Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа – БАЛАЛАЙКА.
Балалайка моя,
Утешайка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и цвела
Дочка Раечка.
Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку,-
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!
Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.
Ф. Сологуб. 1902
Первые балалайки были далеки от совершенства. Вместо звука они издавали какое-то бренчание, и вследствие этого инструмент именовали брунькой, балабайкой и балалайкой.
Впоследствии за инструментом закрепилось известное всему миру название «балалайка», перекликающееся с древнерусским словом «бала» - дитя (сравните с глаголом «баловаться»).
Получила балалайка распространение с конца XVII века.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве « в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили »
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Василий Васильевич Андреев
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Кружок любителей игры на балалайках в 1894 году. В. В. Андреев в центре
В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 1 апреля (20 марта) 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Свою всемирную известность балалайка приобрела в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Концерты, которые дали музыканты кружка Василия Андреева в Русском павильоне, имели ошеломляющий успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыкальной культуры. И хотя покупка балалайки – удовольствие не из дешёвых, тем не менее, она продолжает оставаться одним из самых популярных подарков, которые иностранцы везут из России, проигрывая в массовости покупок разве что матрёшке и ушанке.
ИСТОРИЯ БАЛАЛАЙКИ
Особое место в оркестре народных инструментов принадлежит балалайке. Однако подлинная история балалайки неизвестно. Версий её происхождения несколько. Одни исследователи полагают, что это исконно русский инструмент, другие — что он произошёл от киргизской домры, а третьи — что мы позаимствовали его, немного изменив, у татарского народа, ведь «бала» по-тюркски означает «дитя». В старину, наигрывая на балалайке тихие мелодии, успокаивали младенцев.
Что же, третья версия правдоподобна, особенно если вспомнить, что Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. И завоеватели вполне могли принести в нашу страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
Форма её изменялась на протяжении многих столетий: она была круглой, треугольной, даже четырёхугольной, с разным количеством струн. Название же связывают с манерой игры, определявшейся как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Видимо, отсюда появилось и несерьёзное отношение к балалайке как инструменту мужицкому. Поэтому в старину аристократы презирали её за столь «низкое» происхождение.
Раньше балалайки изготавливали из дерева, не используя при этом ни единого гвоздя. Но был и ещё один, весьма необычный материал... тыква. Такая балалайка была овальной формы. Внутрь помещали тонкий слой мелкого битого хрусталя, и звук получался чистым и очень звонким. Об этом необычном материале для изготовления балалаек интересное свидетельство оставил Николай Васильевич Гоголь в своём произведении «Мёртвые души». Одно из увиденных Чичиковым лиц автор описывает следующим образом: «Круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня».
В XV-XVII вв. балалайка стала популярной среди скоморохов, веселивших жителей городов и деревень. В конце XVII столетия современники писали: «Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».
Ни одно гулянье не обходилось без балалайки. Но так как в задорных песенках под перебор струн зачастую высмеивались вельможи и духовенство, скоморохов стали притеснять недовольные церковь и власть, подвергая дерзких музыкантов настоящим гонениям.
Игру на любых народных музыкальных инструментах церковь называла «бесовскими игрищами», а весельчаков-скоморохов — «служителями дьявола». В 1648 г. своим указом царь Алексей Михайлович Романов, отец будущего императора Петра Великого, повелел, чтобы «скоморохов с домрами и волынками в дом к себе не призывали, всяких бесовских игр не слушали и личин, то есть различных карнавальных масок, на себя не накладывали». Вот так...
Скоморохам запрещалось петь в домах и на улицах, плясать, водить хороводы, загадывать загадки, качаться на качелях, устраивать представления с ручными медведями. А музыкальные инструменты — гудки, гусли, домры, ложки и т. п. — велено было сжигать. Ослушавшихся музыкантов в первый раз публично били батогами, а во второй — отправляли в ссылку.
