Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ИСТОРИЯ КНИГИ
Как выглядит книга сегодня, знают все. А что бы вы сказали, если бы в библиотеке вам выдали обожженные в огне глиняные таблички или пальмовые листья? Не удивляйтесь, ведь это тоже книги, созданные несколько веков назад.
В древнейшие времена, когда еще не было бумаги, материал для изготовления книг использовали самый разный.
В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины.
В древней Индии материалом для первых книг служили пальмовые листья.
На Руси в Новгороде писали на бересте.
В Египетском царстве книги детали из речного тростника — папируса. Сгибать папирусный лист было нельзя: он ломался, поэтому его хранили в свитках. Некоторые папирусные свитки достигали удивительной длины (наибольшая известная длина — около 45 м), и пользоваться ими было не совсем удобно. Не то что обычными книгами, где листаешь страницы.
Привычные нам страницы в книгах появились лишь с изобретением материала пергамента, который получали из кожи животных, Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр Библии, первой крупной книги, напечатанной в 1452—1455 гг. И. Гутенбергом, потребовалось 170 шкур телят!
Большой лист пергамента сгибали, получался "тетрадион", означающий "лист, сложенный вчетверо". Если текст книги не помещался е один "тетрадион", то продолжали писать на втором, третьем, затем их сшивали. К сожалению, пергаментные листы быстро изнашивались, поэтому тетрадионы стали защищать деревянными крышками. Так у книг появился первый переплет.
Если книга предназначалась богатым людям, то переплет украшался бархатом и драгоценными камнями, специальными застежками и замками, уголки крышки делали из серебра или золота.
Папирус был дешев, но хрупок, пергамент — очень дорог, поэтому во II в. до н. э. человек придумал новый материал для книг. Им стала бумага, которую изобрел китаец Цай Лунь. Благодаря своим достоинствам и дешевизне бумажные книги постепенно стали вытеснять бамбуковые, шелковые, папирусные и пергаментные.
Долгое время технология изготовления бумаги держалась китайскими мастерами в секрете. От места создания до ведущих стран Европы и России бумага "шла" несколько столетий.
Первые книги (их называют анонимными) выходили без указания времени и места издания. Этот недостаток вскоре был устранен. С развитием книгопечатания важным элементом книги (после переплета) стал титульный лист. Сегодня титульный лист — необходимая часть любого издания. На нем указываются имя и фамилия автора, заглавие, время и место выпуска книги.
Страница, предваряющая часть, главу издания, называется шмуцтитулом, который содержит краткое название этой части или главы, эпиграф. В старопечатных книгах эта страница помещалась перед титульным листом. Любопытно, что шмуцтитул в книге появился раньше титульного листа, чтобы предохранить начальную страницу книг от загрязнения.
До изобретения печатной машины книги были рукописными. Писцы, чаще всего монахи, аккуратно выводили текст сплошным строками во всю ширину листа. Так было до конца XV в. Затем в начале текста стали помещать, чуть отступая, яркие заглавные буквы, раскрашивая их красной краской. Так появилась "красная строка", или абзац. А укрупненные буквы, с которых начинались главы, абзацы, стали называть "инициалами".
История бережно хранит имена печатников, которые открыли то, без чего не обходится сегодня ни одна книга. Так, например, запятую (до этого были лишь точка и двоеточие) на рубеже XV—XVI вв. изобрёд известный венецианский типограф Альд Пануций. Его изобретательному уму принадлежит введение оглавления, так облегчившего пользование книгой.
В XVI в. появился на свет и вопросительный знак. Придумали его братья Венделин и Иоанн да Спира. Они же первыми стали нумеровать страницы своих книг удобными арабскими цифрами.
Каждый из нас знает, как приятно держать в руках хорошо иллюстрированную книгу. Латинское слово "иллюстрация" означает "освещение", "наглядное изображение". Полторы тысяч лет назад в Китае были сделаны первые гравюры на дереве специально для иллюстрирования литературного текста. На Руси рукописные книги художники украшали заставками и миниатюрами, используя для этого золото, пурпур, киноварь, кармин.
Первыми иллюстрированным! печатными книгами в Европе XV в. стали издания немецкого типографа Альбрехта Пфистера. Именно он положил начало производству печатных иллюстрированных книг.
ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
Инициал (буквица) — первая буква начального слова книги, главы, раздела, произведения, увеличенная по размеру (кеглю) по сравнению с начальной буквой, нередко сочетаемая с иллюстрацией, виньеткой, орнаментикой.
Линейка – наборный элемент разного рисунка, используемый в качестве выделительного средства для отделения частей таблицы друг от друга, для более выразительного разграничения заголовков разной значимости, как средство художественной выразительности внутреннего оформления издания.
Спуск по полосе – пробел в верхней части начальной полосы издания, подраздела, произведения в сборнике, образующийся благодаря тому, что основной текст начинается не от верха полосы, а спущен на тот или иной размер.
Отступ (втяжка) – пробел, образующийся слева и (или) справа от края набора основного для издания формата, когда часть строк полосы набирают на более узкий формат.
Бандероль (манжетка, поясок) — бумажная склеенная в кольцо лента, опоясывающая книгу и используемая для рекламы, а также для того, чтобы объединить в комплект тома двух- или трехтомника.
Суперобложка — обложка с клапанами (отворотами), надеваемая на переплет или основную обложку, на которых суперобложка держится с помощью клапанов. Суперобложка может быть приклеена к корешку обложки; она является элементом внешнего оформления.
