Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
КРЫМ. КРАСИВЫЕ МЕСТА, ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?
А.С. Пушкин
О Крыме, истинной жемчужине на берегу Чёрного моря, слагают легенды, пишут сонеты, сочиняют песни. Историки и археологи до сих пор спорят о том, какой народ первым обосновался на Крымском полуострове, ведь этот богатый и уютный уголок привлекал внимание многих. Здесь возводили и в беспощадных войнах разрушали города, основывали полисы и империи, создавали и развеивали в пыль целые государства — и каждая народность оставляла свой след. Считается, что со времен первого заселения Крыма на полуострове побывало около ста наций.
Многие из нас не раз отдыхали на теплых песчаных и галечных пляжах Крыма, прогуливались по уютным набережным, любовались удивительными закатами и рассветами в горах. И всякий раз хочется вновь вернуться сюда. В Крыму есть все, о чем только может мечтать искушенный искатель диковинок, заядлый путешественник или обычный турист, — дворцы и дворянские имения, памятники культуры древних народов и старинная архитектура, неповторимая природа, теплое море, прекрасные пляжи, горы, скалы, пещеры... Крым настолько разнообразен и неординарен, что заслуженно носит звание «мира в миниатюре».
Вдохновленные красотой родной земли, люди воспевали озера, скалы и горы Крыма в легендах. Войны и другие исторические события также оставили след в крымском фольклоре - много сохранила народная память преданий о возведении городов и храмов, о жестоких завоевателях и мужественных защитниках Родины. Откройте для себя Крым — край загадок и чудес!
КАМЕННАЯ ХИЩНИЦА
На западе от курортного поселка Симеиз находится гора Кошка. Изначально она называлась Кош-Кая, что в переводе с крымско-татарского означает «парная скала», однако позже имя ассимилировали. Если смотреть на гору с восточной стороны, то сходство с припавшей к земле кошкой отрицать сложно: основной хребет похож на изогнутую спину, острый выступ ближе к побережью напоминает навостренное ухо. Гору пересекает расщелина, покрытая кустарниками — ладанником и иглицей. Склоны поросли можжевельником, дубами, грабами и фисташковыми деревьями, тогда как верхушка практически лишена растительности. Наверху расположена обзорная площадка, к которой ведет довольно крутая тропинка. Трудный подъем компенсируют прекрасные виды, открывающиеся уже на половине пути: с Кошки можно разглядеть Симеиз и поселок Голубой Залив, а также прекрасную панораму Ай-Петри. Гора интересна и с исторической точки зрения: на ее склонах были найдены таврские дольмены и остатки каменной кладки крепости Лимена-Кале.
Многих туристов привлекает легенда, разительно отличающаяся от всех других Крымских невероятных историй. Если верить ей, в античные времена, в одной из пещер поселился незнакомец. Он ни с кем не общался, местное население посчитало его святым. Никто даже не догадывался – это злой и жестокий преступник, старавшийся забыть свое прошлое и людей.
Один дьявол догадался кто он. Однажды, превратившись в кошку, дьявол пришел к злодею, естественно тот пнул его. Выкинул из своей обители. Но этой нечистой силе показалось мало. Он позвал помощника, который превратился в прекрасную девушку. Таким образом, они пытались вывести преступника на чистую воду. Но высшие силы, после таких выходок, разозлились не на шутку, превратив всех участников в скалы. Так и появилась гора Кошка, скала Монах и Дива.
ГОРОД НАРОДНОЙ СЛАВЫ
Севастополь — город-герой, крупный морской порт, важный промышленный и культурный центр Крыма. Город расположен в юго-западной части Крымского полуострова на берегу большой Севастопольской бухты. Севастополь был основан в феврале 1784 г. С греческого языка его название переводится как «величественный город», «город, достойный поклонения». На протяжении всей истории Крыма Севастополь подтверждал, что недаром получил свое имя. Он сыграл важнейшую роль в Крымской войне 1853-1856 гг. О нем до сих пор слагают и рассказывают легенды. Вот одна из них.
Если бы скалы могли говорить, многое рассказали бы нам севастопольские горы: и о том, как строился этот город славы российской, и о том, как защищался от врагов.
Когда враги окружили Севастополь, поступил приказ: матросам сойти на берег, а корабли затопить, преградить противнику путь в бухту, задержать его. Легко приказать матросу сойти с корабля, но страшно слышать моряку такие слова. А еще страшнее потопить корабли. Но это надо было сделать, и это сделали русские матросы.
Они воевали на суше за море, за корабли, за гордость российскую, за честь матросскую, воевали и погибали. Считается, что мачты затонувших кораблей задержали врага. А говорят, что не так это было. Так сильна была любовь матросов к родным кораблям, что не выдержали их сердца даже после смерти. Люди говорили, что после боя солдаты лежали на земле, будто прощаясь с нею, но матросов среди них не было. По ночам погибшие матросы уходили в море, стеной становились под водой у своих кораблей. Через такую преграду вражеский флот не пройдет. Мертвые матросы крепко, по-братски держались за руки и не пустили врага. Так было под водой синей бухты Северной.
Был среди матросов парень, Кошкой звался. Когда приказали уйти с корабля — растерялся было матрос. Как на море защищать землю, он знал, как море на земле защищать — этому его никто не учил. А это трудная задача. Один старый солдат Кошке рассказывал, как ночью по звездам дорогу находить, как скрываться за родными камнями. Говорил солдат:
— Ты не бойся, матрос, себя камням отдай, они тебя от пули спрячут. Они тебя так прикроют, что никакой враг не заметит.
И полз матрос мягко, неслышно. Продвигался Кошка вглубь вражеских траншей. Не одного рядового, не одного офицера живым к своим приволок.
Люди говорят, что все-таки поймали враги матроса. Поймали и повели. Что-то бормотали, о чем-то расспрашивали, показывали на город, который пылал совсем рядом. Улыбаясь, стоял Кошка и молчал. Улыбка его была такой, что даже враг понял — не следует матроса спрашивать, ничего не скажет.
Когда офицер отдал приказ стрелять, Кошка улыбнулся и показал на берег. Берег был крутой, а внизу шумело море. Оно как будто учило матроса, что надо делать. Слушал его Кошка и все понимал. Он еще раз показал на самый край берега, говорил:
— Братки, нельзя меня стрелять здесь, матрос должен в воде погибнуть. Не дайте умереть без чести.
Никто не знает, как враги поняли матроса Кошку. Поставили над самым обрывом. Прозвучала команда «огонь» — и парень исчез. Море заволновалось, зашумело, приняло матроса, бережно с волны на волну перекладывая, покачивая, обмывая соленой водой, назад к своим понесло. Вынесло море матроса Кошку на берег, положило и отхлынуло. Подняли Кошку друзья, перевязали. Встал он на ноги и снова на бастион пошел.
