Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Левченко, М. Вся жизнь – в искусстве / М. Левченко//Читай-Теленеделя. - 2017.- № 24.- С.4.
29 января отмечает своё 75-летие замечательный человек, имя которого, наверное, каждый азовчанин слышал не единожды, руководитель Образцового духового оркестра ДШИ им. С.С. Прокофьева Валерий Андреевич ПОПОВ.
Скажу честно, эта встреча стала для меня большим сюрпризом. Ранее видеть Валерия Андреевича мне не приходилось, при получении задания от редактора в голове рисовался образ «старичка из сказки». С такими мыслями я и пришла в музыкальную школу. Осторожно открываю дверь в кабинет, чтобы, не дай Бог, не помешать преподавателю, если у него ученики. Со стороны коридора подходит энергичный мужчина лет 60-65 на вид и говорит: «Смелее, девушка, проходите». Каково же было моё удивление, когда это оказался Валерий Андреевич! Когда-то я услышала, что люди, которые работают с младшими поколениями, никогда не стареют, и В.А. ПОПОВ -яркое тому подтверждение.
Сегодня Валерий ПОПОВ — известный человек в культурной жизни Азова. Но этому предшествовал долгий путь от простого участника школьного оркестра до преподавателя, дирижера и общественного деятеля. Сам Валерий Андреевич утверждает, что вся его культурная деятельность — это просто набор случайностей.
— Я родился в Ростове, — рассказывает В.А. ПОПОВ. — В школе был духовой оркестр. Я оканчивал шестой класс, нас вызвали к директору и предложили поучаствовать. Руководитель оркестра работал параллельно в музыкальной школе и взял туда несколько человек, в том числе и меня. Окончил школу, поступил в музыкальное училище. С третьего курса нас забрали в армию. Опять-таки случай: надо было пополнить штабной оркестр, и нас девять человек из училища отправили туда. Так и получилось, что я остался в Ростове, нам разрешили перевестись на вечернее отделение и доучиться. Потом поступил в РИСХМ (ДГТУ) на факультет сварки, оттуда получил направление в Азов на КПО. На заводе я предложил создать детский оркестр. Позже начал преподавать в музыкальной школе. И снова дело случая: руководитель городского (потом он стал муниципальным) оркестра погиб, духовиков с образованием мало было, и я стал руководить оркестром».
Тяги к музыке Валерий Андреевич никогда не испытывал. Скорее, музыкальные инструменты были для него интересной диковинкой, но не более. И если бы в школьном оркестре ему дали не трубу, а какой-нибудь другой инструмент, то, возможно, его судьба сложилась бы абсолютно иначе.
Во время учебы в музыкальном училище В. ПОПОВ с оркестром выезжал на своеобразные гастроли в пионерский лагерь завода «Ростсельмаш» в качестве руководителя.
— Сейчас даже страшно подумать, — вспоминает музыкант, — а вдруг что случилось бы?! Спросить-то не с кого, я у них был старшим.
Работая на КПО, Валерий Андреевич также предложил создать базу отдыха, а, впоследствии, — и детский лагерь на Павло-Очаковской косе. Задумка удалась, и каждое лето заводской оркестр выезжал к морю.
Валерий Андреевич — человек необычайной скромности. «Я не предпринимал никаких героических усилий, — описывает он свою жизнь. — Единственное, что могу сказать: я добросовестно относился к своей работе. Жизнь шла, получался какой-то результат, иногда довольно неожиданный». А ведь именно при его руководстве азовский муниципальный оркестр стал лауреатом и победителем множества конкурсов и фестивалей различных уровней.
Почти тридцать лет В. ПОПОВ проработал руководителем оркестра. «Я всегда бежал от работы, где надо кем-то руководить, — говорит он, — мне не хотелось. Я видел, как это всё происходит: разные планёрки, начальник ругается... Но так получилось, что она меня всё-таки нашла». Сегодня В.А. ПОПОВ оставил свой руководящий пост, но по-прежнему преподаёт в азовской школе искусств.
— Нет конкурса на зачисление, — сетует преподаватель, — искусство слабо популяризируется. На гитару, например, много желающих, но это веяние времени. А трубы, видимо, даже не то, чтобы устарели, — они вымирают, как динозавры. Многие даже не знают, что в городе есть духовой оркестр.
К каждому своему ученику В. ПОПОВ ищет индивидуальный подход, старается дать максимум знаний. Вместе с воспитанниками радуется победам и огорчается при неудачах.
К сожалению, не каждый из тех, кто окончил музыкальную школу, находят своё дальнейшее призвание в музыке. Порой даже самые талантливые и перспективные из учеников уходят в иные отрасли деятельности, потому что «культура не прокормит». Не только начинающему, а и профессиональному музыканту порой бывает сложно найти достойный заработок.
