Включить версию для слабовидящих

Карабут Иван

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Карабут Иван Лаврентьевич//Незабываемые годы. 1941-1945: Воспоминания азовчан о Великой Отечественной войне. Кн. 2. – Азов, 1999. – С. 20-21.

   Карабут Родился в городе Николаеве, но вскоре семья переехала в Ростовскую область. Иван Карабут по призыву комсомола пошел учиться в Батайскую летную школу.
     Перед войной работал в авиаотряде, на пассажирских перевозках.
    В январе 1941 года призван в армию. Вот фрагменты из наградного листа И.Л. Карабута:
   «В Отечественной войне участвует с 29.07.41 г. по настоящее время. Из рядового летчика вырос до командира эскадрильи, опытного, мужественного и отважного воздушного воина, понимающего тактику врага и неустанно совершенствующего свое боевое мастерство. С начала войны товарищ Карабут в 210-м ближнебомбардировочном авиаполку летал на самолете «Су-2».
  За 50 успешных боевых вылетов на самолете «Су-2» и за эффективную бомбежку и штурмовку мотопехоты врага 5.12.41 г. награжден орденом Красного Знамени.
    29.12.41 г. награжден орденом Отечественной войны Iстепени за 128 успешных боевых вылетов на самолете «Су-2», из них: 38 вылетов - на штурмовку мотомехколонн, 29 - на разведку, остальные - на бомбардировку вражеских переправ, позиций, объектов.
   28.05.43 г. товарищ Карабут награжден третьей правительственной наградой - вторым орденом Красного Знамени за умелое командование эскадрильей и за лично совершенные 35 успешных боевых вылетов на самолете «Ил-2» в трудных условиях борьбы в низовьях Кубани. Обладая высокой техникой пилотирования, будучи глубоко предан партии Ленина-Сталина и своей Родине, товарищ Карабут выполнял и выполняет самые сложные и ответственные боевые задания, проявляя при этом стойкость, мужество, высокое умение и отвагу.
    После третьей правительственной награды товарищ Карабут совершил 4 успешных боевых вылета, непрерывно нанося удары по наступающему врагу в низовьях Кубани и Тамани.
   10 августа 1943 года товарищ Карабут переведен в 7-й гвардейский ордена Ленина ИАП на должность командира эскадрильи. Как лучший и опытный офицер, с новой боевой энергией взялся за работу товарищКарабут. За время напряженной боевой работы с 6 сентября по 7 октября его эскадрилья произвела 1б8 успешных боевых вылетов. Несмотря на трудности, в условиях сильно насыщенного огня, потеряли только один экипаж. За эти вылеты летчики АЭ уничтожили и повредили: самолетов - 1, танков - 8, автомашин - 61, паровозов - 4, вагонов - 16, подожжено цистерн с горючим - 3, орудий разных - 32, минометов - 13, потоплено барж - 2, взорвано два склада боеприпасов, истреблено свыше 500 солдат и офицеров. За это время не имелось аварий, поломок или каких-либо других происшествий. Товарищ Карабут заботливо и требовательно воспитывает подчиненных.
   За высокие образцы мужества и отваги, за умение бить врага наверняка, воспитание молодых кадров летчиков на опыте боев, за успешно совершенные лично товарищем Карабут боевых вылетов на самолете «Су-2» - 128 и на самолете «Ил-2» - достоин высшей правительственной награды - присвоения звания «Герой Советского Союза».
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года ИЛ. Карабуту присвоено звание Героя Советского Союза.
    3 сентября 1944 года Иван Лаврентьевич ушел на очередное задание. Из полета он не вернулся.
   В книге потерь личного состава авиаполка записано:«.. .место нахождения самолета и экипажа установить не удалось...». С той поры числится капитан Иван Карабут без вести пропавшим.
    Но знают и помнят его азовчане, а семья, живущая в Азове, бережно хранит память о нем.


Федотова Т.А. Карабут Иван Лавреньевич/Т.А. Федотова//Федотова Т.А. Очерки истории Азова. Вып. 4. Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. – Азов, 1995. – С. 135-136.

   Карабут Иван Лаврентьевич окончил Батайскую летную школу, стал работать в аэрофлоте. В январе 1941 года его призвали в армию. На фронт отбыл в июле, в 210-м ближнебомбардировочном полку получил свой СУ-2. На этой машине Карабут совершил 50 боевых вылетов с целью штурмовки вражеских мотомехвойск. За выполнение этих заданий в декабре 1942-го представили Ивана Карабута к ордену Красного Знамени. Ровно через год ему была вручена еще одна награда - орден Отечественной войны I степени: "...за 128 успешных боевых вылетов на самолете СУ-2, из них 38 вылетов на штурмовку мотомех колонн, 29 на разведку, остальные на бомбардировку вражеских переправ, позиций, объектов".
   28 мая 1943 года Иван Лаврентьевич получает свою третью награду - орден Красного Знамени (уже второй), но, как указывалось в документе, "за умелое командование эскадрильей и за лично совершенные 35 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2". Было это в низовьях Кубани. Карабут, как видим, уже командир эскадрильи. О нем очень часто писала фронтовая газета "Крылья Советов", высоко оценивая мастерство летчика: "Там, где пройти трудно, а подчас почти невозможно, Иван Карабут всегда пройдет !".
   Карабуту поручались в части самые сложные задания. 10 августа 1943 года Иван Лаврентьевич был переведен в 7-й гвардейский ордена Ленина штурмовой авиаполк. В свой последний полет Иван Карабут ушел 3 сентября 1944-го. В книге учета потерь личного состава авиаполка записано: "Штурман полка гвардии капитан Карабут Иван Лаврентьевич... при выполнении боевого задания в районе Зап. Окр. Дворске, что в 10 километрах восточнее Остроленка... подбит МЗА в районе Усник. Сел вынужденно. Место нахождения самолета и экипажа установить не удалось". Так и числится с той поры Иван Карабут пропавшим без вести, а семья, живущая в Азове, бережно хранит ответ из архива.

 

 

2         425