Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ
«В моих руках — душа России,
кусочек русской старины
Когда продать гармонь просили,
я отвечал: «Ей нет цены»
Как нет цены у глаз бездонных,
у звёзд, у солнца, у луны,
У одержимых и влюблённых,
у Веры нашей и страны!
Бесценна музыка народа,
что в песнях Родины живёт,
Её мелодией природа,
как тот бальзам на сердце льёт.
Не хватит золота и денег,
чтобы гармонь мою купить,
И тот, чей слух она заденет,
не сможет без неё прожить».
П. Трофимов
У каждого народа есть своя особинка, свое «родимое» пятнышко. У испанцев — коррида, в Италии — макароны, в Аргентине — футбол, а у россиян... В этом знаменитом ряду — перезвон колоколов, чистота русских берез, золото ржаного поля, шум дождя, плач гонимых ветром журавлей. И все же главное место отводится русской песне, пляске и гармони.
Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха.
Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.
По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.
Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.
Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы. Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
По директиве наркомата обороны летом 1941 года на фронт было отправлено 12 000 гармоней, осенью — ещё 60 000. Гармонь заполняла досуг бойцов, задушевно певших в перерывах между боями об оставленных любимых.
Русская гармонь бывает двух видов.
В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.
ВЯТСКАЯ ГАРМОНЬ
Весной 1842 г. в селе Истобенском Вятской губернии появилась первая гармонь вятского мастера Данилы Нелюбина. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные – более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Инструмент дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. В 1900 г. на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях.
ЕЛЕЦКАЯ РОЯЛЬНАЯ ГАРМОНЬ
Елецкая рояльная гармонь – уникальный инструмент, которому более 150 лет. Почему рояльная? В елецкой гармони клавиши, как у рояля. Клавиатуры расположены как справа, так и слева. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная – предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX в. Крестьянин А.П. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру.
КИРИЛЛОВСКАЯ ГАРМОНЬ
Своё название кирилловская гармонь получила в честь Кирилловского уезда Вологодской губернии. Кирилловская гармонь появилась в 1850 г. Её сделал Иван Разин. Он был первым гармонистом, который привёз в уезд так называемую гармонь-черепашку. Загоревшись, Разин решил также освоить искусство изготовления гармони, и у него получилось. Кирилловская гармонь прославилась на всю Россию. Хромки, тальянки, питерки, венки – это были различные модели кирилловских гармоней, без которых не обходилось ни одно народное гулянье.
ЛИВЕНСКАЯ ГАРМОНЬ
Ливенская гармонь («ливенка») – разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном – плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Они делались из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжаются в Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов г. Ливны.
САРАТОВСКАЯ ГАРМОНЬ
Саратовская гармонь появилась в 1855 – 1856 гг. Отличается от других видов русских гармоник тем, что на ней имеются колокольчики. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. В 2009 г. на проспекте им. Кирова в Саратове установлен памятник Саратовской гармони. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города – гармони.
ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ
В Туле в 1820 г. появилась первая российская гармонь. Производство ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов на своей самоварной фабрике. В 1900 г. двух – и трёхрядные венские гармоники получили награды в Париже. В 1905 – 1907 гг. началось изготовление хроматических гармоник. Гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский -Титаренко назвал «баяном». В годы Великой Отечественной войны производство гармошек было прервано. С фронта пошли письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!». Ныне тульская гармонь звучит по всему миру и, конечно, в России.
ШУЙСКАЯ ГАРМОНЬ
Гармони в городе Шуя выпускаются с 1887 г. Это о них строки старинной песни – «Я поеду в город Шую и куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело!». Гармонь в Шую привёз с Нижегородской ярмарки Иван Соколов. По этому образу и подобию он сделал инструмент со своими изменениями. В Шуе начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. По происшествие нескольких лет слава о шуйской гармонике и о мастере Соколове (точнее, о братьях Соколовых) разнеслась по всей России.
Я знаю, что настанут времена,
И истина на землю возвратится,
Как в старину, околицей звеня,
Гармонь моя опять заголосится.