Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Бурлуцкий П.И. //Незабываемые годы. 1941-1945: Воспоминания азовчан о Великой Отечественной войне. Кн. 2. – Азов, 1999. – С. 22-23.
Родился в селе Кагальник Азовского района Ростовской области. Но в детстве Павел мало бывал в родном селе: рано умерла мать, а отец с одной войны уходил на другую. Во время гражданской с ним не раз бывал и сын. Поэтому на Павле, появившемся в начале 1920-х годов в образцовой школе села Кагальника, ладно сидела шинель и угадывалась солдатская выправка. В 1930 году Павел Бурлуцкий поступает вБатайскую авиашколу и заканчивает ее по ускоренной программе. В 1939-1940 году Бурлуцкий принимай участие в военных действиях против Финляндии. Из наградного листа П.И. Бурлуцкого: «Краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг. С первых дней Отечественной войны с немецкими захватчиками, находясь в действующей армии в бывшем 9б-м ДБАП в должности заместителя командира авиаполка по слепым ночным полетам, а затем - с ноября 1941 года в 750-м ДБАП, в той же должности заместителя командира авиаполка по летной части, инструктором-летчиком по технике пилотирования 2-го гвардейского авиаполка дальнего действия и с сентября 1943 года командиром 26-гогвардейского авиаполка ночных охотников-блокировщиков, показал себя бесстрашным и мужественным командиром, отличным летчиком в борьбе с немецкими захватчиками. Успешно произвел 168 боевых вылетов ночью, 2 вылета днем в составе экипажа: штурмана гвардии капитана Иконникова и радиста гвардии старшины Кривоносова по бомбардировке аэродромов, железнодорожных узлов, эшелонов и по уничтожению живой силы и техники противника, в том числе 2 боевых вылета на дальние цели: 14.04.43 г. -Данциг, 24.04.43 г. - Кистенбург. С момента последнего награждения, то есть, с 31.12.1942 г., произвел 66 боевых вылетов, в том числе 6 боевых вылетов по бомбардированию военно-промышленных объектов и административных центров противника. При блокировке аэродрома станции Быхов, в момент возвращения на аэродром, до 20 самолетам противника не давая возможности посадки в течение 1 часа 50 минут. В то же время пулеметно-пушечным огнем сбит над аэродромом 1 самолет, который сгорел при падении на землю. 20.10.43 г. на шоссе Киев - Васильков пулеметно-пушечным огнем была подвергнута обстрел)- большая колонна автомашин противника, где возник пожар и приостановилось движение таковых. 7.02.44 г. на шоссе Хельсинки - Турку пулеметно-пушечным огнем была обстреляна колонна легковых автомашин, спасающихся от бомбардировки наших самолетов, в результате возникло два очага пожара. 17.02.44 г. при вторичном начете на Хельсинки пулеметно-пушечным огнем подавил батареи противника, которые прекратили свои действия.
7.03-44 г. при налете на город Нарву пулеметно-пушечным обстрелом также была подавлена батарея противника. Хороший практик и знаток летного мастерства, в совершенстве владеет ночным полетом и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. Бережно относится к материальной части, аварий и поломок не имел. В боевой обстановке проявляет исключительную инициативу, настойчивость, отвагу и мужество. Несмотря на запрещение врачей высотных ночных полетов по состоянию здоровья, - летал наравне с рядовыми летчиками. За время командования полком с сентября 1943 года лично произвел 44боевых вылета».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года П.И. Бурлуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но продолжались обычные военные будни, где всегда было место риску.
13 октября 1944 года стало последним днем жизни П.И. Бурлуцкого и еще двух членов экипажа. Они погибли в воздушном бою у города Старо-Константпновска Каменец-Подольской области.
Рычагова , Е. Сталинский сокол (Герой Советского Союза Павел Иванович Бурлуцкий) /Е. Рычагова//Азовская неделя. – 2010. – 15 апреля. – С. 3.
К началу Великой Отечественной войны Павел Иванович Бурлуцкий уже был опытным летчиком: после окончания авиашколы служил в гражданском воздушном флоте, прошел войну в Финляндии. С первых огненных дней он находился в действующей армии.
Занимался подготовкой молодых летчиков, летал сам для бомбардировки вражеских территорий. К моменту принятия командования авиаполком ночныхохотников-блокировщиков в сентябре 1943 года на его счету было 168 боевых вылетов, из которых только два - дневные. И это несмотря на запрещения врачей участвовать в высотных ночных полетах по состоянию здоровья! На 20 мая 1944 года боевой налет гвардии подполковника составлял 660 часов. Он летал наравне с рядовыми летчиками. Менее чем за год, уже командуя полком, совершил 44 боевых вылета.
Как следует из наградного листа, наш земляк «показал себя отличным летчиком, бесстрашным и мужественным командиром, хорошим практиком и знатоком летного мастерства, в совершенстве владеющим ночными полетами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях». Здесь же приводятся эпизоды некоторых боевых вылетов Бурлуцкого, например, его участие в блокировке аэродрома станцииБыхово, когда 20 самолетов противника почти два часа не имели возможности посадки, а один самолет был сбит Бурлуцким и сгорел.
