Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ЧЕКАЛИНА
Даты жизни: 30 января 1982
Место рождения: город Азов, Ростовская область, Россия
График, живописец, член Союза России. Лауреат множества всероссийских и международных выставок, в частности, - выставки Союза художников России и выставки Международного фонда Михаила Шемякина.
Наталья Чекалина, без преувеличения, - одна из самых известных азовских художниц. Узнаваемый авторский стиль, обаятельные персонажи, владение различными техниками - все это вместе, - секрет ее успеха.
Наверное, многие на месте Натальи Чекалиной заболели бы звездной болезнью. В ее портфолио - десятки дипломов участника и лауреата всероссийских и международных выставок, а сколько было выставок персональных - она уже и сама не может точно вспомнить. И, что самое главное, - ее работы востребованы. Их покупают. А это, в наше непростое время, реальный показатель успеха.
И при всем при этом, Чекалина и коммерция, Чекалина и «звезда» - понятия несовместимые. Это как раз тот случай, когда успех приносит талант сам по себе. Вот не могут люди равнодушно пройти мимо работ Натальи. Хоть открыточку с обаятельными чудиками, да купят.
А люди состоятельные готовы расстаться с кругленькой суммой и приобрести ее живописные полотна. Впрочем, так было до нынешнего кризиса, связанного с пресловутой пандемией. Но художник остается художником в любых условиях. Лишившись части заказов, Наталья продолжает творить.
Жизнь насекомых
Пьем кофе в скромной квартирке художницы. По стенам, понятно, - холсты. Часть еще в работе, некоторые завершены. На подоконнике и столе - груда папок с графикой и тот самый портфолио, из которого выпадают десятки дипломов участника выставок. А на диване выстроились смешные, фантастические текстильные куклы. Это жуки, улитки, бабочки, в которых легко узнаются человеческие характеры. Вот - паук-паникер, вот сумасшедшая букашка «яжемать», вот- романтичный мотылек.
- Занялась ими в самоизоляции, это меня успокаивает, - объясняет с улыбкой Наташа.
А я перебираю игрушки, заглядываю им в глаза-пуговицы, и каждую хочется «удочерить» и унести в свой дом.
Та же беда - с полотнами. Даже «коммерческие», писанные под заказ, - хороши. А я вам скажу, непросто вложить душу в работу, создающуюся по указке и в соответствии со вкусом заказчика. Вот, к примеру, центральное полотно триптиха, который Наталья писала для одного ростовского ресторана. На холсте - слились в объятиях рак и креветка. И это - самая настоящая реплика знаменитого «Поцелуя» Густава Климта. Смешно, но главное - безошибочно узнаваемо. Наверняка, этот холст станет настоящим украшением ресторанного зала, если, конечно, он откроется после отмены режима...
...Да, пандемия свалилась как снег на голову и поменяла все планы.
Пьем кофе, вспоминаем прошлую жизнь.
Когда рисуешь «лучше всех».
Вспоминаем «художку» - азовскую детскую художественную школу. Мы учились в ней в разное время, вот только Наталья стала художником, а меня занесло на другой путь. Сейчас Чекалина еще и преподает в родных пенатах. Правда, очень критично воспринимает себя как педагога.
- Я всех хвалю, а это, наверное, неправильно, - говорит Наталья.
Она вообще очень самокритична. Я бы даже, сказала, - относится к себе с недоверием. Будто смотрит на себя со стороны, и удивляется - а заслужено ли меня хвалят? А вдруг переоценили? И это одно из качеств, которые позволяют ей быть настоящим художником. Человеком, который всегда в поиске, а стимул для поиска и роста как раз - сомнение.
После окончания художественной школы Наталья Чекалина поехала покорять Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. Но первая попытка не увенчалась успехом. Не прошла Наташа по конкурсу. И это было очень обидно. Ведь тогда-то она думала, что рисует лучше всех. Еще бы! Ведь еще школьницей она увидела свои рисунки в газете «Приазовье», а это - уже успех и почти признание. И вдруг - неудача.
Год Наталья ездила на подготовительные курсы, и в итоге поступила на живописно-педагогическое отделение РХУ. С первых лет обучения стала активно участвовать в выставках. И еще - сотрудничать с ростовскими издательствами в качестве иллюстратора. Затем поступила на худграф педагогического института, а потом еще и магистратуру окончила.
Дауншифтинг, Питер, Степа
Как и положено начинающему художнику, поиски себя в этом мире проходили у Натальи бурно. Если авторский стиль она нашла довольно быстро, с поисками места в жизни было сложнее. Вышла замуж. Вместе с мужем попытались пожить простой деревенской жизнью, где-то в Ставропольском крае. И, понятно, что горожане жизни такой не выдержали. Ездила в Питер, но там тоже не задержалась. Преподавала в Ростове. Потом вернулась в Азов.
