Включить версию для слабовидящих

Ростовский театр кукол

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

 

тел. 8(86342) 4-49-43 (Директор),


8(86342) 4-06-15
(Отдел обслуживания)

 

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ В. С. БЫЛКОВА
Страницы истории

1

Ростовский Государственный театр кукол имени В.С. Былкова. Страницы истории /Авт.- сост. А. Климашевский. - Ростов-на-Дону: ГРАНД, 2019.-160.: ил.

  Издание было приурочено к проходящему в России Году театра и посвящено 85-летнему юбилею, который Ростовский театр кукол отмечает в 2020 году. Книга рассказывает историю театра с момента основания в 1935 году до наших дней. В ней собраны истории режиссеров, актеров, композиторов, художников и драматургов. Большая глава посвящена творчеству Владимира Былкова, который более 35 лет руководил театром. Оживляет издание раздел театральных анекдотов, где собраны байки и шуточные истории, случившиеся с артистами. Чтобы написать книгу, ее автор — руководитель литературно-драматургической части театра Алексей Климашевский — работал с архивными материалами, изучал воспоминания основателей театра, беседовал с сотрудниками.

НАЧАЛО

  История Ростовского государственного театра кукол имени B.C. Былкова начинается с группы кукольников, работавших для детей еще в 20-е годы прошлого столетия. Причем кукольники трудились столь успешно, вдохновенно и талантливо, что Азово - Черноморский крайком комсомола принял решение о создании театра кукол, который распахнул свои двери для зрителей в 1935 году.
  1РостТеатрКукол1Первые спектакли - «Храбрый портняжка» братьев Гримм и «Красная Шапочка» Шарля Перро (пьеса Евгения Шварца). Учитывались интересы и взрослых зрителей, был поставлен концерт-ревю «Цирк и эстрада в куклах».
  В те годы в основном использовались верховые куклы - перчаточные и тростевые. Это куклы, играющие на ширме и находящиеся над актером-кукольником. Но были спектакли и с низовыми куклами - марионетками. Что касается других низовых кукол - планшетных, паркетных, напольных, настольных, то они, по-видимому, пока не были задействованы ростовскими кукольниками.
  Спектакли показывали не только в Ростове-на-Дону, но и в близлежащих населенных пунктах. Вот как такие выезды, или, скорее, выходы, описывали в прессе:
  «Кочующий театр - так иногда называли театр кукол. Приходилось порой вышагивать на «своих двоих» с куклами и реквизитом в руках по многу километров, чтобы, прибыв поздно ночью в «глубинку», заночевать в нетопленом клубе. Но всякий раз, услышав горячие аплодисменты и слова благодарности, люди с куклами забывали усталость»!
  На 19-й Линии находились небольшой репетиционный зал, касса, цеха театра кукол. А спектакли показывали во Дворце пионеров по адресу: ул. Большая Садовая, 55. Это красивое здание в стиле модерн с элементами классической архитектуры было построено в 1909 году для Волжско-Камского банка по проекту архитектора А.Н. Бекетова.
  Впоследствии театру было предоставлено другое помещение – второй этаж двухэтажного особняка по адресу: ул. Большая Садовая, 52. Сейчас там, на углу Большой Садовой и Соборного, стоит жилой дом, так как во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба и оно сгорело. Сгорел и архив театра. Поэтому нельзя с уверенностью воспроизвести картину деятельности театра первых сезонов.

