Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«ПЛАТКОВАЯ КАДРИЛЬ»
Театрализованный вечер
(В центре сцены стоит большой сундук, в котором лежат платки. На столике — граммофон или патефон. Гости собираются в зале и рассаживаются. Тихо звучит русская народная песня. Появляются Библиотекарь и Ведущий)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, друзья! Рады вас видеть! Сегодня мы поговорим о платках...
ВЕДУЩИЙ: Оренбургские, павловопосадские, они ассоциируются у нас с чем-то уютным, родным и домашним — бабушкиными сказками, сундуком, стоящим в деревенском доме... Кстати, а давайте-ка в него заглянем! (Открывает сундук, вытаскивает платок и набрасывает на плечи)
БИБЛИОТЕКАРЬ (вынимая из сундука второй платок и демонстрируя его гостям в зале): Посмотрите, какая красота! Друзья, а вы знаете, когда появился этот аксессуар?
(Ребята отвечают)
Хорошо. Тогда давайте совершим небольшое путешествие в историю.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
ВЕДУЩИЙ: В 1974 г. на территории Китая было обнаружено 7500 терракотовых статуй воинов императора Цинь Шихуанди. Учёные установили, что они были созданы в 210 г. до нашей эры. У каждой фигуры индивидуальные черты, и, что интересно, почти у всех на шее вылеплен платок из глины.
(Слайды — статуи воинов императора Цинь Шихуанди)
БИБЛИОТЕКАРЬ: В Древнем Египте платками из дорогих тканей украшали себя фараоны. В Древнем Риме этот аксессуар был только в гардеробе воинов. Легионеры защищали кусками прямоугольной ткани шею, чтобы не натереть её жёсткими пластинами доспеха. Также платки надевали древнеримские актёры во время представлений.
В поздний античный период этот элемент гардероба был показателем статуса. Ораторы накидывали на плечи роскошные шёлковые покрывала, напоминающие современные палантины. Чем дороже был материал, тем выше оценивались статус и достаток его обладателя.
ВЕДУЩИЙ: В Древней Иудее носили талит — прямоугольное покрывало из льняной или хлопчатобумажной ткани. В Византии платки могли себе позволить только особы императорских кровей. Дамы закрепляли струящуюся лёгкую ткань на левом плече или локте, и она красиво колыхалась при ходьбе.
(Слайды — платки в Византии)
В Средние века рыцарь был счастлив, если получал из рук своей прекрасной возлюбленной вышитый ею изящный платок. Также эти аксессуары использовались во время коронаций и церковных обрядов.
БИБЛИОТЕКАРЬ: На Руси с XII в. замужние женщины покрывали голову убрусом — длинным куском льняной, хлопковой или шёлковой ткани. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой или в качестве самостоятельного головного убора. Знатная женщина украшала свой убрус жемчугом, вышивкой серебряной или золотой нитью, драгоценными камнями. Позднее этот головной убор стали изготавливать в форме квадрата. Женщины складывали его по диагонали и закалывали под подбородком. Концы убруса богато расшивали.
Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову замужней крестьянки, когда она появлялась на людях. Выходить из дому с непокрытой головой не дозволялось. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься» — показать волосы, то есть опозориться.
(Слайд—женщина в убрусе)
ВЕДУЩИЙ: В эпоху Возрождения платок являлся дополнением к женскому костюму, был частью приданого невесты. В Западной Европе, богато украшенный, он выполнял роль обручального кольца — его преподносили невесте, делая предложение руки и сердца.
В XVI-XVII вв. стали популярны изящные кружевные платки, узоры которых повторяли отделку на воротнике и манжетах. Такая мода была распространена в Испании.
(Слайды—знатные дамы на портретах Д. Веласкеса)
БИБЛИОТЕКАРЬ: В XVII в. в гардеробе французских модниц появились фишю. Это тонкие треугольные или сложенные по диагонали квадратные платки из лёгкой ткани — муслина, батиста либо кружева. Фишю прикрывали шею или декольте.
В 1635 г. шёлковые шейные платки стали носить мужчины. У французского короля их было несколько сотен. Иногда, чтобы зафиксировать платок, поверх него повязывали шёлковую ленту, делая пышный бант под подбородком.
(Слайды — мужские шейные платки XVII в.)
ВЕДУЩИЙ: Первой дамой, украсившей себя шейным платком, стала фаворитка короля Людовика XIV очаровательная Луиза де Лавальер. Она завязывала лёгкую кружевную ткань с многочисленными рюшами в виде пышной бабочки, оставляя развевающиеся концы. Выглядело это очень смело и привлекало внимание. Такой платок даже получил название «лавальер». Любила лёгкие шейные платки и известная французская модница — маркиза де Помпадур.
