Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЕЛЕНА ЯСЬКО
Даты жизни: 1969
Место рождения: город Азов, Ростовская область, Россия
Художник
Замечательный художник-иллюстратор Елена Ясько о себе:"Родилась в 1969 г. в замечательном городе Азове, из любой точки которого можно увидеть его (города) край. В 1984 г окончила Азовскую художественную школу, где мне не мешал рисовать Крюков Игорь Александрович – длинный, бородатый, почему-то боялся мышей... В 1987 г. закончила (с «всесоюзными» оценками) среднюю школу №14. Не забуду замечательного учителя рисования Гурьева Владимира Павловича. С 1985 по 1988 посещала знаменитую изостудию Олега Максимовича Радченко. В 1995 году поступила в РАИ на «Графический дизайн». Учебу не закончила, ушла с 4-го курса".
«ЕЁ ЛИНИЯ – ПОЁТ»…
Чем отличается состоявшийся художник от посредственного? В первую очередь, индивидуальным почерком: его авторскую манеру узнаешь безошибочно – она отражается даже в самом незначительном наброске.
Одаренность Елены Ясько проявилась очень рано. Глядя на ее детские и юношеские рисунки, можно было уверенно говорить, что у автора этих графических листов - большое будущее. Не было сомнений в том, что в мир пришел настоящий художник. «Ее линия - поет», - так отзывались о работах Елены люди, весьма сведущие в искусстве. Еще в детстве она с поразительной точностью и изяществом изображала животных - настоящих и сказочных. Каждый звереныш был наделен своим характером, каждый был трогателен и страшно обаятелен. Нужно сказать, что все рисунки Елены Ясько удивительно светлы и добры. И дело даже не в том, что на них изображены в основном сказочные сюжеты. Картинки к сказкам рисовали многие. Но мало кому удавалось сделать это так, что в реальность сказки - веришь.
Большинство работ Елены Ясько исполнены в технике, требующей от автора большой сосредоточенности и терпения. Она использует черную тушь и тонкое перо, которые не терпят небрежности, и один неверный штрих может погубить почти законченное произведение. Порой листы покрыты сплошным «узором» из переплетенных ветвей и листьев таинственных цветов и деревьев, среди которых живут своей жизнью персонажи историй, известных только автору рисунков. Единороги, пегасы, кентавры, лукавые коты, добродушные ежи, медведи и совы, кокетливые ведьмочки, домовята, чертята и тролли: кого только нет! Рисунки Елены - окна в фантастические миры.
Не менее эффектны и безупречны работы, исполненные цветными карандашами, пастелью и акварельными красками. Воздушные, как бы светящиеся внутренним светом, они пробуждают фантазию, зовут в дальнюю даль, в росистые поля, туманные леса, туда, где случаются добрые чудеса. Не так давно Елена попробовала свои силы в новой технике: сейчас появились специальные краски, которые применяют для создания витражей. Теперь тропические цветы и птицы поселились на стеклах окон и зеркале художницы: прозрачные и при этом яркие, они создают ощущение праздника даже в самый хмурый день.
К сожалению, несмотря на несомненный талант автора, творчество Елены Ясько не востребовано, как того заслуживает. Почему так происходит? Ответ станет очевидным, если заглянуть в любой из художественных салонов. На продажу, в основной своей массе, выставлены броские, порой даже аляповатые произведения не слишком добросовестных ремесленников, которые зарабатывают свой хлеб, потакая невзыскательным вкусам публики. Как правило, это слабые подражания старым мастерам, однообразные пейзажи, похожие один на другой, как близнецы-братья. Авторы прекрасно знают, что торгуют халтурой, но оправдывают себя тем, что народ у нас ничего не смыслит в живописи, а жить-то надо. Мало у кого хватает решимости, и главное - таланта идти своим путем до конца.
Графику Елены Ясько способны воспринять люди тонко чувствующие, мыслящие неординарно, понимающие, сколько кропотливого труда, а главное -души вложено в эти удивительные рисунки.
В планах Елены на ближайшее время - подготовить выставку своих графических листов, акварелей и рисунков. Площадка, на которой будет проходить выставка, пока не определена, но будем надеяться, что в самом ближайшем будущем азовчане смогут познакомиться с работами Елены Ясько и по достоинству оценить творчество этой необычайно талантливой, самобытной художницы.
Стаценко, Т. «Её линия – поёт»…/Т. Стаценко// Азов, 2010.- № 3.- С 8.
Как часто мы видим примеры процветающей бездарности. И наоборот: проходим мимо людей талантливых, но не умеющих постоять за себя, - людей, которые живут незаметно, тихо, а ведь действительно обладают чудесным даром…
Елена Ясько как художник состоялась очень рано. Еще в детстве обрела свой неповторимый стиль. Люди, сведущие в искусстве, были уверены: у девочки большое будущее. Ведь далеко не каждый профессионал имеет свое творческое лицо. Он может быть виртуозным исполнителем, но его картины будет трудно отличить от тысяч таких же технически совершенных полотен.
У Елены Ясько яркая индивидуальность проявилась сразу. «Ее линия - поет», - это, пожалуй, лучшая характеристика ее графических листов. Сказано это было давно, в те далекие годы, когда будущее Лены казалось безоблачным и прямым - ведь она была прирожденным иллюстратором.
- Животных я начала рисовать, когда мне было пять лет. Лошадей, оленей, ежиков... Особенно меня «тяни-толкай» вдохновлял. Это персонаж из сказок Корнея Чуковского. Да, про Айболита любила читать, - с улыбкой вспоминает Елена.