А еще все говорят про Дашу Севастопольскую. Какая она была? Ласковая, своя, родная. Каждый кустик помнит, какая у Даши душа была. Кто первый к матросу подходил, ласковое слово говорил, раненых водичкой поил? Даша.
Красавицей, говорят, была. Но откуда быть красоте у этой девушки? Сирота, всю жизнь проработала на богатых. Руки не бархатные, шершавые. Может, поступь легкая? Нет, ходила по земле твердо. А почему? Попробуй взять на плечи два ведра с водой, пойти на гору под ядрами да злыми пулями. На земле надо твердо стоять. Не лицом — душой красива была Дашенька.
Весь сгорел Севастополь в ту пору. И гореть-то нечему, а он все горит. Каждый камень горел, врага не пускал... Нашим уходить приказано. Как уйдешь с такой земли, с таких камней? Мост поставили, качался он, море плакало. Оно жаловалось: матросы, что вы делаете? Вернитесь, бейтесь! А приказ дан — отходить. Кто держал мост? Говорят, понтоны. Нет, мост держали мертвые моряки. Своих спасали, море уговаривали: постой, перестань бушевать, свои же уходят, на той стороне тоже земля русская.
Эта сила богатырская, эта воля народная вскоре вернули Родине ее город славы на вечные времена.
ПАМЯТЬ О БЕСПРИМЕРНОМ ГЕРОИЗМЕ
Близ поселка Аджи-Мушкай, который сегодня стал пригородом Керчи, издавна добывали известняк. Перед Великой Отечественной войной около него действовали два забоя — Большие и Малые Аджимушкайские каменоломни. В 1942 г. после поражения на Крымском фронте советские войска оставили Керчь. Отход от города прикрывали несколько отрядов. Они не успели покинуть территорию и были вынуждены остаться в каменоломнях.
Сначала появлявшиеся буквально из-под земли солдаты заставали немцев врасплох, но вскоре тайну каменоломен раскрыли. Фашисты завалили все внешние колодцы (внутри шахт источников воды не было), пускали в штольни газ и устраивали на поверхности взрывы, чтобы обрушить внутри потолки. Советские воины сопротивлялись более двух месяцев, но силы были неравны.
В октябре 1942 г. немцы заняли каменоломни. Из 10 тыс. человек, состоявших в отряде каменоломен, в живых осталось меньше 50.
Сегодня в каменоломнях действует музей, посвященный подвигу советских солдат. Выставленные документы и сохранившиеся с военных времен братские могилы и обвалы производят гнетущее впечатление. В музее все направлено на то, чтобы вызвать в людях глубокий отклик.
МОРСКАЯ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА МИСХОРА
Пляж «Русалка» находится на Южном берегу Крыма, на территории Мисхора, который сегодня стал частью поселка Кореиз. Своим названием он обязан скульптуре русалки с ребенком, расположенной в нескольких метрах от берега. История мисхорской ундины не менее грустна, чем ее копенгагенской тезки. Согласно легенде, некогда в Мисхоре жила красавица Арзы, которую накануне свадьбы с любимым украли и продали в гарем стамбульского султана. Восточный правитель любил Арзы, у них родился сын, но ничто не могло изгнать тоску из сердца девушки. Через год после похищения красавица поднялась на башню султанского дворца, стоявшего на берегу моря, и бросилась в воду с сыном в руках.
Пляж бесплатный, поэтому в высокий сезон здесь бурлит жизнь: бегают и плещутся дети, в шезлонгах дремлют их родители. Любители уединения предпочитают приходить сюда рано утром, чтобы спокойно насладиться теплой чистой водой и прогулкой по галечному пляжу. Кроме того, от «Русалки» отходят прогулочные катера — с моря открывается замечательный вид на гору Ай-Петри.
Памятник русалке с младенцем на руках, которая сидит на скале среди волн, и скульптурная композиция «Похищение Арзы» принадлежат известному русскому и эстонскому скульптору, академику Петербургской академии художеств А. Г. Адамсону. Скульптура была создана в 1905 г.
ЛЕГЕНДА О РУСАЛКЕ И ФОНТАНЕ
Уже более двух веков прибрежная зона Мисхор считается одним из лучших мест отдыха на Южном берегу Крыма. Сегодня эта зона занимает береговую полосу шириной в 10 км и включает поселки Кореиз, Гаспра и Мисхор. Целебный воздух, уникальный ландшафт, теплое море всегда привлекали сюда людей. Сначала территорией Мисхора владели татарские ханы, колония генуэзцев, потом она оказалась под османским владычеством, а позже была широко известна среди русской аристократии. Сегодня это чудесное место, богатое чистым горным, воздухом и свежим бризом, доступно каждому. Одной из самых ярких достопримечательностей Мисхора является знаменитый памятник русалке. В очень древние времена, когда Южный берег Крыма был во власти турецкого хана, в деревне Мисхор жил скромный труженик Абий-ака. Домом ему была маленькая хижина на берегу моря, а единственным утешением — виноградник да сад с персиками и яблоками. Все уважали Абий-ака за честность и доброту. Бережно и с любовью он выращивал виноград и ухаживал за дынями на баштане.
Была у этого человека единственная дочь Арза, красивая и добрая, в которой отец души не чаял. Знали все о мудрости Абий-ака и о красоте его дочери. Говорили, что стан у нее, как лоза винограда, волосы, как струи чистой горной реки, а нежные щеки, как бархатные персики.
Узнал о красоте Арзы и хитрый старик Али-Баба. Как-то раз он увидел ее на берегу возле фонтана и с тех пор потерял покой. Но в селении не любили Али-Бабу, хитрого и злого обманщика. Была у старика фелюга с пестрыми парусами, на которой он привозил заморские товары в Мисхор. Ходила молва, что старик на этой фелюге увозит красивых девушек в Стамбул для продажи в турецкие гаремы. Не раз замечала Арза пристальный взгляд Али-Бабы, когда брала воду из фонтана. Но не боялась она его, лишь с опаской поглядывала вслед.
Шло время, и все красивее становилась Арза. Многие женихи присылали сватов, но Абий-ака никому не отдавал любимую дочь. Почему? Любила Арза веселого парня из дальней деревни, которого встретила однажды у прибрежного фонтана. О нем были ее мысли, когда подолгу сидела у моря, глядя на волны. И вот пришел день, когда возлюбленный Арзы прислал сватов. Покачал головой Абий-ака, жаль ему было отдавать дочь в чужую деревню, заплакала мать. Но не отказали сватам родители.
Весной все расцвело вокруг дома Абий-ака, как его дочь, готовясь к свадьбе. Радовалась Арза, да только сердце печалилось: не хотелось покидать любимый отцовский дом.
