Включить версию для слабовидящих

Эрмитаж

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

«ЭРМИТАЖ»

Виртуальное посещение музеев

В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, расположен крупнейший музей России – Государственный Эрмитаж.

В его коллекциях около 3-х миллионов экспонатов: произведения живописи, скульптуры, монеты, ордена и медали, образцы оружия, археологические памятники и другие ценности, созданные многими народами. Более полумиллиона томов насчитывает библиотека Эрмитажа.

Чтобы обойти все залы этого музея, потребуется проделать путь в 22 километра, а для внимательного просмотра всех представленных здесь экспонатов не хватит и 15 лет.

Много времени нужно, чтобы рассказать о малой части эрмитажных сокровищ, поэтому мы совершим лишь небольшую экскурсию по этому музею, вспомним историю его создания, остановимся у некоторых знаменитых экземплярах.

Начнем в времени царствования Петра Первого, царя-реформатора, с именем которого связано многое в истории нашей страны, в том числе и создание в Санкт-Петербурге первого музея, доступного для широкого обозрения. Это знаменитая Кунсткамера, которая была открыта в 1714 году.

В переводе с немецкого кунсткамера означает кабинет редкостей. Такие редкости собирал царь в ходе своих поездок в разные страны. А потом в Летнем дворце Петр устроил музей, куда пускали всякого желающего.

Подражая царю, вельможи стали привозить из-за границы картины, статуи и другие произведения искусства, украшая ими свои дома. Так возникла основа для создания будущего музея.

Здание Зимнего дворца было построено в 1762 году, дворец стал главной резиденцией российских царей. Первой хозяйкой этого великолепного зелено-белого трехэтажного здания стала императрица Екатерина II.

Дворец стоит на берегу Невы, в нем более полутора тысяч комнат. Некоторые из этих комнат были выделены для произведений искусства, сюда Екатерина приглашала своих друзей и устраивала неофициальные приемы. В переводе с французского слово «эрмитаж» означает «место уединения». Во время своих неофициальных приемов царица устраивала спектакли, игры, танцы. И даже были составлены шутливые правила поведения, кто нарушал эти правила или сидел со скучным видом, тот подвергался наказанию. Например, нужно было выпить стакан холодной воды, или выучить наизусть стихотворение.

В 1764 году Екатерина II приобрела коллекцию картин берлинского купца Гоцковского. Вот этот год и считается годом основания Эрмитажа. В этом году исполняется 250 лет музею. С этого года коллекция неустанно растет, в нее входят не только скульптуры и картины, но и фарфор, медали, монеты. Все это скупали русские послы и специально назначенные чиновники. Некоторые произведения делались по специальному заказу.

Почетное место занимали книги. В 1779 году была куплена библиотека французского писателя Вольтера, а в 1785 году Эрмитаж приобрел библиотеку другого писателя Дидро.

Вскоре стало понятно, что для размещения накопленного богатства специально выделенных комнат не хватает. Поэтому в 1764-1775 было построено здание Малого Эрмитажа, в 1771-1787 здание Большого Эрмитажа, а в 1783 году началось возведение Эрмитажного театра.

Видео «Санкт-Петербург. Эрмитаж»

Екатерина II о коллекции говорила так: «Всем любуются мыши и я». То же самое могли сказать и те, кто царствовал после нее.

В 1852 году состоялось открытие Императорского музея в здании Нового Эрмитажа. Но попасть в музей было непросто. Ведь это здание было продолжением императорского дворца. Поэтому требовалось для посещения музея приобрести специальный билет, посетить музей можно было только во фраке или в мундире. Имена посетителей заносили в специальную книгу, а использованные билеты необходимо было вернуть.

Правда, художникам и скульпторам посещать музей разрешалось, ведь там они могли копировать творения выдающихся мастеров живописи.

И только в началеXXвека вход в музей стал более свободным.

В годы Великой Отечественной войны были приняты меры для сохранения коллекции музея. В тыл было вывезено более миллиона экспонатов. Все было тщательно упаковано. А оставшиеся произведения были спущены в подвалы Эрмитажа. Об их сохранности заботились сотрудники музея, оставшиеся в осажденном Ленинграде. В подвалах музея были устроены бомбоубежища, где могли спрятаться 2 тысячи человек.

Фашисты обстреливали город, снаряды несколько раз попадали и в здания Эрмитажа. Однажды взрывной волной были повреждены стекла окон Главной лестницы, осколками был изуродован портик с гранитными атлантами. От сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен, лепка и позолота, наборные полы художественной работы.

Всего за годы блокады в эрмитажные здания попало 30 фашистских снарядов.

Но сразу же после снятия блокады Ленинграда начались восстановительные работы, а после победы в Эрмитаж вернулись вывезенные ценности. Эрмитаж снова открылся для посетителей. Ни один экспонат не был утерян, лишь небольшую их часть пришлось реставрировать.

ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Почетное место в Зимнем дворец занимает Военная галерея. На стенах галереи вывешены 332 портрета русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. В середине галереи – большой портрет Михаила Илларионовича Кутузова. Он изображен у запорошенной снегом ели. Повелительным жестом фельдмаршал как бы направляет русские войска на неприятеля, у ног его лежат боевые трофеи. На соседних портретах – сподвижники Кутузова: Барклай де Толли, Петр Багратион, бесстрашный гусар-партизан Денис Давыдов и другие.

Большинство портретов галереи было сделано с натуры, но портреты погибших генералов чаще всего делались с прежних портретов. Некоторые места для портретов затянуты зеленым сукном, изображения этих героев найдены не были. Всего таких невыполненных портретов – 13.

Галерея была открыта в 1826 году.