Переплет — твердая покрышка готового издания, представляющая собой совокупность переплетной крышки, приклеенных к ней форзацев, марлевых клапанов и окантовочного материала, а также упрочняющих деталей. Элемент внешнего оформления издания.
Форзац — конструктивный элемент издания в переплете, основное назначение которого — скреплять, соединять книжный блок с переплетной крышкой, а дополнительное — служить художественным элементом внешнего оформления и сообщать важную для пользования изданием или просто справочную информацию.
Корешок обложки (переплета, суперобложки) — сторона обложки (переплета, суперобложки), прикрывающая корешок книжного блока и открытая взгляду читателя, когда книга стоит на книжной полке.
Каптал — цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы их скрепить и защитить и в целом упрочить книжный блок. Служит элементом внешнего художественного оформления.
Авантитул — первая страница двойного титульного листа, который состоит из четырех страниц. Обычно авантитул открывает книгу.
Титульный лист — как правило, начальный книжный лист издания, на котором размещают основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие отличить его от всех прочих и служащие основным источником для библиографического описания.
Ляссе (ленточка-закладка) — тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока, а всю остальную, длинную часть прокладывают между страницами блока так, что другой конец выступает за книжный обрез блока.
Набор — 1) процесс формирования строк текста для печатных форм или фотоформ; 2) набранные строки текста в виде текстовой печатной формы.
Колонцифра — порядковый цифровой номер страницы издания или столбца (при нумерации по столбцам).
Обрезы книжного блока — верхний, нижний и боковой некорешковый торцы книжного блока (издания в обложке) после обрезки с трех сторон (откуда и название).
Фронтиспис – иллюстрация в книге, помещаемая обычно на левой стороне разворота титульного листа.
ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Первая рукописная книга на Руси – Остромирово Евангелие (XI в.). В 1056-1057 гг. мастер книжного дела писец Григорий переписал Евангелие для Новгородского посадника Остромира. Сейчас эта книга хранится в Санкт-Петербурге.
Самая первая книга, напечатанная механическим способом – Библия И. Гутенберга (42 строки) изданная в 1452-1455 гг.
Самая первая русская печатная книга – «Апостол» Ивана Фёдорова (1564 г.). в так называемой «Анонимной» типографии в Москве вместе с П.Г. Мстиславцем он напечатал первую точно датированную русскую печатную книгу, предварительно проведя большую текстологическую и редакторскую работу. Книга прекрасно оформлена, обильно орнаментирована.
Самая большая книга в мире – «Супер книга», имеет размеры 2,74х3,07 м, весит 252,6 кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976 г.
Самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1х1 мм. Это детская сказка «Старый король Коул», изданная в 1985 году в Шотландии. Страницы её можно осторожно переворачивать с помощью иголки.
Самая маленькая книга в мире – до недавнего времени это был «Кобзарь» Тараса Григорьевича Шевченко – чудо рук украинского инженера Николая Сергеевича Сядристого, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из 12 страниц текста и двух иллюстраций. Страницы сшиты окрашенной паутинкой, а переворачивать их можно заострённым концом тонкого волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золотисто-жёлтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Семь подобных изданий умещаются на торце спички, а прочесть книгу можно лишь с помощью увеличительного стекла. Её можно легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах. Книга хранится в Политехническом музее Москвы. Позже оказалось, что книжечка Николая Сядристого не является пределом для миниатюристов. Жмеринский умелец Михаил Маслюк создал томик стихов Александра Сергеевича Пушкина объёмом всего 0,064мм3! На обложке книги выгравирован портрет поэта. Если смотреть на книжку невооружённым глазом, то она выглядит пылинкой, ведь она в 15 раз меньше макового зёрнышка. Если же заглянуть в микроскоп, то можно увидеть довольно-таки пухлый томик.
Самые высокие тиражи имеет Библия, переведенная на 286 языков (а ее части — еще на 1522 языка). Второе место занимают произведения В. И. Ленина, переведенные на 222 зыка.
Самые читаемые писатели — по данным ЮНЕСКО, на втором месте в мирe (после Шекспира) среди самых читаемых классиков стоит Лев Толстой — 74 перевода на языки народов мира. А среди современных писателей самый читаемый — Чингиз Айтматов, произведения которого, по данным ЮНЕСКО, переведены на 90 языков, а общий тираж их составляет коло 17 миллионов.
Самый оригинальный автограф писателя принадлежит Максиму Горькому. Весной 1937 г. итальянские рыбаки в окрестностях Палермо выловили громкую черепаху весом в 100 кг. Их внимание привлекла надпись, сделанная на панцире: "Выпустил на свободу черепаху Тото 1 апреля 1922 г. Черепаха весит 52 кг и длина ее 90 см. Тото очень любит сардинки. Максим Горький, Капри".
Самая короткая переписка писателя Виктора Гюго велась в 1862 г. с его издателями. Автор уехал отдыхать и, желая узнать, как продается его новый роман "Отверженные", написал письмо: "?" Издатель ответил: "!"
Первые экслибрисы в России появились в начале XVIII в. Хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д. М. Голицын, Я. В. Брюс и др. Книги их библиотек украшали первые печатные книжные знаки — миниатюры в шрифтовом и гербовом исполнении.
Первая рукописная газета на Руси — "Куранты". Начала выходить в 1621 г. по распоряжению царя Михаила Федоровича. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. "Куранты" читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в одном экземпляре.
