Включить версию для слабовидящих

Становление промышленности города Азова

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Становление промышленности Азова //Азовская неделя.- 2022.- №16-17.

ПОСАД АЗОВ И ПОТЕРИ ПОСЛЕ ОККУПАЦИИ

  После революционных событий 1917 года Азов стал административным центром Азовского района. На тот момент он представлял собой небольшой посад, с численностью населения 20 808 человек.
  Экономика посада Азов была представлена ремесленниками и торговцами. Часть населения занималась хлебопашеством и рыболовством. Успешно развивалось домашнее хозяйство. Важную роль в жизни города играл порт.
  До Великой Отечественной войны промышленность в Азове развивалась слабо. В двадцатые годы двадцатого века были построены рыбозасолочный и камышитовый заводы, струнная фабрика, новая мельница, холодильник. Кроме того, на территории города работали Государственный маслозавод №13 им. Муралова, Первая  Донская государственная чулочная фабрика им. Кутузова, пивзавод, типография, лесопильно-бондарный завод, Азовская  судостроительная верфь, Азовская государственная обувная фабрика, кирпичный завод, мясокомбинат, артель «Прогресс». Значительное развитие получил рыбный промысел.
  В 1929 году была создана МТС (машинно-тракторная станция). В 1940 году коллектив Азовской МТС был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.
  Великая Отечественная война нанесла тяжелейший удар по экономике города. После освобождения г. Азова от немецко-фашистских захватчиков 7 февраля 1943 г. наблюдалась печальная картина полного упадка и разрухи городского хозяйства.
  В феврале 1944 года газета «Красное Приазовье» опубликовала данные о сумме убытков Азова и Азовского района, нанесенных оккупацией и военными действиями на территории Приазовья. Цифра впечатляет - 231 844 000 рублей.
  Наиболее пострадавшими предприятиями в Азове стали рыбзавод, молзавод, хлебозавод, промысловая кооперация. Оккупанты разрушили множество жилых домов, школы и госучреждения города. Оккупанты разрушили около 40% объектов жилищно-коммунального хозяйства: был выведен из строя городской водопровод, уничтожены трансформаторные подстанции на станции первого и второго подъема и линии электропередач, частично разрушены очистные сооружения, здание насосной станции, выведена из строя баня, приведены в негодность гостиница и парикмахерская, уничтожен парк, разрушены бульвар и сквер.
  Несмотря на огромные потери и разрушения, город начал восстанавливаться. Уже в 1943 году 14 предприятий начали выпуск продукции. Для будущего экономического развития Азова знаковым стал первый послевоенный год, т. к. именно в 1946 году принимаются решения о строительстве в городе заводов Союзного значения. Это обстоятельство позволило городу войти в число развивающихся территорий Ростовской области.

«ЗАСТРОИТЬ ПУСТЫРИ ПРЕДСТОИТ НАМ»

  Решением исполкома от 24 октября 1946 года был отведен земельный участок площадью 64 га для строительства машиностроительного завода Министерства судостроительной промышленности СССР (завода №104, позднее переименованного в завод - п/я №6 и далее - в завод КПА).
  2 ноября 1946 года принимается решение исполкома о закреплении земельных участков под промышленное (площадью 30 га) и жилищное строительство завода брикетировочных и пакетировочных прессов Министерства станкостроения СССР (будущий завод КПО). В обоих случаях заказчикам были поставлены жесткие временные рамки по подготовке проектной документации.
  Знаковым для Азова можно считать 1946 год еще и потому, что именно в  этом году на площадях завода № 318 создается небольшой завод «Азовсельмаш» (позже сменивший название на завод п/я №1, затем - на Азовский оптико-механический завод), ставший частью оборонно-промышленного комплекса страны и внесший значительный вклад в социально-экономическое развитие Азова.
  Весной 1947 года в Азов прибыл со-став из г. Сталинграда с партией строителей УВСР-307 (управление военно-строительных работ) в количестве 50 человек и необходимым оборудованием. Позднее управление будет преобразовано в УНР 107 стройтреста № 10 «Главсевкавстроя». Коллектив этого управления станет выполнять основные задачи строительства в Азове заводов союзного значения.
  И. Блаженко в книге «Они строили город» пишет: «Когда уставшие от столь трудного переезда строители вышли из вагонов-теплушек, увидели недалеко от вокзала двухэтажный дом, а вокруг заросшие бурьяном старые окопы и кругом, куда ни взгляни - пустырь. Люди, привыкшие работать в большом городе, оказались в г. Азове как в диком поле. Всех огорошила безмолвная тишина...
   «Есть тут город, - сказал встречавший строителей Ф. С. Кириллов, - а вот застроить его пустыри предстоит нам» (Ф. С. Кириллов - много лет работал начальником УНР-107, заслуженный строитель РСФСР, кавалер ордена Ленина, Почетный гражданин города Азова).
  Нельзя не сказать о людях, на плечи которых в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого столетия легли все тяготы по возведению основных строительных объектов, ставших в дальнейшем основой для создания инфраструктуры города Азова. Это Ф. С. Кириллов, Н. С. Исаханов, Л.Н. Запорожец, А.К. Дитц, Н. И. Антонов, И. X. Мавропуло, Н. С. Гакман, В. С. Гольдштейн, Г. С. Браславский, Ф. Отрошко, С.Х. Чариков, Г. Шамшура, Н. Войцеховский, А. Срывков, И. Герцев, Н. Марченко, И. Марченко, В. Пасечников, Е. Субочев, В.И. Гриценко, А.С. Болдырев, Ф.З. Пешехонов, В.П. Третьяков, Д.А. Дрейшнер, В.А. Бесперцев, Л. С. Ясько,  П.В. Сухорада, Л. Вербицкая, Н. В. Харламова, В.Я. Рябоконь, А. И. Долматов, П. И. Шевцов и многие другие.     

