Включить версию для слабовидящих

Азовские электросети

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

 

Азовские электросети //Друшляков, В.Ю. Купола. Часть 1 /В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.56-63.: ил.

  В начале XIX века Азов представлял из себя - «захудалый городок», как говорил современник. Освещали улицы редкие керосиновые лампы, своим тусклым светом. Часть керосиновых ламп под покровом ночи расхищалось злоумышленниками, которые воровали керосин и при этом увечили фонари. Городская управа с целью экономии средств, в том числе по причине расхищения фонарей, установила небольшой промежуток времени для освещения, всего два-три часа в сутки. Редкие фонари гасили, и на город опускалась непроглядная темень.
  Газета «Приазовский край» в 1906 году писала: «Когда же, наконец, придет желанная пора и мы освободимся от тьмы кромешной, которая долго царит над нашим грязным осенью и пыльным летом городком, освещенным старыми примитивными фонарями?».
  До 1909 года фонари обслуживал некий азовчанин Кваша по договору с городской управой, а с 1909 года обслуживанием фонарей занималась контора некоего В.Я. Асмуса. О несовершенстве фонарей пишет газета «Голос Приазовья». «...на углу Петербургской улицы и Петровского проспекта загорелся керосиново-калильный фонарь. Зрелище это привлекло массу гуляющей в то время публики. Через десять минут раздался страшный, подобно оружейному выстрелу, взрыв и публика в паническом страхе побежала в разные стороны. Когда дым рассеялся, резервуар и колпак фонаря разорвало и исковеркало. К счастью, никто из публики не пострадал».
  Принявший у В.Я. Асмуса «под присмотр» освещение города, член городской управы Семен Ильич Иващенко, тоже не смог навести должный порядок в освещении улиц города. Как пишет та же газета, Иващенко не успевал отбиваться от жалоб горожан на плохое освещение города. В одном из таких ответов через газету он пишет: «От бешеных собак, разумеется, никто из нас не застрахован, и в любое время мы можем подвергнуться их нападению, так точно мы не застрахованы от людей, могущих во всякое время, от нечего делать, вылить ушат грязи на какую угодно личность. Что же касается указанных в письме случаев не горения фонарей в пасмурные ночи, то это произошло потому, что в лунные ночи производится ремонт и чистка фонарей, которые на это время остаются без керосина, и так как в те дни дождевые тучи появились на небе вечером и неожиданно, то не было возможности приготовлять фонари к зажиганию в тот же вечер: развозка и наливка керосина в фонари, требует более трех - четырех часов».
  В ноябре 1910 года в городскую управу поступило предложение «от физика - механика А. Лыскина из Керчи» о предоставлении ему комиссионного устройства электрической станции для освещения Азова, с эксплуатацией ее не менее 15 лет и переходом потом в собственность города. Приятно всполошившаяся городская Дума этим предложением, чтобы не попасть впросак, решила наиболее сведущих в этом вопросе думцев направить в другие города: посмотреть и узнать, как там живут люди после захода солнца. На этом электрическое возбуждение думцев окончилось.
  В марте 1911 года в Азов пришли новые люди со своими предложениями по устройству электростанции. Это были электротехник Василий Иванович Буссе и его компаньон Сергей Иванович Дядькин. Они убедили Градоначальника В.И. Мышкина и членов городской управы заключить с ними выгодный для города договор на строительство электростанции в Азове и ее эксплуатации в течение 24-х лет, то есть до 1936 года.
  По этому поводу была создана комиссия из гласных думы, чтобы служить, прежде всего, зонтиком коллективной безопасности, так как думцам не раз приходилось попадать впросак, в том числе по вопросу электроснабжения города. В случае чего, призвать к ответу комиссию за ее просчеты в таком новом тогда деле, как электричество, было гораздо сложнее, чем одного ответственного лица. В начале апреля 1911 года думская комиссия определилась с территорией города нуждающейся в освещении и с количеством электрических фонарей.
  24 июня 1911 года был утвержден проект договора на устройство в Азове электрического освещения на концессионных началах. 11 июля 1911 года был заключен договор между городом Азовом и концессионерами компании «Дядькин и Буссе» под залог в 3000 рублей. В тридцати девяти пунктах договора городская Дума учла все, что было нужно городу. В числе пунктов были жесткие условия, предъявляемые концессионерам, а также и подробное описание места строительства электростанции.
  Электростанцию, дизельную, начали строить в 1911 году.
