Включить версию для слабовидящих

Азак средневековый управление

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Сераш, В. Купцы заморские и торговля в Азаке: управленцы и чиновники средневекового Азака /В. Сераш //Приазовье.- 2023.- №16.- С. 9.

  Знания, которыми в настоящий момент располагают  ученые о чиновниках Азака, фрагментарны. Некоторые из управленцев упоминаются в ярлыках, выданных ханами Золотой Орды правительству Венеции.

ЭМИР И ЕГО ПОМОЩНИКИ

  Главным человеком в городе был эмир города, по-монгольски - даруга. В ярлыках говорится, что даруг было несколько. То есть, у главного эмира Азака были помощники, кто они? Скорее всего – это главы ведомств или более мелких административных единиц.
  Большинство других категорий, упомянутых чиновников, относится к числу налогового ведомства. Это сборщики ввозной пошлины - таможенники или тамгачи, сборщики платы за взвешивание на государственных весах – это весовщики или тартанакчи, а также надзиратели за государственными почтовыми станциями, их называли еще ямами - туткаулы.
  В ярлыках венецианцам, по понятным причинам, не упомянут еще один важный для города чиновник. На Средневековом Востоке повсеместно была распространена должность мухтасиба, который  имел очень широкие полномочия. Он  наблюдал за правильной работой рынков, уборкой городской территории, за  правопорядком вообще. Эта должность  была столь нужна, что, когда крестоносцы создали свои государства на Ближнем Востоке, они сохранили эту должность и ее название. Возможно, один из тех самых «даруг Азака», упомянутых в ярлыках, был именно мухтасибом.
  К сожалению, у археологов нет данных о низовом уровне администрации, о тех, кто возглавлял мелкие административные единицы - кварталы, отдельные этнические или религиозные общины, профессиональные корпорации. Можно не сомневаться только в том, что они существовали, поскольку в том или ином виде они известны во всех регионах тогдашнего цивилизованного мира.

АДМИНИСТРАЦИЯ  ИТАЛЬЯНСКОЙ ТАНЫ

  Своя администрация существовала в итальянских факториях. Их возглавляли консулы. Им помогали выборные советники. В венецианской Тане существовал  Совет двенадцати, но это была общественная обязанность, которая не оплачивалась. А вот, канцлер колонии, выполнявший одновременно обязанности нотария и священника. Он назначался вместе с  консулом. В числе должностных лиц венецианской Таны есть и медик.
  Верховная судебная власть в Азаке была также в руках эмира - даруги, но касалось это, вероятно, в основном уголовных дел и ситуаций, когда судились представители различных этнических и религиозных общин. Судебную власть над членами мусульманской общины осуществлял кади.
  Свои судьи существовали у представителей других религиозных общин. Суд над  представителями итальянских общин  осуществляли венецианский и генуэзский консулы со своими советниками.

