Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Литературно-экологическая экскурсия для детей 7-14 лет
Ведущий:
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес, он чей? Ничей! Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Мы цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем такой важной теме, как забота и охрана нашей родной природы. Ведь сейчас наша удивительная планета нуждается в защите от нас самих. А проведем мы ее в виде экскурсии по литературным страничкам наших писателей-земляков. Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Дети отвечают)
Ведущий: Экология - это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Ребята, а какие природные объекты есть в нашем крае? (Дети отвечают)
Ведущий: Сейчас я прочитаю вам стихотворение нашей донской писательницы Натальи Коноваленко, которое называется «Родина».
Там, где солнце красит вечер и в саду гуляет ветер,
Слушать пенье соловья
Любит майскими ночами наша дружная семья:
Мама, бабушка, сестричка, папа, дедушка и кот,
Дядя, тетя, я и птичка, что в скворечнике живет.
Там, где речка, луг и поле,
Где ведет тропинка к школе, и живут мои друзья,
Где ночами плохо спится, где с утра щебечут птицы
И пшеница колосится, мне печалиться нельзя!
Потому что лес и горы, необъятные просторы,
Эти степи и озера, дом в котором вырос я,
И поселки, и станицы, и учебника страницы -
Сердцу милые края. Это Родина моя!
Ведущий: Вот таким образом, с помощью небольшого стихотворения можно совершить путешествие по просторам нашего родного края. А продолжим мы нашу экскурсию стихотворением Вениамина Жака.
Поля, поля! Поля, куда ни глянешь, -
Пешком не доберешься до жилья,
И дремлет в зыбком мареве туманном
Растит хлеба уставшая земля.
Назойливо звенит в траве кузнечик
Да шмель гудит, как дальний самолет,
Темнит волну лиловой рябью вечер,
Белесый остывает небосвод.
Пшеницы теплой чистое дыханье,
Как вдовий вздох, - полынь-трава горька.
И бродит ветер, как воспоминанье,
Всю ночь от бугорка до бугорка.
Ведущий: Читаешь стихотворение и воображение твое рисует бескрайние зеленые степи, поля, луга. Но не все так радужно. Человек везде оставляет свои следы. Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги…
Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей химикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали вредных насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали.
Ребята, а как называется книга, в которую заносят редкие и исчезающие виды растений и животных? (Ответы детей)
Ведущий: В Красной книге Ростовской области описываются сотни редких видов животных и растений нашего края. И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Угадай животное»
Ведущий: Молодцы ребята, справились со всеми вопросами. И поэтому для вас минутка развлечений - чтение веселых стихотворений донской писательницы Марии Манаковой (Дети читают стихи)
Лягушонок-мечтатель
Один лягушонок задался вопросом:
«Возможно ль ловить комаров пылесосом?
Отдельно на каждого глупо охотиться -
Часами сидеть на болоте приходиться!
Технический век дошагал до болота,
Гоняться за мошкой одной неохота!
Включу пылесос и сейчас же поймаю
В мешок на обед комариную стаю!»
Мечтал он на кочке, на мшистой подушке,
Где кушали мошек другие лягушки,
Не мучаясь голодом, ленью и жаждою,
Охотясь на мошек - отдельно на каждую!
Божья коровка и муха
Без копыт и без хвоста родилась коровка та,
И к тому ж она пока не давала молока!
Сморит муха удивленно:
Не мычит коровка «Мууу»
И хвостом определенно, не гоняет мирных мух.
Не жует траву и сено, - тля в саду - ее обед...
И, признаться откровенно, страшных рожек вовсе нет.
Колокольчики на шее не слышны издалека.
Пару крылышек имея, улетает в облака!
Мухе спрашивать неловко: почему она «коровка»?
Пропажа
Наш бедный котенок не знает куда
Из миски его пропадает еда.
Совсем одолели нахальные птицы -
Таскают еду воробьи и синицы.
Котенок наш мал и совсем не опасен,
Вот только с пропажей еды не согласен!
Доктор Пиявка
Укус пиявок-докторов поможет медицине!
Укусим мы, и - будь здоров и не болей отныне!
Лекарство впрыснем - высший класс,
Без хворей заживете,
И Дуремар недаром нас отлавливал в болоте.
Ведущий: Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Да - нет". Я вам буду задавать вопрос, а вы должны ответить "да" или "нет".
Лес словно ходит ходуном,
Во всю орет магнитофон,
И кто-то хрипло начал петь.
Я знаю, это был медведь!
Скажите мне: да или нет?
Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет
Какой бандит, какой нахал
В лесу цветы все оборвал?
Кто там на дереве повис?
Я знаю, это хитрый лис!
Скажите мне: да или нет?
Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет
В лесу бумажки, банки, склянки,
Стекло и мусор на полянке!
Босой пройдешь - поранишь пальчик!
Я знаю, это сделал зайчик!
Скажите мне: да или нет?
Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет
Гадать уж больше нету сил!
Ну, кто же лесу навредил?!
Ни зайчик, ни медведь, ни лис...
Я знаю, это был турист!
Скажите мне: да или нет?
Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: да
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Ребята отвечают: нет
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Ребята отвечают: нет
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Ребята отвечают: да
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Ребята отвечают: да
Если разведу костер, а тушить не буду?
Ребята отвечают: нет
Если сильно насорю и убрать забуду?
Ребята отвечают: нет
Если мусор уберу, банку закопаю?
Ребята отвечают: да
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Ведущий: Получается, что можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе.
Правило первое: не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много деревьев, дышится легко.
Правило второе: не повреждай кору на деревьях! Помните: деревьям больно. Они перестают расти, и долго, мучительно умирают.
Правило третье: не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
Правило четвертое: в лесу старайся ходить по тропинкам. Чтобы не вытаптывать траву и почву.
Правило пятое: нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить зверей. Если вы увидите маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью.
Правило шестое: не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет.
Правило седьмое: не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. А мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки.
Ведущий: Очень много познавательных и интересных рассказов о родной природе написал наш земляк Иван Кучеренко. И наша экскурсия продолжается по страницам его рассказов. Предлагаю вам их послушать. (Чтение рассказов И. Кучеренко)
Ведущий: А по пути мы поиграем в познавательную экологическую игру "В степном царстве, Премудром государстве". Я вам буду называть семь слов, связанных между собой, то есть ассоциации, которые приведут вас к ключевому слову. Например, сережки, сок, дрова, дерево, веники, лес, листья. Что это? (Береза)
Речь пойдет о животных и птицах.
Ведущий: Молодцы, ребята. Отлично справились с этим заданием.
Степные загадки
Что за скрип? Что за хруст? |
По лужку он важно ходит, |
Злая, как волчица, жжется как горчица |
Вместо шерсти иглы сплошь |
Ловит каждый шорох чутко |
Нору день и ночь копает, |
В дупло березы, как в сундук, |
Словно вихрь летит, спасаясь, |
Горел в траве росистой |
Летит – пищит, сядет – молчит |
Загадки-нескладушки
Лезет в нос летящий пух -
Весь июнь цветет (не лопух, а тополь)
Убедила всех нас Машка:
Раньше всех цветет (не ромашка, а подснежник)
Влез на грушу быстро Мишка:
Там уже поспела (не шишка, а груша)
Суп налей себе сама ты
И добавь ка свежей (не мяты, а петрушки)
В Новый год она красива:
Вся в огнях, игрушках (не ива, а елка)
Пишут в каждой детской книжке,
Что растут на дубе (не шишки, а желуди)
Снег еще не стаял, по ночам морозы,
Но уж на проталинках расцветают (не розы, а подснежники)
С яблони что-то упало на нас.
Это скорее всего (не ананас, а яблоко)
Ветка нам стучит в окошко,
А на ней висит (не картошка, а яблоко, груша)
Хоть спрятался в листьях ты, красный хитрец,
Но мы отыскали тебя (не огурец, а помидор)
На ветру дрожат осины -
С них слетают (не апельсины, а листья)
Летом по лесу бродил,
Ел малину (не крокодил, а медведь)
Знает даже и малыш,
Что Матроскин - это (не мышь, а кот)
Устают, наверно, скулы
Грызть орехи у (не акулы, а белки)
Повторяет все Андрейка,
Словно в клетке (не канарейка, а попугай)
С ним играть остерегусь -
На рога поднимет (не гусь, а бык)
Под землей кромешный мрак,
Как шахтер там бродит (не рак, а крот)
Быстро бегает от страха
По лесочку (не черепаха, а заяц)
Клюв и шпоры есть для драки,
Петушатся очень (не раки, а петухи)
Червяков клюют и крошки
Во дворе за домом (не кошки, а куры)
Толстый как трехдверный шкаф,
Поднял хобот свой (не жираф, а слон)
Звонко цокают подковы
На копытах у (не коровы, а лошади)
Из цыпленка вышел толк:
Вышел бравый, храбрый (не волк, а петух)
А у нас чуть раньше срока
Родила котят (не сорока, а кошка)
Ведущий: Ребята, и напоследок предлагаю вам почитать замечательные стихи Елены Пановой, уроженки Ростовской области. (Дети читают стихи)
Почему?
Тополя, черешни, ивы в середине осени
Наклонились сиротливо, а листву не сбросили.
Но роняет листья клен, почему же это?
Видно, в солнышко влюблен и грустит без лета.
Листик дуба
Вот, смотрите: листик дуба удлиненный, многогубый.
Ветерок его качает, греет солнышко лучами:
Листик солнышком обласкан,
Оттого красивый - красный!
Желудь
Желудь - словно крошка-гномик.
Поселился в крепком доме,
Только в доме нет дверей,
Желудь - лакомство зверей.
Всех зубастых, кто не груб,
Угощает щедро дуб.
Кто где живет
Скворец в скворечнике живет - он любит жить повыше.
Сова в дупле свой дом найдет, а ласточка - под крышей,
А иногда и над окном. На камышинках ловко
Подвесила свой легкий дом над речкой камышовка.
Ведущий: На этом наша литературно-экологическая экскурсия подошла к концу. До новых встреч!
Использованная литература
Составитель: библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара И. Г. Соколюк