  Первая электроэнергия на улицах и в зданиях Азова появилась в 1916 году. Дизельная электростанция была построена в Азове благодаря энергичной деятельности и неутомимому труду Городского Головы, Виссариона Ивановича Мышкина (1906 - 1913 гг.). После смерти В.И. Мышкина местная городская газета «Эхо Азова» опубликовала некролог. Вот выдержка из него. «... Всем, что имеет теперь Азов, всем, что сделало из маленького, утопающего в грязи и темноте, забытого Богом и людьми городишки, всем этим мы обязаны Мышкину...»
  Необходимо отметить, что на грандиозные планы В.И. Мышкина, в том числе на строительство электростанции, нужны были немалые деньги и Городская Дума поддержала своего Голову взять заем, который оказался результативным.
  Руководил строительством первой в Азове электростанции Сергей Иванович Потатуев. Он окончил электротехнический факультет Гамбургского университета. Практику проходил на строительстве электростанций в Дании и Норвегии. После первой русской революции 1905 года Сергей Иванович возвращается на родину, становится профессором университета. В 1910 году С.И. Потатуев приезжает в Азов и руководит строительством одной из первых на Дону дизельных электростанций. Строительство электростанции началось в 1911 году, а закончилось в 1916 году. Электростанция с генератором постоянного тока 36,5 кВт ступила в строй. Двести фонарей, расположенных на центральных улицах - Московской, Петербургской и Бульварной (Петровском проспекте) - освещали город Азов.
  Кроме того, что С.И. Потатуев руководил строительством электростанции, он был заместителем директора (Директор Григорий Александрович Дудкин) по учебно-производственному обучению ремесленно-технического училища. Почти все монтажные и наладочные работы на электростанции, с его легкой руки, выполняли учащиеся ремесленно-технического училища. Для них это была хорошая практика, как для будущих: слесарей, станочников и механиков по ремонту различного оборудования.
  В 1925 году городские электростанция и водопровод были объединены в одно производственное управление со штатом в сорок рабочих и служащих. Его директором был назначен Георгий Константинович Столяров.
  ...Прошли времена яркого, деятельного градоначальника Виссариона Ивановича Мышкина, революция 1917 года, ГОЭЛРО (Государственная электрификация России), Великая Отечественная война 1941-1945 гг., и множество других потрясений нашей страны. Несмотря на то, что Единая Энергетическая Система в стране развивалась довольно успешно. Азовским электросетям не уделялось должного внимания, поэтому состояние, хоть и развивающихся сетей, в целом ухудшалось.
  Развитие городских сетей осуществлялось бессистемно, в основном за счет потребителей промышленной зоны Азова. Опыт «Ростовоблкомунэнерго» подсказывал, что, Азовские районные сети нужно выделить в самостоятельное предприятие. С таким предложением власти города Азова вынуждены были обратиться в областные органы.
  Приказом № 235 от 1 июля 1984 года по производственному объединению «Ростовоблкомунэнерго» на базе электрических сетей города Азова и села Самарского были образованы Азовские межрайонные электрические сети (АМЭС).
  Директором нового предприятия был назначен опытный руководитель, Иван Дмитриевич Никифоров. Заместителем директора был назначен Николай Николаевич Савин, главным инженером - Василий Николаевич Бурыка, главным бухгалтером - Любовь Николаевна Милентьева, главным экономистом - Вера Григорьевна Грудина, начальником ПТО - Виктор Викторович Двойниченко. На этот момент азовская электростанция, с которой все начиналось, наследовала АМЭС: 597,5 км электролиний, 96 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Многие электролинии, головные кабеля, подстанции требовали замены, так как эксплуатировались по 30 и более лет, и износ их составлял от 60 до 80 процентов. Такое запущенное хозяйство приняли на себя 53 работника нового предприятия, в том числе 13 человек переданных Энергонадзором и 40 перешедших из Южных электрических сетей.
  Тем временем, будто испытывая на прочность неокрепший коллектив и его руководителей, погода преподнесла первый удар стихией: сильные ветры, обильный снег ранней зимы стали причиной множественных обрывов на низковольтных электролиниях. Ветераны помнят шквал звонков и заявок, в одну из таких ночей их поступило около 450.
  В 1985 году по инициативе тогда еще главного инженера В.Н. Бурыка Краснодарским институтом «Гипрокоммунэнерго» был разработан проект перспективного развития города Азова и оптимизации его электросетей. В течении десяти лет энергетики упорно добивались реализации проекта, и к 1995 году реконструировали электросети центральной и юго-восточной части города.
