Включить версию для слабовидящих

В плену стихов и загадок

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ДЕНЬ  ИНФОРМАЦИИ

«В  плену  стихов  и  загадок»

ИСТОКИ  И  ЗНАЧЕНИЕ   ЗАГАДОК

Загадки, скороговорки, детские  считалки – принято  называть  малыми  формами  устного  народного  творчества – фольклора.

Знаете  ли  вы, что  история  загадок  насчитывает  не  одно  тысячелетие  и  берет  свое  начало  в  первобытном  обществе? 

Загадки   появились  очень  давно  и  всегда  были  проверкой  не  только  знаний  человека, - они  требовали  наблюдательности, умения  видеть  в  самых  обыденных  предметах  их  сходства  и  различия, требовали  способности  воспринимать  окружающий  мир  образно, поэтически.

У  всех  первобытных  народов  существовал  обряд  посвящения  мальчиков  в  полноправные  члены  рода – охотники. Чтобы  выдержать  испытание  на  зрелость, мальчику  нужно  было  доказать  свою  физическую  силу, ловкость, мужество – убить  огромного  хищника, выдержать  боль. А  ум, знания, сообразительность  он  должен  был  проявить  в  отгадывании  загадок. Получается, что  в  те  далекие  времена  загадка  была  основным  сводом  знаний  и  сведений  человека  о  внешнем  мире. У  древних  греков  и  германцев  загадывание  загадок  приравнивалось  к  единоборству. Их  легенды  рассказывают  нам  о  том, как  не  отгадавшие  загадок  расплачивались  жизнью.

У  славян  тоже  существовали  поверья о  том, что  русалки  губят  людей, не  отгадавших  их  загадок. В  русских   народных  свадебных  обычаях  вплоть  до  19  века  загадывание  загадок  составляло  обязательную  принадлежность  свадебного  обряда. Подруги  невесты  загадывали  жениху  и  дружке  жениха  трудные  загадки  и  не  пускали  их  в  избу  к  невесте  до  тех  пор, пока  не  получали  правильного  ответа. Ну  а  в  русских  народных  сказках, вы  и  сами  это  уже  хорошо  знаете, царевна  выходит  замуж  за  того, кто  сумел  отгадать  все  ее  загадки.

Предметом  своих  загадок  русский  народ  делал  вещи  и  явления, с  которыми  он  постоянно  сталкивался  в  быту  и  в  работе. Земля  и  небо, явления  природы, мир  животных, домашних  и  диких, внутреннее 

убранство  избы, утварь, посуда, земледельческая  и  всякая  иная  работа – таков  основной  тематический  круг  предметов  и  явлений  жизни, охваченный  в  загадках.

Загадки  придумывают  люди  и  по  сей  день. Это  очень  увлекательное  занятие – попробуйте! Любая  загадка – это  замысловатый  вопрос  или  иносказание, требующие  ответа. Они  составляются  в  краткой  и  занимательной  форме, чаще  всего  в  стихотворной. Для  них  характерны  ясность, выразительность  и  меткость  определений. Чаще  всего  в  загадках  содержится  перечисление  признаков, по  которым  надо  догадаться, о  каких  предметах  или  явлениях  идет  речь. От  того, сколько  этих  признаков, насколько  подробно  они  характеризуют  то, что  загадано, зависит  простота  или  сложность  загадки. Например, в  загадке «Не  огонь, а  жжется» (крапива)  указан  один  признак, но  он  настолько  характерен, что  его  достаточно  для  отгадывания. Иногда  в  загадках  содержится  по 3 – 4   признака: «Кругло, горбато, около  мохнато, придет  беда – потечет  вода». (глаз). Каждый  из  этих  признаков   нужен  для  определения  загаданного  слова. Но, конечно, самое  интересное  в  любой  загадке – образное, поэтическое  восприятие  окружающего  мира. Объектами  загадок  чаще  всего  становилось  то, что  повседневно  окружало  человека: жилище, домашняя  утварь, природные  явления, растения, животные  и  сам   человек.

Определение  загадки  дал  специалист  по  фольклору  В. П. Аникин: « Загадка – это поэтическое   замысловатое  описание,  какого – либо  предмета  или  явления, сделанное  с  целью  испытывать  сообразительность  человека, равно  как  и  с  целью  привить  ему  поэтический  взгляд  на  действительность».

Загадка – это  своеобразный  диалог: один  загадывает, другой  отгадывает. Она  состоит  из  двух  частей: загадки (вопроса)  и  отгадки (ответа). Часто  в  загадке  определенным  способом  скрыта  и  отгадка. Это  может  быть  метафора  или   какое – то  другое  иносказание. В  народе  даже  появилась  загадка  о  загадке: «Без  лица  в  личине».

