Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Сторожаков Алексей Николаевич//Незабываемые годы. 1941-1945: Воспоминания азовчан о Великой Отечественной войне. Кн. 2. – Азов, 1999. – С. 22-23.
Родился в селе Кагальник Азовского района Ростовской области, в семье кузнеца. С переездом родителей в город Ростов-на-Дону пошел учиться сапожному мастерству на фабрику имени Микояна, а в свободное время увлекайся занятиями по летному делу в клубе ОСОАВИАХИМА на Гниловской. Бредивший небом Алексей Сторожаков, по рекомендации фабрики и летного клуба, поступил в Гатчинское летное училище. Закончил его успешно, а когда заполыхала война в Испании, отправился туда добровольцем. По возвращении - снова на фронт, теперь уже на советско-финский. Именно в эти годы один за другим его грудь украсили два ордена Красного Знамени.
Перед Великой Отечественной войной Сторожаков служит заместителем командира эскадрильи в 154-мистребительном авиаполку Ленинградского военного округа.
В самые тяжелые месяцы начала войны газета «Сталинский Сокол» очень часто писала об А.Н. Сторожакове, называя его «красным ассом». Из наградного листа А.Н. Сторожакова: «Имеет 152 боевых вылета, из них: на штурмовку аэродромов и наземных войск противника - 20, на глубокую разведку в тыл противника -18. на сопровождение бомбардировщиков - 37, на перехват воздушного противника - 21 боевой вылет.
Лично сбил 10 самолетов противника разных типов и в группе - 3 самолета противника. Воздушные бои проводил в большинстве с превосходящими силами противника.
Так, например, 6 июля 1941 года звено старшего лейтенанта Сторожакова, выполняя задачу по сопровождению самолетов «СБ» в район Порхова, на пути встретило 9 самолетов «Ме-109». Товарищ Сторожаков своим звеном навязал и воздушный бой. В результате смелого натиска под его руководством два самолета сбил сам и 3 самолета сбили летчики его звена. Все самолеты «СБ», которые сопровождались звеном Сторожакова, благополучно вернулись на свой аэродром.
18 июля 1941 года Сторожаков встретил и вступил в бой один против 4-х вражеских самолетов «Ме-110». В результате сбил один самолет, но был подбит самолет Сторожакова - перебита тяга управления и пробит бензобак. Но несмотря на это, он благополучно посадил самолет на свой аэродром.
27 июля 1941 года разведчик противника типа «Хейнкель-126» производил разведку и корректировку артогня в районе Леги. Старший лейтенант Сторожаков получил приказ сбить разведчика. Выполняя этот приказ, он проявил исключительное мастерство ведения воздушного боя с тихоходным, маневренным самолетом противника на своем истребителе «МИГ-3». На малой высоте противник под прикрытием пытался выйти из боя. Сторожаков заходит несколько раз на таран, и меткими пулеметными очередями заставил фашистского стервятника врезаться в землю. В воздушном бою осколками разрывных пуль противника наш храбрый летчик был легко ранен. Но несмотря на это, после окончания воздушного боя, посадив свой самолет на площадку, где приземлились летчики сбитого самолета, лично захватил двух фашистских летчиков, снял ценный фотоаппарат, приборы, пулеметы и другое оборудование и сдал все наземным частям, а сам благополучно вернулся на свой аэродром».
В книге потерь 29-го ГИАП (бывший 154-й ИАП) значится: «Заместитель командира эскадрильи, он же штурман, Герой Советского Союза старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич при сопровождении самолетов «СБ» на Красное Село Ленинграда погиб в воздушном бою против германского фашизма на территории, занятой врагом 11 сентября 1941 года. Место погребения не установлено».
Много лет спустя после этих событий житель города Гатчины М.Л. Марков в окрестностях города обнаружил упавший в 1941 году самолет «МИГ-3» с останками летчика. Предав их земле, занялся розыском сведений о нем. Позже могила перестала быть безымянной: прах А.И. Сторожакова покоится в ней.
Об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года о присвоении ему звания Героя Советского Союза А. Сторожаков уже не узнал.
Федотова Т.А. Сторожаков Алексей Николаевич/Т.А. Федотова //Федотова Т.А. Очерки истории Азова. Вып. 4. Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. – Азов, 1995. – С. 114-117.
Алексей Николаевич Сторожаков родился в 1918 г. в с. Кагальник Азовского района.
