Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ТЕАТРА МИР ОТКРЫВАЮТ НАМ КУЛИСЫ
Сценарий библиосумерек к Году театра в России (2019 г.)
Открывает мероприятие музыкальный клип «Театр – жизнь».
Ведущий: Ребята, 2019 год объявлен в России годом театра. Театр – особая, волшебная страна. Дороги этой страны освещены трепетным огнем факелов, благородным сиянием свечей, таинственным светом софитов. Вместо стука дождей здесь постоянно звучат аплодисменты. За поворотами переулков и на широких площадях мелькают дразнящие платья Коломбин, Арлекино, Петрушек...
В стране Театр не бывает скучной жизни: слезы, смех, страсти, вымысел, фонтаны музыки, каскады шуток, узоры мудрых мыслей — все здесь сплетено в клубок невероятно захватывающих событий. Тот, кто однажды гостил в стране Театр, обязательно согласится: равнодушно покинуть ее невозможно. Театр пленяет человека сразу и навсегда.
Эту удивительную страну создавали тысячи людей. Среди них короли и князья, драматурги и сочинители танцев, артисты и композиторы, архитекторы и строители театральных зданий, художники, осветители, механики, инженеры и даже часовых дел мастера.
И, конечно же, эту страну создавали зрители — океан верных подданных и почитателей.
Если бы страна Театр не появилась на свете, люди все равно бы ее выдумали. Ведь постоянно путешествуя по ее дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать, — ЖИТЬ.
Чтец:
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чём!
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвёмся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И всё откроется в конце:
Кто был героем, кто злодеем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Ведущий: Россияне всегда гордились отечественным театральным искусством. Уникальными разработками в подготовке актеров и спектаклей Константина Сергеевича Станиславского, пользуются театралы всего мира.
Ведущий: Наши пьесы, написанные лучшими драматургами, также востребованы и в России и на театральных подмостках мира. Всегда актуальны постановки отражают напряженность эпохи и драматизм личности в ней.
Ведущий: Россияне всегда считали театр высшим проявлением культуры, не пропускали ни одной премьеры. В профессиональных и самодеятельных театральных залах всегда был аншлаг. Ведь театр для нас не развлечение, а откровенный разговор по существу темы, поиск правды и откровения.
Ведущий: Ты можешь прийти на спектакль один, но у тебя не будет ощущения, что ты сидишь в одиночестве. Ты будешь смеяться, и весь зал будет смеяться с тобой. Ты будешь пытаться сдержать слёзы на грустном моменте, и остальные зрители будут всхлипывать вместе с тобой.
Чтец:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать:
Всё, что на свете, человечно.
Здесь всё прекрасно –
Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
Ведущий: Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто из нас не любил ходить в кукольный театр, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых руках кукловода и превращались в волшебные живые существа. Повзрослев, мы, выбирая между театром и кино, зачастую предпочитаем последнее. Но только в театре можно почувствовать живую силу, исходящую от актеров, только театр может захватить зрителя своим великолепием.
Ведущий: Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Для зрителей не были предусмотрены особые удобства, но их это не смущало, и они рассаживались на холме, чтобы наблюдать за состязаниями. Для актеров были сделаны деревянные подмостки, которые, однако, были позднее заменены на более удобную арену.
Ведущий: Участники состязаний показывали свои выступления на сцене, окруженной низкой стенкой, благодаря которой можно было спрятать пока ненужный реквизит и декорации. Для выступающих была предусмотрена и палатка, где можно было переодеться. Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного, что в центре площадки стоял жертвенник богу, и всё действие разворачивалось вокруг него, Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места - для них были сооружены сидения из мрамора (для почетных гостей) и из камня (для зрителей попроще). Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.
Ведущий: Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером.
Ведущий: В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес.
Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н.э. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида.
/демонстрация отрывка из спектакля по трагедии Эсхила «Агамемнон»/
Ведущий: А сейчас немного развлекательных и интересных фактов о театрах в мире. (Играет музыка Баха «Шутка»)
/видеоролик «10 интересных фактов о театре»/
Ведущий: Особое место в многовековой истории драматического искусства по праву занимает русский театр.