ПИСЦЫ И ГЛАШАТАИ

  Администрация не могла работать без помощи разнообразного вспомогательного персонала. В их числе, прежде всего,  следует упомянуть писцов - битикчи. Их  функции, конечно, не сводились к записи распоряжений руководства. По сути, это  были универсальные чиновники, которых в недавнем бюрократическом прошлом называли делопроизводителями.  Они вели совсем немаленькую по объему официальную документацию, составлявшуюся согласно жестким формулярам, и  хранили архивы.
  Нельзя было обойтись и без глашатаев,  ведь официальных изданий в которых бы публиковались официальные распоряжения не существовало, и без тех, кото мы сейчас называем судебными приставами.
  Помимо писцов чиновников, существовали и другие писцы. Изобретение книгопечатания произошло только в следующем столетии и, поэтому в XIV века, люди по-прежнему вынуждены были переписывать книги от руки.
  Для этого существовали специальные мастерские - скриптории. По сравнению с ранним средневековьем, запрос на книги возрос многократно, и в крупных городах могло существовать по нескольку скрипториев. Благодаря хранилищу средневековых армянских рукописей  Матенадарану, известно о существовании скриптория при армянской церкви Григора Просветителя в Азаке.
  Сохранилось даже имя писца, работавшего здесь около 1339-1341 годов - Тертер Ереванцы, то есть уроженец Еревана.  Можно не сомневаться, что скриптории  существовали и при других религиозных организациях - церквях, монастырях, мечетях, медресе. В XIV веке в городе находились и вполне светские мастерские, в которых переписывали художественную  литературу, травники, алхимические трактаты, труды по астрономии и географии, учебники.
  Благодаря распространению бумаги, вытеснявшей драгоценный пергамент,  книги стали дешевле, но все-таки стоили еще слишком дорого, чтобы стать обыденной вещью. В 1341 году святое Евангелие  было продано в Азаке за 2 сома, что составило около 400 грамм серебра. Столько  средний городской ремесленник мог заработать за 3-4 месяца. Поэтому частные библиотеки могли существовать только у богатых людей, например, купцов, связанных с международной торговлей, таких в Азаке хватало.
  О том, что на том или ином участке проживал писец можно судить по находкам чернильниц - небольших сосудов биконической формы. В Азаке их найдено немного и практически все в центральной части города. Другую принадлежность писца – калам, то есть - перо, увы,  найти при раскопках Азака невозможно,  поскольку он изготавливался из тростника или из дерева.
  В письменных источниках упоминается в числе привозившихся в город товаров и бумага. Можно только догадываться,  что она частично использовалась в самом Азаке. Грамотным было меньшинство горожан - чиновники, духовенство, богатые  купцы, некоторые ремесленники. На это  указывает малое число надписей на предметах, находимых археологами.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

  О системе образования в городе, к  сожалению, мало что известно. Из венецианских документов можно узнать  о присутствии в городе магистров, преподававших письмо и грамматику. Благодаря сообщению Ибн-Баттуты, упомянувшим среди встречавших его жителей  Азака, талибов - учащихся медресе мы знаем об их существовании в городе.
  Чтобы попасть туда, нужно было предварительно окончить начальную школу. В медресе готовили не только священнослужителей, но и чиновников, и учителей начальных школ. Следовательно, в городе существовали учебные заведения разного типа, а, значит, работало какое-то количество учителей. Увы, об ученических записях, подобных новгородским берестяным грамотам, мы можем только мечтать.

КУПЦЫ И МЕЛКИЕ  ТОРГОВЦЫ РОЗНИЦЕЙ

  Помимо того, что Азак был важным ремесленным центром, не будем забывать о том, что он был очень крупным торговым  центром. Благодаря этому в распоряжении археологов и оказалось такое количество письменных источников. На первом  месте, конечно, стоит купец. Его образ отражен в большинстве сохранившихся письменных источников средневековья от законодательных актов, религиозных  проповедей до назидательных литературных новелл и сказок.
  По подсчетам историков, изучающих средневековье, на двадцать горожан, приходилась одна лавка или харчевня. Многие ремесленники сами продавали свою продукцию. Но помимо них, хлебопеков, владельцев харчевен и винных кабачков,  существовало еще огромное море людей,  основным занятием которых была торговля. Большинство этих купцов вовсе не были сказочно богаты. Среди них существовали самые разные специализации,  хотя, конечно, никто из них не отказался  бы от случайно подвернувшейся сделки из другой сферы торговли.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

  Больше всего у археологов информации о международной торговле. Это была самая важная и привилегированная сфера  торговли. Для людей, занимавшихся ею иногда, даже существовали особые названия. Например, на Руси именно таких торговых людей называли гостями. Эта работа более всего регламентировалась, но и приносила самый высокий процент прибыли. Об этих торговцах создавали сказки и более прозаические литературные произведения.
  Реальность, конечно, была более приземленная. Даже состоятельные купцы,  занимавшиеся международной торговлей, были сопоставимы по объему своих  оборотов с российскими челноками 90-х годов. Сходство очень велико. Эти люди  отправлялись в чужую страну на свой  страх и риск, закупали там товары, еще не зная, смогут ли они их довести и выгодно продать. Они могли быстро перестроиться, дабы удовлетворить любой, вновь возникший спрос, и найти потребителя на новый товар. Самые крупные из них, наверное, могли бы держать пару современных галантерейных магазинов.

