Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Пасякин, В. Славное имя «Азов» /В. Пасякин //Азовская неделя.- 2020.- № 50.- С. 9. – (9 декабря)
Экипаж большого десантного корабля «Азов», которым командует капитан 2 ранга Сергей Луценко готовился отмечать свое 30-летие. Был составлен план празднования юбилея. И мне, как военному журналисту, не раз готовившему статьи об этом корабле на протяжении почти 30 лет, позвонил из Москвы первый командир БЧ-5 этого БДК - офицер Александр Пахомов - и предупредительно напомнил: «Вы не забыли, что у «Азова» - юбилей?! Готов прислать фотографию подъема Военно-морского флага на «Азове» и рассказать о первом экипаже корабля, ведь именно он закладывал традиции этого славного корабля, имя которого прогремело на весь мир еще с Наваринского сражения...».
ГЕРОЙ НАВАРИНСКОГО СРАЖЕНИЯ
В свое время довелось быть на БДК «Азов» в Пилосе, где свято берегут память о Наваринском сражении 1827 года, которое помогло Греции обрести свободу и независимость. И я помню, с какой теплотой греки встречали корабль с этим именем. И было за что.
...74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, первый отечественный корабль, удостоенный кормового Георгиевского флота.
«Азов» относился к типу «Иезекииль» - последней крупной серии русских парусных кораблей, относившихся к линейным кораблям 2-го ранга. Эти корабли обладали прочным корпусом, хорошей мореходностью, удобным расположением орудий и рациональной внутренней планировкой. Всего было построено 25 кораблей этого типа.
«Азов», получивший свое имя в честь победы Петра Первого за пять лет своего существования, стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении, где «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева (впоследствии командующего ЧФ, адмирала) одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями, в том числе с 80-пушечным флагманом «Мухарем-бей».
АЗОВЧАНЕ - НАСТОЯЩИЕ ШЕФЫ
Александр Пахомов сдержал свое слово и прислал мне памятное черно-белое фото далекого ноября 1990 года. О юбилее «Азова», конечно, не забыли. Я побывал на БДК, поговорил с его командиром - Сергеем Луценко, другими членами экипажа, лучших сфотографировали. Вот только праздничных мероприятий не получилось. Экипаж вышел в море. Свой юбилей он встретил на боевых постах, уйдя сначала в Новороссийск а оттуда в Средиземное море.
- Для нас это привычное дело, - сказал, прощаясь с флотскими журналистами после их работы на корабле, командир. - Море для экипажа, в том числе Средиземное, - дом родной. Жаль с шефами не повидались: пришлось отменить приглашение, встретимся после похода. Азовчане – настоящие надежные шефы.
То, что азовчане – настоящие шефы я убедился еще в 2011 году, когда вместе с прежним командиром корабля – капитаном 2 ранга Олегом Мальцевым – совершил поход в город Азов на одноименном БДК.
Поход был на волоске от срыва, ибо украинская сторона не пустила корабль по своему фарватеру и пришлось нам впервые в истории Черноморского флота следовать мелководным российским фарватером. Чего это стоило экипажу, знают только моряки того беспрецедентного похода. Но задачу выполнили и прошли мелководным фарватером Таганрогского залива, прошли и по Дону до самого Азова. А наградой экипажу стала теплая встреча у причала города и участие моряков в торжествах по случаю юбилея города.
В Азов тогда прибыли командующие Черноморским флотом и Южным военным округом, депутаты Государственной Думы, многие большие начальники. Изюминкой праздника было посещение боевого корабля азовчанами. Всех моряков экипажа азовчан отпустили в увольнение. И каждый из них явился на корабль «как огурчик» в строго установленное время, без единого замечания.
На борту БДК в торжественной обстановке прошло подписание документов о продолжении шефства Азова и Азовского района над экипажем корабля. Кстати, у истоков этого шефства стоял капитан 1 ранга Сергей Волков, который был в свое время «большим замом» командира дивизии надводных кораблей по воспитательной работе, а после увольнения в запас работал в Администрации Азова. За эти годы многие десятки азовчан прошли флотскую школу службы на одном из лучших кораблей флота.
- Наш корабль построен в Польше, Гданьске, и вошел в состав флота в 1990 году, - рассказывает капитан 2 ранга Сергей Луценко. - Первоначально имел наименование «БДК-54», а с 2000 года носит наименование «Азов», унаследованное от одноименного большого противолодочного корабля Черноморского флота.
Строительство БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль проекта 775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому договору. Наш БДК по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. Он относится к судам, выполненных по системе «Ro-Ro» - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля.
Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и личного состава, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов, для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК может быть использован при различных вариантах загрузки и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений...
ЛИДЕР СРЕДИ ЛУЧШИХ
Понятно, что за 30 лет экипаж корабля успешно решил десятки самых разнообразных задач, обо всех не расскажешь. И все же мы попросил командира напомнить хотя бы основные вехи.
- В 2001 году корабль выполнил задачу по вывозу военной техники из Грузии, - говорит Сергей Луценко, - не единожды с деловым визитом посещал порты Греции, в том числе Пилос, в октябре 2006 года участвовал в съемках фильма о строительстве Новороссийской военно-морской базы, в 2008-2009 годах принимал участие в международных учениях «Блэксифор» в Черном море. В 2009 году участвовал в оперативно-стратегических учениях «Запад-2009».