  Гордостью коллектива были: старший мастер Азовского участка В.Ф. Гавриленко, мастер А.А. Белостоцкий, руководитель и организатор аварийно-диспетчерской службы Н.П. Сафронов, электромонтеры А. Левченко, В. Молчанов, Ю. Москаленко, Д. Вставский, Н. Ступак, высококлассный мастер своего дела - Александр Иванович Гуляев, водитель автовышки А. Новиков и многие другие. В период с 1989 по 1992 годы по решению горисполкома на баланс АМЭС были переданы внешние сети электро-снабжения муниципальных жилых домов, а также кабельные линии напряжением 6-10 Кв, питавшие промышленные предприятия.
  Начало 1990-х годов затронуло коммунальную энергетику Азова, ростом цен, падением платежеспособности со стороны потребителей. Несмотря на это, коллектив АМЭС успешно справился с новыми рыночными условиями. Большинство работников коллектива не разбежались в поисках «лучшей жизни», а выдержали временные трудности, да еще понемногу двигались вперед.
  В 2000 руководителем АМЭС становится Василий Николаевич Бурыка - Заслуженный энергетик РФ. Он принимает «наследство», отчасти им же созданное. Теперь в АМЭС протяженность кабельных линий составила уже 211 км, количество ТП и РП - 148 единиц. Почти в два раза увеличилась с 1984 года установленная мощность и составила 59145 кВт. Вспомните, во время пуска первой дизельной электростанции в Азове, ее мощность составляла всего 36,5 кВт. Сравнение не требует комментариев, развитие электроэнергетики в городе Азове на лицо. Путем нового строительства и реконструкции были заменены: ВЛ (высоковольтные линии - авт.) 6-10 кВт - 14 км. ВЛ 0,4 кВт - 50 км, КЛ (кабельные линии - авт.) 6 кВт - 4 км. Коллектив электросетей тоже вырос до 160 человек.
  Знаковым событием 2000 года явилось подписанное Губернатором РО, В.Ф. Чубом решения об образовании единого государственного унитарного предприятия «Донэнерго», в состав которого вошли 18 электросетей, включая АМЭС, только теперь они именовались филиалами.
  В 2001 году АМЭС вступили на дорогу, которая в конце 2003 года, первыми среди филиалов «Донэнерго», привела их на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Пришлось заняться улучшением учета и контроля купленной, поставленной сетям и от сетей к потребителю электроэнергии. В Азовских МЭС, была внедрена «Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии» (АСКУЭ). Для реализации новых программ 1 июня 2002 года был создан отдел коммерческих услуг (ОКУ) во главе с заслуженным энергетиком РСФСР В.Ф. Лагуновым.
  В апреле-мае 2003 года произошло укрупнение Азовских МЭС. Постановлением губернатора РО № 208 от 29 апреля и приказом ГУП РО «Донэнерго» № 131 от 14 мая 2003 года к филиалу ГУП РО «Донэнерго» «Азовские межрайонные электросети» были присоединены со 2 июня в качестве структурного подразделения Зерноградские районные электросети Батайских МЭС. Таким образом, к АМЭС было присоединено сразу три участка: Зерноградский, Мечетинский и Кагальницкий.
  В итоге с 2003 года по нынешнее время в составе АМЭС находится пять участков: Азовский, Самарский, Зерноградский, Мечетинский и Кагальницкий, обслуживающих территориально обособленные населенные пункты, электрические сети которых не связаны между собой.
  В связи с реорганизацией всей энергосистемы России, по вопросам сбыта электроэнергии, в АМЭС в 2007 году создан отдел по передаче электроэнергии (ОПЭ) во главе с Бабич Юрием Ивановичем, а вопросами сбыта стала заниматься вновь созданная организация ООО «Донэнергосбыт».
  На сегодняшний день Азовские МЭС являются мощным предприятием, одним из лучших в городе Азове, в арсенале которого 273 трансформаторные подстанции и распределительных пункта, общая протяженность ЛЭП -1052,9 км, 61 единица автотранспорта. Численность персонала составляет 359 человек, в том числе рабочих - 243 человека, специалистов - 116 человек.
  До 2005 года электроснабжение основной части города осуществлялось от одной подстанции А-1, и в случае ее отключения город погрузился бы в «тьму кромешную» как в 1906 году. Благодаря построенной трансформаторной подстанции № 15 и переключения части города на подстанцию А-20 проблема невероятными усилиями коллектива была решена. Теперь на бесперебойное электроснабжение может рассчитывать центр города, в том числе социально значимые объекты, такие как больницы, школы, администрация, стадион, детские сады, хлебозавод, пищекомбинат и другие.
   С 2010 года филиалом ОАО «Донэнерго» - «АМЭС» руководит Денис Васильевич Бурыка, пошедший по стопам своего отца. Прежними остались приоритеты в работе предприятия: во главе угла, как и раньше, ставится бесперебойное и качественное снабжение потребителей электроэнергии, забота о людях...

