Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ПРАВО ВЫБИРАТЬ
сценарий квеста
Правила игры. Участники собираются в фойе. Ведущий объясняет правила игры, раздаёт командам значки одного из четырёх цветов и маршрутные листы, по которым ребята будут передвигаться по станциям. (В сценарии представлен маршрут для одной команды; при разработке схем движения для других участников необходимо предусмотреть, чтобы их пути не пересекались). На каждой станции команды получают карточки с определениями терминов из области избирательного права – «знания», которые помогут игрокам в последнем испытании. После прохождения девяти площадок все ребята одновременно отправляются выполнять финальное задание. Команда, быстрее всех сделавшая это, становится победителем.
Ведущий следит за ходом квеста и проводит заключительный конкурс. Хозяева станций отвечают за конкретные площадки. Наблюдатели – за финальное испытание.
Ведущий: Через несколько лет вы впервые получите возможность голосовать. Но готовы ли вы к столь серьёзному шагу? Ведь в ваших руках окажется будущее не только нашего региона, но и всей страны. По нашему мнению, без знаний невозможно сделать правильный выбор.
Сейчас вам предстоит пройти девять станций, собирая «знания» — карточки с определениями, которые помогут выполнить финальное задание. Но сначала с помощью жеребьёвки мы распределим вас на четыре команды, и вы получите маршрутные листы.
(Ребята формируются в команды. Ведущий выдаёт им маршрутные листы. Команды выходят на маршруты)
СТАНЦИЯ 1. «ПАРТИИ»
(Игроков встречает Хозяин станции (1))
Хозяин станции (1): В нашей стране многопартийная система. Будущий избиратель должен знать о том, какие существуют партии. Сейчас вам предстоит определить их по описанию. (На столе перед участниками — лист с определениями и шесть стрелок с указанием партий)
Задание:
1. Выступает за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью. (Коммунистическая партия.)
2. Является центристской. Характеризуется коллективным принятием решений парламентариями или рядовыми гражданами (выборы, референдумы). (Демократическая партия.)
3. Партия, нацеленная на усиление влияния церкви и религиозных идей. (Клерикальная партия.)
4. Выступают за государственное регулирование общественной жизни. (Социал-демократические партии.)
5. Ратует за форму правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу. (Монархическая партия.)
6. Нацелены на защиту окружающей среды. (Зелёные.)
(После выполнения задания Хозяин станции (1) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.
(Игроки переходят на вторую станцию)
СТАНЦИЯ 2. «ДЕМОКРАТИЯ»
(Игроков встречает Хозяин станции (2))
Хозяин станции (2): Согласно части первой статьи первой Конституции 1993 г., Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Уверен, вам не составит труда из семи характеристик отметить те, которые действительно относятся к демократии. (На столе перед участниками лист с утверждениями. Игроки ручкой помечают правильные варианты)
Задание:
(После выполнения задания Хозяин станции (2) выдаёт команде карточку «знание».)
«Знание». Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы, и в первую очередь законы. (Игроки переходят на третью станцию)
СТАНЦИЯ 3. «РЕСПУБЛИКА»
(Игроков встречает Хозяин станции (3))
Хозяин станции (3): В нашей стране республиканская форма правления, то есть такая, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный или иной не выборный способ передачи власти. Но республики бывают разные. Выделяют парламентскую, президентскую, смешанную и теократическую. Соотнесите виды республик и страны, в которых они представлены. (На столе перед игроками четыре листа с видами республик и 15- с указанием стран. Участникам необходимо правильно их сопоставить.)
Задание: Виды республик
Страны. Италия, Германия, Греция, США, Колумбия, Российская Федерация, Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия, Ватикан, Саудовская Аравия, Иран, Афганистан.
Ответы:
Примечание. В Ватикане и Саудовской Аравии - абсолютная теократическая монархия.
(После выполнения задания Хозяин станции (3) выдаёт команде карточку «знание».)