Еще подростком, когда семья перебралась в Ростов, стал учеником набойщика на фабрике им. Микояна. Но тянуло мальчишку к самолетам. Записался в авиаклуб и ходил за несколько километров от дома на занятия.
Позже, по рекомендации предприятия, городской организации ОСОАВИАХИМ был направлен на учебу в Гатчинскую летную школу. В виде исключения (ему не было 18 лет) был принят в нее. В 1936 году добровольцем воевал в небе Испании. Получил орден Красного Знамени.
Вернувшись, служил в Ленинградском военном округе. В 1939-м снова участвовал в военных действиях, на этот раз против финнов. Высокое мастерство, мужество летчика было отмечено вторым орденом Красного Знамени.
Алексей Сторожаков к началу Великой Отечественной войны считался одним из лучших летчиков полка. После курсов повышения квалификации его назначили заместителем командира эскадрильи 154-го истребительного авиаполка.
Летом и осенью 1941 г, тяжелые бои развернулись на южных и юго-западных подступах к Ленинграду (ныне Санкт-Петербург). Авиаторы тоже оказались на переднем крае. В начале июля звено Сторожакова прикрывает наши "СБ". Девятка "мессершмиттов" появилась из облаков внезапно. Звено приняло бой, Сторожаков лично сбил ведущего. Строй вражеских самолетов рассыпался и в небе разгорелся жаркий бой. В итоге четыре самолета потерял враг, а остальных летчики звена стали затягивать на нашу территорию (заканчивалось горючее). Поняв маневр, фашисты предпочли уйти. На счету А.Сторожакова появилось еще два сбитых самолета.
25 июля старшему лейтенанту Сторожакову поступил приказ сбить самолет-разведчик "Хейнкель-126". Заставив врага сесть на землю, Сторожаков, будучи раненым, пленил экипаж севшего самолета и доставил в штаб полка.
Только за два первых месяца войны А. Сторожаков на своем самолете МИГ-3 совершил 152 боевых вылета. В наградном листе на присвоение ему звания Героя Советского Союза сказано: "Заместитель командира эскадрильи 154 полка 39 истребительно-авиационной дивизии ст. лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич сбил десять фашистских самолетов... За презрение к смерти, за доблесть, отвагу и геройство, проявленные в боях, достоин звания Героя Советского Союза".
Но об этом Указе Президиума Верховного Совета СССР, подписанном 16 января 1942 г., Алексей Сторожаков не узнал.
В один из декабрьских дней 1941-го он вылетел на выполнение очередного боевого задания и не вернулся. Одно время считали, что Сторожаков направил свой горящий самолет на грузовой состав противника на ст. Мга. Но это оказалось не так.
После войны житель г. Гатчины (Ленинградская обл.) М.А. Марков обнаружил в лесистой местности самолет "МИГ-3" с останками летчика. Прах человека Михаил Алексеевич предал земле, а двигатель, пулемет, пропеллер доставил на свое подворье. Со временем образовался у него там музей под открытым небом: останки других наших самолетов, обнаруженные им в окрестностях Гатчины, оседали здесь. Одновременно в разные уголки страны шли письма, в которых Марков просил помощи в установлении имен летчиков. Тридцать лет спустя этот человек вернулся к А. Сторожакову (это его прах он захоронил после войны). Версия летчиков о гибели МИГа-3 такова: самолет был в бою (об этом свидетельствуют многочисленные следы от пуль на обшивке) и летчик израсходовал весь боезапас и горючее (поэтому машина не взорвалась при ударе об землю, двигатель же сместился в кабину пилота и сделал его своим пленником). Рухнул, видимо, на обратном пути в свою часть.
М.А. Маркова разыскали краеведы Кагальницкой средней школы и у сотрудников Азовского краеведческого музея появилась возможность побывать у этого человека и получить в дар то, что осталось от сторожаковского МИГа...
Чумаков В. Дороже жизни [Сторожаков А.]//Они прославили Родину. Очерки о Героях Советского Союза. Кн. 1. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1974. – С. 174-176.
Он презирал смерть и остался бессмертным. Народ не забывает тех, для кого судьба Родины в годы тяжелых испытаний была дороже собственной жизни. Таким был Алексей Сторожаков. Таким он и остался в памяти боевых друзей, в памяти земляков — жителей села Кагальника, под Азовом, где герой родился и вырос.
Стремление стать летчиком зародилось у него, когда Алексей был еще подростком, учился в ростовском ремесленном училище. Он стал обучаться летному делу в аэроклубе.
