Включить версию для слабовидящих

Сказочник датского королевства

^Back To Top

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСТРЕЧА

«СКАЗОЧНИК ДАТСКОГО КОРОЛЕВСТВА»

(к  210-летию со дня рождения Х.К. Андерсена)

Оформление: книжная выставка «Сказочная страна Андерсена», портрет Х.К. Андерсена.

 

Ведущий: Здравствуйте, маленькие друзья! Сейчас я расскажу вам сказку об одном добром сказочнике.

       Далеко-далеко, за морями и горами находится туманная страна Дания. Там расстилаются луга и широкие равнины, где разбросаны маленькие городки с чистыми улочками и крышами из красной черепицы. В одном из таких городков под названием Оденсе, расположенном на острове Фюн, давным-давно жили молодые супруги. Он был сапожником, а она – прачкой. Их каморка сверкала необыкновенной чистотой, на окнах стояли горшки с тюльпанами, стены украшали картины, а над сапожным верстаком висела полка с книгами.

       И вот однажды в солнечный весенний день 2 апреля 1805 года в этой семье появился мальчик. Отец и мать очень любили своего сына. Ханс, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. У Ханса были самодельные игрушки и картонный кукольный театр. Но у мальчика рос длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки, и кто-то из соседей назвал его гадким утенком. Маленький Ханс сначала плакал от обиды, а потом стал мечтать о том, как он вырастет прекрасным принцем. И выдумывание разных интересных историй стало для мальчика любимым занятием.  

       Однажды зимой, когда замерзли окна, отец показал Хансу узор на стекле, похожий на деву с протянутыми руками. Он в шутку сказал: «Она хочет забрать меня». Но эта шутка обернулась жестокой правдой. Когда Хансу исполнилось всего лишь 11 лет, его отец умер. Мать печально сказала: «Его, наверно, унесла ледяная дева». Без отца жить стало совсем трудно, и Ханс пошел работать ткачом.

        В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая родной дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Жить там было очень бедно, голодно и холодно, но Ханс много учился и работал, был актером, певцом, танцором, писал стихи и пьесы. Но ему часто не хватало самых элементарных знаний. И 17-летнему юноше пришлось сесть на школьную скамью рядом с учениками второго класса, мальчиками 12-13 лет.

        Один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!». Длинный, нескладный ученик слушал его, опустив голову. И всё же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира.

        Прошли мучительные годы поиска, пока гадкий утенок смог расправить крылья, и к нему пришло признание, как к великому сказочнику. После того, как в свет вышла первая книга его сказок, он стал знаменит. В то время ему было 23 года.

       Вы все догадались, что этим юношей был Ханс Кристиан Андерсен. Вряд ли найдется читатель, который бы не знал его замечательных сказок. Когда слышишь имя Андерсена, то перед глазами возникают всем знакомые герои: бесстрашная девочка Герда, стойкий оловянный солдатик, трудолюбивая Дюймовочка.

       И сейчас, ребята, мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут яркие и неповторимые герои сказок великого сказочника Андерсена.

Конкурс «Узнай сказку»

       По отрывку из произведения вы должны угадать название сказки.

-     «Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол... Каких только чудес не бывает на свете...» («Стойкий оловянный солдатик».)

-     «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его». («Гадкий утенок».)

-     «Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была». («Принцесса на горошине».)

-     «Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». («Дюймовочка».)

-     «Спасибо тебе, милая птичка! - сказал император. - Я изгнал тебя когда-то из моего государства, а теперь ты своей песней отогнала от моей постели ужасные призраки, прогнала даже смерть». («Соловей».)

-     «Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы...» («Дикие лебеди».)

-     «Давно-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги». («Новый наряд короля».)

-     «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как- то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже». («Снежная королева».)

         Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена.

А теперь, ребята, давайте попутешествуем по сказке «Снежная Королева».

Зеркало треснуло – это к беде,

Много осколков, а нужный-то где?

Если на место поставить его,

Герда легко победит волшебство.