Ведущий: Театр родился из народных обрядов, а первыми актёрами на Руси были скоморохи и кукольники. Они исполняли драматические сценки и героические песни, играли на различных музыкальных инструментах, показывали дрессированных животных, рассказывали сказки, представляли акробатические номера. Для представления они возводили легкие постройки – балаганы. Скоморохи собирались в специальные «ватаги» - артели, чтобы бродить по городам и сёлам и показывать своё искусство.
/Песня «Мы бродячие артисты» - 1 куплет и припев.
Выход артистов. Скоморохи, акробаты, кукольники, раёшник, цыган с медведем, шарманщик разыгрывают представление перед зрителями/.
Матрёшка:
Люди добрые, спешите,
В балаган наш заходите.
Подходите без стесненья –
Начинаем представленье!
Скоморох:
Если вдруг кому-то плохо
И тепла недостаёт,
Позовите скомороха,
Он вам спляшет и споёт.
Матрёшка:
Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой на порог
И народу от души
Спой частушку и спляши!
Скоморох:
Вот цыганский мальчишка,
А с ним дрессированный мишка.
Ну-ка, мишка, попляши.
Посмеёмся от души.
Матрёшка:
А это театр Петрушки,
С ним вместе его подружка.
Им разбойник с цыганом мешают,
Но Петрушка всегда побеждает.
Скоморох:
Вот весёлые ребята –
Прыгуны и акробаты.
Полюбуйтесь, как ловки.
Как лозиночки, гибки!
Матрёшка:
Есть шарманщик с попугаем.
Если хочешь – погадаем.
И раёшник есть у нас:
Все картинки на заказ!
Скоморох:
Каждый кукольник, волынщик,
Каждый песельник и шут,
И потешных дел зачинщик,
И весёлый баламут!
Матрёшка:
Только будь настороже –
Близко будочник уже,
Ведь вельможам и царю
Наш театр не по нутру!
Ведущий: Церковь всегда осуждала деятельность скоморохов, называла их служителями дьявола. В 1648 году царь Алексей Михайлович (отец Петра I) издал указ, запрещавший им петь в домах, на улицах и в полях песни, плясать, играть в хороводы, загадывать загадки, сказывать сказки, надевать скоморошечье платье, играть в карты и шахматы, качаться на качелях, водить медведей, плясать с собаками, играть на гуслях, домрах, волынках, гудках. Музыкальные инструменты у скоморохов отнимались, сжигались и ломались. Ослушавшихся этого указа в первый раз публично били батогами, а во второй раз били кнутом и ссылали в ссылку.
Ведущий: К XVII веку скоморохи на Руси стали исчезать: их незатейливые развлечения перестали удовлетворять возросшие вкусы публики. Зато русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». Царь Алексей Михайлович заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве. За осуществление этой идеи взялся боярин Артамон Матвеев.
Ведущий: Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском построили для театра специальное здание – «комедийную хоромину». Открытие состоялось 17 октября 1672 года. Спектакль Алексею Михайловичу очень понравился, он смотрел его, не вставая, целых 10 часов (столько длилось представление). Бояре и знатные люди стояли перед сценой, царица и дети смотрели из-за специальной деревянной решётки – находиться в театре им запрещалось.
Ведущий: Царь полюбил новое зрелище, но не был уверен, угодна ли новая потеха Богу. Поэтому всякий раз после посещения театра ходил в баню и усердно молился, чтобы очистить тело и душу. Театр называли в то время «позорищем» (дословно зрелищем). Актёров всё ещё продолжали считать грешниками, их даже хоронили только за пределами кладбища. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 году, после смерти царя, он распался. А первый публичный (т.е. доступный всем) театр появился в Москве уже при новом царе - Петре I – в 1702 году.
Ведущий: Существовали в России придворные, частные, крепостные и даже школьные театры. Однако первый русский профессиональный театр появится только в середине XVIII века при Елизавете Петровне (дочери Петра I).
(Выходят императрица и придворный).