Многократно, в разные годы выполнял задачи походов в Средиземное море. В сентябре 2011 года проследовал в российский порт Азов для участия в праздновании дня города через мелководный залив. В сентябре 2013 года участвовал в совместном стратегическом учении России и Белоруссии «Запад-2013». Многократно принимал участие в военно-морском параде и военно-спортивном празднике на День ВМФ, высаживая на плав морской десант. 6 сентября 2017 года корабль впервые прошел под аркой Керченского моста, направляясь в Азов на празднование 950-летия города...
За 30 лет школу «Азова» прошли тысячи моряков, сотни офицеров добрым словом вспоминают службу на этом славном корабле, который всегда был в лидерах в бригаде десантников. Многие из них, как Александр Пахомов, и теперь поддерживают с «Азовом» тесную связь, интересуются делами экипажа.
- Добрые традиции, заложенные первым экипажем живут на корабле и теперь, - сообщил нам заместитель комбрига по ВПР капитан 1 ранга Сергей Дворников. - По итогам минувшего учебного года «Азов» признан лучшим кораблем Крымской ВМБ по радиоэлектронной борьбе, лидирующее положение он занимает по нескольким видам боевой подготовки и в бригаде. Следует отметить его успешное участие в подготовке и проведении командно-штабной тренировки «Решительность-2020», СКШУ «Кавказ-2020».
ВЕРНОСТЬ КОРАБЛЮ
Корабль не нов, но по прежнему боеготов, благодаря высокой выучке экипажа, настоящей любви моряков к своему кораблю.
- Именно на нашем корабле поставлена новая станция РТС «Багира», обновляется и штурманское вооружение корабля, - говорит Сергей Луценко. - За минувший учебный год мы 112 суток провели в море, прошли более 15 000 миль.
- Хочу отметить добросовестную работу своего старшего помощника и заместителя по ВПР капитанов 3 ранга Владимира Жданова и Романа Петькова, командира и инженера БЧ-5 капитан-лейтенанта Артема Юрина и старшего лейтенанта Сергея Гарькаева, начальника службы снабжения - старшего лейтенанта Романа Кириченко, командира БЧ-1 старшего лейтенанта Евгения Неустроева, старшину команды- радиотелеграфистов старшего мичмана Тимофея Мальченко, старшину электротехнической команды старшего мичмана Алексея Васечкина, старшину команды главных двигателей мичмана Юрия Галамагу, старшину радиотехнической команды мичмана Руслана Файрушена, старшего баталера - старшину команды главного корабельного старшину Игоря Шуляка.
Добрую память о себе оставили уже уволившиеся в запас азовчанин старший матрос Александр Хлюпкин из БЧ-5, старшие матросы Дмитрий Алабин, Андрей Андрейченко, матрос Вячеслав Зарубин. Их место заняли молодые воины, которые продолжат славные традиции нашего именного корабля.
В юбилей корабля нельзя не вспомнить моих предшественников, - продолжает Сергей Луценко. - «Азовом» в разное время командовали капитаны 2 ранга Виктор Федотов, Владимир Рынкевич, Дмитрий Худоба, Олег Мальцев. Сегодня мне доверено продолжать их командирскую вахту.
И по оценке командования бригады выпускник Балтийского ВМИ 2005 года Сергей Луценко делает это достойно. «Азовом» он командует с 2016 года. До этого набирался опыта на БДК «Новочеркасск», «Цезарь Куников». Сегодня один из наиболее опытных командиров кораблей бригады.
ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ
Тысячи севастопольцев и гостей города видели зрелищный эпизод военно-спортивного праздника «Бой за высадку морского десанта» в исполнении БДК «Азов» на День ВМФ. За этой легкостью и точностью стоят напряженные тренировки, высокое ратное мастерство.
Мне доводилось быть на этом корабле и во время высадки морского десанта на полигоне Опук, где корабль выполнял стрельбу неуправляемыми реактивными снарядами по береговым целям, которые имитировали долговременные огневые точки противника.
Затем артиллерийские расчеты, в ходе учения по отражению нападения средств воздушного нападения противника, поразили сбрасываемые парашютные мишени, а также выполнили задачу по уничтожению плавающей морской «мины». Ясно было одно - грозное оружие находится в надежных руках.
Азовчане помнят: ошибок и халатности в обслуживании оно не прощает. И потому содержат его в исправности и постоянной готовности к использованию. К этому обязывают воинский долг и славное имя на борту. Обязательства перед командованием бригады, шефами и ветеранами корабля.
Новый учебный год БДК «Азов» встречает на боевой службе, в дальней морской зоне. В борьбе за звание ударного корабля.
Капитан 1 ранга Владимир Пасякин.
Сераш, В. Корабли именем «Азов» / В. Сераш // Приазовье.- 2020.- № 30.- С. 13.
Азовская кампания Петра Первого и последующее укрепление позиций на Азовском море было важным этапом развития российского кораблестроения. К концу 17 века само время требовало перемен во всем, и, в том числе, открытие морских торговых путей и освоение морских просторов. Свои первые наработки и навыки по судостроению, которые для государя не были просто забавой, пригодились при Азовских походах. Именно тогда и пришло время - претворять их в жизнь. Да и на тот момент уже было отработано множество нюансов технологического и производственного характера на воду спущено несколько интересных кораблей. Именно они и стали прообразом кораблей будущего флота Балтики, но истории Балтийского флота ещё только предстояло состояться, а речь сегодня пойдет о кораблях Азовского флота, в частности, носивших имя «Азов», об их истории и людях, служивших верой и правдой Отечеству.
