Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Николай Дик //Сетевой литературно-исторический журнал Великороссъ http://www.velykoross.ru/904/
Николай Дик – родился в 1954 году в небольшом поселке Тарановского района Кустанайской области республики Казахстан.
К педагогической практике впервые приобщился в 16 лет, проработав два летних сезона вожатым в пионерском лагере. Этот заряд юношеского общения со своими ровесниками в условиях пионерского лагеря и решил мою дальнейшую творческую судьбу. После службы в рядах российской армии попал на Дон, где и проживаю в настоящее время. Почти всю жизнь проработал учителем истории и рисования, заместителем директора по воспитательной школы. Прошел со своими ребятами сотни километров с рюкзаком по десяти союзным республикам бывшего Советского Союза, серьезно занимался краеведением, создавал два школьных краеведческих музея, в разные годы участвовал в работе творческих групп педагогов во Всесоюзных детских лагерях «Артек» и «Орленок».
Восемь лет работал старшим преподавателем кафедры теории и методики воспитания Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, затем более восьми лет заведующим городским организационно-методическим Центром Управления образования администрации города Азова. И все это время писал различные сценарии праздников для детей и школьников, а позже – методические пособия для работников образования и стихи для детей.
Ныне – педагог с 30-летним стажем, публицист и детский поэт; двукратный лауреат Всероссийского конкурса научных и научно-учебных изданий историко-педагогического профиля, обладатель специального приза методических разработок II Международного конкурса «Уроки благотворительности»; участник более десяти Международных и Всероссийских литературных конкурсов, автор более 70 книг по проблемам педагогики, теории и методики воспитания и управления образовательным процессом; 4 учебных пособий для школ и ВУЗов, двух сборников детских стихов; одной книги о здоровом образе жизни, составитель 4 сборников афоризмов, пословиц и поговорок, изданных азовскими, ростовскими и московскими издательствами полумиллионным тиражом.
Удивительные люди города// Читай-теленеделя.-2009.-15 сентября(№37).-С. 11.
Сегодня мы расскажем об известном не только в городе, но и за его пределами удивительном педагоге с 30-летним стажем, отличнике народного просвещения, публицисте, авторе более 100 книг и учебных пособий по теории и методике воспитания, педагогике и управлению образовательным процессом; лауреате Всероссийского конкурса научных и научно-учебных изданий историко-педагогического профиля, обладателе специального приза методических разработок II Международного конкурса «Уроки благотворительности», бывшем заведующим городским организационно-методическим Центром управления образования города Азова Дик Николае Францевиче.
- Николай Францевич, в наши дни многие не добрым словом вспоминают прошедшие 80-е и 90-е годы прошлого века. Чем запомнились Вам эти годы?
- Мне в жизни повезло на хороших людей. В те годы меня окружали замечательные люди, в основном педагоги и работники образования Азовского района и Ростовской области. Работая около десяти лет старшим преподавателем кафедры теории и методики воспитания Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, я продолжал сотрудничество с коллегами средней школы №14 г. Азова, Пешковской и Самарской №1 средних школ Азовского района.
В период работы в Ростовском ИПКиПРОлекции, а особенно практические занятия по теории и методике воспитания были наиболее популярными среди тысячи учителей и классных руководителей общеобразовательных учреждений Ростовской области.
Мне довелось стать участником творческих коллективов по научно-экспериментальной работе в Ростовской СШ №15 и Красносулинского городского Дворца творчества молодежи, инициатором проведения нескольких областных слетов старших вожатых, сотрудников и руководителей Домов творчества детей и молодежи; побывать в составе организационных комитетов около десяти Всероссийских и областных научно-практических конференций. Запомнились и незабываемые встречи с корифеями педагогики О. Газманом, С. Соловейчиком, С. Шмаковым на Всесоюзном сборе учащихся-комсомольцев «Сбор-90» в «Орленке» и 1-м Всесоюзном сборе представителей детских и юношеских организаций СПО (ФДО) СССР в «Артеке».
Но больше всего запомнились костры туристических походов! В те годы в городе и районе был хорошо развит молодежный туризм, но не в нынешнем понятии, а с рюкзаком за плечами. Благодаря преданности детскому и молодежному туризму замечательного человека, педагога и организатора Перепечаева В. Б., мне довелось в составе сборной команды учителей Азовского района дважды стать победителем областных туристских соревнований работников образования, руководить 18 многодневными категоричными походами со школьниками по Крыму, Кавказу, Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии, Белоруссии; Ленинградской, Московской и Ростовской областям.