Настал день свадьбы. Весело было в Мисхоре, вся деревня сошлась во двор Абий-аки. Звенели смех и песни, но Арза ходила печальная. Хотелось еще раз увидеть любимый фонтан и полюбоваться красотой уходящего за край моря солнца. Взяла она медный кувшин и спустилась к фонтану. Здесь она вспомнила детство, беззаботную юность, но не подозревала девушка, что несколько коварных глаз наблюдают за ней, следят за каждым шагом. Не замечала она, что в прибрежных кустах прячутся чужие люди. Не знала, что фонтан окружен со всех сторон. Посидев у берега, Арза подошла к фонтану, нагнулась и подставила кувшин под желобок, чтобы в последний раз набрать здесь воды. Но вдруг из-за кустов на нее кто-то набросился, и цепкие руки обхватили ее стан. Неизвестные схватили девушку, завернули в плащ и во главе с Али-Бабой бросились к судну у берега.
Али-Баба был очень рад: наконец-то он потешит свое жадное сердце, получит много денег от султана. Обезумев от ужаса и горя, кинулся отец Арзы на поиски дочери, бросились за ним жених и гости, но было поздно — фелюга Али-Бабы, покачиваясь на волнах, уносилась к Стамбулу.
Шло время, все в Мисхоре тосковали о бедной девушке, зачах и ее любимый фонтан. Исчезла Арза — и он стал иссякать, лишь тяжелые капли, как горькие слезы, катились с желобка.
Привез Али-Баба девушку в Стамбул и продал за очень большую плату самому султану. Тосковала, плакала Арза в гареме, не находила себе места, но делать было нечего, ведь она — наложница султана. Арза родила мальчика, но он не принес облегчения ее душе. Через год с того дня, когда руки разбойников схватили ее на далеком крымском берегу у любимого фонтана, поднялась Арза с ребенком на угловую башню султанского дворца и бросилась в пучину Босфора.
Минул ровно год, как прыгнула в море Арза. Фонтан стал полнее, вода быстрее потекла по его краям, а из тихих волн появилась русалка с младенцем на руках. Она подошла к фонтану, жадно пила воду, играла со струей, смачивала руки и волосы, ласково гладила камни, сидела на берегу, задумчиво всматривалась в морской простор, глядела на родную деревню. А потом, тихо опустившись в морские волны, исчезла до следующего года...
СЕРДЦЕ КРЫМСКИХ ГОР
Возраст Большого каньона насчитывает несколько миллионов лет. Его формирование началось с тектонической трещины, которая под действием водной эрозии приобрела свой современный вид. Длина каньона — около 3 км, глубина — более 300 м, а ширина местами сокращается всего до 3-4 м. В этой местности сформировался уникальный микроклимат: здесь всегда холоднее, чем в прилегающих районах, а также более влажно.
Исследовать каньон лучше всего во второй половине лета или в начале осени. В это время речка Аузун-Узень, петляющая по его дну, становится мелководной, что позволяет легко передвигаться по ее каменистым берегам. Однако не стоит надеяться на легкую прогулку — здесь потребуются физическая подготовка и умение штурмовать невысокие горные препятствия. Правда, природные чудеса, поджидающие туриста на каждом шагу, с лихвой окупают трудности. В Большом каньоне бьет источник Пания, который мог бы снабдить водой целый город. Другое популярное место — родниковая купальня с романтическим названием Ванна молодости, температура воды в которой не превышает +9...+11 "С. Согласно поверью, искупавшиеся в ней обретают вторую молодость.
ГОРА МЕДВЕДЬ
В древности Южный берег Крыма был покрыт дремучим лесом, а в том лесу жили люди. Тяжело было им выживать среди суровой, дикой природы: на каждом шагу подстерегала опасность. Люди в страхе обращались к богу, моля о защите и помощи.
Шли годы. Люди расчищали дремучий лес, освобождали от камней склоны гор, возделывали землю, сажали деревья и виноградники. Отступили перед человеком лесные дебри, покорились горы, стало ласковее море. Почувствовали люди свою силу и перестали поклоняться богу.
Узнал об этом бог и страшно разгневался. Полетел он на север, где лежал великий медведь, скованный огромными льдами и крепкими цепями. Бог раздвинул льды, снял с медведя цепи и велел плыть в южную страну, чтобы наказать непокорных.
Обрадовался медведь свободе и поплыл по морям и океанам. В том месте, где лежала деревня Форос, он вышел из глубоких вод на сушу. Медведь был громаден, тяжел и страшен, будто необъятная грозная гора, а шерсть на нем была густая, как дремучий лес. Могучие лапы зверя грузно ступили на крымскую землю, и его мощная спина достигла облаков. Такие волны поднялись при выходе медведя из воды, что несколько деревень было смыто.
Великий медведь двинулся вдоль берега, разрушая все на своем пути. Страшные лапы раздавливали все, что под них попадало. Острые могучие когти взрывали землю, оставляя ряды глубоких оврагов и ущелий. Под тяжестью медвежьего тела поползла земля со склонов крымских гор, обнажились каменные недра. Но и камень не устоял перед небывалым грузом: разрушились с грохотом скалы и целые горы, рассыпая далеко вокруг себя груды осколков.
На том месте, где ныне простирается город Ялта, великий медведь пустил в ход всю свою силу. Он давил могучими боками, бил тяжелыми лапами, разъяренно выл и раздирал все неумолимыми когтями. Высокие горы отодвинулись дальше от берега, глубокие долины и широкие котловины образовались там, где прежде были холмы и пологие скалы.
Так великий медведь добрался до цветущей Партенитской долины, ласкающей взор невысокими холмами, роскошными садами и виноградниками, сочной зеленью лугов, сверкающими на солнце водопадами.
Поглядел медведь на красивую долину и увидел, что нет лучшего места в Крыму, а может быть, и на всей земле. Дрогнуло свирепое сердце. Нет, не будет он больше разрушать этот чудесный край. Он останется здесь жить, чтобы вечно любоваться прекрасной природой, дышать горным воздухом, купаться в теплых водах Черного моря. Он не желает возвращаться на север, где его ждет неволя в ледяном логове.
Зевнул медведь так, что горы задрожали, сполз к морю, опустился на колени, погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море, высокие волны ходили по всему побережью от тяжелого дыхания зверя.
Увидел бог, что медведь перестал его слушаться, и произнес слова заклинания:
— Оставайся же навеки на этом месте.
Стало каменеть огромное тело медведя. Могучие бока превратились в отвесные кручи, высокая спина стала округлой вершиной горы, голова сделалась острой скалой над морской пучиной, густая шерсть обратилась в непроходимую дубовую чащу. Великий медведь стал Медведь-горой. Лишь Черное море продолжало бурлить около его пасти, как будто он все еще пьет воду.