Первая печатная газета на Руси — "Ведомости" стала издаваться по указу Петра I и предназначалась для массового читателя.
Самые большие тиражи газет в России — среди еженедельников "Аргументы и факты" (более 33 млн. экз.), среди ежедневных газет — "Комсомольская правда" (более 22 млн. экз.).
Самая древняя библиотека мира — это коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в Ниневии (VH в. до н. э.).
Самая первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым в Киеве в Софийском соборе в 1037 г.
Самая крупная библиотека мира — Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.
Самая крупная библиотека в России — Российская государственная библиотека в Москве.
Самая высотная библиотека — космическая библиотека на борту орбитального комплекса "Мир", которая насчитывает более ста книг — от работ К. Э. Циолковского до романов И. Ильфa и Е. Петрова.
ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ
До изобретения книгопечатания рукописная книга была основным средством фиксирования и распространения информации.
Что в древности служило писчим материалом? Использовались плоские таблички, сформированные из мягкой, а затем обжигаемой глины, пальмовые листья, папирус, береста, пергамен и, наконец бумага.
Как называют две основные формы рукописной книги? Свиток и кодекс.
Как писали текст? Писец разлиновывал страницы тетрадей с помощью тупого металлического или костяного ножа, а позднее (в XV—XVI вв.) — свинцовым или оловянным карандашом. Прежде всего проводили вертикальные линии, определяющие размер полос или столбцов, а затем — горизонтальные, устанавливающие определенный интерлиньяж и, косвенно, высоту строк. Книги писали в один или два столбца, в зависимости от формата листа.
Чем писали книги? Использовались гусиные (а иногда и лебединые) перья, в древних Греции и Риме — трость, каламус.
Был ли в древности ластик или какая-нибудь "корректирующая жидкость" для исправления ошибок? Ошибочно написанные слова или буквы с пергамена смывали губкой либо счищали пемзой или перочинным ножом.
Из чего изготавливали чернила? Древние рецепты рекомендовали использовать различные железистые соединения, сажу и др.
Что такое киноварь? Красная краска, которую изготовляли из ртути и серы.
Как связаны термины "красная строка" и "рубрика"? Киноварью воспроизводили заголовки разделов книги, начальные буквы строк, благодаря чему и возникли эти использующиеся и ныне термины (от лат. ruber, то есть — красный).
В древности использовали только красную краску? Чрезвычайно редко красную краску заменяли голубой или зеленой. В особенно роскошных рукописях названия разделов, инициалы, начальные буквы прописывали золотом. Известны рукописные книги, полностью написанные золотом или серебром по белому или окрашенному в пурпурный цвет пергамену.
Были ли иллюстрации в рукописных книгах? Рукописи иллюстрировали миниатюрами, тщательно орнаментировали.
Правда ли, что твердый переплет изготовляли из досок? Да. Доски в дальнейшем обтягивали кожей или тканью, украшали переплетные крышки накладкам из слоновой кости или металлическими пластинами.
Как назывались мастерские рукописных книг в монастырях или при дворах владетельных особ VI—XII вв.? Скрипторий (позднелат. scriptorium, от лат. scriptor — писец). В скрипториях трудились писцы и скрипторы, оформители книг - иллюминаторы, миниатюрист, переплетчики и др. Широкое распространение скрипториев в Западной Европе относится к X—XII вв. Они были оборудованы пюпитрами, на которых переписывали тексты (иногда под диктовку сразу несколькими писцами). С кони XII в. скрипторий стали вытесняться городскими цеховыми мастерскими. Рукописные мастерские по типу скрипториев существовали и на Руси. Они возникли в Новгороде в конце XI века. В XV – XVI вв. такие мастерские встречались сравнительно часто: мастерская Дионисия-Феодосия, новгородского архиепископа (впоследствии митрополита) Макария и др.
Как называется наука, изучающая рукописные книги как памятники культуры? Кодикология.
Где находится крупнейший кодикологический центр мира? В Париже. Это Институт изучения и истории текстов, основанный в 1937 году.
Где были центры рукописной книги на Руси в XV в.? Чудов монастырь, Андроников монастырь, Троице-Сергиев монастырь, книгописные мастерские при Успенском соборе Московского Кремля, а также в Переяславле-Залесском, Ростове Великом, Галиче, Вологде, Суздале.
Почему азбука называется азбукой? Это слово происходит от названия первых по порядку расположения славянских букв – «аз» (буква А), «буки» (буква Б).
Как выглядела первая славянская азбука? Древнейшие славянские азбуки представлены в виде граффити, то есть надписей, нацарапанных на стенах сооружений. Такова запись глаголической азбуки на стене Круглой церкви в Преславле (Болгария), датируемая концом IX в., сделанная, очевидно, чтобы заявить о языке, на котором велась церковная служба. Древнейшая русская (кириллическая) азбука представлена также в виде граффити XI в. на стене церкви Св. Софии в Киеве. В XVII в. на Руси появляются рукописные грамматики, в которых специальный раздел отводится азбуке. В таких азбуках указывалось несколько начертаний каждой буквы, давались ее славянское название и греческий аналог, сообщались слова (с толкованием), начинавшиеся на данную букву.
Когда появилась первая печатная азбука? Первой печатной азбукой считается "Азбука", напечатанная во Львове в 1574 И. Федоровым. Она имела небольшой формат, содержала 79 страниц; включала собственно азбуку ("Начало учения детям, хотящим разумети писание"), сокращенную грамматику и материал для чтения. В Москве первая печатная книга для детей была издана в 1634 (по имени управляющего Печатным двором известна как "Азбука В. Ф. Бурцева"). Большая часть изданий Московского печатного двора, предназначенных для обучения грамоте, носила название "букварь".
