Включить версию для слабовидящих

В весёлой и доброй стране Михалкова

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

В ВЕСЁЛОЙ И ДОБРОЙ СТРАНЕ МИХАЛКОВА

Литературные именины
 

Дети входят в библиотеку. Звучит "Песенка Крокодила Гены" ("Пусть бегут неуклюже..." ; муз. Вл. Шаинского, слова А. Тимофеевского)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы ждали вас с нетерпением.

Дети: Здравствуйте! (проходят и рассаживаются в читальном зале)

Ведущий: Проходите в читальный зал (дети проходят и рассаживаются в читальном зале)

Ведущий: Кто любит праздники?

Дети: (хором) Я! Я! Я!

Ведущий: А какой праздник вы любите больше всего?

Дети: (хором)  День рождения.

Ведущий: А вы знаете, что праздник рождения или именин отмечают не только люди, но и книжки. Книги тоже рождаются на свет. Как?

 Сначала писатель думает, о чём написать книгу. Долго думает, и когда, наконец, ему в голову приходит светлая мысль, о чём писать, он берёт ручку, бумагу и пишет, пишет, пишет... А написав, относит её в редакцию, где её издадут (напечатают). После этого книгу печатают, и новенькая книга выходит в свет, то есть попадает на полки библиотек или книжных магазинов. Этот момент появления книги в свет и называется рождением книги или именинами книги.

Раньше Книжкины именины не праздновали. Самые  первые Книжкины именины прошли 70 лет назад  в Москве, в Колонном зале в далёком 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Ребятишкам тогда жилось очень грустно, плохо, на их долю выпали испытания - голод, холод, смерти родных и близких людей, а часто и сами дети погибали в эту пору.  Дети военной поры помогали взрослым, а в свободное времяиграли в свои любимы игрушки и игры и, конечно,читали книги. Книги помогали детям хоть на какое-то время, погрузившись в чтение, отвлечься от грустных мыслей. Других развлечений не было. Не было ни  телевизоров, ни  Интернета. Да и самим взрослым некогда было заниматься детьми: одни были на войне, где стреляли и убивали, другие были заняты работой, нужно было помогать армии. И, чтобы помочь детям, сделать  жизнь  детей менее тяжёлой , отвлечь их от грустных мыслей,  детские  писатели, воспитатели, библиотекари устроили детям большой литературный праздник во время  весенних каникул, на котором происходили встречи с детскими писателями, читали книги, делились впечатлениями о прочитанном, дети рассказывали о своих любимых книгах, рассказывали стихотворения, участвовали в литературных викторинах и конкурсах, пели, танцевали. Праздник получился на славу, самым настоящим  книжным праздником. А детский писатель Лев Кассиль назвал этот праздник Книжкиными именинами. В следующем году этот праздник праздновали не только в Москве, но и в Ленинграде, сейчас этот город называется Санкт-Петербург. На третий год  Книжкины именины отмечали во всех библиотеках нашей большой страны. С той поры не было года, чтобы не отмечали именины книжкам. Книжкиным именинам  в этом году исполняется уже 70 лет.

Книжкины именины  называют ещё Неделей детской книги, потому что именины идут целую неделю, последнюю неделю марта, в период  весенних школьных каникул. Празднуют Книжкины именины в библиотеках, потому что библиотека - это родной дом для книжек: здесь они живут, сюда приходят к ним в гости читатели, которые  на время забирают книги к себе домой, чтобы их прочитать. Но потом книги всё равно возвращаются к себе домой, в родную библиотеку.

В 2013 году очень много хороших детских книг отмечают свои именины...  (далее ведущий проводит обзор книг-именинниц  у выставки "Именины детской книги", обязательно подчёркивается возраст книг)

Вам, ребята, очень повезло. Вы попали не только на Книжкины именины, но ещё и на литературные именины.

 Сегодня мы отмечаем литературные именины Сергею Владимировичу Михалкову (ведущий показывает портрет взрослого С.В. Михалкова). В этом году 13 марта мы отмечаем его столетний юбилей. Он родился 13 марта 1913 года. Только представьте!  100 лет назад!

Существенным недостатком наших именин является отсутствие именинника, его уже нет в живых. Но зато у нас есть книги  Михалкова, которые живы. Потому что  книги Михалкова очень любят все читатели и  читают  с удовольствием.