Боевой опыт молодой летчик-истребитель приобрел в войне с белофиннами. Там же начал и боевой счет — сбил два самолета противника. Его наградили орденом Красного Знамени.
С первых дней Великой Отечественной воины Алексей Сторожаков — на северо-западном участке советско-германского фронта. Тревоги, вылеты, бои — почти каждый день. Уже на втором месяце войны на счету старшего лейтенанта Сторожакова было восемь сбитых самолетов .противника...
В начале августа старший лейтенант со своим звеном истребителей сопровождал бомбардировщики в район города Острова. Когда наши бомбардировщики проходили мимо тучи, из-за нее показались девять фашистских истребителей. Наши ястребки встретили фашистов. Меткая очередь из пулемета, и один «мессершмитт» полетел на землю.
Бомбардировщики сбросили бомбы на цель, но воздушный бой продолжался. Сторожаков пристроился к одному «мессершмитту», зажег его. Друзья Алексея сбили еще три самолета противника.
... Несколькими днями позже пришлось помериться силами с немецким самолетом-разведчиком. «Хейншель-126» летал над нашим укрепленным районом, фотографировал, корректировал огонь артиллерии.
В воздушном бою фашистский стервятник потерпел поражение и врезался в землю. Двое немецких летчиков все-таки уцелели. Вскоре их привезли на наш аэродром.
Командир экипажа немецкого самолета допросил показать ему того, кто сбил его, признанного аса.
— Вон он!—указали ему на вошедшего Сторожакова.
Фашист внимательно посмотрел на широкоплечего русского парня со слегка вздернутым носом, что-то сказал по-немецки.
— Спрашивает о твоем происхождении,— улыбнулся капитан-переводчик.
— Скажи ему, что отец мой — кузнец, — с гордостью ответил советский летчик. — А сам я в прошлом сапожник, на обувной фабрике в Ростове работал...
Выполнив задание в районе Тосно, летчики возвращались домой. Вдруг со стороны солнца показалось восемь «мессершмиттов». Начался воздушный бой. Алексей прикрывал своих ведомых и внимательно следил за их действиями: опыта у них маловато, справятся ли?
Один из вражеских самолетов густо задымил и рухнул на землю. «Молодцы!—обрадовался Сторожаков.—Так их!»
Но у товарищей закончились боеприпасы.
- Уходите! — приказал он. - Я прикрою!
Алексей вел бой на виражах. Искусно увертываясь от наседавших фашистов, он в то же время ловил удобный случай, чтобы самому нанести удар. И поймал. Как только самолет противника попал в прицел, он нажал гашетки. Вражеская машина вспыхнула. Загорелся и ястребок Сторожакова. Пришлось выброситься из кабины с парашютом.
Наконец-то ноги коснулись земли — мягкой, податливой. Топь! Сторожаков подтянул парашют, снял лямки. Поблизости, за кустами, послышался собачий лай, потом немецкий говор. Значит, он на вражеской территории. Алексей вынул пистолет. Гитлеровцы постреляли и пошли прочь, видно, считая советского летчика погибшим.
С большим трудом летчик выбрался на сухое место и двинулся в сторону фронта, к своим. Шел не один день, но Алексей все-таки нашел родной аэродром.
Вскоре Сторожаков снова был в бою. Его звено, сопровождая бомбардировщики, встретило девять немецких истребителей. Старший лейтенант врезался в их строй, одного сбил. Но вспыхнул и его самолет. Летчик бросил горящую машину на вражескую колонну. Десятками жизней враг заплатил за его гибель.
Так 10 сентября 1941 года он ушел в бессмертие. Алексею Николаевичу Сторожакову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Сераш, В. Как погиб «Сталинский сокол» и кто нашел самолет и Героя /В. Сераш //Приазовье.- 2020.- № 5.- С. 13.
В Азовском музее-заповеднике - в экспозиции, связанной с годами Великой Отечественной войны -установлен фрагмент двигателя самолета «МИГ-3», на котором летал и погиб наш земляк - уроженец села Кагальник, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Сторожаков. Один из самых известных пилотов 154-го истребительного авиаполка, «Сталинский сокол», «Красный ас».
Но лишь немногие знают, что эта бесценная реликвия появилась в нашем музее благодаря школьникам кагальницкой средней школы
История эта давняя, - вспоминает учитель истории Кагальницкой средней школы Валентина Елизаровна Болдырева. - В то время в Кагальницкой школе работал исторический кружок, его вели Леонид Павлович Кушнарев и Лидия Андреевна Агафонова. Ученики 8-10 классов с удовольствием принимали участие в работе этого кружка. Я тоже входила в поисковый отряд. Мы, ученики сельской школы, гордились, что наша земля воспитала трёх Героев Советского Союза. Памятное место, где покоятся 56 воинов, всегда содержали в порядке.
