Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Чумак, Т. Первые русские гардемарины были в Азове /Т. Чумак //Петровский бульвар . - 2008. - №30. - 22июля. - С.5.
До Петра I в России серьезно не думали о военном флоте. Лишь царь—реформатор после неудачного первого Азовского похода начал серьезно о нем задумываться. Еще до первого похода на Азов в Голландии была заказана галера для хождения по Волге и Каспию. Именно она явилась образцом для строительства первых судов российского флота: ее доставили в село Преображенское, где в конце февраля 1696 года были изготовлены части для 22 галер и 4 брандеров. В то же время в Сокольске, Козлове, Добром и Воронеже начались работы по строительству вспомогательных судов-1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов. Там же была построена еще одна галера. Первым адмиралом российского флота стал Франц Лефорт (В честь него до 1970 в Азове улица Комсомольская называлась Лефортовской), а царь получил звание капитана.
В начале апреля 1696 года флот был спущен на воду, а с 23 апреля (3 мая) по 3 (13) мая он отплыл под Азов. Задачей первого военного русского флота было перекрытие подвоза продовольствия и боеприпасов в тогда еще турецкий Азов водным путем. Это было блестяще выполнено, и Азов был взят. Однако конец первого русского военного флота был печален.
Многие суда были разобраны - В Азове не хватало леса для восстановления жилья и военных укреплений. У русских моряков не было достаточно опыта для зимовки судов, так что за два года они пришли в полную негодность-ведь их строили наспех. Зимой они вмерзли в лед, а летом рассохлись. Но Петр дал указание заложить верфи непосредственно в Азове и в Таганроге.
Строительство велось быстрыми темпами - весной 1697 года с началом ледокола азовские верфи стали расширяться, и с 1697 по 1700 год построили 149 судов, которые широко использовались. Но в самом Азове и Таганроге в 1703 году находились всего 10 кораблей и 4 галеры, которые турки требовали, согласно договору, уничтожить. Им ответили, что стыдно просто уничтожать вещи, которые стоили немало денег, а увеличивать число судов никто не собирается. То есть военные корабли находились в Азове и Таганроге тогда просто для устрашения Турции, но ими не пользовались в военных целях.
Суда в Азове нужны были также и для доставки продовольствия. Этому также нужно было учиться. Первая попытка доставить его речным путем была безрезультатной. Летом 1698 года из Азова за хлебом отплыли 10 фуркатов. Но на первом же ночлеге большая часть работных людей сбежала, суда сели на мель, откуда их никто не смог снять. Зимой они вмерзли в лед, а весной затонули. Та же участь постигла и многие другие русские суда.
Однако строительство продолжалось до 1711 года. Тогда главная база южного военного флота была в Таганроге. Но после неудачи Петра в Прутском походе, флот пришлось уничтожить. Южный военный флот был возрожден при императрице Анне Иоановне в 1735 году, когда началась очередная война с Турцией, но тогда он назывался Донской флотилией. Центр строительства судов на Приазовье был перенесен в Тавров, где строили 80-пушечные корабли, которые позднее нанесли немалый урон сильнейшему тогда турецкому флоту. Но все это произошло гораздо позже. Азов же после 1711 года лишился своих верфей и статуса центра кораблестроения на Приазовье. Конечно, при строительстве в Азове флота был нанесен урон и донской экологии. Вырубались леса, и по свидетельству географов, несколько изменился климат. Дон долгое время был завален гниющими бревнами-топляками, отравляющими чистую воду. Хорошо, что тогда не было так называемых «гринписовцев», которые бы сразу начали акции протеста против строительства флота в Азове - им ведь все равно, против чего протестовать, лишь бы заинтересованные силы платили! Происходило же в недалеком прошлом такое у нас в Азове, когда шантажисты пытались выжать немалые деньги со строящихся терминалов, организовывая «массовые» акции протеста. Жаль, Петра Великого на них нет, он-то им головешки бы пообрубал!
Но именно под нашим городом в 1696 году было показано, что русский военный флот представляет собой грозную силу. Царь Петр, получив неоценимые знания в Голландии, с блеском применил их на практике под Азовом. И приятно сознавать, что под Азовом русские военные моряки прошли первое боевое крещение.
Кстати, как раз в Азове в 1698 году была открыта первая в России навигационная школа (учителями в ней были Матвей Меленкович и Иван Кучица). Первые дипломированные русские военные моряки вышли как раз из нашего города. Так что, по справедливости, действие известного российского сериала про гардемаринов надо было начинать как раз в Азове.