Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Сценарий экологической акции
«СБЕРЕЖЕМ ВОДУ! СБЕРЕЖЕМ МИР!»
(Для подростков)
Звучат аудиозаписи шелеста дождя, журчания ручья, шума морского прибоя.
ВЕДУЩИЙ: Наша сегодняшняя встреча посвящена удивительнейшему веществу — воде. Вода. Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в графин? Посмотрите вокруг и на географическую карту. Океан, покрывающий нашу Землю, — это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, — это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, — и это вода. Знаменитый мыслитель древности Платон писал о Тартаре — огромном подземном водоеме, из которого берут начало все океаны, моря и реки; «Когда вода отступает в те области, которые мы зовем внутренними, она течет сквозь землю по руслам тамошних рек и заполняет их, словно оросительные каналы, а когда уходит оттуда и устремляется сюда, то снова наполняет здешние реки, и они бегут подземными протоками, каждая к тому месту, куда положила себе путь, и образует моря и озера, дает начало рекам и ключам».
ЧТЕЦ:
Вода!
Тебе мы посвящаем
Стихи, и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была,
Чтоб реки были полноводны.
И мирно бы текли всегда,
Была б прозрачна в них Вода!
Чтоб дождем нас поливала
Ты с чистых голубых небес.
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс.
Тебе, Вода, поем мы славу!
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда.
Да пусть же славится Вода!
ВЕДУЩИЙ: Вода - единственный из всех минералов, существующих одновременно в твердом, жидком и газообразном «стояниях. В газообразном состоянии вода содержится в атмосфере, образует туман и облака, в твердом — снега и льды.
ЧТЕЦ:
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода!
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает.
Снег белый родные поля.
Но время придет — все растает,
И будет простая вода.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты и провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это только вода.
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака
Вот туча идет грозовая,
А в сущности только вода
(Демонстрируются слайды с репродукциями картин. Н. Рериха «Обитель святого Сергия» и «Гималаи», А. Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», И. Айвазовского «Ледяные горы»)
ВЕДУЩИЙ: Вода обладает огромной силой: прорывает плотины, сметает все на своем пути. Наводнения заливают и разрушают города и поселки. Неожиданно налетают гигантские волны — цунами.
ЧТЕЦ:
Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты несравнимая с Жар-птицей,
Ее величество — Вода.
Ласкаешь берега волнами,
Даруешь жизнь всем существам.
Из туч ты поливаешь нас слезами,
Но слезы те отрада нам.
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь,
Сметаешь все с лица земли.
ВЕДУЩИЙ: В то же время вода — добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана, они играют важнейшую роль в производстве энергии. Существуют электростанции, использующие силу прибоя, волн, мощь, заключенную в морских и океанических течениях, и тепло, накопленное водами океанов. Эта жидкость нужна не только для поддержания жизни человека. Без нее немыслима ни одна сфера производства. Незаметный, но неизменный спутник миллионов тонн добытых угля и нефти, выплавленных чугуна и стали, всех произведенных станков, машин, тканей, бумаги, выращенных хлеба, овощей, фруктов — миллионы и миллионы кубометров самой обыкновенной воды. Вода — универсальный растворитель, весьма активный химический реагент.
ЧТЕЦ:
Люблю тебя, вода,
За теплоемкость и летучесть,
За прозрачность и бесцветность,
За испаряемость и текучесть.
Люблю тебя я, вода,
За то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу
И светлому дню, —
За это тебя я,
Вода, люблю.
ВЕДУЩИЙ: Вода! Голубая, нежная, чистая! Что может быть лучше ее? Она дает жизнь всему живому. Вода входит в состав каждой клетки!
ЧТЕЦ:
Воздух чистый, свежий,
Дышится легко и свободно.
Но...
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
ВЕДУЩИЙ: Вода — одно из главных природных богатств человечества. От нее зависит не просто благополучие, но и- само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озер и морей. Академик А. П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». Хотя вода — самое распространенное вещество, химически чистой воды на Земле нет, так как все, что мы в повседневности называем водой, — это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу, очень мало. Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует кружку, наполненную водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбирает порцию 30 мл в мерный цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии — всего 6 мл. (Отбирает пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл.) Вывод: вода — это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.
ЧТЕЦ:
Вода — чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой
Красиво названной снежинкой
То обретает легкость пара,
Была — и вдруг ее не стало.
Она плывет к нам облаками
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
ВЕДУЩИЙ: Свойства воды обусловили красоту природы. В весенние дни ручьи, сверкающие под лучами солнца, олицетворяют пробуждение природы, пробуждение чувств человека, самой жизни.
ЧТЕЦ:
Звенеть сосульки перестали,
У крыш застыли бахромой,
Холодным светом заблистал
Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет
Оно возьмется припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель веселая опять…
Е. Благинина
(Звучит аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Времена года»)
Чистая вода - одно из самых, необходимых условий для здоровья человека
Наиболее важными факторами, обеспечивающими долгую и здоровую жизнь человека, являются:
чистый воздух;
абсолютно чистая вода, в которой нет никаких химических веществ и неорганических минералов;
максимально натуральная пища (насколько она может быть натуральной в настоящее время в том отравленном и загрязненном мире, в котором нам приходится теперь жить).
ВЕДУЩИЙ: ВОДА — самое важное вещество на Земле! Можно сказать, что вода также и одна из самых информационных визитных карточек нашей планеты. Вода может одновременно существовать в трех формах: жидкой, твердой и газообразной. Именно она была выбрана в свое время в качестве единицы измерения удельного веса для всех остальных веществ?. Кроме того, она играет важную связующую роль, обеспечивающая циркуляцию многих природных элементов на поверхности планеты.
У каждого человека должна быть нормальная вода, в противном случае ему грозит смерть. Например, моряка, выжившего после кораблекрушения.
