Включить версию для слабовидящих

Казачья одежда от императоров

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Агафонов, О. Шапки из черных смушков: Казачья одежда от императоров /О. Агафонов //Родина. – 2011. - № 7. – С. 25-26.

63Павел I оставил заметный след в развитии казачества. С его именем связано рождение лейб-гвардии Казачьего полка и установление первой форменной казачьей одежды, которая существовала не только на бумаге, но и в жизни. Первоначально она была установлена в 1796 году для казаков лейб-гвардейцев и состояла из меховой шапки, кафтана, полукафтана, плаща, кушака, шаровар и сапог. При ее создании учитывали обычаи, привычки и традиции казачества, но также отдали дань немецкой моде. Это нашло во введении галстуков и перчаток с крагами, меховой шапки со шлыком – свисающим набок верхом, наподобие головного убора прусских гусар. Сходство с гусарами усиливалось расшивкой офицерской формы двойными серебряными шнурами в шесть рядов и украшениями на шапках. Но в отличие от гусар лейб-казаки носили не обтягивающие штаны (чакчиры) в сапоги, а свободные шаровары с небольшим напуском на сапоги. Эта форма одежды не вызвала отторжения у придворных донских казаков, и с наступлением XIX века возникла идея распространить одежду такого покроя на все служилое донское казачество. Как известно, решения по вопросам униформы принимались непосредственно императорами.

Документ, устанавливающий новую форменную одежду, датирован 18 августа 1801 года и подписан генерал-адъютантом графом Ливеном. В нем отмечается: «Государь император указать соизволил, чтоб Донского войска козаки (когда изношены будут нынешние их мундиры) в домах своих имели следующую одежду. Чикмень или кафтан темно-синий с выпушкою на воротнике и общлагах, равно и вкладку по шароварам сукна красного, и дозволяется носить шаровары в сапоги. Шапки из черных смушков вышиною в 5-ть вершков, с красным верхом обыкновенной формы…» У истоков одной и той же казачьей форменной одежды стояли два российских императора, отец и сын, - Павел I и Александр I.

Новой «домашней» форменной одежде была уготована долгая жизнь. Во-первых, она оказалась тёплой и удобной и соединила все бекафтан и полукафтан, органично дополнявшийся свободными шароварами с высоким верхом. Во-вторых, эта форменная одежда была овеяна славой в сражениях Отечественной войны 1812 года и стала символом доблести и мужества. В разные годы она дополнялась петлицами, погонами, эполетами и другими знаками различия, неуклонно превращаясь в строевую униформу.

В-третьих, она последовательно, с некоторыми изменениями, распространялась на все степовые войска. Признанный повсюду длинный чекмень со стоячим воротником и застёжкой на крючки с удовольствием носился даже в начале XX века.

При Николае I чекмень стал не только повседневной, но и парадно-выходной одеждой. В парадном исполнении он стал немного короче (длина полы 18 см). К традиционной папахе добавилась фуражка—без козырька у нижних чинов и с козырьком у офицеров. Закрепляются цвета чекменей по войскам, в основном—тёмно-синие, у оренбургских казаков—тёмно-зелёные; регламентируются погоны у нижних чинов.

При Александре II к строгости и функциональности казачьего костюма добавилась ещё и красота. У степовых казаков в качестве головного убора вводятся невысокие папахи. В списке обязательных вещей появляются офицерский шарф—общий всем войскам для парадных форм и кушак из шёлковой цветной материи—для всех прочих форм. Вводятся офицерские галунные погоны с просветами (у генералов с зигзагообразны музором).

На основе чекменя в 1867 году разработали типовой парадный мундир степовых казачьих войск, с закруглённым воротником, обшлагами с мыском (с 1875-го—прямыми), отрезной юбкой, имевшей сзади шесть продольных складок. При этом вводится в официальное употребление термин «лампас», взамен прежней выкладки.

Такие же по покрою мундиры гвардейских казаков (алый, голубой и малиновый) с двойными белыми петлицами на воротнике и обшлагах в 1867 году украсили восемью рядами петель из шнуров, с застёжкой на костыльки, жёлтого цвета улейб-казаков, белого у атаманцев (с 1878-го—жёлтых) и уральцев. Длинные петли с обоих концов завивались тремя кольцами: одно в середине, продолжая петлю, и два по бокам. К цветным мундирам полагались тёмно-синие шаровары с двурядным лампасом приборного цвета.