Особенно мне запомнилось 25-летие Победы. Именно тогда в Кагальник приехало шесть родственников солдат, погибших при освобождении нашего села. Они прибыли из разных концов Советского Союза.
На такие встречи, вплоть до 1990-х годов, приходила и сестра Героя Советского Союза Алексея Сторожакова.
Поисковый отряд исторического кружка работал очень слаженно. Ученики рассылали в разные концы СССР, разыскивая могилы погибших односельчан и родственников тех, кто сложил голову в Кагальнике.
Одна из улиц Кагальника – Тягун – была переименована в улицу имени Героя Советского Союза Алексея Сторожакова. А к 30-летию Великой Победы Кагальницкой средней школе было присвоено имя подполковника Павла Ивановича Бурлуцкого – Героя Советского Союза.
- В то время, - продолжает Валентина Елизаровна, - учитель физкультуры Владимир Борисович Перепечаев со своей супругой, сотрудником Краеведческого музея Азова – Людмилой Борисовной – возили детей в северные районы страны, где такие же поисковики находили. Школьный поисковый отряд разыскал краеведа Михаила Маркова, проживавшего в Гатчинском районе. Именно этот человек нашел самолет и останки нашего летчика-героя. Была организована поездка в Гатчину. Поисковики Кагальницкой школы прошли не один километр на лыжах, чтобы увидеть Красное Село, Гатчинский аэродром, Мариенбургский лес и могилу нашего земляка - Героя Советского Союза Алексея Сторожакова.
ВСЕГДА ТАМ, ГДЕ «ЖАРКО»
Родился Алексей Николаевич Сторожаков 12 февраля 1917 года в селе Кагальник области Войска Донского (до образования Азовского района), в семье крестьянина, кузнеца. Как написано в анкете - русский.
Когда Алексею исполнилось 7 лет, он сам записался в школу. Туда же привёл и старшего брата. Окончил 3 класса неполной средней школы, затем, в 1927 году, семья Сторожаковых переехала в Ростов. Алексей окончил 5-й класс и поступил учеником набойщика на фабрику имени Микояна. Но тянуло мальчишку в небо, к самолетам. Записался в авиаклуб. Позже, по рекомендации предприятия, городской организации ОСОАВИАХИМ, был направлен на учебу в Гатчинскую летную школу. Ему еще не было 18 лет, но видя упорство, настойчивость и желание учиться летать, парня приняли.
После окончания 7-й Сталинградской военной авиационной школы летчиков, Алексей Сторожаков продолжил службу в Ленинградском военном округе. Принимал участие в боевых действиях против белофиннов в Советско-финской войне 1939-1940 годов.
По некоторым источникам, сбил два самолета. Высокое мастерство и мужество летчика были отмечены орденом Красного Знамени. В ряды Всероссийской коммунистической партии большевиков вступил в 1939 году.
С первых дней Великой Отечественной войны он на фронте, на передовой, где всегда «жарко».
«А было Алексею всего 24 года. Но выглядел он старше. Коренастый, шея как у борца – крепкая, почти вровень с широкими скулами. Лицо на ветру грубело, ведь летал вначале на И-16 с открытой кабиной, потом пересел на МиГ-3. Даже оспинки на подбородке, казалось, выбиты ветром. С Алексеем всегда было легко. Если позволяла обстановка, лётчики собирались вокруг его кургузого «Ишачка», - описывают его друзья-однополчане.
АТАКА
Алексей Сторожаков стал одним из самых известных пилотов 154-го истребительного авиаполка в начальный период Великой Отечественной войны. В те, самые тяжёлые месяцы, газета «Сталинский Сокол» очень часто писала об А.Н. Сторожакове, называя его «красным асом». Лётчики этого полка часто вылетали на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Они хорошо понимали важность надежного прикрытия своих боевых друзей и защищали их от атак «Мессеров», не жалея собственной жизни.