Вокруг него простирается океан поды, но воды морской, соленой. И если этот бедняга не добудет пресной воды, то через какое-то время он неизбежно погибнет. Другой случай: путешественник потерял дорогу в раскаленной от жары пустыне, и если он не отыщет воду, его ждет быстрое обезвоживание организма и смерть., Но прежде чем наступит конец, жажда вволю поиздевается над несчастным, заставив его безмерно страдать.
Некоторые животные, например кролики и зайцы, питающиеся преимущественно травой и другой растительной пищей, в состав которой входит до 85% воды, никогда не пьют обычную воду, если могут отыскать натуральную пищу. Да и в материнском молоке женщины содержится до 87% воды. У сочных фруктов и овощей доля воды в общем весе почти такая же. Чёловек, съедающий в день около 1,5—2 кг свежих фруктов, помимо примерно 250 г твёрдых составляющих, получает не меньше полутора литров живой дистиллированной воды.
Я убежден: вода — самое важное вещество на Земле. Без нее жизнь, начиная от растений и заканчивая человеком, перестала бы существовать.
Ведущий: На Востоке говорят, что вода - кровь природы и капля ее дороже алмаза. А у нас так говорят: «Родники - это алмазные бусинки России, волшебные сказки природы».
Как вы думаете, почему люди так говорят о воде?
Ведущий: А сейчас вспомним пословицы о воде и попытаемся их объяснить.
Вода камень точит.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Без воды зима не станет.
Что в воду упало, то пропало.
Вода путь найдет
Разлитую воду подбирать с земли не всякому легко.
И в хорошей воде утонуть можно.
Пролив, воду не поймаешь.
Где много воды, там всегда жди беды.
Покуда есть хлеб и вода-все не беда.
Чистая вода для хвори беда.
Решето воду не черпают.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Заработала вода – загудели провода.
Глубокая вода не мутится.
Матушка Волга и широка и долга.
Сиди у моря, жди погоды.
И мутную воду пьют в невзгоду.
Не плюй в колодец: случится напиться.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Без росы и трава не растет.
Утопающий и за соломинку хватается.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Не грози щуке морем.
Не учи рыбу плавать.
Под лежачий камень и вода не течет.
Великому кораблю велико и плаванье.
Не узнав броду, не суйся в воду.
Тихие воды глубоки.
Апрель с водою – май с травою.
Ведущий: У воды человек селился с давних времен, по воде расширял свои владения, открывал новые страны. О воде складывали легенды, рассказывали сказки, сочиняли загадки.
ЗАГАДКИ:
В нее льется, из нее льется. Сама по земле плетется. Ну прямо, как змея.(Река).
Ходят волны на просторе-вы узнали? Это-...(Море)
По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет. (Волна).
На дворе горой, а в избе водой. (Лед).
День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро).
Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло. (Лед).
Пушистый, а не кошка, белый, а не сахар, падает, а не листья, кружится, а не человек (снег).
Через море - океан плывет чудо великан, а ус во рту прячет (кит).
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке? (снежинки).
Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнце свет - рухнул мост, и щепок нет. (Радуга).
Бел, да не сахар, не колючий, светло - синий, (иней)
Ног нет, а идет? По кустам развешан...(снег).
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи.. Нет опоры для ноги (Болото).
С высоты большой срываясь, грозно он ревет. И о камни разбиваясь, пеною встает, (водопад).
Он путь к реке проворно ищет, и снег - единственная пища. И чем теплее - он бойчей, и тем быстрей бежит... (ручей).
Вверх ногами дождик льется. Как же дождик тот зовется? (фонтан)
Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся, (дождь)
В огне не горит, в воде не тонет (Лед).
Вечером родится, ночь живет, утром умирает (роса).
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно...(Лёд)
Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки).
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, а широкий - в море. (река).
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек).
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали и пошли искать их днем, ищем, ищем не найдем, (роса).
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет (дождь).
В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошел, а я остался на дорожке во дворе. Воробьи во мне купались на потеху детворе. Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (Лужа).
Не вода и не суша-на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото).
Пушистая вата плывет куда - то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака).
По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает – иногда из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (Туча).
ВЕДУЩИЙ: Воду надо беречь! Это должен понять и запомнить каждый! А сейчас мы поговорим о воде немного серьезнее.
Доказано, что вода состоит из водорода и кислорода. Она - единственный источник кислорода в главном процессе на Земле - фотосинтезе. Вода присутствует не только в водоемах, но и в воздухе, в почве и во всех живых существах. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений, но ее очень мало в клетках сухих семян или спорах растений и микроорганизмов, поэтому они могут храниться очень долго. В воде растворены различные газы и соли, есть даже взвешенные твердые частички. Большая часть всей воды на нашей планете сосредоточена в морях и океанах.
- В каком виде вода встречается на Земле? (в виде подземных вод, пара, дождя, град, снега, роса, лед, туман, лужи, реки, моря, океаны).
- Какую роль играет снег зимой? (он покрывает поля, луга, леса, и тем самым несет растениям тепло, спасение от мороза).
- Как вы думаете, что может произойти при отсутствии снега при сильных морозах? (молодые растения, например озимые на полях, могут замерзнуть.).
- Интересно, а какие моря и океаны и реки вы знаете, ребята?
- Названия каких морей встречаются в радуге? (красное, желтое) I
- Назовите цветные моря? (черное, белое, красное, желтое)
- Что мы дома делаем с водой?
- Какие рыбы имеют оружие на носу? (рыба - меч, рыба - пила).
- Самая крупная рыба? (китовая акула).
- Какая рыба похожа на змею? (угорь).
- Каких рыбок вы держите у себя в аквариуме? (гуппи, меченосцы, гурами, кардиналы, золотые рыбки).
- Почему нельзя загрязнять воду в водоемах?
- Свойства воды? (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы)
- Какая птица является чемпионом по нырянию? (Утка, гагара, пингвин)
ВЕДУЩИЙ: Морскую воду часто называют жидкой рудой, потому что в ней содержится много химических элементов. Человек научился извлекать из воды небольшую долю их. Моря, океаны, крупные реки — не только источники сырья, а иногда и непосредственное средство обеспечения постоянно растущего товарооборота между странами. Кроме того путешествия по воде — одни из самых приятных и увлекательных видов отдыха.