Ведущий: Ребята, я думаю, Сергей Владимирович нас сейчас слышит и радуется, что мы отмечаем его день рождения. Давайте вместе его поздравим. Вместе, хором скажем ему: "С днём рождения, Сергей Владимирович!"

Ведущий и дети: (хором) С днём рождения, Сергей Владимирович!

Ведущий: На дни рождения дарят подарки. Лучшим подарком для Сергея Владимировича, я думаю, будет чтение его стихов. Кто знает стихотворения Сергее Михалкова?

Дети: (читают стихи С.В. Михалкова  всем присутствующим)

Ведущий: Молодцы! Кто не знает "Дядю Стёпу"?  "Дядю Стёпу" знают все! Потому что все в детстве, в детском саду его читали. А вы читали?

Дети: Да!

Ведущий: Сейчас проверим. Я буду читать  отрывки из поэмы "Дядя Стёпа", а вы их должны продолжить. Будьте внимательны.

               В доме восемь дробь один

               У заставы Ильича

               Жил высокий гражданин

               По прозванью...

Дети: (хором) ...Каланча!

Ведущий: По фамилии...

Дети: (хором) ...Степанов

Ведущий: И по имени...

Дети: (хором)...Степан.

Ведущий: Из районных великанов

               Самый главный...

Дети: ... великан.

Ведущий: Уважали дядю Стёпу

За такую высоту

Шёл с работы дядя Стёпа,

Видно было ...

Дети: (хором) ... за версту.

Ведущий: Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он...

Дети: (хором)  ... сапоги.

Ведущий: Он разыскивал на рынке

Величайшие ...

Дети: (хором) ...ботинки.

Ведущий: Он разыскивал штаны

Небывалой...

Дети: (хором) ...ширины.

Ведущий: Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Лай собаки поднимали:

Думали, что лезет...

Дети: (хором)... вор.

Ведущий: Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа

Ноги клал на ...

Дети: (хором)... табурет.

Ведущий: Молодцы! Вижу, что вы читали "Дядю Стёпу". А теперь для нашего  именинника давайте споём  песню, которая начинается словами  "Пусть бегут неуклюже...", которую мы всегда исполняем во время празднования дней рождения.

Ведущий и дети: (исполняют под фонограмму песни)

Ведущий: Сергей Владимирович Михалков любимый поэт и взрослых, и детей.  И хотя он был взрослым человеком, но его стихи всегда были интересны детям. А всё потому, что у него был свой секрет: он  жил в волшебной Стране. А какой вы узнаете из его стихотворения "Мой секрет" ( чтение стихотворения).

В той удивительной Стране,

Где я увидел свет.

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ,

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда с мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

Держава детства далеко

Осталась позади.

"Хочу назад!" - сказать легко.

Попробуй попади.

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

И, как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

Ведущий: Вы догадались, в какой стране он жил?

Дети:  Детство.                      

Ведущий: Он умел возвращаться в своё детство, ощущать и чувствовать себя ребёнком. Поэтому его стихи так хорошо понимали дети.

Дети очень любили стихи С.В. Михалкова и писали ему письма о том, как им нравятся его стихи.  Стихи у него получались на славу.) Я вам прочитаю такое письмо. Его написала дошкольница Наташа Зыкова очень давно. Вот послушайте: "Дорогой дедушка Сергей Михалков у меня есть ваши книжки служу советскому союзу  быль для детей    весёлые зайцы я очень люблю ваши книги мне 6 лет  пишите ещё хорошие книги для нас  Наташа Зыкова." И нарисовала для любимого поэта рисунки (демонстрация детям письма). А знаете почему стихи Михалкова любят взрослые и читают своим детям? Потому что сами когда-то были детьми и любили читать его книги.  А кто из вас хочет стать взрослым? Поднимите руки.

Дети: (поднимают руки)

Ведущий: А я хочу стать маленькой. Как вы думаете, у меня получится?

Дети: Нет!

Ведущий: А у меня получается. Я становлюсь маленькой, ощущаю себя снова в детстве. Знаете, как у меня это получается? Нет, я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки. Но стоит мне взять в руки любимую мною в детстве книжку Михалкова и прочитать любимые стихи, моё воображение переносит меня в детство. И мне кажется, что я маленькая. Такая как вы. Правда здорово?