Где-то в пути потерялся муж (об этом периоде Наташа вспоминать не любит и ничего не рассказывает), зато на свет появился замечательный сын Степа. Сейчас ему целых десять лет. И пока что он идет по маминым стопам - хорошо рисует и создает мультфильмы. В качестве персонажей он использует фигурки из Лего, покадрово снимает на телефон, анимирует, сам озвучивает. У одноклассников его мульты пользуются популярностью. А что еще ждать от мальчика, который с пеленок вместе с мамой то на пленэрах, то на открытии выставок? Хороший парень растет.
Клуб «Вайн Гог»
Несколько лет назад в офисе одной из азовских фирм Наталья арендовала под мастерскую большую светлую комнату. Здесь продолжались мучительные поиски себя, попытки уйти от яркой декоративности, разнообразить технику и найти новые темы. Но еще до пандемии пришлось отказаться от аренды, - дорогое это удовольствие. Но зато Наталья подружилась с сотрудницами офиса, которых сумела заразить болезнью творчества. Ведь, наблюдая за работой художника, у многих возникает желание взяться за кисть и попробовать написать картину.
Так возник неформальный клуб под шутливым названием «Вайн Гог». По выходным дням, в бывшей мастерской Натальи собирались женщины разных возрастов и профессий. И на несколько часов превращались в творцов. Встречи проходили в непренужденной обстановке, иногда - под бокал шампанского (для вдохновения) отсюда и «Вайн» в названии. Женщины писали копии картин из известных мастеров, а иногда «замахивались» на полотна своей наставницы. И, к их удивлению, казалось бы, простые картины копировать не удавалось! В копиях пропадало что-то очень важное, даже если они были очень приближены к оригиналу. А все потому, как мне кажется, что писали их люди с совсем другой жизненной историей и взглядом на мир. Это и есть - чудо искусства.
Сейчас, по понятным причинам, «заседания» дамского клуба приостановлены, но Наталья надеется, что после снятия ограничений они возобновятся.
- Понимаешь, я убедилась, что творчество для этих женщин стало настоящим глотком воздуха. Это и возможность проявить себя. И даже - драйв для некоторых. И еще - прекрасное лекарство против стресса.
Без паники
Сейчас, как и все мы, Наталья с нетерпением ждет окончания режима самоизоляции. Нет, все это время скучать ей не приходилось. Писала, делала кукол, вела дистанционные уроки в художественной школе. Но ей не хватает «движухи» - выставок, поездок в другие города и, конечно - пленэров, (если кто не знает, пленэр - это создание этюдов будущих картин под открытым небом). Пока совершенно непонятно, когда жизнь вернется в прежнее русло. И смогут ли выкупить заказчики уже готовые полотна. И скоро ли появятся новые заказы. Но Наталья не позволяет себе падать духом. Спасает ее чувство юмора и творчество. И если подкрадывается паника, то и это скверное чувство настоящий художник может переплавить и обратить в художественный образ.
Секрет успеха
Когда я впервые увидела работы Натальи, задумалась, - чем они подкупают зрителя? Ведь далеки они от столь почитаемого у нас реализма, а в качестве персонажей зверушки или фантастические существа. И я, как мне кажется, поняла, в чем секрет успеха Чекалиной. И он - прост, этот секрет.
И богатенькие бизнесмены, и бизнесвумен, и строгие, деловые чиновники, и замученные проблемами домохозяйки, - все мы в глубине души - дети. Ранимые, наивные. Беззащитные и трогательные. Такие же, как герои Наташи Чекалиной. Мы узнаем себя в них. Не каждый в этом себе признается, и даже осознает. Но равнодушным остаться не сможет.
И это тоже - чудо подлинного искусства.
Стаценко, Т. «Чудики» Натальи Чекалиной / Т. Стаценко // Приазовье.- 2020.- №22.- С. 12.
Каминская, М. Кентаврики росли, как дети / М. Каминская // Наше время.- 2018.- № 194-196.- С. 24.
Картины Натальи Чекалиной превратили выставочный зал «Меценат» Азовского музея-заповедника в территорию сказки.
Нередко художники для презентаций своих выставок стараются придумать что-то необычное. Например, обрадовать «живым сюрпризом». Особенно когда среди зрителей много детей. Могут взять «напрокат» собаку, петуха, попугая, игуану или карликового поросенка.
Наталья Чекалина пришла на открытие выставки с двумя котятами. Но принесла их не в качестве «живых сюрпризов». Во-первых, эти котята стали персонажами ее новой картины. Во-вторых (хотя, на самом деле, этот пункт для нее самый важный) художница надеялась устроить их судьбу.
В этом году в подъезде своего дома Наталья увидела кошку с пронзительно зелеными, как весенняя листва, глазами. Кошка была беременная, искала, где укрыться от холода. Наталья приютила будущую кошачью маму и назвала ее в память о времени года, когда они встретились, - Весна.
Двух детей Весны Наталье удалось вскоре отдать в хорошие руки, но два других котенка у нее задержались. Они и стали участниками этой художественной выставки.