ОПЛОТ КОЛОНИСТОВ
Генуэзская крепость — древнее сооружение, созданное более 600 лет тому назад. Точная дата постройки неизвестна. Историки считают, что первые укрепления возвели византийцы или хазары в конце VII в. Сохранившиеся башни и стены сложили генуэзцы на рубеже XIV и XV вв. При них крепость была опорным пунктом в колонизации окрестных земель. В целом в цитадели сохранилось около 20 башен. Судя по наиболее уцелевшим образцам, высота башен составляла около 15 м, окружавшие их стены поднимались примерно на 7 м и имели толщину 1,5-2 м.
Генуэзская крепость представляет огромный интерес для историков — это редкий образец дошедших до нас средневековых укреплений. Кроме того, она на редкость красива.
ГЕНУЭЗСКАЯ ЦИТАДЕЛЬ
Судакская крепость — единственная генуэзская цитадель, сохранившаяся в Крыму. Она расположена на конусообразной горе и занимает площадь 29,5 га. Крепость имеет два яруса обороны: нижний представляет собой массивные оборонительные стены и башни, верхний состоит из Консульского замка и башен, соединенных стеной, на самой вершине находится Дозорная башня, называемая в народе Девичьей. Крепость была построена в 212 г., но замок с Девичьей башней могли быть возведены и раньше.
Говорят, в те времена, когда над Сугдеей господствовали греки, эта башня уже существовала и в ней жила дочь архонта, гордая и неприступная красавица, подобно которой не было в Тавриде. Диофант, лучший военачальник Митридата, тщетно добивался ее руки, а местная знатная молодежь не смела поднять на нее глаз. Не знали, что девушка любила простого деревенского пастуха, как казалось по его одежде.
Однажды дочь архонта пошла в лес на могилу своей рабыни. Несчастная девушка, ее любимая прислужница, сорвалась со скалы и убилась. По обычаю, ее там и похоронили, сделав углубление на могильной плите, чтобы собиралась роса, а птицы, утолив жажду, порхали над нею и пели усопшей песню рая.
Дочь архонта пошла покормить птиц и увидела у могильной плиты пастуха. Благородное лицо его дышало грустью, а кудри пышных волос смеялись встречному ветру. Дочь архонта спросила, кто он.
— Как видишь — пастух, а откуда, и сам не знаю. Смутно помню какую-то иную, чудную страну, высокие колонны, храм. А был или не был там — не знаю.
Девушка улыбнулась. Она тоже, как сон, вспомнила тот город с колоннами, храмами и мавзолеями, откуда ее привезли в раннем детстве. Разговаривая, не заметили, как ушла грусть и пришла радость, как забыли пастух и дочь архонта разницу их положений и как согласно стали биться их сердца. С тех пор только прекрасным пастухом жила дочь архонта, а пастух знал, что среди богов и людей нет счастливее него. Плита стала алтарем, небесная роса сближала их с горной высью, а песнь птиц казалась священным гимном любви.
Но как-то увидели их вместе и донесли архонту. В ярости тот приказал схватить пастуха и бросить в каменный мешок под башней Кыз-Кулле. Прошло несколько дней, и ветер донес до слуха обезумевшей от горя девушки стон заключенного. Поняла она все, ночью спустилась по веревке в колодец и спасла любимого.
Без сознания лежал пастух на полу в замке царевны, когда отворилась дверь и вошел архонт. Он гневно поднял руку, но тотчас опустил ее. На груди юноши он увидел знак, только ему одному известный, и понял, кто этот пастух. Молнией пронеслась в памяти битва двух городов, пленение его семьи и горе без границ, когда из плена не вернулся его первенец. Смертная бледность покрыла чело архонта. Ужас овладел им. Но, придя в себя, он потребовал привести врача и приказал спасти умирающего:
— Я не хочу отравить печалью добрый порыв моей дочери. Ты должен помочь ему.
Юноша был спасен. Вскоре один из кораблей должен был отправиться в Милету. Архонт приказал выздоравливающему готовиться в путь — отвезти государственную запись.
— Через год, — тихо сказал он дочери, — корабль вернется назад. Если твой возлюбленный не изменит тебе, ты увидишь на мачте белый знак, и я не буду противиться вашему счастью. Но если ты не увидишь этого знака, ты не должна печалиться, что не отдала руки недостойному, и должна без слез и возражений отдать ее Диофанту.
Отошел корабль с приказом вернуться через полгода и с тайным наказом корабленачальнику оставить юношу в Милете до следующего прихода корабля.
Медленно, как черепаха, потянулись серые дни. Полную свободу дал дочери архонт, но свобода одиночества — самая полная из всех, в то же время и самая тоскливая. Дочь архонта заперлась в Девичьей башне и только изредка спускалась к могиле, где впервые увидела пастуха.
Так прошло лето, на исходе был месяц сбора винограда, наступал листопад. Стал чаще посещать страну бог туманов и по ночам являлся царевне неясным стариком, седая борода которого обвивала замок и тонула где-то в морской дали, на серебристом отсвете луны. Закрывал туман эту даль, и туманился взор девушки безотчетною тоскою.
Однажды, когда проглянувшее солнце угнало туман в горные ущелья, сугдейцы увидели свой корабль, опускавший паруса у пристани. Увидела его и дочь архонта, но не было на нем белого знака. Бледная, гордая и красивая, как никогда, вышла она к рабыням и приказала подать лучший хитон, лучшую тунику и диадему из опалов и сапфиров.
— Теперь позовите Диофанта.
Вбежал влюбленный военачальник Митридата по ступеням башни Кыз-Кулле и, очарованный, бросился к ногам красавицы.
— Знаешь ли ты, Диофант, как любит греческая девушка?
И дочь архонта, полная гордости и красоты, быстро подошла к арке окна и бросилась в бездну.
ПТИЦЫ-АМАЗОНКИ
В Евпаторийском уезде находится небольшое татарское поселение Огуз-оглу (в переводе — «сын вола»), расположенное в четырех верстах от морского берега.
Эти места широко известны благодаря обилию разнообразных птиц. Традиции запрещают ловить и убивать их, а также приближаться к острову, на котором обитают пернатые. Об истории возникновения этого запрета рассказывает старинная легенда.
Амазонки - это женщины-воины, которые впервые упоминаются в древнегреческой мифологии как воительницы, имевшие государство и царицу. По преданию, амазонки не терпели присутствия рядом мужчин, кроме как с целью продолжения рода. Родившихся мальчиков они отсылали отцам или убивали, а девочек воспитывали как будущих амазонок. С амазонками воевали греческие герои Геракл и Тесей. Женские погребения с оружием встречаются по всей территории причерноморской Скифии.
Давным-давно в эти места пришли неизвестно откуда девы-воительницы. Через несколько месяцев они подверглись нападению со стороны дикарей, пришедших из лесов. После отчаянной и продолжительной борьбы девы заявили своей царице, что не смогут долго защищаться.