Какие буквари были необычными? Лицевой букварь Кариона Истомина, гравированный Буниным Леонтием (1-е изд. — в количестве 106 экземпляров, 1694). Вместо традиционных церковных текстов в нем широко представлены "стихи нравоучительного характера" о пользе знания, учения, труда и наук; он богато иллюстрирован рисунками (400), которые должны были вызвать у детей "охоту учитися", делали наглядным содержание текстов. Большое значение имел букварь Феофана Прокоповича (1720), выдержавший несколько изданий. Подготовленная А. А. Барсовым "Азбука церковная и гражданская, с краткими примечаниями о правописании" (1768) была инструментом реформы русского правописания (без твердого знака, без "ять", с одним "и" десятеричным). Поскольку Екатерина II не одобрила предлагаемой реформы, эта азбука в 1787 была изъята и уничтожена.
Что такое азбуковник? Это русские анонимные рукописные сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Первый список толкуемых слов типа азбуковника помещен в Новгородской кормчей 1282. В XIII—XVI вв. азбуковники служили главным образом толковыми словарями "неудобопознаваемых речей" (то есть непонятных слов), встречающихся преимущественно в книгах Священного Писания. Слова располагались по алфавиту, указывались их происхождение, перевод и разъяснение. В XII—XIII вв. наибольшее распространение получили учебные азбуковники. Они состояли обычно из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике (например, "О начале грамоты греческия и русския"), по арифметике, религиозно-нравственных поучений. В некоторых азбуковниках встречаются статьи по всеобщей истории (о Юлии Цезаре, Яне Гусе и др.); статьи по русской истории заимствованы главным образом из Хронографа (о князьях Борисе и Глебе, Андрее Боголюбском, об Иване Грозном и др.). В занимательной форме азбуковники сообщали сведения и по естествознанию (о некоторых экзотических животных, драгоценных камнях, растениях и пр.). Отдельные азбуковники, представляющие собой материал для занимательного и поучительного чтения, пользовались популярностью на Руси. Сохранилось более 200 списков азбуковников.
Откуда произошло название одной из двух древнейших славянских азбук — "кириллица"? Название восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.
Правда ли, что глаголица старше кириллицы? Некоторые ученые предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием в IX в., ранее, чем другая славянская азбука — глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что глаголица старше и что кириллица была составлена последователями Кирилла и Мефодия (возможно, Климентом Охридским) на основе уставного греческого письма с добавлением нескольких букв. Считается, что по происхождению многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом, а некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма. Однако своеобразие глаголицы не позволяет уверенно связать ее ни с одним из современных ей алфавитов. Это косвенно подтверждает предположение, что глаголица изобретена Кириллом еще до его отъезда вместе с братом Мефодием в Моравию, где после 863 им была создана кириллическая азбука.
Как появился русский алфавит? Современный русский алфавит по составу и основным начертаниям восходит к кириллице, буквенные знаки которой изменились по форме и по составу. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра I в 1708—1710 и реформами Академии наук 1735, 1738 и 1758, результат которых заключался в упрощении начертаний букв и исключении из него ряда устаревших знаков. Эти изменения послужили преобразованию старой церковно-славянской печати для светских изданий. Некоторые исключенные буквы в дальнейшем восстанавливались и исключались, часть лишних букв употреблялась в русском письме и печати вплоть до 1917, когда декретом Народного комиссариата просвещения от 23.12.1917, подтвержденным декретом Совета народных комиссаров от 10.10.1918, были исключены из русского алфавита "ять", "фита", "и" десятеричное.
Что такое скоропись? Это почерк преимущественно деловой письменности. Появление и распространение скорописи уже в древности связывают с применением письменности для хозяйственных, административных и дипломатических целей. Скоропись в различных видах алфавитного письма характеризуется главным образом непрерывностью движения пера при начертании букв.
Как выглядели берестяные грамоты? Берестяные грамоты — памятники древнерусского письма XI—XV вв. на березовой коре (бересте). Впервые обнаружены в Новгороде археологической экспедицией под руководством археолога А. В. Арциховского в 1951, затем в Смоленске, Старой Руссе, Витебске, Москве. При изготовлении берестяной грамоты бересту кипятили (для придания ей эластичности), соскабливали внутренние слои коры, обрезали по краям. Буквы процарапывались острым железным или костяным стержнем. Берестяные грамоты сворачивались так, что текст располагался с наружной стороны (известен новгородский свиток из трех берестяных грамот).
Что такое гетерография? Название происходит от греч. heteros — иной, другой и grapho — пишу. Это способ письма, когда часть слов (или их основ), а иногда и целые выражения пишутся на одном языке, а при чтении переводятся на другой. Впервые гетерография возникла в древней Нижней Месопотамии в условиях разноязычия.
Что такое вязь? Это декоративное письмо, 6 вы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для написания заглавий и заголовков в восточноевропейских рукописных книгах и старопечатных книгах. Иногда использовались и в прикладном искусстве, служила, например, украшением nocyды. i Для письма вязи характерны сокращение букв (сближение частей букв, подчинение одной буквы дру гой) и их украшение орнаментальными элементами. Вязь применялась в византийской книге с середины XI в., у южных славян с первой половины XIII в., в русской книге — с конца XIV в. К концу XV вязь стала распространенным каллиграфическим приемом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы вязи созданы в середине XVI в. Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, также в Новгороде.
