Включить версию для слабовидящих

Край в котором ты живешь сценарий

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Литературно-экологическая экскурсия для детей 7-14 лет

Ведущий:     
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!

Лес, он чей? Ничей! Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают.
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
Мы цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем такой важной теме, как забота и охрана нашей родной природы. Ведь сейчас наша удивительная планета нуждается в защите от нас самих. А проведем мы ее  в виде экскурсии по литературным страничкам наших писателей-земляков. Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Дети отвечают)

Ведущий: Экология - это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Ребята, а какие природные объекты есть в нашем крае? (Дети отвечают)

Ведущий: Сейчас я прочитаю вам стихотворение нашей донской писательницы Натальи Коноваленко, которое называется «Родина».

Там, где солнце красит вечер и в саду гуляет ветер,
Слушать пенье соловья
Любит майскими ночами наша дружная семья:
Мама, бабушка, сестричка, папа, дедушка и кот,
Дядя, тетя, я и птичка, что в скворечнике живет.
Там, где речка, луг и поле,
Где ведет тропинка к школе, и живут мои друзья,
Где ночами плохо спится, где с утра щебечут птицы
И пшеница колосится, мне печалиться нельзя!
Потому что лес и горы, необъятные просторы,
Эти степи и озера, дом в котором вырос я,
И поселки, и станицы, и учебника страницы -
Сердцу милые края. Это Родина моя!

Ведущий: Вот таким образом, с помощью небольшого стихотворения можно совершить путешествие по просторам нашего родного края. А продолжим мы нашу экскурсию стихотворением Вениамина Жака.

Поля, поля! Поля, куда ни глянешь, -
Пешком не доберешься до жилья,
И дремлет в зыбком мареве туманном
Растит хлеба уставшая земля.
Назойливо звенит в траве кузнечик
Да шмель гудит, как дальний самолет,
Темнит волну лиловой рябью вечер,
Белесый остывает небосвод.
Пшеницы теплой чистое дыханье,
Как вдовий вздох, - полынь-трава горька.
И бродит ветер, как воспоминанье,
Всю ночь от бугорка до бугорка.

Ведущий: Читаешь стихотворение и воображение твое рисует бескрайние зеленые степи, поля, луга. Но не все так радужно. Человек везде оставляет свои следы. Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили  города, заводы, дороги…
  Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей химикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали вредных насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали.
  Ребята, а как называется книга, в которую заносят редкие и исчезающие виды растений и животных? (Ответы детей)

Ведущий: В Красной книге Ростовской области описываются сотни редких видов животных и растений нашего края. И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Угадай животное»

  • Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
  • У какого насекомого уши на ногах? (Кузнечик)
  • Что происходит с пчелой после того, как она ужалила? (Умирает)
  • У какого животного глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
  • Какие болезни переносят перелетные птицы? (Орнитоз, птичий грипп)
  • Следы какого зверя похожи на человеческие? (Медведь)
  • Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы, змеи)
  • Как называется наука, изучающая собак? (Кинология)
  • Для чего птицы глотают камешки? (У них нет зубов, а камешки помогают измельчать пищу)
  • Какое животное было одомашнено первым? (Собака)
  • Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)
  • Каких птиц больше всего? (Воробьев и скворцов)
  • Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для своих гнезд и поедают насекомых)
  • Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)
  • Это животное на зиму впадает в спячку. Питается в основном насекомыми, а также грызунами, ящерками. Отличают его большие ушки, которые превышают длину его игл. (Еж ушастый)
  • Небольшой зверек, размером с мышь. Ведет подземный образ жизни и редко выходит на поверхность почвы. (Крот)
  • Этот замечательный лесной зверь к зиме белеет. Длина его тела может достигать 70 см., а вес – 6 кг. У него длинные задние ноги и широкие ступни, что помогает ему делать большие прыжки и не проваливаться в снег. (Заяц)
  • В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

Ведущий: Молодцы ребята, справились со всеми вопросами. И поэтому для вас минутка развлечений - чтение веселых стихотворений донской писательницы Марии Манаковой (Дети читают стихи)

Лягушонок-мечтатель
Один лягушонок задался вопросом:
«Возможно ль ловить комаров пылесосом?
Отдельно на каждого глупо охотиться -
Часами сидеть на болоте приходиться!
Технический век дошагал до болота,
Гоняться за мошкой одной неохота!
Включу пылесос и сейчас же поймаю
В мешок на обед комариную стаю!»
Мечтал он на кочке, на мшистой подушке,
Где кушали мошек другие лягушки,
Не мучаясь голодом, ленью и жаждою,
Охотясь на мошек - отдельно на каждую!

