Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ЛЮДИ И КУКЛЫ
Новая книга о Ростовском театре-кукол –
это путешествие в его закулисье
У руля – ученики великих
Даже при беглом знакомстве с книгой «Ростовский государственный театр кукол им. B.C. Былкова. Страницы истории» трудно пройти мимо такого интересного факта: в разные годы им руководили ученики великих. Это Борис Сахновский, ученик Станиславского, Леонид Стельмахович, ученик Мейерхольда, Владимир Былков - ученик Образцова.
Получается, что лишь Былков был учеником именно мастера-кукольника. Первоначально он учился в ГИТИСе на драматического режиссера. Его судьбу решил легендарный образцовский «Необыкновенный концерт», а вернее, встреча с автором, о которой он попросил после представления.
Почему связали свою жизнь с Ростовским театром кукол ученики Станиславского и Мейерхольда? С таким вопросом я обратилась к автору книги, драматургу, заведующему литчастью Ростовского театра кукол Алексею КЛИМАШЕВСКОМУ. Оказалось, что это пока - неразгаданная загадка:
- Не сохранилось ни дневников этих людей, ни мемуаров, ни развернутых интервью. Возможно, что этих свидетельств и не существовало. Белых пятен в истории Ростовского театра кукол было бы намного больше, если бы не Владимир Сергеевич Былков, который руководил им более 35 лет. Этот период стал для театра этапным, настоящей «эрой Былкова».
Былков успел подготовить к печати рукопись, которую озаглавил «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера». К сожалению, до выхода в свет самой книги, сразу ставшей библиографической редкостью, не дожил.
В «Страницы истории» Ростовского театра кукол включены некоторые ее фрагменты. Благодаря им словно слышишь живой голос Образцова, ощущаешь атмосферу советских худсоветов и т. д.
У Былкова, кстати, был в молодости выбор: остаться работать у Образцова или возглавить театр в провинции. Находиться под крылом великого мастера, наверное, было бы во многих отношениях комфортнее. Былков предпочел творческую самостоятельность.
Один из эпизодов, воссозданных с помощью воспоминаний Былкова, описывает приезд ростовских кукольников на гастроли в Москву. Это - большое событие в жизни любого провинциального театра во все времена. Директор Ростовского театра кукол лично приглашает Образцова на гастрольные спектакли, а тот мрачнеет и мрачнеет, понимая из слов директора, что его ученик Былков в чем-то отступил от его эстетических канонов, позволил себе рискованный эксперимент.
При этом разговоре присутствует Былков. Он знает, что характер у его учителя - непростой. Еще мгновение, и может быть получен отказ. Былков дипломатично переводит разговор на другую тему и только потом повторяет приглашение.
«Тот ученик хорош, который не повторяет учителя, а идет своим путем», - замечает Образцов после знакомства со спектаклями Былкова.
Выстрел в зеркало
На протяжении многих лет в репертуаре Ростовского театра кукол были спектакли не только для детей, но и для взрослых. В 1930-е годы - это концерт-ревю «Цирк и эстрада в куклах», в годы Великой Отечественной - «Слушай, фронт!» и «Будет Гитлеру капут». В середине 1960-х-«Прелестная Галатея», «Чертова мельница», «Жирофле-Жирофля» и др.
Став у руля Ростовского кукольного театра, молодой Владимир Былков внес свой вклад в создание спектаклей этого направления. Он сделал новый вариант и прежде шедшей на этой сцене «Божественной комедии», взялся за постановку сатирической пьесы Маяковского «Клоп».
С «Клопом» поначалу не заладилось. Не в творческом плане, а в идеологическом. Худсовет не принял этот спектакль ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего. Усмотрел в нем нежелательные политические намеки.
Трудно сказать, как сложилась бы судьба этого спектакля, если бы не театральный критик, заведующий отделом культуры «Комсомольца», как называлась тогда наша газета, Владимир Тыртышный.
Тыртышный Маяковского обожал, мог часами его декламировать. Он присутствовал при том, как худсовет в очередной раз зарубил спектакль Былкова и, оценив ситуацию, понял, что доводами разума этих людей не проймешь. Нужен обманный маневр.
