Включить версию для слабовидящих

Кодекс воспитанного человека

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

КОДЕКС ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА

БИБЛИОТЕКАРЬ: В нынешнем году мы отмечаем 160 лет со дня рождения великого русского писателя Антона Павловича Чехова. (Слайд — портрет А. П. Чехова)
   Его имя прекрасно знают не только в России, но и за рубежом. Книги этого автора продолжают читать и поныне, по его пьесам в театрах до сих пор ставят спектакли, которые идут с большим успехом. Каким же человеком он был, где родился, откуда к нему приходило вдохновение?
  Видите, как много вопросов. Давайте же вместе ответим на них. А помогут нам мои постоянные читательницы — Даша и Катя.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

(Выходят Даша и Катя)

ДАША: Антон Павлович родился 29 января 1860 г. в городе Таганроге, в семье лавочника. Он был третьим ребёнком из шестерых. В детстве, как и всем остальным, Антону приходилось помогать отцу в торговле, а ещё он пел в церковном хоре. (Слайд — А.П. Чехов с братьями и сестрами)

КАТЯ (глядя на слайд): Да, большая семья... Её глава, Павел Егорович, был человеком деспотичным, жестоким. Детям нередко приходилось терпеть от отца унижения и порку. Свою мать, Евгению Яковлевну, все они очень любили, эта добрая женщина всячески старалась смягчать суровый нрав мужа. (Слайд — родители А.П.Чехова) 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Позже Чехов даже написал: «Для нас дороже матери ничего не существует».

ДАША: Торговля у отца шла не очень хорошо. В 1876 г. Павел Егорович разорился и, продав всё имущество, сбежал от кредиторов в Москву вместе с семьёй. В Таганроге остался только Антон. Молодой человек учился в гимназии и подрабатывал репетиторством.

КАТЯ: Жить ему было трудно, голодно. Однако именно тогда в нём зародилась большая любовь к книгам и театру.

ДАША: Кстати, первый раз Антон побывал в театре в 13 лет — смотрел оперетту «Прекрасная Елена». И с этого момента стал страстным поклонником Мельпомены.

КАТЯ: Но тогда детям на спектакли можно было ходить только с родителями. И чтобы побывать на представлении, братья Чеховы переодевались, наклеивали усы, бороды и старались незаметно прошмыгнуть на галёрку.

ДАША: Для Антона не было большего наслаждения, чем «сидеть в театре». Он и сам был очень артистичным — мог изобразить кого угодно, хоть зубного врача, хоть академика.

КАТЯ:   Окончив   гимназию, в  1879 г. наш герой переехал  Москву и поступил на медицинский факультет университета. Он учился усердно и с большим интересом слушал лекции знаменитых профессоров. Однако семья очень нуждалась, и надо было зарабатывать деньги. Тогда Антон решил послать свой рассказ в журнал.

ДАША: На первом курсе у него состоялся дебют в печати. В журнале «Стрекоза» были опубликованы  его  новелла  «Письмо к соседу» и юмореска «Что чаше всего встречается в романах,  повестях и т. п.». После этого Чехов  продолжал  сочинять рассказы и фельетоны для московских и петербургских журналов «Будильник», «Зритель», Осколки», «Стрекоза». Свои произведения  он  подписывал псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезёнки. (Слайд — обложка журнала «Стрекоза» 

КАТЯ: Писать ему приходилось по ночам, потому что днём он слушал лекции. За публикации платили  ничтожно мало. Да и за деньгами ещё нужно было побегать, ведь гонорар выплачивали не сразу.

ДАША: Его брат Иван стал работать учителем в городе Воскресенске, куда на лето из Москвы приезжала вся семья Чеховых. Антон там познакомился с доктором П.А. Архангельским, который заведовал Воскресенской лечебницей.
   По окончании университета наш герой стал работать уездным врачом в этой больнице. По словам Архангельского, Антон Павлович был внимательным не только к хворям пациентов, но и к их психическому состоянию. Практика была большая. Кстати, многие лечились у него совершенно бесплатно.

КАТЯ: Как Чехов ни любил медицину, литературное творчество он никогда не оставлял. В период с 1885 по 1886 г. у него был настоящий творческий подъём — писал по рассказу в день. Сам он признавался: «Я умею коротко говорить о длинных вещах».

ГЛАВНОЕ ПРИЗВАНИЕ

ДАША: Шло время, и Чехов понял, что всё-таки главное его призвание не медицина, а литература. Однажды ему пришёл конверт от писателя Дмитрия Григоровича...

БИБЛИОТЕКАРЬ: ...Вы его знаете по рассказу «Гуттаперчевый мальчик».

