Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ГИМН ПИСЬМЕНАМ ИЗ ДАЛЁКИХ ВРЕМЁН» 12+
Литературно – историческое путешествие ко Дню славянской письменности и культуры
Цель: Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Чтец:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
Чтец:
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
Ведущий: 24 мая, мы отмечаем замечательный праздник — Праздник славянской письменности и культуры. Этот день напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.
А еще в этот день мы вспоминаем тех, кто воплотил в жизнь многовековую мечту славянских народов написать и прочитать слова родного языка. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку, донесших до нас слово Божье, способствовавших просвещению славян.
По своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником, объединяющим всех нас, сплачивающим духовно.
Ведущий: Письменность появилась давно. Но это не те привычные нашему глазу буквы, которыми мы пользуемся сегодня. Было узелковое письмо, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. В Древней Руси пользовались «чертами и ризами» — простейшими знаками в форме черточек и зарубок. Древнейшую письменность мы называем пиктографией. Собственно, это еще не совсем надписи, но уже и не просто рисунки. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня? (Ответы ребят)
Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пиктограммы — это дорожные знаки. Чему учат ребят, пришедших в школу? Конечно, читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело.
Ведущий: Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.
«Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит нам уже много веков. Благодаря их деятельности нам сегодня доступно такое чудо, как книга!
Ведущий: Сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами… Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Сегодня книги окружают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя. Книгой человек пользуется с первого года своей жизни и до последних дней… Но так было не всегда.
Чтец 1: (держит в руках словарь В. Даля):
Мне книга дивная попалась,
Такие здесь словечки есть,
Каких ни разу не встречалось,
А тут их столько, что не счесть!
Кто ж выдумал словарь такой?
(Читает.) Владимир Даль.
Ого! неужто человек один
Составить смог его?
Чтец 2:
Где Даль нашел так много слов,
Хотелось бы нам знать,
Как смог он их в словарь внести,
И все истолковать?
Чтец 1:
Ну, что же! Если ты готов,
Перенесемся в глубь веков!
Владимир Даль: (на экране портрет В. Даля, словарь):
Я постараюсь рассказать
Тебе, мой юный друг:
Несложно записать слова,
Что слышишь ты вокруг!
Куда сложнее объяснить,
Как слово зародилось,
Когда и где, в каком краю
Впервые появилось.
На это нужно много сил!
Почти всю Русь исколесил,
С людьми простыми говорил,
Их записать старался речь,
Чтоб русские слова сберечь.
Всю жизнь мою служил словам,
Чтоб мой "Словарь" попал и к вам.
Чтец 1:
Читать любой из нас привык,
Но говорили старики,
Что раньше было мало книг
И их писали от руки,
Хотелось бы узнать о том,
Кто напечатал первый том!
Первопечатник: (на экране изображение И. Фёдорова у печатного станка ):
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал,
В них видел мудрости исток,
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чем незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять — уж редкая удача!
Чтец 2:
А я про это и не знал!
И почему ж так редки были книги?
Первопечатник:
Так долго ведь вручную их писать!
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Давалось дело новое непросто,
И часто приходилось ночь не спать.
И вышла книга первая —"Апостол",
И "Азбуку" нам удалось издать.
(на экране фотографии этих книг).
Чтец 1:
А буквы русские ведь были не всегда!
Слыхал я, братья азбуку творили,
Нам побывать у них осталось,
Тогда мы точно будем знать,
Как удалось им азбуку создать.
(на экране изображения Кирилла и Мефодия)
Мефодий:
Мы были б не совсем точны,
Коль не признали б истины.
Что даже в древни времена
Писали прежде письмена,
Использовав не буквы, а значки.
Кирилл:
Священником я был и многое читал,
Ведь в храме я библиотекой управлял.
А книги все на греческом писал.
Нам предстояло трудный путь пройти,
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский.
Пришлось нам азбуку изобрести.
Мефодий:
Ее тогда кириллицей назвали —
В честь брата моего так величали.
Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного у евреев и армян.
Чего недоставало, сам добавил.
И от невежества славян избавил.
(на экране изображения азбуки).
Ведущий: Именно благодаря этому историческому событию, которое произошло более тысячи лет назад, стало возможным более тесное общение народов, живших рядом друг с другом, но не имеющих единой письменности.