КУПЦЫ ЗАМОРСКИЕ И ТОРГОВЛЯ В АЗАКЕ

  Прибывая  в Азак, торговые люди должны были знать, где и что можно выгодно купить или продать, помнить все тонкости качества десятков видов тканей, производившихся в различных регионах, знать особенности местного законодательства, помнить, чем отличаются меры веса, объёма в разных странах,  разбираться в тонкостях монетного обращения в том или ином городе. Ну, а также, уметь торговаться, знать, как обмануть недалекого покупателя или коллегу и не дать им обхитрить себя,  как можно попытаться нарушить закон и как  подмазать коррумпированного чиновника, чтобы не заплатить положенные по закону выплаты и, наоборот, избежать лишних и незаконных поборов. Нельзя было забывать и о житейских мелочах типа того, что взять с собой в дорогу.
  Купцы, занимавшиеся международной торговлей, были лучшими знатоками политической обстановки, географии, климата и народных обычаев сопредельных стран. Именно они, как правило, были основными информаторами, сообщавшими ученым летописцам и географам, сидевших по монастырям или при дворах правителей, о том, что происходит в мире. Нередко они привирали. Именно с их слов появлялись на страницах ученых книг люди с песьими головами и птицы, способные поднять слона. Часто подобные специалисты высокого класса образовывали привилегированные корпорации. Зачастую такие корпорации специализировались по отдельным направлениям или видам товаров.
  Например, на Руси купцы, ездившие в Крым, назывались гостями сурожанами. Они могли иметь общие церкви и святых покровителей. В чужой стране часто они старались держаться рядом. Во всем мире появились сходные по назначению большие общественные здания - караван-сараи, фондако, ханы. На Руси их называли подворья. Например, в Новгороде существовали Немецкое и Готское подворья, это были одновременно склады товаров, постоялые дворы, небольшие крепости, а заодно здесь можно было и торговать. Как правило, спальных принадлежностей здесь не было. Если фондако находились не в крупных городах, то и приготовить еду было проблемой купцов.
  Увы, где располагались караван-сараи в Азаке нам неизвестно. Письменные источники только указывают на строительство венецианского фондако на территории самой колонии. Но существовали и другие караван-сараи для других этнических групп купцов. Зато до нас дошли торговые практики, самая известная из которых была написана флорентинцем Франческо Бальдуччи Пеголотти около 1335 года. В ней даны весьма подробные советы купцу, собравшемуся поехать в Китай через Тану.

ГРАБЕЖ КУПЦОВ: «БЕРЕГОВОЕ» И «МОСТОВОЕ» ПРАВО

  Торговое путешествие из Таны в Китай и обратно, с учетом времени на торговлю в каждом из промежуточных и конечном пункте, было делом очень долгим и, в лучшем случае, занимало около двух лет. А еще оно было трудным, опасным, а также затратным. Далеко не всем удавалось вернуться, и могилы купцов были раскиданы по всей Евразии. Существовал целый ряд считавшихся часто вполне законными способов ограбить купца. Например, «береговое право» - это когда местные жители расхищали товары разбившихся кораблей, «мостовое право», когда местные жители похищали вещи, упавшие на мост, или когда местный правитель присваивал себе имущество умершего купца, ведь у того не могло быть в этой стране родственников. А еще были просто разбойники, болезни и море накладных расходов. Так что для того, чтобы решиться на подобную торговую поездку, нужно было быть смелым, а также рассчитывать на большой куш.
  Одной удачной поездки могло хватить, чтобы сделать человека богатым. Конечно, именно такие поездки запоминались. Поэтому все импортные товары стоили очень дорого. Ведь стоимость товара повышалась многократно.

ТОВАРЫ «ЛЕГКИЕ» И «ТЯЖЕЛЫЕ»

  На очень большие расстояния перевозились только самые легкие и дорогие товары: ткани, меха, пряности, благовония, драгоценные металлы и камни, дорогое оружие, изысканные изделия из керамики или стекла, экзотических животных и птиц, некоторые виды дорогого сырья (такие, как слоновый бивень и моржовый клык), некоторые красители и, иногда, редкие ремесленные изделия типа мыла. Они выступали в качестве предметов роскоши, а также зримым воплощением социального статуса человека.
  Наряду с этим и другая сфера международной торговли. У итальянцев даже появилось деление товаров на легкие и тяжелые. Торговля тяжелыми товарами не приносила 100% прибыли, зато торговля ими была более безопасной и надежной. Для этой торговли уже использовался другой класс кораблей с водоизмещением в сотни тонн. И поездки длились не годы, а месяцы. К тяжелым товарам относились: соль, вино, различное зерно, рыба, фрукты, орехи, кожи, воск, лес, пенька, металлы, квасцы, средние по стоимости ремесленные изделия типа ножей, полушубков или столовых поливных чаш. В число подобных «товаров» попадали и рабы.