Со временем домра и вовсе исчезла в нашей стране. Но тягу народа к музыке не запретишь, и со смертью Алексея Михайловича о его указе быстро забыли. Балалайка вновь зазвучала в полный голос даже среди высшей знати. Под её разухабистое треньканье с удовольствием веселились русские правители: Пётр I, Екатерина II, Павел I.
В XVIII-XIX вв. благодаря балалаечнику-виртуозу, композитору, организатору и руководителю первого в истории России оркестра народных инструментов Василию Васильевичу Андрееву балалайку узнали и полюбили во всём мире.
А началась история так... Было это в 1880-е гг. В Петербурге проживал в ту пору известный смычковый и скрипичный мастер Владимир Васильевич Иванов. Однажды к нему пришёл молодой музыкант Василий Андреев и сказал, что хочет заказать изготовление балалайки по собственным чертежам. Сперва Иванов разгневался — ему, известному на весь Петербург уважаемому мастеру, предлагают сделать какой-то шутовской, скомороший инструмент! Да ещё и выбор молодого чудака пал на самое лучшее дерево, которое использовалось лишь для дорогих скрипок и виолончелей. Неслыханное дело! Поэтому Иванов отказался от заказа, и не просто отказался, а добавил с обидой, что Василий Андреев может приобрести балалайку в любой лавке, где торгуют всякими безделицами. Но молодой музыкант был упрямый. Он принялся расхваливать пожилому мастеру преимущества балалайки и, в конце концов, убедил его взяться за заказ. В итоге мэтру пришёлся по душе талантливый юноша, так горячо отстаивавший свою точку зрения и со всем пылом своей души «защищавший» неказистый инструмент.
Владимир Васильевич был очень удивлён, когда узнал, что посетитель хочет не только заказать балалайку, но и собрать оркестр из русских народных инструментов. Подобного в России ещё не бывало. В 1887 г. целеустремлённый молодой человек смог осуществить смелую мечту. В.В. Андреев основал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а чуть позже организовал оркестр русских народных инструментов, которому вскоре рукоплескали не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступления имели поистине оглушительный успех.
«Простонародные» инструменты, не имеющие никакого музыкального «статуса», — ложки, бубен, треугольник — зазвучали совершенно по-иному, возвышенно и благородно, что стало в мире музыки истинным открытием.
Более того! Когда музыканты В.В. Андреева побывали в Англии, британцы выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение игре на этом инструменте.
Сегодня нашу балалаечку во всём мире обожают. А в Японии даже есть коллектив под названием «Токийская балалайка», организованный по образцу оркестра русских народных инструментов.
Любопытен и такой факт: музыкант-виртуоз из Японии Сё Китагава в 2008 г. стал первым иностранным балалаечником, который победил на международном конкурсе в Екатеринбурге в номинации «Русская национальная музыка».
Грандиозный памятник балалайке установлен в Хабаровске. В 2014 г. 12-метровую композицию, представляющую китайскую пипу (лютня) и русскую балалайку, подарила делегация из китайского Харбина — города-побратима Хабаровска. Теперь скульптура является украшением Амурского бульвара.
Ежегодно 23 июня отмечается День балалаечника. Этот праздник придумал в 2008 году Дмитрий Белинский — он возглавляет Российский клуб музыкантов-народников.
В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой;
Я дал им вид, но не дал им названия;
Вдруг зимних бурь раздался зимний вой, -
И рушилось неверное созданье!..
Так перед праздною толпой
И с балалайкой народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный, и свободный!...
Он громкий звук внезапно раздаёт
В честь девы, милой сердцу и прекрасной, -
И звук внезапно струны оборвёт,
И слышится начало песни! – но напрасно –
Никто конца её не допоёт!...
М. Лермонтов Русская мелодия
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка...
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка.
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.
А. Пушкин «Евгений Онегин»
Снега и вихрь зимы холодной,
Горячий взор московских дев,
И балалайки звук народный,
И томный вечера припев?
М. Лермонтов «Коварной жизнью недовольный...»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку».
У М. А. Булгакова «Собачье сердце» – «Очень настойчиво с залихватской ловкостью играли за двумя стенами на балалайке, и звуки хитрой вариации «светит месяц» смешивались в голове Филиппа Филипповича в ненавистную кашу».
Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном из его писем читаем: «Балалаечней нашего братца трудно найти кого другого». Этот чеховский неологизм означает «безалабернее», «бестолковее», пожалуй, «разнузданнее». Да, в русском языке нет такого слова, но куда бедней и худосочней покажется Чехов, если выразить его мысль другими словами, лишёнными той смелой экспрессии, какая имеется в подлиннике. Вспомним старинные поговорки типа: «На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке».
Подобное отношение к балалайке сохранялось на протяжении столетий и устойчиво живет в общественном сознании вплоть до наших дней, широко бытует и сегодня. Отражено оно, в частности, и в известных образцах отечественной литературы XX века. Например, в романе М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» примечателен диалог двух пехотинцев-бронебойщиков, рядовых Петра Лопахина и Ивана Звягинцева. Звягинцев, в перерыве между боями, подчеркивая невозможность Лопахина быть командиром по причине его постоянного балагурства, говорит ему: «А ты балабон и трепло. Ты всю жизнь шутки шутишь и языком как на балалайке играешь [...] Балалайка ты, Лопахин! Пустой человек».
Л. Н. Толстой «Война и мир»: «Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл, очевидно, какой-нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее. – Это у меня мой Митька кучер. Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку».
«Ещё, пожалуйста, ещё, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто».
У Ф. М. Достоевского в «Записках из Мертвого дома»: «Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов: две скрипки (одна была в остроге, другую у кого-то заняли в крепости, а артист нашелся и дома), три балалайки – все самодельщина, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива – всё было своё, оригинальное, арестантское».
А. П. Чехов «Драма на охоте»: «Свидание с Тиной вывело меня из забытья… Через десять минут она ввела меня в залу, где полукругом стоял хор… Граф сидел верхом на стуле и отбивал руками такт… Пшехоцкий стоял позади его стула и удивлёнными глазами глядел на певчих птиц… Я вырвал из рук Карпова его балалайку, махнул рукой и затянул…
– Вниз по ма-а-атушке… па-а-а Во-о-о…
– Па-a В-о-о-о-лге… – подхватил хор…
– Ай, жги, говори… говори…
Я махнул рукой, и мгновенно, с быстротой молнии наступил новый переход…
– Ночи безумные, ночи весёлые…
Ничто так раздражающе и щекочуще не действует на мои нервы, как подобные резкие переходы. Я задрожал от восторга и, охватив Тину одной рукой, а другой махая в воздухе балалайкой, допел до конца «Ночи безумные»… Балалайка с треском ударилась о пол и разлетелась на мелкие щепки…».
Тум, балалайка!
Тамара Гришина
Русское сердце живёт в балалайке,
Но говорит нам любым языком,
Радует, песней всех зажигая...
Мы балалайку любим и ждём.
В жаркой Италии ждёт мандолина,
В Азии тихо страдает дутар,
В гордой Испании вторит гитара,
Ах, балалайка – в сердце пожар!
Грусть в балалайке бывает недолго–
Песни-припевки всех насмешат...
Вот плясовая вихрем взлетает,
Все каблуками дробно стучат.
И здесь, над Волгой, мотивом известным,
Русская удаль в ней зазвучит.
Вальсом старинным вдруг разольётся,
Песнею русской вдаль улетит.
Пой, балалайка, жар отдавай-ка
Русского сердца радость-печаль.
Пой, балалайка, нас согревай-ка,
Русское сердце всем передай!
Балалайка
Владимир Кулаев
Всем известна балалайка
С незапамятных времён!
Ну, а вот, пойди, сыграй-ка!
Не умеешь? Не учён?
Три струны на балалайке,
Но красиво как бренчат,
И в дому и на лужайке
Созывают в круг ребят.
Любо-дорого послушать,
Что расскажут три струны,
Запоют на воле души
Песни русской старины!
Не забудем эти звуки!
Балалайка и гармонь –
Это радостные муки,
Ты вот только струны тронь!