Может ли письмо состоять из рисунков? Да. Существует рисуночное письмо — пиктография. Название происходит от лат. pictus - нарисованный и греч. grapho - пишу. Содержание отображается в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография предшествовала фонетическому письму. Была распространена у индейцев Америки, народов Тропической Африки, аборигенов Австралии, некоторых народов Сибири вплоть до XX в. Принципиальное отличие знаков пиктографии - пиктограмм — от знаков фонетического письма состоит в незакрепленности за пиктограмма конкретной единицы языка, в возможности ее интерпретации на любом языке, в том, что она может быть прочтена как словосочетание, предложение с различными вариантами смысла как несколько предложений.
Когда завершался XX век, человечество в очередной раз подводило итоги прошедших тысячелетий. Газеты и журналы наперебой расспрашивали читателей: "Какие изобретения и открытия оказали сильнейшее воздействие на человеческую цивилизацию?" Ответы были самыми разными, но все сходились в одном: самое главное, чему научилось человечество, — это фиксировать, хранить и передавать информацию. Такая возможность появилась с изобретением письменности и книгопечатания.
В течение многих веков люди не только читали книги, но и собирали их. Книги — это память, а без памяти нельзя прожить.
Посреди безлюдной пустыни, между Вавилоном и Персидским заливом, возвышался холм со странным названием Варка. В 1927 году его раскопали и нашли город. А в городе — библиотеку, которой было пять с половиной тысяч лет.
Пять с половиной тысяч лет назад какой-то человек сидел, склонившись, и писал о своей стране: «О, Шумер, великая земля Среди всех земель Вселенной, Залитая немеркнущим светом! Твое сердце глубоко и неведомо...»
Шумеры сочиняли стихи, возводили города, строили корабли, изучали растения и животных.
Целые века в земле пролежали книги с доказательством теоремы, которую весь мир называет теоремой Пифагора, а Пифагора-то еще и в помине не было! Лежали книги с названиями "Календарь земледельца" и "Лов рыб".
Этих людей давно нет. Песком занесло развалины их городов. А книги — точнее, глиняные таблички с письменами — рассказывают потомкам о судьбах древних цивилизаций.
Книжная память человечества несовершенна, но это главная и, по сути дела, единственная его память.
Несколько веков назад в Америке жил удивительный, сказочный народ майя.
До сих пор ученые не могут понять, каким образом, какой фантастической силой построены из огромных камней древние города индейцев майя. Как удалось этим мудрецам сделать важнейшие инженерные открытия? Для кого выложены на обширных плоских пространствах каменные таинственные знаки, такие большие, что их можно как следует разглядеть только с самолета?
Может быть, мы узнали бы обо всем этом, если бы благочестивый испанский монах по имени Диего де Ланда не приказал собрать все индейские тексты и сжечь их. Когда испанцы, вслед за Колумбом, приплыли в неизведанную Америку и увидели у индейцев рукописи, они пришли в ярость: "Как? Кто-то смеет думать и писать о мире по-другому? Не так, как мы? Не упоминая имени нашего Господа Бога?! Сжечь! Немедленно!"
И вот археологи нашли покинутый и пустынный город древних майя. Их потомки живут совсем рядом, ничего не знают, ничего не помнят, ничего не могут рассказать. Они обитают в жалких, примитивных лачугах, с трудом добывают пропитание. Весь цивилизованный мир считает их дикарями...
Это далеко не единственный случай: книги сжигались и раньше. Так, например, в 213 году до нашей эры древнекитайским императором — властителем династии Цинь были сожжены философские труды Конфуция. В 390 году фанатики христианства, разрушив меньшую из двух знаменитых библиотек Александрии, :ожгли почти все древнегреческие книги, собранные в течение 700 лет. В Средние века, в эпоху Реформации и позднее, вплоть до ХIХ века, католическая церковь с помощью инквизиции нередко прибегала к аутодафе (чтению приговора с публичным сожжением на костре) не только ведьм и еретиков, но и книг.
В Германии сожжение феодально-обскурантистских книг имело место на так называемом Вартбургском празднестве в 1817 году, когда студенты и либеральные преподаватели, собравшиеся из разных городов в замке Вартбург (близ г. Эйзенах) в связи с 300-летием Реформации и пятой годовщиной Лейпцигского сражения 1813 года, призывали к национальному единству и демократическим преобразованиям (за что позднее подверглись преследованию властей). Печально известно сожжение "чуждых немецкому духу" книг нацистами в Берлине и других немецких университетских городах. Впоследствии в эмиграции при поддержке прогрессивной мировой общественности была создана специальная книгоиздательская серия "Библиотека сожженных", а в годовщину этого позорного события в Париже — "Свободная немецкая библиотека", 10 тысяч томов которой были уничтожены гитлеровцами после оккупации Франции в 1940 году.
Те книги, что сжигались властями, не всегда можно было восстановить. Но все-таки какая-то часть запрещенных некогда книг уже восстановлена. "Если история какого-либо короля не подвергалась сожжению, я не желаю ее читать!" — говорил Г. Лихтенберг.
Невосполнимые потери понесла древняя русская книга. Нашествие монголо-татар, тевтонских рыцарей и ливонцев, пожары и междоусобные войны разрушали города и монастыри, погубили тысячи рукописей. В "Повести временных лет" летописец Нестор сообщает о том, что в Киевском Софийском соборе (около 1037) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание письменных памятников Древней Руси.