К моменту присвоения П.И. Бурлуцкому звания Героя Советского Союза он был дважды награжден орденом Красного Знамени, а также орденом Ленина. «Дорогой Павел Иванович, - писал ему в августе 1944 года гвардии старшина Л.Маслов, - сегодня я слушал радио и был приятно поражен опубликованием Указа Президиума Верховного Совета о присвоении Вам звания Героя Советского Союза. От души поздравляю с этой высокой наградой! Рад, что Правительство оценило Ваши тяжелые труды на благо нашей любимой Родины. От всего сердца желаю Вам доброго здоровья на многие годы и еще больших успехов в деле борьбы с проклятыми захватчиками. Слава Вам, сталинскому соколу, слава Вашему мужеству и геройству. Крепко жму Вашу руку».
Через два месяца после получения этого восторженного письма П.И. Бурлуцкий погиб в воздушном бою у города Старо-Константиновска Каменец-Подольской области. Семь месяцев не дожил он до Победы!
Ударный самолёт А-20G.
На самолёте этой модели Бурлуцкий П.И. совершил 44 боевых вылета
Федотова Т.А. Бурлуцкий Павел Иванович /Т.А. Федотова//Федотова Т.А. Очерки истории Азова. Вып. 4. Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. – Азов, 1995. – С. 124-125.
Звания Героя Советского Союза был удостоен еще один уроженец с. Кагальник Азовского района Павел Иванович Бурлуцкий, родившийся в 1910 г.
Трудным было детство этого человека: рано умерла мать, отец с одной войны уходил на другую, а в период гражданской с ним некоторое время был и Павел. После вернулись в родное село, Бурлуцкий-младший пошел в школу. Одновременно осваивал ремесло – сапожное дело. Но как многие его сверстники мечтал о небе.
В 1930 году П. Бурлуцкий уезжает в Батайскую авиашколу и заканчивает ее по ускоренной программе. Некоторое время работает инструктором при этой же школе, затем – в Ростовском авиапорту.Осенью 1939 - зимой 1940 гг. участвовал в войне с Финляндией.
Великую Отечественную войну встретил в армии, в должности заместителя командира 96-го авиаполка дальнего действия. Основной заботой Павла Ивановича была в те дни подготовка молодых летчиков.
Но Бурлуцкий летал и сам. Это были дальние полеты с целью бомбардировки вражеских территорий и объектов, причем в ночное время. 3а выполнение этих заданий, за успехи в подготовке летчиков зам.командира авиаполка был награжден дважды орденом Красного Знамени, а в декабре 1942 г. – орденом Ленина.
В сентябре 1943 г. г в. подполковник П.И. Бурлуцкий принял командование 26-мгв. авиаполком ночных охотников-блокировщиков. На его счету было уже 168 боевых вылетов и только два из них -дневные, на дальние цели - Данциг (14.04.1943 г.) и Истенбург(24.04.1943 г.).
В наградном листе приведены эпизоды из некоторых боевых вылетов Бурлуцкого, здесь же запись о том, что он "хороший практик и знаток своего летного мастерства, в совершенстве владеет ночными полетами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях". Из наградного листа известно, что Павел Иванович имел от врачей запрещение на высотные ночные полеты, однако "летает наравне с рядовыми летчиками". Боевой налет гвардии подполковника на 20 мая 1944 года составлял 660 часов (из них только 5час. 47 минут днем), 47 молодых летчиков с 1942 по 1944 год были подготовлены им.
Указом Президиума Верховного Совета СССР П.И. Бурлуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Победу он не праздновал: 13 октября 1944 г. стало последним днем его жизни. П.И. Бурлуцкий и еще два члена экипажа погибли в бою у г. Старо-Константиновска Каменец-Подольской области...
Родные Павла Ивановича в 60-егоды передали в Азовский краеведческий музей его личные вещи, документы, фотографии.
Чумаков В. В ночном небе [Бурлуцкий П.И.]//Они прославили Родину. Очерки о Героях Советского Союза. Кн. 2. – Ростов н/Д.: Кн. Изд-во, 1975. – С. 190-193.
За вагонным окном проплывали затемненные станции и разъезды. Война! Она круто изменила привычное течение жизни. Еще несколько дней назад Бурлуцкий был летчиком гражданской авиации, а теперь ехал в авиационный полк. Постукивали колеса, вагон мягко покачивало. Но уснуть Павел не мог. Лежал с открытыми глазами и вспоминал.
Позади, в прошлом, осталось село Кагальник, где прошло детство. Смутно помнилась мать - спокойная, ласковая, с грустными глазами. Мать рано умерла. Кто-то сообщил о ее смерти отцу, воевавшему тогда с белыми. Отец приехал и забрал Павла с собой. Так и колесил по дорогам гражданской войны девятилетний сын красноармейца.