Сегодня в галерее висит мраморная доска с известными строками Александра Сергеевича Пушкина:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Нередко медленно меж ими я брожу,

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики…

Говоря об истории Военной галереи, необходимо сказать, что в 1837 году в Зимнем дворец был пожар, бушевал он трое суток и повредил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Однако ни один портрет не пострадал – они были вынесены гвардейскими солдатами. В 1838-39 годах галерею отделали заново.

АТЛАНТЫ ЭРМИТАЖА

А вот строчки поэта Александра Городницкого напоминают нам о еще одной достопримечательности Эрмитажа:

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерках приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

Знаменитые атланты -  десять пятиметровых фигур из гранита.

Атланты  - по древнегреческой мифологии – титаны, призванные Зевсом поддерживать небесный свод. Так и у здания Нового Эрмитажа атланты поддерживают массивный балкон.

Десять одинаковых атлантов были созданы по рисунку Гальбига, по модели скульптора А.И.Теребенева, который за их создание был удостоен звания академика.

Пятиметровые фигуры атлантов высекали на протяжении пяти лет 150 мастеров-каменотесов из серого сердобольского гранита. Затем, на протяжении еще 3 лет – вручную полировали пятиметровые статуи.

Атланты изображены в виде молодых юношей великолепного телосложения. На их головах венки из колосьев, на лица ниспадают пряди волос, набедренные повязки из медвежьих шкур. Лица их горды и одухотворены, они не склонились под тяжкой ношей, горды оказанной им честью нести громаду.

Атланты давно обросли легендами и стали частью петербургского фольклора. Так, по известной примете, жених и невеста в день бракосочетания должны подержаться  за большие пальцы атлантов, тогда брак их будет счастливым, а дети, рожденные в этом браке – очень красивыми.  Помогают атланты и в решении личных проблем, главное – подержаться за большой палец скульптуры в одиночестве.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МАДОННА С ЦВЕТКОМ»

Всего в мире сохранилось 12-14 живописных произведений да Винчи. Две картины находятся в Эрмитаже.

Картине более 500 лет, Леонардо во время создания этой картины было 26 лет. До концаXVIIIвека картина находилась в Италии. Затем след ее теряется, и у кого она хранилась неизвестно.

В 1824 году купец Сапожников покупает в Астрахани у бродячего итальянского музыканта почерневшую икону, вскоре ее покупает известный архитектор и коллекционер Леонтий Бенуа. Он думал, что купил обыкновенную икону. Но в начале XX века в ней опознали произведение Леонардо. Картина была куплена Эрмитажем в 1912 году за огромную по тем временам сумму – 150 тысяч рублей.

На картине мы видим Мадонну (Богоматерь). Но эта мадонна совершенно лишена святости, мы видим юную мать, играющую со своим ребенком. Она показывает своему сыну цветок. Ребенок пытается схватить новую игрушку. С первого раза у него не получается, и мать смеется и одновременно любуется движениями малыша.

В картине нет святости, мадонна выглядит как современница Леонардо. У нее модная по тем временам прическа: часть волос на лбу сбрита, чтобы лоб казался выше. Брови тоже сбриты по моде того века. Платье такое, какие носили в Италии в конце XV века.

Картина воспевает прелесть материнства.

РЕМБРАНДТ «ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА»

Эта картина была создана в конце 1660-х годов. Сюжетом послужила евангельская притча о блудном сыне.

На коленях перед отцом стоит сын, скитавшийся в чужих краях. Все свое состояние он потратил на пустые развлечения. Голод заставил его стать пастухом и питаться тем, что ели свиньи. Теперь на нем грубая и рваная одежда. Только вышитый воротник хранит следы былого великолепия. На правой ноге – стоптанный башмак, другой башмак только что развалился.

Скиталец полон раскаяния. Пройдя через многие испытания и унижения, все потеряв по своей вине, он добрался, наконец, до родного дома и припал к ногам отца.

Многие годы ждал возвращения сына отец. Он почти ослеп от горя и тоски. Но сегодня совершилось чудо. Сын, которого он считал погибшим, вернулся в родной дом. Отец бережно прикасается к его плечам. Весь мир для них сосредоточен в этом безмолвном мгновении искреннего раскаяния, бесконечной радости и прощения.

ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА ПЕТРА I

В Зимнем дворце расположена постоянная экспозиция «Зимний дворец Петра I». И здесь можно увидеть знаменитую восковую персону, т.е. как выглядел Петр при жизни.

Лицо задумчиво, руки лежат на подлокотниках кресла. На Петре парадный камзол, настоящий, его сшили в 1724 году. На шее белый шарф. Кажется, сейчас Петр Алексеевич вдруг встанет во весь свой двухметровый рост.

Создал эту точную копию основателя Петербурга Растрелли в 1725 году по заказу вдовы Петра ЕкатериныI. Лицо царя сделано по восковому слепку, исполненному при жизни царя, так что сходство полнейшее. Голова, кисти рук и ступни ног – из окрашенного воска. Остальные части фигуры вырезаны из дерева. Парик, по преданию, сделан из собственных волос Петра.

А другое предание повествует, что когда-то искусно устроенный механизм внутри куклы позволял ей вставать и кланяться зрителям. Дамы, говорят, падали в обморок.

Сегодня Эрмитаж занимает семь зданий в центре города. Собранные здесь шедевры занимают более 350 залов. Почти 3 миллиона экспонатов представлены в шести разделах: Первобытная культура, Античный мир, Культура народов Востока, История русской культуры, Нумизматика, Западноевропейское искусство.

За год Эрмитаж посещают более двух с половиной миллионов человек.

Видеоролик «Фильм о Государственном Эрмитаже. Часть 1»

 

 

2         425