Братья родились в македонском городе Солуни, который расположен на территории провинции, входившей в состав Византийской империи. Отец их был военачальником, а мать — гречанка, которая постаралась дать своим детям разносторонние знания.
Ведущий: В семье было семь сыновей, причем Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу. Кирилл уже в детстве горячо полюбил науку, поражал своих учителей блестящими способностями. Начитанность молодого человека, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания — все это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке. Также он преподавал философию. Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где Мефодий скрывался от мирской суеты.
Чтец:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий: В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Им нужны были проповедники, чтобы рассказывать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Там братья продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе римскому. Среди некоторых богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех «священных» языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.
Ведущий: В первой славянской азбуке было 40 букв. Называлась она «глаголица». Это был своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому, скорее всего, глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.
Чтец:
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ян Гольцман
Ведущий: (изображение рисунка на экране) Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы
Этими значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте это слово: (вера)
А теперь расшифруйте предложение? Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Солнце всех солнц есть сердце).
Ведущий: Вторая азбука — кириллица была составлена по довольно простому принципу. Вначале в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки — для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Всего их было 43.
По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытеснила глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.
Чтец:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“ Аз есмь!”- заявила Вселенной,
“ Аз есмь!”- заявила векам.
Ведущий: Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы, которые существовали в алфавите только по традиции, на деле без них прекрасно можно было обойтись.
Ведущий: Но вернемся к основателям письменности. Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Чтобы защититься, братья едут в Рим и добиваются успеха: им разрешают продолжать начатое дело.
Длительное и долгое путешествие, напряженная борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он тяжело заболел.
Чтец:
В обители горные переходил
Славян просветитель философ Кирилл.
Кирилл умирал. И вставали вдали
Прекрасные храмы далекой земли.
И звон колокольный сквозь трепетный сон
К нему доходил из грядущих времен;
Где книжною сладостью ум напитав,
Народ отходил от жестоких забав.
И в памяти вновь проходил перед ним
не гордый Царьград, не властительный Рим,
А юный народ на Дунае – реке,
Что славил Христа на своем языке.
Смиренный Мефодий скорбит недвижим.
Славянские книги приветствует Рим.
И с верой христовой навеки сплелась
Славянского слова узорная вязь.
М. Махонина
Ведущий: После смерти брата на Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды: его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели. Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажженный ими, не погас. Их азбука начала свое шествие по странам. Из Болгарии она попала в Киевскую Русь. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
Чтец:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий: Ребята, а почему азбука так называется? (По первым буквам русского алфавита — «аз» и «буки».)
А теперь приглашаю всех принять участие в викторине
«Знатоки истории русской письменности».
Ведущий: Трудно сегодня найти человека, который бы совсем ничего не читал. Подсчитано, что за всю жизнь человек успевает прочитать в среднем три тысячи книг. По сравнению с "океаном" книг, которые люди пишут уже многие сотни лет, это не очень много. И самое главное для тех, кто любит читать, выбрать свои три тысячи.
«Листая прошлого страницы»
Ведущий:
Всем название дано - и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев.
Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух, При этом мы редко задумаемся о том, как появилось слово, каково его значение.
Задание: дать правильное толкование слова.
«Такие старые слова»
«Собери команду»
На карточках написаны имена героев. Необходимо отобрать в команду только персонажей своего произведения.
Капитан — Буратино. Команда: Мальвина, Золушка, Кот Базилио, Пьеро, Бармалей, Змей Горыныч, Лиса-лапотница, Артемон, Шарик, Лиса Алиса, Сверчок.
Капитан — Дядя Федор. Команда: Кот Матроскин, Иван-царевич, Шарик, Емеля, Незнайка, Почтальон Печкин, Белоснежка, Корова Мурка, Галчонок Хватайка, Трактор Митя, Доктор Айболит.
Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас продолжите, пожалуйста, пословицы на тему:
«Ум — грамота — ученье»
Ведущий: Каждый человек, который говорит на русском языке, гордится и дорожит своей культурой и историей, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий твёрдо верили, что трудятся во имя всех славян, объединённых одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей.
За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.
Чтец:
Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.
Чтец:
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян...
И с падким звуком их имен
Спои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Слава Кириллу, слава Мефодию –
Братьям святым!
Литература:
Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько