Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
«МНОГООБРАЗИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»
Фольклорный праздник
Цель:
1. Приобщать учащихся к культурному наследию своего народа.
2. Воспитывать любовь и уважение к России, своей родине, культуре и традициям своего народа ; интерес к народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
Чтец.
Россия! Русь! Страна моя родная,
Любовью чистой я с тобой делюсь,
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ свой дружный за собой вела,
Ты верила им сердцем без сомнений,
С людьми вершила добрые дела!
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.
Ведущий.
Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю своей Родины. Вот уже несколько лет, как в нашей стране существует прекрасная традиция посвящать наступающий год какой-нибудь дате или событию для того, чтобы привлечь к этому внимание людей.
Ведущий.
2022 - объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Чтец.
Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой –
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура - это сказки нянины –
Песни колыбельные, грустные до слез –
Русская культура - это разрумяненный
В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей –
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это вязь кириллицы
На святых писаниях, азбуке славян.
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе - кучерский кафтан.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль –
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица –
Это наша девушка с чистою душой!..
Ведущий.
Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну - «Устное народное творчество». Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки.
Ведущий
В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Ведущий
Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
Ведущий
Одним из самых старинных видов фольклора являются русские народные былины. Частый их герой – русский богатырь, который в одиночку побеждает неприятельское войско или какого-либо недоброжелателя, сражается с чудовищами, преодолевает мгновенно огромные расстояния. Богатыри воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, а также купец Садко.
/Отрывок из былины ЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН/
Ведущий:
На пир съехались, сошлись князья с боярами, и все сидят, невеселы, нерадостны, буйны головы повесили, утопили очи в дубовый пол.
В ту пору, в то времечко, с шумом – грохотом двери распахивая, вошел в палату столовую Тугарин – собачище. Росту Тугарин страшенного. Голова у него как пивной котёл, глазища огромные, в плечах – косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир с Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол, во большой угол на скамью дубовую, дорогим пушистым ковром покрытую. Расселся – развалился на почетном месте Тугарин, сидит, во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром – князей изгаляется. Пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.
Удивился Алёша и спрашивает:
Алеша:
– Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что между вами уселось чудо поганое? Да как же ты такому быть позволяешь?
Ведущий:
Молчит Владимир – князь, глаза тупит.
Принесли на столы гусей-лебедей, да серых утошек печеных, да рыбу царскую – форель. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белу лебедю за раз глотал…
Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина – нахалища, да и вымолвил:
Алёша:
– У моего родителя, попа ростовского, была корова обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!
Ведущий:
Тугарину те речи не в любовь пришли, показались обидными. Спрашивает Тугарин у князя:
Тугарин:
– Это что у тебя на печи сидит за мужик-деревенщина?
Князь Владимир:
– Не мужик это, не деревенщина, а славный богатырь, русский Алёша Попович.
Ведущий:
Встал Тугарин из-за стола.
Тугарин:
– А хотел бы я с этим Алёшей в поле один на один встретиться!
Алёша:
– Да я хоть сейчас готов!
Ведущий:
И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там, рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый, никоторого не ранил.
Тут Алёша Попович закричал зычным голосом, как в трубу заиграл, хитёр он был, да догадлив:
Алёша:
– Оглянись-ка, назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят! На подмогу мне приехали!
Ведущий:
Удивился Тугарин, обернулся назад, а Алёша, как хватит его, мечом по голове, и отсёк Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и окончился.
Ведущий
А вот какие признаки устанавливают ученые для определения того, можно ли считать то или иное произведение народным: оно должно родиться и жить в народной среде, отражать народное мировоззрение, оно должно забыть своего автора, должно быть много раз повторено устами народа - только такое произведение можно считать вошедшим в фольклор.
К примеру, напевает мать своей маленькой дочке колыбельную песенку, укачивая её в люльке. Пройдут годы, десятилетия. Подрастет дочка, у нее будут уже свои дети и, укачивая их, она вспомнит колыбельную, услышанную от своей матери в раннем детстве... Так, на протяжении нескольких поколений и звучит эта колыбельная, убаюкивая малышей своим старинным напевом.
Чтецы:
1.Уж ты, котенька - коток, котя – серенький лобок.
Приходи к нам ночевать, нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кувшин молока и кусочек пирога,
Лапки высеребрю, хвостик вызолочу
2. Ой, баюшки-баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Марину забавляют.
А Марина умная
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми
3. Баюшки-баю-баю
Тебе песенку спою.
Расскажу я сказочку
Про звезду алмазочку,
Улиточку рогатую
Про белочку хвостатую,
Баюшки-бай-бай
Ты же, милый, засыпай.
Ведущий
Так же сохранились и дошли до нас, поколения XXI века, древние сказки о злой и коварной Бабе Яге, проказливом Лешем, о богатырях русских и их ратных подвигах. И мы их слушаем, затаив дыхание, так же, как и сотни лет назад слушали наши, тогда еще совсем юные, прапрадедушки и прапрабабушки.
Ведущий
Каких только сказок нет на свете, они бывают разные – народные и авторские, бытовые и волшебные, сказки о животных и даже сказки-загадки.
Сказки нравятся нам потому, что в них всё может случиться. Вот, допустим, спешит добрый молодец на справедливое дело, а тут, как назло, дорога кончилась. Не пройти, не проехать. А он бросит вперёд волшебный платочек, и опять перед ним дорога. Скачи, куда хочешь!
А ещё тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло.
Чтец.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Ведущий
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей). И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле. Сказки любят и дети, и взрослые. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети. Сказки вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и фильмы, создаются оперы и балеты.
Ведущая
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «заходи»!
Сказка «РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД»
Действующие лица: Ведущий, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Образы:
Ведущий - девочка в нарядном платье.
Репка - ярко-желтый пышный сарафан, на голове 4-5 косичек, в которые вплетены ярко-зеленые ленты.
Дед - русская народная рубаха, пояс, лейка.
Бабка – русский народный сарафан, бусы, на голове повязан платок, в руках ноутбук.
Внучка – блестящий наряд, на голове бант, в руках маленькая сумочка.
Жучка - костюм собаки, на голове дополнительно усики-антенны, аквагрим.
Мурка – костюм кошки, аквагрим.
Мышка – желательно самый крупный мальчик в классе. Костюм мышки, в руках гантели.
Ведущий: Попытался посадить дед Репку.
Выходит из-за кулис дед, тащит за собой Репку. Репка брыкается, упирается изо всех сил.
Дед: Что за овощи такие вредные пошли! Хотел посадить огурец, тот отказался. Морковку просил – у нее дела, видишь ли! Вот хоть Репку бы нормальную вырастить, а то бабка все ворчит, что я бездельник… (Репке) Садись. (Репка качает головой) Садись, говорю! (Репка садится на корточки)Расти!
Репка (кокетливо): Не хочу!
Дед: Ой-ой-ой! Какие мы капризные! Расти!
Репка: Ну, полей меня что ли…
Дед поливает.
Репка: Покорми теперь.
Дед: Эх…Конфетку будешь?
Репка: Давай свою конфетку, жмот!
Репка ест конфетку, дед уходит за кулисы.
Ведущий: Выросла Репка большая-пребольшая. А толку-то. Не сладкая. Да к тому же вредная…
Репка нехотя, медленно поднимается, вытягивает во весь рост, потягивается, демонстрирует, какая она большая!
Ведущий: Пришел дед Репку тянуть…
Дед пытается вытянуть Репку. Репка возмущается.
Репка: Что ты делаешь? Я продвинутая Репка, я буду жаловаться! Я в суд пойду… Спаси-и-и-и-те! Вытаскиваю-ю-ю-ю-ю-ют!
Дед: Вот давай я тебя выдерну, и иди куда хочешь.
Репка: Ну, уж нет! Русские не сдаются!
Ведущий: Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал Дед Бабку.
Дед: Бабка, иди сюда.
Бабка (голос из-за кулис): Подожди, Дед, у меня тут компУтер завис. Не могу бабке Нюре сообщение отослать.
Выходит бабка. В руках у нее ноутбук. На лице Бабки ужас от того, что у нее проблемы с компьютером. Бабка под музыку исполняет импровизированный танец.
Бабка: Как же меня замучили эти вирусы, если бы ты знал. Что у тебя тут? Репка? Ох, какой девайс!!! Давай мы ее отсканируем, а заархивируем и отошлем Бабе Нюре по мейлу!
Дед: Давай мы ее вытащим для начала и кашу сварим!
Начинают тянуть вместе
Ведущий: Тянут-потянут… Вытянуть не могут.
Дед: Зови, Бабка, младшее поколение!
Ведущий: Позвала Бабка Внучку.
Бабка: Внучка! Иди сюдЫ, тут файл один извлечь надо…
Входит Внучка.
Дед: Внученька, помоги репку вытянуть.
Внучка: Ой, а зачем вы репку посадили? Лучше бы вы посадили картошку. И желательно сразу фри. Как в Макдональдсе. Ну, да ладно, давайте быстрее ее вытащим, а то мне на дискотеку надо бежать. Опаздываю я уже.
Ведущий: Тянут-потянут, вытянуть не могут…Позвала Внучка Жучку.
Внучка: Жучка, ко мне!
Выходит Жучка. На голове у него ободок с усиками жука.
Жучка: Я не Жучка. Я (гордо) - Жучок!
Все (в ужасе): Насекомое???
Жучка: Без паники. Пошутила я. Жучка, я Жучка. Чем могу помочь?
Внучка: Давай репку вместе тянуть!
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянуть не могут. Позвала Жучка Мурку.
Жучка: Мурочка, Мурочка, иди сюда, дорогая!
Выходит Мурка.
Мурка: Вот как ты, Жучка, заговорила: «Мурочка!» А еще вчера на дерево меня загоняла, клоки шерсти выдирала! Ф-ф-ф-ф-ф-ф… (Шипит на Жучку)
Жучка (набрасывается на Мурку): Гав-гав-гав!
Внучка: Девочки, не ссорьтесь! Давайте лучше репку вытянем!
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянуть не могут! Позвала Мурка Мышку.
Мурка: Мышка, беги сюда! Дельце есть!
Входит мышка. Большая, мышцы накачаны, лицо суровое.
Мышь (тоненьким голосом):Я скажу вам по секрету…
Останавливается, понимая, что говорит недостаточно устрашающе. Прикрывает рот ладонью. Делает вторую попытку уже грубым голосом: «Я скажу вам по секрету!» Результат мышку удовлетворяет, мышка поднимает указательный палец вверх: «О!» Мол, теперь хорошо, и продолжает речь.
Мышь:
Я скажу вам по секрету:
Сильнее Мышки зверя нету!
Сейчас я вам достану Репу!
Все будут Мышку уважать,
Перестанут обижать!
Подходит к Мурке, делает «козу»: У-тю-тю-тю-тю…
Мурка пугается.
Мышь: Равняйсь! Смирно! (все герои выполняют команды Мыши) Тянем!
Во второй части фонограммы герои хором считают до трех: «И раз, и два, и три!» На счет три Репу вытягивают.
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянули Репку!!! Не прошло и года!
Репка: Вот спасибо! Ну, я пошла… (встает и убегает за кулисы)
Все: Куда?!!! Сто-о-о-ой!
Все, догоняя Репку, змейкой убегают за кулисы.
Ведущий:
Вот и сказочке конец.
А кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Ведущий.
Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Давайте проведем сказочную контрольную работу!
Ведущий.
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
Ведущий.
1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот сказочный персонаж трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? ( КОЛОБКА).
2. Муж обожает свою жену, но сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неивестный... Кто он? (КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ. "ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА")
3. Группа разбойников похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю. Кто был главарем этой банды? ( БАБА ЯГА. "ГУСИ - ЛЕБЕДИ").
Ведущий.
Тот, кто читает сказки, сам становится немного волшебником. А вы знаете, кто произносил эти волшебные слова?
1. "По щучьему веленью, по моему хотенью..." (ЕМЕЛЯ).
2. "Сивка - Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!" (ИВАН." СИВКА - БУРКА").
Ведущий.
Ребята, в нашем волшебном сундучке спрятаны сказочные предметы. Давайте узнаем, какие это предметы и из какой сказки.
1. Что уронила Рукодельница в колодец? (ВЕДЕРКО. МОРОЗКО.)
2. Из какого несъедобного предмета была сварена каша в одной сказке? (ТОПОР. "КАША ИЗ ТОПОРА").
3. С помощью какого предмета царь приказал своим сыновьям выбрать себе жен? (СТРЕЛА. "ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА").
4. На каком музыкальном инструменте играл Иванушка? (ДУДОЧКА. "ПАСТУШЬЯ ДУДОЧКА").
Ну что ж! С контрольной вы справились на «отлично»!
Ведущий.
А сейчас юмористическая викторина по сказкам.
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
- Кто из сказочных героев очень любил поговорку: «Одно голова – хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? («Теремок»)
- В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» попил из лужи – превратился в козлёнка)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произнести? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»)
- Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
- Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево? (Буратино)
- К семейству каких домашних птиц принадлежала героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как её звали? (Курочка Ряба)
Ведущий.
Из каких сказок эти чудеса?
1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красавицей. («Царевна – лягушка»)
2. Вдруг серый волк ударился о сыру землю и стал конём златогривым. («Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке»
3. Вдруг прилетают 12 голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Морской царь и Василиса Премудрая»)
4. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом –поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна – лягушка»)
5.Спрыснул отец дочку живой водой – ожила Алёнушка. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)
6. Скинула кафтанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила её по спине. «Плыви, - говорит, - белой уточкой». И поплыла княгиня белой уточкой. («Белая уточка»)
Чей портрет и из какой сказки этот герой?
1. Обмыли слуги Иванушку, одели в царское платье, причесали – и стал он таким молодцем, что отец и братья глядят – и глазам своим не верят. (Сивка-Бурка)
2. Ванюшка перекрестился – бултых в смолу! Как в молоко нырнул – белее стал, а водой обмылся –стал добрый молодец: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Конёк-горбунок»)
Волшебные предметы.
В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы – помощники. Назовите, кто ими пользовался и в какой сказке?
- стрела («Царевна-лягушка»;
- куколка («Василиса Прекрасная»);
- перо жар-птицы («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»);
- игла и яйцо («Царевна-лягушка»); кольцо («Волшебное кольцо»);
- гребень («Финист-ясный сокол»).
Блиц – турнир.
1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (репу)
2. Какие птицы помогали Бабе-яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди)
3. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (Печку)
4.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (утро вечера мудренее)
5. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гостьи? (Фу-фу, русским духом пахнет)
6. Назовите магическое число в русских сказках. (Три)
7. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (Волчий хвост)
8. Где живее сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)
9.Какие реки текут в сказках? (Молочные)
10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой)
11. Какие волшебные слова произносил Емеля? (По щучьему веленью, по моему хотенью)
Ведущий.
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Ведущий.
Добрая сказка – как добрая мама,
Верный совет даст, ко времени самый.
Верить научит, мечтать и смеяться,
Делать добро и с проблемой справляться
Ведущий.
Русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор. Кратко изложенная мудрость – это пословица. Давайте вместе определим, какая из пословиц подходит к сказкам.
Пословицы к сказкам:
1. Кто матери не послушает - в беду попадет. («Волк и козлята»)
2. Доброму везде добро. («Крошечка-Хаврошечка»)
3. Друг за дружку держаться - ничего не бояться. («Зимовье зверей»)
4. Кто сметлив и хитер, тот всем нос утер. («Каша из топора»)
слайды иллюстрации с названиями сказок
слайд «Год народного искусства и нематериального культурного наследия»
Ведущий.
А сейчас давайте вспомним, какие бывают виды устного народного творчества.
На экране появляются зашифрованные слова. Ребята должны назвать вид устного творчества.
1. П . . . Ш . И (потешки)
2. З . . А . . И (загадки)
3. П . . . И (песни)
4. ЧА . . . . . . И (частушки)
5. П . . . . . . ЦЫ (пословицы)
6. СК . . . . . . . . . . . И (скороговорки)
7. П . . . . . Р . И (поговорки)
8. Б . Л . . Ы (былины)
9. С К . . . И (сказки)
10. СЧ . . . . . И (считалки)
Ведущий.
Надеюсь, после сегодняшней встречи со сказками мы больше полюбим народное искусство и нашу историю. То, что забывают сыновья, стараются вспомнить внуки.
Чтец.
Ростовская область – край мой родной,
Дороже земли в мире нет,
Люблю я раздолье твоё и покой,
Над Доном туманный расцвет,
Любимый мой край, я в тебя влюблена,
В тюльпанный твой запах степной,
Здесь я родилась и моя здесь страна
Не надо земли мне иной.
