Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
САРМАТЫ: ВЛАДЫКИ СТЕПЕЙ
Это не был единый народ, а скорее несколько групп кочевых племен, имевших общее происхождение, которые кочевали с VII века до н.э. по евразийским степям — огромному коридору, простиравшемуся от Китая до Венгрии, постепенно продвигаясь все дальше на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к скифским и родственных персидскому языку.
На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами. Но затем напали на них в районе Черного моря, после чего «большая часть этой страны превратилась в пустыню» (Диодор). Остатки скифов ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Еще полтысячелетия сарматы доминировали на своих новых землях.
Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы, аорсы, сираки, язиги и роксоланы. Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Марцеллин и некоторые средневековые арабские хронисты.
Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это обеспечивало их пищей и одеждой. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет: «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети».
Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту (4, 116), женщины савроматов охотятся, стреляют из луков и мечут дротики, разъезжая верхом на лошадях. На войну они отправляются вместе с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте13—14 лет отмечаются кривые ноги— свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс, 70) даже полагали, что сарматским обществом вообще управляют женщины.
Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сарматы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу.
Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о том, куда исчезли сарматы. Интересно, что польские шляхтичи считали себя их потомками, чем безмерно гордились.
На самом деле никаких доказательств этой теории нет. В XVI веке ее намеренно популяризировали польские гуманисты, чтобы поднять престиж своего народа.
В России скифо-сарматскую теорию происхождения русского, польского и некоторых других славянских народов поддерживали в свое время Василий Татищев и Михаил Ломоносов. Сейчас эту теорию историки в серьез не воспринимают. Более правдоподобным выступает предположение Татищева, что сарматы могли ассимилироваться со славянами. Отсюда — и следы иранских корней в русском, польском и других славянских языках.
Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей сарматов — аланов — являются осетины. Язык этого народа, как и сарматский, принадлежит к иранской группе.
Впервые гипотезу аланского происхождения осетин выдвинул польский археолог Ян Потоцкий (XVIII век). Позднее ее поддержали востоковед немецкого происхождения Юлиус Клапрот и русский ученый Всеволод Миллер. Последний был абсолютно уверен в том, что осетины происходят от аланов, которые в древности назывались сарматами.
(По материалам: ruhistor.ru, weekend.rambler.ru)