Рычагова, Е. По главной улице с оркестром: о руководителе духового оркестра Детской школы искусств Валерии Андреевиче Попове /Е. Рычагова //Азовская неделя. – 2008. – 10 июля. – С.6.
«Ни один из преподавателей не пользуется таким уважением, как Валерий Андреевич. Глубоко порядочный человек. Опытный специалист, требовательный к себе и учащимся педагог, он воспитал плеяду музыкантов, - вот так оценивает человеческие и профессиональные достоинства своего коллеги заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества В.А. Попова директор ДШИ И.А. Мамичева.
Тридцать лет В.А. Попов работает в музыкальной школе. Попал сюда с легкой руки В.Д. Бездуганова. До этого трудился инженером на КПО. Однако, как сам признается, «заводская карьера не очень прельщала». Музыка и на инженерном поприще взяла верх, Валерий Андреевич набрал детишек, организовал оркестр. Именно этот оркестр от КПО и стал первым в городе оркестром, удостоенным звания «Образцовый».
В 1996 году другой музыкальный коллектив, дирижером которого является В.А. Попов, - духовой оркестр ДШИ – получил статус «Образцовый». За время своего существования он успел стать лауреатом первой премии областного конкурса, завоевать на областном конкурсе звание дипломанта. В перечисленных достижениях, несомненно, большая заслуга В.А. Попова.
- Валерий Андреевич, как Вы пришли в музыку? Ваши родители – музыканты?
- Никакого отношения к музыке они не имеют. У меня – пролетарское происхождение. В школе, где я учился, был духовой оркестр. Как-то меня пригласили в кабинет директора. Заставили спеть песню.Спросили: «Хочешь играть на трубе?» - «Хочу» - ответил я, хотя не имел об этом инструменте никакого представления. Потом меня взяли в музыкальную школу. Затем было училище. Закончил его уже в армии.Служил в образцово-показательном оркестре штаба СКВО.
- В энциклопедии я прочла, что голос трубы был известен с древнейших времен. Откуда она берет начало?
- Это очень древнее дело. Все пошло с охотничьего рога.
- Я слышала, что технические и выразительные возможности трубы огромны, но вот послушным инструмент становится далеко не каждому.
- Это инструмент, который востребован везде. Духовой, симфонический, эстрадный, джазовый оркестр без трубы не обходятся. По выразительным возможностям – от мелодий напевного характера до фанфар, по мобильности (на чем еще можно выйти играть на улицу?!) с ней не сравнится ни один инструмент.
Из духовых инструментов труба – самый сложный. Не каждый способен овладеть ею в полной мере. Большое значение имеет физиология. Надо, чтобы дарование от Бога было.
- Случается, что игре на трубе обучаются девочки?
- Очень редко, но бывает. У меня сейчас учится одна девочка. В свое время папа ее играл. В Ростовском училище искусств есть одна выпускница. Но девочки больше тяготеют к флейте. Наверное, труба все же не женское дело.
- У Вас есть любимые ученики?
- Все они любимы по-своему. Раньше мы работали как-то на оркестр. Лет десять назад стали участвовать в конкурсах. Однозначно – Миша Шевченко. Сын Егор добивался неплохих результатов. В неполные девять лет стал лауреатом областного конкурса. Андрей Борзенко много трудом своим взял. Роман Соколов – джазист, долго был первым трубачом в «Азов-джаз-бэнде». Николай Поляков, АлексейКизименко, Вячеслав Добряк (кстати, отец девочки, которая обучается игре на трубе), Михаил Скоков, Антон Боярских, Андрей Пронин, Слава Дмитриев.
В муниципальном оркестре все трубачи – мои ученики, за исключением одного.
- Переживаете на конкурсах?
- На каждом выступлении волнуюсь больше, чем ученики. Особенно если серьезный уровень, когда слушают специалисты. Слушают ученика, а оценивают педагога.
- Вы руководите духовым оркестром ДШИ и муниципальным народным духовым оркестром города Азова. Каков репертуар этих коллективов? Как часто обновляются концертные программы?
- Детский оркестр готовит программу один Ра в год. На отчетном концерте ДШИ звучит и народная, и эстрадная, и современная, и классическая музыка. Программа муниципального оркестра серьезная, углубленная. Обновляется раз в год. Не потому что не можем больше, а потому, что играть негде. Сложно собрать публику. Непопулярно это. Разве можно вытащить народ? Юморист бы приехал – пошли.Филармонический оркестр Еждика – и тот с трудом публику собирает. Зрителей мало обидно. Хотя все, кто попадает на концерт, отзываются восторженно.
- Каковы Ваши пристрастия в музыке?
- Как ни покажется странным, люблю слушать традиционный джаз, очень люблю песни Окуджавы, с удовольствием слушаю музыку в исполнении духового оркестра: ему подвластно все, вплоть до симфоний. Стараюсь не пропускать концерты филармонического духового оркестра.