— В таком случае, — отвечала та, — нам придется или умереть, или сдаться.
— Лучше мы все бросимся в море, — сказали девы.
— Отлично. Я первая сделаю это как мать-царица.
На следующий день битва обновилась. Так ожесточенно сражались обитатели лесов, что девы вынуждены были броситься в морские волны, желая смерти. Однако морское дно приподнялось, и образовался остров с множеством раковин. Так Аллах избавил воительниц и от смерти, и от неволи.
Эта неожиданность изумила дикарей. Но они не могли понять, что подобное чудо способен совершить только Бог, и решили пробраться на остров и переловить всех дев живыми. Вождь распорядился, чтобы его воины принесли бревна, смастерили из них плоты и спустили на воду. Взобравшись на плоты, воины приплыли на остров. Затем по приказу предводителя бросились на беззащитных женщин. Но не успели дикари подбежать к ним, как воительницы исчезли, а с острова поднялась в воздух стая птиц. На этот раз Господь окончательно спас прекрасных амазонок от злодеев.
Местные жители полагали, что птицы, населяющие их степи, это те самые девы. Считалось, что убить одну из них — такое же злодейство, как убийство человека. В наше время многие не верят в эту историю, но не найдется в селении человека, который позволил бы себе застрелить птицу.
Если вас заинтересовали легенды и истории Крыма предлагаем книги, которые позволят увидеть достопримечательности Крыма и станут помощниками в познании истории этого чудесного, полного тайн края.
КАЛИНКО, Т.Ю. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА / Т.Ю. Калинко.- М.: Издательство «Э», 2016.- 96 с.: ил. – (Занимательная энциклопедия). (12+)
СЛУКА, И.М. 100 САМЫХ КРАСИВЫХ МЕСТ КРЫМА / И.М. Слука.- М.: Эксмо, 2016.- 96 с.: ил. – (100 лучших). (0+)
ДВОРЦЫ И КРЕПОСТИ КРЫМА
Благодатные земли Крымского полуострова всегда привлекали ценителей прекрасной природы: морские пейзажи, высокие горы, шикарные водопады и обилие ароматных растений сделали эти места райским уголком на планете. Поэтому неудивительно, что люди стремились возвести жилые строения для постоянного проживания или для посещений в теплую пору. Естественно, те, кто обладал значительным капиталом, могли себе позволить приобрести большой участок земли, нанять известного зодчего и закупить лучшие стройматериалы. Так появились уникальные по красоте и изяществу дворцы Крыма.
Строительство происходило в основном на рубеже XIX-XX веков. За это время было возведено более 10 роскошных строений. Исторические события не раз разрушали значительную часть имений, некоторые переходили от одного владельца к другому. Благо, восстановительные работы проводились постоянно. Сегодня одни строения стали музейными комплексами, другие – санаториями.
ДВОРЕЦ КНЯГИНИ ГАГАРИНОЙ
(Годы строительства: 1902-1907)
Великолепный дворец радует своей красотой жителей и гостей посёлка Утёс, расположенного на южном берегу Крыма. Дворец княгини Гагариной не похож ни на волшебный терем, ни на восточный особняк или роскошную усадьбу екатерининских времён. Нет, он напоминает скорее рыцарский средневековый замок с узкими окнами, острыми шпилями и башнями. При входе во дворец можно увидеть герб древнего княжеского рода Гагариных, а на нём - надпись на латинском, гласящая «В древности - сила».
На живописном мысе Плака особняк появился благодаря княгине Гагариной. Женщина была уже пожилой, когда началось строительство дворца. Княгиня решила возвести здание в память о своём любимом муже Александре Гагарине. Первоначально это был брак по расчёту: губернатор Гагарин взял в жёны грузинскую девушку с красивым именем Тассо по договорённости с её родителями, испытывавшими в то время финансовые трудности. Тем не менее, муж и жена влюбились друг в друга и прожили хоть и совсем не долгую, но очень счастливую жизнь вместе.
Спустя три года после свадьбы князь погиб на дуэли. Гагарина очень тяжело переживала утрату. Она поселилась в усадьбе мужа и решила воплотить его мечту: Гагарин хотел возвести дворец в каком нибудь красивом тихом месте. Однако денег на строительство у женщины не было. Княгине удалось исполнить желание покойного супруга, лишь, когда она была уже в достаточно зрелом возрасте: племянник Гагариной, человек весьма состоятельный, подарил ей на юбилей необходимую сумму.
Дом строился пять лет, в 1907 году работы по возведению здания завершились, и в тот же год Гагарина скончалась.
Архитектором выбрали Николая Краснова. Это был один из лучших архитекторов Ялты. Для строительства здания использовали очень дорогие материалы из Франции, Германии и Италии. Также вместе с дворцом была возведена церковь, во дворе которой и похоронили хозяйку усадьбы. Дом построен в спокойных серых и бежевых тонах, выделяется лишь крыша - оранжевого оттенка. Вокруг дворца разбит парк.
Дворец сильно пострадал во время землетрясения 1927 года, но был быстро восстановлен. Княгиня Гагарина завещала владение своей племяннице, позже оно перешло в собственность государства. Сейчас дворец является санаторием.
ДВОРЕЦ ЭМИРА БУХАРСКОГО
(Годы строительства: 1907-1911)
Не только Москва и Санкт-Петербург могут гордиться обилием великолепных дворцов. Крым также известен своими роскошными усадьбами. Одна из таких - дворец эмира Бухарского, построенный в мавританском стиле и расположенный в Ялте.
Эмиром в мусульманских странах называют правителя или князя. Девятым эмиром Бухары был Сеид Абдул-Ахад-хан. Он часто бывал в России, имел дружеские отношения с правящей семьёй Романовых и даже говорил на русском языке.
Дворец в Ялте - не единственный, построенный эмиром. Абдул Ахад-хану также принадлежали усадьбы в Новой Бухаре и Железноводске, однако именно к Ялте он испытывал особую симпатию. Каждое лето эмир приезжал в этот город, где много времени проводил со своими друзьями - очень известной в России семьёй Юсуповых. Эмир так сильно любил Ялту, что часто жертвовал деньги на её развитие. Город не остался в долгу: одна из ялтинских улиц была названа в честь эмира, а сам Сеид Абдул-Ахад-хан был удостоен звания «Почётный гражданин».
Дворец начали строить в 1907 году, его архитектором стал Николай Тарасов. Спустя четыре года строительство было завершено, а вокруг здания разбили красивый парк. Эмир остался очень доволен результатом: усадьбу он называл «Дилькисо», что в переводе с тюркского означало «обворожительный».