Императрица: Дошло до меня, господин министр, что в Ярославле силами нескольких юношей открыт собственный театр. Известно ли вам что-либо?
Придворный: Да, доподлинно известно, что некто Фёдор Григорьевич Волков, сын ярославского купца, построил на пожертвования горожан свой театр. При строительстве сего театра был он сам архитектором, живописцем и машинистом, а когда приведён был оный к окончанию, стал директором и первым актёром.
Императрица: Россия давно нуждается в профессиональном русском театре, он необходим не только для развлечения, но и для поддержания нашего престижа.
Придворный: Позвольте, матушка Елизавета Петровна, у нас при дворе есть театр. Не изволите взглянуть?
Императрица: Нет, это никуда не годится! Россия – великое государство, а в царском дворце играют иностранные труппы! Нет, срочно издам указ о создании театра! (Берёт бумагу, перо, пишет. Подаёт бумагу придворному.) Извольте прочесть.
Придворный: (Читает) «Повелели мы нынче учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головинский каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома. Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову. Создание труппы поручаем актёру Фёдору Волкову.
Ведущий: 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой был учрежден Российский государственный театр драмы, позднее названный Александринским театром. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров. С 1832 года театр получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт – Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александринским театром.
/на экране здание Александринского театра/
Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, с огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.
Здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский. Именно здесь состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства.
Ведущий: В 1762 году на престол всходила новая императрица Екатерина II. Фёдор Волков поставил к празднику коронации уличный карнавал «Торжествующая Минерва». Распоряжаясь этим карнавалом, он простудился и 5 апреля 1763 года умер. А театр, созданный им, живёт – сейчас это академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Петербурге. В 1911 году театру в Ярославле было присвоено имя Фёдора Волкова.
/видеоролик «История первого русского театра»/.
Ведущий: Императрица Екатерина 2 очень любила театр и сама писала и переводила для него пьесы. Она основала народный театр в Петербурге. В 1774 состоялся указ об учреждении в Петербурге Российского публичного театра. В 1779 году учреждено театральное училище. В 1824 году было устроено громадное роскошное здание Большого театра, а вскоре после него было построено и здание Малого театра.
/На экране - здание Большого и Малого театра./
Ведущий: В 80-е годы XVIII века в театре заблистали новые имена. И прежде всего это имя Дениса Ивановича Фонвизина.
До Фонвизина в русском театре преобладали переводные пьесы. Единственное, что могли сделать русские драматурги – переводить пьесы иностранных авторов на русские нравы. Критик Белинский сказал: «Русская комедия началась задолго еще до Фонвизина, а началась только с Фонвизина». Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) с детства любил театр. На равных дружил с одним из первых русских актеров, Иваном Дмитриевским, хотя актеры были, по понятиям того времени, чем – то вроде слуг. Вершиной его творчества стала комедия «Недоросль».
Когда она была поставлена на сцене, успех был полный, публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену. Комедия осмеивала невежество, крепостное право, произвол властей, обличала систему дворянского воспитания и образования.
/Сценка по комедии Фонвизина «Недоросль»/.
Правдин. До моих ушей уже дошло, что ты теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец – то тебя выучил.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин. Чему ж бы, например?
Митрофан ( подает ему книгу). Вот, грамматика.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
(Выходят императрица и придворный)
Императрица: Что о себе возомнил этот Фон Визин! Я хоть и защитница просвещения, но поучать себя холопам не позволю! Как он смеет смеяться над нами! Говорят, он водит дружбу с актёрами. Какой позор для дворянина, ведь они ничем не лучше слуг!
Придворный: Прикажете запретить его пьесу? Я распоряжусь?
Императрица: Нет, не нужно. Я не хочу отказываться от звания либеральной императрицы и покровительницы искусств. Но проследите за тем, чтобы больше ни одно произведение этого господина к печати не допускали.
Придворный: Слушаюсь. (уходят)
Ведущий: Екатерина II слыла просвещённой императрицей, но это не помешало ей жестоко преследовать тех писателей, кто это просвещение распространял в России: Новиков был отправлен в темницу, Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами. Той же участи не избежал бы и Фонвизин, если бы не чрезвычайная его известность. Фонвизину дали понять, что в литературе ему не место. Сломленный этим ударом, он вскоре умер.