Использованная литература:

  • Перепечаева, Л.Б. Крепость и посад Азов: очерки истории Азова. Вып. 3. - Азов, 1995. С. 149.
  • Голос Приазовья. - 1912. - 8 марта.
  • Фоменко, В.Т. Азовский Столыпин (история освещения в городе Азове). //Читай-теленеделя. - 2012. - №12 (20 марта). - С. 15.
  • Мышкин В.И.: некролог //Эхо Азова. - 1913. - №1. - С. 2.
  • Очерки истории Азова. Вып. 2. - Азов, 1994 г.- С.67.
  • Марулин, В. Родословная колледжа. //Приазовье. - 1995 - 16 сентября. - С. 2.

 Источник света: Азовские межрайонные электрические сети //Азов. – 2010. - № 3 (октябрь). – С. 6-7.

   Азовские межрайонные электрические сети были созданы 1 июля 1984 года. Уже более четверти века наше предприятие обеспечивает одну из основных и неотъемлемых потребностей цивилизованного быта - потребность в электроэнергии. За это время была проделана огромная работа по созданию производственной базы предприятия, объединению в единое городское хозяйство бесхозных электроустановок, развитию социальной структуры АМЭС.
   На нашем предприятии разработан план развития и реконструкции существующих сетей электроснабжения, рассчитанный на ближайшие пять лет. Его приоритетом является увеличение надежности и качества электроснабжения социально значимых объектов Азова и жителей города. Для этого будут внедряться самые передовые технологии с использованием современного оборудования и материалов.

Есть такой отдел

  В начале 2007 года в филиале ОАО «Донэнерго» - «АМЭС» был создан отдел по передаче электроэнергии. В нашем городе появился филиал 000 «Донэнергосбыт», а в АМЭС - уже упомянутый выше отдел по передаче электроэнергии. В то время перед сотрудниками отдела стояли большие и сложные задачи, связанные с переходным периодом и налаживанием новых схем работы. Необходимо было создать заново информационно-вычислительную базу с учетом прошедшей реорганизации, передать в филиал 000 «Донэнергосбыт» огромное количество документации и наладить с новой организацией четкое взаимодействие.
   Руководствуясь накопленным опытом и навыками, медленно, но упорно, путем проб и ошибок сотрудники отдела достигли поставленной цели. Был создан и налажен электронный документооборот, архивная база, которые позволяли решать практически любые плановые и внеплановые задачи. Работа приобрела цикличность и результативность, а сотрудники отдела -слаженность и опыт. Пройдя такой путь, многие из наших первых работников уже с улыбкой вспоминают те времена, когда приходилось практически жить на работе, чтобы вывести наш филиал в число ведущих по Ростовской области в части выполнения производственных показателей.
   Сегодня перед отделом передачи электроэнергии стоят текущие, но не менее сложные и ответственные задачи. Основная его функция - учет той электроэнергии, которую АМЭС передали потребителям, что требует огромного объема экономических, физических и технических расчетов. Но основным показателем успешного выполнения работы по каждому месяцу является снижение потерь электроэнергии, безаварийность и высокая надежность снабжения электроэнергией потребителей.
  Помимо контроля за оплатой электроэнергии, отделом по передаче электроэнергии совместно с электротехническими службами систематически разрабатываются и претворяются в жизнь мероприятия, направленные на повышение качества и количества электроэнергии. Для этого проводятся инженерно-технические мероприятия по улучшению состояния линий электропередач и трансформаторов, уделяется большое внимание улучшению связей между потребителями и сетевой организацией, построению диалога между ними как между равноправными участниками товарно-денежных отношений. В этом деле очень важен личный контакт с населением. Поэтому сотрудники отдела обходят потребителей, общаются с ними по месту жительства, стараются донести до них важную информацию, направленную на улучшение отношений, упрощение взаимодействия.
   В последнее время Азовские межрайонные электрические сети, в том числе и отдел по передаче электроэнергии, проводят важную работу по систематизации и стандартизации данных об электроустановках потребителей (как юридических, так и физических лиц). Для этого необходимо подготовить, собрать и соответствующим образом оформить документы, отражающие совокупные параметры энергоустановок. Сформированный пакет документов позволяет оперативно решать все вопросы, поступающие со стороны потребителей. Например, должным образом оформленный акт раздела границ балансовой принадлежности позволяет, в случае необходимости, в самое кратчайшее время произвести расчет потерь электроэнергии для абонента, который необходим для переоформления, пролонгирования или внесения изменений в действующий договор энергоснабжения.