В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ

  Годы Великой Отечественной войны были тяжелыми для ростовчан, как и для всех советских людей, для всей нашей Родины. Оборона Ростова-на-Дону, первая фашистская оккупация, вторая... Но ростовские кукольники и в эвакуации продолжали работать, несмотря ни на что.
  В редких архивных материалах удалось обнаружить такие сведения: «При обороне Ростова в дни Великой Отечественной войны артисты-кукольники выступали на передовой в окопах и в госпиталях. Боевой дух красноармейцев поднимали спектакли «Слушай, фронт!» и «Будет Гитлеру капут!». Мы помним актрис, спасших кукол и другое театральное имущество в период вражеской оккупации. Это М. Кушнаренко и Н. Смирнова».
  Вот что рассказывает актриса театра кукол Елена Игоревна Кушнаренко, основываясь на воспоминаниях своей бабушки Марии Константиновны Кушнаренко (1903-1991) и своего отца, заслуженного артиста России Игоря Ивановича Кушнаренко (1929-2012): «В июле 1942 года немцы взяли Ростов-на-Дону во второй раз, уже надолго - до февраля 1943 года. Если в период первой (недельной) оккупации осенью 1941 года театр кукол не успел выехать, то перед второй - получилось. На волах, на телегах везли кукол и элементы декораций. Но далеко уехать не смогли - две группы попали в окружение и потеряли связь друг с другом.
  Группа, где были Мария Константиновна Кушнаренко, ее сын Игорь - мой папа (еще школьник) и Наталья Наумовна Смирнова, остановилась в станице Плоская Новопокровского района Краснодарского края. Немцы заняли станицу, а ростовчан приютили местные жители.
  Мой папа спал на сундуке с куклами. Однажды в дом пришли немцы и решили проверить содержимое сундука. Открыв и увидев кукол из спектакля «Храбрый портняжка», оживились, стали рассматривать кукол, приговаривая: «Паппет театр! Паппет театр!»
  Когда в начале 1943 года немцев выбили из станицы, артистки стали перебирать содержимое сундука и с ужасом обнаружили на дне кукол из спектакля «Будет Гитлеру капут!». Артисты-кукольники перед эвакуацией собирались очень быстро и не запомнили, что в какой сундук положили. Если бы немцы обнаружили кукол, показывающих Гитлера и его свиту в карикатурном виде, то моя бабушка, мой папа и Наталья Наумовна Смирнова могли бы поплатиться жизнью. После 14 февраля 1943 года кукольники вернулись в освобожденный Ростов».
  Своими концертами, спектаклями ростовские кукольники поднимали боевой дух красноармейцев, которые шли сражаться с немецко-фашистскими захватчиками. В редкие минуты отдыха, смотря кукольные спектакли, советские солдаты живо - реагировали, смеялись, дружно комментировали увиденное. Каждому вспоминалось детство, дом, каждый хотел быстрее победить врага и вернуться к мирной жизни.

В ГОСТИНИЦЕ «ЮЖНАЯ»

  После возвращения из эвакуации театр кукол, сменив несколько помещений, обосновался на первом этаже гостиницы «Южная», по адресу: пр. Ворошиловский, 20/17. До 1920 года этот дом на углу теперешнего Ворошиловского проспекта и улицы Суворова был Доходным домом М.В. Ширмана. Здание было построено в 1911 году по проекту архитектора А.Х. Закиева, а с 90-х годов принадлежит ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону».
  В послевоенные годы художественное руководство театром кукол осуществлял Борис Владимирович Сахновский, ученик К.С. Станиславского. А потом - Леонид Викторович Стельмахович, ученик В.Э. Мейерхольда. Директором был Павел Львович Биргер, боевой офицер, фронтовик.
  Труппа была довольно сильной - заслуженная артистка РСФСР Сусанна Исаева, Наталья Смирнова, Мария Кушнаренко, Руслан Грибов-Чарский, Леонид Чубков, Степан Улыбашев, Галина Пидько, Анна Деркач.
  В середине 60-х годов у театра был обширный детский репертуар: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Ганс-простофиля», «Марья краса - золотая коса», «Кот и Заяц», «Несносный слоненок» и другие. По субботам и воскресеньям шли вечерние спектакли для взрослых: «Божественная комедия», «Прелестная Галатея», «Чертова мельница», «Жирофле-Жирофля».
  Ростовский театр кукол несколько раз менял название - то назывался областным, то государственным, то опять областным. По нескольку месяцев театр гастролировал на селе, порой в самых отдаленных точках Ростовской области. Кукольники были частыми гостями в Таганроге, Новочеркасске, Азове, Сальске и других городах области. Вот какая рецензия на спектакль «Аленький цветочек» была напечатана в газете «Таганрогская правда»: «Ростовский государственный театр кукол привез к нам в Таганрог одну из самых популярных своих постановок для детей «Аленький цветочек» (режиссер JI.B. Стельмахович), созданную по мотивам одноименной сказки Аксакова. Спектакль вводит нас в мир тех прекрасных человеческих чувств, которые принято называть «вечными»: благородства, доброты, верности и любви.
  Нет смысла излагать сюжет кукольной пьесы, написанной Карнауховой и Браусевич (по сравнению с общеизвестной сказкой содержание ее почти не изменено). Хочется лишь подчеркнуть тот факт, что традиционная, ярко сказочная фабула с волшебными превращениями и приключениями героев дала авторам пьесы прекрасную возможность раскрыть и показать высоконравственные чувства героев: самоотверженность Аленушки, преданность старой няни, верность слову отца-старика.
  Сказанное, разумеется, не означает, что в пьесе нет отрицательных героев. И их обличение, и борьба добра со злом, и торжество первого - налицо в «Аленьком цветочке», как почти во всякой русской сказке. Но вот это высоконравственное начало, идущее из глубин мудрости и поэзии народной, является доминирующим в спектакле. Поэтому пьеса «Аленький цветочек» имеет большое воспитательное значение, и смотреть ее полезно не только детям, но и их родителям.
  Это, так сказать, о пьесе вообще, а теперь о ее героях: трех дочерях купца - Алене, Фисе и Капе, заколдованном злыми чарами Молодце, Купце и его Слуге, Бабе-Яге, Лешем, Кикиморе и т.д. Все это тростевые куклы, созданные руками скульптора Ю.И. Романовской и художника Б.А. Рудова. Часть из них обладает великолепной выразительностью и мимической подвижностью: это купец и старая нянюшка. А вот кукла Фиса, старшая дочь купца, Кикимора – менее выразительны. Вряд ли можно назвать удачной и форму куклы-чудища.
  Отличная голосовая характеристика у куклы старой нянюшки. Ее роль играет Г.Н. Пидько. Эта актриса ведет и роль Бабы-Яги, совершенно меняя при этом речевую окраску образа.
  Одни из старейших артистов театра, лауреаты Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров, Л.З. Чубков и А.М. Деркач, на хорошем профессиональном уровне ведут роли главных действующих лиц - купца и его любимой дочери Аленушки.
  Как правило, каждый артист исполняет в спектакле не одну роль; так, И.И. Кушнаренко, лауреат того же конкурса, создает в спектакле три образа: слуги купца - Антона, Чудища и расколдованного Молодца. А кроме того, всем творческим участникам спектакля, а их всего семь, приходится по ходу действия менять декорации и заставки, имитировать чьи-нибудь голоса, осуществлять «движение» того или иного предмета.
  Один раз я смотрела спектакль из зала, второй раз - за кулисами и была поражена занятостью каждого участника, слаженностью и четкостью действий, требующих от каждого из них прямо-таки наличия шестого чувства.
  И прилет Бабы-Яги в ступе, и волшебные исчезновения героев, в общем, всякие «чудеса» делаются всеми вместе, в хорошем темпе, но без всякой суеты и спешки.
  Все артисты и поют по ходу действия вместе с З.П. Зиберовой, создавая музыкальное сопровождение пьесы, и занимаются кое-какими световыми эффектами, которые, надо сказать в упрек театру, должны быть разнообразнее и богаче.
  В общем, «Аленький цветочек» производит впечатление слаженно устоявшегося спектакля. И это немудрено: ведь идет 1200-й спектакль. В мире здорового питания семена каннабиса признаны за их высокое содержание полезных жиров и белка. Их добавление в ежедневный рацион может значительно улучшить питательную ценность пищи. Его уже посмотрело немало маленьких таганрожцев и до конца гастролей увидят еще многие».
  Вел театр и общественно-просветительскую работу. Вот отрывки из двух газетных статей того времени: «Дружбу со своими зрителями театр крепит не только на спектаклях. Тяга ребят к актерскому творчеству нередко начинается именно с кукол, поэтому так много сейчас школьных самодеятельных кукольных коллективов. И оказывать им всестороннюю помощь театр считает своей второй и не менее важной задачей.
  Весь прошедший год актеры, художники, скульпторы театра кукол давали ребятам консультации в разных школах области. А в период гастролей в помещении театра они организовали семинар, в котором занималось более 25 «представителей» с разных детских площадок города. Их учили своими руками делать кукол, декорации.
   Связь с детьми у коллектива настолько крепка, что самые способные из них после окончания школы приходят в театр на профессиональную работу. Из таких ребят создана при театре стажерская группа в 15 человек. Занятия ведет опытный педагог, одна из ведущих актрис Сусанна Александровна Исаева».
  «В кукольном театре сегодня - необычная аудитория. Сюда пришли учителя просмотреть новый спектакль «Несносный слоненок», побеседовать с коллективом театра. Интересный спектакль-сказка дал повод для творческого разговора о новой работе театра, о верной режиссуре и оригинальном оформлении, выразительности кукол-зверей. Шла речь и о том, что учителя начальных классов должны чаще бывать в театре с ребятами, беседовать с ними об увиденном, учить их писать небольшие отзывы и делать зарисовки по запомнившимся им сценкам. Детский театр дает в художественно-обобщенном плане продолжение игры, располагает к фантазии, развивает у ребят любознательность. Учитель должен в полной мере пользоваться в воспитании детей средствами искусства как наиболее впечатляющими и действенными».

НОВЫЙ ДОМ

  В 1967 году театр кукол переехал в новое, ставшее ему родным здание, которое находится и по сей день на Университетском, 46.
  Проект театрального здания был разработан в институте «Ростовграждан- проект» (архитекторы Л.П. Адамкович, Е.А. Потапов, инженер Е.Н. Зильберг). Вот что писали в прессе за два года до открытия нового здания:
  «Сквозь чертежи, кальку, рисунки интерьеров уже сейчас просматриваются черты театра. Главный фасад здания - весь из стекла и металла. Перед ним - широкая площадка из крупных отшлифованных плит мрамора. На ней плоские вазы с цветами. Справа, во всю высоту здания - декоративная стена с резной росписью по штукатурке. Остальные стены будут отштукатурены высококачественным раствором с примесью слюды.
  Над входом - светящийся мягким неоновым светом козырек из пластмасс. Витраж входной части здания оформлен металлическими барельефами, отображающими эпизоды из любимых сказок детворы.
  В новом театре кукол - все, как в театре для взрослых. Здесь и вестибюль, и необходимые службы. А на втором этаже - декоративно оформленная стена с керамическими вставками, вазоны с цветами.
  Другая стена - почти вся из стекла, пропускающего много естественного света.
  Не забыли проектировщики и о буфете для маленьких зрителей: здесь - оригинальный стол в виде подковы, яркие кресла, разноцветные светильники». И вот 22 сентября произошло открытие 33-го театрального сезона уже в новом здании.
  «Начальник УНР-612 А.Г. Шолохов вручил коллективу театра «золотой ключик» внушительных размеров, получив в свою очередь в подарок знаменитую куклу Петрушку.
  А потом был спектакль для взрослых - «Прелестная Галатея» Б. Гадора и С. Дарваша. Представление смешное и радостное.
  Главный режиссер театра Л.В. Стельмахович рассказал, что новое здание дает коллективу возможность расширить репертуар, применять в спектаклях новые художественные приемы».
  За полвека внутренние помещения театра неоднократно перестраивались. Но и по сей день при всех подновлениях фасад здания театра кукол украшает великолепная мозаика. Чего там только нет - и Буратино, и потешные клоуны, и веселые скоморохи. Есть и Мальчиш-Кибальчиш, и Красные конники, и интересные кукольные персонажи.
  Войдя в театр, зрители сразу попадают в сказочное театральное фойе, где расположены билетные кассы и гардероб. Здесь уютно, стены увешаны набросками сцен к спектаклям, эскизами костюмов и декораций. В витринах можно разглядывать кукол, которые составляют историю театра.
  Театр кукол располагает зрительным залом на 200 мест, где отовсюду хорошо видно. Удобные мягкие кресла, которые можно трансформировать на рост маленького зрителя, спокойные тона интерьера, необыкновенный занавес с Жар-птицей - все настраивает зрителей на просмотр спектакля, на встречу с магией волшебного искусства играющих кукол.
  В перерыве спектакля и до его начала можно походить по фойе на первом и втором этажах. При создании интерьеров учитывалась специфика детского восприятия. Здесь же размещается постоянно обновляемая экспозиция эскизов декораций, костюмов, программок спектаклей. А фойе второго этажа может трансформироваться в малый зрительный зал с небольшой сценой.


Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова //Театральный вестник, 2018.- №7.- С.5-9.

   Ростовский государственный театр кукол имени В.С. Былкова – один из старейших театров в России. Его история начинается с группы кукольников, работавших для детей еще в 20-е годы прошлого столетия. Причем кукольники работали столь успешно, вдохновенно и талантливо, что Азово-Черноморский крайком комсомола принял решение о создании театра кукол. Впервые он распахнул свои двери для зрителей в 1935 году.
   Первоначально театр кукол располагался во Дворце пионеров, потом – в здании на углу Большой Садовой и Соборного. Но во время Великой Отечественной войны в это здание попала бомба, оно сгорело. Сгорел и архив. Мало уже кто помнит это здание. А вот следующее помещение театра кукол помнят многие – на первом этаже гостиницы «Южная», на углу Ворошиловского и Суворова. Там театр находился более 20 лет, пока не переехал в ставшее родным здание – на Университетской, 46.

ВЕЛИКИЙ КУКОЛЬНИК.

   Владимир Былков 1937 2004 Народный артист России, профессор7 ноября 2017 года исполнилось бы 80 лет народному артисту России, профессору Владимиру Сергеевичу Былкову (1937-2004). Его имя носит Ростовский государственный театр кукол (присвоено в 2011 году), живут многие его спектакли, память о нем сохраняется в воспоминаниях и душах тех, кто с ним работал и общался.

    Что остается после ухода человека из жизни? Память о нем, его дело, его дети, его книги... Незадолго до своей кончины Владимир Сергеевич успел дописать книгу - «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера» («РостИздат», 2004). Вот начало его воспоминаний: «Пришел я в этот мир, чтобы совершать добрые дела и поступки. Это предназначение Бог дал каждому родившемуся человеку. Хотя многие этого не знают и не догадываются, а многие живут, или, скорее, существуют, не принося пользы ни себе, ни ближнему.
    Все началось с того, что я родился на два месяца раньше, чем определено природой. Родился хилым, семимесячным «недоноском». В страшном 1937 году. 7-го Ноября.
       Хочу заметить, что цифра «7» будет меня преследовать всю мою жизнь. К этому я возвращусь чуть ниже.
     Родился я, на счастье или на беду, никто, кроме Бога, не знает; мать моя - дочь своего отца Ушакова - Татьяна Васильевна, отец ее Василий был близким родственником Федору Ушакову, близкие связи тогда поддерживать было опасно, да, наверное, все это было пустым делом.
       Родился в известном роддоме № 7 г. Читы, проживал по ул. Чкалова, 172.
     Забытый Богом степной край, пыль, песок, сопки и тайга... Даурские степи, ковыль, казаки... Какие красивые казаки: все в форме, с шашками, в папахах, лошади со сбруями и роскошными седлами. Я всегда любовался выправкой казаков, их дисциплинированностью.
     Имел ли я к роду казаков какое-либо отношение? Не знаю! И врать не хочу! Но чувствую в себе выправку, дисциплину, характер и любовь к лошади и степному простору, воле! По душе и поступкам я - казак!

    Фамилия моя - Былков - происходит от болгарского слова «билка», то бишь лечебная сушеная трава, а мне моя фамилия напоминала, и казалось, что происходит от былинных сказов или сказок, и исходит от исконно русского народного фольклора. «Жил-был» звучит фамилия очень загадочно и гордо, свободно, вольно, как казачество, казак! Главное - воля! Имя поистине русское: Владимир - в переводе со старославянского, «владеть миром». Это мне в трудную минуту льстит и помогает. А если серьезно? Большую часть своей жизни я прожил на Дону и считаю себя донским жителем, ростовчанином. Хотя судьба меня забрасывала и во Владикавказ, где я работал после ГИТИСа им. Луначарского главным режиссером театра кукол «Саби» («Малыш») (сам, кстати, название театра придумал и перевел), и учился в Москве, и служил во Владивостоке, но лучше Донского края и города Ростова-на-Дону не мог найти и мне не было так нигде хорошо, как на просторах лазоревого края».

     Судьба выковала из Владимира Сергеевича мужественного и интеллигентного, безгранично любящего свою профессию человека. Работа актером-кукловодом в Читинском областном театре кукол совместно с обучением в училище культуры, суровая служба в военно-морском флоте, успешная сдача экзаменов в самый престижный театральный вуз страны - Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского. Учеба у великих преподавателей - Алексея Дмитриевича Попова, Марии Осиповны Кнебель, Сергея Владимировича Образцова.
    Владимир Былков   артист Читинского театра кукол с куклой Фына  По окончании ГИТИСа Владимир Сергеевич Былков был направлен главным режиссером театра кукол Северной Осетии «Саби» (Владикавказ). На фестиваль кукольников в Волгоград молодой главный режиссер привез спектакль «Иван-царевич и Серый волк». Тогдашний директор Ростовского государственного театра кукол Александр Николаевич Калиновский был удивлен и покорен увиденным спектаклем. И, пригласив Владимира Былкова на постановку в Ростов, уже больше никуда не отпускал.
     Ростовские театралы помнят появление Былкова в 1968 году - как свежий ветер, как гений с новыми идеями, со своим характером, взглядами, достоинством, устремлениями.
     Первые ростовские постановки Владимира Сергеевича произвели сенсацию в театральной жизни города - о них говорили, их ругали, ими восторгались. А на спектаклях для взрослых «Клоп», «Божественная комедия», «Чертова мельница», «Влюбленные боги», «Прелестная Галатея» разгоняли нарядами конной милиции желающих попасть в театр.
      Особое значение B.C. Былков придавал пропаганде донского искусства, осуществив проникновенно-трогательные постановки по произведениям Михаила Александровича Шолохова «Жеребенок», Петра Васильевича Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Антона Павловича Чехова «Каштанка».
     Потом были другие талантливые, яркие, философски-мудрые, зрелищно-захватывающие, увлекательные спектакли, их поставлено более 150. Но все спектакли объединяет одно — бесспорный талант режиссера, работа с лучшей мировой классической литературой и вечный поиск.
     Каждый спектакль B.C. Былкова - нравственный урок Добра. И режиссер вел с юными зрителями взрослый разговор о главных жизненных ценностях, о нравственных идеалах, задавая работу детской душе. На его спектаклях выросло не одно поколение зрителей, которые задумывались о борьбе Добра и Зла, о Любви и Красоте, научились сострадать, понимать боль другого, помогать ближнему, любить.
     В 1972 году молодой режиссер Былков организовал 1-й фестиваль кукольников Северного Кавказа, горя желанием обменяться опытом, привлечь лучшие творческие силы для становления и развития театра, вобрать то лучшее, чем богат Северо-Кавказский регион. Театр и сейчас готов претворить в жизнь идею Владимира Сергеевича о проведении благотворительной, миротворческой акции «Мир театра кукол - детям Кавказа».

    35 лет он руководил театром. Оба его сына - старший Игорь (1961-2016) и младший Андрей - тоже заболели кукольным театром. Андрей Владимирович и подхватил дело отца, стал художественным руководителем после его безвременного ухода. А Игорь Владимирович всегда был рядом, работал и помощником художественного руководителя по труппе, и заместителем директора, и заведующим постановочной частью - обеспечивал технические тылы для творческой работы театра. Сыновья и весь коллектив театра кукол, как дружная и любящая семья, продолжили дело Отца, Учителя, Мастера.