ДАША: Известный автор настоятельно рекомендовал Антону Павловичу не тратить свой талант на «мелочишки», а писать более серьёзные произведения. К этому совету Чехов прислушался. Чтобы набраться впечатлений, он отправился в путешествие по Крыму и Кавказу. Впечатления от этого вояжа стали основой для повести «Степь», которая вскоре вышла в толстом журнале «Северный вестник».

КАТЯ: Он вообще любил путешествовать. Побывал даже в Сибири, месте ссылки каторжан. Добраться туда оказалось весьма нелегко. Но Чехов очень хотел собрать материал для своих заметок. Поездка заняла 82 дня, в течение которых он написал девять очерков под общим названием «Из Сибири».

ДАША: На Сахалине литератор пробыл три месяца. За это время он объездил все поселения, заходил в избы, разговаривал с жителями, переписал всё местное население, а оно составляло, ни много ни мало, десять тысяч человек. Рукой Чехова были заполнены карточки на каждого.

КАТЯ: Антон Павлович проделал огромную работу. В Москву он вернулся усталым и больным, но с большим багажом впечатлений. Всю правду о «сахалинском аде» наш герой расскажет в книге «Остров Сахалин».

ДАША: Шли годы, Чехов продолжал усиленно работать, несмотря на прогрессирующую болезнь — туберкулёз лёгких. В конце концов он решил поехать в Ялту, где жили его сестра и мать (отец к тому времени уже умер). (Слайд — дом Чеховых в Ялте) 

КАТЯ: Дом стоял на окраине города, на пустыре. Писатель с ранней весны работал там, создавая сад своей мечты — сажал деревья, разводил цветы, всячески украшая пространство вокруг.

ГОСТЕПРИИМНЫЙ ХОЗЯИН

ДАША: В доме всегда было много гостей. Чехов очень любил их принимать.

КАТЯ: Когда же он поселился в подмосковной усадьбе Мелихово (1892-1899), жилище его стало похоже на отель. Гостей там было полно, и спали они везде — и писатели, и поклонницы самого Антона Павловича (их называли «антоновками»), и какие-то дальние родственники, и просто незнакомые люди. (Слайд — дом А.П. Чехова в подмосковном Мелихове) 

ДАША: Наш герой настойчиво зазывал всех к себе и, как в рекламе, писал: «Место здоровое, весёлое, сытое, многолюдное... Теплее и красивее Крыма во сто раз...», «Коляска покойная, лошади очень сносные, дорога дивная, люди прекрасные во всех отношениях», «Купание грандиозное».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Правда, в таких условиях Чехову очень сложно было найти место и время для творчества. Но он всё равно писал, не в силах отказать себе в этом удовольствии.

КАТЯ: Антон Павлович был общительным человеком. Даже путешествовать предпочитал в компании.

БИБЛИОТЕКАРЬ (с улыбкой): И пошутить любил!

ДАША: Верно! Шутник он был отменный. Однажды, например, сунул в руки московскому городовому тяжёлый арбуз, замотанный в бумагу, со словами: «Бомба! Неси в участок, да смотри осторожнее!» Могу себе представить, что было с городовым.

КАТЯ: Чехов мог даже в бедуина перевоплотиться. Для этого он надевал бухарский халат, чалму и мазал лицо сажей. Своих друзей он также подключал к импровизации, что приводило всех в неописуемый восторг.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, мы вначале говорили, что Чехов обладал прекрасными актёрскими способностями.

ДАША: Он любил устраивать игры, в которые вовлекал всех, независимо от возраста и статуса. Антон Павлович вспоминал: «Мы устроили себе рулетку... Доход от рулетки идёт на общее дело — устройство пикников. Я крупье». Или: «Затеваем на праздниках олимпийские игры в нашем дворе и, между прочим, хотим играть в бабки».

КАТЯ: Так когда же он успевал писать, если в доме его постоянно присутствовали гости?

ДАША: Даже в таком круговороте веселья, Катя, сюжеты фонтанировали в голове Чехова. Однажды Антон Павлович рассказал писателю Владимиру Короленко...

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, вы прекрасно знаете произведение этого автора — «Дети подземелья».

ДАША: Да, наш герой поведал коллеге, как пишет маленькие рассказы. Чехов, глядя на пепельницу — первое, на чём остановился взгляд, — стал рассказывать о ней. И Короленко почувствовал, как этот простой предмет стал оживать в его воображении, обретая яркий образ.

КАТЯ: Антон Павлович очень любил людей, старался помочь им. Он открывал школы в деревнях, сам руководил их организацией, вникая даже во все строительные дела. Он был настоящим созидателем, в нём кипела бешеная энергия, которой восхищались все.

ДАША: Его называли милым, обаятельным, трогательным. Этот человек большого таланта и сильной воли к себе всегда относился строго и критично. А о своих литературных трудах говорил скромно: «нацарапал, накатал»...