На первом месте - люди

   Одним из основных направлений работы руководства предприятия была и есть забота о людях, о тех, кто, несмотря на изнуряющий летний зной, промозглую осеннюю слякоть, зимний холод и ветер, в любое время года добросовестно и профессионально выполняет свою работу, неся людям свет. Сегодня на предприятии работает 365 человек. Это электромонтеры, водители, строители, метрологи, связисты, мастера участков, административно-управленческий персонал. Поэтому при приобретении и реконструкции новой производственной базы АМЭС были созданы комфортные условия для работников предприятия: учебный класс, сплит-системы и телевизоры в комнатах отдыха, душевые комнаты и сушилки для одежды, столовая для персонала. Для автотранспорта и спецтехники были обустроены отапливаемые боксы.
   Гарантией защиты интересов наших работников является коллективный договор, заключенный между работодателем и трудовым коллективом. Основные социальные льготы, которыми могут воспользоваться сотрудники АМЭС, - это материальная помощь к отпуску, на рождение ребенка, при вступлении в брак впервые, на погребение близких родственников, доплаты многодетным семьям, одиноким матерям, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, оплата предприятием 70% стоимости детских путевок в оздоровительные лагеря.
   Культурная жизнь предприятия многогранна и разнообразна. С любовью и заботой мы относимся к нашим детям. На зимних каникулах мы возим детей во Дворец спорта на новогоднее представление «Зимняя сказка», на весенних и осенних каникулах - в цирк, дельфинарий и зоопарк, летом - на море в оздоровительные лагеря. В этом году 16 ребят поправили здоровье и отдохнули в оздоровительном лагере «Зорька» в поселке Небуге под Туапсе. Детской радости не было предела, ребята сдружились так, что при расставании плакали.
   Каждое лето мы возим наших работников вместе с их семьями к морю по маршруту выходного дня. Этим летом таким маршрутом стал известный поселок Кабардинка.
  А еще мы очень любим посещать театры Ростова, концерты заезжих звезд эстрады. Путешествовали мы на теплоходе в станицу Старочеркасскую на фольклорный праздник, на рождественских каникулах мы отправились в путешествие по Золотому Кольцу, посетили Адыгею, Воронеж.
   Все эти радостные, интересные события сближают наш коллектив, делают нас одной большой дружной семьей.
  Сегодня Азовские межрайонные электрические сети стали одним из лучших предприятий Азова, благодаря активному участию в жизни города, собственным достижениям работников и взаимодействию с городской Администрацией, в связи с чем хочется отдельно выразить благодарность мэру города Азова Сергею Леонидовичу Бездольному за понимание, готовность вести диалог и дипломатичность. Среди работников АМЭС много удостоенных Почетных грамот, Приветственных адресов, Благодарностей, Знаков отличия Минэнерго России и ОАО «Донэнерго». По достоинству была оценена Президентом России Д.А. Медведевым многолетняя работа В.Н. Бурыки. В 2010 г. Василий Николаевич был удостоен звания «Заслуженный энергетик Российской Федерации».
   В 2010 г. сменилось руководство ОАО «Донэнерго»-«АМЭС», в лице Дениса Васильевича Бурыка. Молодость, энергия, ум нового руководителя органично дополнили уже накопленные мудрость и опыт ветеранов отрасли. А главное - прежними остались приоритеты в работе предприятия: во главу угла по-прежнему ставится бесперебойное и качественное снабжение потребителей электроэнергией, забота о людях, помощь ветеранам производства и решение социальных вопросов, среди которых - поддержка детского футбола.
  За помощь в решении производственных вопросов, поддержку и наставничество хочется выразить благодарность генеральному директору ОАО «Донэнерго» Андрею Анатольевичу Шаповалову и советнику генерального директора Геннадию Федоровичу Локтионову.

Отличные шефы - отличный результат!

  По решению руководства ОАО «Донэнерго», поддерживая инициативу Президента страны, каждые электросети курируют детскую футбольную команду: оплачивают работу тренера, проведение тренировок, соревнований, питание мальчишек и культурные мероприятия после соревнований, приобретают форму и футбольный инвентарь. АМЭС шефствует над детской футбольной командой Азова «Энергия», и хорошо шефствует. «Энергия» уже дважды завоевывала переходящий кубок ОАО «Донэнерго».
  В этом году в Новочеркасске 12 команд оспаривали право стать победителями. В решающем матче встретились команды Новочеркасска и Азова. Основное время завершилось вничью, а в серии пенальти азовчанам не было равных. Это добавило гордости нашим мальчишкам, потому что на трибунах за их игрой наблюдали ветераны спорта, министр спорта Ростовской области, генеральный директор ОАО «Донэнерго», все руководство Азовских МЭС во главе с директором. Пусть они не будут знаменитыми футболистами, но хорошими людьми будут точно!