НОВЫЕ СТРАНИЦЫ В ИСТОРИИ АЗОВА

  Руководство города неоднократно обращалось в различные инстанции с просьбой об изменении его статуса. 31 октября 1945 года исполком горсовета впервые принимает решение «Об отнесении города Азова к категории городов областного подчинения».
  В решении было записано: «Имея в виду, что город Азов по своему экономическому развитию уже перерос рамки        районного подчинения и что такое положение города задерживает его дальнейшее экономическое и культурное развитие», горисполком обращается с просьбой в исполком областного Совета депутатов трудящихся: «поставить вопрос перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о переводе города Азова на положение города областного подчинения, чтобы тем самым устранить тормоз в его дальнейшем экономическом и культурном развитие», горисполком обращается с просьбой в исполком областного Совета депутатов трудящихся: «поставить вопрос перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о переводе города Азова на положение города  областного подчинения, чтобы тем самым устранить тормоз в его дальнейшем экономическом и культурном развитии».
  Только через 12 лет со дня первого обращения исполкома горсовета, 14 августа 1957 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, город Азом Азовского района Ростовской области был отнесен к категории городов областного подчинения.
  В начале 1956 года завод  п/я  №6 передал на баланс Ростовских электросетей построенную и сданную в эксплуатацию электроподстанцию 110/35/6 кВ вместе с линией электропередачи 110 кВ Ростов-Азов.
  Трудно переоценить важность этого события. Огромную роль в строительстве объектов энергоснабжения города сыграл директор завода п/я № 6 В. В. Шульгин (завод - заказчик объекта), строительные и монтажные организации, прежде всего, коллектив УНР-107. Строительство подстанции и ЛЭП длилось более трех лет.
  Новая станция в истории Азова была открыта в 1955 году, когда правовыми актами  СССР был решен вопрос о газоснабжении Азовских заводов КПО и п/я №6. Большая заслуга в появлении этих документов принадлежит заместителю директора завода КПО  Г. Т. Хохлову. Его непрерывные поездки в Совмин СССР, Госплан Госснаб, с обоснованием необходимости газификации строящегося завода КПО, венчались успехом.
  В соответствии с приказом Минстанкопрома СССР от 31 августа 1955 началась разработка проекта газоснабжения Азов-кого завода КПО, а уже 2 июля 1956 года исполком согласовал проектное задание, разработанное институтом «Ленгипроинжпроект», по газоснабжению Азова. 18 арта 1959 года комиссия приняла участок газопровода среднего давления от ГPC до завода КПО. Для нормальной работы и эксплуатации газового хозяйства «Азовгоргазе» были созданы специальные службы.