Следует отметить, что при Александре II были окончательно установлены цвета мундирного и прикладного сукна: Донскому казачьему войску присваивались соответственно тёмно-синий и алый, Уральскому—тёмно-синий и малиновый, Астраханскому—тёмно-синий и жёлтый, Сибирскому—тёмно-зелёный и красный, Семиреченскому—тёмно-зелёный и малиновый, Оренбургскому—тёмно-зелёный и светло-синий, Забайкальскому и Амурскому—тёмно-зелёный и жёлтый.

64Александр III провёл эксперимент с казачьей форменной одеждой, не затрагивавший гвардию. На гвардейских мундирах только стало меньше украшений, отменили шнуры. Чекмень был оставлен в употреблении, но в казачьих степовых войсках вместо короткого мундира установили длинный мундир-татарку, папахи стали повыше и имели сужение к верху.

Николай II вернул степовым казакам их прежний традиционный вид. Начало преобразованиям было положено при проектировании форменного костюма нового четырёхсотенного лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. В 1907 году для его чинов установили следующую форму одежды: папахи чёрные и фуражки с верхами цвета парадных однобортных мундиров на крючках, которые, в свою очередь, шились из сукна прикладного цвета, присвоенного войскам (малинового, красного, голубого и жёлтого), с белым кантом на воротниках и обшлагах и эполетами на плечах; повседневные мундиры (с погонами) были тёмно-синего цвета, такими же, как и шаровары. В 1909 году провели полное переобмундирование всех степовых войск в парадную форму мирного времени, которая повторяла существовавшую при Александре II. Казачьи папахи сохранили прежний покрой и размеры. Фуражки были двух типов—зимние (цветные суконные, с 1910-го у нижних чинов без козырька) и летние (защитные с козырьком). Мундир со стоячим закруглённым воротником и пришивными обшлагами мыском; на них—серебристые петлицы у офицеров и белевые у казаков. Для всех чинов вводились серо-синие (носились тёмно-синие) шаровары с лампасами прикладного цвета, которые заправлялись в чёрные сапоги.

После крушения Российской империи и в последующие годы императорскую казачью форму сделали символом контрреволюции. Однако синие шаровары с красными лампасами и чёрные папахи с алым верхом продолжали носить «красные» казаки, а как официальные предметы форменной одежды— личный состав 1-го Конного корпуса Червонного казачества. В апреле 1936-го казачью парадную форму дореволюционного образца возвратили вновь образованным донским казачьим частям. При этом мундир на крючках был назван казакином, сзади он имел не шесть, а восемь продольных складок. На воротнике-стойке нашивались кавалерийские петлицы с обозначением звания. На рукавах командного состава на 2,5 см выше мыска нашивались знаки различия. Шаровары лампасами имели покрой общеармейских брюк. В качестве головных уборов устанавливались традиционные чёрная папаха и цветная фуражка с красной звездой. После ликвидации казачьих частей эта форма стала достоянием музеев и шкафов.

В конце XX века возрождающееся качество символично оделось в чекмени, дореволюционные парадные мундиры и шаровары с лампасами, вернуло в современную жизнь «дедовские» цветные фуражки, папахи и многое другое. Эти традиционные предметы одежды были закреплены с небольшими изменениями в качестве официальной форменной одежды в Указе Президента РФ № 447 г 24 апреля 1998 года. Через 11 с небольшим лет новым Указом Президента РФ № 171 от 9 февраля 2010 года многовековая форменная одежда полностью восстановлена в качестве особо парадной.

Итак, совсем скоро дорогим казачьему сердцу чекменям, мундирам, папахам, фуражкам и неизменным шароварам с лампасами исполнится 210 лет. Срок достаточный для проверки временем новаций Павла Петровича и Александра Павловича.

     

Администрация ГодНауки

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024.jpg  1Благоустройство1 2024ГодДобрыхДел1
1Новости qr code

2         425