Для азовчан – тепло и свет, для энергетиков – жизнь [интервью с директором филиала ОАО «Донэнерго – «АМЭС» Д.В. Бурыкой] //Азовская неделя. – 2011. – 22 декабря.

   - Началом отсчета для азовской энергетики можно считать 11 июля 1911, когда мещанин С.И. Дядькин и дипломированный электротехник В.И. Буссе обустроили в Азове центральную электростанцию для использования полученной электроэнергии для освещения и промышленных целей.
  Потом был принят план ГОЭЛРО, благодаря которому полуразрушенная страна совершила невероятный экономический рывок. И День энергетика поэтому мы отмечаем именно 22 декабря, в день принятия этого грандиозного для России плана.
  Азовские межрайонные электрические сети были созданы в 1984 году. Если первому директору И.Д. Никифорову пришлось восстанавливать и соединять воедино полуразрушенное электросетевое хозяйство Азова, то его приемник В.Н. Бурыка поставил перед собой задачу сделать Азовские МЭС лучшим предприятием города не только в плане технической оснащенности, передовых технологий, но и в создании хороших условий для работы и отдыха работников предприятия. И ему это удалось.
  Азовские МЭС первыми из филиалов «Донэнерго» стали субъектом оптового рынка электроэнергии ФОРЭМ. Первая торсада (самонесущий изолированный провод) была построена в Азове; на трансформаторных и распределительных подстанциях предприятия успешно используется автоматическая система телемеханики. Возведен учебно-тренировочный комплекс и база отдыха на Павло-Очаковской косе. Реконструирована новая производственная база, где в первую очередь были оборудованы бытовки для рабочих, сушилки для одежды, комнаты отдыха, столовая, кабинет по охране труда. Ведь основное наше достояние - люди, профессионалы своего дела, электромонтеры, водители, строители, которые, несмотря на изнуряющий зной, промозглую слякоть, холод и ветер, добросовестно выполняют свою работу. И те, кто по должности отвечает за работу всего предприятия, за здоровье и безопасность подчиненных. Это - В.Н. Бурыка, В.А. Сорокин, Д.Р. Камельянов, К.Г. Мкртчян, И.М. Владимиров, М.Е. Славянский, А.Д. Заскало, И.А. Вребицкий, С.В. Савчук, Н.Н. Николаев. Многие работники награждены знаками отличия Президента Российской Федерации, Минэнерго Российской Федерации, Минэнерго Ростовской области, Администрации Ростовской области, руководством ОАО «Донэнерго».
  В современном мире электроэнергетика – это, прежде всего, безопасность государства и основа развития важнейших отраслей промышленности. Темпы развития электроэнергетики должны опережать развитие других отраслей, поэтому руководство страны инвестирует огромные средства в реконструкцию и строительство сетевого хозяйства.
   Азовский МЭС за 10 месяцев 2011 г. при плане 42980 тыс. руб. освоили 43263 тыс. рублей инвестиций, а это 14,8 км построенных линий, телефонизация здания АБК. Продолжаются работы по созданию системы телемеханизации на 23 трансформаторных подстанциях и работы по строительству АБК в с. Самарском, автопарк пополнился четырьмя автомобилями, приобретена мебель и оргтехника. Поскольку первостепенной задачей работы нашего предприятия является бесперебойное и качественное снабжение электроэнергией бытовых и промышленных потребителей, то в 2011 году с поставленной задачей коллектив ФОАО «Донэнерго-«АМЭС» справился. Эти успехи достигнуты также и во многом благодаря пониманию и поддержке Администрации нашего города и лично мэра г. Азова С.Л. Бездольного.
  2011 год был непростым. Перед работниками филиала были поставлены новые сложные задачи. Помимо планомерной работы по снижению потерь электроэнергии при ее транспортировке потребителям, много времени и сил было отдано заключению прямых договоров на поставку электроэнергии крупным промышленным потребителям и отладке механизма работы в этих условиях. В 2011 году велись расчеты по 54 прямым договорам, с суммарным объемом услуги по передаче в размере 60776,279 тыс. кВТ/ч.
  Годовой план по филиалу по приему электроэнергии в сеть мы перевыполнили. Также ожидается перевыполнение плановых показателей по полезному отпуску электроэнергии потребителям.
  Мы не только хорошо работаем, но вместе активно отдыхаем! В этом году коллективно посетили музыкальный театр, съездили во Дворец спорта на концерт Стаса Михайлова, совершили экскурсию на теплоходе в станицу Старочеркасскую. По маршруту выходного дня ездили в Дивноморск и Геленджик, дети работников побывали на представлении в ростовском цирке. А еще мы спорили на собраниях коллектива, чествовали наших юбиляров, женились и выходили замуж, рожали детей, провожали пенсионеров на заслуженный отдых.