Поэтом Сергей Владимирович стал не сразу. Сначала он был таким же ребёнком, как и вы. Посмотрите на этот портрет (ведущий показывает детям портрет маленького Серёжи Михалкова).Так же как и вы он любил в детстве  играть в игрушки. Внимательно посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какая игрушка была у Серёжи в детстве любимой? Что он держит в руках?

Дети: Ружьё.

Ведущий: Уже взрослым  С.В. Михалков написал стихотворение "Андрюшка" о  своей любимой в детстве игрушке (ведущий  читает стихотворение).

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки,

И дудки,

И куклы матрёшки.

Кто видел у нас

В магазине

Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку -

Он выбрал ружьё,

И сказал продавец:

-  Ты будешь охотником.

Ты молодец!

Ведущий: А ещё Серёжа в детстве заикался. Он стеснялся своего недостатка, но потом сумел преодолеть себя, почувствовал себя уверенно, потому что рядом с ним были хорошие товарищи, которые не смеялись над его недостатком, а поддерживали. Я думаю, это было похоже на  историю из стихотворения Михалкова "Хорошие товарищи"(ведущий  читает стихотворение).

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно,-

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву "К",

Но ребята не смеются -

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорил слово.

А другого не видать...

Но товарищи готовы,

Если нужно,  подождать!

Ведущий: А кто из вас боится темноты? Я в детстве очень боялась...

Дети: (говорят)

Ведущий: Все взрослые  когда-то в детстве боялись  темноты, только теперь стесняются в этом признаться. Я думаю, ребята, страх темноты был и у маленького Серёжи Михалкова, и он с этим страхом  боролся. Иначе он не написал бы стихотворение "Сила воли"  ( ведущий читает стихотворение).

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно,

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь -

Я говорю себе: "Лежи!

Глаза закрытыми держи!"

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну разве я не молодец!

А можно было бы начать

С того, что свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно.

И до утра при свете спать...

Но так же можно трусом стать!

Ведущий:  Одним из любимых праздников Серёжи  был Новый год.  Потому что "...в Новый год, что ни пожелается -  всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается...". Это очень  известные строки  из стихотворения С.В. Михалкова "Под Новый год" . Мы это стихотворение прочитаем вместе. Поиграем в стихи. Для этого вам надо запомнить  строки:

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Дети: (повторяют вместе с ведущим четверостишие несколько раз, чтобы запомнить).

Ведущий: Очень хорошо! А теперь прочитаем все вместе это стихотворение.

Ведущий и дети:       

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Ведущий:

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,

И ученье не считать

За своё мучение.

Ведущий и дети:

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Ведущий: Как же нам не загадать

Скромное желание -

На "отлично" выполнять

Школьные задания.

Чтобы так ученики

Стали заниматься,

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться!

Ведущий и дети:       

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Ведущий: Все мы в детстве собирали всякие вещи: фантики, стёклышки, бусинки, красивые камешки. Это были  любимые вещи. А у вас есть любимые вещи, которые вы собираете и храните?

Дети: (говорят о своих любимых вещах)

Ведущий: У Серёжи тоже в детстве были любимы вещи, которые он хранил в шкатулке. Вот примерно такой ( показ шкатулки). Среди них была тетрадка со стихами. Он сочинял стихи с детства, и к 10 годам в этой тетрадке  было уже много стихов. К сожалению, тетрадка потерялась.  Мы не можем прочитать его детские стихи, но стихотворение "Любимые вещи" , которое он сочинил будучи  взрослым,  я вам прочитаю.

Вот ящик, (ведущий держит в руке шкатулку)

Расстаться я с ним не могу:

Любимые вещи

Я в нём берегу.

Орехи ( ведущий  достаёт орех)

Такие, что их нипочём

Нельзя расколоть

Ни одним кирпичом.

Свисток, (ведущий достаёт свисток)

Я не слышал такого свистка!

Я сам его вырезал

Из тростника.

Я целое утро его мастерил,

Мой ножик со мной

Выбивался из сил.

Однажды

Я к берегу моря пошёл,

Я в море купался

И камень нашёл. (ведущий достаёт камешек)

Пусть все говорят мне,

Что камень - пустяк,

Я твёрдо уверен,

Что это не так!...