Флоту – быть…
Еще со школьной скамьи вы помните первый Азовский поход Петра I. Он состоялся в 1695 году. Вместо походов в степи Причерноморья и на Крым, он решил атаковать турецкий Азов. Уже к концу 17 века Османской империи трудно было претендовать на лидерство в мире. Священная лига - объединение ряда европейских государств, стала противником Турции. Священная Римская империя, Россия, Речь Посполита, Мальта и Венеция, посовещавшись, решили раз и навсегда разрушить планы турок на продвижение их вглубь Европы.
Широчайший театр военных действий развернулся от Вены до Азова. Выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю - такую задачу ставил молодой Петр. Возможность эта пришла сама собой. Несмотря на то, что судьба большинства кампаний решалась на суше, недавно созданный Азовский флот сыграл в сражении за Азов едва ли не ключевую роль.
Азовские походы
На суше молодой царь смог довольно успешно организовать осаду приморской крепости. Предпринята даже попытка штурма, русские с боем ворвались внутрь крепости. Но, увы, из-за несогласованности действий своих отрядов были вынуждены отступить. В течение всей осады Петр был вынужден наблюдать за тем, как морем к туркам прибывают подкрепления и снабжение. Помешать этому русские войска никак не могли. Но Петр всегда искал пути решения проблемы, и находил.
Проблема, однако, была серьезнее, чем изначально представлялось. Флота не просто не было - страна не располагала даже нормальной верфью. Но царь с детства грезил кораблями. Флот Петра Первого берет своё начало ещё за семь лет до описываемых событий. Со времен создания Потешной эскадры в 1688 году, в состав которой входило всего несколько яхт. В связи с этим, Петр принялся энергично исправлять положение. Спешили, и верфь построили в Воронеже. Выбор был не случайным, город стоял на одноименной реке, которая впадала в Дон. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.
На строительстве в Воронеже на тот момент было задействовано более 26 тыс. корабельных мастеров. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки — как проектировщик и простой плотник. Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом - Морской приказ, созданный в 1696 году, в дальнейшем - ставший Адмиралтейством. Руководителем приказа царь назначил Ф.М. Апраксина.
Результатом неимоверных усилий стало появление мощной по тем временам эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших кораблей — «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галер, 4 брандеров и более 1000 мелких судов, перевозивших войска и припасы. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море.
Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех — у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении, а 28 июня турки попытались высадить десант. Но их попытка провалилась. Все 24 корабля с десантом ушли вместе с шестью крупными кораблями главной эскадры.
Только созданный Азовский флот сыграл свою роль. Азов пал. Умелые действия, храбрость - открыли России выход к Азовскому морю.
Даже после такой победы Петр I понимал, что рано почивать на лаврах. Активно продолжалось строительство флота, чтобы ещё больше усилить свои позиции. Кроме того, первые корабли для Азова были построены быстро со множеством огрехов, технология не была отработана. Корабельный лес рубился в авральном режиме — зимой, в морозы. Из-за этого корабли, построенные из него, быстро выходили из строя. Но начало было положено, и это главное.
Самый прославленный корабль «Азов»
В честь этой победы получил своё имя и самый прославленный и знаменитый 74-пушечный линейный корабль «Азов», которым командовал русский мореплаватель - Михаил Лазарев. Спущенный в 1826 году на воду в Архангельске, корабль стал флагманом русского флота. Ещё во время строительства командиром корабля «Азов» был назначен известный первооткрыватель Антарктиды, мореплаватель, капитан 1 ранга - Михаил Петрович Лазарев, принявший активное участие в постройке военного корабля. В состав экипажа были зачислены будущие прославленные флотоводцы, герои обороны Севастополя: Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов, Владимир Иванович Истомин, впоследствии похоронены во Владимирском соборе города Севастополь.
Именно в Наваринском сражении корабль Азов, находясь в составе англо-франко-русского соединения, собственными силами потопил шесть тяжелых кораблей неприятеля. Среди поверженных кораблей находились 64-й и 80-й пушечный линкоры. Именно русская эскадра сыграла главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями. Все эти корабли были уничтожены метким огнём артиллерии «Азова», в том числе фрегат командующего флотом.
Сам «Азов» получил множественные пробоины, многие члены экипажа погибли. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого стала автономия Греции в 1829 г. Это один из красивейших кораблей российского флота. Носовая часть корабля «Азов» в высоту составляла около трёх с половиной метров. Это была мощная фигура воина в золочёном шлеме, доспехах и коротком плаще. За Наваринский бой корабль «Азов» впервые за всю историю русского флота был удостоен высшей награды - получил кормовой Георгиевский флаг и вымпел, а Михаил Лазарев был произведён в контр-адмиралы и был награждён сразу четырьмя орденами.
В 1831 году корабль-герой был разобран, Георгиевский флаг - передан на 86-пушечный корабль «Память Азова», названый так в честь предшественника. В 1835 году кораблём командовал Андрей Петрович Лазарев, старший брат Михаила Петровича Лазарева. Затем ещё два корабля носили имя «Память Азова». Подлинный Георгиевский флаг с корабля «Азов» размером 9,5*14 метров в настоящее время находится в Центральном Военно-Морском музее.