КАТЯ: Он скрывал, как трудно ему иногда даётся сочинительство. Мог утверждать, что ленив, но на самом деле трудился сверх человеческих сил. Известность, которая вдруг навалилась на него, была неожиданной и на какое-то время вскружила ему голову. Он писал, что, будучи в Петербурге, «купался там в славе и нюхал фимиамы». Признание помогло Чехову освободиться от бедности, ведь ему приходилось содержать своих родных. Наконец-то он мог вздохнуть свободно. (Слайд — А,П. Чехов с Л.Н. Толстым в Крыму) 

ДАША: А ещё слава помогла Антону Павловичу войти в круг известных литераторов, среди которых были такие мастера, как В.Г. Короленко, Н.С. Лесков, Я.П. Полонский, А.Н. Плещеев, П.И. Чайковский, И.А. Бунин, Л.Н. Толстой.

КОДЕКС ВОСПИТАННОСТИ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Антон Павлович всю жизнь «выдавливал из себя раба», занимался самовоспитанием. Однако он хотел облагородить не только себя, но и других. И даже создал каноны (правила) воспитанного человека. Вот некоторые из них... (Правила можно дублировать на слайдах)

ДАША: Воспитанный человек уважает человеческую личность, а потому в общении вежлив, мягок и уступчив.

КАТЯ: Он сострадателен к нищим, больным и животным.

ДАША: Он уважает чужую собственность, а потому платит долги.

КАТЯ: Он чистосердечен и боится лжи.

ДАША: Он не унижает себя, чтобы вызвать к себе сочувствие.

КАТЯ: Он не суетен и не кичится знакомством со знаменитостями.

ДАША: Если ты имеешь талант, уважай его и береги.

КАТЯ: Воспитанный человек должен быть эстетом во всём: одежде, доме, отношениях.

ДАША: Антон Павлович обладал сильной волей. Он предъявлял к себе строгие требования и неукоснительно их выполнял. Всё творчество писателя пропитано идеей, что самая великая сила — человеческая. Только она сможет изменить, преобразить жизнь.

КАТЯ: Чехов покинул этот мир рано, ему было всего 44 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Спасибо, девочки. Мы прослушали интересный рассказ. Перед нами предстал яркий образ необыкновенно интересного человека, живого, импульсивного, общительного, гостеприимного, творческого. А теперь давайте посмотрим сценку по его замечательному рассказу «Мальчики».

СЦЕНКА «В ДАЛЁКУЮ АМЕРИКУ»

(Библиотекарь выступает в роли рассказчика. Выходят Володя и Чечевицын. Володя встаёт в центре сцены и принимается рассматривать карту)

РАССКАЗЧИК: Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал. Володя угрюмо ходил по комнате и ничего не ел. Он остановился перед иконой, перекрестился и сказал...

ВОЛОДЯ: Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму! (Чечевицын подходит к Володе)

ЧЕЧЕВИЦЫН (сердито): Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

ВОЛОДЯ (со слезами): Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко.

ЧЕЧЕВИЦЫН: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

ВОЛОДЯ: Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко.

ЧЕЧЕВИЦЫН: Ты говори: поедешь или нет?

ВОЛОДЯ: Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить.

ЧЕЧЕВИЦЫН: В таком случае я сам поеду! И без тебя обойдусь. А ещё тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны! Так ты не поедешь?

ВОЛОДЯ: По... поеду...

ЧЕЧЕВИЦЫН: Так одевайся! Америка такая страна! Я добуду тигра и льва и отдам тебе их шкуры.

РАССКАЗЧИК: И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры. А Володя растерянно на него смотрел.

(Володя и Чечевицын уходят под аплодисменты зрителей)

ЧИТАЕМ ЧЕХОВА

БИБЛИОТЕКАРЬ: Что случилось дальше с нашими юными героями, вы прочитаете сами. (Указывает на книжную выставку) А теперь мы с вами послушаем отзывы Читателей о рассказах знаменитого автора. (Ниже приведены возможные варианты отзывов. Выходит Читатель (1)) 

ЧИТАТЕЛЬ (1): Для меня рассказ «Ванька» стал открытием в творчестве А.П. Чехова. Необыкновенно тяжело было читать про бедного мальчишку, которому так тяжело живётся у чужих людей. Ещё труднее было осознать, что дедушка не приедет и не заберёт его домой, ведь письмо никогда не найдёт адресата... (Садится на своё место)

ЧИТАТЕЛЬ (2): Я прочитал рассказ «Лошадиная фамилия». Смеялся до слёз. Чехов так смешно рассказал, как весь дом вспоминал имя местного знахаря. Я бы никогда не догадался, что Овсов — лошадиная фамилия. (В зал) Если вы не знакомы с этим произведением, обязательно прочитайте его—уверен, вам понравится. (Садится на своё место)