Божья коровка и муха
Без копыт и без хвоста родилась коровка та,
И к тому ж она пока не давала молока!
Сморит муха удивленно:
Не мычит коровка «Мууу»
И хвостом определенно, не гоняет мирных мух.
Не жует траву и сено, - тля в саду - ее обед...
И, признаться откровенно, страшных рожек вовсе нет.
Колокольчики на шее не слышны издалека.
Пару крылышек имея, улетает в облака!
Мухе спрашивать неловко: почему она «коровка»?

Пропажа
Наш бедный котенок не знает куда
Из миски его пропадает еда.
Совсем одолели нахальные птицы -
Таскают еду воробьи и синицы.
Котенок наш мал и совсем не опасен,
Вот только с пропажей еды не согласен!

Доктор Пиявка
Укус пиявок-докторов поможет медицине!
Укусим мы, и - будь здоров и не болей отныне!
Лекарство впрыснем - высший класс,
Без хворей заживете,
И Дуремар недаром нас отлавливал в болоте.

Ведущий: Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе? Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Да - нет". Я вам буду задавать вопрос, а вы должны ответить "да" или "нет".

Лес словно ходит ходуном,

Во всю орет магнитофон,
И кто-то хрипло начал петь.
Я знаю, это был медведь!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

Какой бандит, какой нахал
В лесу цветы все оборвал?
Кто там на дереве повис?
Я знаю, это хитрый лис!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

В лесу бумажки, банки, склянки,
Стекло и мусор на полянке!
Босой пройдешь - поранишь пальчик!
Я знаю, это сделал зайчик!
            Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ!
Ребята отвечают: нет

Гадать уж больше нету сил!
Ну, кто же лесу навредил?!
Ни зайчик, ни медведь, ни лис...
Я знаю, это был турист!
Скажите мне: да или нет?
            Мне нужен точный ваш ответ! 
Ребята отвечают: да

Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Ребята отвечают: нет
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Ребята отвечают: нет
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Ребята отвечают: да
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Ребята отвечают: да
Если разведу костер, а тушить не буду?
Ребята отвечают: нет
Если сильно насорю и убрать забуду?
Ребята отвечают: нет
Если мусор уберу, банку закопаю?
Ребята отвечают: да
Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Ведущий: Получается, что можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе.
  Правило первое: не ломай ветки деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много деревьев, дышится легко.
  Правило второе: не повреждай кору на деревьях! Помните: деревьям больно. Они перестают расти, и долго, мучительно умирают.
  Правило третье: не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
  Правило четвертое: в лесу старайся ходить по тропинкам. Чтобы не вытаптывать траву и почву.
  Правило пятое: нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить зверей. Если вы увидите маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью.
  Правило шестое: не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет.
  Правило седьмое: не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. А мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки.

Ведущий: Очень много познавательных и интересных рассказов о родной природе написал наш земляк Иван Кучеренко. И наша экскурсия продолжается по страницам его рассказов. Предлагаю вам их послушать. (Чтение рассказов И. Кучеренко)

Ведущий: А по пути  мы поиграем в познавательную экологическую игру "В степном царстве, Премудром государстве". Я вам буду называть семь слов, связанных между собой, то есть ассоциации, которые приведут вас к ключевому слову. Например, сережки, сок, дрова, дерево, веники, лес, листья. Что это? (Береза)

Речь пойдет о животных и птицах.

  • Насекомое, гусеница, чешуекрылые, красивые, адмирал, опыление, махаон. (Бабочка)
  • Крылья, черно-белая, птица, новости, сплетница, прилетела, белобока. (Сорока)
  • Пестрый, дупло, прочный череп, насекомые, длинный клюв, долбит, санитар леса. (Дятел)
  • Рано встает, домашняя птица, перья, поет, деревенский будильник, шпоры, боец. (Петух)
  • Острые зубы, шерсть, верный друг, ошейник, будка, охранник, цепь. (Собака)

Ведущий: Молодцы, ребята. Отлично справились с этим заданием.

Степные загадки

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - … капуста

По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.   Гусь 

Злая, как волчица, жжется как горчица
Что ж это за диво? Это же … крапива

Вместо шерсти иглы сплошь
Враг мышей – колючий … еж 

Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет – станет жутко.
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает … сова

Нору день и ночь копает,
Вовсе солнышка не знает.
Кто найдет длинный ход,
Сразу скажет – это … крот 

В дупло березы, как в сундук,
Орехи прячет … бурундук

Словно вихрь летит, спасаясь,
От врагов, пугливый … заяц 

Горел в траве росистой
фонарик золотистый
Потом померк, потух
и превратился в пух Одуванчик 

Летит – пищит, сядет – молчит
Кто его убивает,
кровь свою проливает  Комар

Загадки-нескладушки

Лезет в нос летящий пух -
Весь июнь цветет (не лопух, а тополь)

Убедила всех нас Машка:
Раньше всех цветет (не ромашка, а подснежник)