Давайте сейчас мысленно попутешествуем по стране ее величества Воды.
Итак, мы начинаем наш первый конкурс.
«Голубая лагуна»
1.Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан.)
2.Как называется водная оболочка Земли? Назовите ее составляющие. (Гидросфера. Реки, озера, океаны, ледники, подземные источники, облака).
3.Какой самый мощный водопад в мире? (Ниагарский.)
4.Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)
5.Какие вы знаете «цветныеморя»? (Белое, Черное, Желтое,Красное, Мраморное.)
6.В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (В Средиземном.)
7.Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами? (Азия. Средиземное море является частью Атлантического океана.)
8.Назовите шесть «разноцветных» рек. (Белая — приток Камы, Хуанхэ (что значит «Желтая река») и Янцзы (что значит «Голубая река») — в Китае, Оранжевая — в Африке, Черная и Красная реки —во Вьетнаме.)
9.Какие государства омываются водами двух океанов? (Колумбия — Атлантическим и Тихим, Индонезия — Тихим и Индийским, Россия — Тихим и Северным Ледовитым океанами.)
10.Назовите место, расположенное на территорий СНГ, где за 2—3 часа можно пройти от одного моря до другого. Какие это моря? (Перекопский перешеек между Черными Азовским морями.)
11.Назовите реку, озеро и море в России, которые носят название одного цвета. (Река Белая, озеро Белое, Белое море,)
12.Назовите три реки нашей страны, названия которых созвучны с фамилиями трех героев известнейших произведений русской классической литературы. (Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора – Печорин).
ВЕДУЩИЙ: На телевидении это всеми любимое игровое шоу: называется «Поле чудес. У нас подобная игра будет называться «Чудный остров». Но правила и суть игры от этого не меняются. Для участия приглашаются от каждой команды по одному игроку.
«Чудный остров»
(Ведущий прикрепляет к стенду полоски с пустыми квадратами вместо букв, за каждой полоской скрывает одно слово. Игроки по очереди отгадывают слова (каждому игроку достается по три слова). Очки начисляются за каждую отгаданную букву в конце за то, с какой буквы игрок догадался, что это за слово: если с одной буквы — 20 очков, если с двух-16, с трех — 12 и так далее. Если слово отгадано, когда остается 1 неперевернутая буква, очки за слово целиком не начисляются. Когда слово отгадано, все очки (за буквы и я слово целиком) суммируются.
1. Так в старину называли морской залив. (Лукоморье.)
2.Устаревшее название моряка. (Мореплаватель.)
3.Человек, который пьет много воды или чая. (Водохлеб.)
4.Древний сосуд для воды, который изображали в виде зверя, птицы или всадника; теперь это слово хорошо знают астрологи. (Водолей.) ,.
5.Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. (Заводь)
6. Древнее название рулевого управляющего движением судна.(Кормчий)
7. Племя, жившее на территории нынешней Ленинградской области в районе реки Луги. (Водь.)
8. Художник, изображающий морские виды, жизнь моря. (Маринист)
9. В славянской мифологии: сказочный старик, живущий в воде, ее хозяин, (Водяной.)
«Половодье»
Раунд 1 «Реки России»
Приток реки Волга и безгорбый верблюд. (Лама.)
Приток реки Вятка и ядовитая змея. (Кобра.)
Приток реки Самара и домашнее животное. (Бык.)
Река в Липецкой области и хвойное дерево. (Сосна.) ...
Приток реки Хопёр и птица. (Ворона.)
Приток Оки и водоплавающая птица, (Гусь.) .
Река в Московской области и речная рыба. (Осетр.)
Приток реки Бия и водоплавающая птица. (Лебедь.)
Приток реки Северный Донец и домашнее животное. (Жеребец.)
Приток Днепра и крупная лесная птица. (Тетерев.)
Раунд 2 «Российские острова»
Остров в Санкт-Петербурге. (Заячий.)
Островов Каспийском море.(Рыбачий.)
Остров в Белом море. (Олений.)
Остров в Черном море. (Змеиный.)
Остров в Охотском море. (Беличий.)
Остров в Каспийском море. (Тюлений.)
Остров в Баренцевом море. (Медвежий.)
Кладовая водяного
1.Это один из жидких оксидов является самым распространенным в природе. Он — основа всех жизненных процессов, присутствует во всех организмах. Это единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле — фотосинтезе. Что это за оксид? (Вода.)
2.Кто впервые доказал что вода сложное вещество? (Француз А. Л. Лавуазье.)
3.Назовите аномалии воды. (В ряду водородных соединений элементов группы периодической системы Менделеева температур плавления и кипения закономерно уменьшаются лишь у первых трех— для воды эти температуры аномально высоки. Вода — единственное вещество, которое при затвердевании расширяется. У воды — высокая теплота испарения. У воды — самое высокое поверхностное натяжение из всех жидкостей, кроме ртути.. Вода — один из лучших растворителей.)
4.Почему в море вода соленая? (Больше всего в морской воде — поваренной соли.)
5.Почему вода тушит огонь, хотя и состоит из горючих газов: водорода и кислорода? (Если предмет покрыт водой, то кислород воздуха уже не имеет к нему доступа, вода, испаряясь в огне, поглощает много теплоты, поэтому температура горящего предмета падает так сильно, что его горение не может продолжаться.)
6.Назовите самую богатую морскую руду. (Железомарганцовые конкреции, которые содержат около процента марганца, 15 процентов железа и около 1 процента никеля, кобальта, молибдена, галлия, вандия).
7.Какой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение.)
8.Какая физическая величина указывает на наличие водяного пара в атмосфере? (Влажность.)
9.Татьяна пред окном стояла, На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О и Е... А. С. Пушкин «Евгений Онегин». О каком явлении писал поэт? (О насыщенном паре.)
