Включить версию для слабовидящих

Петр Первый в искусстве

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

ОБРАЗ ПЕТРА В ИСКУССТВЕ

   Фигура Петра вызвала к жизни множество произведений художественного творчества.
   В художественной литературе к личности Петра I обращались А.С. Пушкин, Д.С. Мережковский, А.Н. Толстой.

Памятник Петру

   Самое легендарное воплощение образа императора — конная статуя Этьена Фальконе, получившая название «Медный всадник» благодаря одноименной поэме Пушкина.
    Памятник «Медный всадник» расположен здесь не случайно. Екатерина II настояла на этом, потому что рядом расположено Адмиралтейство, которое основал император. Изготовил памятник французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, которого рекомендовали Екатерине Дидро и Вальтер. Подготовка гипсовой модели памятника заняла целых двенадцать лет, а отливка статуи оказалась такой сложной, что долгое время никто не хотел браться за эту работу.
    Наконец, пушечных дел мастер Емельян Хайлов взялся за этот технологически очень сложный проект и отлил статую за три года. А Екатерина на постаменте начертала «Екатерина II Петру I», тем самым, подтверждая свою приверженность петровским реформам. Вес памятника восемь тонн, высота – более пяти метров. Хотя его Пушкин и назвал «Медный всадник», отлит он из бронзы. Но это название так прижилось, что стало почти официальным. А сам памятник является одним из символов Санкт-Петербурга.
    Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

Таганрог Петр

   В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

Петр плотник

В 1918–1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник. Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.

Церетели Петр

   Монумент Зураба Церетели на Москве-реке установлен в честь 300-летия российского флота в 1997 году.
   В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.
   Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.
    Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

   Петровская эпоха вдохновляла творчество русских художников.

Репин Илья Репин Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты

   Район Лефортово в Москве когда-то называли Немецкой слободой. В те времена там жили не только немцы, но и люди других национальностей, которые приезжали в Россию, подолгу здесь жили и работали. “Немцыми” (от слова “немой”) на Руси называли всех иностранцев, не говоривших по-русски.
   Неподалёку от Немецкой слободы располагалось село Преображенское, где молодой Пётр устраивал бои для “потешных” солдат. Повоюют, “поиграют в войну” и отправятся в Немецкую слободу, где после учебных боёв друг Петра, Франц Лефорт, устраивал пиры. По нескольку суток не ложились спать!
   Пётр, которому нравилось проводить время с размахом и шумом, пытался приохотить к ним и старшего брата Ивана. Однако царю Ивану всё иностранное не нравилось, да и мало что могло его обрадовать: он был нездоров. На картине видно, как Пётр радуется кривляющемуся шуту, а хмурый Иван отворачивается от брата.
   За иностранцами – они смотрят на Петра – видны солдаты “потешного” царского войска в зелёных мундирах иноземного образца. Преображенцы терпеливо ждут, когда их командир вспомнит о них.
    Возле петровских солдат – стрельцы в красных кафтанах. Они сопровождают царя Ивана Алексеевича.

Суриков УтроВасилий Суриков Утро стрелецкой казни (1881)

   Долгое время стрельцы были основой русской армии, защищавшей Русь от врагов. Они считали себя большой силой, которая может всё: кого захотят, царём поставить, безнаказанно казнить знатного боярина. Вели себя стрельцы дерзко, будто и не было царя на Руси.
    Но царём на Руси был Пётр I. На картине он, восседая на коне, с гневом смотрит на арестованных стрельцов.
    С детства Пётр помнил бунт, когда стрельцы устроили кровавую расправу над его родственниками – боярами Нарышкиными. На трон они хотели посадить сестру Петра, Софью.
   Молодой царь решил положить конец своеволию стрельцов, казнить зачинщиков бунта, а остальных отправить из Москвы на окраины державы.
    На картине за Петром I виден строй солдат нового образца. Они верны царю и пойдут за ним в огонь и воду. Вместе с ними царь и шведов победит, штыками прокладывая дорогу к Балтийскому морю, и на защиту новой столицы – Санкт-Петербурга – встанут.
    Много стрельцов казнили в то утро на Красной площади. Уходила в прошлое старая Россия – с кровью и слезами…

Кившенко Полтавский бойАлексей Кившенко Полтавский бой. Шведы преклоняют знамёна перед Петром I. 1709 год.

