественная литургия в воскресенье в 7.30. В пятницу в 16.00 – акафист (заказн.), в субботу в 10.00 - панихида.

Духовенство: настоятель – протоиерей Сергий Бабенцев; иерей Димитрий  Дорошенко, иерей Николай Чапкий, иерей Михаил Бабенцев.

Престольный праздник – День Святой Троицы. Пятидесятница. Приделы: Святой Троицы, Казанской иконы Божией Материи преподобного Сергия Радонежского.

Святыни: Азовская икона Божией Матери и икона с мощами преп. Амвросия Оптинского.

Из истории храма:

История Свято-Троицкого прихода началась в 1989 году. В этот год азовчане, посещавшие богослужения в Свято-Покровском храме села Кагальник, обратились в органы местной власти с просьбой открыть православный храм в городе. Разрешение было получено не сразу, для этого верующим пришлось ездить в Москву. Для организации молитвенного дома местные власти передали приходу небольшое здание, которое было отремонтировано силами самих прихожан. В скором времени в Свято-Троицком молитвенном доме стали регулярно совершаться богослужения. Но маленькое здание молитвенного дома не могло вместить всех прихожан, и тогда было принято решение о строительстве нового Свято-Троицкого храма.

18 августа 1989 года был выделен участок под его строительство. 2 февраля 1990 года уже был построен малый храм. И в этом же году начали подготовку к строительству большого храма. В 1991 г. заложен и начал строится Свято-Троицкий храм. В 1995 году, несмотря на то, что строительство еще не было завершено, богослужения стали совершаться в новой Свято-Троицкой церкви. В 2000 году было закончено строительство колокольни, на которой установили колокола, отлитые в Воронеже. В 2001 году стены храма обложили кирпичом, было проведено благоустройство подворья. Но самые главные работы проводились в 2004 году, когда была проведена реконструкция и капитальное переоборудование всего храма, крыша была покрыта листовой медью, установлен резной пятиярусный иконостас. Этот трудоёмкий процесс закончился успешно, и все трудности остались в прошлом. В 2007 году была начата роспись храма, которая в основном уже закончена. Но работы ещё очень много, как в самом храме, так и в Просветительском центре, где будут классы, аудитории и мастерские.

При храме действует лицензированная воскресная школа, опекается детская колония ИТК-4 г. Азова. Работает Православный Духовно-Просветительский Молодежный центр; выпускается «Листок Просветительского центра», периодически издаётся газета «Азов Православный»; открыты курсы просфорников, работает факультатив церковно-хорового пения.

Храм Азовской иконы Божией Матери

Адрес: 346783, Ростовская область, г. Азов, ул. Макаровского, 25-Б.

Телефон: 8-(863-42)-5-65-55. E-mail: mail@azovhram.ru

Сайт: www.azovhram.ru

Богослужение: в субботу и накануне праздничных дней –в 15.00, Божественная литургия –в 8.00.

Духовенство: настоятель – протоиерей Александр Мирошниченко, иерей Иоанн Гущин.

Престол: Азовской иконы Божией Матери.

Из истории храма:

В 1993 г. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров) одобрил и благословил открытие нового прихода в честь Азовской иконы Божией Матери.

Молитвенный дом Православной общины был обустроен в 1994 году в здании бывшего летнего кинотеатра «Дон» на ул. Свердлова, в котором послере монта и стали совершаться богослужения.

Проект храма начал разрабатываться в 1996 году. Начало строительства храма Азовской Иконы Божией Матери в декабре 1998 году освятил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. Но строительство приняло затяжной характер. И только со второй половины 2005 года началось активное строительство храма.

Новый храм получил статус полкового. Темпы его возведения, после длительного застоя, поистине уникальны. С самого начала строительства был создан Попечительский совет, в который вошли депутаты Азовской городской думы и руководители ряда крупных предприятий города. Возглавил Попечительский совет заместитель губернатора Ростовской области, атаман Всевеликого Войска Донского В. П. Водолацкий, а заместителем председателя Попечительского совета стал мэр города С. Л. Бездольный. Строительство храма Азовской иконы Божией Матери было общенародным проектом. Храм был воздвигнут на народные деньги. Практически ни один азовчанин не остался безучастным. Многие отдали однодневную зарплату на строительство, сами участвовали в строительстве. Предприниматели и владельцы крупных предприятий оказывали материальную помощь стройке.