10.Что такое накипь? (Это осадок нерастворимых карбонатов кальция и магния, образующихся на дне и стенках чайника при кипячении воды.)
«В мире безмолвия»
ВЕДУЩИЙ: В следующей игре я буду зачитывать слова, а участники должны определить, какие из них относятся к заранее определенной теме. За каждый правильный ответ участник получает по очку. Эта игра похожа на телеигру «Время — деньги». Я приглашай следующую троицу участников.
В данном перечне слова, относящиеся к обычной рыбалке и к браконьерству, уже разделены. Ребятам они предъявляются вперемешку.
ЭТАП 1
Тема 1:
•Браконьерство: верша, сеть, рыжак.
•Обычная рыбалка: леска, кружок, сачок, удочка, жерлица, нахлыст.
Тема 2:
•Браконьерство: острога, вентерь, динамит.
•Обычная рыбалка: спиннинг, донка, трал, крючок, насадка, поплавок.
Тема 3
•Браконьерство; бредень, электроудочка; гарпун.
•Обычная рыбалка: мормышка, червяк, грузило, дорожка, мотыль.
ЭТАП 2
Слова, разнесенные по отдельным спискам, предъявляются ребятам вперемешку, чтобы они сами разбили их на группы.
Тема 1:
•Акулы: мако, лисица, молот, кархародон, катран, пилонос, людоед.
•Другие рыбы: щука, жерех, судак, пиранья, мурена, барракуда, скорпена, окунь.
Тема 2:
• Морские рыбы: иваси, скумбрия, шпроты, минтай, камбала, скат, треска, ставрида.
•Пресноводные рыбы: бирючок, ерш, тарань, сом, угорь, подлещик, карп.
Тема 3:
•Головоногие моллюски: кораблик, кальмар, наутилус, каракатица, спрут, аргонавт, сепия.
•Другие моллюски: мидия, улитка, устрица, рапана, перловица, гребешок, беззубка, жемчужница
ЭТАП З
Тема 1:
•Киты: кашалот; финвал, хохлач, сейвал, горбач, клюворыл, полосатик, блювал, ремнезуб, косатка, нарвал.
•Дельфины: белуха, афалина, су-сук, белобочка, иния.
•Тюлени: морж, сивуч, котик, ларга, нерпа, крабоед, лахтак, тевяк, крылатка.
Тема 2:
•Осетровые: шип, белуга, севрюга, калуга, стерлядь, лопатонос.
•Лососевые: сиг, кета, горбуша, форель, омуль, семга, кижуч, нерка, колюшка
•Карповые: лещ, амур, пескарь, вобла, линь, сазан, толстолобик, плотва, красноперка, голавль.
ВЕДУЩИЙ: Растительный и животный мир водоемов разнообразен. Отгадайте загадки о животных
За сто верст я чую запах. В море день и ночь верчусь и, как гончая собака, по следам добычи мчусь. (АКУЛА).
И на дне морском глубоком, и у самых берегов, кто из рыб электротоком отгоняет всех врагов? (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СКАТ).
Никогда мне страх не ведом, смело дам отпор врагу, острым носом, как торпедой, танкер я пробить могу. (РЫБА - МЕЧ).
Всю жизнь в воде проводит, хотя он и не рыба. Он в море ест и в море спит, за что ему - спасибо: тесно было бы на суше от такой огромной туши! (КИТ).
В ней нитки нет и нет ушка, нет плавников среди брюшка; она от года к году всё шьет морскую воду. (МОРСКАЯ ИГЛА).
Я ношусь по морю, борозжу морской простор. Вроде как бы реактивный у меня внутри мотор. (КАЛЬМАР).
Жить я люблю в седых морях, в темных водах корм ищу, хвост свой, как надежный якорь, я бросаю, где хочу. (МОСКОЙ КОНЕК).
Круглый панцирь сшит добротно, в глазах - жесткие огни. По бокам прижались плотно две тяжелые клешни. Ползет в море паук-восемь ног, пара рук, в руках клещи, в глазах испуг. (КРАБ).
Важна, степенна, холодна, а сквозь нее вода видна. Лишь тронь - дрожит! Возьмешь - скользит! Куда волна, туда она. По волнам гуляет зонтик - вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется, как крапива. (МЕДУЗА).
Очень хочется, ребята, встретить мне лесного брата. Только мой колючий брат никогда воде не рад. Ну а мне, друзья, всегда по душе одна вода. (МОРСКОЙ ЕЖ).
Все ко дну я прижимаюсь в темноте морских глубин. Незаметно быть стараюсь - превратилась в плоский блин. Блинчик плавает живой - он с хвостом и головой. (КАМБАЛА).
У меня клешня похожа неспроста на пистолет. Пусть водой, но громко все же я стреляю с давних лет (КРЕВЕТКА).
Пять морских ежей схватила я в подводной глубине и, спокойно проглотив их, ярче вспыхнула на дне. (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА).
Зубы наши - точно пилы, мы шныряем там и тут. Нас заметив, крокодилы в страхе на берег бегут. (ПИРАНЬИ).
С моряками был он дружен, чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же в мире памятник открыт? (ДЕЛЬФИН).
Он щупальца тянул и извивался, присосками на камни наползал и раздувался, выпучив глаза. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног-вот и весь я... (ОСЬМИНОГ).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, скажите а где живут осьминоги? (на самом дне, скрываясь между камнями или в подводных пещерах). Осьминог-хищник, питается мелкими рыбками, у него 8 ног.
А почему осьминог получил такое название? (за количество ног: их ровно восемь. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
ВЕДУЩИЙ: И сейчас мы с вами сделаем коллективную работу «Осьминога» и запустим его в море.
«Что где растет»
Правила игры те же, что в «Умниках и умницах». Каждый участник встает .на свою дорожку — зеленую, желтую или красную. Игрок, выбравший зеленую дорожку, первым выбирает себе тему тура и имеет право допустить две ошибки. На желтой дорожке участник при ответе на вопрос тура может допустить лишь одну ошибку. На красной до рожке игрок не имеет права на ошибку. Но это самый короткий путь к успеху. Ответив безошибочно на два вопроса, он становится победителем. В любом случае, победителем будет тот, кто первым ответит на два вопроса.