ТОРГОВЛЯ В АЗАКЕ

  Торговля многими видами таких товаров становились отдельной купеческой профессией. Повадки работорговца, не называя его специальности, описывает проживший в Азаке 16 лет венецианец Иосафат Барбаро, профессией которого была торговля рыбой. Он, впрочем, не отказывался от операций, скажем, с драгоценными камнями.
 Эти две сферы торговли существовали во многом независимо друг от друга. И занятые в них люди тоже были разными. Торговля тяжелыми товарами в Азаке кипела весь период его существования, а вот торговли легкими товарами расцвела всего на несколько десятилетий и большую часть времени имела скромные масштабы. При раскопках Азака найдено уже несколько десятков домов, принадлежавших крупным купцам. Определить их принадлежность оказалось возможным благодаря особенности конструкции домов всех крупных средневековых торговцев. Независимо от того, насколько крепок был правопорядок в государстве, надежнее было хранить товары в своем доме. Поэтому если дом был двухэтажным, то товары хранились на первом этаже, а купец с семьей жил на втором. А если дом был одноэтажным, то товары хранились в подвалах.
  По ряду причин, купцы Азака предпочли в качестве складов именно подвалы. Размеры подвалов колебались от 50-60 до 500 кв. метров. Возможно, были и еще более крупные подвалы. Большинство складов, вероятно, имели площадь от 100 до 250 метров. Этой площади вполне достаточно для того, чтобы торговать тяжелыми товарами.
  В большинстве случаев у археологов нет возможности узнать, чем конкретно занимался тот или иной торговец. Редким исключением является подвал, исследованный ими на территории Азовских электросетей - это участок по улице Мира, 35А. Здесь археологами было обнаружено несколько сотен амфор местного производства. Наиболее вероятным товаром, который расфасовывался в них, была рыбная икра. На складе, исследованном по улице Ленина, 68, вероятно, хранили что-то особо тяжелое, поскольку только здесь вход в подвал вел по пандусу с мощной каменной вымосткой.
  На улице Московской, 4, судя по археологическим находкам зерна, мешков муки и хлебопекарному тандыру, жил зерноторговец, не сторонившийся торговли в розницу печеным хлебом. На улице Ленинградской, 11, вероятно, жил виноторговец, судя по огромному числу фрагментов винных амфор.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ОБЕСПЕЧИВАЛА РАБОТОЙ НАСЕЛЕНИЕ АЗАКА

  Для торговой поездки в другую страну нужен был капитал. Далеко не у всех желающих рискнуть и обогатиться он был. Поэтому часто купцы образовывали компании. В такие компании могли войти и посторонние люди, скажем, священники, чиновники и простые ремесленники.
  Можно было взять деньги или товары в кредит. Вообще, именно крупная международная торговля давала работу большому количеству людей помимо купцов.
 Прежде всего, это люди, обеспечивавшие транспортировку товаров. К их числу относятся матросы, капитаны и владельцы кораблей, называемые в итальянских источниках патронами и лоцманами. Эти профессии могли осваивать и уроженцы Азака, в особенности последнюю. Большегрузные корабли - навы или кокки, вообще, оставались на рейде в море, и товары доставлялись к ним и от них на баркасах. Матросы на баркасах в большинстве своем были именно местными жителями. С другой стороны, в город прибывали караваны, которые тоже нуждались в работниках: конюхах, погонщиках верблюдов, возчиках, караванщиках. И сухопутные, и морские караваны нуждались в охранниках, по-итальянски социях или стипендиариях. В охранниках нуждались и фондако, и рынки, и дома крупных купцов.
  Возможно, именно таким охранникам, по сути, профессиональным воинам, принадлежали предметы вооружения, находимые археологами в различных частях города. Торговля, в особенности, тяжелыми товарами не обходилась без грузчиков и возчиков.

 

 

2         425