«Любимый мой край» Пустоварова Аня, 12 лет, Орловский район
Ведущий.
Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России. 2022 год является юбилейным в истории области – ей исполняется 85 лет. Донской край – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди, их стремление сохранить обычаи, нравы, обряды своего народа, традиции, уходящие корнями вглубь веков.
Чтец.
Мы живем в краю традиций
И обычаев прекрасных,
Свободный дух казачества,
Стараясь возродить,
Идем к тому, что было предано
Забвению напрасно,
Чем жили предки,
И нам необходимо жить.
Ведущий.
Вклад донского казачества в культуру России не менее значителен, чем его боевые заслуги перед Родиной.
Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, загадками и пословицами, особыми играми и обычаями. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы. Культура донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.
Ведущий
Первым и бесценным вкладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Великое множество прибауток, побасенок слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так привыкал он к музыке и ритму родного языка. А уж, когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, то окунался в безбрежный океан фольклора.
Ведущий.
Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.
Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого:
- «Казак - донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец»
- «На Дону закон такой: всех врагов с земли долой»
-«Казак без коня, что солдат без ружья»
-«Терпи, казак, атаманом будешь»
- «Дон тихий, а слава о нем громкая»
Ведущий.
Казаки - известные острословы. Очень любили рассказывать анекдоты :
- Односум, что это тебе так рожу разнесло?
- Да вчера был на рыбалке - оса на губу села…
- И ужалила?
- Слава Богу, не успела! Брат ее веслом убил!
Ведущий.
Казачата любили разгадывать загадки :
- Над домом висит полбуханки хлеба ( Луна)
-Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь (Кот)
- Кто это: пестрые одежки, шапка красная, голые ножки (Курица)
Летала пташка промеж рта и чашки (Ложка)
-Темная конюшня полна белых коней (Рот и зубы)
Ведущий.
Затем приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные: сказки - былички (посвящены действительно существовавшим людям и событиям), сказки на библейские сюжеты (где герои - православные святые), сказки про животных,
Инсценировка сказки « Казак и лиса» Донская казачья сказка
Ведущий.
Бежит по дороге лиса. От кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Побежит, побежит - сядет, оглянется по сторонам - и снова вперед.
Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Увидала его лиса - шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают.
Облизнулась лиса, язык за щеку - и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
Лиса - Бог помощь, добрый человек.
Казак - Куда путь держишь?
Лиса - Иду издалека. Да со шляха, вишь, сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, пройду напрямик к околице.
Ведущий .Поверил казак лисе, отложил ворота:
Казак. - Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
Лиса. - До птицы ли мне? Еле ноги волоку, вот-вот упаду.
Ведущий. А казак опять за свое дело - что время терять? Кольнул шилом раз, другой - слышит, переполох птичий.
Казак.- Что такое? Кто потревожил птицу?
Ведущий. Подскочил к воротам, видит: через гумно наметом лиса бежит с петухом в зубах.
Казак. - Ах ты, каналья, обманщица окаянная!
Лиса. - Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку:
Казак. - Я те вязы скручу! От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Ведущий. Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть - не уйти, цепко держит за кабаржину собака. Тут и хитростям лисы конец, а мне - бражки корец.
Ведущий.
А былины казаки исполняли, как песни, обычно в застолицах и пели, как правило, хором.
Ты эй, хозяин мой любимыя,
Молодой боярин Дюк Степанович!
Опущайся-ко с меня добра коня,
Бери земли сыро-матерой,
Подвязывай под пелецко под правое
И под другое подвязывай, под левое.
Чтоб не страшно бы сидить на добром кони,
А я стану, малый бурушко, поскакивать,
С горы на гору и с холмы на холму,
Буду реки и возёра перескакивать,
Приезжает он ко первыя ко заставы,
Где стоят тут горы толкучи;
Тые ж как горы врозь растолнулись,
И не успели горы вместо cтолнуться,
Он первую заставу проскакивал.
Ко другой ко заставе прискакивал:
Сидят тут птицы клевучии,
И не успели птицы крылышек росправити,
Он и другу заставу проскакивал.