В память об этом событии на высоком берегу Дона 8 сентября 2017 года была открыта архитектурно-скульптурная композиция адмиралу М.П. Лазареву и кораблю «Азов» - победителям в одном из эпизодов национально-освободительной революции греческого народа - Великого Наваринского сражения 1827 года.
Бронзовый памятник создал скульптор - заслуженный художник РФ Анатолий Андреевич Скнарин, автор памятников «Тачанка» и «Стачка 1902 года» в Ростове-на-Дону. Вершину стелы памятника венчает парусный корабль, символизирующий собирательный образ всех кораблей с именем «Азов» и «Память Азова». За спиной адмирала Лазарева, у его подножия, - чаша фонтана. Это символ Ионического моря, где погибли наши моряки. В углу всей композиции помещена пчёлка, которая в Греции олицетворяет символ трудолюбия, семьи и процветания.
Собирательный образ кораблей «Азов» и «Память Азова» вобрал в себя десять кораблей Российского флота, начиная со времён Петра I.
Корабли Военно- Морского флота России с именем «Азов»:
В этом году, побывав в Ялте, на набережной я услышала, что объявили посадку на прогулочный корабль «Азов». Было приятно, что не только военные суда носят имя старого, овеянного победами, седого и вечно молодого Азова.
Васильев, А. Гудят пароходы: «Салют «Азову»! (история военных кораблей «Азов») /А. Васильев //Азовская неделя. – 2013. – 20 июня. – С.7.
История российского Военно-морского флота неразрывно связана с городом Азовом, где была одержана в 1696 году Петром I первая победа российского флота над турецким. После этого похода указом Петра I было предписано присваивать во все времена кораблям Военно-морского флота России имя «Азов». Более десяти военных кораблей за многовековую историю российского флота были удостоены чести носить на борту имя «Азов».
Кроме военно-морских кораблей, имя «Азов» носили и гражданские, транспортные суда. Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав Военно-морского флота СССР. Среди этих судов был пароход «Азов», который с 10 июля 1941 года стал военным транспортом Черноморского флота. Он принимал участие в эвакуации советских войск из Крыма в конце октября - начале ноября 1941 года. В декабре 1941 года принимал участие в высадке войск 44-й армии Закавказского фронта в Феодосию и перевозке военных грузов. Военный транспорт «Азов» использовался командованием для транспортировки тяжеловесных танков KB, в марте - апреле 1942 года по заданию Крымского фронта в каждом рейсе экипаж судна вместо предусмотренных трёх 50-тонных танков перевозил четыре. Оказывал значительную помощь советским войскам в битве за Крым, обеспечивая осаждённый Севастополь и войска Крымского фронта резервами, техникой, боеприпасами, продовольствием.
В мае 1942 года «Азов» участвовал в эвакуации советских войск из Крыма. Из Новороссийска в Поти и Батуми вывозил промышленное оборудование, продовольствие и военные грузы. Только в августе - сентябре 1942 года военный пароход совершил 12 рейсов между портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Поти, Батуми, и почти в каждом из них судно атаковала фашистская авиация. 20 сентября пароход «Азов» доставил в Геленджик 2500 бойцов и командиров, на обратном пути в Туапсе на него напала группа фашистских самолётов. Судно получило до 800 осколочных пробоин, был тяжело ранен капитан, но «Азов» дошёл до порта своего назначения,
В ходе Туапсинской оборонительной операции с 25 сентября по 20 декабря 1942 года для усиления Черноморской группы войск из Поти и Сухуми в Туапсе были перевезены три стрелковые бригады, кавалерийская и горнострелковая дивизии, отдельные воинские части - всего 52844 человека и 57796 тонн груза (эти перевозки помогли отразить наступление противника). В доставке советских войск участвовал и военный транспорт «Азов».
В ходе битвы за Кавказ 22 октября 1942 года у поселка Вишневка Краснодарского края судно подверглось атаке восьми фашистских бомбардировщиков, сбросивших на него 32 бомбы, и было затоплено. Так, при выполнении воинского долга, военный транс-порт-пароход «Азов» героически погиб, приближая светлый день победы.
Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами командующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами установлено «...Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков на местах героических боев определить координаты мест боевой славы...», в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ отдают воинские почести.
С 2007 года по инициативе руководства муниципального образования «Город Азов» и при поддержке администрации Лазаревского района ежегодно 22 октября на территории поселка Вишневка Краснодарского края проходит День памяти героического военного транспорта-парохода «Азов». В октябре 2012 года здесь был открыт памятный знак военному транспорту-пароходу «Азов». Такие взаимоотношения между территориями показывают хороший пример того, как на героической истории прошлого идет зарождение и развитие дружеских отношений в истории настоящего времени.
В память о моряках и судах транспортного и вспомогательного флота, погибших в годы Великой Отечественной войны на Черном море за свободу и независимость нашей Родины, депутаты Азовской городской Думы обратились к адмиралу, главнокомандующему ВМФ России В.В. Чиркову с предложением о внесении координат места гибели военного транспорта-парохода «Азов» – 43° 59' N и 39° 11' Е в координаты боевой славы Черноморского флота России. Недавно пришел ответ: «Ваше обращение по вопросу внесения координат места гибели военного транспорта-парохода «Азов» (43° 59' N, 39° 11' Е) в координаты боевой славы Черноморского флота ВМФ России в Главном командовании ВМФ рассмотрено и поддерживается.
Принимая во внимание самоотверженные и решительные действия экипажа военного транспорта-парохода «Азов» при защите нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, проявленные при этом высокий профессионализм, мужество и героизм, место гибели парохода будет внесено в Перечень координат памяти славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота и отдании воинских почестей.