ЧИТАТЕЛЬ (3): Я прочитала «Каштанку», и не один раз. Сначала мне было очень жалко эту собачку, ведь в семье столяра её плохо кормили и обижали нередко. А потом она потерялась. Я радовалась, что она нашла нового хозяина и стала цирковой артисткой. Только почему она вернулась к столяру, мне непонятно... (Садится на своё место)

ЧИТАТЕЛЬ (4): Знаете, я люблю собак, и у меня дома есть четвероногий любимец, поэтому мне было интересно читать рассказ «Белолобый» — о том, как щенок подружился с волчатами. Хорошо, что Белолобого не тронула мама-волчица, он ведь беззащитный и маленький. Такой смешной дурашка. (Садится на своё место)

ЧИТАТЕЛЬ (5): Я прочитал историю под названием «Пересолил». Мне знакомы и другие рассказы, но впечатлениями хочу поделиться именно об этом произведении. Кстати, к еде оно не имеет никакого отношения. Знаете, есть люди, которые могут напридумать такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать! И при этом напугать слушателя до полусмерти. Знаете таких? (Ребята отвечают)
   Да, во всём надо знать меру, и в выдумке тоже. Так что прочитайте обязательно этот рассказ. Очень полезно. (Садится на своё место)

ЧИТАТЕЛЬ (6): Я прочитала много рассказов Чехова, но больше всего мне понравился «Беглец». Очень уж понятно чувство мальчишки, которого оставили одного в больнице. Ни вкусная еда, ни тёплый халат не могли заменить ему маму. (Садится на своё место) 

БИБЛИОТЕКАРЬ: Что ж, вот мы и познакомились с искренними и оригинальными отзывами наших Читателей. А сейчас давайте послушаем один из рассказов А.П. Чехова в исполнении ваших друзей. (Выходят один или два школьника и по ролям читают рассказ — на выбор организаторов)
   Спасибо, ребята! 
  Предлагаю теперь всем принять участие в «алфавитной» викторине. Почему алфавитной? Потому что ответы на мои вопросы начинаются на буквы алфавита — по порядку, от А до Я. Правила понятны? (Ребята отвечают) Тогда начинаем!

«АЛФАВИТНАЯ» ВИКТОРИНА

Вопросы

  • Ответ начинается на А. Имя Чехова. (Антон)
  • Ответ на Б. Название рассказа о щенке, который побывал в гостях у волчат. («Белолобый»)
  • Ответ на В. Рассказ о мальчике, который пишет письмо дедушке. («Ванька»)
  • Ответ на Г. Чехов любил людей, приезжавших к нему с визитами. Как их называют? (Гости)
  • Ответ на Д. Какие растения любил сажать Антон Павлович? (Деревья)
  • Ответ на Ж. В каких печатных изданиях выходили рассказы Чехова? (Журналы)
  • Ответ на 3. Чехов был врачом. Каким? (Земским)
  • Ответ на И. Наш герой любил менять свой образ. Как это можно назвать? (Игра)
  • Ответ на Л. Название рассказа, персонажи которого вспоминали необычную фамилию. («Лошадиная фамилия»)
  • Ответ на М. Рассказ о несостоявшемся путешествии ребят. («Мальчики»)
  • Ответ на Н. Рассказ о ловле крупной рыбы. («Налим»)
  • Ответ на П. Рассказ о том, как один человек перегнул палку. («Пересолил»)
  • Ответ на Р. Кем приходилось работать гимназисту Чехову? (Репетитором)
  • Ответ на С. Какое место писатель называл адом? (Сахалин)
  • Ответ на Т. Рассказ о людях разных весовых категорий. («Толстый и тонкий»)
  • Ответ на У. В каком учебном заведении получил образование Чехов? (Университет)
  • Ответ на Ф. Чехов закончил медицинский... (Факультет)
  • Ответ на X. Рассказ о мимикрии. («Хамелеон»)
  • Ответ на Ц. Эти растения очень любил сажать Чехов. (Цветы)
  • Ответ на Ч. Рассказ о закрытом человеке. («Человек в футляре»)
  • Ответ на Ш. Что любил делать Чехов, даже будучи взрослым? (Шутить)
  • Ответ на Ю. Какие рассказы писал Чехов? (Юмористические)
  • Ответ на Я. В каком крымском городе жил Антон Павлович? (Ялта)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вы отлично справились. Спасибо за внимание и активное участие в нашем мероприятии! (Приглашает ребят к книжной выставке и проводит обзор)

Вицен, С.И. Кодекс воспитанного человека / С.И. Вицен // Читаем, учимся, играем.- 2020.- №2.- С. 12-16.

 

2         425