Загадки  помогают  познавать  окружающий  мир, развивают  логическое  мышление, наблюдательность, являются  своеобразной  формой  развлечения. Развивают  любознательность  у  детей, интерес  к  родному  языку, способствуют  развитию  речи. Они  заставляют  ребенка  внимательно  вдумываться  в  каждое  слово, сравнивать  его  с  другими  словами. Загадки  способствуют  развитию  наблюдательности  и пытливости, формированию  поэтического  взгляда  на  действительность  и  вызывают  положительные  эмоции  у  детей.


Загадки – это  затейливая  поэзия  народа

Есть  старинная  загадка:

Крепь – город,

Да  Бел – город,

А  в  Беле – городе

Воску  брат.

О  чем  она? Оказывается, о  курином  яйце. Загадки  не  отгадать, если  не  знать, как  строились  города  на  Древней  Руси. Их  огораживали  рядами  стен – «городами». Так, в  средневековой  Москве  был  земляной  город, белый  каменный  город – Китай – город и, наконец, Кремлевская  стена. С  городскими  укреплениями, которые  помещаются  одно  внутри  другого, и  сравнивается  яйцо. Крепь – город – это  яичная  скорлупа, Бел – город – это  белок, а  то, что  именуется  братом  воску, - желток. А  вот  загадка  совсем  мудреная:

Тур – потутур

Потутурившись  сидит,

Ждет  гостей  из  Нова – города.

Кто  этот  загадочный  тур  и  каких  гостей  он  ждет? Настоящий  тур – это  дикий  бык, зубр, могучее, сильное  животное. Если  на  него  нападали, он  становился  очень  опасным. Когда – то  зубры  водились  во  многих  местах  Европы  и  Азии. Теперь  они  уцелели  лишь  в  заповедниках – в  Беловежской  пуще, в  Закавказье. Об  этих  турах  нередко  говорится  в  древних  рукописях. Так, об  одном  князе  сказали, что  он  был  храбр, «как  тур». Кого  же  туром  в  шутку  назвала  загадка? Кота: он  прильнул  к  полу, настороженный, готовый  к  прыжку, - «потутурился», ждет  мышей. Но  почему  мыши – «гости», да  еще  новгородские?

Северная  земля, покрытая  лесами, мхами  и  болотами, не  могла  прокормить  себя  скудными  урожаями. Новгородцы  покупали  хлеб  в  Поволжье, везли  его  на  судах  издалека. Издавна  этим  занимались купцы, или, как  их  называли  в  старину, «гости». Купцы  меняли  товары  на  хлеб, а  у  себя  торговали  им  с  выгодой. В  те  времена  ездить  в  сопредельные  земли  было  опасно. Недаром  ходила  пословица: «Одно  взять – или  воевать, или  торговать». Пословица  приравнивала  торговлю  к  войне. Новгородских  купцов  часто  грабили, когда  их  суда  плыли  мимо  чужих  владений. Вот  и  в  загадке  шутливо  говорится  о  князе – туре, который  приготовился  напасть  на  едущих  за  хлебом. Ведь  и  мыши  идут  в  дом  за  едой. Чтобы  отгадать  загадку  с  целым  набором  смешных, придуманных  слов – «потутур», «потутурившись», оказывается, надо  знать  историю, природу  страны  и  старинный  язык.

Обширна  и  разнообразна  наша  земля. Южные  окраины  России  окружены  горами. Чем  дальше  на  север, тем  реже  встречаются  возвышенные  места. По  равнине  текут  широкие  реки. А  на  севере – тундра. Ее  омывают  волны  океана. Загадки  не  преминули  отметить  разнообразие  местностей  России.

Загадку  о  небесном  своде, звездах  и  месяце  сложили  те, кто  сравнил  необозримую  степь  с  пасущимися  на  ней  стадами, с  ночным  небом.

Поле  не  мерено,

Овцы  не  считаны,

Пастух  рогат.

Чем  больше  знакомишься  с  загадками, тем  шире  раскрывается  земной  и  небесный  простор. Звезды, их  поблескивание, месяц  и  восходящее  солнце, тьма  и  свет  опоэтизированы  в  загадках.

Медленное  течение  вод  в  равнинах  реках  тоже  отмечено  в  загадках, которые  даже  ритмом  передают  неторопливость  движения.

Течет, течет –

Не  вытечет,

Бежит, бежит –

Не  выбежит.