Ведущий: А в театр приходят новые литераторы. Среди них Иван Андреевич Крылов. Будущий известный баснописец в юности собирался стать драматургом. Его первые пьесы обратили на автора внимание Екатерины II, пожелавшей лично его видеть. В 1807 году Крылов пишет свои самые известные пьесы «Модная лавка» и «Урок дочкам». Враг всякой иностранщины, автор язвительно высмеивает нелепое желание изъясняться по-французски и следовать столичной моде. Эти комедии пользовались большим успехом у современников и не сходили со сцены до 40-х годов XIX века. (Сценка из комедии Крылова)
Ведущий: Заканчивался XVIII век. Это была целая эпоха в истории театра. Но впереди был век XIX, который станет не только «золотым веком» русской литературы, но и эпохой небывалого расцвета русского театрального искусства.
Это время было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная профессия – режиссер, и в связи с этим формировалась принципиально новая эстетика режиссерского театра. В России эти тенденции проявились особенно ярко. Это был период небывалого взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический театр – наряду с поэзией, живописью, сценографией, балетом – представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности.
(На сцену выходят режиссёр и актриса)
Режиссёр:
Театр! Пленительный, чудесный мир!
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Актриса: (Аплодирует) Ах, господин режиссёр, я мечтаю о сцене с детских лет. Я видела все ваши спектакли. Возьмите меня в труппу вашего театра.
Режиссёр: А вы действительно знаете и любите театр?
Актриса: Ах, как можно не любить театр!
Режиссёр: Ну, хорошо, только для нас театр не зрелище для забавы, а общественная трибуна. Мы ищем новые пути в драматургии. Это трудное и неблагодарное дело. Готовы ли вы бескорыстно служить нашему театру?
Актриса: Да, я буду только счастлива!
Режиссёр: Тогда пойдёмте, я проведу вас на репетицию новой пьесы г-на Пушкина. Вам будет полезно посмотреть на игру настоящих мастеров.(Уходят)
Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин создал несколько драматических произведений. Среди них – «Маленькие трагедии», написанные в Болдине. Ещё в начале 30-го года Пушкин обращается к государю с прошением разрешить ему поездку во Францию и Италию, путешествие на Восток. Николай I холодно отказал. И тогда поэт силой своей фантазии исполнил заветную мечту. Воображение уносило его в эпоху рыцарства, в средневековую Европу. Сложная игра человеческих страстей, скупости, зависти, любви, гения и злодейства раскрывается перед нами в «Маленьких трагедиях».
И среди них произведение, которое, как писал Белинский, поражает нас шекспировским знанием человеческого сердца, - «Моцарт и Сальери».
(Сценка из «Моцарта и Сальери», исполняется «Реквием» Моцарта)
(Выходят режиссёр и актриса)
Режиссёр: Пьесы Пушкина, конечно, необыкновенно хороши. Но время требует новых тем. Необходимо показать нашу, русскую действительность да побольше наших, истинно русских типов.
Актриса: А мне кажется, мало в наших пьесах хороших женских ролей. Совсем нечего играть в театре!
Режиссёр: А вот погодите, говорят, появился где-то в Замоскворечье новый драматург из купцов, Александр Островский. Недавно он написал большую комедию «Банкрот», или «Свои люди – сочтёмся». Театральная цензура пьесу отвергла, так он решился сам вместе с актёром Садовским читать её. Завтра в доме Погодина состоится это важное событие. Говорят, будет сам Гоголь! Я тоже приглашён.
Актриса: Ах, как это хорошо! Я надеюсь, что и мне найдётся роль в этой новой пьесе. Обещайте мне непременно!