К Первому международному съезду православной казачьей молодежи, который проходил 1-3 сентября 2006 года, были полностью возведены стены храма и колокольни, установлены три купола на храм и купол на колокольню. Высота церкви вместе с куполами составляет более 30 метров. Храм рассчитан на одновременное посещение около 300 прихожан.

14 октября 2006 года у возведённого Полкового храма Азовской Иконы Божией Матери состоялся молебен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

23 марта 2007 года состоялась торжественная установка полутораметрового колокола – благовеста «Князь Владимир» весом 1270 кг, отлитого по старинным технологиям в городе Каменске-Уральском. Колокол подарил азовчанам губернатор Ростовской области В. Ф. Чуб и посвящен о н Азовскому осадному сидению донских казаков.

Первая служба в храме состоялась в ночь с 7 на 8 апреля 2007 года в день Святой Пасхи.

Вокруг при храмовой площади нет забора, аллея украшена декоративными цветами и деревьями. Вечером на этой территории собираются родители с детьми, рядом облюбовали территорию подростки на роликовых коньках.

Часовня святого Луки (Войно-Ясенецкого)

Адрес: г. Азов, Петровский бульвар (на территории Центральной Городской Больницы).

Время работы: понедельник - суббота: 8.00-17.00, воскресенье: выходной.

Каждую среду в 11.00 совершается водосвятный молебен с акафистом.

История часовни восходит к временам 1912 года, когда к городскому голове Виссариону Ивановичу Мышкину пришёл азовчанин Михаил Головской и предложил построить часовню на те небольшие сбережения, которые у него имелись. Денег на постройку было мало, но благодаря помощи некоторых состоятельных граждан строительство началось.

Часовню выстроили за год при городской больнице. Она просуществовала до 1920-х годов. С приходом советской власти её разорили: сбили крест, купол, и приспособили под хозяйственные нужды.

В 2003 году к глав врачу ЦГБВ. В. Бридковскому обратился настоятель прихода Азовской иконы Божией Матери, отец Александр Мирошниченко, с предложением о восстановлении и о кормлении часовни. Ответ был получен одобрительный и от предпринимателей города и прихожан храма стали поступать взносы для восстановления часовни. При проведении реставрационных работ был использован старый кирпич, чтобы она не отличалась от ранее построенной.

Открытие часовни состоялось 1 октября 2005 года. Освящал её архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон в честь памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), известного хирурга. Часовня является единственным в Азове культовым сооружением, сохранённым с дореволюционного периода.

Часовня св. блаженного Павла Таганрогского

Строительство велось на средства Ростовского Епархиального управления на территории Азовской исправительной колонии. Обряд освящения 5 мая 2008 года провёл архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. Храм находится на территории учреждения. Доступ населения к нему закрыт.

Есть в Азове и другие церкви и приходы, но все они не входят в состав Русской Православной Церкви, и большинство из них является либо сектами, либо авантюрными общинами. Зачастую многие жители и гости Азова воспринимают, как православный храм тот, который расположен на спуске Александра Невского и носит наименование храма «Азовской иконы Божией Матери» (не путать с полковым храмом). На самом деле община этого храма является приходом Черно-морско-Кубанской Епархии, так называемой «Русской Истинно-Православной Церкви», которая никакого отношения не имеет ни только к Русской Православной Церкви, но и к Русской Православной Зарубежной Церкви. Здание храма заложено в 1992 году. На протяжении многих лет ведутся достроечные работы. Купол церкви хорошо просматривается с реки Дон и с Алексеевского крепостного вала.

Памятные православные места

Кампличка. (ул. Энгельса, 26/спускНевского).

Рядом с местом разрушенной церкви Александра Невского во дворе жилого дома стоит кампличка (миниатюрная часовенка для иконы) в виде каменного надгробия с крестом. По имеющейся информации, она находится во дворе бывшего дома священника.

В настоящее время дом разделён на четыре хозяина, на территории одного из которых и находится сохранившаяся кампличка, которую хозяин, без ведома работников отдела культуры, «обустроил» обложив кирпичом.

Крест-оберег, (ул. Московская/Объездная дорога).