Тыртышный сказал Былкову, с которым еще не был знаком, что спектакль ему очень понравился, но зрители его не увидят, если не прибегнуть к уловке Таирова. Таиров в свое время тоже не мог добиться разрешения показывать спектакль по пьесе «Клоп», пока не догадался часть действий поменять местами.
Былков последовал этому совету. Сработало!
На спектакле «Божественная комедия» идеологические работники хмурились, когда Создатель спускался на землю по трапу, застеленному красной дорожкой. Видели в этом (и, надо сказать, небезосновательно) намек на «кремлевских небожителей».
Чтобы не дразнить быков, режиссер распорядился в те дни, когда спектакль собирались посмотреть высокие гости, стелить красную дорожку изнаночной стороной.
Но беда пришла, откуда не ждали. Во время показа «Божественной комедии» в Джанкое, в Крыму в одну из артисток стреляли (в этом спектакле много живых планов, когда артисты играют на равных с куклами).
К счастью, стрелявшего обманули визуальные эффекты: он выстрелил не в саму актрису, а в ее отражение в зеркале.
Найти преступника не удалось. Согласно версии следствия стрелял религиозный фанатик, который ироническую «Божественную комедию» воспринял чересчур всерьез.
Сказка ложь, да требует точности
Легендой Ростовского театра кукол еще при жизни стал мастер-куклодел Юрий Рачков. Каждый, кто приходил в его мастерскую (а в гостях у Рачкова не раз были и наши корреспонденты), удивлялся той тщательности, с которой он разрабатывал сказочные кукольные образы.
Алексей Климашевский описывает, как Рачков работал над спектаклем «Три поросенка». Поскольку спектакль основан на английской сказке, Рачков решает познакомиться с английским фольклором. Время было доинтернетное. В библиотеках материала оказалось мало. Благо, помог известный донской фольклорист Федор Тумилевич.
Но этих знаний мастеру недостаточно. Он хочет понаблюдать за поведением молоденьких поросят. В коллекции кинохроники нужных кадров нет. Что делает кукольник? Едет в село, на свиноферму.
Однако и это еще не финальный этап в работе над куклами Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-На-фа. Мастер приступает, пожалуй, к самому важному: теперь ему надо найти детей, в характере которых есть сходство с этими персонажами, и «впечатать их типичные черты в звериные мордочки».
Удивительно ли, что к куклам в этом театре отношение - бережное. Расстаться с ними не спешат даже после того, как спектакль уже отыгран, снят с репертуара. А открытие при театре музея куклы - мечта не только Владимира Былкова, но и нынешнего руководителя - Андрея Крата. Чтобы ее осуществить, нужно здание театра модернизировать.
К сожалению, сегодня у театра возникла проблема более серьезная, чем музей и модернизация: вынужденный переезд.
Кочующий поневоле
Среди донских театров Ростовский кукольный - самый кочующий. За 80 лет своей жизни (учрежден в 1935 году решением Азово-Черноморского крайкома комсомола) новоселье справлял уже несколько раз. В нынешнем здании на Университетском поселился в 1967 году.
Место - чудесное, тут бы куклам и показывать свои сказки на радость новым поколениям детворы. Принятие Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» поставило крест на этих планах. Ведь театр кукол, построенный на фундаменте бывшего православного греческого храма, оказался в положении незавидном.
Отстоять право на пребывание Ростовского театра кукол в этом, специально построенном для него здании, не удалось, не-смотря на неоднозначность всей этой ситуации, о которой писали многие донские СМИ. Правда, областные власти пообещали, что выселение в никуда куклам не грозит, и остановки в работе театра не будет.
Какой окажется следующая страница летописи Ростовского театра кукол, пока неизвестно. Театр продолжает выпускать премьеры, готовится к проведению первого онлайн-фестиваля «Сказка в дом», у него есть новый амбициозный план: издать еще и энциклопедию Ростовского кукольного театра, наполненную множеством интересных фактов из его истории.
Каминская, М. Люди и куклы /М. Каминская// Наше время, 2019.- № 50-52.- С. 6.