Режиссёр: Обещаю. (Уходят)
Ведущий : Пьеса Островского «Свои люди – сочтёмся» была написана в 1849 году. Николай I наложил свою резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить». Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через 12 лет после её написания, в Александринском театре в Петербурге и в Малом театре в Москве. 150 лет назад, в январе месяце, состоялась премьера этой пьесы. В спектакле были заняты выдающиеся актёры Михаил Семёнович Щепкин и Пров Михайлович Садовский. Шумная овация была устроена в Москве артистам и автору. Молодёжь вынесла Островского на руках, без шубы, в двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома. Благоразумие взяло верх: кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани и толпой в несколько сот человек сопровождали до дома, разбудив весь квартал.
/сценка по драме Островского «Гроза»/
Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара. Разумеется, жалко.
Катерина. Знаешь, что мне в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина: Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь – то?
Ведущий : Александр Николаевич Островский по праву считается создателем русского национального театра. Он сам признавался: «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов. У русского драматического искусства один только я. Я всё: и академия, и меценат, и защита».
Ведущий: За Московским Малым театром, основанным в 1824 году, закрепилось название «Дом Островского». И это не случайно. Сюда он приходил ежедневно: читал свои пьесы, был режиссёром-постановщиком, работал с актёрами. В знак признания его заслуг Малый театр носит имя Островского, а у его входа установлен памятник великому драматургу.
(Выходят режиссёр и актриса)
Актриса: Ах, как жаль, что Островского больше нет! Он так мечтал реформировать старый театр и не успел. Русский театр гибнет без него.
Режиссёр: Вовсе нет. В Петербурге недавно состоялась премьера пьесы «Чайка» начинающего драматурга Чехова. Я думаю, это новое слово в драматургии!
Актриса: Но ведь пьеса провалилась. Критики писали, что «это не чайка, а просто дичь»!
Режиссёр: Никогда не читайте плохой критики! Причина провала, как это ни странно, в самой пьесе: гениальная пьеса требует гениального сценического воплощения. Нужен совершенно новый театр и совершенно иная постановка.(Уходят)
Ведущий: И это произошло. В 1897 году состоялась историческая встреча Станиславского с Немировичем-Данченко, во время которой они решили создать театр нового типа, о каком мечтал ещё Островский. Московский Художественный (Общедоступный) театр открылся 14 октября 1898 года, а уже через два месяца здесь состоялась премьера «Чайки» в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Роли исполняли Константин Сергеевич Станиславский, Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Ольга Леонардовна Книппер (будущая жена Чехова). Публика восторженно приветствовала участников спектакля и требовала на сцену автора. Это был триумф нового драматурга и нового театра.
Ведущий: С тех пор Чехов писал свои пьесы только для Московского Художественного театра, а «Чайка» навсегда стала символом театра и до сих пор украшает его занавес. Последней пьесой Чехова стала комедия «Вишнёвый сад», написанная в 1903 и поставленная на сцене в 1904 году. Шли последние месяцы жизни Чехова. Пьеса стала прощанием автора с прошедшим XIX веком и размышлением о наступающем XX .
(Сценка из пьесы «Вишнёвый сад»)
Л о п а х и н. Ваше имение собирается купить богач Дериганов. На торги, говорят, приедет сам лично.
Любовь Андреевна. А вы откуда слышали?
Лопахин. В городе говорят.
Гаев. Ярославская тетушка обещала прислать, а когда и сколько пришлет, неизвестно...
Лопахин. Сколько она пришлет? Тысяч сто? Двести?
Любовь Андреевна. Ну... Тысяч десять — пятнадцать, и на том спасибо.
Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.
Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Г а ев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили.
Ведущий: После революции 1917года, поменявшей весь жизненный уклад России, начался новый этап и театральной жизни страны. Новое правительство понимало всю важность театрального искусства: 9 ноября 1917 был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению. А 26 августа 1919 появился декрет о национализации театров, впервые в истории России театр полностью стал делом государственным.
Ведущий: В искусстве вообще и в театре в частности это был очень сложный период. Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников революции. Можно сказать, что в эстетической сфере разделение произошло на отношении к традициям мировой культуры. Азарту социального эксперимента, направленного на построение нового общества сопутствовал и художественный азарт экспериментального искусства, отказ от культурного опыта прошлого. В 1920 Мейерхольд выдвинул программу Театральный Октябрь, провозгласившую полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах искусства нового.
