Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ОТКРЫТКА – МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО НА БУМАГЕ
Удивительно, но такому привычному атрибуту новогодних, рождественских праздников, как поздравительная открытка, всего-то чуть более ста лет.
Первая почтовая карточка — открытое письмо (еще без иллюстрации) появилась на Руси в 1872 году. По поводу слова «открытка» тогда спорили лингвисты, ревнители чистоты языка считали его вульгарным. Да что толку — слово прижилось, утвердился и жанр — «художественная открытка». А какие художники создавали ее! А. Венуа. Л. Бакст, И Вилибин. Н. Каразин, В. Кадулин и многие другие. В этом ряду была и Елизавета Бём-Эндаурова — иллюстратор Толстого, Тургенева, Лескова, Гончарова, Некрасова. Открытки Елизаветы Меркурьевны не спутаешь с другими: они узнаваемы по светлым детским личикам в русских кудряшках. То ли в расшитых золотом боярских кафтанах, то ли в рваных зипунишках — все маленькие русичи со вздернутыми носиками, ясными наивными глазами.
Их автор всей своей жизнью связана с ярославским краем. Родилась она в семье Эндауровых, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, который вел свое начало еще с XIV века. «Самые лучшие воспоминания связаны с ярославской деревней, — писала Елизавета Меркурьевна. — Я себя иначе и не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки». Лишь после переезда в Петербург к родственникам начались занятия в школе Общества поощрения художников на Васильевском острове.
Дарование художницы широко проявлялось в самых разных областях: станковая живопись, акварель, прикладное искусство, книжная иллюстрация. Поддерживал ее творчество муж,- Людвиг Бём, — талантливый скрипач, профессор консерватории.
Но, как отмечала сама художница, с рождением ребенка «изменился выбор сюжетов, детский мир стал излюбленным». Каждое лето, проведенное в ярославском имении, приносило массу этюдов, эскизов, рисунков. Собираясь в деревню, Елизавета Меркурьевна везла подарки: платки, игрушки, сласти — для друзей, окрестных крестьянок и их ребятишек.
Примечательная деталь почти всех «бемовских» открыток: рисунки сопровождаются пословицами и прибаутками. Стасов, придирчивый критик, тепло отзывался о творчестве Елизаветы Бём, а про открытки спрашивал: «И откуда вы их только откапываете, эти прибаутки?» Елизавета Меркурьевна улыбалась: «Ярославцы на язык остры».
Поздравительные открытки прошлого века связаны в основном с двумя самыми большими праздниками — Рождеством и Пасхой. Чуть позже, на переломе веков, появляется обычай новогодних поздравлений. «Карточки» Елизаветы Бём охватывают всю череду зимних праздников и традиций народа: крещенские гадания, колядки, веселье у елки.
Мало кто теперь знает, что русские открытки широко расходились по миру, признаны были и в Европе, и в Америке. И печатали их в лучших типографиях Мюнхена, Лейпцига, Парижа. Утверждают, что один из крупных парижских издателей сделал Елизавете Меркурьевне весьма выгодное и лестное предложение: работать только на него. Художница отказалась: признание на родине было дороже.
Не так давно исполнилось 150 лет со дня рождения Елизаветы Бём-Эндауровой. Мало кто вспомнил у нас об этом юбилее, а там, в Париже, ее открытки до сих пор переиздают для коллекционеров-ценителей.
В советское время многое из созданного художниками России в начале XX века было отнесено к «псевдорусскому стилю», не имеющему-де художественной ценности. И все же замолчать творчество Елизаветы Бём не удалось. Не одно поколение выросло на книжках-сказках с иллюстрациями этой художницы. Во всех монографиях по истории музыки есть ее знаменитый рубинштейновский образ: набросанный с натуры во время концерта, прямо на программке, он считается лучшим портретом великого пианиста.
Не все потеряно. Из забвения музейных и библиотечных фондов можно вернуть в сегодняшнюю жизнь многие работы русской художницы.
Федюк, Г. Маленькие русичи со вздернутыми носиками /Г.Федюк //Российская газета. – 1994.- (1февраля)
См. также:
Антонова, И. Рождественская и новогодняя открытка/ И. Антонова // Мурзилка. - 2005 - №12.- С. 32-35.
Ситникова, В.И. О почтовой открытке – с любовью!/ В.И. Ситникова // Читаем.Учимся. Играем. - 2007 - №9.- С. 34-37.
Широкова, И. Как появились рождественские открытки? /И. Широкова // Миша. - 2005 - №12.- С. 4-5.
Первую рождественскую открытку нарисовал в 1843 году англичанин Хорслей. Её издали в том же году в Лондоне тиражом 1000 экземпляров.
Массовая рассылка поздравлений в открытых, украшенных картинками письмах вошла в моду в 1875 году, после того как американский издатель Луи Пранг провёл в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.
Канадцы Фрэнк Роуз и Гордон Луте установили своеобразный рекорд. Они пересылали друг другу одну и ту же рождественскую открытку с 1929 по 1994 год. Сначала отправлял Фрэнк в Лейк-Ковичан, где жил его друг Гордон, а на другой год — Гордон Фрэнку в Бурнаби.
Самую большую поздравительную открытку длиной 16,69 м и шириной 11,35 м изготовили в американском городке Джексонвилле в 1989 году.
2018 год - год собаки