Однажды на обоз красных напали белогвардейцы. Хлопали вразнобой выстрелы, сверкали шашки, ржали лошади. И вряд ли остался бы в живых мальчишка, если бы не подоспели наши конники. Они бурей налетели на беляков и буквально смяли их. Яростнее всех, как казалось Павлу, рубился с ними отец. Сын гордился им, мечтал стать таким же сильным и смелым.
В юности пришла другая мечта - об авиации. Из вороха воспоминаний память выхватила одно - о летней ночи в Кагальнике, о ночном разговоре во дворе его закадычного друга Петра Орлова.
- Скажи, примут меня в летную школу? - спрашивал его Павел. Петр пожимал плечами.
- Знаний, правда, маловато, - делился своими сомнениями Павел. - Да и сильным надо быть, медицинская комиссия, говорят, знаешь, как проверяет. Тренироваться буду. Гирю двухпудовку достал...
- Спать! - спохватился Петр. - Завтра дел полно.
- Пора, - согласился Павел. - С утра сапоги надо дошить. Вечером диспут на антирелигиозную тему, с попом будем спорить. Объявление о воскреснике написать. Посадим деревья, вырастет парк.
- И все будут говорить: «А знаете, когда сажали? Когда секретарем комсомольской ячейки был Павел Бурлуцкий!» - дружески пошутил Петр...
До подробностей запомнился тот разговор. Бурлуцкий улыбнулся.
А мечта его сбылась: летчиком он стал. Кончил летную школу, в гражданской авиации показал себя неплохо. Как-то будет теперь?
В гвардейском авиационном полку, куда прибыл Бурлуцкий шла подготовка летчиков, штурманов, стрелков-радистов к боевым полетам. Вскоре Бурлуцкому поручили «вывозить» тех, кто еще не летал на самолетах нового типа.
Павел Иванович быстро нащупывал индивидуальные особенности каждого, умел организовать учебу. Однако он рвался на фронт. После нескольких рапортов Бурлуцкого перевели в полк бомбардировщиков дальнего действия.
* * *
Ночь. Темнота кажется плотной, почти осязаемой. Но аэродром живет. Возле самолета - едва различимые силуэты людей.
Экипаж занимает свои места. Ревут двигатели. Бомбардировщик, грузно покачиваясь, делает разбег, отрывается от земли. Самолет уходит в очередной рейс. Цель еще далеко, опытный штурман Силенко ведет машину точно, и Бурлуцкий и спокоен. Мерно рокочут двигатели. Молчание прерывает штурман:
- Опять звонить будет.
- Кто?
- Командир корпуса... Спросит: «Где Бурлуцкий?» А ему: «В воздухе».- «(Как - в воздухе? Он же больной!..
Бурлуцкий молчит. Может быть, и так. Но разве усидишь на аэродроме, когда гитлеровские захватчики свирепствовали в городах и селах любимой Отчизны?!
... Тьму ночи прощупывают прожекторы. Немцы шарят в ночном небе, но найти советский самолет не могут.
- Скоро цель! - докладывает штурман.
Цель - немецкий аэродром. Он затемнен. Враг притих, притаился, чтобы не выдать себя. Но штурман уверен: время начинать бомбометание. Бомбы обрушиваются на землю. Вверх поднимаются языки пламени. Видно, как пылают фашистские самолеты. Бурлуцкий снова выводит машину на цель.
Лучи прожекторов режут небо. То там, то здесь видны всплески пламени: фашистские зенитки ведут ожесточенный огонь. Маневрируя, летчик выводит самолет из-под обстрела и ложится на обратный курс. Дело сделано, главное позади. Однако один из моторов все заметнее сдает. Вскоре он совсем перестал работать. Во втором тоже слышны перебои.
Остается одно из двух: либо выброситься на парашюте - тогда погибнет самолет, либо попытаться посадить машину. Бурлуцкий выбирает последнее. Почти с трех тысяч метров он начинает планирование. Вот уже видны река, еще темное в рассветных сумерках поле, на нем - скирды.
Выбора нет, приходится сажать самолет на поле. Только бы не угодить в скирду! Бурлуцкий весь напрягается. Тяжелая машина приземляется благополучно. Она еще будет летать!
Таким был один из ста шестидесяти восьми боевых вылетов подполковника Бурлуцкого. Он бомбил вражеские войска и военные объекты в Данциге, Инстербурге, Хельсинки, порт Констанцу. На железнодорожном перегоне Могилев - Орша пушечно-пулеметным огнем поджег товарный состав гитлеровцев. На шоссе Киев - Васильков разгромил большую колонну автомашин. Он не переставал летать на выполнение боевых заданий и став командиром полка.
19 августа 1944 года гвардии подполковнику Павлу Ивановичу Бурлуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Он погиб, выполняя боевое задание, и похоронен в городе Старо-Константинове, Хмельницкой области. Земляки-кагальничане присвоили имя Героя школе, где он учился: пусть ребята берут пример с Павла Ивановича, пусть любят Родину так же самоотверженно, как он.