Залогом успеха в этот период стал эксперимент, новация – разного характера и направления. Возможно, именно это обусловило существование в один и тот же период футуристических политизированных «спектаклей-митингов» Мейерхольда и изысканного, подчеркнуто асоциального психологизма Таирова, «фантастического реализма» Вахтангова и экспериментов со спектаклями для детей молодой Н.Сац. Театры более традиционного направления (МХАТ, Малый, бывший Александринский и др.) отдавали дань современности спектаклями революционно-романтическими и сатирическими, однако источники свидетельствуют, что 1920-е стали для них периодом творческого кризиса.
(Выходят барышня и футурист)
Барышня: Так Вы работаете в театре Мейерхольда?
Футурист: Да, я работаю в театре Мейерхольда. Столько новых пьес! Сегодня премьера пьесы «Клоп» товарища Маяковского. Очень талантлив. Пьеса новая, современная, злая. Настоящая революционная сатира!
Барышня: Но ведь вы отрицали старое искусство, а Мейерхольд – воспитанник классической школы, ученик Немировича-Данченко и бывший символист.
Футурист: Да, мы были молоды, много горячились и, конечно, ошибались. Не воевать надо было, а вместе строить новый театр. Ну, а вы как?
Барышня: Я актриса, работаю во МХАТе и по-прежнему считаю, что сейчас ничего нет важнее классического репертуара. В эпоху, когда всё рушится, нужно напоминать людям о вечных ценностях – любви, чести, милосердии.
Футурист: Да таких пьес сейчас нет!
Барышня: Вы не правы, есть, только им очень трудно пробить себе дорогу. В нашем театре работает замечательный драматург Михаил Булгаков. Мне очень нравятся его пьесы, особенно «Дни Турбиных». Правда, её запретили, но сейчас мы продолжаем репетиции и надеемся, что спектакль возобновится. /Уходят/
Ведущий: Теме борьбы с мещанством, с обывательским бытом посвящена феерическая комедия Владимира Маяковского «Клоп». Он пишет её осенью 1928 года, а уже в феврале 1929 года состоялась премьера «Клопа» в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда. По желанию Мейерхольда Маяковский учил актёров новой манере игры, по существу, был режиссёром по слову. К оформлению были привлечены начинающие художники Кукрыниксы и Родченко. Музыку написал совсем ещё молодой композитор Дмитрий Шостакович. Для художников и для композитора участие в спектакле было первой работой в театре. Большая заслуга в успехе спектакля принадлежала актёру Ильинскому, создавшему образ Присыпкина.
(Сценка из пьесы «Клоп»)
Ведущий: Не так удачно складывалась судьба пьес Михаила Афанасьевича Булгакова. В театральном мире ему не могли простить, что он стал первым советским драматургом, чья пьеса «Дни Турбиных», поставленная в Московском Художественном театре в 1926 году, стала для этого театра новой «Чайкой», возродила его. Стрелы вражды и зависти летели в писателя со всех сторон, следствием чего стало снятие пьесы с репертуара. В середине января 1932 года Правительство СССР отдало по МХАТу распоряжение: пьесу «Дни Турбиных» возобновить. Для Булгакова это значило, что ему возвращена часть его жизни.
(Сценка из пьесы Булгакова, исполняется романс «Белой акации гроздья душистые…»)
Ведущий: Новый период российского театра начался в 1932 постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Время художественных экспериментов закончилось, хотя, это не означает, что дальнейшие годы не дали новых достижений и успехов в развитии театрального искусства. Просто «территория» разрешенного искусства сузилась, одобрялись спектакли определенных художественных направлений – как правило, реалистические. И появился дополнительный критерий оценки: идеологически-тематический. Так, к примеру, безусловным достижением российского театра начиная с середины 1930-х становились спектакли, в которых на сцену выносился образ В.Ленина.
Ведущий: Театр является трибуной, с которой мог громко звучать призыв к борьбе со всем, что ведет к порабощению человека. В это время для сцены работают Максим Горький, Владимир Маяковский, позднее – Всеволод Вишневский, Михаил Булгаков.