ТУР 1:
«Водоросли»
1. Бурые водоросли
Бурая водоросль — саргассум — принадлежит к группе плавучих водорослей. Их скопления образуют целые «острова». Особенно часто это явление наблюдается в одном море Атлантического океана. В этом море, кстати, названном так из-за обилия бурых водорослей, характер течения круговой, что способствует стягиванию всех плавучих предметов. Когда-то, в эпоху первых плаваний европейцев, эти «острова» водорослей затрудняли путь в Америку — парусники вязли в них, как в болоте. В каком море это происходило? (В Саргассовом.)
2. Красные водоросли.
Подводные леса кажутся всеобъемлющими. Однако водолаз, опускающийся по каменистой материковой отмели, уже на двадцатиметровой глубине замечает, что они метр от метра начинают редеть. При этом, все отчетливее их красноватый оттенок. Начинается царство красных водорослей — багрянок. К багрянкам принадлежит около 4 тыс. видов. Моря они любят даже больше, чем бурые водоросли. Багрящей равномерно распределены по морям земного шара. Но в тропиках количество их видов возрастает. Одно из морей названо в честь этой группы водорослей. Какое? (Красное.)
3. Зеленые водоросли
Из зеленых водорослей наиболее известны представители рода ульвовых, которые еще называют «морским салатом». Они действительно похожи на листья салата, и в странах Азии служат людям привычной пищей. Как называется море, где этих водорослей наибольшее количество? Кстати, названо оно не в «честь» этих водорослей, а по имени страны, где эти водоросли наиболее популярны. (Японское.)
(После первого тура участники с зеленой и желтой дорожки переходят в следующий тур, независимо от того, ответили они на вопросы или нет. Участник с красной дорожки выходит из игры, если он не ответил на вопрос первого тура, и переходит во второй тур, если ответил.)
ТУР 2:
«Растения болот»
1. «Букашкина, погибель»
Среди примерно 100 видов этих растений не отыщешь вегетарианцев. Все они хищники. Растут на верховых болотах, растительность которых очень скудна. Листья этих растений расположены на поверхности земли розеткой, которые превратились в ловушки. Эти листья имеют длинные по краям и короткие в середине волоски с капельками клейкой жидкости. Насекомые, главным образом муравьи, привлеченные сладким запахом, легко попадаются на «удочку» и прилипают к одному из волосков. А далее, начав метаться, насекомое задевает и другие волоски, тем самым прилипает к листу основательно. Лист же, тем временем, начинает медленно сворачиваться, пока букашка полностью не окажется внутри. Переваривание жертвы происходит несколько дней. Работать «желудком» листу тяжело. После 2—3 таких операций он отмирает, и растение обзаводится новым. О каком растении идет речь? (Росянка.)
2. «Растительная вата»
Это растение имеет очень много крупных клеток, наполненных воздухом, поэтому оно может впитать жидкости в 30 раз больше своего веса. Оно так же хорошо впитывает кровь и гной; кроме того, это растение содержит дезинфицирующее вещество сфагнол, благодаря чему его можно использовать вместо ваты и йода. Так и делали во время войны, когда не хватало медикаментов. Что это за растение? (Торфяной мох сфагнум.)
3. «Северный лимон»
Название этого растения образовано от греческих слов «оксис» (кислый) и «коккос» (семечко, зерно) и связано с кислым вкусом плодов. Пожалуй, эту ягоду можно назвать сокровищем сфагновых болот. Особенно красивы болота осенью, когда будто бисером красным разбросаны По ним эти ягоды. Они богаты витаминами, органическими кислотами, углеводами. Издавна человек использовал их в лечебных целях, в основном в качестве витаминного напитка. «Болот полукустарник скромный природой щедро наделен. Он северянами по праву зовется "северный лимон"». Что это за ягода? (Клюква.)
Если участник с красной дорожки правильно ответил на вопрос, игра кончается, так как он становится победителем. Если участник с красной дорожки не ответил: на вопрос второго тура, он выбывает из игры; если участник с желтой дорожки ошибся во втором туре, он выбывает из игры и отвечать на вопрос треть его тура остается участник с зеленой дорожки; если оба участника не исчерпали лимит ошибок, они переходят вместе в третий тур.
ТУР 3:
«Растения водоемов»
1. «Водяной поднос»
Ботаники до сих пор спорят над тем, кто первым открыл это растение для научного мира. Точно известно только то, что назвал его так немецкий ботаник Роберт Герман Шомбрук. В 1836г. он путешествовал по Британской Гвинее и, увидев сказочно красивое растение, назвал его в честь юной королевы Англии, которая в то время только что взошла на престол. Что интересно, за это ботаник был возведен в рыцарское звание «за заслуги перед Британской империей». На родине же эту большую кувшинку называют «ирупе», что означает «водяной поднос». Дело в том, что у этого растения самый большой лист на земле — более 2 м в диаметре. Как же называется эта кувшинка (Виктория Регия.)
2. «Лягушачье копье»
По берегам рек и озер, на заболоченных- лугах — у любой воды растет это высокое (до 1 м) растение с крупными желтыми цветами. У нас в народе его ласково называют «касатик» за красоту и изящество. Есть у него и «воинское» название —лягушечье копье. Из глубины веков дошла до нас легенда. 1000 лет назад расцвел залюбовались им все птицы и звери. Три дня он рос и цвел. А когда созрели семена, разнесло их ветром во все концы света. И появились цветки с разной окраской: золотисто-желтые — на влажных лугах, лиловые — в пустынях, красные — приморские, небесно-голубые — в горах. Название его с греческого переводится, как «радуга» из-за красоты и разнообразной окраски цветов. Как называется это растение? (Ирис.)