Ведущий: Серёжа в детстве очень любил  конфеты, пирожные, рулеты, булки, плюшки, мороженое. Он был сладкоежкой. А кто любит сладкое?

Дети: (хором) Я!Я!Я!

Ведущий:  О себе, о вас и всех, кто любит сладкое, он написал стихотворение "Сладкоежки".

Да здравствуют пирожные!

Любые. Всевозможные!

Слоёные, песочные,

Хрустящие и сочные:

Рулеты, крендельки,

Творожные ватрушечки,

Корзиночки, и плюшечки,

И с маком пирожки!

Да здравствует мороженое,

В стаканчики положенное!

На палочках обычное,

Со сливками клубничное,

Кофейно-шоколадное

И самое нарядное

С названием Пломбир!

Нет в детстве большей радости, -

Увидев эти сладости,

Поближе к ним подсесть

И всё, что видишь, съесть!

Накинуться и съесть!...

Ведущий: В детстве Сергей любил  книги. Сначала ему  читали книги мама и папа. А когда он выучился читать, читал сам. Любимыми писателями его были поэты А. Пушкин, М.  Лермонтов, С. Есенин, и многие  другие . Читал много и не мог себе представить, как бы он жил без книг. Об этом его стихотворение "Как бы жили мы без книг"(отрывок)                   

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если  не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?...

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -

"Чиполлино", например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг...

Ведущий: Серёжка был мечтателем, очень любил помечтать. Вот о чём мечтаете вы?

Дети: (говорят о своих мечтах).

Ведущий: Мечтал Серёжа, как и вы,  о многом. Но самой главной его мечтой была, конечно, мечта стать поэтом, писателем. И эта его мечта сбылась. Он стал не просто писателем, а детским писателем, что намного труднее. А некоторые мечты так и не сбылись. Вот послушайте его стихотворение  "Несбывшиеся мечты".

Когда мне было восемь лет,

Мечтал я лишь о том,

Чтоб небольшой велосипед

Ко мне вкатили в дом.

Я утром, вечером и днём

Катался бы на нём.

Обидно было мне до слёз,

Когда я слышал: - Нет!

С тобой, малыш, и без колёс

Не оберёшься бед.

О санках я зимой мечтал

И видел их во сне,

А наяву я точно знал:

Их не подарят мне.

- Успеешь голову сломать! -

Мне всякий раз твердила мать.

Хотелось вырастить щенка,

Но дали мне совет,

Чтоб не валял я дурака

В свои двенадцать лет,

Поменьше о щенках мечтал,

А лучше - что-нибудь читал.

Я редко слышал слово: "Да!" -

А возражать не смел,

И мне дарили все всегда

Не то, что я хотел:

То - шарф, то - новое пальто.

То - "музыкальное лото",

Но это было всё не то -

Не то, что я хотел!

Как жаль, что взрослые подчас

Совсем не понимают нас.

А детство, сами говорят,

Бывает только раз!

Ведущий: Я думаю,  ещё Серёжа любил песни, которые он напевал сам или со своими друзьями. Наверное, поэтому из его стихов получаются хорошие  песни. Он  написал стихи к главной песне нашей страны, которая называется "Гимн России". Все поют эту песню во время торжественных мероприятий. Она объединяет весь наш народ. Есть много других песен.  Одну из таких  песен на стихи Михалкова вы хорошо знаете. Это "Песенка друзей". Давайте её споём. ( Все хором исполняют один куплет с припевом  под фонограмму песни)

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенки поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём.

Припев:           

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая! 

Ведущий: Серёжа очень любил животных. В его книгах вы найдёте очень много стихов и сказок, где живут животные.  Вы читали книги Михалкова.  Встречали там животных? Давайте  вспомним  стихи о животных.

Дети: (говорят)

Ведущий: Мне даже кажется, что Сергей Владимирович  понимал, о чём говорят животные. В стихотворении "Две кошки" кошки беседуют друг с другом. Наверное, дело было так:  Сергей Владимирович увидел двух кошек, которые мяукали так, словно разговаривали, и получилось это стихотворение. Сейчас и вы услышите разговор двух кошек...                       (представление кукольного спектакля)

Ведущий:        

Говорила Кошка Кошке:

Кошка 1:        

Вытирайте чище ножки!

Вы гуляли по помойке,

 Утром бегали по стройке...