Это слово невероятно точно описывает то, каким получился дворец. Владение было построено из керченского камня, состояло из двух этажей. В нём интересным образом сочетаются круглые, овальные и прямоугольные формы. Во дворце много террас и лоджий с великолепными изысканными перилами и бортиками, а украшают здание красивые синие купола и утончённые колонны. На лестнице, ведущей во дворец, стоят скульптуры львов.
Интересен контраст фасада дворца и его внутреннего убранства: снаружи здание выполнено в спокойных - белых и пастельных тонах, а внутри - в ярких и насыщенных.
После кончины Сеида Абдул-Ахад-хана дворец унаследовал его сын. Он был владельцем здания до 1917 года. Спустя четыре года усадьба стала музеем Востока, а потом - санаторием. Во время Великой Отечественной войны дворец очень пострадал, в особенности урон был нанесен парку. Многие экзотические растения уничтожили. После войны особняк пустовал, и лишь в 70-х годах начались работы по его восстановлению.
Сейчас во дворце всё так же расположен санаторий, и увидеть особняк изнутри нельзя, зато можно полюбоваться на него снаружи, а заодно и погулять по великолепному парку с большим количеством красивых растений.
ДЮЛЬБЕР
(Годы строительства: 1895-1897)
Дворец Дюльбер находится в Кореизе, посёлке на южном берегу Крыма. Величественный особняк был построен в 1897 году для великого князя Петра Николаевича - внука российского императора Николая I. Архитектором стал Николай Петрович Краснов - автор других крымских шедевров, таких как Юсуповский и Ливадийский дворцы.
Дворец Дюльбер поражает своей необычной красотой. Когда видишь это здание, начинает казаться, будто очутился в восточной сказке. Подобной архитектуре особняка есть объяснение: Пётр Николаевич несколько лет провёл в Египте, а затем отправился в путешествие по другим восточным странам. Именно тогда у него зародилась идея построить себе дворец, похожий на те, что он увидел в далёких от родины краях. Его мечта сбылась: особняк строился по эскизам князя, которые он сделал во время поездок
«Дюльбер» на крымско-татарском означает «прекрасный» и полностью оправдывает своё название: нельзя не оценить красоту всех этих куполов, башенок, арочных окон и зубчатых стен. Белоснежный особняк украшает цветная мозаика.
Во дворце более 100 комнат. Гостей особняка встречала и продолжает встречать по сей день надпись на арабском языке над главным входом: «Да благословит Аллах вошедшего сюда». Особого внимания заслуживают причудливо украшенные балконы, двери и окна.
Дворец сыграл в судьбе своих хозяев злую роль. Мог ли Пётр Николаевич, строя этот особняк, представить, что через несколько лет здание превратится в тюрьму, узниками которой станут члены императорской семьи, включая его самого? Однако в то же время дворец стал настоящим спасением для Петра и его семьи, превратившись еще и в крепость. Большевики, желавшие расправиться с членами императорской семьи так и не смогли ворваться внутрь здания: благодаря своим архитектурным особенностям дворец отлично справился с оборонительной задачей. Романовы покинули дворец в 1919 году, отправившись на крейсере в Европу. Их спасло то, что Крым захватили немецкие войска.
В 1922 году дворец получил менее романтичное название «Красное знамя». Сейчас в здании находится санаторий, окружённый великолепным парком.
ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО
(Годы строительства: 1877-1911)
«Ласточкино гнездо» — это первый образ, который приходит в голову миллионам людей при воспоминаниях о Крымском полуострове. Постройка из серого известняка, похожая на средневековый замок, нависает над Черным морем на вершине отвесной Аврориной скалы мыса Ай-Тодор.
Столь романтическое и необычное название дом получил от хозяйки этого участка в начале XX века. История строения начинается в 1877г. с первой деревянной постройки на скале, с которой открывается замечательный обзор на морскую гладь, принадлежала некоему генералу, участнику Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Генерал каждый день наблюдал за строительством своего замка и любовался им. Хотя он был всего лишь одноэтажным и больше напоминал дачу. После смерти генерала здание было продано Альберту Тобину.
Небольшой замок на вершине скалы в поселке Гаспра, построен в 1911 году архитектором А. Шервудом по заказу барона Ф. Штейнгеля. Известный нефтепромышленник хотел придать своей даче образ рыцарского замка и даже дал название «Генералиф», что означает «замок любви». Однако это название не прижилось. Архитектор построил дачу-замок в готическом стиле, добавив в убранство фасада аркатурные фризы, декоративные башенки, зубчатое завершение стен.
Размер постройки совсем не велик: ширина 10 метров, длина 20 метров, а высота 12 метров. Столь величественным здание делает, безусловно, его местоположение, ведь высота скалы, на которой оно расположено, — более 40 метров. Внутри дома разместились прихожая, гостиная с большими окнами, лестница, ведущая на башню, и две спальни.
Барон В. Штейнгель продал дом в 1914 году и уехал из России. Новый хозяин открыл в «Ласточкином гнезде» ресторан, который успешно работал.
Угроза над постройкой нависла во время землетрясения 1927 года, когда обрушилась часть скалы. К счастью, здание устояло, но была частично разрушена башня и пострадала смотровая площадка. В последующие годы здесь размещался красный уголок дома-отдыха, читальный зал, а затем столовая, пока здание не опустело из-за аварийного состояния.
Реконструкция началась в 1968 году и продлилась три года.
В 2002 году вновь была проведена реконструкция, и «Ласточкино гнездо» открылось для посещения как ресторан. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, при поддержке «Симферопольского художественного музея» в нем открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонировалась знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре».
ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ
(Дата основания: XIV-XV вв.)
Генуэзская крепость, также известная как Судакская, расположена в крымском городе Судак. Это необыкновенное сооружение выделяется на фоне привычных русских кремлей: каждый приходящий на эту территорию народ привносил что-то новое в его образ. Площадь крепости - почти 30 гектаров.
Она была построена в очень удачном месте - на Крепостной горе, высота которой достигает почти 160 метров. С двух сторон сооружение окружают отвесные скалы, а на северо-востоке, по мнению некоторых исследователей, был создан ров. Интересно, что гора представляет собой коралловый риф.
Существует мнение, согласно которому крепость начали строить ещё в 212 году кочевые племена аланов. Однако многие учёные с этим не соглашаются, полагая, что сооружение было возведено позже - в VII веке. Всего же в Крыму находятся три Генуэзские крепости: в Судаке, Балаклаве и Феодосии.
В разное время крепость принадлежала различным народам: хазарам, византийцам, половцам, золотоордынцам, туркам и генуэзцам, в честь которых сооружение и получило своё название. Именно этот народ постепенно захватил всё побережье. Генуэзцы сделали Судак своей военной базой, началом которой и была крепость.