- К сожалению, далеко не каждому довелось столько увидеть и столько сделать. Наверное, а Вас имеются и много наград за достигнутые результаты педагогического труда?
- В первые годы педагогической деятельности имел очень много поощрений от имени администрации школ и Азовского районного отдела образования. В разные годы был награжден нагрудным знаком Министерства образования Российской Федерации «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, памятным знаком Содружества детей и молодежи Дона «За заслуги в детском движении», нагрудным знаком Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» и медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».
Кроме этого, в далеком 1985 году являлся победителем районного социалистического соревнования среди учителей - «Лучший работник образования Азовского района». В 2002 году от имени мэра г. Азова представлялся к награждению почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации».
- А в настоящее время ВЫ поддерживаете связь с работниками образования?
- Естественно! Без общения с творческими педагогами я просто не мыслю свое существование. В качестве научного руководителя творческого коллектива администрации Самарской СОШ Азовского района, разработал Концепцию воспитательной системы «Социокультурный центр на селе по воспитанию правовой культуры личности», который в 2006 году был признан лучшим в Ростовской области и победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем сельских общеобразовательных школ.
За последние 4-5 лет являлся научным консультантом руководителей и участником творческих групп-разработчиков МОУ СОШ №1, №5, №9, №13, №14, муниципального общеобразовательного лицея, специализированного общеобразовательного учреждения-школы-интерната №10, ДОУ №29 г. Азова в разработке программ развития и образовательных программ учреждений.Продолжаю тесное сотрудничество с администрацией МОУ СОШ №1, для которой разработал пакет документов административно-управленческого характера и материалов для летнего пришкольного лагеря; МОУ СОШ №9, в которой впервые в Азове было апробировано мое учебное пособие «Культура и традиции мировых религий»;Пешковской средней школой Азовского района, педагогами которой используются большинство моих методических пособий.
В нынешнем году стал научным консультантом творческой группы студентов третьего курса среднетехнического факультета Азовского технологического института (филиала) ДГТУ, которые разработали научно-исследовательский проект «Взаимодействие наций, народностей и их языка в межкультурной коммуникации Донского края” и стали участниками Всероссийского открытого конкурса студенческих проектов «Будущее районов России-2009», а лидер группы – Крук Анастасия стала участницей и победительницей (среди студентов) II Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников и студентов по социально-антропологической тематике «Изменяющаяся Россия: проблемы и решения».
- Николай Францевич, не каждый в Ростовской области может похвастаться таким количеством авторских методических изданий. Как Вам это удается?
Дело вовсе не хвастовстве. Просто появилась возможность перевести свой богатый -практический опыт в теоретическое русло. И в этом вновь я получаю педагогическое удовлетворение. Действительно, в моем «послужном списке» около 180 научных статей, научно-методических сборников и книг. Из них -более 80 книг, учебных и методических пособий (с переизданиями-около 130 книг) по проблемам педагогики, управления образовательным процессом, теории и методики воспитательной работы со школьниками и студентами.
Наиболее интересными и популярными среди педагогов России стали двадцатитомник книг серии «Сердце отдаю детям» для классных руководителей, шеститомник книг серии «Административное управление образованием» для руководителей образовательных учреждений, семитомник книг серии «Начальная школа» для учителей начальных классов, трехтомник развивающих занятий для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В этом году стал популярным среди педагогов трехтомник олимпиадных заданий по основным учебным предметам начальной школы.
Совсем недавно вышел интересный трехтомник в серии «Мудрость тысячелетий»: «Лучшие афоризмы мира: мысли великих людей», «Афоризмы на каждый день» и «10 000 лучших пословиц и поговорок русского народа», где я выступил в роли составителя. Кроме этого, являюсь автором учебных пособий для вузов «Культурология», для общеобразовательных школ - «Культура и традиции мировых религий», серии пособий для руководителей дошкольных, общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений. Пробую писать стихи для детей: подборка небольших стихотворений серий «Веселый алфавит», «Занимательный счет» и стихи с секретом уже опубликованы в некоторых моих книгах. В настоящее время готовятся к изданию пять моих новых книг, среди которых интересный сборник «Афоризмы и мудрые изречения для руководителя фирмы и организации».