(Слайд—маркиза де Помпадур)
БИБЛИОТЕКАРЬ: В XVIII в. во Франции появились кашне — платки из ярких, узорчатых тканей, смеси шёлка и шерсти. Ими мужчины в холодную и сырую погоду прикрывали шею и нижнюю часть лица, спасаясь от простуд. 23 сентября 1784 г. французский король Людовик XVI издал указ о том, что «длина платка должна равняться его ширине». С тех пор квадратная форма стала стандартом во всём мире. В России шейные и носовые платки вместе с европейским костюмом ввёл в употребление царь Пётр I.
ВЕДУЩИЙ: В XVIII-XIX вв. на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства, где располагались ручные ткацкие станки и красильни. Постепенно ручное производство сменили ситценабивные машины.
Сложное золотое шитьё стали воспроизводить на специальном приспособлении для узорного ткачества. Вскоре роскошные русские платки и шали попали на международные выставки и завоевали небывалую популярность. Модницы многих стран хотели приобрести такую красоту.
ЧУДО В ПАВЛОВСКОМ ПОСАДЕ
(Слайды — павловопосадские платки)
ВЕДУЩИЙ: Друзья, перед вами знаменитые павловопосадские платки. Узнаваемые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: мы видим цветы, травы, резные узоры наличников и прялок, вышивку и даже элементы иконописи.
(Слайды — узоры павловопосадских платков)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Изготовление платков в подмосковном Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства. Предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1796 г. крестьянином села Павлово И.Д. Лабзиным. Его правнук, Я.И. Лабзин, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком.
Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е гг. В 1881 г. Яков Лабзин становится поставщиком великой княгини Александры Петровны, а предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.
ВЕДУЩИЙ: Павловопосадский платок — один из самых ярких и узнаваемых символов России. Сегодня мануфактура производит около 400 видов платков, шалей, кашне, палантинов, скатертей из натуральных тканей — шёлка, шерсти и хлопка. Изобилие красок и узоров позволяет каждой моднице подобрать изделие по вкусу.
(На сцену выходит танцевальный коллектив и демонстрирует танец с павловопосадскими платками)
Друзья, о не менее знаменитых оренбургских платках мы поговорим чуть позже, а сейчас предлагаем немного отдохнуть и поучаствовать в конкурсах!
(Звучит динамичная музыка. Библиотекарь и Ведущий уходят. На сцену выбегают Коробейники (1) и (2) с лотками, на которых разложены разнообразные платки.)
КОРОБЕЙНИК (1): Ярмарка! Ярмарка!
КОРОБЕЙНИК (2): Да не простая, а платковая!
(Коробейники демонстрируют свой товар)
КОРОБЕЙНИК (1): Друзья, давайте поиграем — пословицы и поговорки о платках и тканях вспомним. Мы будем начинать, а вы — заканчивайте. Для каждого приз найдётся!
Конкурс 1 «ЗАВЕРШИ ПОСЛОВИЦУ»
(Коробейники (1) и (2) зачитывают начало пословиц, а ребята заканчивают, за правильные ответы получая сувениры)
Задания
КОРОБЕЙНИК (2): Молодцы! А теперь прошу на сцену двух желающих!
(Двое ребят выходят на сцену)
КОНКУРС 2. «ДУЭЛЬ СКОРОГОВОРОК»
КОРОБЕЙНИК (2): Объявляю платково-скороговорочную дуэль. Задание у вас будет такое — произнести скороговорку «Ткач ткёт ткани на платки Тане». Однако важно не только сказать всё чётко и без ошибок, но и выразить три эмоции: радость, злость и удивление. Давайте попробуем!
(Коробейники (1) и (2) произносят скороговорку с разными эмоциями, а затем ребята повторяют. Тот, кто не сделал ни одной ошибки, получает сувенир)
КОРОБЕЙНИК (1): Отлично! Продолжаем?
(Ребята отвечают)
Тогда вам предстоит ответить на вопросы. Слушайте внимательно и руки поднимайте, если ответ знаете.
КОНКУРС 3. «САМЫЙ УМНЫЙ»
(Коробейники (1) и (2) задают вопросы. Ребята отвечают, за правильные варианты получая сувениры)
Вопросы
КОРОБЕЙНИК (2): Молодцы! А теперь давайте частушки про платки вспомним! Мы будем петь, а вы подпевайте! Приплясывать тоже можно!
(Коробейники (1) и (2) исполняют частушки. Ребята подпевают)
КОРОБЕЙНИК (1): Пора и конкурс мастериц объявить! Прошу на сцену троих желающих.
(Трое девушек выходят на сцену)
КОНКУРС 4. «ЭСКИЗ»
(Коробейники выносят три листа ватмана, цветные карандаши, фломастеры и раздают участницам)
КОРОБЕЙНИК (2): Милые мастерицы, вам нужно придумать и нарисовать эскизы будущих платков. Работать вы можете десять минут, а затем надо рассказать о своих рисунках.