Промышленность Азова в конце ХХ века
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОЩЬ ГОРОДА

  В шестидесятых годах двадцатого века промышленность в Азове развивалась бурно и с размахом. Азовский оптико-механический завод, заводы КПО и КПА, СКБ КО, судоверфь, швейная, чулочно-перчаточная и обувная фабрики, рыбокомбинат, мясокомбинат, пищекомбинат, Азовский морской порт составили экономическую мощь восстанавливающегося после войны города.
  Возводились корпуса заводов и фабрик, строились жилые дома, объекты соцкультбыта, больницы, школы и детсады. Город стал одним из самых благоустроенных городов на юге России.
  С введением в строй Волго-Донского судоходного канала Азовский порт становится портом пяти морей.
  За годы советской власти Азов из обыкновенного мещанского городка превратился в индустриальный промышленный город. В десятки городов СССР и многие зарубежные страны стали поставлять свою продукцию азовские предприятия. За короткие сроки выросли новые цеха Азовских заводов ОМЗ, КПО, КПА, чулочной, обувной и швейной фабрик.
  В цехах заводов осваивалось изготовление самых совремнных станков и оборудования. Кузнечно-прессовое оборудование пользовалось большим спросом как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Большой вклад в развитие кузнечно-прессового машиностроения внес коллектив СКБ-9. Его сотрудники сконструировали и организовали серийное производство сотен высокопроизводительных машин, ставших гордостью советского машиностроения.
  Объем выпуска продукции заводов КПО и КПА увеличился в 1976 году (по сравнению с 1965 г.) в 1,7 раза, кирпичного завода - в 1,2 раза, обувной фабрики - в 2,9 раза, швейной фабрики - 2,5 раза, пищекомбината -1,7 раза.
  В 1970-е годы большие изменения произошли на судоверфи, на стапелях которой строили современные черноморские сейнеры. Их охотно приобретали молодые государства Африки, ставшие на самостоятельный путь развития. Сейнеры экспортировали в морские и речные порты стран социалистического содружества.
  Быстрыми темпами развивалась в городе легкая промышленность, выпускающая чулочно-носочные, швейные изделия и обувь.
  Рост заработной платы азовчан за пять лет (1965-1970 гг.) составил 133% и достиг в среднем-по городу 121,0 рублей в месяц. Средняя заработная плата на заводе КПО в 1970 году составила 128,6 рублей в месяц, кирпичном заводе - 134,3 рублей.
  Построен цех винзавода, перерабатывающий тысячи тонн донского винограда. Завод торгового оборудования освоил выпуск прилавков, витрин и другого торгового оборудования для всей страны. Крупнейшим на Дону стал консервный цех Азовского рыбокомбината. Только за 1959-1965 гг. он дал свыше 68 млн. условных банок консервов. В цехах комбината было налажено производство охлажденной, мороженой и маринованной рыбы, балыков, паюсной икры и консервов более двадцати сортов.
  Город стал привлекательным для инженерно-технических работников, узких специалистов и квалифицированных рабочих. Изменился демографический состав города, повысился уровень образованности его жителей. Вместе с ростом промышленности быстрыми темпами развивается культурно-бытовое и жилищное строительство.

ДОСРОЧНО ПОСТРОИМ - ДОСРОЧНО ОСВОИМ

  Большой вклад в развитие города внесли азовские строители. Ежегодно вводились в строй и реконструировались промышленные предприятия. Строились объекты жилого и социального назначения. В 1973 году был создан строительный трест №3 «Главсевкав-строя». Объемы строительно-монтажных работ производственного назначения выросли в 1,8 раза (1966-1970 гг.), объемы ввода жилья - в 4,4 раза (1966-1970 гг.).
  Согласно генеральному плану развития (1971 г.) намечается большая реконструкция города. Формируются Северо-Западная и Юго-Восточная промышленные зоны. Строительство в 1970-1980 годы крупнейшего в Европе Азовского комбината детского питания (мощностью 107 млн. условных банок консервов в год) позволило осуществить реконструкцию Азовского водоканала, инженерных сетей и коммуникаций города. Комбинат имел полный цикл производства: от изготовления банки и этикетки, до хранения и переработки огромного количества плодоовощной продукции. Только одни холодильные камеры комбината обеспечивали единовременное хранение одиннадцати тысяч тонн плодоовощной продукции.
  Рядом с комбинатом был построен современный жилой поселок в селе Кулешовка - с детским садом, школой и Дворцом культуры. Ряд совхозов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев стали сырьевой базой для Азовского комбината детского питания. Были созданы тысячи новых рабочих мест. Продукция комбината пользовалась большим спросом по всей стране.
  Широкое развитие получают почины «Работать без отстающих», «Досрочно построим - досрочно освоим», «Экономика должна быть экономной», «Ручной труд на плечи машин», «Каждой минуте - рабочий счет».
  Особой гордостью горожан становится Азовский оптико-механический завод. Коллектив по праву может гордиться своими достижениями. Начиная с производства запчастей для сельхозтехники, завод повысил статус и стал производить высокотехнологичную, конкурентоспособную специальную и конверсионную продукцию, которая пользуется спросом не только на      внутреннем рынке, но и на внешнем рынке.
  Экономические перемены в начале 1990-х годов не могли не коснуться дальнейшего развития завода. Сокращение государственных заказов, составляющих основу всего производства, предприятие компенсировало выпуском новой продукции. Был разработан и налажен выпуск промышленных швейных машин по лицензии японской фирмы «Ямато», сельско-хозяйственной техники, очковой оптики, медицинской техники и других изделий. Эти меры позволили коллективу предприятия не допустить банкротства.