Когда Судак находился под властью Османской империи, в центре крепости была построена мечеть. После того как Крым вошёл в состав Российской империи, в крепости по распоряжению фаворита Екатерины Великой - князя Григория Потёмкина - появились казармы для русских солдат и офицеров.
Генуэзская крепость включает в себя внешнюю и внутреннюю линии обороны. Под внешней понимаются стена с 12 башнями (ранее их было 14), высота которых достигала 15 метров, и ворота - портовые, «ворота к садам» и главные. До наших дней сохранились последние. Главные ворота служили входом в крепость, Каждая башня носила имя консула, который правил во время её строительства. Для возведения стен и башен использовали ракушечник, серый известняк и песчаник.
Внутренняя линия обороны - цитадель - включает в себя Консульский замок, стену с четырьмя башнями, а также отдельно стоящую в Девичью башню, второе название которой - Дозорная. Она находилась на самой высокой точке горы.
Крепость пережила много событий, которые отразились на ее облике, однако она до сих пор продолжает радовать глаз своих посетителей. Сейчас на территории Генуэзской крепости находится музей-заповедник «Судакская крепость».
КАЛАМИТА
(Дата основания: VI в.)
Крепость расположена в окрестностях Севастополя - в городе Инкермане. Название «Каламита» с греческого переводится как «хорошая пристань», или «хороший мыс». Первые упоминания о ней встречаются в морских картах генуэзцев, датированных XIV-XV веками.
Крепость была основана в VI веке византийцами. В 1427 году её перестроил мангупский князь Алексей. Он правил княжеством Феодоро. Однако спустя почти 50 лет укрепление захватили турки и вновь его переделали. Усовершенствованное сооружение получило новое название - Инкерман, что переводится как «пещерная крепость». В скале, на которой построена Каламита, действительно много пещер. В 1434 году Каламиту захватили и сожгли генуэзцы. Это была не только крепость, но ещё и удобный порт. Генуэзцев, у которых также был свой порт, это не устраивало, и у них часто возникали конфликты с феодоритами.
Крепость, общая длина которой достигала 230 метров, условно делилась на две зоны: общественную и жилую. В последней находились дома местных жителей. По размеру они были небольшими, но стояли достаточно плотно друг к другу.
Сооружение построили в удачном месте: его окружали рвы и обрывы. Крепостная стена состояла из четырёх куртин (так называется часть вала между бастионами) и шести башен, высота которых достигала 12 метров. Въезд в город осуществлялся через ворота башни, находившейся у обрыва. Сооружение перестраивалось несколько раз, однако именно благодаря туркам оно превратилось в мощное укрепление со стенами, толщина которых во время правления здесь Османской империи увеличилась в два раза.
В начале XVII века крепость вновь была перестроена, и в ней стало использоваться огнестрельное оружие. Вскоре крепость стала важным торговым центром, в который из разных стран приплывали люди на своих кораблях.
В XVIII веке Каламита перестала служить оборонительным сооружением и потеряла своё торговое назначение. В одной из её башен некоторое время располагалась тюрьма.
Во время Великой Отечественной войны крепость была разрушена. Сейчас она находится в руинах: можно увидеть лишь остатки башен, стен и ров. Раньше на территории укрепления находилась церковь, однако и она не дошла до наших дней. Место, где когда-то стоял храм, отмечено большим деревянным крестом.
ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ
(Дата строительства: XIX в.)
Жемчужиной Ливадии, небольшого посёлка недалеко от Ялты, считается роскошный Ливадийский дворец. Это один из самых известных дворцов в Крыму.
Многие ошибочно полагают, что дворец построили для царской семьи, однако это не совсем так. История особняка началась с того, что он представлял собой маленький скромный дом, который никому из правителей не принадлежал.
Некогда землями Ливадии владел грек Ламброс Кацонис - их ему подарила императрица Екатерина Великая за проявленную отвагу в сражениях с турками. После Кацониса эти территории, включая и сам неприметный домик, унаследовал Феодосии Ревелиоти. В 1834 году Ревелиоти продал его Льву Потоцкому, польскому дипломату, который служил у царской семьи.
Потоцкий превратил имение в настоящий райский уголок - с великолепным парком и экзотическим садом, а также множеством зданий.
Когда дипломата не стало, император Александр II приобрёл Ливадийский дворец у семьи графа. Так в 1861 году усадьба стала царской резиденцией и до самой революции оставалась любимым местом отдыха российских правителей.
Жена императора Мария Александровна вскоре занялась перестройкой здания, на которую ушло четыре года. Архитектором стал Ипполит Монигетти. Дворец расширили, в нём появилось парадное крыльцо.
Особняк часто реконструировали. Масштабная перестройка произошла при Николае II, когда дворец полностью снесли и на его месте возвели новый. На этот раз работы поручили архитектору Николаю Петровичу Краснову, в Ялте он был автором множества зданий.
Новый дворец строили более двух лет. Царская семья потратила на его возведение немало средств, ведь здесь принимали важных гостей.
Николай II любил отдыхать с семьёй в этом дворце, однако он успел в нём побывать всего четыре раза. А затем власть и стране сменилась, особняк долгое время пустовал, был разграблен, и лишь в 1920 х годах он снова начал функционировать, правда уже в качестве крестьянского санатория, Это, кстати, было первое подобное заведение у нас в стране.
Ливадийский дворец посещали многие известные люди, среди которых были Максим Горький и Владимир Маяковский.
Во время Великой Отечественной войны дворец серьёзно пострадал, но всё же уцелел. Здание стало местом, где решались самые важные политические вопросы: именно здесь в 1945 году проводила Ялтинская конференция.
МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ
(Годы строительства: 1881-1902)
Массандровский дворец, как понятно из названия, расположен в Массандре - посёлке городского типа в Крыму. Особняк начали строить в 1881 году. Первоначально земли принадлежали семье Воронцовых. Семён Михайлович Воронцов назначил архитектором француза Этьена Бушара, однако вскоре скончался, а строительство приостановилось. Позже владельцем имения стал император Александр III. Государь также не успел увидеть достроенный дворец, после него усадьбу унаследовал сын - Николай II. Именно при нём и завершились работы над особняком. Император был доволен результатом, но царская семья обычно приезжала во дворец ненадолго. Они никогда здесь не ночевали, и излюбленным местом для отдыха Массандровский дворец для них так и не стал.
Архитектором был выбран немец Максимилиан Месмахер. Он увеличил площадь дома, добавил балконы и галереи. Особняк в стиле раннего барокко достроили в 1902 году.
Дворец похож на сказочный замок. Окружает его красивый большой парк, заслуживающий особого внимания. Его разбили задолго до появления дома и построили в английском стиле, позже парк изменили. В нём растут кипарисы, сосны, кедры, лимоны и многие другие растения. Нельзя не отметить особую атмосферу, царящую в этом месте: налюбовавшись дворцом, каждый гость может прогуляться по затенённым аллеям парка и насладиться красотой его клумб и деревьев.
