Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«КАРТИНЫ ВОЕННОГО ДЕТСТВА»
Литературно-патриотические чтения
(участие в Международной акции «Читаем детям о войне»)
4 мая 2017 г.
Читают дети о войне,
О подвигах и о цене победы,
О головокружительной весне,
Когда домой с войны вернулись деды.
Л. Ачелова
Видеоклип песни «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры».
Библиотекарь: Уже несколько лет наша библиотека им. А.Чехова поддерживает Международную акцию «Читаем детям о войне», которая приурочена ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Инициатором и организатором акции «Читаем детям о войне» является Самарская областная детская библиотека.(слайд с логотипом акции)
Мирно страна проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна…
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно – строгий
Сразу узнала страна
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
9 мая, День Победы – это праздник со слезами на глазах! 72 года прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов, и 27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать. 43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значит погибло 13 человек в минуту. Вот что значит 27 миллионов!
Поэты и прозаики сумели не только нарисовать ужасы военных лет, но и выразить эмоциональный строй, чувства защитников Родины.
Александр Твардовский. Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. В послевоенное время тема памяти, ответственности, покаяния перед павшими солдатами становится основной в творчестве поэта.
А. Твардовский. «Сыну погибшего воина». Читает Иван Медведев.
Видеоклип песни «Дети войны»
Библиотекарь: Дети и война. Трудно представить себе что-то более противоположное. Дети олицетворяют собой радость и нежность – саму жизнь. Они не должны испытывать слезы и скорбь, принесенные войной. Война обрушилась на детей так же как на взрослых, бомбами, голодом, холодом, разлуками. Дети были на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет – народ, его история, идеалы, будущее.
Но дети в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено многим мальчишкам и девчонкам. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени отчеству, как взрослых.
Почему?
Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью в масштабе детского возраста: она стала в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Сегодня мы пригласили на мероприятие Голубенко Нину Трофимовну, детство которой пришлось на военные годы. Она поделится с вами своими воспоминаниями.
(Слово Голубенко Н.Т., Председателю Совета ветеранов народного образования, члену Президиума городского Совета ветеранов)
(вручение цветов)
Библиотекарь:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду –
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски.
Анна Печерская Рассказ «Лара Михеенко». Читает Юлия Штипенко.
(Анализ рассказа после чтения)
Майя Румянцева родилась в Москве. Детство её было трудным - оно совпало с Великой Отечественной войной. После окончания пятого класса будущей поэтессе пришлось поступить на работу и продолжать образование в школе рабочей молодежи. Она была грузчицей, лаборанткой. Училась в Тимирязевской академии, затем в литературном институте им. М. Горького. Стихотворение «Баллада о седых» принесло ей всесоюзную известность.
Майя Румянцева «Баллада о седых». Читает Жукова Н.В.
Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.
Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.
Говорят, нынче в моде седины…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.
Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…
Сергей Алексеев. Родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков Киевской губернии в семье сельского врача. С десяти лет в Москве. После школы в 1940 году поступил в авиационное училище. Война застала его в полевом лагере рядом с границей, но курсант Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище.
Сергей Алексеев «Публичная библиотека». Читает Оксана Хван.
(Анализ рассказа после чтения)
Библиотекарь:Вот уже 72 года прошло с тех пор, как наш народ одержал победу над фашистской Германией. Писатель Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». О Великой Отечественной войне написано много книг.
Ребята, а какие книги о Великой Отечественной войне читали вы?(ответы детей)
Сегодня я хочу представить вашему вниманию художественные книги разных авторов, посвященные трудной жизни детей в суровые годы Великой Отечественной войны.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Дети войны… Не наигравшиеся в игрушки, не начитавшиеся вдоволь сказок, не успевшие пресытиться докучливой родительской опекой. Дети войны… Два коротких слова, глубоких, как колодец, горьких, как июньская полынь. Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению. Чтение книг помогает не прерваться живой нити, которая объединяет прошлое и будущее. Книги о войне... Наверное, лучше бы их не было. Но они есть... В память о Великой Победе отложите свои дела.
(Библиографический обзор книжной выставки «Годы войны – века памяти»)
Возьмите рекомендованные книги в библиотеке, прочтите их! Вспомните о том, что сделали наши деды и прадеды, чтобы подарить нам счастье ЖИТЬ! Пусть прочитанная книга о войне станет вашим подарком ко Дню Победы.
Видеоклип песни «И всё о той войне»
Чтец 1:
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мёртвым!
Это надо - живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе...
Чтец 2:
Помните!
Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Чтец 3:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Чтец 4:
Люди!
Покуда сердца
стучатся, - помните!
Какою ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста, помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Библиотекарь:
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны минутой молчания.
(Звучит метроном. Минута молчания)
Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – “Пионерская правда” и журнал “Мурзилка”. Анатолий Митяев не только главный редактор этого популярного журнала для младших школьников, но и талантливый детский писатель.
Теме войны посвятил он рассказ «Треугольное письмо». Именно во время войны письма отправлялись в виде треугольников. А письма с фронта в те времена были очень долгожданными и люди с трепетом встречали почтальона с весточкой от родных. Как хранили эти весточки с фронта у сердца, как грели их своим теплом, чтобы хоть частичку этого тепла передать любимым… В такой-то обстановке и родился фронтовой «треугольник».
Народ прозвал его солдатским.
А. Митяев «Треугольное письмо» (отрывок). Читает Александр Осипов.
Библиотекарь:Ребята, я предлагаю вам сейчас самим сделать такое треугольное письмо.
Мастер-класс «Фронтовой треугольник».
(Детям раздают листы бумаги с логотипом «Привет с фронта» и поздравлением для ветеранов. Ребята сами сложат фронтовое письмо, которое в День Победы вручат ветеранам Великой Отечественной войны.)
Чтец 1:
Я не знаю войны, но мой дед воевал,
Он рассказывал мне о жестоких боях.
Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах,
Где солдат был друг другу родной, словно брат,
И таким же родным был герой Ленинград.
Чтец 2:
Разве все описать? Где отыщешь слова?
В 20 лет поседела его голова.
Той беде имя жуткое дали – война,
На нее поднялась вся большая страна,
Чтец 3:
Миллионы людей в той войне полегли,
Чтобы мы на земле появиться могли,
Чтобы счастливо жили, учились, росли.
Чтец 4:
Ветераны, забудьте войну, будто сон.
И от всех поколений вам низкий поклон.
Ирина Четвертановская
Видеоклип песни «Прадедушка»
Интернет-источники:
Сценарий читаем детям о войне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// bukvaved.ucoz.ru›news/scenarij_chitaem…o_vojne….- Загл. с экрана. (25 апреля 2017)
Сценарий читаем детям о войне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-provedenija-i-plan-chtenija-akci-chitaem-detjam-o-voine.html.- Загл. с экрана. (25 апреля 2017)
Сценарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scenarii-utrennika.ru/scenarij-akcii-chitaem-detyam-o-vojne/.-Загл. с экрана. (25 апреля 2017)
Сценарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/10/proekt-pochemu-treugolnik-pisma-v-proshloe-i.-Загл. с экрана. (25 апреля 2017)
Составитель: Н.В. Жукова –
библиотекарь Детской библиотеки им А.П. Чехова