Фоменко, В.Т. Азовский Столыпин [история освещения в городе Азове] /В.Т.Фоменко //Читай-теленеделя. – 2012. - № 12 (20 марта). – С. 15.

  История городского освещения в Азове не менее увлекательна, чем другие истории из его прошлой жизни. В 1906 году город, точнее, посад, перешел в управление к новому городскому голове В.И. Мышкину. Созидательная энергия этого человека сообщила Азову значительное оживление, особенно в 1911 – 1912 годы. В этот период Мышкин очень своевременно дал старт электричеству и телефонизации в городе, без которых теперь существование современного человека представляется катастрофой.
  С наступлением сумерек в городе, по стародавней традиции, ворота, двери и ставни окон домов наглухо закрывались. Часа за два до полуночи в его домах все добропорядочные люди уже спали при лампадках перед образами. Редкие уличные фонари гасили, город погружался в непроглядный мрак ночи и замирал до утра. Те же, кого нужда заставала в это время выходить на улицу, старались следить за расписанием появления луны. В ее отсутствие, особенно в ненастье, в ночном Азове нелегко было выявить признаки жизни. Даже дворовые собаки, обязанные выказывать такие признаки, не желали отзываться на случайный шум с улицы.
  Окажись Чичиков со своим пьяным кучером Селифаном в версте от Азова в ту ненастную ночь, описанную Н.В.Гоголем, вряд ли он обнаружил бы этот спящий городок – посад и нашел ночлег в нем, как нашел его у Настасьи Петровны Коробочки, услышав издалека лай собак в ее деревне.
  Попытки освещать ночью улицы в Азове долгое время безуспешно пытались предпринимать преходящие градоначальники. «Когда же, наконец, придет желанная пора, и мы освободимся от тьмы кромешной, которая долго парит над нашим грязным осенью и пыльным летом городком, освещенным старыми примитивными фонарями?» - вопрошала городскую власть местная газета.
  С приходом Мышкина улицы Азова продолжали еще освещаться тусклым светом керосиновых фонарей. Их обслуживал некий Кваша по договору с городской управой. Затем, в 1909 году, освещением улиц занялась контора В.Я.Асмуса, вызвав впоследствии жалобы и проклятия жителей.
  В обязанности этой конторы входило обслуживание трех десятков более усовершенствованных керосинокалильных фонарей, расставленных для освещения центральной части города.
  Особенные свойства этих фонарей проявлялись в их оригинально-беспокойном поведении, периодически оживлявшем однообразие жизни азовских улиц.
   В местной газете от 1912 года можно ознакомиться с заметкой на эту тему из хроники новостей:
  «8 марта сего года на углу Петербургской улицы и Петровского проспекта загорелся керосиново-калильный фонарь. Зрелище это привлекло массу гуляющей в то время публики. Через десять минут раздался страшный, подобный орудийному выстрелу, взрыв, и публика в паническом страхе побежала в разные стороны. Когда дым расселся, резервуар и колпак фонаря разорвало и исковеркало. К счастью, из публики никто не пострадал».
  Это случалось нередко по вине отдельных городских жителей из породы злоумышленников, которые упрямо воровали керосин и увечили фонари. Что являлось одной из причин, отчего фонари мало горели и тускло светили. К тому же в городской управе с целью экономии городских средств установили очень короткий (2 – 3 часа) промежуток времени для освещения улиц.
  Концессионер В.Я.Асмус потерял всякую надежду на то, что при таких условиях в Азове фонарное дело принесет ему прибыль, и он разбогатеет. Терпя убытки, Асмус отказался от договора на концессию освещения города до истечения срока.
   Все фонари перешли в распоряжение города под присмотр члена городской управы Семена Ильича Иващенко, человека с амбициями, старослужащего чиновника. Впоследствии этого освещение города не улучшилось, а скорее ухудшилось.