Куда же делось это собрание? Возможно, книги погибли в 1124 году во время огромного пожара, когда сгорел почти весь Киев, а может быть, они исчезли позднее, в 1240 году, когда полчища Батыя оставили на месте Киева лишь поросшие бурьяном песчаные холмы.
В 1052 году русские люди воздвигли храм во имя Святой Софии в Новгороде; там основали и библиотеку. Многие ее сокровища погибли, однако эта книжная кладовая старины подарила нам первый датированный письменный памятник Древней Руси — Остромирово Евангелие (1057 год).
В новгородском Софийском соборе ныне воссоздано и отреставрировано много древних книг, собрано более тысячи рукописных книг и старопечатных изданий, в том числе старинный трактат "Наказ писцам" — о высоком значении письменного слова...
Собирательство книг — явление столь же древнее, как и сама книга. Бывало, что библиофилов — собирателей книг приговаривали к сожжению, заточали в тюрьмы. Над ними смеялись! Их осуждали! Их прославляли!
Астроном Николай Коперник написал всего одну книгу —"Об обращениях небесных сфер". Он делал эту работу долго, всю жизнь. Книга вышла в год его смерти — 1543-й, но разве дело в этом? Жизнь свою Николай Коперник прожил под страхом всеобщего поругания и мучительной гибели. И это была его собственная воля. Он вынашивал и записывал на бумаге такие мысли, которые официально считались преступлением, потому что могущественная католическая церковь учила, что Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — центр мироздания. Николай Коперник считал как раз наоборот. Он понял, что Земля вращается вокруг оси и вокруг Солнца! Она — всего лишь одна из планет, а не центр мироздания. И 30 лет писал об этом книгу. Церковь могла просто сжечь Коперника — она так и сделала с его последователем Джордано Бруно, который прочитал ту самую книгу и понял, что это — правда. Он стал рассказывать о книге другим, стал дальше изучать Солнечную систему и сделал свое открытие о бесконечности Вселенной и множестве иных миров. Он защищал идею единства и внутренней связи всех вещей и верил, что способности человека безграничны. Разве могла с ним согласится церковь, проповедующая всемогущество одного лишь Бога? И Дж. Бруно сожгли, но разве он не бессмертен? Все это подтверждает мысль Ричарда Олдингтона: "Сколько-нибудь стоящая книга всегда возникает прямо из жизни, и писать ее надо собственной кровью".
Чтение — это беседа с мудрецами. Ничто не принесло миру столько добра, сколько книга — главное оружие мысли в руках человека. С помощью книг преодолеваются пространство и время, утверждается красота и правда на земле, с помощью книг люди учатся жить и бороться за счастье человечества, потому что книги могущественны.
Читая, мы учимся хорошо говорить, книги позволяют людям лучше понимать друг друга.
В США, в самый разгар Гражданской войны, президент Линкольн встретился с писательницей Гарриет Бичер-Стоу. Он ей сказал: «Так вы – маленькая женщина, начавшая эту большую войну».
А она не начинала военных действий! Скромная, очень религиозная мать нескольких детей всего лишь написала «Хижину дяди Тома». А люди, звавшие на борьбу, приводили аргументы, взятые из её книги.
5 июня 1851 года первые главы книги были опубликованы в еженедельнике «Национальная Эра», а через год число экземпляров «Хижины…» перевалило за миллион. Каждый экземпляр читал, разумеется, не один человек. Каждый третий из прочитавших или хотя бы каждый десятый открыто становился на сторону негров. И прогремела Гражданская война в Америке, в результате которой было отменено рабство.
Трудно представить себе современного человека без книг на полке, а ведь было время, когда "книжников" (тех, кто пишет, издает, читает и собирает книги) считали чуть ли не волшебниками. Как правило, любое значительное книжное собрание в итоге оказывается не только личной собственностью.
Франческо Петрарка известен как поэт, но был знаменит и как книголюб. Он передал в дар Венеции свои книги, которым просто не было цены. Его книжное собрание стало основой первой публичной библиотеки в Италии. Она существует и поныне. В библиотеке хранится дарственная Петрарки и протокол о принятии его книжного дара, утвержденные в сентябре 1362 года. В протоколе говорится: "Он желает этого не потому, что у него много ценных книг, а в надежде на то, что с этого момента славный город будет сам пополнять книгохранилище из общественных фондов, и что, следуя его примеру, отдельные граждане, которые любят свое отечество... будут завещать часть своих книг книгохранилищу, и что скоро оно превратится в большую и знаменитую библиотеку, равную библиотекам древности, что будет способствовать славе Республики..."
В старом здании Российской государственной библиотеки изо дня в день читатели проходят мимо портрета человека, которому в значительной степени обязаны появлением в 1862 году Румянцевской публичной библиотеки. Николай Петрович Румянцев, видный русский дипломат, историк, завещал свои книжные коллекции "на благо Отечества". Они стали основой знаменитой теперь на весь мир библиотеки.
Миллионы людей любят книгу, тянутся к ней, не могут жить без нее. Ибо книга хранит самое главное — память человеческую.
К СВЕДЕНИЮ
КОНФУЦИЙ – древнекитайский мыслитель (552/551г. до н.э.– 479 г. до н.э), место рождения Цзоу в царстве Лу, современный горд Цейфу провинции Шаньдун.
Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать – когда ему было шестнадцать лет. В молодости Конфуцию пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоунского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивиших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
Конфуций не был основателем религии и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись (честно) служить людям, можно ли (достойно) служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы, и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения: благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только учёные конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – просто как «учёные», «образованные»).
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕKA — наиболее известная библиотека античности. Являлась частью одного из главных научных центров античного мира — Александрийского мусейона. Мусейон (музей — святилище муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. III в. до н. э. В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых — рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.
Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах. И музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей. "Дочерняя библиотека" (филиал) была создана ок. 235 г. до н. э. Птолемеем III в храме Сераписа — Серапейоне; главная библиотека размещалась в окрестностях дворца, в квартале Брухейон. Библиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков. В настоящее время известна лишь одна переводная книга — так называемая Септуагинта — греческий перевод Ветхого Завета.
Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт и ученый в Каллимах (III в. до н. э.), глава александрийской школы поэзии, составивший обстоятельное описание находившихся в библиотеке рукописей. Утраченная, эта работа сохраняла всю значимость справочника по греческой литературе в византийскую эпоху. После Каллимаха библиотеку возглавил великий географ и математик Эратосфен (кон. III – нач. II в. до н.э.), приглашённый в Александрию в качестве воспитателя наследника престола Птоломея IV (должности воспитателя и хранителя библиотеки обычно совмещались). В библиотеке занимались выдающие философы, учёные и поэты, среди них – Аполлоний Родосский, Евклид, Архимед, Плотин и др.
Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами» (возможно для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации. Мусейон и библиотека просуществовали вплоть до III в. н.э. (ликвидированы при императоре Аврелиане в 272-273). «Дочерняя библиотека» была уничтожена после выхода эдикта императора Феодосия I Великого против языческих культов в 391-м. остатки некогда богатейшего собрания книг были сожжены в IX веке во время завоевания Александрии арабами.
БИБЛИОФИЛИЯ (библиофильство) (от греч. biblion — книга и philia — любовь, дружба), собирательство редких и ценных книжных изданий, а также изучение теоретических основ книгособирательства, степени редкости, особенностей книг, их внешнего вида, качества художественного оформления, бумаги.
Понятие "филобибл" встречается уже в древнегреческих текстах I — III вв. Современное написание "библиофил" появилось только в конце XVII в. В России этот термин использовался расширительно, в смысле "книголюб", и только в конце XIX в. он стал употребляться в современном значении.
Начало истории книгособирательства обычно связывают с библиотекой ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Собственно частные книжные собрания появляются в античное время у древнегреческих писателей и ученых — Еврипида, Евклида, Аристотеля. Библиотека философа Аристотеля, как предполагают, послужила образцом для египетского царя Птолемея II при создании знаменитой Александрийской библиотеки. Большая библиотека была собрана царем Евменом II в древнегреческом городе Пергаме.
В Средние века крупные книжные собрания были созданы христианской церковью в монастырях и при больших храмах. Светские книжные библиотеки собираются при университетах. С середины XV века в Европе начинает распространяться книгопечатание и, наряду с рукописными, в книжных собраниях все большее место занимают печатные издания. Инкунабулы и печатные книги XVI—XVII вв. имеют огромную историко-культурную ценность, особенно издания таких мастеров, как Альд Мануций (Венеция), Этьенны (Париж), Кристоф Плантен (Антверпен), Эльзевиры (Голландия), первопечатники Швайпольт Фиоль, Франциск Скорина, Иван Федоров.
Гуманистический дух эпохи Возрождения, распространение книгопечатания, повышение образовательного уровня привело в XV—XVI вв. к распространению частных собраний — как рукописных, так и первопечатных книг. В течение XVII и XVIII столетий библиофильство стало повсеместным явлением во всей Европе, особенно во Франции. Ришелье, Мазарини, Кольбер имели большие частные библиотеки. Богатые книжные собрания появились при государственных судебных учреждениях, позже они стали основой для создания национальных библиотек. Немалая заслуга в этом принадлежит и частным собраниям: таким, как библиотеки герцога Августа Брауншвейгского в Англии и Фридриха Вильгельма Бранденбургского в Германии. Усилия английских книжных коллекционеров привели к основанию в 1753 Британского музея. Как и другие сокровища, книги захватывались и переходили из рук в руки. Например, в XVII в. шведский король Густав II Адольф вывез на родину огромное количество книг из завоеванных им земель. Позднее на основе этих книжных трофеев шведский же король Карл X и королева Кристина Августа создали Королевскую библиотеку в Стокгольме.
Книгособирательство активизируется с начала XIX в. На европейский антикварный рынок через систему аукционов поступает множество редких и ценных изданий. Библиофилы организуются в общества, проводят международные конгрессы.
К концу XIX столетия книжное коллекционирование широко распространяется в Северной Америке. В число знаменитых американских книжных коллекционеров вошли миллионеры Джон Пирпонт Морган и Генри Эдвард Хантингтон. Собрание Джеймса Ленокса стало основой для Публичной библиотеки Нью-Йорка, Джона Картера Брауна — для библиотеки Университета Брауна, Генри Клея Фолджера — для Библиотеки Шекспира в Вашингтоне, коллекция детских книг фирмы "A. S. W. Rosenbach" — для Публичной библиотеки Филадельфии.