Ко третей ко заставе прискакивал:
Лежит Змиищо да Горынчищо,
О двенадцати змия о хоботах:
Не успела змия хоботу росправити,
Он и третью заставу проскакивал,
Он ко граду ко Киеву прискакивал,
Заехал он на княженецкий двор,
И оставил своего добра коня,
Добра коня своего середь бела двора,
Не привязана и не приказана;
Сам пошел во передню во столовую.
Крест кладет по писаному,
Поклон ведет да по-учёному
На все три-четыре на стороны,
Княгини-то Опраксии да в собину:
— Ты здравствуешь, княгиня да Опраксия!
Где есть солнышко Владимир стольный киевский? –
Отвечала княгиня тут да Опраксия:
— Солнышко Владимир стольно-киевский к обидни сшол.
Он пошел во церковь ту во божию:
Ведущий.
Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песнями рождались, с песнями шли воевать. По песням учились военной науке. Каждый казак знал очень много песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни рассказывали о многих сражениях : больших и малых, о походах и что было характерно для казачьих песен, они часто начинались с указания места и времени. По песням учили казачата историю и знали ее очень точно. Петь учили, прежде всего, в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» был общепринятым. Фактически, музыкантами были все.
Звучат записи казачьих песен: «Конь боевой с походным вьюком», «Не для меня придет весна»
Ведущий
Было еще одно удивительное явление казачьего фольклора - народная драма (народный театр). Его представления шли под открытым небом, на улицах, площадях, среди шумных толп зрителей. Исполнители должны были говорить громко, почти кричать, у них были размашистые движения, ярко выражающие переживания действующих лиц. Героями часто были - Ермак, Степан Разин, Кондратий Булавин а также вымышленные герои
Инсценировка “Казак Чигуша и окружной атаман”.
Посреди майдана окружной атаман. Расправляет усы и бороду.
Атаман: Кого бы мне поймать да холоду нагнать, чтоб ему жарко было? (Замечает поблизости казака Чигушу.) Кто там идет и шапки передо мной не ломает? Эй, ты! Подойди ко мне, окружному атаману, поживей! Кто ты такой будешь? Откуда пожаловал?
Чигуша: А я – простой казак Чига-Чигуша… А пожаловал с того света, ваше высоко…высоко…отселе и не видать, высокоблагородие, господин окружной атаман.
Атаман: С того света? А скажи мне, простой казак, что на том свете, ежели ты там был, покойные, царствие им небесное, окружные атаманы делают?
Чигуша: А ничего они там, как и на земле, ваше высоко-превысокоблагородие, не делают… Все больше в казанах жарятся, а простые казаки, как и на этом свете, на них работают.
Атаман: А какая ж у простых казаков там работа?
Чигуша: А дровишки рубят, ваше высоко-превысокоблагородие, под казаны подкладывают, огонь подюже раздувают, чтоб вам, окружным атаманам ,пожарче было.
Атаман: Ачто черти там тоже имеются?
Чигуша: А как же без чертей! Они там в главных начальниках ходят, велят под казанами жар почаще помешивать да атаманов вилами под ребро поддевают. Кого вытащат – поглядят, не сошли ли с него грехи, какие он, будучи на земле, сотворил, да опять в казан бросят.
Атаман: А не видал ли там, братец простой казак, чтобы грехи с хоть одного сошли? Чтоб его черти назад в казан не бросали?
Чигуша: Да ты что, атаман! За ними столько грехов земных набирается, что за тыщу лет не отпаришь! По себе, небось, знаешь…
Атаман: Ой-ой! Пропала моя головушка!
Чигуша: Уж погоди, ваше через-высокоблагородие, тебя еще на этом свете казаки пришкварят!
Ведущий
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, своих народов. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней, своих традиций, обычаев…
Ведущий.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Ведущий.
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло!
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего…
Забавы русские, они и нынче в моде
Игра, частушка, сказок хоровод,
Пока живёт традиция в народе
Тогда и РУСЬ Великая живет.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2004. – 736 с.
2. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собр. и обраб. Г. М. Науменко; ил. Г. Алимова. – Москва : Астрель : АСТ, 2004. – 175 с.
3. Сценарий фольклорного праздника: URL: https://www.liveinternet.ru/users/4024870/post352089549/