    БылковВладимиру Сергеевичу принадлежит заметная роль в деле благотворительности, он являлся инициатором бесплатных спектаклей для детей-сирот, школ-интернатов, детских домов. Был членом Российского центра УНИМа (Международного союза деятелей театра кукол), бессменным заместителем председателя правления Ростовского отделения Союза театральных деятелей России.
     B.C. Былкову в 1983 году было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1992 - «Народный артист России». В 2000 году ему была вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
     Профессор. Мастер сделал несколько выпусков актеров-кукольников Ростовского училища искусств и Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Он всегда призывал учиться и сам никогда не стеснялся этого. Уже будучи профессором, успешно закончил вуз по специальности «менеджмент» для дальнейшего успешного развития театра в новых социально-экономических условиях.
     На гастролях в Ирландии консул России спросил у Владимира Сергеевича: «Неужели есть такой потрясающий театр кукол?» А ведь есть! Благодаря B.C. Былкову театр неоднократно гастролировал по городам России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьков, Киев, Москва, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ, Кишинев, Нальчик, Кисловодск, Ереван... Также ростовские кукольники показывали свои спектакли и в дальнем зарубежье: Хельсинки и Каяни (Финляндия), Дублин (Ирландия), Глазго и Лондон (Великобритания), Бонн, Берлин, Дортмунд, Франкфурт-на-Майне (Германия), Лодзь, Ломже, Варшава (Польша), Ла-Валетта (Мальта).
    О многом говорят слова председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, народного артиста России Александра Александровича Калягина: «В.С. Былков сочетал в себе тягу к поиску новых театральных решений с редкой преданностью кукле. Порой в его спектаклях возникали самые неожиданные сценические формы. Он не чуждался эксперимента и чувствовал веяния современного театра, но главным для него всегда оставалась верность лучшим традициям советского и российского театра кукол. Возможно, сегодня для кукольника это наиболее серьезная похвала. Бережное отношение к профессии, традициям - качества, ставшие в наши дни почти уникальными, именно ими обладал Владимир Сергеевич.
    Он был не только высокопрофессиональным режиссером, но признанным лидером, настоящим руководителем театра, удачно соединяя в себе творческое начало с даром рачительного и заботливого хозяина. Кроме того, он был настоящим педагогом и воспитал не одно поколение молодых артистов».3

    А вот воспоминания тех артистов, кто работал с Владимиром Сергеевичем долгие годы. Вспоминает Лариса Федоровна Кишко: «В 1970 году по приглашению B.C. Былкова я приехала в Ростов после окончания Саратовского театрального училища. И с тех пор служу в театре, из них 34 года под руководством Владимира Сергеевича.
    Он был неординарным человеком, тонко чувствующим и, как режиссер, способным разглядеть в актере большие возможности. Он и сам был прекрасным актером! На репетициях он зажигал исполнителей своими идеями, часто экспериментировал. Именно поэтому каждый его спектакль был необычен и очень интересен как для зрителей, так и для актеров. Как человек и руководитель он всегда был внимателен к людям, служащим в его театре».

     А вот что говорит заслуженный артист России Александр Дмитриевич Василенко: «Владимир Сергеевич позвал меня на работу в театр кукол в 1975 году. Но знал я его еще с 1970 года, когда поступил в Ростовское училище искусств на специальность «артист драматического театра». А параллельно с нами Владимир Сергеевич вел курс актеров-кукольников, я часто приходил в театр кукол на спектакли. Поэтому с радостью принял его приглашение и никогда не пожалел об этом - ведь благодаря ему я стал настоящим актером. Мне нравилось, что Владимир Сергеевич не боялся экспериментов - например, впервые ввел в спектаклях нашего театра кукол «живой план». Это новшество было в диковинку для опытных артистов, привыкших работать за ширмой.

    В конце жизни Владимир Сергеевич написал прекрасную книгу, которая сейчас является библиографической редкостью - «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера». Это театральные мемуары, его заметки, мысли... Он был человеком раскрепощенным, с уникальным чувством юмора. Его душа, его дух живут в театре. И все поколения кукольников, работающих сейчас в театре, бережно хранят память о Владимире Сергеевиче Былкове и следуют традициям, заложенным Великим Мастером».
    Да, книга B.C. Былкова «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера» поистине уникальна. Вот какую оценку дает ей корреспондент газеты «Аргументы и Факты»: «Это именно заметки, нечто свободное по жанру и форме, где, однако, есть место и рассказу о жизненном и творческом пути автора, и вполне серьезным мыслям об искусстве театра, и диалогу с театральной критикой, и неслабому юмору, приправленному временами терпким словцом, и почти капустническим байкам.
    Но главное, по-моему, - на страницах книги точно и тонко запечатлена атмосфера бытования провинциальной богемы - удивительного человеческого сообщества, не похожего ни на какое иное. Портреты земляков-фигурантов - актеров, режиссеров, музыкантов, художников, литераторов, а также партийных деятелей, пытавшихся руководить всем этим хлопотливым хозяйством, – впечатляюще колоритны и почему-то вызывают здоровое чувство ностальгии по-нашему, так сказать, неоднозначному прошлому - последней трети ушедшего века».

