Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
КИММЕРИЙЦЫ: НЕ КАК У РОБЕРТА ГОВАРДА
Киммерийцы, загадочный народ, всего несколько раз упоминаемый в древнегреческих и древневосточных источниках, благодаря данным археологии сегодня, кажется, получает определённое место в истории. Оказалось, что реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан американским писателем Робертом Говардом. Его Конан — скорее варвар римской эпохи, больше похожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы же — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья. Его легендарная Киммерия — квинтэссенция поверхностных знаний первой половины XX века о тех народах, что населяли Северное Причерноморье еще до того времени, как сюда прибыли знаменитые скифы. Кем же киммерийцы были на самом деле?
О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу. Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида. Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за золотым руном.
О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» имеется большое количество разных топонимов, находящихся и районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также поведал о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в VIII веке до н.э.
Интереснее же других для реконструкции политической и военной истории загадочного народа ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту, особенно тем, что говорят о победе над киммерийским войском урартского царя Русы I, который пытался их подчинить, но безуспешно.
Через некоторое время, в конце VII века до н.э., киммерийцы сами двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию — царства в Малой Азии. Где-то они терпели поражения, где-то одерживали победы. Во Фригии они убили в сражении царя Мидаса — того самого, которому, если верить мифу, бог Аполлон за дерзость и глупость наставил ослиные уши. Но там им нигде не удалось основать прочные владения, и, по мнению историков, во второй половине VII века до н.э. они, очевидно, полностью растворяются в местном населении, теряя свою идентичность, ведь они надолго пропадают из разных источников.
В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.
У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальных культур. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда там встречается и оружие.
(По материалам: diletant.media, weekend.rambler.ru; Иванчик A.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевник VIII—VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. М.—Берлин, 2005; Иванчик А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII—VII вв. до н.э. М., 1996; Тереножкин А.И. Киммерийцы. М.: Наукова думка, 1971; Колотухин В.А. Киммерийцы и скифы степного Крыма. Симферополь. Сонат, 2000)