ЭХО ПЕРЕСТРОЙКИ

  В 1985 году руководством страны был провозглашен курс на ускоренное развитие в социальной и экономической сфере. Работая над достижением намеченного курса по развитию и внедрению реформ перестройки в СССР 1985-1991 годах, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования.
  С 1986 по 1989 гг. принимаются законы о государственных предприятиях, индивидуальном предпринимательстве, кооперативах, а также о трудовых конфликтах и праве на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов. Впервые после приватизации предприятия и их коллективы обрели экономическую самостоятельность.
  Результаты перестройки для страны в целом оказались неутешительными. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты. Произошло катастрофическое падение экономических показателей, коммунистическая идея была полностью дискредитирована.
  Основные цели, определенные перестройкой, так и не были достигнуты. Наоборот, ситуация еще более ухудшилась. Несбалансированность экономики, нарушение кооперационных связей и другие негативные явления отрицательно сказались на работе промышленных предприятий города.
  Предприятия ведущих отраслей промышленности снижают объемы производства, не выполняют контрольные цифры годовых заданий. Строители также снижают объемы работ. Растущие доходы населения все в меньшей мере обеспечиваются необходимым количеством предметов потребления. Высокий уровень инфляции порождает видимость успешной экономической деятельности.
  В 1990 годы на таких предприятиях как завод КПО, тарный и рыбный комбинаты, обувная и чулочно-перчаточная фабрики начали резко снижаться объемы производства, предусмотренные Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года. Требуется коренная реконструкция предприятий. Дальнейшая эффективность производства напрямую зависела от хода реконструкции и технического перевооружения производства на новой технической основе.
  Однако, 1 июля 1991 года Законом «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» была подготовлена почва для масштабного передела государственной собственности. В 1992-1994 гг. была проведена ваучерная приватизация. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества.

ГАЛОПИРУЮЩАЯ ИНФЛЯЦИЯ

  2 января 1992 года в России произошел единовременный отпуск цен, которые на протяжении советского периода контролировались государством. С этого дня свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен на товары и услуги. Власти приняли такое решение в рамках программы радикальных экономических реформ.
  В результате большинство предприятий осталось без оборотных средств, и
  Центрбанк вынужден был включить печатный станок, что раскрутило инфляционную спираль до невиданных масштабов. Это привело к стремительному обесцениванию доходов населения, сбоям с выплатами зарплат и, фактически, обнулило банковские вклады россиян, накопленные за долгие трудовые годы.
  Начались проблемы с поставками продовольствия в город. Вводятся нормы отпуска продуктов в одни руки. В связи с ежедневным изменением цен на продукты и ажиотажным спросом на них, происходили сбои в поставках продукции.
  В январе 1992 года цены подскочили, по сравнению с предыдущим месяцем, на 352%, а по итогам 1992 года они увеличились в 25-26 раз.
  1993-1995 годы характеризуются изменением хода инфляционных процессов и переходом от галопирующей инфляции к сравнительно умеренным темпам роста цен. В 1993 году цены выросли в 9,3 раза, в 19,94 году - в 2,9 раза, в 1995 году - в 2,3 раза. Неодинаково изменялась динамика цен по отраслям промышленности.
  Экономическая ситуация, сложившаяся в начале 1990 годов на предприятиях города Алова, становится критической. Безудержный рост цен на энергоносители, огромные процентные ставки за кредитные ресурсы на развитие и обновление производства, длительность прохождения банковских платежей - все это неминуемо приводило к спаду производства, снижению инвестиций, росту неплатежей и разрыву хозяйственных связей. Следствием этой ситуации стали длительные остановки производства.
  Наиболее интенсивный спад по стране пришелся на 1992-1995 годы. Объемы производственной продукции упали практически в 2,2 раза, главным образом, из-за снижения платежеспособного спроса и трудностей со сбытом.
  Из-за длительных задержек заработной платы растет социальная напряженность. С предприятий уходят высококвалифицированные работники и специалисты. Тяжелое финансово-экономическое положение предприятий отрицательно сказывается на состоянии бюджета и социальном положении горожан. Предприятия были вынуждены разрабатывать антикризисные меры оздоровления и выживания.

 

 

2         425