Соответствующие указания командующему Черноморским флотом будут направлены установленным порядком.
Примите слова искренней признательности за внимание к славной истории Военно-морского флота, трепетное отношение к великому подвигу российского народа в годы войны с фашизмом. Адмирал Виктор Чирков».
Арутюнов, Г. 10 лет с именем Азова на борту: БДК «Азов» /Г. Арутюнов //Единый Азов. - 2008. - 30 ноября (№6). - С.4.
В этом году 10 декабря исполняется десять лет с того момента, как в 1998 году большой десантный корабль БДК-54 был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля Черноморского флота.
С этого момента, по традиции, продолжилось шефство города Азова над одноименным кораблем. Шефские связи с БДК «Азов» наладило и ВКО «Всё великое Войско Донское». Тесные шефские связи регулярно поддерживаются не только морально и материально, но и, прежде всего тем, что ежегодно во время призыва на военную службу, на корабль направляются лучшие призывники из Азова и Азовского района.
Ежегодно делегации Азова посещают большой десантный корабль «Азов» в День Военно-Морского флота и на день корабля, который отмечается 18 ноября.
Большой десантный корабль «Азов» проекта 775М построен в 1990 году на верфи «Северная» в городе Гданьске Польской Республики. 18 ноября 1990 года на корабле поднят Военно-морской флаг СССР.
Находясь в Балтийском море корабль в 1991 году участвовал в вывозе техники и личного состава российских войск, выведенных из Германии и Польши. В конце года, совершив переход вокруг Европы, БДК-54 прибыл к месту постоянного базирования на Черноморском флоте.
В 1992 году корабль эвакуировал беженцев из городов Поти, Сухуми, Батуми, Очамчира, Пицунда, Гудаута, из зоны грузино-абхазского конфликта. Перевозил технику и личный состав флотских и сухопутных частей в Россию. В общей сложности было перевезено около 4000 беженцев, 850 единиц техники.
В 1993 году - осуществление миротворческой миссии Вооруженных Сил России в Грузии, участие в перевозках боевой техники и военнослужащих, дозорная служба на морских коммуникациях.
12 июня 1997 года на корабле, как и на всем Черноморском флоте, поднят Андреевский флаг.
В октябре 1998 г. БДК-54 (командир-капитан 2 ранга В. Рынкевич) под флагом командира дивизии капитана 1 ранга В. Васюкова посетил с официальным визитом греческий порт Пилос.
10 декабря 1998 года БДК-54 был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля ЧФ.
БДК «Азов» в июле-августе 1999 года в составе отряда десантных кораблей Черноморского флота (Цезарь Куников» БДК-65, 67, 69) выполнил государственную задачу по доставке в греческий порт Салоники российского миротворческого контингента, направляющегося в Косово. За успешное выполнение этого задания экипаж большого десантного корабля «Азов» отмечен благодарностью Председателя правительства Российской Федерации и Главнокомандующего ВМФ России.
Октябрь-ноябрь 1999 года - неофициальные визиты в порты Пилос и Пирей греческой Республики. Корабль посетил президент Греции. Деловой заход в болгарский порт Варна.
Больше года корабль не привлекался к мероприятиям по планам командования флота. В июне 2001 года БДК «АЗОВ» (командир капитан 2 ранга В. Рынкевич) в составе отряда десантных кораблей Черноморского флота выполнял задачи воинских перевозок техники, личного состава и грузов группы российских войск в Закавказье с территории Грузии.
«Азов» перевез за этот поход около 1. 000 тонн различных грузов и более 600 тонн топлива, перенаправлено более 30 единиц техники. Во время похода уверенно действовали командир БЧ-2 капитан-лейтенант Дмитрий Худоба, командир части связи капитан-лейтенант Владимир Сичевский, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Антонов Колосов, штурман старший лейтенант Сергей Ларчук, старшины команд старшие мичманы Андрей Мудряков, Александр Антонюк.
В сентябре 2004 года отряд боевых кораблей Черноморского флота в составе флагмана флота ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый» и большого десантного корабля «Азов» посетили базу ВМС Италии - порт Таранто. На переходе в Италию корабли посетили с официальным визитом Измир (Турция) и греческий порт Салоники (Греция).
С 9 по 20 сентября в районе Ионического моря корабли приняли участие в совместных учениях боевых кораблей России и Италии. Закончился поход неофициальным визитом кораблей отряда на Мальту.
С 28 апреля по 03 мая 2005 года БДК «Азов» вместе с СКР «Пытливый» под флагом начальника Главного штаба-первого заместителя Главнокомандующего ВМФ Владимира Масорина представляли Российскую Федерацию на международном морском фестивале в турецком порту Мармарис.
В октябре 2005 года БДК «Азов» под флагом командира соединения десантных кораблей ЧФ капитана 1 ранга Валерия Куликова (командир БДК «Азов» капитан 3 ранга Дмитрий Худоба) совершил один неофициальный визит и ряд деловых заходов в порты Греческой Республики. Деловой заход корабля в порт Керкира был приурочен к дням памяти знаменитого адмирала Ф. Ф. Ушакова, под командованием которого в 1799 году русские моряки освободили остров Корфу от иноземных захватчиков.
Состоялись также деловые заходы БДК «Азов» в порт Суда на острове Крит и в порт Пирей, где моряки отдали воинские почести соотечественникам, похороненным на Русском мемориальном кладбище.