Если в третьем туре не определился победитель, в четвертом туре остается участник с зеленой дорожки: это происходит, если он ответил правильно только на один вопрос, а его соперники не смогли победить раньше. Ему предлагается на выбор ответить на один из двух вопросов. Ответив на него, он становится победителем.
ТУР 4
«Культурные растения»
1. «Китайский, хлеб»
Половина человечества кормится этим злаком. Для жителей Индий и Китая, Японии и Индонезии, Вьетнама и Кореи он является таким же ходовым продуктом, как для нас — пшеница. Он выгоден. Во-первых, он позволяет экономить засеваемые площади: дока зерно поспевает, уже готовится рассада для новой очереди, и так каждый год. Во-вторых, для него не страшна засуха — главный бич зерновых хлебов. В настоящее время насчитывается более 10 тыс. его культурных сортов. Что это за растение? (Рис.)
2. « Плоды с йодом»
Плоды этого растения с виду похожи на мелкие огурцы. Форма бочонком, окраска темно-зеленая. И на разрезе вид огуречный, только вкус кисло-сладкий. Аромат сложный: напоминает то землянику, то ананас, то лимон. Растет оно на побережьях морей и океанов в субтропиках. И несмотря на трудности в его выращивании, есть из-за чего стараться. Его плоды очень богаты йодом. Намного богаче всех других плодов, биохимики считают, что йод в плодах накапливается благодаря тому, что деревья растут на побережье, и морские бризы несут с моря соленую водяную пыль. Каждый день она оседает на почве и на листьях, и йод жадно впитывается растением, а затем направляется в плоды. О каком растении идет речь? (Фейхоа.)
«СДЕЛАЙ САМ»
ВЕДУЩИЙ: Зимой нас восхищают загадочные морозные узоры на стеклах домов. Когда падает снег, мы удивляемся красоте, совершенству формы и многообразию снежинок. Обратите внимание на то, что невозможно обнаружить снежинку, у которой было бы не шесть, а другое число лучей... (Все желающие соревнуются в вырезании снежинок из бумаги.)
«МОДЕЛИ»
ВЕДУЩИЙ: Мы знаем воду как жидкость и как твердое тело, наблюдаем ее пары в виде причудливых, изменяющихся облаков. Надуйте воздушные шары двух цветов и сложите в «молекулы», покажите водородные связи в воде, образующиеся между отрицательными атомами кислорода и положительными атомами водорода, отметьте на моделях особенности различных состояний воды: твердого — лед, жидкого — вода и газообразного — водяной пар.
«АКВАТЕРАПИЯ»
1.Почему стоматологи рекомендуют фторированную воду? (Фторированная вода помогает предотвратить развитие зубного кариеса, также является одним из укрепляющих факторов состояния зубов.)
2.Какая вода полезнее для организма — сырая, кипяченая или талая? (Талая. Она долго сохраняет структуру льда.)
3.Полезно ли пить постоянно дистиллированную воду? (Нет, она вымывает соли из организма.)
4.Как правильно лечиться минеральной водой? (Если кислотность желудочного сока нормальная, то минеральную воду пьют за 45 минут до еды, если пониженная — то за 15 минут, а при повышенной кислотности — за 1,5 часа до еды.)
5. Назовите лекарство из холодильника. И какие болезни оно лечит? (Лед. Лихорадку на губах, ушибы, синяки, бессонницу.)
6. Как называют талую воду? («Живой» водой.)
«ЛОТО»
(В игре принимают участие две команды. Игроки должны за 3 минуты разместить карточки с названиями географических объектов на фрагментах контурных карт. Причем названий географических объектов получают больше, чем есть фрагментов контурных карт. Для проверки выполненного задания вывешивается лист с правильными ответами.)
Листы с фрагментами контурных карт:
•Черное море;
•пролив Дрейка;
•Каспийское море;
•река Амазонка;
•Северный Ледовитый океан;
•озеро Байкал;
•Бенгальский залив;
•река Дон.
Названия географических объектов:
•озеро Байкал;
•Черное море;
•Каспийское море,
•Северный Ледовитый океан;
•река Амазонка;
•пролив Дрейка;
•Бенгальский залив;
•река Дон;
•Гибралтарский пролив;
•река Волга;
•Гренландия;
•Мексиканский пролив;
•Средиземное море.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ!»
1.Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам... весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нем собралися гурьбой,
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Н. Некрасов
Какое явление, наблюдаемое на реке, здесь описано?
2. Спросил на днях Малыш-сосед
У струйки, Льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ: Издалека, Из океана!
Потом малыш гулял в лесу. Росою искрилась поляна.
Откуда ты? — Спросил росу. Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой? -И я, Дружок, Из океана!
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, В каждой капле,
В каждой льдинке, И в слезинке, И в дождике,
И в росинке —Нам откликнется всегда Океанская вода!
А. Дитрих
• Какой процесс, происходящий, в гидросфере, описал поэт?
Байкал, как зеркало, лежит; Гора в него глядится. .
То туча воды затемнит, То солнце в них лучится.
О нем писали: Чаша вод. Да. Но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока. Прозрачная водица!
Россия очень велика, А вся могла б напиться.
И. Ландо
Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и Россия «вся могла б напиться»?
4. Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь, гордою красой...
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А. Пушкин
Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А. С. Пушкиным на поверхности моря?
5. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М. Лермонтов
Меж горных рек несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал...
А. Пушкин
Почему оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чем причина?
Отгадай авторов следующих строк:
6. О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
(С. Есенин.)
7. Байкал — бесценный дар природы —
Да будет вечен на земле.
(А. Твардовский.)
8. Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу возглашал свою.
(А Фет)
9. Облака опять поставили паруса свои,
В зыбь небес свой бег направили белые ладьи.
(В. Брюсов)
10. Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста,
Что — ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало —
Чистой, Дистиллированной Воде!
(Л. Мартынов.)
11. Еще в полях белеет снег, А воды уже весной шумят — Бегут и блещут и гласят...