«Знание». Равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом, независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией. (Игроки переходят на четвёртую станцию)
СТАНЦИЯ 4. «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
(Игроков встречает Хозяин станции (4))
Хозяин станции (4): Человечество всегда стремилось прийти к такой форме правления, при которой власть была бы сосредоточена в руках народа, а не группы избранных. Однако странам мира пришлось проделать долгий путь, прежде чем все граждане получили право участвовать в политической жизни. И Россия не исключение. Ответьте на 10 вопросов по истории отечественного избирательного права. Из трёх предложенных вариантов вам нужно выбрать верный. (Ведущий раскладывает на столе вопросы и варианты ответов)
Вопросы:
(После выполнения задания Хозяин станции (4) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Делегирование полномочий - это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. (Игроки переходят на пятую станцию)
СТАНЦИЯ 5. «НА ВЫБОРАХ»
(Игроков встречает Хозяин станции (5))
Хозяин станции (5): Порядок голосования определяется статьёй 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Помимо государственных органов за отсутствием нарушений на избирательных участках следят наблюдатели. Сейчас вам предстоит стать такими наблюдателями - выявить ошибки в порядке голосования и отметить правильные действия участников. (На столе перед игроками лежит текст. Ребята зачитывают его и устно определяют, какие утверждения верны, а какие нет.)
Задание:
Примечание. Неправильные ответы выделены жирным шрифтом, а правильные подчёркнуты.
Один из избирательных участков Заельцовского района города Новосибирска открылся в 8:00 по московскому времени. Житель Мошковского района НСО гражданин Иванов решил отдать свой голос именно на этом избирательном участке. Для того чтобы проголосовать, он взял свой паспорт и паспорт друга, который не смог присутствовать в день голосования. Член избирательной комиссии произвёл соответствующие записи в книге учёта. Иванов не проверил записи, расписался и за себя, и за друга. Взяв бюллетени, он отправился к кабинкам, но все они были заняты. Тогда член избиркома предложил Иванову проголосовать за его столом. Иванов сделал свой выбор, однако тут же передумал. Он попросил у члена избиркома новый бюллетень, но тот отказал ему. Иванов опустил свой бюллетень в урну для голосования и принял решение в следующий раз голосовать по почте.
Комментарии: Статья 64 «Порядок голосования» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(После выполнения задания Хозяин станции (5) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Имущественный ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, владеющим имуществом определённой стоимости или вносящим налоги не ниже определённой суммы. В XIX в. был распространён повсеместно; в настоящее время встречается редко, поскольку противоречит принципу равноправия граждан. (Игроки переходят на шестую станцию)
СТАНЦИЯ 6. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА»
(Игроков встречает Хозяин станции (6))
Хозяин станции (6): Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. С 2007 г. такой барьер повышен с 5 до 7 процентов. Тем не менее, на выборах 2011 г. было предусмотрено предоставление также одного-двух мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). То есть для попадания в Госдуму по пропорциональной системе партиям было необходимо преодолеть пятипроцентный барьер. Рассчитайте, какой процент голосов был отдан за партии, и назовите те из них, которые не преодолели пятипроцентный барьер на выборах в 2011 г. (На столе перед игроками лежит лист с заданием. Участникам разрешено пользоваться калькулятором.)
Условия задачи:
На избирательные участки в 2011 г. пришло 65,7 млн. человек. «Единая Россия» получила 32,4 млн. голосов, КПРФ -12,6 млн. За «Справедливую Россию» отдали свои голоса 8,7 млн. россиян, за ЛДПР - 7,7 млн., за «Яблоко» - 2,3 млн. «Патриотов России» поддержали 0,7 млн., а «Правое дело» - 0,4 млн. Испорченных бюллетеней - 1 млн.
Ответ: На избирательные участки в 2011 г. пришло 65,7 млн. человек. «Единая Россия» получила 49,3 процента голосов. КПРФ - 19,2. За «Справедливую Россию» отдали свои голоса 13,2 процента россиян, за ЛДПР - 11,7, за «Яблоко» - 3,4. «Патриотов России» поддержал 1 процент, а «Правое дело» - 0,6. Испорченных бюллетеней - 1,6 процента. Не прошли: «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело». (После выполнения задания Хозяин станции (6) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Легитимация - узаконение какого-либо нового политического режима, придание ему легитимности (согласия народа с властью).