    В финале книги Владимир Сергеевич ставит ряд вопросов, и сам же на них отвечает:
    «Люблю ли я театр, как любил его К.С. Станиславский?
    Я всегда боялся театра, ненавидел выбранную мною профессию, настороженно относился к актерской профессии, которая мне казалась зависимой и делающей человека ущербным, не самостоятельным, за некоторым исключением, с очень развитым больным чувством «самодостаточности», гордыни и апломба. Особенно опасны актеры не самореализованные - это очень странный тип человеческого продукта: они лишены личностных качеств, они заштампованы, придуманы, на них на всех надеты те или иные маски, с которыми они сжились, которые стали частью их личностных качеств.
    Кем бы я сегодня предпочел стать, если бы все начать с первых шагов своей жизни?
   Несмотря на мое скептическое отношение к театру, к актерской профессии, к делу, которым занимаюсь всю сознательную жизнь, к выбранной профессии, я утвердительно, без колебаний, отвечаю: я стал бы тем, кем я являюсь сегодня. Менять и перекраивать свою непростую, усыпанную терниями жизнь, не собираюсь. Ведь это моя и только моя жизнь, это состояние моей души, способ мышления, существования, это мое философское осмысление жизни. Она неповторима, и непохожа ни на чью другую, как отпечатки пальцев.
    На каком уровне находится развитие театра кукол?
    Мы давно изучили азбуку театра кукол, научились произносить буквы и складывать слоги, а слоги - в слова, слова - в предложения. Но произносимые нами фразы лишены подчас всякого смысла, метафоричности, философского осмысления жизни, подтекста, второго плана, образности. Мы долгое время увлекались тем, как «покрасивше», изощреннее состряпать, выпалить ту или иную фразу, не задумываясь о последствиях. Мы не достигли в создании спектаклей такой гармонии, при которой форма становилась бы содержанием, а содержание - формой.
    Кем является сегодня педагог, занимающийся подготовкой актеров театра кукол?
   Подготовка и обучение актеров для театров кукол - это прежде всего насущная необходимость. Я сравниваю профессионального педагога с золотоискателями и старателями, которые перемывают тонны песка и руды, чтобы найти золотое зернышко. Сегодня на периферии все труднее и труднее добывать золотые зерна, многие абитуриенты стараются попробовать свои силы в столичных вузах. А в периферийные вузы все меньше поступает талантливой молодежи, а идут те, кто не прошел в столице, и те, которые понимают, что их там не ждут. Все больше поступает к нам молодежи с потухшими глазами, равнодушные, мало интересующиеся театром кукол и профессией актера-кукловода. Вот и приходится «вступать в брак по расчету», а из того брака ничего хорошего ожидать не приходится.
    Что есть для меня государство?
   Государство - это я сам, это мы с Вами: мы его делаем, мы его создаем. Я - честный политик, я так думаю и так я и управляю своими мыслями, и поступки мои не расходятся со словами. Если я не трус, не лжец, значит, и мое государство является таковым.
    Японцы говорят: «Не придумывай себе иллюзий - не будет у тебя проблем». Везде одно и то же: в провинции и в столице. Эту истину я открыл еще в юные годы. Где бы ты ни жил, ни учился, ни работал и ни родился - в селе, в столице, в захудалой провинции - ты гордишься тем местом, где тебя создали и благословили родители, лучше этого места нет нигде. Главное, что ты живешь и есть это желание. Где - это уже второе дело. Все на этом свете кончается так, как тебе определено Богом и судьбой, поэтому живи и не занудствуй, и забудь о том, что нас ждет, посмотри иронично и философски на то, что тебя окружает».

 

 

2         425