А  вот  загадка  про  быстрый  ручей:

Между  гор,

Между  дол

Бежит  белый  конь.

Как  картинно  сравнение  пенящегося, порожистого  ручья  с  белогривым  конем!

Люди, живущие  у  гор, сочинили  загадку  про  водопад:

День  и  ночь  кричит,

А  голос  не  устанет.

Поморяне  сравнили  воду  в  котле  с  морем, а  дужку – с  журавлиной  шеей:

Через  сине  море

Журавлино  горло.

В  труднопроходимых  северных  лесах  река – важный  путь, и  о  ней  загадывают:

По  какой  дороге

Полгода  ходят,

Полгода  ездят?

Иное  дело – равнина  и  хорошие  удобные  дороги. Бойкая  загадка  о  колесах  передает  быстрое  движение  телеги  по  ровной  дороге:

Едем, едем –

Не  объедем.

Разнообразно  и  красочно  отразился  в  загадках  старинный  быт. Недалеко  от  города  Торжка  ходила  загадка  про  горячую  кашу:

В  городе  Торжке

Продают  бабу  в  горшке.

А  за  Уралом  была  повсеместно  распространена  загадка  про  пельмени – о  том, как  их  варят:

Бежали  овцы

По  калинову  мосту,

Увидали  зорю,

Побросались  в  воду.

Из  загадки  про  бочонок  мы  узнаем, какие  материалы  идут  на  его  изготовление:

Сам  дубовый,

Пояс  вязовый,

А  нос  липовый.

Интересна  загадка  про  то, как  устроено  сито:

В  лесу: тяп, тяп;

Дома: ляп, ляп;

По  краешкам: тпрусеньки!

В  серёдке: но!

В  сите  есть  сшитая  лыком  обечайка, то  есть  дранковый  обод, согнутый  лубок, бока  сита  и  полотно – часть  сита, сотканная  из  конского  волоса. Загадка  и  говорит  о  том, как  в  лесу  с  липы  дерут  лыки, снимают  луб, идущий  на  обод, - «в  лесу: тяп, тяп». По  краям  сита – лыковые  ремешки, «тпрусеньки». Они  названы  так  потому, что  мочальными (тоже  из  лык)  гужами, вожжами, останавливали  лошадь. В  середине  сита – «но!». Возгласом  намекают  на  конский  волос, из  которого  сплетено  полотно. «Дома: ляп, ляп» - это  сито  в  ловких  руках  хозяйки.

Из  загадок  можно  узнать  многое. Загадки  об  избе, ее  углах, матице – поперечной  балке – и  бревенчатом  накате  на  ней, о  петлях  и  двери  знакомят  с  устройством  жилища. Чтобы  отгадать  загадку, надо  знать, из  какого  дерева  делают  половицы, какую  древесную  породу  употребляют  на  изготовление  рам, чтобы  они  не  мокли  от  влаги, в  каком  углу  ставят  печь, чтобы  как  можно  больше  тепла  шло  в  дом. Загадки  говорят  о  печном  челе, шестке, загнетке, трубе, заслоне, кочерге, ухвате, помеле, лавке, столе, горшке, чугунке, мутовке, кадке, лохани, самоваре, полатях – словом, творцы  загадок  воссоздали  обстановку, внутреннее  убранство, утварь  и  посуду  старинного  дома. Из  загадок  узнаешь  и  о  том, что  шло  в  пищу  крестьянина, что  носил  он  в  будни  и  в  праздники, увидишь  двор  и  огород, хлев, закут, конюшню, сенник. Со  всеми  подробностями  названы  части  конской  упряжки.

Полно  изображена  в  загадках  работа. Загадки  переносят  нас  в  лес, на  пасеку, в  поле. Не  так – то  просто  отгадать  загадку:

Вырастет  сосна –

Коровам  сестра.

Это  конопля. Она  высокая – ее  сравнивают  с  сосной. Интересно, а  в  чем  же  «родство»  конопли  с  коровой? Оказывается, из  конопляных  семян  давят  масло; масло, конечно  другое, сливочное, получают  и  из  жирного  коровьего  молока: снимают  вершки, сбивают  сметану  и  проч. Поэтому  конопля  и  названа  коровьей  «сестрой». Так  в  загадке  «породнились»  корова  и  конопля.

Интересны  загадки  о  зверях, птицах, рыбах, пресмыкающихся – о тех, кто  водится  в  лесах, озерах  и  реках. Они  подмечают  повадки  разных  животных: неутешная  птаха – кулик «плачет, а  из  болота  нейдет», а  вертлявая  и  хлопотливая  сорока «вертится, как  бес, и  повёртка  в  лес». Много  наблюдательности  в  таких  загадках.

Особо  повезло  комару. Людская  фантазия  становится  неистощимой, когда  речь  заходит  об  этом  назойливом  и  неотступном  мучителе  всего  живого  на  сырых, болотистых  местах:

Крылья  орловы,

Хоботы  слоновы,

Груди  кониные,

Ноги  львиные,

Голос  медный,

Нос  железный,

Мы  их  бить,

А  они – нашу  кровь  лить.

Наконец  приходит  пора  загадкам  о  книге, гусином  пере, карандаше, разным  головоломкам. Загадки  оборачиваются  замысловатыми  вопросами. Ведь  самое  слово «загадать»  издавна  означало  задумывать, замышлять, предлагать  что – либо  неизвестное  для  решения. Предмет, который  загадывается, скрыт, и  о  нем  говорится  намеком, посредством  иносказания. Предметы  изображаются  с  помощью  других, таких, которые  имеют  сходство  с  загадываемыми.

Черный  конь

Скачет  в  огонь.

Лихой  сказочный  конь – это  кочерга. А  что  общего  у  неё  с  конем? И  конь, и  кочерга  одинаковой «масти» - черные. Кочергой  бьют  по  пылающим  головешкам – и  вот  она  уже  скачет. Согнутая, она  похожа  на  выгнувшего  шею  коня. Но  это  еще  не  все. Хитроумный  творец  заключил  отгадку  в  самих  словах  загадки: конь  черный  прыгает. Загадки  учили  не  только  понимать  поэзию  обиходных  вещей, но  и  учили  слушать, как  звучат  наши  слова.

В  загадках  много  причудливых  сравнений. Сопоставляются, казалось бы,  совсем  непохожие  предметы  и  явления:

Два  братца

Пошли  в  воду  купаться.

Ведра, как  братья, похожи  друг на  друга, а то, что  они «купаются», объясняется  просто: воды  не  набрать, не  окунув  ведра.

Загадки  поражают  причудливыми  картинами. Небо – синяя  шуба  и  так  велика, что  «покрыла  весь  мир». Гигантская  птица  машет  крыльями, но  не  летит:

Птица  Юрица

На  ветер  глядит,

Крыльями  машет,

Сама  ни  с  места.

Это  ветряная  мельница. Она  названа  Юрицей, потому  что  стоит  на  юру – на  открытом  ветрам  месте. Здесь  снова  своеобразная  игра  словами: с  обозначением  открытого  места  «юр» связано  придуманное  название  несуществующей  птицы – Юрицы.

Пришитые  пуговицы  сравниваются  со  стайкой  воробышков, которые  прилетели  и  уселись  рядышком  на  шестике – кайме:

Полон  шестик  воробышков.

Воображение  человека «нарядило» сноп  в  золотой  кафтан, подпоясало  его  и  уложило  набок:

Лежит  мужичок

В  золотом  кафтане,

Подпоясан, а  не  поясом;

Не  поднимешь, так  и  не  встанет.

В  загадках  образ  часто  становится  сказочным.

Раскат  грома  сравнивается  со  ржанием  и  топотом  коня:

Конь  бежит –

Земля  дрожит.

Сивый  жеребец

На  всё  царство  ржет.

Туча  на  небе, огромная  орлица – закрывает  крыльями  солнце:

Летит  орлица  по  синему  небу,

Крылья  распластала,

Солнышко  застлала.

В  наше  время  тоже  создаются  загадки, но  они  другие. Раньше  было  неизвестно, кто  сложил  ту  или  иную  загадку – да  этого  и  сказать  было  нельзя, так  как  каждая  из  них  переходила  из  уст  в  уста   и  сильно  менялась. Новые  загадки  создаются  отдельными  лицами, хотя  придумать  хорошую  загадку  одному  человеку, безусловно, трудно.

А  теперь  поговорим  о  поэзии.

Поэзия  окружает  человека  с  самого  рождения: пестушки, потешки, колыбельные  звучат  у  кроватки  новорожденного. Едва  научившись  говорить, ребенок  пытается  «подсказать»  родителям  последнее  слово  в  каждой  строке  стихотворения, которое  они  читают  ему. Поэтому, еще  не  зная  ни  одной  буквы, он  начинает  заучивать  стихи  наизусть. И  так  было  испокон  веков. И  сейчас  мы  с  вами  тоже  поиграем.