В октябре 2006 года БДК «Азов» побывал с визитом дружбы в городе, чье имя он носит. Для того, чтобы корабль смог побывать на праздновании Дня города, немало усилий приложил почетный гражданин г. Азова, войсковой Атаман ВКО «Всевеликое Войско донское» Виктор Петрович Водолацкий, капитан порта О. Н. Гашников при поддержке начальника Государственного учреждения «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» а, В. Огарева организовали работу земснаряда, который вел дноуглубительные работы до тех пор, пока не был обеспечен подход большого десантного корабля к причальной стенке пассажирского причала Азовского морского порта. Такое событие никого не оставило равнодушным. Множество людей заполнили причал. С борта корабля сошла группа офицеров, и командир 30-й дивизии Черноморского флота контр-адмирал О. Ю. Гарамов доложил атаману ВВД о прибытии корабля в Азов. Следом доклад у командира корабля капитана 2 ранга Д. П. Худобы принял мэр г. Азова С. Л. Бездольный. Моряков – черноморцев встретили хлебом-солью. В этот и последующие два дня БДК «Азов» посетили более 17-ти тысяч азовчан и гостей города.
В августе 2008 года корабль принимал участие в очередной активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», которая была создана в 2000 году шестью причерноморскими государствами - Россией, Болгарией, Грузией, Румынией, Турцией и Украиной. В числе ее основных задач - поисково-спасательные и гуманитарные операции на случай природных и техногенных катастроф и стихийных бедствий, морское разминирование, экологический мониторинг, совместные учения, визиты доброй воли. Учения «Блэксифор» проходили на фоне обострения ситуации в Черном море в связи с агрессией Грузии против Южной Осетии. Корабли группировки не принимали участия в операции России по принуждению Грузии к миру.
За время активации БДК «Азов» принял участие в учениях по совместному маневрированию, связи, передаче грузов на ходу, а также в учениях по совместному маневрированию, связи, передаче грузов на ходу, а также в учениях по поиску и спасению, отслеживанию движения гражданской авиации и контролю движения торговых судов, по морской изоляции и досмотру судов, пополнению запасов в море, противоминных операций. В настоящее время большой десантный корабль «Азов» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
В течение двух месяцев БДК «Азов» нес службу у берегов Абхазии-г. Новый Афон и ждал 6 декабря 2008 года своих шефов. А шефов у экипажа корабля немало: город Азов, Азовский район, ООО «Объединенные кондитеры (ранее ОАО «Кондитерская фабрика «Красный Октябрь), ВКО «Всевеликое Войско Донское».
Рудых, О. «Азов» - слава России /О. Рудых //Петровский бульвар. – 2007. – 4 сентября. (№ 20). – С. 25.
Первым кораблем русского флота, получившим имя «Азов», стал большой 54-пушечный корабль. Свое имя корабль получил в память о победе Петра I над турками в 1696 году. «Азов» был образцом кораблестроения, одним из красивейших кораблей русского флота. Корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года, спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года.
8 (20) октября 1827 года в Наваринском морском сражении на этом корабле держал свой флаг командующий русской эскадрой контр-адмирал Л.П. Гейден. Командовал кораблем капитан 1-го ранга М.П. Лазарев, один из первооткрывателей Антарктиды, впоследствии адмирал, известный флотоводец. Многие офицеры, служившие на «Азове», стали впоследствии прославленными адмиралами, имена которых составляют гордость русского флота: прославленный адмирал, герой обороны Севастополя (1854-1855 гг.) во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Павел Нахимов; вице-адмирал и герой обороны Севастополя (1854-1855 гг.) Владимир Корнилов; контр-адмирал, герой Синопского сражения 1853 года, герой обороны Малахова кургана в Севастополе (1854-1855 гг.) Владимир Истомин.
Первым из кораблей русского флота «Азов» был награжден почетным Георгиевским кормовым флагом и вымпелом. Однако серьезные повреждения, полученные в Наваринском морском сражении, не позволили дальше продолжать службу, в 1831 году корабль был разобран.
Следующим известным кораблем русского флота стал броненосный крейсер «Память Азова», который был построен в 1886-1888 гг. на Балтийском заводе Санкт-Петербурга. В 1891 году под командованием капитана Iранга Н.Н. Ломена он совершил переход во Владивосток через Средиземное море, Суэцкий канал, с заходом в Грецию, Египет, Индию, Китай и Японию. В плавании участвовали будущий российский император Николай IIи цесаревич Георгий. В честь этого плавания фирма Фаберже по заказу Александра IIIизготовила два разных пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.
В июле 1906 года, во время учений, в порту Ревеля (Таллин) на крейсере произошло восстание подстрекаемых большевиками матросов. После этого корабль было решено переименовать. С 1909 года «Память Азова» стал называться «Двина».
До 1915 года крейсер был учебным кораблем Балтийского флота.
После Февральской революции 1917 года крейсеру вернули отобранное за «революционные выступления» в 1906 году имя «Память Азова».
В ночь на 18 августа 1919 года английские торпедные катера провели атаку на советский флот в гавани Кронштадта. Единственным кораблем, ставшим ее жертвой, оказался «Память Азова», стоявший ближе всех ко входу в бухту. В 1925 году был поднят и сдан на слом.
Большой противолодочный корабль «Азов» был спущен на воду 14 сентября 1973 года, унаследовав свое гордое имя от прославленного линейного корабля «Азов», списан был в 2000 году и отправлен на металлолом. Имя было передано преемнику – большому десантному кораблю «БДК-54». Он был построен в Гданьске. Вступил в строй Черноморского флота в 1990 году.
Транспорт "Азов": Наш бессмертный полк: специальный выпуск / /Приазовье, 2019.
В марте-апреле 1942 г., по заданию Крымского фронта, в каждом рейсе экипаж «Азова» вместо предусмотренных трех 50- тонных танков перевозил четыре, тем самым оказывал значительную помощь советским войскам в битве за Кавказ.
Корабль «Азов» (бывший «Иосиф Косиор», бывший «Эльпидифор -425») вступил в строй в 1929 г. Размеры: длина 74,07 м, ширина 10,36 м. Водоизмещение: 967 бтр. Две паровые машины общей мощностью 750 л.с. Скорость: 6 узлов.
Ходил на линии Жданов-Керчь, перевозил уголь для завода им. П. Л. Войкова, агломерат из Камыш-Буруна для «Азовстали».
С началом Великой Отечественной войны срочно осуществлялось переоборудование судов торгового флота в тральщики, канонерские лодки или минные заградители.
Пароход «Азов» с 10 июля 1941 года был передан в состав Черноморского флота и стал военным транспортом.
29 декабря 1941 г. высадив десантников в Феодосийском порту, «Азов» получил приказ следовать в залив, чтобы снять с крейсера «Красный Кавказ» военную технику. «Азов» использовался командованием для погрузки и выгрузки тяжеловесных танков KB.
В августе-сентябре 1942 года «Азов» совершил 12 рейсов между портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Поти, Батуми. И почти в каждом из них судно атаковала фашистская авиация. 20 сентября «Азов» доставил в Геленджик 2500 бойцов и командиров.
На обратном пути в Туапсе на него напала группа «Хенкелей». Судно получило до 800 осколочных пробоин, разрушились жилые помещения, был тяжело ранен капитан Ф. Г. Родити, но «Азов» дошел до порта своего назначения.
В ходе Туапсинской оборонительной операции «Азов» участвовал в перевозке воинских частей для усиления Черноморской группы войск.
22 октября 1942 года «Азов» под командованием капитана Н. В. Вешнякова, после выгрузки воинских грузов в Туапсе, следовал обратно в Поти.
В районе населенного пункта Вишневка (недалеко от Лазаревской) судно подверглось атаке восьми фашистских бомбардировщиков «Юнкере - 87», которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть.
Сторожевые катера, сопровождавшие судно, отбуксировали «Азов» на мелкое место, где он сел на грунт. Часть личного состава была снята катерами, а часть добралась до берега вплавь, где местные жители оказали морякам необходимую помощь. Во время боя погиб один человек.
В ходе битвы за Кавказ, при выполнении воинского долга, погиб военный транспорт «Азов» - один из многих, кто ценой своей жизни приближал светлый День Победы.
23 октября 2012 г. мкр. Вишневка состоялось открытие памятного знака гибели транспорта «Азов». Памятник боевому пароходу — это дар жителей Азова жителям Лазаревского района. Все работы по благоустройству комплекса были выполнены на добровольные пожертвования лазаревского мецената Аркадия Тавадяна.
В апреле 2013 года приказом Командующего Черноморским флотом вице-адмиралом А. Федотенко (№ 793 от 09.04.2013 г., г. Севастополь) были объявлены координаты памяти для отдания воинских почестей морякам военного транспорта «Азов».
Усиков, Г. «Азов» и море / Г. Усиков //Азовская неделя. - 2006. -19 октября (№42). - С.4.
В русском (советском, российском) военно-морском и гражданском флотах корабли и суда носили имена святых, государственных и партийных деятелей, мореплавателей, городов, зверей и птиц, физического состояния человека («Смелый», «Бдительный», «Сообразительный» и т. Д.). Корабль, как человек, имеет родительский дом (завод, где его построили) и свой дом (место базирования). Корабли, как люди, рождаются и умирают: одни- в бою, другие- в авариях или стареют, и хоронят их на корабельных кладбищах, разделывая на металлолом. Название корабля играет большую роль в его жизни и жизни его экипажа. В русском, советском и российском военно-морском флоте было 11 кораблей, носящих имя нашего старинного, вечно молодого и любимого нами города Азова. Не каждый российский город может гордиться тем, что на протяжении трех веков моря и океаны бороздили корабли и суда с гордым названием «Азов», «Память Азова». История первого корабля с названием «Азов2 уходит в далекое прошлое нашего народа. Название кораблю было присвоено в честь победы русской армии под руководством Петра Iпод Азовом, давшей возможность России выйти в Черное море. Этот корабль за особые боевые заслуги первым в русском флоте был удостоен кормового Георгиевского флага. Это был 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота, построенный в Архангельске в 1826 году корабельным мастером В. А. Ершовым. Длина корабля-52,4 метра. Он был вооружен 74 пушками различного калибра. Корабль был образцом кораблестроения в русском флоте. В октябре 1827 года, являясь флагманом эскадры под командованием Л. П. Гейдена, участвовал в Наваринском сражении под командованием капитана первого ранга М. П. Лазарева, впоследствии известным флотоводцем. Команда «Азова», в составе которой были будущие флотоводцы и герои обороны Севастополя П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, особо отличилась в бою, уничтожив линейный корабль, четыре фрегата и корвет противника. Серьезные повреждения, полученные кораблем под Наварином, не позволили ему продолжать дальнейшую службу в русском флоте, и в 1831 году корабль «Азов» был разобран. В честь прославленного корабля были названы в разное время три боевых корабля русского ВМФ «Память Азова».