(Участницы рисуют, а затем демонстрируют свои эскизы. Та, у которой получилось наиболее необычно, получает сувенир)
КОРОБЕЙНИК (1): Ай да умницы, ай да мастерицы! Мимо таких красивых платков не пройдёшь!
КОРОБЕЙНИК (2): Кстати, а вы знаете, что существует несколько способов стильно повязать платок? Давайте мы вас им научим!
(На слайдах демонстрируется несколько способов завязывания платков. На сцену приглашаются желающие. Они разбиваются на пары. Одни становятся «моделями», а другие — «стилистами». Все участники получают сувениры)
КОРОБЕЙНИК (1): Друзья, если вы научитесь дополнять свой образ, красиво повязывая или накидывая на плечи платок, то не останетесь незамеченными.
Ребята, а давайте потанцуем! Да-да, с платками и танцевать можно. Не верите? А мы вам сейчас покажем!
(Демонстрируется фрагмент фильма «Любовь и голуби» — эпизод, где Надя танцует с платком на плечах. Желающие выходят на сцену и повторяют движения. Коробейники танцуют с ними)
КОРОБЕЙНИК (2): Большое спасибо, друзья! Нам пора идти.
КОРОБЕЙНИК (1): Нас на Нижегородской ярмарке ждут. Надо же и там нашими платками да шалями похвастаться. Но мы ещё вернёмся!
(Коробейники (1) и (2) уходят. Появляются Библиотекарь и Ведущий)
С ТЕПЛОМ ИЗ ОРЕНБУРГА
(Звучит песня «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Г. Зыкиной)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Друзья, наше мероприятие продолжается. Сейчас вы услышали знаменитую песню великолепной исполнительницы — Л.Г. Зыкиной. А появилась она так. В 1958 г. в Оренбурге создали русский народный хор, и сотрудники местной филармонии для создания репертуара пригласили поэта В.Ф. Бокова и композитора Г.Ф. Пономаренко.
(Слайды — В.Ф. Боков, Г.Ф. Пономаренко)
Они приехали в Оренбург, сочинили несколько песен, но произведение, которое должно было стать основным в программе, никак не удавалось. Помог случай.
Боков и Пономаренко решили купить родным сувениры и отправились на местный рынок, где Виктор Фёдорович выбрал для мамы лёгкий, тёплый и очень красивый платок.
«Я представил себе, как морозным вечером на плечи мамы ляжет пушистый платок, согреет её и напомнит обо мне. И тут, будто бы ниточка из пряжи, потянулись слова нужной песни», — рассказывал потом поэт. Григорию Фёдоровичу очень понравились слова, он написал музыку, и получилась песня, ставшая жемчужиной в репертуаре Л.Г. Зыкиной.
(Слайды — оренбургские пуховые платки)
ВЕДУЩИЙ: Да, мимо такой красоты очень сложно пройти! Посмотрите, друзья, какие эти платки лёгкие, — словно их вязала зимняя чародейка.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Но это не волшебство, а мастерство русских умелиц. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII в. По другим данным, вязание шалей из козьего пуха в этих местах существовало ещё до образования губернии.
Легенда гласит, что в 1731 г. императрица Анна Иоанновна приняла в российское подданство войско старшины Киргиз-Кайсацкой орды Абулхаир-хана. В знак благодарности он решил сделать государыне необычный подарок. Старшина велел согнать белых кобылиц со всех ханств и близлежащих территорий. Получился табун из 50 тысяч лошадей. Отобрав 12 лучших, хан снарядил их богатой сбруей, призвал лихих всадников и отправил в столицу.
Но подарок держали в строжайшей тайне до самого визита во дворец. Лишь перед въездом в ворота царских палат, выстроившись в два ряда, всадники растянули огромнейший белый платок небывалой красоты размером более 50 квадратных метров. Каково же было удивление собравшихся, когда это полотно с лёгкостью протянули через обручальное кольцо!
ВЕДУЩИЙ: В более позднее время одним из первых учёных, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, стал путешественник и исследователь, академик П.И. Рычков. Его супруга Алёна Денисьевна многие годы обучала местное население узорному пуховязанию. В большом гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек. Под треск лучин и тихие напевы долгими зимними вечерами они вязали платки. (Открывает сундук и демонстрирует пуховые платки.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые были представлены на Парижской международной выставке в 1857 г. А в 1862 г. в Лондоне казачка М.Н.Ускова даже получила медаль «за шали из козьего пуха».
Многие исследователи считают, что пух местных коз — самый тонкий в мире, поэтому изделия из него получаются такими нежными, мягкими и воздушными. При этом материал является удивительно прочным.