(Игроки переходят на седьмую станцию)
СТАНЦИЯ 7. «ПРЕЗИДЕНТ»
(Игроков встречает Хозяин станции (7))
Хозяин станции (7): Принцип разделения властей заключается в том, чтобы сферы властных полномочий были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, - это так называемая система сдержек и противовесов. (На столе перед игроками лежит лист со схемой, на которой пропущены элементы, см. рис. 1. Правильные ответы см. рис. 2)
Перед вами схема власти в Российской Федерации. Но на разных уровнях мы исключили из этой схемы некоторые элементы. Дополните таблицу, используя карточки. (После выполнения задания Хозяин станции (7) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Активное избирательное право - право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.) в качестве избирателя. (Игроки переходят на восьмую станцию)
СТАНЦИЯ 8. «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Примечание. Вставить информацию актуальную для региона, где проводится мероприятие.
(Игроков встречает Хозяин станции (8))
Хозяин станции (8): Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы. В нашей области выбирались губернаторы, мэры, депутаты Законодательного собрания и городского Совета. Сейчас вам предстоит определить, кто и какую должность в разное время занимал в органах местного самоуправления. (Хозяин станции (8) демонстрирует команде презентацию)
Ответы:
… - мэр.
…- мэр, губернатор.
…- мэр, губернатор.
…- председатель Совета депутатов.
…- председатель Совета депутатов города … пятого созыва.
…- председатель Законодательного собрания Ростовской области.
…- губернатор.
…- мэр, губернатор.
(После выполнения задания Хозяин станции (8) выдаёт команде карточку «знание»)
«Знание». Пассивное избирательное право закрепляет возможность гражданина быть избранным в государственные органы власти (парламент, муниципалитет и т. д.). (Игроки переходят на девятую, финальную станцию)
СТАНЦИЯ 9. «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК»
(Все команды собираются на этой станции для выполнения финального задания. Игроков встречают Ведущий и Наблюдатели)
Ведущий: Поздравляю всех, кто смог добраться до финала! Сейчас вам предстоит решающее испытание. Команда, выполнившая задание правильно за одну минуту, будет объявлена победителем. (Для финального задания на четырёх столах раскладываются карточки с утверждениями и стрелки двух цветов (красные и белые, см. рис. 3). Карточка «В политическом плюрализме нет необходимости» лежит лицом вверх, остальные - вниз. Лучше закрепить карточки скотчем.)
Перед вами на столе тест, но большая часть вопросов закрыта. Открыть их вы сможете, только ответив на самый первый вопрос. Если вы согласны с утверждением, то переходите по красной стрелочке (ДА) и открывайте новый вопрос. Если не согласны - переходите по белой стрелочке (НЕТ). И так далее. Если в конце теста вы пришли к надписи «Демократия» - вы выиграли, если к «Тоталитаризму» - проиграли. Ну а надписи «Смешанный тип» дают возможность вернуться к началу и пройти тест заново, если позволяет время.
В вопросах вы встретите много незнакомых терминов. Воспользуйтесь карточками «знание». Итак, время пошло!
Задание:
(Участники выполняют задание. Наблюдатели следят за ходом работы)
Ответы
(Ведущий подводит итоги игры и называет команду-победителя)
Ведущий: Дорогие друзья! Вы - будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Мы надеемся, что знания, полученные при прохождении нашего квеста, помогут вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.
Это необходимо для развития и процветания нашей страны. От того, какой выбор вы будете делать, зависит будущее России. И мы хотим всем вам вручить медаль «Ответственный за будущее России».
(Ведущий, Хозяева станций и Наблюдатели вручают всем участникам медали)
А теперь переходим к награждению победителей!
(Награждение команды-победителя)
Бусаргина, И.В. Право выбирать: квест /М.В.Бусаргина, Д.В.Судакова//Читаем, учимся, играем.-2018.- № 1.- С.75-85.