Я не против вас принять,

Но меня прошу понять:

Я сегодня занята

От ушей и до хвоста -

Обещал часам к пяти

Долгожданный гость зайти.

Ведущий:        

Кошка Кошке отвечала:

Кошка 2:        

Я к вам прямо от причала.

Долго вас не задержу,

То, что видела, скажу!

Тот, которого вы ждёте,

Два часа уж как на флоте -

Мичман с крейсера "Прибой"

Прихватил его с собой,

И они ушли в поход.

В дальнем плаванье ваш Кот!

Кошка 1:        

Не беда!-

Ведущий:   -  вздохнула Кошка. -

Кошка 1:        

Пусть поплавает немножко -

Позабавит экипаж...

А вернётся - будет наш!

Я себя в виду имею -

О других судить не смею!

Ведущий:   Говорила Кошка Кошке:

Кошка 2:        

Что вы тащите в лукошке?

Интересно посмотреть.

Ведущий:   Кошка Кошке отвечала:

Кошка 1:

Это мыло и мочало,

В баньке спинку потереть.

Ведущий:   И сказала  Кошке Кошка:

Кошка 2:

Чем неправду говорить,

Лучше было бы лукошко

Хоть листочками прикрыть!

Кошки думают о бане

Как верблюды о сметане.

И мочалка им нужна,

Как мышонок для слона.

Вы домой идёте с рынка!

А в лукошке  - с маслом крынка!

Ведущий: Говорила Кошка Кошке:

Кошка 1:

Где достали вы сапожки?

Я вас видела в других,

А не в этих -  дорогих!

Ведущий:   Отвечала Кошка Кошке:

Кошка 2:

На мои четыре ножки

Мне привёз сапожки Кот

Я ношу их третий год!

Ведущий:

Обе кошки рядом жили,

Но друг с дружкой не дружили.

Ведущий: Понравилось стихотворение?

Дети: Да!

Ведущий: Ребята,  сегодня вы услышали много новых стихотворений Михалкова. Все стихи Михалкова интересные и удивительные. Их очень много. И читать их очень интересно.  Ребята, посмотрите внимательно вокруг... Вы никого не замечаете?  А ведь кроме вас на наших литературных именинах присутствуют  другие гости.  Их  много. Им очень понравилось, что вы знаете стихи Михалкова. Они сейчас  тихие молчаливые.  Но стоит взять их в руки, начать их читать, они начнут с вами  разговаривать, и вы поймёте, что они вам хотят сказать.  Догадались?

Дети: Это книги Сергея Владимировича.

Ведущий: Правильно. Посмотрите сколько  он их написал... (ведущий проводит обзор литературы у выставки "Весёлая страна Михалкова") Я рада, что вы знаете поэта Сергея Михалкова, знаете его стихи, читаете их. Но скольких стихотворений вы ещё не читали, а они ещё интереснее. Приходите к нам в библиотеку за книгами Сергея Михалкова. Мы вас будем очень ждать. А когда вы придёте к нам, мы постараемся вам подобрать всё самое интересное. Придёте к нам?

Дети: Да!

Ведущий: Дорогие гости, наши именины подошли к концу. Спасибо вам. До свидания. До новых встреч (Выход детей из читального зала. Звучит "Песенка друзей")

Литература:

Благов, Д.  Талант добрый и весёлый  /Д. Благов //Михалков, С.  Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы /С. Михалков. - М.: Дет.лит.,1981. - С. 3-6. -  (Библиотека мировой литературы для детей).

Михалков, С. Дядя Степа: Стихи, считалочки, поэма /С. Михалков. - Тула.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2003. - 144 с.

Михалков, С. Дядя Стёпа и другие: Стихи и сказки /С. Михалков. - М.: Дет.лит.,1991. - 304 с.

Михалков, С. Мой друг: Стихи и сказки /С. Михалков. - М.: Дет. лит., 1990. - 320 с.

Михалков, С. Сам о себе: Литературная автобиография /С. Михалков //Михалков, С. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы / С. Михалков. - М.: Дет.лит.,1981. - С. 7-42. - (Библиотека мировой литературы для детей).

Я познаю мир:  Литература: Детская энциклопедия /Сост. Н.В. Чудакова. - М.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2002. - С. 273.

Составитель: Новоселова Т.В.

2         425