Внутреннее убранство дворца поражает своей роскошью и красотой: здесь можно увидеть и шикарные люстры ручной работы, и мраморный камин, и великолепную мебель, изготовленную из дорогого красного дерева. Благодаря Александру III, страстному поклоннику искусства, стены дворца украшены картинами.
Второй этаж здания состоял из спален и комнат, где царская семья могла отдохнуть. На первом этаже построили столовую, приёмную императора, его кабинет и бильярдную, жемчужиной которого является камин, украшенный деревянными панелями. Также здесь находились парадные залы.
Вокруг дворца построили множество красивых скульптур, среди которых есть и фигура сфинкса. Сам фасад особняка построен в ненасыщенных цветах: белом, сером, желтоватом. Трёхэтажный дворец украшен башенками, мансардными окнами, балконами.
После революции большинство резиденций переходили государству, такая же печальная участь постигла и Массандровский дворец. Сначала там располагался санаторий, затем усадьба стала государственной дачей. Среди её известных гостей числятся Леонид Брежнев, Иосиф Сталин, Никита Хрущёв. Сейчас во дворце находится музей, а совсем недавно, 1 июня 2017 года, около него поставили бюст Александру III.
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ
(Годы строительства: XVI-XVIII)
Дворец был построен в Бахчисарае в качестве родовой резиденции династии Гараев, которые правили Крымским ханством. Ханский дворец в течение 250 лет (с 1532 года и по 1783 год) был центром культурной, политической и духовной жизни татар.
Ханский дворец является удивительным и уникальным примером крымско-ханской архитектуры. Он представляет собой город в городе. Здесь есть свои мечети, мавзолеи, бани. Все постройки богато украшены и расписаны в национальном стиле.
Строительство Бахчисарайского дворца началось в шестнадцатом веке, во времена правления хана Сахиб І Гирея. Ранее ханская резиденция находилась в ином месте, но с течением времени ее стало не хватать для большого количества слуг и вельмож. Не доверяя некоторым беям, хан принял решение перенести дворец из Солохата в юго-западный район полуострова. Его выбор пал на Чуфут-Кале. Подходящее место было найдено в широкой долине, которая была скрыта от посторонних глаз горами. Обнаружить городок можно было лишь подойдя вплотную к долине. Хаджи Гирей решил построить красивейший дворец, который будет утопать в зелени виноградников и садов. Именно по этой причине город и получил название Бахчисарай.
Бахчисарайский дворец в Крыму строили русские, украинские, иранские, турецкие и итальянские мастера. С течением времени к основному дворцу были пристроены новые помещения, внутренний Фонтанный двор был обнесен высокой стеной, появился второй этаж. В 1736 году дворец сильно пострадал от обширного пожара. К сожалению, многие очень ценные художественные и архитектурные детали были бесследно утрачены.
И только в шестидесятые годы прошлого столетия были проведены очень серьезные реставрационные работы, мастера даже сумели восстановить первоначальные росписи помещений. Структура дворцового комплекса Ханский дворец в общей сложности занимает площадь более четырех гектар.
В самом его центре расположен прямоугольной формы двор, в котором проводились совещания и собирались войска. Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов, бани и гарема. Напротив дворца находится большая ханская мечеть. Ее роспись была поручена иранскому мастеру Омеру в 1763 году.
Над зданием мечети возвышаются два минарета, далее расположено ханское кладбище. На нем похоронены ханы, члены их семей и ближайшие сановники. На территории кладбища имеется два мавзолея, которые стали усыпальницами для тринадцати крымских ханов. Строения являются архитектурными памятниками 16-18 веков.
После присоединения Крыма к Российской империи дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. Последующие реконструкции как меняли османские интерьеры, так и добавляли новые значимые памятники.
20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. К её приезду руководил ремонтом дворца князь Потемкин, который считал классические Османские интерьеры недостаточно роскошными для императорских особ и провел масштабный ремонт нескольких комнат в стиле эклектики смешав восточное и европейское оформление.Тем не менее, ряд самых известных памятников дворца относятся к этой реконструкции дворца, в том числе знаменитый «Фонтан слёз» был перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су.
В 1908 году во дворце открыли музей. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар.
С октября 2015 года Ханский дворец является объектом культурного наследия федерального значения.
ЧУФУТ-КАЛЕ
(Дата основания: V-VI вв.)
Крепость Чуфут-Кале расположена недалеко от Бахчисарая. Это имя, которое переводится как «Еврейская крепость», она получила в XVII веке. Тем не менее, на протяжении всей своей истории Чуфут-Кале именовалась по-разному. Когда здесь жили аланы, это была Фулла, а во время правления половцев город назывался Кырк-Ером.
Лучшего места для основания крепости было не найти - с трёх сторон эту территорию окружают крутые скалы, что делают её абсолютно недоступной для врага. Из-за такого удивительного расположения крепость даже называли «воздушным городом».
Чуфут-Кале - старинная крепость. Именно поэтому историки до сих пор не могут найти точный ответ на вопрос, кто же именно её построил и когда. Одни исследователи утверждают, что крепость возвело племя аланов, другие же полагают, что аланы просто захватили уже основанное кем-то поселение. Так или иначе, датой основания Чуфут-Кале считают V или VI век.
Чуфут-Кале называют пещерным городом. Первоначально он действительно таковым и являлся, и, предположительно, лишь в X веке этот самый город начал служить ещё и крепостью. Спустя пять столетий здесь появился ров.
Чуфут-Кале в действительности был настоящим городом с продовольственным рынком, школой, жилыми помещениями, а также мечетью и казармами. Местные жители обустроили в пещерах сараи и склады. Некогда в пещерном городе находился монетный двор, однако он до наших дней не сохранился. Когда в крепости жил народ караимов, на территории Чуфут-Кале появились кенассы - так называются караимские храмы.
Ещё одно необычное сооружение, построенное в 1437 году и расположенное в центре «Еврейской крепости», - это мавзолей дочери Тохтамы-ша, потомка старшего сына Чингисхана. Царицу звали Джанике-Ханым.
Когда крымский и казанский хан Сахиб Герай основал поселение, ныне известное как Бахчисарай, крепость начала пустеть, а в конце XIX века она уже перестала выполнять свою оборонительную задачу, так как в этом не было необходимости: Золотой Орды больше не существовало, а с Россией Крымское ханство заключило мирное соглашение. Чуфут-Кале превратилась в тюрьму. В пещерах крепости побывало немало известных узников.
Со временем крепость приходила в запустение, однако не потеряла своей культурной ценности. Сейчас Чуфут-Кале входит в список объектов культурного наследия России.
Использованная литература:
Дворцы и крепости. - Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2018.- 96 с., ил. – (Энциклопедия о России).