Оренбургские платки бывают нескольких видов. Шали — серого цвета, толстые и очень тёплые.
(Слайды — оренбургские шали)
ВЕДУЩИЙ: «Паутинка» — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Схемы и приёмы вязания здесь очень сложные. Такие платки изготавливаются из самой чистой и мягкой шерсти.
(Слайд — платки-паутинки»)
Тонкость изделия нередко определяют по двум параметрам: проходит ли оно через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Оренбургские мастерицы работают так: сперва прядут плотную нить из козьего пуха, а затем напрядают её на шёлковую (хлопчатобумажную) основу. Такой платок изначально выглядит гладким. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Каждый такой маленький шедевр — оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастерицы-пуховязалыцицы.
«ПОМНЮ, КАК В ПАМЯТНЫЙ ВЕЧЕР...»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а сейчас давайте послушаем ещё одну знаменитую песню, посвящённую героям нашего праздника.
(Звучит пест «Синий платочек» в исполнении К.И. Шулъженко)
История её такова. В 1939 г. в Советский Союз приехал со своим эстрадным коллективом «Голубой джаз» польский музыкант Ежи Петерсбургский. Артисты выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах. Весной 1940 г. «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Представления проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я.М. Гольденберг (Галицкий).
Одна из мелодий так понравилась поэту, и он написал слова, а после концерта показал их Е. Петерсбургскому. Музыкант был в восторге, и уже через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек». В сопровождении «Голубого джаза» её исполнил солист Станислав Ляндау.
ВЕДУЩИЙ: Композитор Д.Б. Кабалевский объяснял: удивительная популярность этой композиции в том, что она «удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе», в ней есть «абсолютное сочетание текста и музыки». В годы Великой Отечественной войны эта история о любви, разлуках и встречах, о доме и русской природе напоминала бойцам о мирной жизни и о том, что их ждут родные.
Существует несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», но самая известная из них—та, которую исполняла певица К.И. Шульженко, выезжая на фронт выступать перед бойцами.
(Слайд—К.И. Шулъженко)
Ленинградский писатель А.А. Бартэн вспоминал о концерте, который состоялся 5 апреля 1942 г.: «Шульженко и Коралли — одни из немногих, выступавших в Ленинграде в самые тяжёлые дни. Выступают они и сейчас в прифронтовой полосе, приносят людям, идущим рядом со смертью, радость и имеют, несомненно, право на самые большие награды... Тяжёлый воздух. Тяжелораненые. Сдержанные стоны. Слабый свет. Маленькая школьная сцена с остатками детских декораций. Раненые послали записку. По их просьбе Шульженко исполнила «Синий платочек»...»
БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот слова поэта-фронтовика А.А. Суркова: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». Так и было. Более того — в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические...»
Песня стала одной из самых популярных в военное время. И даже после Победы Клавдия Ивановна Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с платочком в руках стал хрестоматийным.
В 1976 г. во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя исполнительница вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шёлковый платок. Публика встала и аплодировала стоя. Эти овации предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.
(Слайд — К.И. Шульженко на сцене с синим платком)
ВЕДУЩИЙ: Друзья, наше мероприятие подходит к концу. Нам бы очень хотелось, чтобы платок стал непременной деталью вашего гардероба. Многие стилисты уверены, что, грамотно подобранный по цветовой гамме, этот аксессуар разнообразит любой образ и придаст ему оригинальности. Это лёгкий, яркий и смелый штрих. Кстати, изящные цветные шёлковые платки очень любит английская королева Елизавета II.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А всех, кто хочет узнать ещё несколько платковых секретов, мы приглашаем к нашей книжной выставке! (Проводит обзор выставки, предлагая ребятам взять и прочитать понравившиеся издания)
(Звучит динамичная музыка. На сцену выбегают Коробейники (1)и (2).)
КОРОБЕЙНИК (1): А вот и мы!
КОРОБЕИНИК (2): Что, успели соскучиться?
КОРОБЕЙНИК (1): Что-то вы сегодня всё слушаете да слушаете. Давайте наш праздник платковый танцем закончим!
КОРОБЕЙНИК (2): Это каким же?
КОРОБЕЙНИК (1): Да нашим любимым — кадрилью!
КОРОБЕЙНИК (2): О, да ребята, небось, такого и не знают...
КОРОБЕЙНИК (1): Ничего страшного! Мы научим! (В зал) Давайте, выходите, кто смелый да весёлый!
(Звучит мелодия кадрили. Желающие выходят на сцену и танцуют вместе с Коробейниками (1) и (2).)
Кузянин, Г.И. Платковая кадриль /Г.И. Кузянин // Читаем, учимся, играем, 2019.- №2.- 102-107.