(Ф. Тютчев)
12. Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
(А. Пушкин)
ПОЭТИЧЕСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ конкурс
1. Сюда пришли когда-то запорожцы,
Один из них, что был высок и рус,
Сказал: «Так бачтэ, бачтэ тико, хлопцы,
Здесь речка вьется будто былий ус»
А.Сафронов
• О какой речке идет речь в этих строках? (О реке Миус.)
.2. Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья — дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том...
• А знаете ли .вы, где находится это лукоморье? (Лукоморье — старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук.)
3. В его блистающем просторе, В глубинной толще вековой,
В его повадках — облик моря
И отзыв в говоре морской.
А. Твардовский
• Почему Байкал часто называют морем? (Из-за размеров. Длина —620 км, ширина — от 24-79 км, глубина — 1671 м.)
1.От скальных круч Хамар-Дабана
Сплетает гор своих венец
Он — мирового океана
На этой суше посланец.
А. Твардовский
• Что имеет в виду автор? (Когда-то Байкал входил в огромную систему водоемов на территории современного Забайкалья и Дальнего Востока, соединяющуюся с океаном.)
«КОНКУРС ПЕСЕН О ВОДЕ»
(Этот конкурс можно провести следующим образом. Либо ребята сами называют песни о воде, которые они смогут вспомнить, либо по первым строчкам аудиозаписи предложенных песен угадывают их названия.)
«Синяя вода» (муз. В. Шаинского, ел. Ю. Энтина); «О воде» (муз. В. Шибаева, ел. С. Бородавченко); «Соленая вода» (муз. К. Листова, ел. С. Алымова); «Чистая речка» (муз. В. Комарова, ел. Э. Пузырёва);«Ужасно интересно все то,что неизвестно», (муз. В. Шаинского, ел. У. Остера); «Журчит у рощи речка» (муз.М. Иорданского, ел. М. Рыльского);«Все мы моряки» (муз. Л. Лядовой, ел. М. Садовского); «И все-таки море» (муз. Я. Френкеля, ел. И. Шаферана); «Море» в исполнении Ю. Антонова; «Там за туманами» в исполнении группы «Любэ».
«ЛОВЦЫ ЖЕМЧУГА»
По одному игроку от каждой команды попробуют свои силы в игре Это игра похожа на всем известную игровую телепередачу -«Кто хочет стать миллионером?». С правилами игры все знакомы. За каждый правильный ответ участники получают 1 очко. Победит участник, набравший наибольшее количество очков. Он и принесет своей команде максимальное количество баллов.
Вопросы:
1. В одной всем известной басне Ивана Андреевича Крылова раку и щуке груз помогал тащить: гусь; утка; лебедь; пеликан
2. Как в сказке «Золотой ключик...» называется харчевня, где обедали лиса Алиса, кот Базилио и Буратино? «Трех карасей»; «Трех пескарей»; «Трех лещей»; «Трех окуней».
3.Эта утка имеет такое же название, как и фамилия известного русского писателя: Толстой; Гоголь, Даль, Бунин
4. Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Я. Маршака? Щука; карп, сазан
5. Одного из персонажей «Поднятой целины» М. Шолохова звали... Губарь; Носарь; Щукарь; Карасятник
6. Какой сказочный персонаж ловил рыбу собственным хвостом? Заяц; лиса; волк; медведь.
7. В одном из произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина пескарь был... Премудрым; Прекрасным; Предприимчивым; Преуспевающим
8. Как называется известная повесть А. С. Грина? «Летящая над водой»; «Плывущая по морям»; «Бегущая по волнам».
9. Как называлась подводная лодка капитана Немо в романе Ж. Верна «20 тысяч лье под водой»? «Спрут»; «Каракатица»; «Наутилус»; «Аргонавт».
10. Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в «царство славного Салтана»? Буян; Буран; Туман; Дурман.
«ОЗЕРО НАДЕЖДЫ»
ВЕДУЩИЙ: Это экологический конкурс. Охрана воды от загрязнения — одна из самых важных проблем не только в нашей стране, но и на всей планете.
ЧТЕЦ:
Планета когда-то прекрасной была.
И реки струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным и дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету природы искусный резец
Миллионами лет превращал в образец.
Но сейчас…
Истыкали трубы просторы небес.
Отравлены воды, испакощен лес.
Плывут облака, точно черная ночь:
Дышать и животным, и людям невмочь...
1.Чиста, уникальна, прозрачна вода. Безмолвна, но полная жизни тайга. Шумит и волнуется бешеный вал — таким мне запомнился древний Байкал.
• Кто очищает озеро Байкал? (Байкальскую воду очищает большая группа живых организмов. Рачок эпишура фильтрует воду Байкала, он является «королем» среди них.)
2.И сам он величав и вечен, В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен, И весь до капельки родной.
Весь ли «до донышка» просвечен?
Какова прозрачность Байкала? (Диск диаметром 30 см скрывается под воду на глубине 40 м.)
3.Чистой-чистой хрустальной чашей он лежит меж обрывистых скал
Голубая жемчужина наша, Легендарное море Байкал.
Почему Байкал «чистый-пречистый»? (Горы Байкала сложены кристаллическими породами: реки несут в озеро мало твердых частиц. Байкал очищается живыми организмами, а лесные массивы вокруг Байкала очищают воздух.)
4.С тревогой смотрю я в завтрашний день: Будут ли жить там омуль, тюлень! Как сохранить заповедное озеро, Чтоб его воды не «целлюлозило».
А. Иванов
Что имела в виду автор? (Целюлозно-бумажные Байкальский и Селенгинский комбинаты загрязняют озеро Байкал своими сбросами, несмотря на протесты экологов).
5.Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал, ты — хрустальная печень страны,
И кто-то добавил из глубины:
Байкал — заповедная совесть стран
А. Вознесенский
Назовите источники загрязнения Байкала. (Иркутская ГЭС, промышленные предприятия Улан-Удэ, Иркутска, сплав леса по рекам.)