Очень многое, вложенное в детстве в душу, как в зеркале, отражается во взрослой жизни. Сказки про доброго доктора не прошли даром. Елена из тех, кто не может пройти мимо брошенного котенка: подбирает, лечит, пристраивает в «хорошие руки». Хотя чаще оставляет у себя: не так уж много желающих возиться с подкидышами... Поэтому в ее квартире много кошек. С ними ей проще находить общий язык. Сложнее - с прагматичным и хмурым миром.
- Когда-то, лет в двенадцать у меня была мечта: я слышала, что в Ленинграде есть школа-интернат, окончив которую, можно было продолжить образование в вузе, готовящем художников - иллюстраторов. Но мама не смогла меня отпустить. Боялась, что я там окончательно разболеюсь, - говорит Елена Ясько.
Книжная, талантливая девочка, Лена вечно хворала. Слабое здоровье, хроническая болезнь лишали ее энергии. Только дома, наедине с книгами и своими рисунками, она чувствовала себя защищенной. Жила в своем сказочном мире, и воплощала на бумаге образы, которые были ее вечными спутниками и приятелями: домовят, леших, юных ведьмочек и бабок-Ёжек, кентавров, единорогов... Много у нее в сказке друзей. Они из тех, кто на всю жизнь.
Болезнь не позволила получить высшее образование. Елена была вынуждена забрать документы после четвертого курса архитектурного института. Впрочем, к тому времени она поняла, что большинство из того, чему училась там, на практике она применять не станет. Ведь поступала, рассчитывая пройти курс графического дизайна. К сожалению, надежды не оправдались. Узнав правила и техники, необходимые профессиональному создателю «эксклюзивных» интерьеров, и секреты изготовления торговых этикеток, получив диплом о «неоконченном высшем», студентка Ясько просто сделала шаг в сторону. Ушла из системы.
С тех пор Елена - «вольный художник». Правда, под заказ работает крайне редко. Может иногда повторить какой-нибудь из своих сюжетов, но чаще всего делает это не ради заработка. Свои рисунки она обычно дарит.
Техника, в которой она работает, требует от художника большой сосредоточенности и терпения. Она использует черную тушь и тонкое перо, которые не терпят небрежности, и один неверный штрих может погубить почти законченное произведение. Порой ее графические листы покрыты мерцающим «узором» из переплетенных ветвей, листьев, фантастических соцветий и деревьев, среди которых живут своей жизнью персонажи историй, известных только автору.
Каждый рисунок требует от автора не только виртуозного владения техникой. Прежде всего, на его создание уходит очень много времени. Именно поэтому творчество Елены практически не имеет шансов приносить коммерческую выгоду. Оно предназначено совсем для другого. И именно в силу того, что каждая работа сделана с максимальной самоотдачей, - все листы уникальны и, по сути, не имеют цены.
Елена нередко работает акварелью, пастелью и цветными карандашами. Воздушные, светящиеся, волшебные - к этим вещам можно применять сколько угодно превосходных эпитетов. На самом деле их надо видеть. И не только видеть - а долго-долго рассматривать. Любоваться. Творчество Елены Ясько и коммерческое искусство - не совместимы. Это - аксиома.
Впрочем, Лена пыталась воплотить свою детскую мечту в жизнь и стать профессиональным художником-иллюстратором. Но это удалось лишь отчасти. Какое-то время сотрудничала с журналом «9 месяцев», но провинциальному автору платили за это гроши. Позднее, когда некоторое время довелось жить в Москве, у брата, где ей было доверено воспитание малышей-племянников, Елена попыталась работать с одним детским издательством. Но, к сожалению, найти общий язык с заказчиками так и не удалось.
- Я не знаю, что это за поветрие такое, но требования, которые там предъявили, мне показались очень странными. Сейчас преобладает теория, что картинки для детей должны быть очень простыми, без деталей. Вроде бы таким образом берегут детскую психику. Но, а как же тогда относиться к великим нашим иллюстраторам, на книгах которых мы все росли? Кокорину, Кочергину, Гольцу, Брюханову, Мавриной - всех и не перечислить, - говорит Елена. - Не удивительно, что современные книги практически никогда не радуют оформлением. Такая «забота» о детях, а также желание издателей сэкономить на художнике, по моему мнению, очень нехорошая примета времени.
Сейчас Елена живет в Азове. В своей квартире, наполненной книгами, кошками и рисункам. Летом принимает московских гостей - брата с семейством. Регулярно навещает бабушку, живущую в другом конце города. Читает свои любимые книги, в основном, в жанре «фэнтези». На жизнь зарабатывает, работая «мастером чистоты» в одной из местных парикмахерских... Да. И так бывает. И все-таки никогда не скажешь, что жизнь Елены не сложилась. Просто потому, что у нее счастливый дар - быть проводником в мир детства и волшебства. Дар – дарить Радость. Улыбку. Надежду. Дар бескорыстный. Когда автору не нужна громкая слава, известность. Елена - уникальная личность. Как и ее рисунки.
- Я еще в школе научилась быть «невидимкой», - улыбаясь, говорит Елена Ясько. - Робкая была, стеснительная. Мне сложно порой общаться с людьми. Как-то получается, будто на разных языках говорим. Но я привыкла...
- Вот только жаль, - сетует Елена, - что в Азове нет сейчас изостудии. Людям творческим необходимо встречаться, советоваться, обсуждать свои работы.
Рисунки Елены – окна в фантастические и невероятно красивые миры. Миры, заселенные добрыми и симпатичными персонажами, каждый из которых обладает своим характером, своей «чудинкой».
Стаценко, Т. Волшебница-невидимка / Т. Стаценко // Приазовье, 2013.- № 36.- С. 12. – (4 сентября)