Влез на грушу быстро Мишка:
Там уже поспела (не шишка, а груша)

Суп налей себе сама ты
И добавь ка свежей (не мяты,  а петрушки)

В Новый год она красива:
Вся в огнях, игрушках (не ива, а елка)

Пишут в каждой детской книжке,
Что растут на дубе (не шишки, а желуди)

Снег еще не стаял, по ночам морозы,
Но уж на проталинках расцветают (не розы,  а подснежники)

С яблони что-то упало на нас.
Это скорее всего (не ананас, а яблоко)

Ветка нам стучит в окошко,
А на ней висит (не картошка, а яблоко, груша)

Хоть спрятался в листьях ты, красный хитрец,
Но мы отыскали тебя (не огурец, а помидор)

На ветру дрожат осины -
С них слетают (не апельсины, а листья)

Летом по лесу бродил,
Ел малину (не крокодил, а медведь)

Знает даже и малыш,
Что Матроскин - это (не мышь, а кот)

Устают, наверно, скулы
Грызть орехи у (не акулы, а белки)

Повторяет все Андрейка,
Словно в клетке (не канарейка, а попугай)

С ним играть остерегусь -
На рога поднимет (не гусь, а бык)

Под землей кромешный мрак,
Как шахтер там бродит (не рак, а крот)

Быстро бегает от страха
По лесочку (не черепаха, а заяц)

Клюв и шпоры есть для драки,
Петушатся очень (не раки, а петухи)

Червяков клюют и крошки
Во дворе за домом (не кошки, а куры)

Толстый как трехдверный шкаф,
Поднял хобот свой (не жираф, а слон)

Звонко цокают подковы
На копытах у (не коровы, а лошади)

Из цыпленка вышел толк:
Вышел бравый, храбрый (не волк, а петух)

А у нас чуть раньше срока
Родила котят (не сорока, а кошка)

Ведущий: Ребята, и напоследок предлагаю вам почитать замечательные стихи Елены Пановой, уроженки Ростовской области. (Дети читают стихи)

Почему?
Тополя, черешни, ивы в середине осени
Наклонились сиротливо, а листву не сбросили.
Но роняет листья клен, почему же это?
Видно, в солнышко влюблен и грустит без лета.

                                   Листик дуба
                                   Вот, смотрите: листик дуба удлиненный, многогубый.
                                   Ветерок его качает, греет солнышко лучами:
                                   Листик солнышком обласкан,
                                   Оттого красивый - красный!

Желудь
Желудь - словно крошка-гномик.
Поселился в крепком доме,
Только в доме нет дверей,
Желудь - лакомство зверей.
Всех зубастых, кто не груб,
Угощает щедро дуб.

Кто где живет
Скворец в скворечнике живет - он любит жить повыше.
Сова в дупле свой дом найдет, а ласточка - под крышей,
А иногда и над окном. На камышинках ловко
Подвесила свой легкий дом над речкой камышовка.   

            Ведущий:      На этом наша литературно-экологическая экскурсия подошла к концу. До новых встреч!

Использованная литература

  1. Бухаркина, Е. С. В лесном царстве, премудром государстве / Е. С. Бухаркина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - №4. - С. 62-66.
  2. Где живет ветер?: Стихи, рассказы и сказки для детей / Сост. Н. Коноваленко, Л. Волошинова. - Ростов-на-Дону: ООО «Донской Издательский Дом», 2014. - 112 с., ил.
  3. Добродомова, В. Н. Живи, планета Земля! / В. Н. Добродомова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - №2. - С. 106-111.
  4. Жак, В. К. Что знает лист о дереве своем: Стихи. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1980. - 256 с.
  5. Каркачева, Н. А. Там, на неведомых дорожках / Н. А. Каркачева // Читаем, учимся, играем. – 2005. - №7. – С. 95-98.
  6. Корнейчук, И. Л. По страницам Красной книги / И. Л. Корнейчук // Читаем, учимся, играем. - 2013. - №2. - С. 107-111.
  7. Кострюкова, Т. Н. Мусорознайка / Т. Н. Кострюкова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - №9. - С. 93-95
  8. Плис, С. П. По примеру маленького принца, приведем планету в порядок / С. П. Плис //  Читаем, учимся, играем. – 2006. - №9. – С. 108-110.

Составитель: библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара И. Г. Соколюк

     

Администрация Den lubvi semyi preview

ГорячаяЛиния

Культура

Госуслуги НацРесстр ПротивТеррора СтопНаркотик
Самбек ДонМолодой ЖивуДон Коррупция
1ЗакупкиГлавная1 Пушкинская карта МыВместе 85ЛетРО2
ИнформБезопасность 1ФестивальМолодежи2024.jpg 1ЗдоровоеПитаниеЛоготип1 2024ГодДобрыхДел1
351х134      
1Новости qr code

2         425