  Отвечая через газету на жалобу азовского инкогнито – обывателя о плохом освещении улиц, обвиняемый Семен Ильич болезненно отреагировал в забавном своем оправдании: «От бешеных собак, разумеется, никто из нас не застрахован, и в любое время мы можем подвергнуться их нападению, так точно и мы не застрахованы и от людей, могущих во всякое время, от нечего делать, вылить ушат грязи на какую угодно личность. Что же касается указанных в письме случаев не горения фонарей в пасмурные ночи, то это произошло потому, что в лунные ночи производится ремонт и чистка фонарей, которые на это время остаются без керосина, и так как в те дни дождевые тучи появились на небе вечером и неожиданно, то не было возможности приготовлять фонари к зажиганию в тот же вечер: развозка и наливка керосина в фонари требует более трех – четырех часов».
  Ох, эти дождевые тучи! Сколько бы еще жизни ушло понапрасну в Азове под прикрытием этих дождевых туч, не объявись тогда Мышкин во главе города, чтобы привлечь предприимчивых людей, пригодность которых не хотели признавать в другое время.
  Так, благодаря содействию Мышкина, азовчане впервые, в феврале 1912 года, увидели свет от электрической лампочки, которую зажег «ненормальный» В.С. Ходич, от тока динамо-машины, установленной в своем кинотеатре «Прогресс». До этого Азов еще не знал, что такое электрический свет.
  Неудачные керосинокалильные фонари все хуже освещали улицы города, и постепенно накалили нервы азовским обывателям. Городской думе во главе с Мышкиным пришлось усиленно думать, как осветить ночной мрак, измучивший город.
  Спустя год после того, как Асмус сдался и сдал свои фонари городу, в ноябре 1910 года, в городскую управу поступило предложение «от физика – механика А. Лыскина из Керчи» о предоставлении ему комиссионного устройства электрической станции для освещения Азова, с эксплуатацией ее не менее 15 лет и переходом потом в собственность городу.
  Это предложение приятно всполошило городские авторитеты. Чтобы вновь не попасть впросак, в городской думе решили послать наиболее сведущих в этом вопросе думцев в другие города: посмотреть и узнать, как там живут люди после захода солнца.
  На этом электрическое возбуждение думцев закончилось. По-видимому, вновь неожиданно появились те самые дождевые тучи Семена Ильича и зависли на думском небосводе, пока в марте 1911 года в Азов не пришли новые люди со своими предложениями по устройству электростанции.
  Этими людьми были электротехник Василий Иванович Буссе и компаньон и его компаньон Сергей Иванович Дядькин. Они без всякой хитрости убедили Виссариона Ивановича Мышкина и членов городской управы заключить с ними выгодный для города договор о строительстве электростанции в Азове и эксплуатации ее в течение 24-х лет, то есть до 1936 года.
  Для подготовки проекта договора была создана комиссия из гласных думы. Над диалогом думских приятелей из комиссии подтрунивала опять же местная пресса:
  « - А здрастуй, Кузьма Григорьевич! – Здрастуй, Родион Алексеевич! – Куда, братушка, прешь? – В комиссию. – И я, братушка, в комиссию. Пойдем вместе. Я только прокинулся, совсем замотался, поду, думаю, в комиссию, отдохну и умных речей послухаю. – По электричеству? – Да, по этому самому. Замысловатая эта штука, разные там акомуляторы, эзоляторы… - Што и говорить, штука трудная, без ума не разберешься. – А подкомиссия избрана? – Нет? Я уже сам подумываю давно об этом, без подкомиссии нам не обойтись».
  Создание комиссий в городской думе было привычным делом. Комиссии созывались по любому поводу, где было нужно и где не нужно, чтобы служить, прежде всего, коллективным зонтиком безопасности ее членов. В случае чего, призвать к ответу комиссию за ее просчеты в таком новом тогда деле, как электричество, было гораздо сложнее, чем одного ответственного человека. В первых числах апреля 1911 года думская комиссия определилась с территорией города, нуждающейся в освещении, и необходимым для этой цели количеством электрических фонарей.
  На экстренном заседании городской думы 24 июня 1911 года был рассмотрен и утвержден проект договора на устройство в Азове электрического освещения на концессионных началах.
  Этот договор был заключен между городом Азовом и концессионерами компании «Дядькин и Буссе»-11 июля, под залог в 3000 рублей. В тридцати девяти пунктах договора городская дума постаралась, и даже перестаралась, учесть все, что было нужно городу. В числе этих пунктов были жесткие условия, предъявляемые концессионерам, а также и подробное описание места под строительство электростанции.

 

2         425