Очень живо описывает М.Ю. Быков в своей книге «Победы сталинских соколов» моменты боев. «Прикрывая 6 июля 1941 года группу СБ тройка истребителей И-16, во главе со Сторожаковым, отразила нападение 9 вражеских истребителей, сбив при этом 5 из них. Когда Алексей Николаевич сопровождал бомбардировщиков, они чувствовали себя уверенно. Сопровождал их Сторожаков и с ним еще 2 летчика. Все понимали – звено истребителей не очень надежная защита для бомбардировщиков. Тем более, что время уже прошло, когда наши СБ, по попросту – скоростные бомбардировщики, соответствовали своему названию. От «Мессеров» им было не уйти. И сейчас, наверняка, немецкие истребители вертятся над тем местом, где скопились войска.
Действительно, в воздухе кружило девять Ме-109. Они уже начали разворачиваться для удара по бомбардировщикам, как вдруг сами попали под огонь.
Когда самолеты приближаются со стороны солнца, разглядеть их очень трудно. Этим и воспользовался Сторожаков. Он так зашел в атаку, чтобы немецкие летчики, ослеплённые» солнечными лучами, не сразу увидели звено советских истребителей.
Внезапность удара лишила врагов инициативы, что уже само по себе очень важно. С первой же атаки два «Мессера» загорелись. Ошеломлённые этим немцы не успели прийти в себя, как на них обрушились новые удары.
Сторожаков бил врагов, не давая им опомниться. Только это могло помочь трем советским лётчикам одолеть девять врагов. Уже после первой атаки их стало только семь. Ещё несколько стремительных ударов - и осталось лишь четыре «Мессера». А вместе с численным превосходством немцы потеряли и уверенность. Об атаках они уже не помышляли.
Воспользовавшись этим, экипажи СБ отбомбились как на полигоне - спокойно, по всем правилам. Они были уже далеко от цели, когда их догнало звено Сторожакова. Убедившись, что четыре оставшихся Ме-109 не собираются преследовать бомбардировщиков, Алексей вышел из боя».
23 июля 1941 года, на подступах к Ленинграду, Алексей Сторожаков на своем самолете И-16 протаранил вражеский разведчик Hs-126 и произвел посадку на поврежденном самолете.
К 13 августа 1941 года Алексей Сторожаков совершил 152 боевых вылета, в 25 воздушных боях сбил лично 8, и в группе – 3 самолета противника.
10 сентября 1941 года в районе станции Мариенбург Ленинградской области вступил в бой с девятью истребителями Ме-109. Будучи тяжело раненым, направил горящий самолет в колонну вражеских бронетранспортеров и при этом погиб.
ЗА ПРЕЗРЕНИЕ К СМЕРТИ
«Заместитель командира эскадрильи, он же штурман 154-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич, при сопровождении самолетов СБ на Красное Село города Ленинграда, погиб в воздушном бою против германского фашизма на территории, занятой противником, 10 сентября 1941 года. За презрение к смерти, за доблесть, отвагу и геройство, проявленное в боях, достоин звания Героя Советского Союза».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года А.Н. Сторожакову за героические подвиги, совершенные при выполнении боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно...
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ
В 1982 году в Мариенбургском лесу житель города Гатчины М.А. Марков, занимавшийся поисками пропавших без вести советских самолетов, обнаружил упавший в 1941г. самолет МИГ-3 с останками летчика. Предав их земле, двигатель, пулемёт, пропеллер самолета он доставил на своё подворье.
После того, как Михаила Маркова по переписке разыскали краеведы Кагальницкой средней школы, у сотрудников Азовского краеведческого музея появилась возможность побывать у этого человека, и получить в дар то, что осталось от сторожаковского МиГа... За этим ценным грузом был командирован сотрудник Краеведческого музея, отставной военный, который открывал, и затем работал начальником речного вокзала – Дмитрий Николаевич Кисель. Очень символично, что именно военному человеку выпала честь доставить ценный груз на родную землю Алексея Сторожакова.
Сегодня в Азовском музее-заповеднике в экспозиции Великая Отечественная война 1941-1945г каждый может увидеть фрагмент двигателя того самого самолета МИГ-3, на котором летал и погиб наш земляк. Это не просто кусок металла, он пропитан кровью Героя-земляка, подарившего нам чистое и мирное небо.
Похоронен Герой Советского Союза Алексей Николаевич Сторожаков в двух километрах от деревни Корпиково, в Гатчинском районе Ленинградской области. На месте гибели Героя стоял обелиск с красной звездой и краткой надписью. Затем исполком Гатчинского райсовета принял решение о благоустройстве могилы Алексея Николаевича Сторожакова, комплекс включает небольшой обелиск на месте падения самолета и бюст Героя.
За свою короткую жизнь старший лейтенант Сторожаков был награжден орденом Ленина и Красного Знамени – дважды.