В России интерес к книжному собирательству возникает в XVI в. первые частные собрания книг принадлежали Андрею Курбскому и Аникею Строганову. В XVII в. появляются частные книжные коллекции у лиц духовного звания. Богатые библиотеки были собраны Симеоном Полоцким, Ефимом Чудновским, протопопом Аввакумом, княгиней Е. Урусовой, Сильвестром Медведевым. В это время появляются первые рукописные экслибрисы.
В первой половине XVIII в. выделяются три направления книгособирательства: старообрядческое, купеческое и дворянское. Активно занимаются книгособиранием и библиофилы-иностранцы, находившиеся на государевой службе: Я. Брюс, А. Виниус, Р. Арескин, А. Остерман, барон Корф. Известными книголюбами были Петр Великий, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Василий Татищев, Голицыны, Шереметевы. Эти книжные собрания состояли преимущественно из книг на иностранных языках. Книжное собрание сподвижника Петра Великого Якова Брюса стало основой для Научной библиотеки Петербургской академии наук.
Вторая половина XVIII в. характеризуется расцветом дворянского "усадебного" библиофильства в соответствии с идеалами эпохи Просвещения. Дворянские библиотеки пополнялись как русскими, так и иностранными, прежде всего французскими, книгами. Огромными по своему составу и тематике были библиотеки Петра III и Екатерины II. Личные библиотеки П. И. Шувалова, Ф. Толстого, А. И. Мусина-Пушкина, Бутурлиных носили универсальный, энциклопедический характер. В это же время появляется интерес к коллекционированию рукописей, предпринимаются первые попытки собирания русских рукописей и старопечатных книг. Самое значительное собрание старообрядческих книг было у купца И. Р. Романова. Отечественная война 1812 г. нанесла значительный урон книжным коллекциям Москвы, которая была главным книготорговым и библиофильским центром России. В московском пожаре погибли многие ценнейшие библиотеки, в том числе собрание графа А. И. Мусина-Пушкина с единственным экземпляром "Слова о полку Игореве", библиотека иностранных книг графа Д. П. Бутурлина, в которой находилось до шести тысяч инкунабул.
В XIX в. в число библиофилов входят представители самых различных слоев населения. Среди известных русских библиофилов XIX в. — А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, Н.П. Румянцев, А.Д. Чертков, А.П. Бахрушин. Собрания библиофилов часто становятся основой для проведения серьёзных научных исследований. Среди библиофилов появляются личности, которые не просто любят книгу, а хорошо разбираются в истории и научных принципах книгоописания. Такими библиофилами-библиографами являлись П.П. Пекарский, Е.И. Якушкин, Г.Н. Геннади, П.А. Ефремов, М.Н. Лонгинов, А.И. Соболевский. У букинистов-старообрядцев (А.И. Хлудова, К.Т. Солдатенкова, Егоровых) можно было приобрести древние рукописи. В это время начинают издаваться описания частных коллекций, каталоги антикварно-букинистических магазинов. Большой спрос на древние рукописи породил специализированное изготовление подделок и фальсификатов (А.И. Бардин, А.И. Сулакалзе).
В XX в. наибольший интерес к собирательству книг обнаружился в 1950-1960-е годы. В букинистических магазинах появляются многие старые книги, в том числе на немецком, французском, английском языках, издания XVII XVIII вв. в 1959-м был создан Клуб любителей книги при Центральном доме работников искусств в Москве. Организованы клубы и секции книголюбов при Московском доме учёных, Центральном доме литераторов, была восстановлена деятельность Московского клуба экслибристов. Клубы, кружки, секции книголюбов появились во многих городах СССР. В 1972 г. был создан Клуб любителей миниатюрной книги. В 1974 – основано Всесоюзное добровольное общество любителей книги (ВОК, с 1973-го издаётся «Альманах библиофила». В 1990-м была создана Всероссийская ассоциация библиофилов, объединившая свыше ста библиофилов России.
Среди различных аспектов библиофилии выделяется непосредственно книжное коллекционирование – собрание редких или ценных книг частным лицом или учреждением. Ценность книги определяется многими факторами, часть из которых не имеют никакого отношения к чисто литературным качествам напечатанного произведения.
Среди направлений книжного коллекционирования можно выделить собирание рукописных и старопечатных книг, инкунабул, альбомов по искусству, миниатюрных изданий, коллекционирование книг с автографами авторов и прижизненных авторских изданий, книг с экслибрисами и определенного хронологического периода.
Те или иные издания могут представлять ценность для собирателя только потому, что являются частью ограниченного тиража, имеют автографы исторического лица, роскошное оформление, вручную выполненные иллюстрации. Наиболее ценны для коллекционеров книги, являющиеся первыми изданиями произведений известных авторов, инкунабулы (книги, напечатанные до 1500 г.), книги, опубликованные до конца XVII в., обычно выпускавшиеся небольшими тиражами и оставшиеся в единичных экземплярах.
Редкие издания очень высоко ценятся на аукционах и в частных сделках. Первые книжные аукционы были проведены в XVII столетии. В 1812 г. в Лондоне экземпляр первого издания "Декамерона" Джованни Боккаччо был продан за 2260 фунтов стерлингов, что стало для своего времени рекордной ценой, уплаченной за единственную книгу. В XIX в. Лондон был центром международного рынка библиографических редкостей. Именно здесь некоторые книги стали своего рода стандартом для определения исторического значения и уникальности. Наиболее примечательны среди таких книг Библия Гутенберга, напечатанная в Майнце около 1450—1456 гг., и первое издание пьес Шекспира (1623), известное как "первый фолиант Шекспира".