Для многих деятелей российского театра 1930-е (и вторая половина 1940-х, когда идеологическая политика продолжилась) стали трагическими. Однако российский театр продолжал развиваться. Появлялись новые режиссёры, появляется и новое поколение актёров.
Ведущий: Во время Великой Отечественной войны российские театры в основном обращались к патриотической теме. На сценах ставились пьесы, написанные в этот период (Нашествие Л.Леонова, Фронт А.Корнейчука, Парень из нашего города и Русские люди К.Симонова), и пьесы историко-патриотической тематики (Петр I А.Н.Толстого, Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева и др.). Успех театральных спектаклей этого времени опроверг справедливость расхожего выражения «Когда говорят пушки, музы молчат». Особенно наглядно это проявилось в осажденном Ленинграде. Городской театр (позже – Театр им.Комиссаржевской) и Театр Музыкальной комедии, проработавшие здесь всю блокаду, собирали полные залы зрителей, несмотря на отсутствие отопления, а зачастую и света, бомбежки и артобстрелы, смертельный голод. Как ни парадоксально, чем гибельнее становились условия жизни в городе, тем более обострялась потребность ленинградцев в искусстве, помогающем выжить. С радостью люди встречали выездные спектакли и концерты на передовой, во многих театрах страны были сформированы фронтовые бригады, выступающие не только в действующей армии, но и в госпиталях.
Ведущий: После окончания Великой Отечественной войны в период с 1950 – 1980-е годы началось обновление российского театра, и началось оно с режиссуры. Новая театральная эстетика формировалась в Москве и Ленинграде.
В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г.Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский театр им.Ленинского комсомола, а в 1956 ставшего художественным руководителем БДТ. Великолепная труппа (Е. Лебедев, К. Лавров, С. Юрский и др.), блестящие спектакли, отличные организаторские способности режиссера вывели БДТ в число лучших театров. Остальные театры Ленинграда в 1950–1980-е выглядели на его фоне более бледно, хотя и в них велись активные поиски новых выразительных средств.
Ведущий: В Москве формирование новой театральной эстетики происходило более бурно и наглядно. Здесь прежде всего следует назвать имя А.Эфроса, не становившегося знаменем какой бы то ни было театральной революции, хотя, каждый его спектакль вызывал огромный интерес критики и зрителей. Возглавив в 1954 году Центральный Детский театр, Эфрос сплотил вокруг себя группу талантливой молодежи – О.Ефремова, О.Табакова, Л.Дурова и др. Здесь во многом формировалась художественная программа, приведшая в 1958 к открытию театра «Современник». Это ознаменовало наступление новой эпохи российской сцены.
Обновление эстетики реалистического психологического театра сочеталось в «Современнике» с поисками новых средств художественной выразительности. Молодая труппа – О.Ефремов, О.Табаков, Е.Евстигнеев, И.Кваша, Г.Волчек, Л.Толмачева и др. с азартом работали над спектаклями. Зрительское признание нового театра было огромным, очереди за билетами выстраивались с ночи – как за билетами в МХТ первых лет его существования.
Но, пожалуй, самым громким российским театром 1970–1980-х был Московский театр на Таганке и его режиссер Ю.Любимов.
/Просмотр отрывка из спектакля «Пугачёв». Монолог Хлопуши/
Ведущий: Советская эпоха, которую принято называть «застоем» стала временем новых театральных тенденций. В сюжетах прослеживается психологические нити, а темы выбираются на злобу дня. Музыкальность в пьесах приобретает более важное значение. На подмостках сцен явился новый жанр в современном советском театре - рок-опера. Яркий пример, рок-опера «Юнона и Авось», поставленная в театре «Ленком» Москвы. Это шедевр современного театрального искусства спектакль до сих пор включен в репертуар. Билеты на него всегда распродаются полностью. Театральная сцена той поры дала целую плеяду талантливых актеров.