   27 июня 1709 года состоялся крупнейший бой в ходе Северной войны. Когда Полтавское сражение завершилось, шведы склонили свои знамёна перед победителями.
   В 1708 году Карл XII принял решение атаковать центральную Россию – и захватить Москву. Во время похода он повёл армию на Украину, гетман которой перешёл на сторону шведов. Измена Мазепы была болезненно воспринята в России: он был лишён звания кавалера ордена Андрея Первозванного. Для Мазепы сделали орден Иуды, предали его анафеме, а чучело протащили по улицам – и “повесили”. Мазепа оказался плохим союзником и для Карла. Вместо 20 тысяч казаков, он выставил две.
   Гетманом Украины был избран Иван Скоропадский – на картине он неподалёку от царя.
   Шведы пошли в наступление до рассвета, но были встречены казачьей и калмыцкой конницей под командованием Меншикова.
   Так начался Полтавский бой. Был момент, когда под напором шведской пехоты наши полки дрогнули. И Пётр сам повёл в бой русских солдат.
   Карл XII пытался воодушевить своих воинов личным присутствием. Но ядро разбило повозку короля, и он упал. Король приказал посадить себя на скрещенные пики, чтобы все видели его, но и это не подняло боевого духа шведских воинов. Под натиском русских шведы начали отступление.
    В сражении шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми. Русские – почти в семь раз меньше. 18 тысяч шведов было взято в плен.

ЛагориоЛев Лагорио На берегу пустынных волн…1897

   Лев Лагорио назвал свою картину строчкой из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”. На ней изображён молодой царь Пётр I.
  По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра – Санкт-Петербургом.

ВенециановАлексей Гаврилович Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

Серов ПетрВалентин Серов. Пётр I 1907

   Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город – будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.
   Пётр I хотел перенести столицу России из Москвы в другой город. Но, по его мнению, подходящего для этой цели города не было. Значит, его нужно построить!
   Северная война помогла решить этот вопрос. С одной стороны, город должен был надёжно защищать от шведов российские северные земли – и на суше, и на море.
   Значит, нужно построить военный флот, чтобы с его помощью “расчистить путь” к Балтийскому морю. С другой стороны, с невских берегов – ближе к Европе. Отсюда кораблям легче добираться до Германии, скандинавских стран, Голландии и Англии. Да и у балтийских берегов сподручнее принимать заморских купцов…
   Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: “Здесь городу быть”. Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат – главное государственное учреждение России.

ШамшинПётр Шамшин. Пётр Великий спасает утопающих на Лахте 1844

   Лахта – залив на берегу Финского залива и исторический район в Санкт-Петербурге.
  В начале XVIII века близ Лахты находилась усадьба Петра I “Ближние Дубки”. Здесь в ноябре 1724 года Пётр I спасал попавших в беду людей.
  5 ноября 1724 года царь из Дубков возвращался в Петербург и вдруг увидел, как плывущий из Кронштадта небольшой корабль с солдатами сел на мель. Пётр велел приблизиться к судну и стал помогать солдатам стаскивать бот с мели, спасая тех, кто сам не мог выбраться из воды.
   Стоя по пояс в холодной воде, он простудился и оправиться от недуга уже не смог. 28 января 1725 года Пётр I умер.
   Там, где произошло трагическое событие, была построена часовня. Под охраной находилась и “Петровская сосна” (к настоящему времени не сохранилась).
   В 1909 году в честь спасения императором тонущих людей был установлен памятник.

СуриковВасилий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро.

АйвазовскийИван Айвазовский. Пётр I при Красной Горке зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим 1846

   Картину “Пётр I при Красной горке зажигает костёр для подачи сигналов флоту” художник Иван Айвазовский написал в 1846 году, а изобразил на ней события, которые произошли за 132 года до этого. Сейчас эта картина хранится в Государственном Русском Музее.
   Форт Красная горка – морская крепость.
   Пётр I построил целую систему Кронштадтских фортов для обороны столицы Российской империи.
   …На Балтийском море начался страшный шторм. Яркие вспышки молний лишь на мгновение выхватывали корабли из ночной тьмы. Огромные волны поднимали их вверх и бросали вниз, словно лёгкие щепки.
   Как же узнать, где берег, как не налететь на острые скалы? Кто подаст морякам, попавшим в беду, сигнал и спасёт, казалось бы, от неминуемой гибели в морской пучине?
   Спасителем оказался царь Пётр I. Стоя на высоком берегу, он зажёг яркий костёр, и взметнувшееся в ночное небо пламя, как маяк, указало морякам, куда им плыть. Решительные и умелые действия Петра Великого спасли морякам жизнь.

См. также:

Русская история в картинах. – Режим доступа: http://ucrazy.ru/foto/1462027036-russkaya-istoriya...tr-velikiy-1682-1725-gody.html

Пётр I: биография в портретах. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/205263/pyotr-i-biografiya-v-portretakh

 

 

 

 

2     425    facebooklarger