Вообще коты и кошки - давние обитатели того фантастического мира, который возникает на холстах Натальи Чекалиной. Они похожи на людей. Носят костюмы и платьица, чинно беседуют за чашкой чая, заводят домашних питомцев, ездят на морской курорт... Что ни картина - то своя маленькая сказочная история. И, бывает, что рассказывают ее Наталье обыкновенные дворовые коты. Как это происходит? Да вот может взглянуть художница, проходя мимо, на такого кота, и представится он ей вдруг в человеческом обличье и в совсем иной обстановке.
Сказочные сюжеты увлекали Наталью всегда. С рождением сына ее фантастический мир стал богаче. К его населению прибавились герои детских стихотворений и тех сказок, которые Наталья читала Степе, тех историй, которые они вместе сочиняли. А еще тогда художница заметила, что невольно наделяет своих сказочных персонажей - кентавриков, котов, разных чудиков, не говоря уже о маленьких детях, теми возрастными особенностями, которые были свойственны сыну. Рос Степа, вместе с ним подрастали, менялись соответственно возрасту и обитатели ее сказочных стран.
Наталья Чекалина работает не только в художественной мастерской. Она
- преподаватель азовской детской художественной школы им. И. И. Крылова.
- Ваши ученики, наверно, стараются вам подражать? - спрашиваю у художницы.
- К счастью, в массовом порядке этого не происходит, иначе меня бы это огорчило. Базовая подготовка художника должна быть академической. Если, минуя «академический» этап, начать просто изображать свое оригинальное видение мира, то можно так никогда и не научиться рисовать.
Для нее самой рисовать - как дышать. Рисует не для выставок, а просто потому, что без этого не может. Блокнот для зарисовок с натуры у Натальи Чекалиной всегда с собой. Недавно целая серия таких рисунков появилась после поездок в электричках. Возможно, они станут подспорьем в работе над будущими картинами.
Коваленко, О. Кентаврочка, летающий Дед Мороз и другие…/О. Коваленко // Азовская неделя.- 2015.- № 21.- С.15.
Персональная выставка творческих работ члена Союза художников России Наталь Чекалиной открылась в «Меценате». Называется она «Волшебный мир».
Рисунки азовской школьницы Натальи Чекалиной впервые я увидела лет двадцать назад благодаря журналисту и поэту Сергею Чекалину. Он предложил кандидатуру Натальи в качестве оформителя детской странички в газете «Красное Приазовье». Озорные летящие штрихи легко складывались в самые настоящие характеры. Уже тогда работы Наташи совершенно не нуждались в скидках на возраст. Сегодня Наталья Владимировна преподает в педагогическом институте ЮФУ, художественно-графический факультет которого в свое время закончила. В качестве диплома будущий художник-график представила четыре листа с иллюстрациями к сказкам Гофмана. Она и сейчас с удовольствием сочиняет иллюстрации к детским книгам. Именно сочиняет, придумывает историю каждого персонажа своих картин, зарисовок, кукол. Об этой особенности творчества Натальи писали ростовские газеты «Вечерний Ростов» и «Наше Время», говорил ее преподаватель - заслуженный работник культуры России, искусствовед Валерий Рязанов. Валерий Васильевич, несмотря на крайнюю занятость, специально приехал в Азов, чтобы представить азовчанам нашу талантливую землячку, которую в Ростове знают лучше, чем в родном городе. Он говорил, что Наталья «не подыгрывает, а наблюдает за детьми», что у нее редкий дар «смешной стилизации», что ее утрированное изображение не обижает, а приглашает вместе с ребенком радоваться жизни.
Дракончики... Один из них висит на ветке вниз головой, второй мыльные пузыри пускает, третий на скакалке скачет... Салатный медведь наглухо замотан шарфом, прямо как я в детстве... Розовая кошка в беленьких носочках и красных тапочках, в одной лапе - элегантная сумочка-клатч в горошек, а в другой - обреченно висит игрушечная собака. На голове полосатый бант. Взгляд королевишны... Каждый рисунок - калейдоскоп деталей, фантазии, веселой выдумки. Вот русалки необыкновенной детской энергетики, вот «коллекция» гномов - каждый может стать героем сказки, а вот синяя гусеница! Шут или трубадур верхом на леопарде... Рыжая девчонка «кентаврочка»... Большая картина с изображением кошачьей семейной пары: он с трубкой, она с пяльцами, а на обоях - рыбы, рыбы - и все улыбаются фирменной чекалинской улыбкой. Целая серия летних сюжетов. Группка детворы, вгрызающаяся в огромные скибки арбуза, напоминает ностальгические фотографии в Интернете о советском детстве, когда все было от души и в радость. А «Мишка-Лето» мог бы стать достойным брендом каникулярного времени азовских детей...
В числе гостей-единомышленников на открытие выставки пришли учителя Натальи: известный азовский художник Сергей Ковалев, заслуженный художник России, председатель Союза художников России по ЮФО Олег Игнатов, руководители киностудии анимационных фильмов Александр и Татьяна Цыбулины. Олег Игнатов от имени ректора ЮФУ М. Боровской вручил Наталье памятную медаль, посвященную столетию знаменитого вуза. Особую благодарность художница выражает старшему научному сотруднику Азовского музея-заповедника Ларисе Плотниковой, организатору выставки, которая была ведущей на ее открытии.