/ Песня Кончиты из рок-оперы «Юнона и Авось. Музыка Алексея Рыбникова, слова Андрея Вознесенского/
Ведущий: С крахом СССР театры стали переживать тяжелый период. Гласность, а следом неконтролируемая свобода открыли путь на большую сцену не только талантливым людям, но и тем, кто ищет легкую популярность.
Сегодня, к глубокому разочарованию «правда жизни» в театрах часто интерпретируется как неприкрытая вульгарность.
Несмотря на все издержки времени, лучшие театры продолжают великие театральные традиции России. Осуществляются своевременные и качественные постановки. В такие театры билеты раскупаются задолго до спектакля.
/Песня – клип «Третий звонок»/
Ведущий: Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь можно ставить и показывать зрителям что угодно. После отмены централизации театров во множестве организовывались новые коллективы — театры-студии, театры – антрепризы. Только в Москве ежегодно выходило 1000 премьерных спектаклей.
В 90-е годы Анна Самохина возглавляла студию «Диапазон». В качестве художественного руководителя этой студии в 1996-м году на фестивале в Монако она представляла «Конец 90-х. возвращение».
Ведущий: Событиями театральной жизни 1990-х годов стали постановки таких режиссёров, как: Додин Л.А. (Петербургский Малый драматический театр), Фоменко П.Н. («Мастерская Петра Фоменко»), и другие мастера, определившие лицо современного «режиссёрского театра»: Гинкас К.М., Гришковец Е.В., Житинкин А.А.
Однако выжили в новых условиях немногие из театров- антреприз. Выяснилось, что, кроме идеологического диктата, существует диктат зрительский: публика будет смотреть только то, что она хочет. И если в условиях государственного финансирования театра заполнение зрительного зала не слишком важно, то при самоокупаемости аншлаг в зале – важнейшее условие выживания.
Ведущий: Идут годы, сменяются эпохи. Но вопреки всем испытаниям русский театр живёт, растёт число его поклонников.
Сейчас в Москве очень много театров. Но ведущие театры – это, конечно, Большой театр, Малый театр, театр Вахтангова, Ленком, театр имени Маяковского, театр Моссовета, МХАТ имени Горького, МХАТ имени Чехова, театр на Малой Бронной, Российский театр армии, Сатирикон и многие, многие другие.
Наш областной центр – Ростов-на-Дону – старый театральный город. Театры Ростова играют огромную роль в просвещении ростовчан и жителей области, их приобщении к мировой и отечественной культуре.
В Ростове есть театры всех жанров – музыкальные, драматические, оперы и балета, кукольный и др.:
/Проморолик «Театральная Россия»/
Ведущий: Мы представили вам главные театральные эпохи, обозначили будущее русского театра. Но самое главное, театр существует благодаря вам зрителю, который отсеивает ненужное, наносное и оставляет в памяти только лучшее.
Год театра в России продолжается. До новых встреч!
Места заполняются в зрительном зале,
До зрелищ охотник повсюду найдется.
Обычная вешалка в самом начале,
А дальше – то чудо, что театром зовется.
Ведущий
Распахнутый занавес сцену откроет,
Проступит из тьмы лабиринт декораций,
И жизнь обретут персонажи, герои,
В которых актеры начнут воплощаться.
Ведущий
А зал увлеченно следит за сюжетом,
Взрывается смехом и молкнет в печали.
И все понимают – игра лишь все это,
Ведь в жизни в такие же игры играли.
Ведущий
На сцене реальное действо вершится,
Оно – результат ежедневных стараний,
Итог напряженных трудов, репетиций,
Актерских идей, режиссерских исканий.
Ведущий
Шедевры на сцене рождаются в муках.
Ведь нужно суметь увязать воедино
Костюм, реквизит с освещением, звуком,
Явления, действия, акты, картины…
И сумрачный глас режиссера: «Не верю!»
С единственной целью всегда раздается,
Чтоб зритель, войдя в театральные двери,
Поверил во все, что увидеть придется.
Ведущий
Симпатий огонь будет не угасаем.
Зажжется однажды, чтоб впредь разгораться.
Мы в год театра театру желаем
Побольше аншлагов и море оваций!
Составитель: Мишахина Л.А., библиотекарь абонемента