7.Без тебя горизонт быть Не может чистым. Если ты загрязнен, Не могу себя чувствовать чистым
Е. Евтушенко
Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? (На предприятия должны быть более совершенны очистные сооружения. Необходимо прекратить сплав леса.)
8.Сколько бы могли прожит люди Земли, пользуясь байкальской водой? (40 лет.) |
9.Какое растение является биоиндикатором чистой воды? (Аир болотный.)
10. А какое растение являете биоиндикатором загрязненной воды? (Ряска.)
11. На чем основана биологическая очистка воды от загрязнения? (На использовании растений.)
12.Что является, главным виновником химического загрязнения воды? (Водная эрозия.)
13. Сколько составляет в мг/л мутность питьевой водопроводной воды по санитарной норме? (0,5)
14. Какую РН должна иметь пригодная для питья вода? (7,9.)
15. Этих растительноядных рыб, питающихся побегами камыша, рогоза и тростника, используют для предотвращения зарастания водоемов, главным образом каналов Средней Азии, растениями. Как они называются? (Белый амур и толстолобик.)
15.Каким образом рыба, обитающая в водоемах Западной Африки (ее называют «слоненком» из-за рта в виде хобота), помогает следить за чистотой питьевой воды в Германии? «Слоненок» весьма чувствителен даже к слабой загрязненности водоемов. Особые органы его тела излучают от 100 до 800 электрических импульсов в минуту, а частота их зависит от концентрации химических веществ в воде. Ученым только остается регистрировать изменения в пульсации и принимать соответствующие меры. Вот отчего «слоненок» помещен в водоемы ряда городов Германии.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС «ПОДВОДНАЯ РАПСОДИЯ»
В нем сразятся представители команд, еще не принимавшие участие ни в одном из конкурсов. Правила игры были заимствованы из телепередачи «Пирамида». На доске вы видите нарисованную пирамиду. В ее «кирпичиках» написаны вопросы. «Ценность» вопроса зависит от расположения его в пирамиде. Вопрос из основания пирамиды принесет правильно ответившему на него участнику 1 балл, вопросы второго ряда оценены в 2 балла, а на вершине пирамиды — самый сложный вопрос, за ответ на него присуждаются 3 балла. Участники по очереди выбирают себе вопрос и отвечают на него. Право начать принадлежит игроку команды, лидирующей на данный момент.
«Странные ныряльщика»
Эти тропические кулички ныряют очень необычным способом. Когда им необходимо спрятаться, они хватаются лапками за погруженные в воде растения и постепенно втягивают свое тело в воду. И могут долго в ней оставаться, выставив на поверхность лишь кончик клюва. Как называются эти птицы? (Яканы.)
«Отрада падишахов»
Эта рыба действительно была отрадой падишахов, у которых она ценилась на вес золота, А в .Древнем Риме патриции не только ее ели, но и любовались загадочной игрой красок на чешуе, когда она погибала. Что же это за рыба? (Султанка).
«Императорские ванны»
Из панциря этой морской черепахи древнеримские императоры делали себе ванны, настолько она большая. Как она называется? (Виса)
«Бегущий по волнам»
Эта тропическая ящерица семейства игуан превосходно плавает и ныряет. А еще она обладает одной удивительной способностью: бегает по воде, удерживая свое тело на поверхности быстро чередующимися ударами задних ног. Назовите эту ящерицу. (Василиск обыкновенный.)
«Дерево путешественников»
Это самое легкое дерево на Земле. Из него был сделан знаменитый плот «Кон Тики», на котором норвежский путешественник Тур Хейердая со своей командой пересек Тихий океан. Как называется это дерево? (Бальса.)
«Царь-ракушка»
Этот моллюск имеет, раковину почти полутораметровой длины весом 250 кг. При этом вес мягких его тканей — всего около 30 кг, остальная масса приходится на раковину. Живут эти моллюски до 300 лет. Как он называется? (Тридакна.)
«Сухопутная рыба»
Неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны — мангровые леса. Одно из самых курьезных существ, населяющих эти болота — небольшая рыбка. Во время отлива эти рыбки «разгуливают» по суше на длинных передних плавниках, напоминающих ходильные конечности. Охотясь, или в моменты опасности рыба умеет прыгать, как кузнечик: прижав хвост к илу и затем распрямляясь, как сжатая пружина, она буквально взлетает в воздух. Что это за рыбка? (Илистый прыгун.)
«Бита для крокета»
Эта красивая околоводная птица в романе Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» почему-то служила битой для королевского крокета. Назовите эту птицу.
(Фламинго.)
«Самый большой зу6»
В средние Века в Европе да и в России были популярны посохи и другие изделия из предмета, напоминающего спирально закрученный рог длиной до двух метров. Рассказывали, что он принадлежит легендарному зверю — единорогу. На самом деде это был не рог, а бивень зубатого кита. Зубов у него два, но только левый зуб у самца прорастает сквозь верхнюю губу и торчит строго вперед иногда на целых 3 м. Что это за кит? (Нарвал.)
ВЕДУЩИЙ: Человек, бесспорно, влияет на природу. И не всегда его действия благотворны. Примеров пагубных последствий хозяйственной деятельности человека множество и черпать их можно, начиная с древности.
В V в. до н. э. персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Диала (запад современного Ирана). Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком воды на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал солдатам наказать реку. По царскому слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские поля. Места стали бесплодными, крестьяне были вынуждены уйти из этих мест.
Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеек, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.
Безумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности — промышленные и бытовые стоки, это ведет к истощению водных ресурсов.
Завершая путешествие по удивительной стране ее величества Воды, хочу напомнить. Не забывайте, что вода — это богатство, красота и жизнь нашей планеты и ее нужно беречь.
(Далее следуют подведение итогов конкурсе», награждение победителей. Звучит аудиозапись песни «Живи, родник, живи!»
Экскурсия участников акции к родникам Красногоровки. Работа по очистке родников.
Составитель: Мишахина Л. А., библиотека им. А. Штанько