Викторина «Поэтический  калейдоскоп»

Вы  любите  стихи? А  много  ли  стихов  вы  слышали  за  свою  жизнь? Отвечая  на  вопросы  разминки, вы, я  думаю, удивитесь, как  много  стихотворных  строчек  знакомо  вам  даже  наизусть!

  Красота! Красота! Мы  везем  с  собой… (Кота)

  Вместо  шапки  на  ходу  он  надел… (Сковороду)

  Пошла  муха  на  базар  и  купила…(Самовар)

  Ты  все  пела? Это  дело: так  поди  же,… (Попляши)

  Ехали  медведи  на  велосипеде, а  за  ними  кот… (Задом  наперед)

  Три  девицы  под  окном  пряли  поздно… (Вечерком)

  Умывальников  начальник  и  мочалок… (Командир)

  У  лукоморья  дуб  зеленый, златая  цепь… (На  дубе  том)

  У  меня  зазвонил  телефон. Кто  говорит?... (Слон)

  Мальчик  радостный  пошел, и  решила  кроха: «Буду  делать  хорошо, и  не  буду - … (Плохо)

  Она  была  разиней, резиновая… (Зина)

Назовите  авторов  этих  стихов. (Стихи  С. Михалкова, С.Я.Маршака, К.Чуковского, Крылова, Пушкина, Барто, Маяковского) 

К  поэзии  относятся  по–особенному – с  уважением  и  даже  трепетом. Ее  называют  высокой, а  некоторые – святой! В  ней  ищут  и  совета, и  красоты,и  возвышенного  настроения. Но  лучше  понять  и  полюбить  стихи, можно  сначала  попробовать  открыть  их  тайны. Представим  себе  такой  диалог:

- Можно  ли  пересказать  стихи?

- Пересказать  красиво  вряд  ли  получится, наверное, вообще  невозможно. Во – первых, у  стихов, как  и  у  музыки, есть  собственный  ритм! Это  первый  секрет. Если  пересказывать, ритм  исчезнет. Стихи  звучат  то  напевно, то  бодро, то  задумчиво. А  иногда  и  не  очень  благозвучно…

А  почему? Потому  что  они  говорят  иногда  о  вещах  грустных, трудных. Тут  и  звуки  нужны  соответствующие. Это  второй  секрет – «Звукопись». Еще  один  секрет «Олицетворение». Что  это? Это  когда  о  неживом  говорится  как  о  живом, т.е  стихи  оживляют!

Читать  стихи  надо  очень  внимательно. В  них  нет  ничего  случайного.

А  теперь  скажу  о  звуках. Приходилось  ли  вам, ребята, замечать, что  в  обычной, торопливой  речи  слова  звучат  как – то  небрежно, все  звуки  не  проговариваются, даже   бывает  немного «каши»? Люди  вообще  порой  и  не  думают  о  том, как  звучит  их  речь. Главное – донести  информацию. В  стихах  все  по – другому: слова «поставлены»  так, что  звучат  четко  и  ясно, обретают  свою  настоящую  силу.

Уж  небо  осенью  дышало,

Уж  реже  солнышко  блистало…

(Пушкин. Из  романа «Евгений  Онегин»)

Здесь  не  только  небо  дышит – дышат  все  звуки: гласные, согласные. Поэт  дает  им  свободу  и  простор!

- Наверное, это  качество  настоящего  таланта. А  бывают  не  только  одаренные  поэты, но  и  одаренные  читатели?

- Да, можно  даже  научиться  талантливо  читать  стихи! Чтобы  понять, «что  внутри»  стихотворения, надо  всмотреться, вслушаться  в  него, и  тогда  откроются  его  смысл  и  очарование.


СОВЕТЫ, КАК  СТАТЬ  ТАЛАНТЛИВЫМ  ЧИТАТЕЛЕМ

1. Перечитывайте  стихи! С  каждым  прочтением  они  будут  становиться  прекраснее  и  загадочнее. Вам  будет  открываться  все  то, что  пережил, прочувствовал  сам  поэт.

2. Воображайте, фантазируйте  вместе  с  ним! Ведь, написав  стихи, он  сделал  лишь  часть  работы, остальное – за  вами: это  ваш  душевный труд. Пусть  он  приносит  вам  радость  и  новые,
еще  никем, кроме  вас, не  открытые  секреты.

А  сейчас, ребята, я  хотела  бы, чтобы  вы  рассказали  свое  любимое  стихотворение. Конкурс чтецов.


Подготовила: Кравченко.О. В., библиотекарь детского абонемента библиотеки им. А. Штанько

2         425