Установлен при въезде в город 14 октября 2005 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы: чтобы хранил нас от невзгод, как Покров Божией Матери, и приглашал в Азов всех, кто идёт к нам миром. На кресте написано: «Спаси Господи людей Твоих и благослови всё, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты». Суть креста-оберега подчеркивает надпись под ним: «Да хранит Господь град сей».

Освятил крест благочинный церквей Азовского округа протоиерей Алексий Демидов. Ранее поклонный крест благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Поклонный крест не только новый символ Азова, но и его оберег. Это подарок Азову от казаков Всевеликого Войска Донского. Крест выполнен в русском стиле, его высота составляет 3 метра, а весит он одну тонну. В ночи крест и надпись сияют неоном.

«Иисус Христос и самаритянка». (Территория полкового храма АИБМ).

Скульптурная композиция – подарок городской администрации к светлому празднику Пасхи, установлена 24 апреля 2008г. В композиции воспроизведён библейский сюжет. Как гласит легенда, на пути из Иудеи в Галилею Христос остановился отдохнуть у источника, называемого колодцем Иакова, и некая молодая женщина, пришедшая набрать воды из колодца, была удивлена просьбой Христа-дать ему напиться. Поведав женщине, живущей во грехе, о воде жизни, Иисус открыл ей веру истинную. «.. .Кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую я дам ему, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, гл.4, 13). Именно этот диалог иллюстрирует установленная скульптура.

Попечительский совет храма, рассмотрев множество проектов, остановил выбор именно на этой скульптурной группе, так как она соответствует месторасположению, и к тому же представляет собой небольшой фонтан –из облицованного декоративным камнем, стилизованного источника-колодца, струится вода.

Могила протоиерея Н. И. Браиловского. (Территория полкового храма АИБМ).

17 июля 2008 года при проведении работ по прокладке коммуникаций на Петровской площади на месте алтарной части разрушенного Успенского Собора было случайно обнаружено захоронение священнослужителя. По проведённым тщательным исследованиям сотрудниками Азовского историко-археологического и палеонтологического музея – заповедника с большой вероятностью удалось определить, что найденные останки принадлежат священнику Николаю Ивановичу Браиловскому, умершему 29 апреля и похороненному 1 мая 1901 г. (по старому стилю) в возрасте 70лет.

За радение в службе и особые заслуги на благо церкви, было решено с согласия Епархиального Начальства похоронить Н. И. Браиловского в ограде Соборной Успенской церкви. О священнике Браиловском по имеющимся документам известно, что служил в Соборной Успенской церкви посада Азов в 70 – 90 – х гг. XIX в. На 1901 г. Он был по возрасту за штатом церкви, но совершал по необходимости обряды крещения, венчания, отпевания и пр. В Епархиальных Ведомостях Екатеринославской губернии за 1878 г. В списках священников окончивших курс Богословских наук и назначенных произносить проповеди собственного сочинения значится и Николай Браиловский. Своё домовладение, располагавшееся на углу улицы Александровской и Мельничного переулка (ныне угол улицы Дзержинского и улицы Измайлова) Николай Иванович завещал родному сыну – Потомственному Почётному Гражданину Гавриилу Николаевичу Браиловскому. Позже, в 1917 г. Его сын стал исполняющим должность Городского Головы посада Азов.

9 октября 2008 года в полковом храме Азовской иконы Божией Матери благочинный Азовского округа протоиерей Алексий в сослужении с настоятелем храма протоиереем Александром отслужили панихиду в память о священнике Николае Брайловском.

Останки священника Николая Брайловского перезахоронили на территории полкового храма Азовской иконы Божией Матери, согласно установленному порядку Русской Православной Церкви.

Успенской Соборной церкви (Петровская площадь) Памятный знак в виде камня. На накладной доске надпись: «Этот камень установлен и освящён 14 октября в 1999г. на месте разрушенной в 1932г. Успенской Соборной церкви XIXв.».

Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. (Сквер «Юность»).

Памятный знак в виде камня установлен в глубине сквера. На накладной доске надпись: «Этот памятный камень установлен 17 ноября 2000г. На месте  разрушенной в 30-е годы XX века кладбищенской церкви усекновения главы Иоанна Предтечи».

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024.jpg  1Благоустройство1 2024ГодДобрыхДел1
1Новости qr code

2         425