В 80-х годах XX в составе Краснознаменного Черноморского флота, продолжая славную традицию русского флота, нес службу большой противолодочный корабль «Азов», над которым много лет шефствовал наш город, на котором имели честь нести нелегкую службу наши земляки, фамилии и имена которых, несмотря на мои усилия, к сожалению, установить не удалось, но все доброе, что пишу я об этом корабле, относится и к ним.
Главным конструктором корабля был В. Ф. Аникеев. Проект корабля был разработан Северным ПКБ г. Ленинграда в 1964 году. Корабль был построен в г. Николаеве на заводе имени 61 коммунара, вступил в строй и включен в состав Краснознаменного Черноморского флота 19 февраля 1976.
Водоизмещение корабля-8565 тонн, длина-173,4 м, ширина-18, 5 м, осадка-5,74 м, скорость максимального хода-32 узла (почти 60 км/ч), дальность плавания -5200 миль (почти 10 тыс. км) при скорости хода 20 узлов. На корабле в качестве главной силовой установки была применена газотурбинная установка мощностью 92000 лошадиные силы, работающая на два гребных винта. Экипаж корабля был 380 человек, в том числе 47 офицеров. Корабль имел мощное артиллерийское и ракетное вооружение и был единственным в мире кораблем, на котором одновременно было установлено три современнейших зенитно-ракетных комплекса. На корабле был установлен вертолет. «Азов» был флагманом Черноморского флота, и бывшие «Азовцы» с гордостью называют свой корабль лучшим кораблем «всех времен и народов. БПК «Азов» представлял нашу страну, наш флот и наш город во многих странах. В январе 1990 года нанес визит в порт Пирей (Греция), в июне-июле 1990 года был с визитом в Гаване (Куба), в июне 1991 года побывал в Констанце (Румыния). Во всех походах на морях и океанах вместе с гордым флагом советского ВМФ он нес название нашего исторического города Азова. Бывший экипаж БПК «Азов» ежегодно 1 октября отмечает день рождения своего корабля в баре «Азов» в Севастополе.
Корабль мог еще долго служить Родине, но наступили перестроечные времена, и в 2000 году он был выведен из состава флота и впоследствии был разделан на металл, передав свое название, по традиции, большому десантному кораблю Черноморского флота. Большой десантный корабль (БДК-54) проекта 775М был построен в Гданьске (Польша). Вступил в строй Черноморского флота в 1990 году. В 2000 году был переименован в «Азов», получив это имя от одноименного большого противолодочного корабля Черноморского флота.
Водоизмещение корабля - 4080 тонн, длина -112, 5 м, ширина – 15 м, осадка-3,7 м, скорость максимального хода-18 узлов, дальность плавания при скорости 12 узлов-6000 морских миль. Силовая установка – два дизеля суммарной мощностью 19200 лошадиных сил. Вместимость-до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длиной 95 м.
На корабле установлено вооружение: 176-мм артустановка, 2х6 30-мм артустановка, система залповой стрельбы «Град», 4х8 ПУ ПЗРК. Экипаж-87 человек.
Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько таких кораблей для создания своеобразного «моста». В советском ВМФ несли службу 28 кораблей типа «Азов».В настоящее время большой десантный корабль «Азов» входит в состав 97-й бригады десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей 30-й дивизии надводныз кораблей Черноморского флота и активно используется в учениях и боевой подготовке флота, в которых участвовали и участвуют наши земляки: А. Кузьменко, А.Летягин, И. Самойлик, Е. Трипильченко, А. Федоренко, А.Тюпин и другие.
В 2001 году корабль участвовал в ответственной операции по перевозке российской военной техники с территории Грузии.
Наш город шефствует над кораблем и его экипажем.
В конце июля 2006 года в День Военно-Морского Флота представительная делегация города посетила БДК «Азов».
Не только боевые корабли «Азов», «Память Азова» бороздили моря и океаны. Много судов гражданского назначения носили на борту гордое имя «Азов». На азовской судоверфи был построен морской буксир мощностью 300 лошадиных сил. Буксир был удостоен государственного знака качества и передан управлению «Арктикуголь» для работы на острове Шпицберген, где работали наши советские шахтеры на руднике Баренцбург, которые прислали отзыв на построенный для них на верфи буксир. Вот что они писали: «Ваш «красавец» показал отличные мореходные качества. На переходе из Архангельска до Шпицбергена море штормило до 11 баллов. По приходу на базу на судне побывали норвежцы, шведы и японцы и удивились его удобству и качеству отделки, отмечая, что он нисколько не уступает яхте норвежского губернатора. А ведь этот корабль всего лишь работяга, буксир, работающий в сложнейших условиях Арктики. В честь города, где родился корабль, мы ему присвоили имя «Азов».
В 1980 году на верфи было построено научно-исследовательское судно «Комсомолец Азова», которое участвовало в строительстве ленинградской плотины и обслуживало парусную регату Московских Олимпийских игр 1980 года, и получил высокую оценку организаторов регаты. Ветераны азовской судоверфи гордятся тем, что они вложили свой труд в суда, носящие название нашего города по морям Мирового океана.