Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Первая радиостанция на Дону //Дон: 12 месяцев. – 2012. - №9. – С. 7.
Развитие радиосвязи на Дону связано с деятельностью «Комитета Донских Гирл», который был создан в 1865 году. В задачу Комитета входило: разработка и осуществление мероприятий, связанных с поддержанием гирл в удобном для прохода судов состоянии и наблюдение за самим проходом судов. Обсуждая мероприятия по улучшению судоходства, Комитет решил установить постоянную связь Ростовского порта с районом гирл. Это позволило бы оповещать капитанов судов об изменениях глубин и тем самым предупреждать аварии. В начале с этой целью была создана оптическая сигнализация, которая была далека от совершенства. В конце 19 века она была заменена на телеграфную связь, но и она действовала нечётко и с перебоями. В то же время, в печати стали появляться сообщения об успехах, достигнутых по телеграфированию без проводов с помощью аппарата, созданного русским физиком А. С. Поповым. Узнав об этих работах, Комитет Донских Гирл решил обратиться к изобретателю с просьбой наладить регулярную связь в низовьях реки. Летом 1901 года А. С. Попов приехал в Ростов-на-Дону. В городе он провёл лишь несколько часов и сразу же отправился на остров Перебойный, где находился Лоцмейстерский пост, чтобы лично руководить монтажом и наладкой оборудования.
Один из аппаратов был установлен на плавучем гирловом маяке, другой - в здании Лоцмейстерского поста. В этом же здании находились правительственная телеграфная станция общего пользования. Таким образом, все сведения, передаваемые беспроволочным телеграфом с плавучего гирлового маяка на Лоцмейстерский пост, направлялись без промедления в г. Ростов-на-Дону и дальше по обыкновенному телеграфу. Первую радиограмму Александр Степанович передал сам. Для этого он отправился на плавучий маяк и оттуда радировал на остров Перебойный: «Внимание! Всем! Всем! Всем! 27 августа 1901 года. 2-й час пополудни».
28 августа 1901 года А. С. Попов вернулся в Ростов-на-Дону. Перед отъездом из города он встретился с представителями Гирлового Комитета – в ответ на их благодарность он сказал: «Это я должен быть вам благодарен за внимание к моему детищу. Будем надеяться, что оно не подведёт вас».
В августе 1902 года Попов вторично приехал в Ростов-на-Дону, чтобы проверить работу радиостанции на острове Перебойный. В этот приезд он провёл один интересный опыт. Он перенёс аппаратуру передатчика с маяка на борт парохода и тот взял курс на Таганрог. Несмотря на сильный дождь и ветер, связь с островом Перебойный не прекращалась. От Таганрога пароход отправился ещё дальше, на расстояние 37 верст от острова, но и это расстояние не испортило связи между пароходом и Лоцмейстерским постом. Один из корреспондентов ростовской городской газеты, находящийся на этом же пароходе писал: «Опыты были вполне удачны и указывали на возможность перенесения маячных аппаратов на буксирный пароход на время ледохода и ледостава в гирлах». Это имело исключительно важное значение для дальнейшего успешного судоходства на севере Азовского моря и в нижнем течении Дона. Созданные в низовьях Дона Поповым радиостанции работали до начала первой мировой войны. Они сыграли важную роль в развитии донского судоходства – благодаря им, капитаны судов регулярно имели сведения о колебаниях уровня воды в низовьях Дона. Попов очень гордился работой, проделанной им в донских гирлах, поскольку это были первые в России гражданские радиостанции.
Гурвич, С. Радиосигналы на Перебойный: Наши публикации / С. Гурвич //Красное Приазовье. – 1991. – 25 сентября. – С.3
Исполнилось 90 лет с тех пор, как в низовьях Дона начала действовать первая в России линия гражданской радиосвязи. Оборудовал ее, смонтировал и передал в эксплуатацию великий русский ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов.
Все ли знают, что первые радиосигналы были переданы с маленького островка, находящегося на территории нашего Азовского района? Думаем, что всех заинтересует эта публикация из областной газеты «Молот». Итак...
Есть у нас на Дону немало мест, связанных с памятными страницами истории отечественной науки и техники. Одно из них —- остров Перебойный. Не ищите его даже на самых детальных географических картах. Этот небольшой, всего в полтора квадратных километра, клочок земли находится в гирлах Дона, там, где, разветвляясь на несколько рукавов, река впадает в Азовское море.
В конце прошлого и начале нынешнего века вдоль этого острова проходил главный судоходный фарватер Дона. Мимо Перебойного из портов Азовского и Черного морей шли в Ростов и возвращались обратными рейсами пассажирские и грузовые пароходы, баржи. Исключительно большое значение приобретало решение вопроса о поддержании донских гирл в состоянии, обеспечивающем нормальные условия судоходства. Для этих целей в 1895 году в Ростове был создан Комитет донских гирл. В его задачу входили «разработка и осуществление мероприятий, связанных с очисткой гирл и поддержанием их в удобном для прохода судов состоянии».
Поначалу пробовали использовать в этих целях оптическую сигнализацию, но она ожидаемого эффекта не дала, действовала нечетко. И тогда решено было заменить ее более эффективным и надежным способом оповещения капитанов судов об уровнях воды в низовьях Дона, что позволило бы не допускать посадки пароходов и барж на мель.
В то время в печати стали появляться сообщения о замечательных результатах, достигнутых русским ученым А. С. Поповым с помощью изобретенного им беспроволочного радиотелеграфа.
А. С. Попов принял приглашение Комитета донских гирл. После работ по установке на кораблях Черноморского флота так называемых «резонаторных» радиоустановок Александр Степанович в начале второй половины августа 1901 года прибыл на Дон вместе со своим ближайшим помощником, инженером Петром Николаевичем Рыбкиным.
О донских страницах биографии А. С. Попова, его работе по созданию в низовьях реки и северном секторе Таганрогского залива первой в России линии гражданской радиосвязи рассказывают документы и материалы, которые сохранились в архиве А. С. Попова. Находятся они в фондах созданного в Ленинграде музея, в квартире, где жил ученый.
Музеем руководила младшая дочь изобретателя Екатерина Александровна Попова-Кьяндская. Когда я бывал в этом музее, она показывала обнаруженные в семейном архиве и фондах музея материалы, связанные с работами А. С. Попова в донских гирлах. Так я узнал о переписке Комитета донских гирл с А. С. Поповым, в которой подчеркивалась необходимость установления в низовьях Дона и северном секторе Таганрогского залива передаточной и приемной установок беспроволочного телеграфа, которые должны были сыграть важную роль в дальнейшем развитии донского судоходства. А когда А. С. Попов осуществил намеченные планы, ученый получил много благодарственных писем от руководства Комитета донских гирл и от работников речного и морского флота. Из обнаруженных документов видно, что работы, связанные с созданием гирлового беспроволочного телеграфа, шли успешно. И первую радиограмму с плавучего маяка, на котором был установлен передатчик, на ОСТРОВ Перебойный А. С. Попов передал сам. Сохранился и текст этой радиограммы: «Внимание! Всем! Всем! 27 августа 1901 года. Два часа пополудни».
В местных газетах об этой событии сообщалось: первые опыты передачи радиосигналов на остров Перебойный прошли успешно, и вся аппаратура работала безотказно. ...Мне не раз приходилось бывать на острове Перебойном. Вспоминается, как в октябре 1956 года на остров приехали группа ростовских ученых, работники областного управления культуры, учащиеся и преподаватели ростовской средней школы № 49. На доме, где когда- то находился лоцмейстерский пост, в помещении которого А. С. Попов смонтировал приемную радиостанцию, была установлена мемориальная доска.
Сейчас остров Перебойный находится на некотором расстоянии от действующего ныне главного судоходного фарватера Дона. В доме, где в свое время был лоцмейстерский пост, находится один из постов рыбоохраны.