Снова придется тебе помогать –

Этот осколок скорей отыскать.

(Ведущий вытаскива­ет из конверта «осколки» разбитого зеркала).

Ребята, давайте поможем Герде и соберем из осколков зеркало.

(Дети собирают из отдельных кусочков зеркало).

Трудно Герде идти, вьюга все дороги замела. Чтобы помочь ей прой­ти через сугробы, необходимо найти две одинаковые снежин­ки.

(Из семи снежинок, разложенных на столе, дети выбирают две одинаковые).

И вот нашла Герда Кая с вашей помощью, но Кай не узнает ее, сидит и собирает льдинки с буквами.

Что Кай пытается собрать,

Из букв вот этих ледяных?

А ну, попробуй отгадать

И сам сложи-ка в слово их.

(Дети из набора букв собирают слова «Герда» и «Дружба»).

       Умницы! Но на этом наши загадки не заканчиваются. Я, надеюсь, вы отлично помните, как выглядели герои удивительных сказок Андерсена.

Конкурс «Портрет героя»

       По отрывку из произведения вы должны угадать героя сказки.

-     «Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать, – лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и поэтому не совсем удался». (Лебеденок. «Гадкий утенок».)

-     «Он переодевался каждый час, и один наряд был у него лучше другого. Про других говорили: «Он совещается с министрами», а про этого только и было слышно: «Он переодевается»». (Король. «Новый наряд короля».)

-     «Глаза ее сияли как звезды, но и в них не было ни тепла, ни покоя». (Снежная королева. «Снежная королева».)

-     «Он был похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами». (Соловей. «Соловей».)

        Жизнь Андерсена – это бесконечный, непрерывный труд. По убеждению сказочника, «человек должен быть стойким, как оловянный солдатик, верным, как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля».

 Андерсен объездил почти весь мир и писал всюду, где его заставала жажда творить. Он – автор более 170 сказок и историй. Ребята, а какие сказки писателя вы еще знаете?

(Дети называют: «Волшебный холм», «Дочь болотного царя», «Золотой мальчик», «Калоши счастья», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Пятеро из одного стручка», «Русалочка», «Свинопас», «Свинья-копилка», «Старый дом», «Улитка и розы», «Штопальная игла» и др.)

 Сказки Андерсена изданы на 80 языках народов мира и стали близки людям разных стран, эпох и разных возрастов. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

       В преклонном возрасте Андерсен вернулся в родной город, где его чествовали, как великого человека. Город принарядили, зажгли иллюминации, гремели оркестры, звучали песни. Люди говорили: «Откуда только взялся благословенный дар у этого долговязого сына башмачника. Должно быть, он все-таки волшебник!». Андерсен потом написал: «Я был бесконечно счастлив, всюду встречал приветливые взгляды, все желали мне сказать доброе слово, пожать руки, а вечером я читал детям свои сказки». И хотя у сказочника не было своей семьи, он жил счастливо, потому как творил добро и красоту, стал гордостью своей страны и своего народа, всем сердцем любил детей и всех людей.

Сказками увенчан, как цветами.

Строк его вкушаем благодать.

Наши папы, бабушки и мамы

Брали сказки в детскую кровать.

Открываю том его прекрасный

В поле, в доме, в школе и в лесу...

Сказок его радужные краски

Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

                                                   (А. Трофимов)

 Самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

 Читайте больше сказок! До новых встреч!

 

Использованная литература:

1. Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. – М.: Горизонт, 1994. – 120 с.

2. Нагайцева, И.Н. Радуга: Сценарий детского праздника, посвящённого дню рождения Х.К. Андерсена / И.Н. Нагайцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 2. – С. 14 – 15.

3. Что такое? Кто такой?: Т.1. – М.: Педагогика, 1990. – С.71 – 72.

4. Я познаю мир. Литература: Детская энциклопедия. / М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997. – С.13 – 17.

 

Составитель: зав. Детской библиотекой им. А. Гайдара  И.В. Иванова